Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 4
к постановлению МПА СНГ
от 28.10.2022 N 54-4
Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств
Рекомендации
по противодействию иностранному вмешательству в национальные выборы и референдумы
Настоящие Рекомендации разработаны с целью содействия согласованию законотворческой и правоприменительной деятельности органов государственной власти государств - участников Содружества Независимых Государств, связанной с обеспечением избирательных прав граждан на свободное волеизъявление, права на участие в референдуме, с противодействием иностранному вмешательству в национальные выборы, референдумы и влиянию на них, минимизацией внешнего влияния на избирательный процесс, процесс референдума, выработкой унифицированных и действенных подходов к обеспечению национального электорального суверенитета в государствах - участниках СНГ, а также с систематизацией существующей в государствах - участниках СНГ практики противодействия и обменом ею.
Рекомендации призваны способствовать совершенствованию формируемой в рамках СНГ базы международных избирательных стандартов, касающихся вопроса о недопустимости иностранного вмешательства в выборы и референдумы, не получившего до настоящего времени достаточного уровня закрепления в международных избирательных стандартах.
Рекомендации исходят из конституционной обязанности государств - участников СНГ организовывать и проводить подлинно демократические выборы и референдумы, основанные на воле народа, свободной от внешнего воздействия, в соответствии с международными избирательными стандартами, реализация которой осуществляется согласно национальному законодательству и с учетом сложившихся особенностей, обусловленных правовыми, историческими и другими причинами и факторами, характерными для определенного государства.
Текущее правовое регулирование и правоприменительная практика государств - участников СНГ в сфере противодействия иностранному вмешательству в национальные выборы и референдумы в целом могут быть охарактеризованы как имеющие потенциал совершенствования с учетом новых технологий иностранного вмешательства и необходимости выработки соответствующих правовых и технологических средств противодействия.
1. Общие положения
1.1. Сфера применения настоящих Рекомендаций
Сферой применения настоящих Рекомендаций является законодательство государств - участников Содружества Независимых Государств о противодействии иностранному вмешательству в выборы и референдумы с целью обеспечения свободного от внешнего вмешательства политического выбора народа в соответствии с конституцией, национальным законодательством, международными обязательствами государств - участников СНГ и международными избирательными стандартами.
1.2. Основные термины и понятия
1.2.1. Для целей настоящих Рекомендаций применяемые термины и понятия означают:
иностранное вмешательство в выборы и референдумы 1 - противоречащая международному праву и национальному законодательству деятельность иностранных государств, международных организаций, международных общественных движений, международных неправительственных организаций, их органов, иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, их объединений, а также иных лиц, действующих в интересах перечисленных субъектов, имеющая целью оказать воздействие на выборы и референдумы как на высшее непосредственное выражение власти народа для достижения определенных результатов или их искажения;
выборы - форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с конституцией государства, национальным законодательством, региональным законодательством, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления (управления) или наделения полномочиями должностного лица;
избирательная кампания - деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то органа или должностного лица о назначении выборов до дня официального опубликования решения избирательной комиссии, организующей выборы, о результатах выборов, а в случае, предусмотренном законом, - до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов;
иностранное (международное) влияние на выборы и референдумы - правомерное (законное) влияние иностранных субъектов на избирательный процесс, процесс референдума, допустимое конституцией, международными договорами государства и национальным законодательством;
вмешательство во внутренние дела государства - противоречащая международному праву и национальному законодательству деятельность иностранных государств, международных организаций, международных общественных движений, международных неправительственных организаций, их органов, иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, их объединений, а также иных лиц, действующих в интересах перечисленных субъектов, имеющая целью нарушение суверенитета, территориальной целостности государства, изменение основ конституционного строя, внутренней и внешней политики государства, состава и структуры органов государственной власти, органов местного самоуправления, включая иностранное вмешательство в выборы и референдумы;
референдум - форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с конституцией государства, законами и иными нормативными правовыми актами в целях непосредственного принятия решений путем голосования граждан, обладающих правом участвовать в референдуме, по наиболее важным вопросам государственного и местного значения.
1.2.2. Иные основные термины и понятия, используемые в настоящих Рекомендациях, применяются в том же значении, что и в модельном Избирательном кодексе для государств - участников СНГ, если иное не предусмотрено настоящими Рекомендациями.
1.3. Международные стандарты противодействия иностранному вмешательству в национальные выборы и референдумы
1.3.1. Принцип недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, в том числе недопустимости иностранного вмешательства в выборы и референдумы, является одним из основополагающих в современной системе международного права. Его международно-правовой основой являются:
- Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 года;
- Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года;
- Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года;
- Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 года;
- резолюции Генеральной Ассамблеи ООН N 46/130 от 17 декабря 1991 года "Уважение принципов национального суверенитета и невмешательство во внутренние дела государств в ходе их процессов выборов", N 48/124 от 20 декабря 1993 года "Уважение принципов национального суверенитета и невмешательства во внутренние дела государств в ходе их процессов выборов", N 56/154 от 19 декабря 2001 года "Уважение принципов национального суверенитета и невмешательства во внутренние дела государств в ходе их процессов выборов как важный элемент поощрения и защиты прав человека", N 58/189 от 22 декабря 2003 года "Уважение принципов национального суверенитета и многообразия демократических систем в ходе процессов выборов как важный элемент поощрения и защиты прав человека" и другие;
- Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ от 29 июня 1990 года;
- Парижская хартия для новой Европы (итоговый документ Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшегося 21 ноября 1990 года);
- Документ Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ от 3 октября 1991 года;
- Декларация Стамбульской встречи на высшем уровне ОБСЕ от 19 ноября 1999 года;
- Хартия европейской безопасности, принятая ОБСЕ 19 ноября 1999 года в Стамбуле;
- Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств от 7 октября 2002 года;
- Свод рекомендуемых норм при проведении выборов (руководящие принципы и пояснительный доклад), принятый Европейской комиссией за демократию через право 5-6 июля и 18-19 октября 2002 года;
- Рекомендации для международных наблюдателей от Содружества Независимых Государств по наблюдению за выборами и референдумами, принятые в новой редакции постановлением МПА СНГ от 16 мая 2011 года N 36-11;
- Рекомендации по совершенствованию законодательства государств - участников МПА СНГ в соответствии с международными избирательными стандартами, принятые постановлением МПА СНГ от 16 мая 2011 года N 36-13;
- модельный закон "О национальном референдуме", принятый постановлением МПА СНГ от 23 ноября 2012 года N 38-13;
- Рекомендации по совершенствованию законодательства о выборах глав государств в странах СНГ, принятые постановлением МПА СНГ от 18 апреля 2014 года N 40-12;
- Рекомендации об общих принципах организации и проведения муниципальных (местных) выборов, местных референдумов, голосований, принятые постановлением МПА СНГ от 18 апреля 2014 года N 40-11;
- модельный Избирательный кодекс для государств - участников СНГ, принятый постановлением МПА СНГ от 27 ноября 2020 года N 51-15;
- другие международные акты, согласие на обязательность которых для государства выражено им в порядке, установленном конституцией и национальным законодательством.
1.3.2. Согласно пункту 7 статьи 2 Устава ООН "настоящий Устав ни в коей мере не дает Организации Объединенных Наций права на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства, и не требует от членов Организации Объединенных Наций представлять такие дела на разрешение в порядке настоящего Устава; однако этот принцип не затрагивает применения принудительных мер на основании главы VII".
1.3.3. Всеобщая декларация прав человека также устанавливает, что каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей, а воля народа должна быть основой власти правительства. Эта воля должна находить выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, проводимых при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования (статья 21). Международный пакт о гражданских и политических правах устанавливает, что каждый гражданин должен иметь право и возможность принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей, голосовать и быть избранным на выборах (статья 25).
1.3.4. В Документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ государства - участники заявляют, что воля народа, выражаемая свободно и честно в ходе периодических и подлинных выборов, является основой власти и законности любого правительства. Государства - участники соответственно уважают право своих граждан принимать участие в управлении страной непосредственно или через представителей, избираемых ими свободно в ходе честного избирательного процесса. Они признают свою ответственность за защиту и охрану в соответствии со своими законами, своими обязательствами по международному праву в области прав человека и своими международными обязательствами свободно установленного путем волеизъявления народа демократического порядка от деятельности отдельных лиц, групп или организаций, которые используют или отказываются отвергнуть терроризм или насилие, направленные на свержение этого порядка или такого порядка в другом государстве-участнике (пункт 6). Обязуясь приглашать международных наблюдателей, государства-участники заложили принцип невмешательства их в выборы, четко указав, что "такие наблюдатели будут брать на себя обязательство не вмешиваться в избирательный процесс" (пункт 8).
В Парижской хартии для новой Европы государства - участники СБСЕ также подчеркивают, что демократическое правление основывается на воле народа, выражаемой регулярно в ходе свободных и справедливых выборов.
В Документе Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ государства - участники безоговорочно осуждают силы, стремящиеся захватить власть у представительного правительства в любом государстве - участнике вопреки воле народа, выраженной в ходе свободных и справедливых выборов, и в нарушение законно установленного конституционного строя; в случае свержения или попытки свержения демократически избранного законного правительства какого-либо государства - участника недемократическими средствами будут решительно поддерживать в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций законные органы этого государства, стоящие на страже прав человека, демократии и верховенства закона, признавая свои общие обязательства противодействовать любой попытке ограничить эти основополагающие ценности (пункты 17.1 и 17.2).
1.3.5. В Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН отмечена убежденность Генеральной Ассамблеи в том, что строгое соблюдение государствами обязательства не вмешиваться в дела любого другого государства является существенно важным условием для обеспечения того, чтобы нации жили сообща друг с другом в условиях мира, поскольку практика вмешательства в какой бы то ни было форме не только представляет собой нарушение духа и буквы Устава, но также ведет к созданию ситуаций, которые ставят под угрозу международный мир и безопасность. При этом подчеркивается обязанность в соответствии с Уставом не вмешиваться в дела, входящие по внутреннюю компетенцию любого государства, определяется принцип, касающийся обязанности в соответствии с Уставом не вмешиваться в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого другого государства, согласно которому:
- ни одно государство или группа государств не имеет права вмешиваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние и внешние дела любого другого государства; вооруженное вмешательство и все другие формы вмешательства или всякие угрозы, направленные против правосубъектности государства или против его политических, экономических и культурных основ, являются нарушением международного права;
- ни одно государство не может ни применять, ни поощрять применение экономических, политических мер или мер любого иного характера с целью добиться подчинения себе другого государства в осуществлении им своих суверенных прав и получения от этого каких бы то ни было преимуществ; ни одно государство не должно также организовывать, разжигать, финансировать, подстрекать или допускать подрывную, террористическую или вооруженную деятельность, направленную на насильственное свержение строя другого государства, равно как и способствовать ей, а также вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве;
- каждое государство обладает неотъемлемым правом выбирать себе политическую, экономическую, социальную и культурную систему без вмешательства в какой-либо форме со стороны какого бы то ни было другого государства.
1.3.6. Генеральная Ассамблея ООН неоднократно подчеркивала недопустимость вмешательства во внутренние дела государств именно в процессе выборов.
В Декларации ООН о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 21 декабря 1965 года указано: "Никакое государство не имеет права вмешиваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние и внешние дела другого государства" (пункт 1).
В Декларации ООН о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1981 года, подтверждается "суверенное и неотъемлемое право государства свободно определять свою собственную политическую систему развивать без вмешательства свою систему информации и использовать свои средства информации в целях содействия своим политическим интересам и чаяниям..." и устанавливается "обязанность государства воздерживаться от любых действий или попыток в какой бы то ни было форме или под каким бы то ни было предлогом дестабилизировать или подорвать стабильность другого государства или любого из его институтов".
В резолюции N 45/151 от "Уважение принципов национального суверенитета и невмешательства во внутренние дела государств в ходе их процессов выборов" Генеральная Ассамблея ООН, признавая, что при проведении выборов следует уважать принципы национального суверенитета и невмешательства во внутренние дела любого государства, признавая также, что не существует единой политической системы и единой модели для процессов выборов, которые в равной степени подходили бы всем странам и их народам, и что политические системы и процессы выборов обусловлены историческими, политическими, культурными и религиозными факторами, подтверждает, что только народы могут определять методы и создавать институты, необходимые для процесса выборов, а также определять пути его осуществления в соответствии со своей конституцией и национальным законодательством; подтверждает также, что любые действия извне, которые прямо или косвенно направлены на вмешательство в свободное осуществление национальных процессов выборов или имеют целью повлиять на результаты таких процессов, нарушают дух и букву принципов, определенных в Уставе и Декларации о принципах международного права; настоятельно призывает все государства уважать принцип невмешательства во внутренние дела государств и суверенное право народов определять свою политическую, экономическую и социальную систему; решительно призывает все государства воздерживаться от финансирования или оказания, прямо или косвенно, любой другой формы открытой или скрытой поддержки политическим партиям или группам, а также от действий в целях подрыва процессов выборов в любой стране.
Аналогичные положения содержатся и в принятых позднее резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН "Уважение принципов национального суверенитета и невмешательство во внутренние дела государств в ходе их процессов выборов" N 46/130 от 17 декабря 1991 года, N 47/130 от 18 декабря 1992 года, N 48/124 от 20 декабря 1993 года, N 52/119 от 12 декабря 1997 года и др.
В резолюции N 58/189 от 22 декабря 2003 года "Уважение принципов национального суверенитета и многообразия демократических систем в ходе процессов выборов как важный элемент поощрения и защиты прав человека", признавая, что при проведении выборов следует уважать принципы, закрепленные в статье 2 Устава ООН, в частности принцип уважения национального суверенитета, подчеркивая ответственность государств за обеспечение путей и средств содействия полному и эффективному участию населения в осуществляемых в них процессах выборов, Генеральная Ассамблея ООН вновь подтверждает, что следует в полной мере уважать свободное развитие национальных процессов выборов в каждом государстве при полном соблюдении принципов, закрепленных в Уставе и в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН; призывает все государства воздерживаться от финансирования политических партий или других организаций в любом другом государстве таким путем, который противоречит принципам Устава и подрывает законность процессов выборов.
1.4. Законодательство о противодействии иностранному вмешательству в выборы и референдумы
1.4.1. Законодательство о противодействии иностранному вмешательству в выборы и референдумы составляют конституция государства - участника СНГ, международные договоры, общепризнанные принципы и нормы международного права, иные международные акты, являющиеся обязательными для государства, конституционные законы, законы и нормативные правовые акты.
1.4.2. Законодательство о противодействии иностранному вмешательству в выборы и референдумы основывается на Уставе ООН, Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, других международных правовых актах, признанных государством в установленном порядке, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных обязательствах государства в области организации выборов и референдумов и наблюдения за ними.
1.4.3. Принцип недопустимости иностранного вмешательства в выборы и референдумы является одним из принципов организации и проведения выборов и референдумов, организации международного наблюдения за выборами и референдумами, иной деятельности в сфере демократических выборов и референдумов. Реализация принципа недопустимости иностранного вмешательства в выборы и референдумы осуществляется в порядке, предусмотренном настоящими Рекомендациями и национальным законодательством.
1.5. Цели и задачи противодействия иностранному вмешательству в выборы и референдумы
1.5.1. Основными целями противодействия иностранному вмешательству в выборы и референдумы являются:
- обеспечение реализации общепризнанных демократических принципов организации выборов, референдумов и верховенства права;
- обеспечение организации и проведения свободных выборов и референдумов как высшей формы непосредственного выражения власти народа - носителя суверенитета и единственного источника власти в государстве, в соответствии с конституцией и национальным законодательством, международными обязательствами и международными избирательными стандартами без вмешательства извне;
- обеспечение реализации положений конституции и международных обязательств, согласно которым воля народа, выражаемая свободно и честно в ходе периодических и подлинных выборов, является основой власти и законности любого правительства;
- обеспечение суверенитета государства при организации и проведении выборов для формирования органов государственной власти, органов местного самоуправления (управления) или наделения полномочиями должностного лица.
1.5.2. Основными задачами противодействия иностранному вмешательству в выборы и референдумы являются:
- мониторинг попыток иностранного вмешательства в выборы, референдумы и своевременная реализация мер по их пресечению;
- выявление и систематизация возможных направлений иностранного вмешательства в выборы и референдумы;
- разработка и внедрение мер, направленных на противодействие иностранному вмешательству, включая совершенствование нормативно-правового регулирования, правоприменительной деятельности;
- информирование избирателей и других участников избирательного процесса о попытках иностранного вмешательства в выборы, референдумы, принятых мерах, а также о субъектах иностранного вмешательства в порядке, установленном национальным законодательством;
- обмен информацией об иностранном вмешательстве в выборы и референдумы между государствами в рамках Содружества Независимых Государств, других международных организаций, а также на двусторонней основе;
- подготовка соответствующих правовых актов и норм, направленных на противодействие иностранному вмешательству в выборы и референдумы, в том числе на международном уровне;
- создание соответствующих учреждений (органов, организаций, подразделений), уполномоченных осуществлять деятельность в сфере противодействия вмешательству во внутриполитические дела государства, в том числе в выборы и референдумы.
1.6. Принципы противодействия иностранному вмешательству в выборы и референдумы
Противодействие иностранному вмешательству в выборы и референдумы основывается на следующих принципах:
- обеспечения государственного суверенитета - противодействие иностранному вмешательству должно обеспечивать суверенитет государства при организации и проведении выборов и референдумов;
- законности - противодействие иностранному вмешательству в выборы и референдумы основывается на конституции государства, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных обязательствах государства, национальном законодательстве; все ограничения и условия реализации избирательных прав, связанные с противодействием иностранному вмешательству в выборы и референдумы, устанавливаются конституцией и национальным законодательством;
- соблюдения избирательных прав граждан - противодействие иностранному вмешательству в выборы и референдумы не должно повлечь за собой нарушение избирательных прав, прав на участие в референдуме граждан либо использоваться для их умаления, введения противоречащих конституции и международным обязательствам государства несоразмерных ограничений политических прав и свобод граждан;
- открытости - решения и действия по противодействию иностранному вмешательству в выборы и референдумы должны приниматься и осуществляться открыто и гласно, информация о попытках иностранного вмешательства в выборы и референдумы, принятых мерах должна незамедлительно доводиться до сведения избирателей и других участников избирательного процесса, процесса референдума, за исключением случаев, предусмотренных национальным законодательством;
- соразмерности и целесообразности - меры, принимаемые с целью противодействия иностранному вмешательству в выборы и референдумы, должны быть соразмерны угрозам такого вмешательства, принятие таких мер должно быть целесообразно, с точки зрения достижения целей и задач противодействия иностранному вмешательству в выборы и референдумы;
- политической нейтральности и беспристрастности - противодействие иностранному вмешательству в выборы и референдумы должно осуществляться вне зависимости от политической направленности такого вмешательства и не должно использоваться участниками избирательного процесса в целях достижения определенного результата на выборах и референдумах.
2. Характеристики и формы иностранного вмешательства в выборы и референдумы
2.1. Характеристики иностранного вмешательства в выборы и референдумы
2.1.1. Иностранное вмешательство в выборы и референдумы характеризуется противоправными действиями субъектов иностранного вмешательства, не основанными на конституции, международных договорах государства и общепризнанных принципах международного права, национальном законодательстве.
2.1.2. Иностранное вмешательство в выборы и референдумы, как правило, предполагает наличие у субъекта иностранного вмешательства неправомерной цели - оказание воздействия (влияния) на выборы и референдумы в интересах субъекта вмешательства или иного внешнего актора (умышленное иностранное вмешательство). Иностранное вмешательство может быть осуществлено субъектом вмешательства и без такой цели при условии совершения им неправомерных действий, фактически оказывающих воздействие (влияние) на выборы и референдумы.
2.1.3. Виды иностранного вмешательства в выборы и референдумы:
- прямое иностранное вмешательство - противоправное воздействие на систему установления итогов выборов, референдума (в широком смысле этого понятия), включая членов избирательных комиссий, комиссий референдума, автоматизированные средства подсчета голосов и установления итогов голосования, организация кибератак на информационные ресурсы избирательных комиссий, комиссий референдума с целью корректировки данных об итогах голосования, принуждение избирателей к голосованию за определенных кандидата, партию, определенный вопроса референдума или против них, а также иное прямое воздействие на избирателей, участников референдума;
- косвенное иностранное вмешательство - противоправное скрытое иностранное воздействие на выборы и референдумы в виде использования информационно-коммуникационных технологий, социальных сетей, телеграм-каналов, агитационных материалов, финансирования кампаний и иных скрытых способов влияния на формирование общественного мнения и воздействия на политический результат.
2.2. Субъект иностранного вмешательства в выборы и референдумы
2.2.1. Субъектом иностранного вмешательства в выборы и референдумы могут быть:
- иностранное государство;
- группа иностранных государств;
- международная организация;
- международная неправительственная организация;
- иностранный гражданин;
- лицо без гражданства;
- иностранная организация (юридическое лицо);
- группа иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций (юридических лиц);
- иностранные средства массовой информации;
- физические и юридические лица, действующие в интересах указанных субъектов;
- граждане, имеющие иностранное гражданство или вид на жительство в иностранном государстве.
2.2.2. Виды иностранного вмешательства в выборы и референдумы в зависимости от его субъекта:
- иностранное вмешательство, организованное и осуществляемое иностранным государством, группой иностранных государств или международной организацией;
- иностранное вмешательство, организованное и осуществляемое иностранными гражданами, лицами без гражданства, а также иными лицами, действующими в интересах перечисленных субъектов, иностранными и международными организациями (юридическими лицами) в интересах иностранного государства, группы иностранных государств или их объединений;
- иностранное вмешательство, организованное и осуществляемое иностранными гражданами, лицами без гражданства, иностранными и международными организациями (юридическими лицами) в их собственных коммерческих или иных интересах, без участия иностранных государств.
2.3. Объект иностранного вмешательства в выборы и референдумы
2.3.1. Объектом иностранного вмешательства в выборы и референдумы являются свободные выборы и референдум как высшее непосредственное выражение власти народа, их организация и проведение в соответствии с конституцией, международными обязательствами и национальным законодательством.
2.3.2. Иностранное вмешательство в выборы и референдумы может быть непосредственно направлено на:
- дискредитацию института выборов и референдума в государстве, снижение доверия избирателей к выборам, избирательной системе, избирательным комиссиям, доверия участников референдума к референдуму, комиссиям референдума;
- дестабилизацию политической системы государства, усиление внутренних противоречий в обществе, разжигание социальной ненависти и изменение конституционного строя;
- корректировку политических программ и политических целей кандидатов, политических партий, избирательных объединений, иных участников избирательного процесса, участников референдума и групп участников референдума;
- создание преимуществ, в том числе агитационных, финансовых, определенным кандидатам, политическим партиям, избирательным объединениям, иным участникам избирательного процесса, референдума;
- дискредитацию отдельных кандидатов, политических партий, избирательных объединений, иных участников избирательного процесса, референдума;
- корректировку итогов голосования и результатов выборов, референдума.
2.4. Формы иностранного вмешательства в выборы и референдумы
Иностранное вмешательство в выборы и референдумы может быть реализовано в следующих формах:
- вмешательство в деятельность избирательных комиссий, комиссий референдума (участие в работе комиссии иностранных граждан, граждан государства, имеющих иностранное гражданство, лиц без гражданства, а также иностранных агентов, вмешательство в работу комиссии иностранных (международных) наблюдателей);
- вмешательство при реализации пассивного избирательного права (выдвижение и регистрация иностранных граждан, лиц без гражданства, граждан государства, имеющих иностранное гражданство или вид на жительство в иностранном государстве, и иных лиц, пассивное избирательное право которых ограничено по причине связи с иностранным государством, а также иностранных агентов или кандидатов, аффилированных с иностранными агентами, без указания информации об этом; участие в поддержке выдвижения кандидатов (сборе подписей) в качестве сборщика подписей или избирателя, проставляющего подпись, иностранного гражданина, лица без гражданства);
- вмешательство при реализации активного избирательного права, права на участие в референдуме (голосование иностранных граждан, лиц без гражданства; воспрепятствование голосованию граждан, находящихся за пределами территории государства, проводящего выборы, референдум, со стороны государства пребывания, его организаций и граждан);
- вмешательство при информационном обеспечении выборов и референдума (участие иностранных средств массовой информации в информационном обеспечении выборов и референдума с нарушением требований национального законодательства; участие в предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, международных организаций и международных общественных движений; выпуск агитационных материалов кандидатом, являющимся иностранным агентом или аффилированным с иностранным агентом, без указания соответствующей информации; участие иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц в информировании избирателей, участников референдума или предвыборной агитации, агитации (включая косвенную) по вопросам референдума, в том числе в сети Интернет, в социальных сетях, блогах и на иных ресурсах; другое влияние на политические процессы, без указания на то, что материалы распространяются иностранными гражданами, лицами без гражданства, иностранными юридическими лицами, в том числе их распространение от имени граждан, юридических лиц и иных лиц, имеющих право проведения предвыборной агитации). Иностранное вмешательство при информационном обеспечении выборов и референдума может быть в виде создания и первичного распространения информации иностранным субъектом либо в виде активного распространения и содействия распространению информации, созданной и впервые размещенной на национальном ресурсе, но способствующей достижению целей иностранных субъектов;
- вмешательство в финансирование выборов и референдума (внесение добровольных пожертвований в избирательный фонд, фонд референдума, пожертвований политическим партиям иностранными гражданами, лицами без гражданства, иностранными организациями и иными субъектами, внесение которыми добровольных пожертвований запрещено в связи с иностранным участием; финансирование избирательной кампании, кампании референдума и иной политической деятельности кандидата, политической партии из иностранных источников, иностранным субъектом или субъектом, связанным с иностранными источниками; внесение пожертвования иностранным агентом или лицом, аффилированным с иностранным агентом, без указания соответствующей информации в платежном документе);
- вмешательство при организации голосования и подсчете голосов избирателей, участников референдума (воздействие на деятельность избирательных комиссий, комиссий референдума, корректировка итогов голосования, воздействие на технические средства подсчета голосов, государственную автоматизированную систему, используемую при подготовке и проведении выборов и референдумов, действия по затруднению работы информационных сервисов избирательных комиссий, комиссий референдума (хакерские атаки), призывы к неучастию в выборах, референдуме, к недоверию избирательной системе, результатам выборов, референдума; публичные комментарии международных наблюдателей о ходе избирательного процесса, процесса референдума в период, когда такие комментарии не допускаются национальным законодательством).
3. Противодействие иностранному вмешательству в выборы и референдумы
3.1. Основные методы противодействия иностранному вмешательству в выборы и референдумы
3.1.1. Основные методы противодействия иностранному вмешательству в выборы и референдумы, с учетом международной практики, сводятся к трем направлениям:
- на законодательном уровне - установление правовых ограничений на участие в выборах и референдумах иностранных лиц и специальное регулирование правовых условий реализации избирательных прав, прав на участие в референдуме отдельными категориями граждан, имеющими определенную связь с иностранными субъектами;
- на правоприменительном уровне - обеспечение соблюдения установленных правовых ограничений иностранного участия в выборах и референдумах, правовых условий реализации прав лиц, аффилированных с иностранными акторами, а также принятие предусмотренных национальным законодательством мер в случае несоблюдения ограничений и условий, оперативное пресечение распространения информационных и агитационных материалов с нарушением национального законодательства в части субъекта распространения, источников финансирования;
- информационное - обеспечение оперативного информирования избирателей и других участников выборов, участников референдума о попытках иностранного вмешательства, включая распространение информации, оказывающей влияние на выборы и референдумы, в том числе сведений о субъектах распространения такой информации, источниках финансирования.
3.1.2. Учитывая практику распространения информации в современном мире, включающую массовое дублирование, репосты, комментарии в социальных сетях и т.п., важным направлением противодействия является установление первоисточника распространения информации. Например, создание и первое распространение информации на иностранном ресурсе может свидетельствовать об иностранном вмешательстве, равно как и активное участие иностранных ресурсов, не информирующих надлежащим образом об этом факте, в распространении информации, впервые размещенной на национальном ресурсе.
3.1.3. Информирование о попытках иностранного вмешательства в выборы и референдумы должно отвечать принципам объективности и достоверности, не должно использоваться в качестве инструмента политической борьбы против одного из участников избирательного процесса, референдума.
3.2. Законодательные меры по противодействию иностранному вмешательству в выборы и референдумы
3.2.1. Национальным законодательством о выборах и референдуме на основе конституции и международных актов в качестве одного из принципов проведения выборов и референдумов может быть установлен принцип недопустимости иностранного участия в избирательных кампаниях, кампаниях референдума, за исключением случаев, предусмотренных национальным законодательством. Данный принцип реализуется через установленные ограничения или условия осуществления отдельных избирательных действий иностранными гражданами и иными субъектами, имеющими связь с иностранными государствами или другими иностранными акторами.
Национальным законодательством о выборах и референдуме может быть предусмотрено, что на основании международных договоров государства и в порядке, предусмотренном национальным законодательством, иностранные граждане государств, с которыми заключены указанные международные договоры, постоянно проживающие на территории муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на выборах в органы местного самоуправления, участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане государства. В таком случае ограничения и условия, предусмотренные национальным законодательством и настоящими Рекомендациями, в отношении иностранных граждан указанных иностранных государств не применяются.
3.2.2. Национальным законодательством о выборах и референдуме может быть установлено, что иностранные граждане, за исключением случая, предусмотренного национальным законодательством, лица без гражданства, иностранные организации, международные организации и международные общественные движения, иностранные агенты, не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, достижению определенного результата на выборах, а также в иных формах участвовать в избирательных кампаниях, кампаниях референдума.
Участие в избирательных кампаниях, кампаниях референдума указанных лиц и представителей указанных организаций в качестве международных, иностранных наблюдателей может регулироваться в соответствии с национальным законодательством.
3.2.3. Национальное законодательство о выборах и референдуме имплементирует принцип недопустимости иностранного вмешательства в выборы и референдум в регулятивные нормы о принципах проведения выборов и референдумов, о пассивном избирательном праве граждан, о требованиях к членам избирательных комиссий, комиссий референдума, о проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, о финансировании избирательной кампании, кампании референдума, а также в иные нормы.
3.2.4. Правовые нормы, содержащиеся в национальном законодательстве о выборах и референдуме, могут быть направлены на:
- установление ограничений избирательных прав, прав на участие в референдуме лиц, имеющих правовую связь с иностранными субъектами;
- установление условий реализации избирательных прав, прав на участие в референдуме для лиц, имеющих правовую связь с иностранными субъектами.
3.2.5. К основным положениям национального законодательства о выборах и референдуме, направленным на противодействие иностранному вмешательству в национальные выборы и референдумы, относятся:
- положения, ограничивающие право иностранных граждан и лиц без гражданства избирать и быть избранными, а также право быть избранными для граждан, имеющих иностранное гражданство (подданство);
- положения, ограничивающие право быть избранным на определенные должности (как правило, главы государства) граждан, не проживающих постоянно и на протяжении определенного периода на территории соответствующего государства;
- положения, ограничивающие право проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума иностранными гражданами, организациями, лицами без гражданства;
- положения, ограничивающие право участия в финансировании избирательных кампаний, кампаний референдума, включая внесение добровольных пожертвований в избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений, фонды референдума, пожертвований политическим партиям иностранными гражданами, лицами без гражданства, иностранными организациями;
- положения, ограничивающие возможность ведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума в иностранных средствах массовой информации, изготовление агитационных материалов в иностранных полиграфических организациях, на территориях иностранных государств;
- положения, ограничивающие право участия в наблюдении за выборами и референдумами иностранных граждан (за исключением назначения их иностранными (международными) наблюдателями по приглашению и при наличии аккредитации компетентных органов государства), устанавливающие запрет на вмешательство иностранных (международных) наблюдателей в избирательный процесс, процесс референдума и иные ограничения, связанные с деятельностью иностранных (международных) наблюдателей;
- положения, ограничивающие возможность осуществления наблюдения за выборами и референдумами, за исключением иностранного (международного) наблюдения, общественными объединениями и иными лицами, являющимися иностранными агентами или получающими финансирование из иностранных источников;
- положения, устанавливающие общий запрет иностранным гражданам и лицам без гражданства участвовать в любых действиях по подготовке и проведению выборов и референдумов, за исключением прямо предусмотренных национальным законодательством форм;
- положения, направленные на противодействие иностранному вмешательству путем распространения информации, влияющей на выборы и референдумы, в социальных сетях, блогах, телеграм-каналах и на иных подобных ресурсах;
- положения, предусматривающие возможность распространения результатов опросов общественного мнения, относящихся к общественно-политической ситуации, выборам и референдумам, при условии получения соответствующей аккредитации;
- положения, предусматривающие возможность лишения аккредитации представителя средства массовой информации в случае нарушения обязанности соблюдать ограничения в ходе деятельности по информационному обеспечению выборов, референдума.
3.3. Правовой статус физических и юридических лиц, иных организаций, связанный с противодействием иностранному вмешательству в выборы и референдумы
3.3.1. Национальным законодательством могут быть предусмотрены особенности правового статуса лиц, имеющих правовую связь с иностранными субъектами, в том числе условия реализации избирательных прав таких лиц, являющихся избирателями, участниками референдума.
3.3.2. Национальным законодательством могут быть предусмотрены основания и правовые последствия признания деятельности иностранной или международной неправительственной организации, представляющей угрозу основам конституционного строя, обороноспособности страны или безопасности государства, в том числе способствующей либо препятствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, достижению определенного результата на выборах и референдумах (включая участие в иных формах в избирательных кампаниях, кампаниях референдума, за исключением участия в таких кампаниях в качестве иностранных (международных) наблюдателей), нежелательной на территории государства.
3.3.3. Признание нежелательной на территории государства деятельности иностранной или международной неправительственной организации влечет за собой, среди прочих правовых последствий, запрет на распространение информационных материалов, издаваемых такой организацией и (или) распространяемых ею, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием сети Интернет, а также производство или хранение таких материалов в целях распространения; запрет на осуществление на территории государства программ (проектов) для иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории государства; запрет на создание такой организацией юридических лиц либо участие в них.
3.3.4. Решение о признании нежелательной на территории государства деятельности организации принимается генеральным прокурором или его заместителем по согласованию с министерством иностранных дел. О решении информируется министерство юстиции, которое вносит сведения в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории государства, размещает такой перечень на своем сайте в сети Интернет и публикует его в официальном периодическом печатном издании.
3.3.5. Законодательством может быть установлено, что национальное или иностранное юридическое лицо, независимо от его организационно-правовой формы, общественное объединение, действующее без образования юридического лица, иное объединение лиц, иностранная структура без образования юридического лица, а также физическое лицо независимо от его гражданства или при отсутствии такового, в случаях и порядке, установленных национальным законодательством, могут быть признаны иностранными агентами. К деятельности иностранных агентов национальным законодательством могут предъявляться дополнительные требования.
3.3.6. Под иностранным агентом понимается лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием, выраженным в иных формах, и осуществляющее деятельность, виды которой установлены настоящим пунктом.
Под поддержкой понимается предоставление лицу иностранным источником денежных средств и (или) иного имущества, нематериальных благ и преференций, а также оказание лицу иностранным источником организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах.
Под иностранным влиянием понимается предоставление иностранным источником лицу поддержки и (или) оказание воздействия на лицо, в том числе путем принуждения или убеждения.
Иностранными источниками признаются: иностранные государства; органы публичной власти иностранных государств; международные и иностранные организации; иностранные граждане; лица без гражданства, иностранные структуры без образования юридического лица; лица, уполномоченные указанными источниками; граждане государства и национальные юридические лица, получающие денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников либо действующие в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ); национальные юридические лица, бенефициарными владельцами которых являются иностранные граждане или лица без гражданства; лица, находящиеся под влиянием указанных источников.
3.3.7. Под деятельностью, осуществление которой является условием признания иностранным агентом, понимается политическая деятельность, целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности государства, распространение предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов и (или) участие в создании таких сообщений и материалов, иные виды деятельности, установленные национальным законодательством.
Под политической деятельностью понимается деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности государства, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития государства, развития политической системы, деятельности органов публичной власти, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование органов публичной власти, их решения и действия.
Такая деятельность признается политической, независимо от целей и задач, указанных в учредительных документах соответствующей организации.
К политической деятельности не относятся деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты человеческой жизни, семьи, материнства, отцовства и детства, традиционных семейных ценностей, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, если соответствующая деятельность не противоречит национальным интересам государства, основам публичного правопорядка, иным ценностям, защищаемым конституцией государства.
Политическая деятельность осуществляется в следующих формах:
- участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений;
- участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, в формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий;
- публичные обращения к органам публичной власти, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов и лиц, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов;
- распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых органами публичной власти решениях и проводимой ими политике;
- формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований;
- вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в указанную деятельность;
- финансирование указанной деятельности.
3.3.8. Посредником при получении денежных средств и (или) иного имущества от иностранного источника признается гражданин или юридическое лицо, осуществляющие передачу денежных средств и (или) иного имущества лицу от иностранного источника либо иного лица, находящегося под прямым или косвенным контролем такого источника.
3.3.9. Национальным законодательством могут быть предусмотрены иные положения, устанавливающие особый статус лиц, имеющих правовую связь с иностранными субъектами и (или) находящихся под иностранным влиянием.
3.3.10. Избирательным законодательством могут быть предусмотрены особенности правового статуса кандидата, являющегося иностранным агентом, и (или) кандидата, аффилированного с иностранным агентом.
3.3.11. Под кандидатом, являющимся иностранным агентом, понимается кандидат, который включен уполномоченным органом в реестр иностранных агентов.
3.3.12. Под кандидатом, аффилированным с иностранным агентом, понимается физическое лицо, выдвинутое кандидатом:
- входящее (входившее в течение двух лет до дня официального опубликования решения о назначении выборов) в состав органов юридического лица, незарегистрированного общественного объединения, иного объединения лиц, иностранной структуры без образования юридического лица - иностранного агента и (или) являющееся (являвшееся в течение двух лет до дня официального опубликования решения о назначении выборов) его учредителем, членом, участником, руководителем или работником;
- осуществляющее (осуществлявшее до дня официального опубликования решения о назначении выборов) политическую деятельность и получающее (получавшее до дня официального опубликования решения о назначении выборов) денежные средства и (или) иное имущество от иностранных агентов, в том числе через посредников, для осуществления политической деятельности.
Уполномоченный орган ведет единый реестр физических лиц, аффилированных с иностранными агентами.
3.4. Правовые ограничения участия в избирательных кампаниях и кампаниях референдума лиц, имеющих правовую связь с иностранными субъектами
3.4.1. Национальным законодательством о выборах и референдуме может быть установлен запрет на участие в избирательных кампаниях, кампаниях референдума, в том числе на осуществление деятельности, способствующей либо препятствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, достижению определенного результата на выборах, референдуме, на иные формы участия в избирательных кампаниях, кампаниях референдума следующих категорий лиц, имеющих правовую связь с иностранными субъектами:
- иностранных граждан;
- лиц без гражданства;
- иностранных организаций;
- международных организаций и международных общественных движений;
- иностранных агентов.
3.4.2. Национальным законодательством о выборах и референдуме могут быть установлены следующие ограничения (запреты) для лиц, имеющих правовую связь с иностранными субъектами:
- не могут быть избранными граждане, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства;
- членами избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса не могут быть лица, не имеющие гражданства государства, а также граждане, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, иностранные агенты; полномочия члена комиссии с правом решающего голоса прекращаются немедленно в случае утраты членом комиссии гражданства, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, включения в реестр иностранных агентов;
- запрещается проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, выпускать и распространять любые агитационные материалы: иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам, международным организациям и международным общественным движениям, а также не допускается использование в агитационных материалах высказываний указанных физических лиц об избирательном объединении, выдвинувшем список кандидатов, кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, о кандидате (кандидатах);
- запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, фонды референдума: иностранным государствам и иностранным организациям; иностранным гражданам; юридическим лицам с иностранным участием (если доля (вклад) иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30 процентов), учрежденным ими организациям и организациям, имеющим в своем уставном капитале долю таких юридических лиц, превышающую 30 процентов; иностранным агентам; некоммерческим организациям, получавшим в течение года, предшествующего дню внесения пожертвования в избирательный фонд, денежные средства либо иное имущество от указанных выше субъектов.
3.5. Правовые условия участия в избирательных кампаниях, кампаниях референдума лиц, имеющих правовую связь с иностранными субъектами
3.5.1. Национальным законодательством о выборах и референдуме могут быть установлены условия реализации избирательных прав, прав на участие в референдуме граждан, имеющих правовую связь с иностранными субъектами, основываясь на принципах всеобщего избирательного права и недопустимости необоснованных конституционными целями ограничений конституционных прав граждан, в том числе права быть избранным, права участвовать в предвыборной агитации, финансировании избирательной кампании и иных избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан.
3.5.2. Национальное законодательство может не ограничивать избирательные права, права на участие в референдуме граждан, имеющих правовую связь с иностранными субъектами, и гарантировать их полноценную реализацию, наравне с избирательными правами других граждан. При этом национальное законодательство может, основываясь на принципе открытости и гласности при подготовке выборов, референдумов, относить сведения о правовой связи таких граждан с иностранными субъектами, которая может влиять на их деятельность, к категории сведений, имеющих большое значение для избирателей и подлежащих обязательному указанию в избирательных документах и материалах.
3.5.3. Кандидат, являющийся иностранным агентом, или кандидат, аффилированный с иностранным агентом, обязан указать сведения об этом, а избирательное объединение, выдвинувшее такого кандидата (таких кандидатов) в составе списка кандидатов, обязано указывать информацию о том, что выдвинуло такого кандидата (таких кандидатов):
- в заявлении о согласии баллотироваться;
- в подписном листе;
- в агитационном материале, при этом данная информация должна быть ясно видимой (ясно различимой на слух) и занимать не менее 15 процентов от площади (объема) агитационного материала.
3.5.4. Избирательная комиссия, осуществляя свои полномочия, указывает, что кандидат является иностранным агентом, либо кандидатом, аффилированным с иностранным агентом:
- при доведении до сведения избирателей информации о кандидатах, предоставленной при их выдвижении;
- при информировании избирателей комиссиями о кандидате;
- на информационном стенде участковой избирательной комиссии в помещении для голосования или непосредственно перед помещением для голосования;
- в избирательном бюллетене - в сведениях о соответствующем кандидате, а в отношении кандидата, включенного в состав списка кандидатов, сведения о котором не внесены в избирательный бюллетень, - указывается, что в составе списка кандидатов выдвинут такой кандидат (такие кандидаты).
3.5.5. Организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, редакции сетевых изданий при взаимодействии с такими кандидатами обязаны соблюдать следующие требования:
- информирование избирателей организациями, осуществляющими выпуск средств массовой информации, редакциями сетевых изданий о таком кандидате должно сопровождаться указанием на то, что кандидат является физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, либо кандидатом, аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом;
- в случае участия в совместном агитационном мероприятии такого зарегистрированного кандидата, его выступление должно предваряться (сопровождаться) информацией о том, что данный кандидат является физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, либо кандидатом, аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом;
- в случае участия в совместном агитационном мероприятии зарегистрированного кандидата, выдвинутого избирательным объединением, которым на соответствующих выборах выдвинут кандидат (в том числе в составе списка кандидатов), являющийся физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, либо кандидатом, аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом, его выступление должно предваряться (сопровождаться) информацией о том, что избирательным объединением выдвинут такой кандидат;
- в размещаемых в периодических печатных изданиях агитационных материалах кандидата, являющегося физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, кандидата, аффилированного с выполняющим функции иностранного агента лицом, или избирательного объединения, выдвинувшего на соответствующих выборах такого кандидата (таких кандидатов) (в том числе в составе списка кандидатов), должна помещаться информация о том, что кандидат является физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, либо кандидатом, аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом, или о том, что избирательным объединением выдвинут такой кандидат (такие кандидаты) (в том числе в составе списка кандидатов).
3.5.6. Национальным законодательством может быть установлено дополнительное условие реализации права участвовать в формировании избирательного фонда кандидата, избирательного объединения, фонда референдума, согласно которому при внесении пожертвования гражданином, являющимся иностранным агентом, такой гражданин указывает в платежном документе сведения об этом.
3.5.7. Национальным законодательством могут быть установлены дополнительные условия реализации гражданином пассивного избирательного права на выборах в органы государственной власти и отдельных должностных лиц, муниципальных округов и городских округов, а именно:
- представление сведений о принадлежащем кандидату, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории государства, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории государства кандидата, а также сведений о таких обязательствах его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; сведений о своих расходах, а также о расходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке, связанной с приобретением земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруги (супруга) за три года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка;
- реализация кандидатом обязанности к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов, закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории государства, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов и представить в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, списков кандидатов, вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата, письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории государства, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
3.6. Меры по противодействию иностранному вмешательству в выборы и референдумы при взаимодействии с иностранными (международными) наблюдателями
3.6.1. Правовое регулирование деятельности иностранных (международных) наблюдателей на выборах и референдумах должно обеспечивать в том числе комплекс мер по недопущению осуществления ими иностранного вмешательства в выборы и референдумы.
3.6.2. С целью недопущения иностранного вмешательства в выборы и референдумы со стороны иностранных (международных) наблюдателей, миссий по наблюдению за выборами и референдумами, групп международных наблюдателей и иных объединений международных наблюдателей, а также организаций, направляющих иностранных (международных) наблюдателей, национальным законодательством могут быть предусмотрены следующие обязанности иностранных (международных) наблюдателей:
- соблюдать конституцию и национальное законодательство государства пребывания, положения международных актов в области организации и проведения выборов и референдумов, правовых актов центральной избирательной комиссии;
- выполнять свои функции, руководствуясь принципами политической нейтральности, беспристрастности, уважения национального суверенитета, отказа от выражения каких бы то ни было предпочтений или оценок по отношению к избирательным комиссиям, государственным органам, органам местного самоуправления (управления), должностным лицам, участникам избирательного процесса или по каким-либо спорным вопросам, возникающим в ходе выборов;
- не вмешиваться в избирательный процесс, процесс референдума;
- не препятствовать избирательному процессу, процессу референдума в какой-либо форме, в том числе работе избирательной комиссии, комиссии референдума;
- основывать все заключения и выводы на своих наблюдениях, достоверном и поддающемся проверке фактическом материале с профессиональной точностью и строгим соблюдением принципа беспристрастности;
- соблюдать нейтральность, не отдавать предпочтение в своей деятельности каким-либо кандидату, политической партии, общественному объединению, участнику референдума;
- не использовать свой статус для осуществления деятельности, не связанной с наблюдением за ходом избирательной кампании, кампании референдума.
3.6.3. С целью недопущения иностранного вмешательства в выборы и референдумы со стороны иностранных (международных) наблюдателей, миссий по наблюдению за выборами и референдумами, групп международных наблюдателей и иных объединений международных наблюдателей, а также организаций, направляющих иностранных (международных) наблюдателей, национальным законодательством могут быть предусмотрены следующие ограничения (запреты) в деятельности иностранных (международных) наблюдателей:
- осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, списков кандидатов, достижению определенного результата на выборах, референдуме, в том числе проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, отдавать предпочтение в своей деятельности каким-либо кандидату, политической партии, общественному объединению, участнику референдума;
- принимать участие в процедурах голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума, в том числе выдавать избирателям избирательные бюллетени, участникам референдума - бюллетени для голосования на референдуме, расписываться за избирателя, участника референдума, в том числе по его просьбе, в получении избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, заполнять за избирателя, участника референдума, в том числе по его просьбе, избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме, принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса подсчете бюллетеней;
- предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
- совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии, комиссии референдума;
- участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией, комиссией референдума;
- проводить в день голосования опросы избирателей, участников референдума о том, как они намерены проголосовать или проголосовали;
- распространять заведомо недостоверную общественно значимую информацию, связанную с подготовкой и проведением выборов, референдума, под видом достоверной информации, выдвигать требования о непризнании итогов голосования, результатов выборов, референдума;
- совершать иные действия, противоречащие национальному законодательству, международным избирательным стандартам, не соответствующие статусу иностранного (международного) наблюдателя, принципам международного наблюдения и национальному законодательству.
3.6.4. Национальным законодательством могут быть предусмотрены следующие права иностранных (международных) наблюдателей с условиями их реализации:
- публично излагать свое мнение о законодательстве о выборах и референдумах, подготовке и проведении выборов, проводить пресс-конференции и обращаться в средства массовой информации, давать комментарии иными способами после окончания голосования на всей территории государства;
- информировать представителей избирательных комиссий, комиссий референдума о своих наблюдениях, обнаруженных нарушениях и рекомендациях, не вмешиваясь в работу избирательных комиссий, комиссий референдума;
- представлять центральной избирательной комиссии, другим избирательным комиссиям, комиссиям референдума, органам государственной власти и соответствующим должностным лицам свои заключения о результатах наблюдения за ходом выборов, референдума;
- свободно выражать руководителю миссии свое мнение о законодательстве о выборах и референдумах, подготовке и проведении выборов и референдумов, в том числе посредством опросных форм, записок и технических средств, участия в совещаниях.
3.6.5. Национальным законодательством или правовым актом центральной избирательной комиссии может быть рекомендовано миссиям по наблюдению за выборами и референдумами, группам международных наблюдателей представить в центральную избирательную комиссию копии анкет международных наблюдателей или содержащихся в них сведений.
3.6.6. Национальным законодательством может быть предусмотрено, что центральная избирательная комиссия вправе отозвать аккредитацию иностранного (международного) наблюдателя в случае нарушения им конституции, национального законодательства, общепризнанных принципов и норм международного права либо осуществления попыток вмешаться в избирательный процесс, процесс референдума или иным способом повлиять на выборы, референдум.
3.7. Меры по противодействию иностранному вмешательству в выборы и референдумы в сети Интернет
3.7.1. Сеть Интернет (социальные сети, мессенджеры и иные средства коммуникации) являются одним из наиболее вероятных средств иностранного вмешательства в выборы и референдумы.
3.7.2. Противодействие иностранному вмешательству в выборы и референдумы в сети Интернет (социальных сетях, мессенджерах и иных средствах коммуникации) может осуществляться посредством:
- установления национальным законодательством особенностей аккредитации иностранных электронных средств массовой информации для освещения избирательного процесса, процесса референдума;
- установления национальным законодательством требования об обязательном размещении серверов (их сегментов, охватывающих соответствующее государство) иностранных информационных компаний на территории государства;
- установления национальным законодательством оснований и порядка временной блокировки сайтов, на которых размещаются материалы, нарушающие национальное законодательство, по решению суда либо исполнительного органа государственной власти, либо избирательной комиссии, комиссии референдума;
- пресечения распространения в сети Интернет агитационных материалов, изготовленных и (или) распространяемых с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах, информации, распространяемой с нарушением законодательства о выборах и референдумах;
- принятия мер по обеспечению бесперебойного функционирования сегмента сети связи общего пользования, предназначенного для оказания услуг связи в интересах избирательных комиссий, в том числе для функционирования государственной автоматизированной системы, применяемой при подготовке и проведении выборов и референдумов;
- оказания содействия избирательным комиссиям в обеспечении безопасности информационных ресурсов государственной автоматизированной системы, применяемой при подготовке и проведении выборов, надежного функционирования такой системы на сетях связи общего пользования и безопасности информации в сети Интернет;
- принятия мер по обеспечению бесперебойного функционирования сетей подвижной радиотелефонной связи, бесперебойного функционирования сети Интернет на территории государства, мониторинг функционирования указанных сетей с целью выявления и предотвращения угроз устойчивости, безопасности и целостности их функционирования;
- организации мониторинга соблюдения законодательства о выборах и референдумах, иного национального законодательства в сети Интернет в период избирательной кампании, кампании референдума.
3.8. Правоприменительные меры по противодействию иностранному вмешательству в выборы и референдумы
3.8.1. Правоприменительные меры по противодействию иностранному вмешательству в выборы и референдумы должны реализовываться избирательными комиссиями, комиссиями референдума во взаимодействии с иными государственными органами.
3.8.2. В национальном парламенте (палатах национального парламента) могут быть созданы профильные комиссии, рабочие группы, в компетенцию которых входят вопросы противодействия вмешательству в выборы и референдумы.
3.8.3. Центральная избирательная комиссия может организовать в качестве отдельного направления своей деятельности работу по вопросам противодействия вмешательству в выборы и референдумы, включая анализ факторов и потенциальных угроз внешнего воздействия и вмешательства в избирательные кампании, подготовку предложений по вопросам предупреждения и предотвращения внешних воздействий и вмешательства в избирательный процесс, процесс референдума.
3.8.4. Основные направления противодействия иностранному вмешательству в выборы и референдумы в рамках взаимодействия избирательных комиссий с государственными органами, оказывающими содействие организации и проведению выборов:
- обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности в период подготовки и проведения выборов и референдумов, в том числе охраны помещений избирательных комиссий, комиссий референдума, помещений для голосования, помещений, где хранятся избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме, размещены комплексы государственной автоматизированной системы, применяемой при подготовке и проведении выборов и референдумов, а также по запросам избирательных комиссий, комиссий референдумов - избирательных документов и документов референдума при их перевозке;
- проверка и предоставление сведений о наличии гражданства государства у кандидатов, месте жительства и документе, удостоверяющем личность;
- предоставление сведений о наличии у кандидатов имевшихся или имеющихся судимостей (фактах осуждения);
- пресечение противоправной агитационной деятельности, предотвращение изготовления подложных и незаконных агитационных материалов и их изъятие, установление изготовителей и распространителей указанных материалов, источников их оплаты, выявление участников иной противоправной агитационной деятельности;
- предоставление сведений о наличии у кандидатов гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина в иностранном государстве, о подаче кандидатом уведомления о наличии;
- пресечение экстремистской и иной противоправной агитационной деятельности, в том числе возбуждающей социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду;
- анализ печатной, аудио- и аудиовизуальной продукции средств массовой информации, изготавливаемой и (или) распространяемой на территории государства, с целью определения соответствия ее содержания требованиям национального законодательства;
- предоставление сведений о принадлежащем кандидату, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории государства, об обязательствах имущественного характера за пределами территории государства;
- проведение проверок и предоставление сведений о наличии у кандидатов счетов (вкладов), хранении наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории государства, а также сведений о владении и (или) пользовании иностранными финансовыми инструментами;
- проверка сведений, указанных гражданами и юридическими лицами при внесении (перечислении) добровольных пожертвований в избирательные фонды, фонды референдума;
- проведение проверки и предоставление сведений о кандидатах, являющихся иностранными агентами, и (или) кандидатах, аффилированных с иностранными агентами;
- предоставление сведений о физических лицах (учредителях, руководителях, работниках), участвующих в деятельности иностранных агентов;
- предоставление сведений о физических лицах (учредителях, руководителях, а также лицах, входящих в состав руководящих органов), причастных к деятельности общественного или религиозного объединения, иной организации, в отношении которых вступило в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным законодательством о противодействии экстремизму и терроризму, и сведения о которых содержались в ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций.
3.9. Информационное обеспечение противодействия иностранному вмешательству в выборы и референдумы
3.9.1. Основным направлением противодействия иностранному вмешательству в выборы и референдумы является усиление информирования, в том числе по фактам выявления сведений об иностранном вмешательстве в выборы и референдумы, о предпринимаемых попытках, указание сведений о лице, имеющем правовую связь с иностранным государством, как авторе материалов, владельце информационного ресурса и т. п., а также как участнике избирательной кампании, кампании референдума или члене избирательной комиссии, комиссии референдума.
3.9.2. Для повышения осведомленности общества об иностранном вмешательстве в выборы и референдумы необходимо совершенствовать методы анализа, вести мониторинг информационного пространства, в том числе за пределами юрисдикции государства, на предмет выявления и установления возможного иностранного участия в процессе создания и распространения информации, искажения информационных потоков о выборах в интересах иностранных акторов с оперативным и достоверным информированием избирателей и других участников избирательного процесса, процесса референдума об иностранном вмешательстве.
3.9.3. Наиболее эффективным способом борьбы с иностранным вмешательством в выборы является распространение достоверной информации об искаженных фактах и о субъектах и заказчиках распространения недостоверной информации.
Приняты на пятьдесят четвертом
пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств - участников СНГ
(постановление N 54-4 от 28.10.2022)
------------------------------
1 Для целей настоящих рекомендаций термин "иностранное вмешательство в выборы и референдумы" подразумевает любое внешнее вмешательство в выборы, референдумы, включая международное.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.