Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению МПА СНГ
от 28.10.2022 N 54-17
Межпарламентская Ассамблея государств - участников
Содружества Независимых Государств
Рекомендации
по согласованным подходам к формированию системы современного фармацевтического образования в государствах - участниках СНГ
Настоящие рекомендации составлены на основе анализа опыта реализации программ подготовки фармацевтических кадров в государствах - участниках Содружества Независимых Государств с учетом международных тенденций в области фармацевтического образования и мегатрендов глобальных изменений. Рекомендации призваны способствовать устойчивому развитию систем фармацевтического образования и совершенствованию качества подготовки фармацевтических кадров на основе синергетического эффекта, конкурентоспособности образовательных систем и научных школ государств - участников СНГ, а также укрепления их позиций в области фармацевтического образования на глобальном уровне.
Цель рекомендаций описание подходов к развитию системы современного фармацевтического образования, обеспечивающих подготовку провизоров и фармацевтов, которые способны ответить на вызовы, стоящие перед системой здравоохранения и обществом в целом. Рекомендации направлены на создание условий для обеспечения максимального соответствия компетенций выпускников требованиям рынка труда в условиях быстрой смены технологий, что до сих пор остается одной из главных проблем рынка труда в мире.
Фармацевтические кадры являются одним из ключевых звеньев в системе обеспечения широкого доступа населения к услугам здравоохранения, вакцинам и лекарственным препаратам на глобальном, национальном и локальном уровнях. "Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте" одна из глобальных целей устойчивого развития (далее - ЦУР), которых все государства Организации Объединенных Наций согласились достичь к 2030 году. На международном уровне в рамках ЦУР задачи по обеспечению "доступа к безопасным, эффективным, качественным и недорогим основным лекарственным средствам и вакцинам" решает Всемирная организация здравоохранения (далее - ВОЗ).
Гармонизация подходов к формированию системы современного фармацевтического образования в государствах - участниках СНГ позволит создать условия для обмена опытом и внедрения лучших практик, повышения уровня академической мобильности профессорско-преподавательского состава и обучающихся, а также для объединения усилий образовательных организаций, научных организаций и предприятий фармацевтической отрасли в целях обеспечения:
- подготовки высококвалифицированных фармацевтических кадров, способных решать нестандартные задачи и справляться с вызовами будущего, для решения перспективных задач в сфере фармацевтики, биотехнологий и смежных областях;
- реализации соответствующих современным стандартам и передовым технологиям образовательных программ по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям;
- развития и поддержания механизмов формирования образовательных экосистем как эффективных форматов партнерства образовательных, научных и профессиональных организаций и сообществ, в том числе посредством совместной реализации образовательных программ и построения образовательных траекторий;
- формирования сообщества "лидеров изменений", активно вовлеченных в процессы трансформации системы фармацевтического образования и комплексного повышения компетенций управленческих команд образовательных организаций, которые осуществляют подготовку фармацевтических кадров.
I. Вызовы и возможности
В настоящее время мир столкнулся с вызовами неопределенности, сложности, неоднозначности и растущей изменчивости (VUCA). Фармацевтическое образование стоит перед необходимостью ответить на эти вызовы, обеспечив подготовку выпускников к становлению и профессиональному развитию в условиях ускоряющихся изменений. Понимание мегатрендов и выстраивание системы подготовки фармацевтических кадров с их учетом - залог обеспечения соответствия выпускников, прошедших цикл обучения за несколько лет, требованиям рынка труда будущего.
Принято выделять следующие основные мегатренды, которые с высокой долей вероятности будут определять изменения в образовании, здравоохранении, фармацевтике и других сферах в ближайшие десятилетия: цифровизация, автоматизация, трансформация социальных институтов, демографические изменения.
Тренды цифровизации и автоматизации проявляются в фармацевтической сфере через изменение процессов поиска, разработки, исследований, производства и реализации лекарственных средств за счет применения методов сбора больших массивов данных, их анализа и пересмотра; обостряющуюся необходимость получения информации в нужное время и в нужном объеме для принятия решений; потребности в единых платформах для поиска пациентов и исследований; развитие новых технологий: цифровой инжиниринг, интеллектуальное производство, аддитивные технологии, применение технологий блокчейна и искусственного интеллекта (набора технологических решений, имитирующих когнитивные функции человека и позволяющих получать результаты, сопоставимые с результатами интеллектуальной деятельности человека; например, для выстраивания индивидуальных образовательных траекторий, формирования компетентностных моделей и ряда других образовательных задач) на всех этапах жизненного цикла лекарственного препарата. В результате растет спрос на специалистов, обладающих компетенциями на стыке двух предметных областей ИТ и фармацевтики.
Ожидается, что, несмотря на тотальную цифровизацию и автоматизацию рутинных процессов не только на производстве, но и в розничной и оптовой торговле лекарственными препаратами (механизмы дистанционной реализации и доставки лекарственных препаратов), будет расти спрос на "человекоориентированные услуги". К ним относятся фармацевтическое информирование и консультирование фармацевтические услуги, основанные на принципах фармацевтической опеки и рационального применения лекарственных средств.
В условиях внедрения технологий нового поколения появляются так называемые инновационные технологические секторы в фармацевтическом производстве: умное предприятие; гибкое производство, нацеленное на обеспечение производства лекарственных препаратов незначительными партиями для персонифицированной/точной медицины; технологии single-use, позволяющие обеспечивать непрерывное производство лекарственных средств.
Демографические изменения (рост продолжительности жизни) во многом связаны с развитием лекарственного обеспечения, его доступности и эффективности. Современные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы ориентированы на поиск и создание новых генетических и клеточных технологий, разработку инновационных лекарственных препаратов. Этот тренд имеет прямое отношение к формированию сектора генерации новых знаний: развитию научных исследований и разработок, сферы внедрения прорывных технологий и обеспечения эффективной дальнейшей эксплуатации. В результате растет спрос на фармацевтические кадры, способные не только разрабатывать новые технологии, но и коммерциализировать, внедрять и регулярно использовать их. Более того, продолжает расти спрос на специалистов, способных выработать стратегию развития фармацевтических предприятий и отрасли в целом, обладающих системным видением и компетенциями в области анализа больших данных, управления экспертными сообществами и аккумуляции коллективного опыта, открытости к изменениям.
Таким образом, профессиональная деятельность фармацевтических кадров подвергается непрерывным изменениям, которые обусловлены широким внедрением технологий анализа больших данных, искусственного интеллекта, блокчейна, дистанционной торговли, маркетплейсов и мобильных приложений, растущим разнообразием номенклатуры лекарственных препаратов и появлением принципиально новых медицинских и фармацевтических продуктов. Все эти изменения должны найти отражение в содержании подготовки фармацевтических кадров, включая систему непрерывного фармацевтического образования (на протяжении всей жизни).
С другой стороны, сама система образования испытывает трансформирующее влияние мегатрендов: распространение цифровых технологий и "образования без границ" (в том числе массовые открытые онлайн-курсы); фокус на студентоцентрированном подходе, индивидуальные и коллективные подходы к обучению; уход от традиционных моделей обучения, базирующихся на заданном перечне компетенций; смена роли педагога с транслятора знаний на наставника; развитие механизмов сетевых взаимодействий между образовательными организациями и индустриальными партнерами, в том числе в результате необходимости обеспечения соответствия программ обучения современному состоянию отрасли. Таким образом, основными направлениями развития образовательных систем в ближайшей перспективе станут внедрение образовательных программ, максимально соответствующих текущим и будущим требованиям рынка труда, трансформация подходов к обучению с фокусом на коллективном обучении при сохранении студентоцентрированности, снижение уровня затрат на обучение посредством использования новых симуляционных технологий: дополненной реальности (комплекс технологических решений, позволяющих визуализировать изучаемые объекты), виртуальной реальности (комплекс технологических решений, позволяющих спроектировать и предоставить обучающемуся опыт практической деятельности), включая расширенную реальность (XR, комплекс технологических компьютерных решений, позволяющих создавать виртуальные среды и обеспечивать человеко-машинные взаимодействия, "технологии погружения", применяемые в обучении фармацевтического персонала).
II. Текущая ситуация
С целью гармонизации понятий, которые используются для обозначения специалистов, получивших фармацевтическое образование в государствах - участниках СНГ, предлагается применять следующую терминологию, базирующуюся на принципах ВОЗ в сфере классификации кадров здравоохранения:
- фармацевтические кадровые ресурсы (далее - ФКР) - совокупность лиц, освоивших образовательные программы фармацевтического образования и способных осуществлять профессиональную деятельность в сфере обращения лекарственных средств (на всех этапах жизненного цикла лекарственного препарата: от поиска и разработки до постмаркетингового мониторинга препарата, обращающегося на фармацевтическом рынке);
- фармацевтические кадры - совокупность лиц, освоивших образовательные программы фармацевтического образования и осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с производством, контролем качества и гражданским оборотом лекарственных средств.
ФКР наиболее востребованы следующими сегментами системы здравоохранения: аптечный сегмент (различные типы аптечных организаций - розничные, больничные), производственный сегмент (предприятия - производители лекарственных средств), оптовый сегмент (дистрибьюторы лекарственных средств, логистические компании, медицинские склады и др.), научно-исследовательский сегмент, сфера контроля качества лекарственных средств (контрольно-аналитические лаборатории) или государственный сектор (государственные учреждения) и образовательные организации. ФКР востребованы также в других министерствах и ведомствах (военная фармация, фармация катастроф, силовые структуры, ветеринарная фармация).
Каждая из перечисленных сфер профессиональной деятельности ФКР требует наличия целого комплекса компетенций ("мягких" и "жестких" навыков (soft skills и hard skills соответственно), практического опыта). При этом можно выделить набор компетенций, который является базовым для ФКР вне зависимости от сферы профессиональной деятельности: междисциплинарная подготовка высокого уровня с медико-химико-биологическим уклоном, развитые "мягкие" навыки, устойчивая мотивация к обучению в течение всей жизни и к постоянному профессиональному и личностному развитию, межэтническая толерантность, компетенции в области правового регулирования фармацевтической сферы, компетенции в области экономики и менеджмента фармации, компетенции в области применения современных информационных технологий в профессиональной сфере (цифровые компетенции).
Отдельного внимания "мягкие" навыки заслуживают ввиду их растущей востребованности среди работодателей и того, что они формируют базу для успешного профессионального развития и эффективной деловой коммуникации будущего выпускника. К базовым категориям "мягких" навыков, востребованных в настоящее время, можно отнести: эффективное планирование и организованность, открытость к изменениям и умение действовать в условиях неопределенности, эффективную коммуникацию, критическое мышление, системное мышление, сотрудничество, личную мотивацию и устойчивость. Компетенции сотрудничества и коммуникации являются критически значимыми для ФКР, наряду с "жесткими" навыками, в связи с тем, что в зависимости от социально-экономических особенностей в каждой стране формируется собственная модель взаимодействия фармацевтических кадров в рамках обеспечения населения лекарственными средствами. Варианты моделей взаимодействия обусловлены различными факторами, например демографическими (численность населения, соотношение городских и сельских жителей), государственно-правовыми (законодательство в сфере социально-трудовых отношений, правовое регулирование в области здравоохранения), экономическими (общее состояние экономики, ресурсный потенциал отрасли). Указанные факторы важно учитывать при выстраивании системы подготовки фармацевтических кадров.
III. Подходы к формированию современной системы фармацевтического образования
Формирование системы современного фармацевтического образования должно осуществляться путем трансформации существующей модели с фокусом на создании образовательной экосистемы возможностей, а не исключительной ретрансляции знаний и навыков по перечню компетенций, заложенному при проектировании программ. В дополнение к этой общей парадигме образовательные организации должны стремиться к устойчивому сокращению разрыва между содержанием образовательных программ и требованиями рынка труда, в том числе за счет непрерывной актуализации и создания опережающего контента. Образовательные траектории подготовки ФКР должны обеспечивать выпускнику будущие возможности смены сферы профессиональной деятельности в такой быстро изменяющейся отрасли, как фармацевтика.
Это создаст предпосылки для ориентации образовательной системы на внедрение сетевого гибкого подхода к обучению и проектированию образовательных траекторий, развитию моделей сотрудничества студентов и преподавателей, а также консолидации образовательных организаций с индустриальными партнерами и научно-образовательными учреждениями, формированию интерактивных образовательных пространств.
Таким образом, системы фармацевтического образования будущего представляются более динамичными и открытыми. Они будут характеризоваться вариативностью, геймифицированностью (использование комплекса игровых технологий, позволяющих повысить уровень вовлеченности обучающихся в решение прикладных задач профессиональной деятельности), интерактивностью и индивидуализированностью обучения при сохранении фокуса на коллективном обучении для обеспечения формирования "мягких" навыков.
Для реализации описанных подходов рекомендуется следовать нижеперечисленным направлениям организации современного фармацевтического образования, учитывая особенности системы здравоохранения и фармацевтической отрасли на национальном и локальном уровнях:
1) регулярная количественная оценка состояния ФКР в квалификационно-профессиональном разрезе и оценка уровня обеспеченности ФКР систем здравоохранения на локальном и национальном уровне, что является необходимым условием обеспечения соответствия объемов и качества подготовки выпускников требованиям рынка труда;
2) формирование содержания и траекторий профессионального и дополнительного фармацевтического образования, включая непрерывное образование, на основе изучения текущей потребности работодателей и исследований (форсайт) будущих потребностей фармацевтического сектора экономики в компетенциях ФКР (составление и регулярная актуализация перечня "навыков будущего");
3) обеспечение интеграции науки и фармацевтического образования (трансфер новых знаний и опыта в области применения лекарственных средств в реализуемые образовательные программы, вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность);
4) проектно-ориентированное обучение (фокус на развитии коллективного потенциала посредством обучения не отдельных студентов, а команд, организаций и сообществ);
5) междисциплинарность подготовки и межпрофессиональное развитие ФКР;
6) практико-ориентированное обучение, обеспечивающее моделирование условий осуществления профессиональной деятельности в процессе обучения и погружение в них студента, в том числе посредством применения симуляционных технологий;
7) сохранение и приумножение национальных традиций (формирование у ФКР компетенций в области традиционной медицины и фармации);
8) применение при управлении образовательным процессом и его организации технологий искусственного интеллекта, геймификации, анализа больших данных, технологий индивидуализации образовательных траекторий;
9) создание эффективной системы управления кадровым обеспечением образовательной деятельности по программам фармацевтического образования с фокусом на развитии педагогического потенциала (обеспечение преподавателям доступа к современным знаниям в соответствующей профессиональной области, укрепление междисциплинарной подготовки преподавателей, стажировки на фармацевтических предприятиях, развитие цифровых компетенций, ориентация на роль "преподаватель - наставник и навигатор по образовательной траектории");
10) обеспечение открытости и доступности фармацевтического образования для ФКР, осуществляющих профессиональную деятельность, в том числе посредством применения цифровых и интерактивных образовательных сервисов для обеспечения возможности непрерывного фармацевтического образования в течение профессиональной жизни;
11) создание среды сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса (студенты, преподаватели, администрация, работодатели и заказчики);
12) привлечение к участию в реализации программ подготовки ФКР практикующих специалистов в области фармации, образования, а также исследователей;
13) документирование, формализация и распространение усилий и опыта по подготовке ФКР на международном уровне.
Таким образом, при применении рекомендуемых подходов должны быть созданы условия для постоянного повышения эффективности кадрового обеспечения системы здравоохранения с учетом следующих факторов: профессионализм преподавателей и будущих выпускников, ориентация на требования рынка труда и на пациента, интеграция в образование лучших практик фармацевтической помощи на мировом и национальном уровнях, ориентация на социально-эмоциональное обучение (комплекс технологий формирования "мягких" навыков через развитие эмоционального интеллекта обучающихся и осознания социальной значимости будущей фармацевтической профессии).
Модель фармацевтического образования, построенная по принципу "образование на основе учета потребностей", предполагает, что содержание подготовки ФКР определяется на локальном (национальном и (или) региональном) уровне с учетом национальных/региональных приоритетов социально-экономического развития (включая развитие здравоохранения), в том числе потребности в опережающей подготовке фармацевтических кадров, обладающих перспективными компетенциями. В такой модели должен быть заложен принцип социальной ответственности, глобальной интеграции и гарантии качества образования для того, чтобы выпускники, вступив на рынок труда, способствовали повышению доступности и эффективности лекарственной помощи гражданам. При этом национальные образовательные стандарты должны быть ориентированы на изменяющиеся требования рынка труда и предоставлять возможность дополнить перечень компетенций выпускников востребованными и перспективными навыками с учетом развивающихся технологий в области фармации.
IV. Направления развития системы современного фармацевтического образования
Системы фармацевтического образования представляют собой открытые динамические среды. Их будущее напрямую связано с тенденциями развития фармацевтической отрасли, а также системы здравоохранения и образования в целом. Для определения векторов развития необходимо ориентироваться на перспективы развития системы здравоохранения и фармацевтической сферы, которые определяются основной задачей - комплексной заботой о пациенте. Фармацевтика - это отрасль, которая неразрывно связана с рядом смежных областей: биотехнологии, генетика, биология, химия, инженерия, физика и др. К основным ориентирам развития относят: искусственный интеллект; аналитику больших данных; цифровую терапию; лечебную терапию, гибкое производство; точную медицину; аддитивное производство, основанное на применении технологий послойного получения лекарственных форм с помощью технологий 3D-печати; блокчейн; данные реального мира (технологии сбора и анализа данных об эффективности и безопасности применения инновационных лекарственных препаратов в широкой медицинской практике). В этих условиях выпускнику недостаточно владеть компетенциями в области последовательного решения проблем путем их декомпозиции на выполнимые задачи, как учит традиционная модель образования. Необходимо обладать широким спектром знаний из различных предметных областей, умением генерировать и синтезировать идеи, выявлять неочевидные связи, быть готовым к инновациям и постоянно изменяющимся условиям.
В условиях ускорения изменений в фармацевтической сфере и мире в целом системы фармацевтического образования на национальном и региональном уровнях должны выявлять тенденции и выстраивать стратегии своего развития с их учетом.
Стратегия развития подготовки ФКР должна согласовываться с демографическими изменениями, нарастающей скоростью появления новых технологий в области терапии и необходимостью непрерывного улучшения уровня доступности лекарственных средств и их экспертизы. Постоянное развитие системы фармацевтического образования предполагает подход к процессу подготовки ФКР, основанный на адаптации образовательных целей и методов обучения к возникающим потребностям пациентов и гражданского общества. Формирование у выпускников образовательных программ подготовки ФКР передовых профессиональных компетенций, "мягких" навыков, лидерских качеств, гибкости и способности адаптироваться к изменяющимся потребностям пациентов и условиям внешней/внутренней среды является гарантией высокого качества фармацевтического образования. Такие личностные качества, как милосердие, сочувствие к окружающим, навыки работы в команде, открытость к изменениям, умение сотрудничать и эффективно общаться, также требуют постоянного развития - в течение всей профессиональной жизни.
Базовые принципы развития фармацевтических наук и образования, отражающие основные ориентиры
1. Образование является фундаментом для развития фармацевтической практики, фармацевтических наук на национальном уровне и в глобальном масштабе.
2. Своевременный доступ пациентов к эффективным и безопасным лекарственным средствам обеспечивается высококвалифицированными ФКР.
3. Рациональное ответственное использование клинически эффективных, безопасных и качественных лекарственных средств обеспечивается в том числе ФКР.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3. ФКР должны осознавать персональную ответственность за поддержание надлежащего уровня своей квалификации на протяжении всей профессиональной деятельности.
4. ФКР на протяжении всей своей профессиональной деятельности должны иметь равный доступ к возможностям фармацевтического образования вне зависимости от уровня квалификации.
5. Непрерывное профессиональное развитие каждого работника в области фармации обеспечивает совершенствование лекарственного обеспечения пациентов.
6. Развитие фундаментальных и прикладных научных исследований и внедрение передовых технологий - залог внедрения в клиническую практику более эффективных и безопасных лекарственных средств.
7. Ценность профессиональной деятельности ФКР и их вклад в здравоохранение должны признаваться пациентами и гражданским обществом во всех странах и регионах.
8. Системы фармацевтического образования должны быть обеспечены современной материально-технической базой или иметь доступ к современной научно-исследовательской и технологической инфраструктуре с целью создания условий для повышения качества подготовки ФКР.
9. Образовательные программы и образовательный контент должны постоянно обновляться.
10. Система гарантии качества фармацевтического образования должна функционировать на основе общепринятых механизмов оценки качества подготовки выпускников, в том числе сбора и анализа обратной связи от студентов, выпускников, преподавателей и работодателей, позволяющих своевременно предпринимать корректирующие меры.
11. Экспертное сообщество, объединяющее профессионалов в области фармацевтического образования - "лидеров изменений", заинтересованных в постоянном улучшении системы подготовки ФКР, открытых к инновациям, способных вырабатывать стратегии развития, внедрять инновации и обеспечивать трансформационные процессы в системе фармацевтического образования, должно развиваться.
Направления развития системы фармацевтического образования
1. Формирование образовательных экосистем, обеспечивающих интеграцию "образование наука отрасль" (гибридных образовательных сред):
- создание образовательной инфраструктуры для развития профессиональных компетенций ФКР как основы для консолидации усилий всех сторон, заинтересованных в качественной подготовке фармацевтических кадров различных уровней квалификации, с целью обеспечения условий для профессионального роста выпускников;
- расширение возможностей для осуществления качественной подготовки фармацевтических кадров путем разработки образовательных программ различного уровня, соответствующих текущим и перспективным целям и потребностям системы здравоохранения и фармацевтической отрасли;
- внедрение механизмов привлечения выпускников во все области фармацевтической практики и науки (например, для повышения в глазах выпускников привлекательности и престижа карьеры в профильных учреждениях образования в качестве преподавателей/наставников, в промышленной фармации, естественных науках);
- установление устойчивых связей с работодателями и привлечение их к экспертизе качества образовательных программ;
- развитие сетевого взаимодействия с представителями сферы науки, образования с целью консолидации усилий и ресурсов по подготовке востребованных ФКР, в том числе для повышения качества междисциплинарной, практической, проектной и научной подготовки;
- повышение инвестиционной привлекательности фармацевтического образования;
- продолжение международной интеграции и интернационализации фармацевтического образования;
- непрерывное развитие педагогического потенциала обеспечение для преподавателей возможности обучаться путем использования новых методов обучения, включая дистанционные и виртуальные, технологий геймификации обучения, методов командного обучения, приобретения навыков фасилитации (эффективной организации активной групповой работы обучающихся) и совершенствования навыков мотивации и расширения возможностей студентов, применения новых подходов к оцениванию образовательных результатов, навыков управления групповой динамикой, модерации, ситуационного лидерства;
- создание среды для обмена опытом и практиками между преподавателями.
2. Повышение качества фармацевтического образования и обеспечение карьерных перспектив выпускников:
- проведение комплексной профориентационной работы "абитуриент - студент - выпускник" как инструмента содействия развитию траекторий профессионального развития ФКР;
- формирование эффективных, гибких образовательных траекторий, адаптированных к изменяющимся условиям осуществления ФКР профессиональной деятельности с учетом развития фармацевтической науки и иных смежных отраслей науки, с целью создания условий для поддержания надлежащего уровня квалификации практикующих ФКР;
- создание рабочей группы для выработки подходов к гармонизации до- и последипломного образования специалистов в фармацевтической сфере с последующим взаимным признанием документов об образовании и (или) квалификации, в том числе сертификационных документов;
- разработка надежных критериев оценки качества обучения, которые можно использовать в процессе и по итогам освоения компетенций;
- формирование базовых траекторий профессионального развития с целью создания условий для плавного перехода от первичной практики (начальный уровень в рамках траектории профессионального развития выпускников) к продвинутому уровню работы в области фармации;
- разработка рекомендаций, симуляторов и модельных кейсов по взаимодействию в деловой среде для ФКР, первично вступивших на рынок труда после получения фармацевтического образования (начинающих карьеру в области фармации);
- развитие интегрированных в практику межпрофессиональных и междисциплинарных структур образования и обучения;
- создание и развитие среды наставничества для выпускников и ФКР, начинающих карьеру в области фармации.
3. Содержание подготовки - фокус на обеспечении востребованности выпускников:
- разработка формализованных и унифицированных рамок оценки сформированности компетенций ФКР на всех этапах их профессиональной карьеры;
- разработка комплекса программ повышения квалификации и (или) профессиональной подготовки ФКР, подходящих для всех сфер профессиональной деятельности в области фармации, в соответствии с локальными национальными и региональными потребностями;
- включение в образовательные программы компетенций, касающихся национальных особенностей (традиционная медицина и фармакология, использование локального лекарственного растительного сырья);
- обеспечение профессионального развития на основе перечня базовых (обязательных) компетенций, освоение которых фармацевтическими кадрами необходимо для эффективного решения задач будущей профессиональной деятельности в любой сфере;
- развитие компетенций, формируемых при освоении экономических дисциплин, маркетинга, менеджмента;
- развитие цифровых компетенций, в том числе компетенций в области применения информационных технологий (включая технологии искусственного интеллекта) для прогнозирования продаж и управления остатками лекарственных средств в онлайн-режиме, для работы с базами данных (включая анализ больших данных), с платформами в сфере электронной коммерции, с системами электронного оборота рецептов и телемедицины;
- разработка образовательных траекторий и модельных образовательных программ, которые обеспечат взаимосвязь формирования базовых лидерских качеств с развитием компетенций, необходимых для успешного профессионального становления;
- вовлечение обучающихся в динамичный образовательный процесс и участие их в рамках практической подготовки в работе фармацевтических организаций / организаций здравоохранения как условие осознания ими цели и назначения профессиональной деятельности.
4. Развитие лидерских качеств и "мягких" навыков:
- разработка стратегий и программ по формированию необходимых лидерских качеств на всех этапах карьеры, в том числе в области фармацевтических наук, а также на всех уровнях подготовки фармацевтических кадров;
- внедрение методов коллективного обучения с фокусом на обучении в командах, в том числе обучение команд, включающих в себя фармацевтические и медицинские кадры (например, продвижение групповых подходов к оказанию медицинских и фармацевтических услуг);
- построение образовательных траекторий на основе обеспечения преемственности компетенций, формирующих лидерские качества фармацевтических кадров на различных уровнях образования;
- создание образовательной среды, позволяющей сформировать у выпускников компетенции устойчивости к растущей изменчивости, неопределенности, сложности и неоднозначности будущего (в том числе критическое и системное мышление, открытость к инновациями, креативность, способность к работе в команде, включая компетенции сотрудничества), когнитивную готовность к постоянному повышению образовательного уровня, способность к саморазвитию, проведению исследовательских работ, помогающих соединить науку, образование и практику при решении определенных задач;
- развитие этических норм и правил, этической и санитарно-гигиенической компетенции специалистов как составляющей их профессионализма;
- развитие системы проектно-ориентированного обучения как механизма обеспечения формирования лидерских качеств и мягких компетенций;
- развитие компетенций, позволяющих выпускникам справляться с растущим объемом информации (навыков поиска информации, обработки и анализа данных, информационной гигиены, способности управлять своим вниманием);
- развитие у выпускников устойчивой мотивации к достижению профессионального мастерства.
5. Обеспечение условий непрерывного развития на основе мониторинга изменений:
- разработка системы мониторинга для определения текущей кадровой ситуации и тенденций в области развития ФКР с целью создания условий для выработки эффективных решений по подготовке фармацевтических кадров в квалификационно-профессиональном разрезе (с учетом ограничений, налагаемых длительностью цикла подготовки кадров в учреждениях образования в зависимости от уровня получаемого обучающимися образования). Цели по совершенствованию подготовки фармацевтических кадров должны быть основаны на фактических данных, достижимы, измеримы, выполнимы и иметь отношение ко всем странам и регионам СНГ.
Приняты на пятьдесят четвертом
пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств - участников СНГ
(постановление N 54-17 от 28.10.2022)
<< Назад |
||
Содержание Постановление Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ от 28 октября 2022 г. N 54-17 "О Рекомендациях по согласованным... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.