Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 4. Основные объекты международного наблюдения в период проведения избирательной кампании
Объектами международного наблюдения за выборами являются предусмотренные национальным законодательством и реализуемые всеми участниками избирательного процесса действия (процедуры), обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан.
4.1. Основные требования к избирательной кампании
4.1.1. Очередные (внеочередные) выборы назначаются и проводятся в соответствии с указами (распоряжениями) лиц, уполномоченных конституцией государства и национальными законами, либо в силу закона. Национальный орган администрирования выборов в течение срока, определенного национальными законами, разрабатывает и публикует в открытой печати (размещает на своем официальном сайте в сети Интернет) календарный план основных мероприятий по подготовке и проведению выборов. В этом документе отражаются основные этапы подготовки к выборам, сроки осуществления избирательных действий и процедур, предписанные национальными законами. Международные наблюдатели на основе анализа календарного плана и мониторинга его исполнения убеждаются в непрерывности избирательной кампании, своевременности выполнения всеми участниками электорального процесса предусмотренных законом и международными обязательствами государства избирательных действий и процедур.
4.1.2. Национальным законодательством гарантирована свобода самовыражения, собраний и ассоциаций. Эта свобода обеспечивается в полном объеме и на постоянной основе, что создает условия для формирования политических платформ кандидатами, политическими партиями, а также информирования граждан о кандидатах, их предвыборных программах.
4.1.3. Кандидаты, политические партии имеют реальную возможность распространять свои предвыборные программы и информационно-агитационные материалы без необоснованного вмешательства в ход их избирательной кампании со стороны органов государственной и местной власти, а также других участников избирательного процесса.
4.1.4. Длительность избирательной кампании с момента ее официального начала и вплоть до объявления окончательных итогов уполномоченным на то органом достаточна для того, чтобы кандидаты, политические партии имели время на выдвижение и регистрацию кандидатов, формирование и использование избирательного фонда, ознакомление избирателей с предвыборными программами, защиту своих законных интересов в избирательных комиссиях и судебных органах.
4.1.5. Регламентируется порядок согласования (получения разрешений на проведение) митингов, шествий, иных публичных информационно-агитационных мероприятий и осуществления деятельности, направленной на получение финансовой поддержки со стороны национальных юридических и физических лиц; указанный порядок должен носить открытый и гласный характер. Законодательно предусмотрена возможность обращения в суд в случае неправомочной задержки или отказа в выдаче разрешения на проведение такого мероприятия и оперативного судебного рассмотрения указанных обращений. Международные наблюдатели обращают внимание на то, отведены ли полномочными органами власти места для митингов и встреч с избирателями, обеспечен ли доступ к ним всем кандидатам и политическим партиям, группам референдума, предоставлены ли возможности для распространения агитационных материалов, свобода собраний, ассоциаций и самовыражения всем конкурирующим политическим силам. Особо учитывается, что возможные случаи применения кем бы то ни было насилия или угрозы прибегнуть к насилию могут негативно отразиться на атмосфере, в которой проводится избирательная кампания. Насилие, а также угрозы применения насилия для воздействия на политических оппонентов и избирателей немедленно пресекаются правоохранительными органами государства, в котором проводятся выборы.
4.2. Защита электоральных процессов и государственного суверенитета
4.2.1. Демократические выборы - одна из высших форм выражения власти и воли народа как носителя государственного суверенитета. Соблюдение и защита избирательных прав граждан является целью и обязанностью правового государства.
4.2.2. Объектом иностранного вмешательства в выборы являются свободные выборы как высшее непосредственное выражение власти народа, их организация и проведение в соответствии с национальным законодательством и международными обязательствами государства.
4.2.3. Иностранное вмешательство в выборы может быть реализовано в следующих формах:
а) вмешательство в деятельность избирательных комиссий (участие в работе комиссии или вмешательство в работу комиссии лиц, не имеющих на это права в соответствии с законодательством, а также иностранных (международных) наблюдателей);
б) вмешательство при реализации пассивного избирательного права (выдвижение и регистрация иностранных граждан, лиц без гражданства, граждан государства, имеющих иностранное гражданство или вид на жительство в иностранном государстве, и иных лиц, пассивное избирательное право которых ограничено вследствие связи с иностранным государством, а также физических лиц, осуществляющих функции иностранного агента, или кандидатов, аффилированных с выполняющими функции иностранного агента лицами, без указания информации об этом; участие в поддержке выдвижения кандидатов (сборе подписей) в качестве сборщика подписей или избирателя, проставляющего подпись, иностранного гражданина, лица без гражданства);
в) вмешательство при реализации активного избирательного права (участие в голосовании или препятствование проведению голосования со стороны иностранных граждан, органов и организаций, лиц без гражданства);
г) вмешательство в информационное обеспечение выборов (участие иностранных средств массовой информации, граждан и лиц без гражданства в информационном обеспечении выборов и предвыборной агитации с нарушением требований национального законодательства);
д) вмешательство в финансирование выборов (нарушение установленных национальным законодательством правил финансирования избирательного процесса со стороны иностранных граждан, органов и организаций, международных организаций, лиц без гражданства);
е) вмешательство при организации голосования и подсчете голосов избирателей (воздействие на деятельность избирательных комиссий, корректировка итогов голосования, публичные комментарии международных наблюдателей о ходе избирательного процесса в период, когда такие комментарии не допускаются национальным законодательством).
4.2.4. Международным наблюдателям при осуществлении мониторинга выборов следует устанавливать наличие признаков и фактов:
а) прямого иностранного вмешательства - противоправного воздействия на систему установления итогов выборов, организации кибератак на информационные ресурсы избирательных комиссий с целью корректировки данных об итогах голосования, принуждения и иного прямого незаконного воздействия на голосование избирателей за или против определенного кандидата, партию и т.п.;
б) косвенного иностранного вмешательства - противоправного скрытого иностранного воздействия на выборы в виде использования информационно-коммуникационных технологий, социальных сетей, телеграм-каналов, агитационных материалов, финансирования кампаний и иных скрытых способов влияния на формирование общественного мнения и воздействия на политический результат.
4.3. Информирование избирателей о выборах
4.3.1. Государство обеспечивает в соответствии с действующим законодательством свободу поиска, сбора, распространения информации о выборах, кандидатах, списках кандидатов, политических партиях (коалициях), принимающих участие в выборах, об иных участниках выборов, указанных в национальных законах, а также беспристрастное информационное освещение назначения, хода подготовки и проведения выборов, избирательных кампаний кандидатов, политических партий (коалиций) в национальных средствах массовой информации и телекоммуникаций, в сети Интернет.
4.3.2. Объектами информирования в период с момента официального объявления выборов и вплоть до завершения голосования являются избиратели, которым предоставляется вся необходимая информация, для того чтобы они могли осознанно принять решение об участии в выборах и сделать свой выбор. Информирование затрагивает все составляющие всю проблематику избирательного процесса, не нарушает равенства кандидатов, политических партий и избирательных объединений. Оно включает в себя, в частности, предоставление полной информации об этапах избирательного процесса, о действующем законодательстве и особенностях его применения, о кандидатах, избирательных объединениях, предвыборных агитационных мероприятиях.
4.3.3. Условие объективности информационного материала о предстоящих выборах подразумевает, что в указанном материале излагаются факты, а не домыслы, авторские комментарии отделяются от излагаемых фактов.
4.3.4. Избирательные комиссии, государственные средства массовой информации, средства массовой информации с частичным государственным и (или) муниципальным участием обеспечивают информационное освещение избирательных кампаний кандидатов, политических партий (коалиций), не проявляя при этом политических или иных, в том числе идеологических, пристрастий и предпочтений.
4.3.5. Информирование избирателей осуществляют органы государственной власти и местного самоуправления, избирательные комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, физические и юридические лица в соответствии с национальным законодательством. Обязанностью избирательных комиссий является информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, сроках и ходе избирательной кампании, а также о кандидатах и избирательных объединениях, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов.
4.3.6. При анализе информационной деятельности избирательных комиссий и других организаторов выборов международные наблюдатели обращают внимание на следующие основные вопросы:
а) представлена ли информация о политических партиях и отдельных кандидатах, их предвыборных программах;
б) приведены ли данные о том, где, как и когда гражданин должен зарегистрироваться (проверить наличие регистрации) для голосования;
в) есть ли у гражданина возможность проверить, зарегистрирован ли он надлежащим образом, нет ли ошибок в персональных данных, препятствующих реализации его избирательных прав;
г) представлена ли информация о месте голосования (адресе избирательного участка), времени голосования и документах, предъявление которых является обязательным для получения избирательного бюллетеня. Информация о дате выборов, времени и месте голосования, программах политических партий и кандидатов должна быть предоставлена избирателям заблаговременно, чтобы они могли ею воспользоваться в полном объеме.
4.3.7. Государственные организации, осуществляющие издание печатных и выпуск электронных средств массовой информации СМИ, в предусмотренных национальными законами объемах предоставляют избирательным комиссиям печатную площадь и (или) эфирное время для информирования избирателей за счет средств, выделяемых из государственного бюджета. Национальные законы могут содержать конкретные условия и объемы предоставления эфирного времени (в минутах и секундах), печатной площади (в печатных листах). Информирование избирателей о кандидатах и избирательных объединениях осуществляется на равных основаниях, без оказания предпочтения тому или иному участнику избирательного процесса.
4.3.8. Деятельность печатных и электронных средств массовой информации СМИ по информированию избирателей осуществляется свободно. Недопустимо замалчивание информации об осуществляемых участниками избирательного процесса предвыборных мероприятиях при одновременном освещении таких же мероприятий, проводимых другими участниками. Вместе с тем отсутствие информационных сообщений о ком-либо из участников избирательного процесса в конкретный период не может служить основанием для отказа от публикации сообщений о состоявшихся в тот же период предвыборных агитационных мероприятиях других участников.
4.3.9. Порядок публикации (обнародования) данных о промежуточных итогах голосования, предполагаемых результатах выборов, в том числе размещение таких данных в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, определяется национальным законодательством.
4.3.10. Информационные материалы избирательных комиссий, передаваемые через электронные государственные средства массовой информации или средства массовой информации с частичным государственным и (или) муниципальным участием, по возможности сопровождаются сурдопереводом, бегущей строкой, иными формами (методами) информирования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
4.3.11. Государство может принимать специальные национальные программы гражданского образования участников выборов и содействовать разработке и принятию аналогичных межгосударственных программ, обеспечивать условия для ознакомления граждан и иных участников избирательной кампании с избирательными процедурами, обращая при этом особое внимание на информирование лиц с ограниченными возможностями здоровья.
4.3.12. Международные наблюдатели оценивают работу органов государственной власти, направленную на повышение уровня электоральной грамотности избирателей, в частности на полное и своевременное информирование о месте, времени и порядке голосования.
4.3.13. Государство обеспечивает представителям национальных меньшинств, этнических групп возможность ознакомиться с предусмотренной национальными законами информацией о выборах на их родном языке. Органы государственной власти обеспечивают лицам с ограниченными возможностями здоровья свободный доступ к подготовленным и изданным за счет бюджетных средств специальным информационным материалам при необходимости на языке национальных меньшинств о выборах, кандидатах, списках кандидатов, политических партиях (коалициях) и их предвыборных программах (платформах).
4.3.14. Национальными законами может быть предусмотрено повышение электоральной грамотности (культуры) и (или) информирование избирателей с использованием информационных технологий, включая информационные ролики на телевидении, информационные телеэкраны в наиболее оживленных местах населенных пунктов, объявления в общественном транспорте, смс-сообщения, присылаемые на мобильные телефоны избирателей, а также размещение информации в сети Интернет (в том числе программы электорального онлайн-образования) и т.д. Международным наблюдателям рекомендуется установить, какие мероприятия в данной области были проведены, кто в них принимал участие, как они способствовали достижению цели проведения демократических выборов.
4.4. Формирование и организация деятельности избирательных комиссий
4.4.1. Структура избирательных органов в соответствии с национальным законодательством может включать центральную, региональные, территориальные, окружные и участковые избирательные комиссии. Членам избирательных комиссий запрещается участвовать в избирательной кампании кандидатов, политических партий, групп референдума. Работая в составе избирательной комиссии, они действуют профессионально, беспристрастно и независимо от направивших их органов и организаций, без опасения, что к ним будут применены карательные меры или они будут отозваны из избирательной комиссии. В ряде государств - участников СНГ органы государственной и муниципальной власти наделены правом делегирования в состав избирательных комиссий экспертов, имеющих опыт участия в организации выборов; такие представители действуют независимо, профессионально и нейтрально по отношению к участвующим в избирательном процессе кандидатам, политическим партиям, группам референдума.
4.4.2. Избирательным комиссиям всех уровней гарантируется возможность исполнять нормы избирательного законодательства без вмешательства в их работу и создания препятствий для выполнения их обязанностей. Независимо от способа формирования избирательных комиссий национальным законодательством обеспечивается возможность отмены решений избирательной комиссии, принятых с нарушением норм и процедур, а также корректировки принятых решений.
4.4.3. Национальный орган администрирования выборов действует, как правило, на постоянной основе. Нижестоящие избирательные комиссии (территориальные, региональные, окружные, участковые) могут формироваться в период, предшествующий проведению выборов. Гарантией независимости избирательных комиссий, сформированных на непостоянной основе, является установление фиксированных сроков полномочий их членов, а также соблюдение их права вернуться на прежнее место работы после завершения деятельности в составе избирательной комиссии. Международным наблюдателям необходимо убедиться в том, что члены и персонал избирательных комиссий законодательно защищены от произвольного или политически мотивированного смещения с занимаемых должностей.
4.4.4. Прозрачность работы избирательных комиссий обеспечивается проведением открытых заседаний, на которые допускаются все аккредитованные национальные и международные наблюдатели, оперативным обнародованием сведений о ходе работы избирательных комиссий и принятых ими решениях, а также проведением мероприятий для средств массовой информации. Международные наблюдатели уделяют особое внимание работе национального органа администрирования выборов. Рекомендуется внимательно изучить принятые им решения и посетить заседания избирательных комиссий.
4.4.5. Международным наблюдателям рекомендуется убедиться в том, что все члены избирательных комиссий разного уровня, в том числе делегированные политическими партиями (кандидатами), прошли необходимое обучение. Участвующим в долгосрочном наблюдении международным наблюдателям желательно посетить учебные занятия (семинары, тренинги, научно-практические конференции), организуемые для членов избирательных комиссий регионального и местного уровней.
4.5. Составление и обновление (исправление) списков избирателей
4.5.1. Право голоса относится к числу основных прав человека. На него распространяются требования достижения, установленного законом минимального возраста и наличия гражданства государства, в котором проводятся выборы. Цели регистрации избирателей для участия в выборах - гарантия, что все граждане смогут воспользоваться своим правом голоса, и защита от неправомерного многократного использования права голоса одним человеком. Гражданин может быть лишен права голоса исключительно на основании постановления суда по установленным законом основаниям (в том числе в случае признания его недееспособным по решению суда или отбывания им наказания в виде лишения свободы по приговору суда).
4.5.2. Закон должен содержать указания на методы регистрации и форму списков избирателей, а также на используемые гражданами средства идентификации при получении избирательного бюллетеня. Законодательство должно четко описывать порядок подачи и рассмотрения жалобы (апелляции) в случае, если отдельное лицо не может найти свое имя в списках избирателей.
4.6. Просвещение избирателей в период, предшествующий выборам
4.6.1. Для обеспечения максимально возможной информированности избирателей об их правах и обязанностях органы, ответственные за организацию и проведение выборов, должны принимать меры по просвещению граждан в период, предшествующий объявлению выборов, и непосредственно в ходе избирательной кампании. Результатом указанной деятельности является привлечение внимания граждан к избирательному процессу, формирование у них устойчивого желания принять участие в голосовании, а также в общественно-политических мероприятиях в предвыборный период. Международным наблюдателям следует оценить деятельность организаторов выборов по просвещению граждан и эффективность реализованных в этой области мер.
4.6.2. Мероприятия по просвещению избирателей направлены прежде всего на повышение их мотивации к более активному участию в жизни своей страны, совершению собственного рационального выбора на основе максимального объема информации, использованию конституционного права голоса. Просветительские мероприятия ориентированы на то, чтобы подчеркнуть общественно-политическое значение электоральных процедур. В достижении этой цели особая роль принадлежит не только организаторам выборов, но и структурам гражданского общества, средствам массовой информации и экспертному сообществу.
4.6.3. Международным наблюдателям следует приветствовать проведение организаторами выборов и органами государственной власти мероприятий по просвещению и привлечению на избирательные участки отдельных групп населения, часто демонстрирующих низкую явку на выборы, например женщин, молодежи и национальных меньшинств. Международным наблюдателям стоит обратить внимание на следующие формы деятельности:
а) проведение научно-практических конференций и обучающих семинаров для избирателей, представителей политических партий и отдельных кандидатов;
б) размещение в электронных средствах массовой информации и на официальных интернет-ресурсах организаторов выборов роликов, освещающих деятельность по подготовке и проведению выборов, а также права всех участников;
в) проведение встреч организаторов выборов с отдельными категориями избирателей (женщинами, молодежью, представителями национальных меньшинств);
г) публикация справочных материалов (памяток), ориентированных на отдельные группы избирателей;
д) привлечение молодежи в качестве волонтеров для помощи избирательным комиссиям в информировании избирателей, а также для проверки списков избирателей на этапе подготовки к проведению голосования.
Рекомендуется обращать внимание на использование в процессе просвещения (обучения) наряду с государственным языком также языков национальных меньшинств.
4.7. Выдвижение и регистрация кандидатов, списков кандидатов, регистрация политических партий (коалиций)
4.7.1. Право баллотироваться на выборные должности - одно из основных гражданских и политических прав, закрепленных в конституции государств - участников СНГ, а также в принятых ими на себя международных обязательствах.
4.7.2. Международные обязательства и национальные законы гарантируют соблюдение права гражданина выдвигать свою кандидатуру на выборные должности индивидуально или в составе списка кандидатов в качестве представителя политической партии (коалиции) или общественной организации (объединения) вне зависимости от каких бы то ни было ограничений дискриминационного характера по признаку пола, языка, религии или вероисповедания, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальному меньшинству или этнической группе, имущественного положения или иных подобных обстоятельств. Всякое произвольное или дискриминирующее применение закона или бездействие в целях нанесения ущерба каким-либо политическим силам противоречит международным обязательствам и должно повлечь за собой применение мер ответственности, установленных национальными законами.
4.7.3. Каждый гражданин имеет право на равных с другими гражданами условиях вступать в политическую партию или иную общественную организацию, совместно с другими лицами организовывать политическую партию или иную общественную организацию в целях участия в выборах, в том числе выдвижения кандидатов, списков кандидатов. Каждый кандидат, каждая политическая партия (коалиция партий), иное общественное объединение имеют право на защиту своих политических и избирательных прав и свобод.
4.7.4. Государство обеспечивает информирование граждан и других участников выборов о законодательных требованиях к процедуре выдвижения и регистрации кандидатов, списков кандидатов, регистрации политических партий (коалиций), а также о статусе кандидатов, сроках осуществления избирательных процедур, нормативных правовых актах и их положениях, относящихся к подготовке и проведению выборов.
4.7.5. В случаях и порядке, которые предусмотрены национальными законами, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными обязательствами государства, в котором проводятся выборы, выдвижение и регистрация кандидатов, списков кандидатов политических партий (коалиций) могут осуществляться посредством сбора установленного национальным законом количества подписей избирателей, или внесения избирательного (денежного) залога, или иных процедур, учитывающих, в частности, парламентский статус политической партии (коалиции), количество голосов избирателей, полученных политической партией (коалицией) на предыдущих выборах в национальный законодательный (представительный) орган государственной власти (парламент).
4.7.6. Количество подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата (списка кандидатов), установленное национальными законами, не должно превышать одного процента от числа избирателей соответствующего избирательного округа; размер избирательного (денежного) залога не должен быть чрезмерно высоким для кандидата, политической партии (коалиции). Национальные законы должны устанавливать минимальное количество (минимальный процент) голосов избирателей, поданных за кандидата, список кандидатов политической партии (коалиции), при получении которого кандидату, политической партии (коалиции) возвращается сумма внесенного избирательного залога.
4.7.7. Продолжительность периода сбора подписей, конечный срок представления подписей для проверки, а также процедура проверки достоверности подписей, признания их достоверными или недостоверными должны быть полно и ясно определены национальными законами. Может предусматриваться проверка всех подписей либо выборочная проверка фиксированной квоты подписей.
4.7.8. Отмена решения о регистрации кандидата, списка кандидатов политической партии (коалиции), принимающей участие в выборах, производится судебными органами и (или) избирательными комиссиями в порядке и сроки, которые предусмотрены национальными законами.
4.7.9. Государство может законодательно устанавливать число (квоту) голосов избирателей, необходимое для участия политической партии (коалиции) в распределении депутатских мандатов по итогам голосования на выборах. Порядок подсчета голосов избирателей, установления итогов голосования, определения результатов выборов, признания лица избранным, а также распределения мандатов между кандидатами, списками кандидатов политических партий (коалиций) устанавливается национальными законами.
4.7.10. Международные наблюдатели знакомятся со списком зарегистрированных в установленном порядке политических партий (общественных объединений, организаций), которые имеют право участвовать в выборах, выдвигать кандидатов в порядке, предусмотренном национальными законами.
4.7.11. Политические силы должны иметь возможность выдвигать кандидатов, списки кандидатов на равных основаниях независимо от пола, расы, языка, вероисповедания, политических симпатий, национальной (этнической) принадлежности, социально-экономического положения кандидатов. По отношению к лицам, желающим быть избранными, могут действовать дополнительные правовые ограничения. Регистрационные требования к кандидатам должны быть ясными и предсказуемыми, при этом следует избегать предписаний, которые могут стать причиной дискриминации. Гражданин может быть лишен права быть избранным (права баллотироваться на выборную должность) в случаях, предусмотренных законом. В случае лишения права быть избранным в связи с совершенным преступлением или правонарушением должны быть учтены степень тяжести и характер совершенного преступления или правонарушения. Требование о цензе оседлости (времени проживания в стране) рассматривается как оправданное. Другие ограничения могут быть связаны с наличием гражданства данной страны; с необходимостью предъявить доказательства минимальной поддержки избирателей; с достижением установленного минимального возраста. Оправданным ограничением представляется требование о свободном владении государственным языком страны; оно должно быть зафиксировано в законодательстве. Тесты на знание языка должны быть прозрачными и объективными, не содержащими признаков дискриминации.
4.7.12. В ряде государств действует запрет на участие в избирательной кампании действующих государственных служащих, военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, судей и других категорий граждан. Во избежание конфликта интересов устанавливается порядок участия данной категории граждан в избирательной кампании.
4.7.13. В случае отказа зарегистрировать кандидата или список кандидатов, выдвинутый политической партией (коалицией), должно быть обеспечено право на апелляцию (обжалование) такого решения избирательной комиссии. Претендентам должна быть предоставлена возможность исправить любую техническую погрешность в заявке на регистрацию; нельзя снимать их с выборов или отказывать в регистрации только на основании технических ошибок при оформлении и подаче документов для регистрации. Кандидаты и политические партии должны быть наделены правом обращаться в суд по поводу отказа в регистрации.
4.7.14. Регистрацию кандидатов, как правило, осуществляют соответствующие избирательные комиссии. В ходе ознакомления с порядком выдвижения и регистрации кандидатов, списков кандидатов международные наблюдатели обращают внимание на возможные дискриминационные ограничения, выясняют степень участия в избирательной кампании женщин, представителей национальных меньшинств и различных этнических групп, определяют, насколько обоснованно закреплены и применяются на практике содержащиеся в национальных законах цензы - в частности, ценз оседлости - и другие ограничения пассивного избирательного права.
4.8. Финансирование избирательной кампании
4.8.1. Организаторы выборов должны получать достаточно средств из государственного бюджета для выполнения норм действующего законодательства о выборах, а также проведения мероприятий, включенных в календарный план подготовки и проведения выборов. Выделение средств должно быть своевременно одобрено национальным парламентом; указанные финансовые ресурсы должны выделяться без задержек и с соблюдением принципа прозрачности.
4.8.2. Для оценки порядка финансирования выборов международные наблюдатели получают от избирательных комиссий сведения о размерах бюджетных и (или) иных средств, выделенных им на подготовку и проведение выборов, а также создание равных стартовых финансовых условий для проведения кандидатами, политическими партиями (коалициями) своих агитационных кампаний.
4.8.3. Расходы на проведение агитационной кампании кандидатами, политическими партиями (коалициями) могут включать затраты на содержание офиса (помещения избирательного штаба), транспортные услуги, печатную площадь и эфирное время в средствах массовой информации, публикацию и распространение различных агитационных материалов.
4.8.4. Кандидатам, политическим партиям (коалициям), участвующим в выборах, могут выделяться бюджетные средства на справедливых (равных) условиях, а также предоставляться возможность формирования собственного денежного избирательного фонда для финансирования своей избирательной кампании за счет собственных денежных средств кандидата, политической партии, добровольных денежных пожертвований физических и (или) юридических лиц в размерах и порядке, которые предусмотрены национальным законодательством. В целях обеспечения равных условий для участников выборов государством создаются и контролируются механизмы, препятствующие использованию общественных (материальных и людских), а также административных ресурсов в интересах отдельных кандидатов или партий. Принадлежащие органам государственной власти и местного самоуправления офисные помещения, транспортные средства, оргтехника и телекоммуникационное оборудование могут использоваться отдельными политическими партиями и их представителями только тогда, когда доступ к ним регулируется специальными решениями организаторов выборов и предоставляется как государственная субсидия в материальной форме, причем на справедливой основе по отношению ко всем участвующим в выборах политическим партиям. С целью создания равных условий для всех кандидатов, политических партий (коалиций) рекомендуется закрепление в национальных законах предельного размера избирательного фонда кандидата, политической партии (коалиции), сверх которого они не вправе расходовать средства при проведении избирательной кампании.
4.8.5. Не допускаются незаконные (не предусмотренные национальным законодательством либо противоречащие общепризнанным принципам и нормам международного права, международным обязательствам государства) пожертвования из-за рубежа в пользу участвующих в выборах кандидатов, политических партий (коалиций), в том числе от иностранных государств, международных правительственных организаций, международных общественных (неправительственных) организаций и движений, иностранных физических и юридических лиц, лиц без гражданства.
4.8.6. Кандидаты, политические партии (коалиции), участвующие в выборах, в соответствии с установленной национальными законами периодичностью, в предписанные законом сроки предоставляют в избирательные комиссии и (или) иные органы, предусмотренные национальными законами, сведения и отчеты обо всех поступлениях пожертвований в свои избирательные фонды, источниках соответствующих средств, всех расходах из этих фондов. Избирательные комиссии обеспечивают публикацию указанных сведений и отчетов в средствах массовой информации в порядке, определенном национальными законами.
4.8.7. Для осуществления контроля и надзора за соблюдением правил и порядка финансирования избирательной кампании кандидатов, политических партий (коалиций) национальными законами может предусматриваться создание независимого специализированного органа по мониторингу финансирования избирательных кампаний. Соответствующие полномочия также могут быть возложены на избирательные комиссии (их должностных лиц). Им должно быть гарантировано право получения информации о движении финансовых средств на предвыборных счетах кандидатов, которые размещаются в банковских учреждениях, утвержденных организаторами выборов.
4.8.8. Перечень нарушений условий и порядка внесения пожертвований, финансирования деятельности кандидатов, политических партий (коалиций), групп референдума, а также перечень мер предупреждения, предотвращения и пресечения нарушений при финансировании выборов и избирательной кампании кандидатов, политических партий (коалиций) устанавливаются национальными законами, а в предусмотренных случаях - также иными нормативными правовыми актами.
4.8.9. Международные наблюдатели отмечают факты финансовых нарушений и злоупотреблений при проведении избирательной кампании, а также доводят до сведения избирательных комиссий и иных органов, ответственных в соответствии с национальными законами за организацию и проведение выборов, выявленные случаи электоральной коррупции, в том числе подкупа избирателей, незаконной благотворительной деятельности в целях ориентирования избирателей на голосование за или против отдельных (всех) кандидатов, бойкот выборов либо осуществление отдельных избирательных действий, ставящих под угрозу непрерывность избирательного процесса.
4.9. Деятельность субъектов выборов в агитационный период
4.9.1. В соответствии с национальным законодательством и международными обязательствами обеспечивается проведение политических кампаний по выборам в справедливых и свободных условиях, когда граждане, кандидаты, политические партии (коалиции), выдвинувшие кандидата и (или) список кандидатов, иные общественные объединения, общественные организации имеют возможность свободно пропагандировать свои убеждения и профессиональные качества, не сталкиваясь с проявлениями давления со стороны властных структур и политических оппонентов. Свобода слова, собраний, объединений и передвижения должна неукоснительно соблюдаться в течение всего периода подготовки и проведения выборов. Всем кандидатам, политическим партиям (коалициям), участвующим в выборах, обеспечиваются равные условия доступа к средствам массовой информации для проведения агитационной кампании, в том числе для изложения своей предвыборной программы (платформы).
4.9.2. Государственные органы и органы местного самоуправления, иные органы их должностные лица оказывают содействие в организации и проведении агитационной деятельности кандидатам, политическим партиям (коалициям) на равных условиях, предусмотренных национальными законами. Гражданам предоставляется возможность беспрепятственно знакомиться с различными предвыборными платформами и обсуждать их в ходе предвыборных мероприятий, в печатных и электронных средствах массовой информации, а также в сети Интернет. Никто не должен подвергаться принуждению к участию или к отказу от участия в предвыборной кампании. Государственные органы несут полную ответственность за обеспечение безопасности мероприятий политической кампании; при этом недопустимо, чтобы соображения безопасности служили предлогом для ограничения основных свобод граждан. В ходе всей предвыборной кампании и процедуры голосования органы охраны правопорядка обеспечивают равную безопасность всем участникам предвыборного процесса.
4.9.3. Международным наблюдателям рекомендуется убедиться в том, что национальным законодательством предусмотрено право на судебную защиту для участников избирательной кампании.
4.9.4. Лицам и организациям, прямо или косвенно участвующим в агитационной деятельности, запрещено осуществлять подкуп избирателей: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, проводить распродажу товаров широкого потребления по льготным ценам, бесплатно распространять товары, за исключением шарфов, маек, кепок и других подобных предметов с изображением символики кандидатов, политических партий (коалиций), оплаченных из избирательного фонда кандидата, политической партии (коалиции), если распространение таких предметов не запрещено национальным законодательством, а также безвозмездно или на льготных условиях предоставлять услуги, воздействовать на избирателей, обещая передать им денежные средства, ценные бумаги и другие материальные блага, в том числе по итогам голосования.
4.9.5. Международным наблюдателям рекомендуется выяснить:
а) какую конкретную помощь органы государственной власти и местного самоуправления, иные органы, их должностные лица оказывают кандидатам и политическим партиям (коалициям) в осуществлении агитационной деятельности; не свидетельствует ли что-либо об оказании незаконного содействия отдельным кандидатам, политическим партиям (коалициям) или о наложении ограничений на других кандидатов, другие политические партии (коалиции);
б) имелись ли реальные, то есть документально подтвержденные, случаи препятствования проведению агитационной деятельности со стороны вышеуказанных органов и должностных лиц или нарушения правил агитационной деятельности со стороны кандидатов, политических партий (коалиций); каковы последствия этих нарушений, принятые меры по их устранению и привлечению виновных к ответственности в соответствии с национальным законодательством;
в) какие меры воздействия (наказания) были приняты в отношении непосредственных нарушителей правил ведения агитационной деятельности и (или) заказчиков выявленных нарушений.
4.9.6. Основное внимание в ходе мониторинга выборов международные наблюдатели уделяют избирательному процессу. Наблюдателям рекомендуется провести встречи с кандидатами и представителями партий, изучить информационно-агитационные материалы участников предвыборной кампании в целях составления собственного представления о политических процессах и проблемах, занимающих заметное место в предвыборной кампании. Следует обращать особое внимание на факты необоснованных ограничений в отношении организаторов мероприятий в рамках агитационной кампании, а также на создание препятствий проведению собраний и (или) митингов. Организаторы мероприятий и их участники обязаны соблюдать национальное законодательство, не нарушать общественный порядок. Правоохранительные органы не могут использоваться для препятствования массовым агитационным мероприятиям, если они проводятся в соответствии с национальным законодательством.
4.9.7. Международные наблюдатели оценивают степень участия населения (включая женщин, молодежь, представителей национальных меньшинств) в политическом процессе, анализируют причины недостаточно активного участия или отсутствия интереса в случае их выявления.
4.9.8. При оценке агитационной деятельности политических партий и отдельных кандидатов международные наблюдатели обращают внимание на следующее:
а) реквизиты агитационной печатной продукции (такие как заказчик, тираж, дата заказа и издания и т.п.), а в случаях, предусмотренных национальным законодательством, - иной продукции (компакт-дисков, вымпелов, значков и др.);
б) сроки изготовления и размещения агитационной продукции;
в) места (информационные стенды и др.) для размещения агитационной продукции;
г) количество наглядной агитации (в сопоставлении) кандидатов, политических партий (коалиций), конкурирующих на выборах;
д) случаи порчи (заклеивания, вымарывания, повреждения, уничтожения) печатной агитации;
е) случаи сохранения наглядной агитации в день голосования (с учетом национального законодательства).
4.9.9. При оценке агитации на каналах телерадиовещания, распространения агитационных материалов в телекоммуникационных сетях общего пользования международные наблюдатели учитывают:
а) объем рекламного времени, предоставленного конкурентам на выборах;
б) дни недели, время суток и продолжительность выхода в эфир;
в) факты скрытой (косвенной) агитации (распространение информационных материалов, в которых соответствующие лица и организации представлены в выгодном свете);
г) формы проведения агитации (рекламные ролики, теледебаты и т. д.);
д) характер агитации (справедливый, демократичный или агрессивный, оскорбительный).
4.9.10. При анализе и оценке агитационной кампании, проводимой кандидатами, политическими партиями (коалициями) в сети Интернет и социальных сетях, международные наблюдатели обращают внимание на сроки ее проведения, которые не должны выходить за пределы периода, установленного для проведения агитационной кампании, а также на формы и характер агитации.
4.10. Особые формы голосования
4.10.1. В государствах могут применяться инновационные формы организации процесса голосования и подсчета голосов избирателей на выборах, такие как голосование с использованием систем почтовой доставки (голосование по почте), комплексов обработки избирательных бюллетеней, систем электронного голосования, Интернета, мобильного телефона. Указанные формы автоматизируют процессы голосования и подсчета голосов, обеспечивают работу систем идентификации избирателей на основе биометрических данных, электронных систем оптического распознавания бюллетеней и учета голосов избирателей, систем обеспечения голосования избирателей по месту фактического проживания.
4.10.2. Голосование с использованием систем почтовой доставки (голосование по почте) предусматривается действующим законодательством и проводится по решению национального органа администрирования выборов в целях обеспечения избирательных прав граждан, в частности в неблагоприятных условиях (например, пандемии). Международным наблюдателям следует ознакомиться с процедурой отправки бюллетеней для голосования избирателям и их возврата в избирательные комиссии. Мониторинг результатов голосования с использованием систем почтовой доставки производится на избирательных участках после завершения процедуры голосования.
4.10.3. Избирательные технологии, использующие электронное оборудование, обладают потенциальными преимуществами. К ним относятся: вероятность расширения участия избирателей в голосовании; возможность организации голосования в удаленных местах (например, для избирателей, находящихся за рубежом); упрощение процедуры подсчета голосов; ускорение обнародования итогов выборов; расширение доступа к голосованию для лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, говорящих на языках национальных меньшинств. Дополнительными преимуществами широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий являются возможность надежной верификации личности избирателя, сокращение бюрократических процедур, с которыми избиратель может столкнуться на этапе формирования списка избирателей, а также на участке для голосования, оптимизация расходов, связанная с уменьшением числа членов участковых избирательных комиссий.
4.10.4. Международным наблюдателям следует оценить степень внедрения информационно-коммуникационных технологий и системы электронного голосования, а также определить, как их применение сказывается на возможностях наблюдения за процессом голосования и подведения его итогов.
4.10.5. Применение информационно-коммуникационных технологий должно соответствовать принципам и общепринятым международным стандартам в области демократических выборов, гарантировать прозрачность и подотчетность выборов. Международные наблюдатели в ходе мониторинга знакомятся с тем, как работают системы электронного голосования, включая процесс обработки результатов голосования, а также с процедурой формирования участковыми избирательными комиссиями итоговых протоколов, отражающих как результаты голосования на избирательном участке, так и данные об итогах электронного голосования избирателей, зарегистрированных на этом участке.
4.10.6. В случае проведения выборов в условиях эпидемии (массового и прогрессирующего распространения инфекционного заболевания в пределах определенной территории) международным наблюдателям следует ознакомиться с мерами, принятыми для предотвращения распространения заболевания, и их соблюдением в ходе избирательной кампании и процесса голосования. Меры должны быть установлены компетентными органами в сфере здравоохранения совместно с органами администрирования выборов. К таким мерам могут относиться: ограничение проведения массовых мероприятий, числа участников собраний, митингов и встреч; требование обязательного ношения средств индивидуальной защиты органов дыхания в помещении для голосования; организация голосования вне помещения для голосования для всех категорий избирателей; ограничение числа лиц, одновременно присутствующих в помещении для голосования; иные ограничения, установленные в целях предотвращения распространения заболевания. Международным наблюдателям рекомендуется оценить влияние принятых мер на соблюдение прав участников избирательного процесса и выполнение обязательств по проведению демократических выборов.
4.11. Досрочное и многодневное голосование
4.11.1. Осуществляемое накануне дня (дней) проведения выборов досрочное голосование объединяет три процедуры разного характера: досрочное голосование отдельных избирателей, проводимое в помещениях избирательных комиссий; досрочное голосование отдельных групп избирателей посредством организации выездного голосования в отдаленных и труднодоступных местностях; досрочное голосование всех избирателей на избирательных участках, расположенных в отдаленных и труднодоступных местностях. Мониторинг организации и проведения досрочного голосования осуществляется международными наблюдателями на этапе как долгосрочного, так и краткосрочного наблюдения.
4.11.2. Многодневное голосование предусматривается национальным законодательством и проводится в течение нескольких дней подряд. Мониторинг хода многодневного голосования осуществляется международными наблюдателями на этапе краткосрочного наблюдения.
4.12. Недопустимость злоупотребления свободой информации при проведении агитационной деятельности
4.12.1. При проведении агитационной деятельности не допускается злоупотребление свободой поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом, если имеют место призывы к насильственному захвату власти, насильственному изменению конституционного строя, нарушению территориальной целостности государства, призывы, направленные на пропаганду войны, террористических, любых иных насильственных действий, возбуждающие социальную, гендерную, расовую, национальную, этническую, религиозную ненависть и вражду.
4.12.2. Средствам массовой информации обеспечиваются возможности собирать и без затруднений распространять объективную информацию, а также гарантии того, что не будет допускаться произвольное либо дискриминирующее давление или цензура в отношении информационного освещения избирательной кампании. В свою очередь, средства массовой информации могут руководствоваться разработанным ими кодексом профессиональной этики журналистов, провозглашающим в качестве основных принципов распространение точных и сбалансированных сообщений, исправление недостоверной информации, четкое отделение распространяемой информации от комментариев, недопущение распространения клеветнических утверждений, уважение права на неприкосновенность личной жизни и на справедливое судебное разбирательство. Прошедшим аккредитацию представителям национальных и зарубежных средств массовой информации обеспечивается право на получение информации о деятельности организаторов выборов, государственных и муниципальных органов власти по подготовке к проведению голосования. Международным наблюдателям рекомендуется обратить внимание на то, как производится жеребьевка при распределении эфирного времени и печатных площадей между кандидатами.
4.12.3. Международным наблюдателям следует учитывать, что в период избирательной кампании возрастает интерес средств массовой информации к деятельности избирательных комиссий. В то же время и избирательные комиссии более активно используют средства массовой информации для доведения до сведения граждан информации о выборах, в частности в виде выступлений и разъяснений руководителей комиссий, видеоклипов и видеозаставок, информационных сообщений и т.п. В связи с этим важно знать, что комиссии не имеют права вести какую-либо агитацию, они обязаны только информировать избирателей о назначении выборов, времени и месте голосования, об образовании избирательных округов, избирательных участков с указанием их границ и номеров, а также местонахождения избирательных комиссий, о кандидатах и списках кандидатов, об итогах голосования и о результатах выборов. Представители избирательных комиссий должны воздерживаться от публичных оценок избирательной кампании и прогнозов результатов выборов.
4.13. Недопустимость использования преимуществ должностного или служебного положения в целях избрания, проведения агитационной деятельности
4.13.1. Все кандидаты имеют равные права и обязанности, а кандидаты, замещающие государственные и муниципальные должности, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения. При этом национальными законами определяются ограничения использования преимуществ должностного или служебного положения при проведении выборов. К незаконному использованию указанных преимуществ, в частности, могут быть отнесены:
а) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное время деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию;
б) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, иными органами для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию, в случае если иные кандидаты не могут использовать те же помещения на таких же условиях;
в) использование телефонной, факсимильной и иной связи, информационных услуг, оргтехники, обеспечивающих функционирование государственных учреждений или органов местного самоуправления, для проведения сбора подписей в поддержку кандидатов, политических партий (коалиций) и в целях агитационной деятельности;
г) бесплатное или на льготных условиях использование транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию (при этом может быть законодательно установлено, что данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанным транспортом в соответствии с национальным законодательством о государственной охране);
д) проведение сбора подписей в поддержку выдвижения (если такая процедура предусмотрена национальными законами), агитационной деятельности государственными или муниципальными служащими в ходе служебных командировок, оплачиваемых за счет государственных или муниципальных средств;
е) преимущественный доступ (по сравнению с другими кандидатами) к средствам массовой информации и телекоммуникаций в целях проведения сбора подписей или агитационной деятельности.
4.13.2. Вместе с тем национальное законодательство может предусматривать, что соблюдение перечисленных ограничений не должно препятствовать выполнению депутатами, выборными должностными лицами своих обязательств перед избирателями.
4.14. Разрешение споров в ходе избирательной кампании
4.14.1. Закрепленный в национальном законодательстве и эффективно действующий порядок подачи и рассмотрения апелляций (жалоб) служит обеспечению своевременной правовой защиты участников избирательного процесса в случае нарушения норм электорального законодательства и ущемления прав кого-либо из участников выборов. Жалобы и обращения, связанные с избирательным процессом, должны рассматриваться уполномоченными органами беспристрастно, с соблюдением принципа прозрачности и в соответствии с надлежащей правовой процедурой.
4.14.2. Международным наблюдателям следует убедиться в том, что национальным законодательством четко определены порядок и сроки рассмотрения жалоб и обращений. Предусмотренные национальными законами и подзаконными актами сроки обеспечивают действенность правовой защиты, при этом предоставляя истцам достаточно времени для подготовки обоснованных исков. Право апеллировать в избирательные органы и суды в рамках ясного и последовательного порядка подачи и рассмотрения жалоб, определяющего роль избирательных комиссий и судов каждого уровня в рассмотрении электоральных споров и выявлении возможных правонарушений, устанавливается национальным законодательством.
Международным наблюдателям следует уделять особое внимание изучению правового обоснования принимаемых в процессе организации и проведения выборов решений. Ответы на жалобы должны поступать своевременно в письменной форме. Все слушания в суде и вынесение судебных решений проводятся открыто и гласно.
4.14.3. Поскольку избирательная кампания законодательно ограничена жесткими временными рамками, суды, другие правоохранительные органы организуют свою работу так, чтобы обеспечить рассмотрение жалоб на нарушения избирательных прав и свобод граждан в соответствии со сроками, установленными национальным законодательством.
4.14.4. Международным наблюдателям следует выяснить, каков порядок подачи жалоб, как рассматриваются жалобы в ходе избирательной кампании и особенно в день голосования, каков порядок опротестования вынесенных решений, существует ли возможность пересмотреть (отменить) результаты выборов на основании судебных решений.
4.15. Обеспечение безопасности в ходе выборов
4.15.1. При проведении демократических выборов органы власти создают условия и обеспечивают меры безопасности для всех участников избирательного процесса.
4.15.2. Участникам избирательного процесса должна быть обеспечена возможность свободной реализации определенных национальным законодательством прав и возможностей без каких-либо угроз их безопасности (сбор подписей избирателей, проведение митингов, шествий, пикетирований, встреч с избирателями, распространение агитационных и информационных материалов и т.д.).
4.15.3. Членам избирательных комиссий, сотрудникам органов и учреждений, задействованных в организации и проведении выборов, должны быть созданы условия для безопасного выполнения своих обязанностей.
4.15.4. В ходе подготовки и проведения выборов должны приниматься необходимые меры по обеспечению безопасности сбора, обработки, хранения и передачи информации и документов, в том числе информации и документов, содержащих сведения, относящиеся к персональным данным граждан, государственной и коммерческой тайне, а также иные сведения, в отношении которых национальными законами установлен особый порядок распространения (обеспечение сохранности документов избирательных комиссий, избирательных материалов, агитационной продукции, списков избирателей и т.д.).
4.15.5. Информационно-коммуникационные системы, используемые в процессе подготовки и проведения выборов, подсчета голосов, подведения итогов и передачи результатов голосования, должны быть надежно защищены от несанкционированного доступа, неавторизованного внесения изменений, замены, уничтожения или порчи информации.
4.15.6. Международным наблюдателям следует ознакомиться с мерами, принимаемыми для обеспечения:
а) безопасности проведения мероприятий в ходе избирательной кампании, в том числе агитационных мероприятий;
б) сохранности размещенных надлежащим образом агитационных материалов;
в) безопасности волеизъявления граждан в день (дни) голосования, включая обеспечение тайны и свободы волеизъявления, без постороннего давления и принуждения;
г) безопасности материалов и оборудования, применяемых в ходе подготовки и проведения выборов, в том числе неразглашения сведений, в отношении которых национальными законами установлен особый порядок распространения;
д) информационной безопасности систем, применяемых органами администрирования выборов в ходе подготовки и проведения выборов, передачи информации об итогах голосования;
е) распространения достоверной информации о ходе избирательной кампании, ее участниках, порядке и результатах голосования, а также своевременного пресечения распространения и опровержения ложной и недостоверной информации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.