Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 3. Формат международного наблюдения за выборами и референдумами и статус международных наблюдателей
Государство, приглашающее международных наблюдателей, исходит из того, что их присутствие способствует повышению прозрачности выборов, укреплению доверия общества к избирательному процессу, защите и поощрению реализации избирательных прав и свобод граждан, открытости и гласности выборов, подтверждает стремление соблюдать международные обязательства по проведению демократических выборов. В связи с этим государство может приглашать международных наблюдателей на выборы более низкого уровня, чем общенациональные.
Государство может приглашать международных наблюдателей на выборы национального, регионального и местного (муниципального) уровня.
3.1. Формат международного наблюдения за выборами
3.1.1. Международное наблюдение за выборами в зависимости от состава международных наблюдателей может осуществляться в формате:
а) индивидуального международного наблюдения;
б) группы международных наблюдателей, сформированной структурами законодательной и исполнительной ветвей власти, организаторами выборов и иными организациями в государствах - участниках СНГ, межправительственными и межпарламентскими интеграционными структурами государств - участников СНГ (далее - группа международных наблюдателей);
в) Миссии наблюдателей от СНГ.
3.1.2. Индивидуальное международное наблюдение осуществляется, как правило, международным наблюдателем - лицом, получившим приглашение принять участие в наблюдении за выборами, аккредитованным уполномоченным органом государства, проводящего выборы, в порядке, предусмотренном национальными законами. После завершения голосования международный наблюдатель вправе публично изложить свое мнение о подготовке и проведении выборов.
3.1.3. Международное наблюдение в формате группы международных наблюдателей осуществляется, как правило, организацией, получившей приглашение принять участие в наблюдении за выборами, либо объединившимися индивидуальными международными наблюдателями, каждый из которых получил приглашение принять участие в наблюдении за выборами. Формат группы международных наблюдателей предполагает соответствие ее состава, порядка формирования, обеспечения и финансирования ее деятельности, объектов наблюдения, организационных форм, направлений и методов мониторинговой деятельности принципам международного наблюдения за выборами и референдумами в государствах - участниках СНГ.
В ходе международного наблюдения за выборами группа международных наблюдателей может взаимодействовать и координировать свою деятельность с группами международных наблюдателей, входящими в Миссию наблюдателей от СНГ, а также с другими миссиями и группами международных наблюдателей, индивидуальными наблюдателями.
3.1.4. Международное наблюдение в формате группы международных наблюдателей от Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (далее - МПА СНГ) осуществляется МПА СНГ, как правило, на основании направленного ей приглашения государства, в котором проводятся выборы. В состав группы международных наблюдателей от МПА СНГ могут входить международные наблюдатели, представляющие парламенты государств - участников МПА СНГ, Секретариат Совета МПА СНГ и Международный институт мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств - участников МПА СНГ (далее - МИМРД МПА СНГ).
Формат группы международных наблюдателей от МПА СНГ предполагает соответствие ее состава, порядка формирования, обеспечения и финансирования ее деятельности, объектов наблюдения, организационных форм, направлений и методов мониторинговой деятельности принципам международного наблюдения за выборами и референдумами в государствах - участниках СНГ.
В ходе международного наблюдения за выборами группа международных наблюдателей от МПА СНГ может взаимодействовать и координировать свою деятельность с группами международных наблюдателей, входящими в Миссию наблюдателей от СНГ, а также с другими миссиями и группами международных наблюдателей, индивидуальными наблюдателями.
3.1.5. Международное наблюдение в формате Миссии наблюдателей от СНГ осуществляется Содружеством Независимых Государств на основании приглашения государства, в котором проводятся выборы, направленного Исполнительному комитету СНГ. В состав Миссии наблюдателей от СНГ могут входить международные наблюдатели, представляющие законодательные, исполнительные и избирательные органы, общественные и иные организации государств - участников СНГ, а также органы Содружества и интеграционные объединения, действующие на пространстве СНГ.
Формат Миссии наблюдателей от СНГ предполагает соответствие ее состава, порядка формирования, обеспечения и финансирования ее деятельности, объектов наблюдения, организационных форм, направлений и методов мониторинговой деятельности принципам международного наблюдения за выборами и референдумами в государствах - участниках СНГ.
В процессе международного наблюдения за выборами Миссия наблюдателей от СНГ может осуществлять взаимодействие с миссиями и группами международных наблюдателей от других международных организаций, иностранных государств, индивидуальными наблюдателями: информировать об уже имеющемся опыте наблюдения за выборами в данном государстве, о своей деятельности на этапах долгосрочного и краткосрочного мониторинга, результатах анализа соответствия законодательства о выборах международным обязательствам государства, взаимодействии с органами государственной власти и участниками избирательного процесса (организаторами выборов, структурами гражданского общества, средствами массовой информации и т.д.).
3.1.6. Международное наблюдение в формате Миссии и группы наблюдателей от МПА СНГ осуществляется на зарубежных участках в случае их открытия в соответствии с национальным законодательством, в очной и дистанционной форме.
3.2. Организация и координация деятельности Миссии наблюдателей от СНГ
3.2.1. Миссию наблюдателей от СНГ организует и координирует Исполнительный комитет СНГ на основании приглашения государства, в котором проводятся выборы, и решения Совета глав государств СНГ от 30 мая 2003 года о продолжении практики направления наблюдателей от Содружества Независимых Государств на выборы и референдумы в государства - участники СНГ.
3.2.2. При формировании Миссии наблюдателей от СНГ Исполнительный комитет СНГ согласовывает с государством, в котором проводятся выборы, формат Миссии наблюдателей от СНГ, количество участвующих в ней международных наблюдателей, сроки осуществления наблюдения, а также другие вопросы, связанные с суверенитетом государства и касающиеся эффективного и беспристрастного осуществления международного наблюдения за выборами.
3.2.3. После получения приглашения от государства, в котором проводятся выборы, Исполнительный комитет СНГ обращается к государствам-участникам и в органы Содружества с просьбой о представлении списков лиц, которые будут включены в состав Миссии наблюдателей от СНГ, и направляет их в национальный орган администрирования выборов государства, проводящего выборы, для аккредитации.
3.2.4. Кандидатура главы Миссии наблюдателей от СНГ согласовывается Советом постоянных полномочных представителей государств - участников Содружества при уставных и других органах Содружества по предложению Исполнительного комитета СНГ.
3.2.5. Обеспечение деятельности Миссии наблюдателей от СНГ осуществляется штабом по обеспечению деятельности наблюдателей от СНГ, состав которого формируется из сотрудников Исполнительного комитета СНГ, должностных лиц МПА СНГ и МИМРД МПА СНГ при получении соответствующего приглашения от Исполнительного комитета СНГ.
Методическое, аналитическое и научное сопровождение деятельности Миссии наблюдателей от СНГ осуществляет, как правило, МИМРД МПА СНГ.
3.2.6. Штаб по обеспечению деятельности наблюдателей от СНГ, как правило, развертывается в государстве, в котором проводятся выборы, на долгосрочной основе в соответствии со сроками, предусмотренными национальным органом администрирования выборов.
3.2.7. На штаб по обеспечению деятельности наблюдателей от СНГ возлагаются следующие основные функции:
а) обеспечение аккредитации членов Миссии наблюдателей от СНГ;
б) мониторинг и анализ агитационной кампании кандидатов, политических партий, групп референдума в средствах массовой информации;
в) подготовка пакета нормативных правовых актов, регулирующих избирательный процесс, для использования членами Миссии наблюдателей от СНГ;
г) обеспечение деятельности членов Миссии наблюдателей от СНГ в регионах проведения долгосрочного и краткосрочного мониторинга;
д) сбор информации, полученной международными наблюдателями, ее анализ и распространение среди всех членов Миссии наблюдателей от СНГ.
3.3. Организация и координация деятельности Миссии международных наблюдателей от МПА СНГ
3.3.1. В случае если Межпарламентская Ассамблея государств - участников СНГ является единственным органом Содружества, получившим приглашение принять участие в международном наблюдении за выборами, Совет Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ вправе принять решение об организации международного наблюдения и формировании Миссии международных наблюдателей от МПА СНГ на основании приглашения государства, в котором проводятся выборы.
Миссию международных наблюдателей от МПА СНГ организует и координирует постоянно действующий административный орган Совета МПА СНГ - Секретариат Совета МПА СНГ.
Методическое, аналитическое и научное сопровождение деятельности Миссии наблюдателей от МПА СНГ осуществляет МИМРД МПА СНГ.
3.3.2. При формировании Миссии международных наблюдателей от МПА СНГ Секретариат Совета МПА СНГ согласовывает с государством, в котором проводятся выборы, формат миссии, количество участвующих в ней международных наблюдателей, сроки осуществления наблюдения, а также другие вопросы, связанные с суверенитетом государства и касающиеся эффективного и беспристрастного осуществления международного наблюдения за выборами.
3.3.3. Кандидатура главы Миссии международных наблюдателей от МПА СНГ согласовывается Секретариатом Совета МПА СНГ с государством, в котором проводятся выборы, и утверждается распоряжением Председателя Совета Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ.
3.3.4. Организация работы Миссии международных наблюдателей от МПА СНГ определяется решениями Генерального секретаря - руководителя Секретариата Совета Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ.
3.3.5. В состав Миссии международных наблюдателей от МПА СНГ входят международные наблюдатели, представляющие парламенты государств - участников МПА СНГ, должностные лица МПА СНГ, сотрудники и эксперты МИМРД МПА СНГ.
3.3.6. Обеспечение деятельности Миссии международных наблюдателей от МПА СНГ осуществляется штабом по обеспечению деятельности международных наблюдателей от МПА СНГ, состав которого формируется МИМРД МПА СНГ.
3.4. Организация и координация деятельности группы международных наблюдателей от МПА СНГ
3.4.1. Группу международных наблюдателей от МПА СНГ организует постоянно действующий административный орган Совета МПА СНГ - Секретариат Совета МПА СНГ.
Организационное, методическое, аналитическое и научное сопровождение деятельности группы международных наблюдателей от МПА СНГ осуществляет МИМРД МПА СНГ.
3.4.2. После получения приглашения от государства, в котором проводятся выборы, Секретариат Совета МПА СНГ обращается к парламентам государств - участников МПА СНГ с просьбой о представлении списков лиц, которые будут включены в состав группы международных наблюдателей от МПА СНГ, и направляет их в национальный орган администрирования выборов государства, проводящего выборы, для аккредитации.
Кандидатура координатора группы международных наблюдателей от МПА СНГ определяется после согласования государством - организатором выборов с парламентом государства - участника МПА СНГ на основании принципа ротации.
3.4.3. Координатор группы международных наблюдателей от МПА СНГ назначается распоряжением Председателя Совета Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ.
3.4.4. В состав группы международных наблюдателей от МПА СНГ входят международные наблюдатели, представляющие парламенты государств - участников МПА СНГ, должностные лица МПА СНГ, сотрудники и эксперты МИМРД МПА СНГ.
3.4.5. МИМРД МПА СНГ организует работу по проведению долгосрочного наблюдения. С целью подготовки документов для международных наблюдателей от МПА СНГ МИМРД МПА СНГ формирует экспертную группу.
3.4.6. МИМРД МПА СНГ в период долгосрочного наблюдения осуществляет следующие основные функции:
а) обеспечение аккредитации членов группы международных наблюдателей от МПА СНГ;
б) организация и координация работы экспертной группы МИМРД МПА СНГ по мониторингу и анализу хода подготовки к проведению избирательной кампании;
в) подготовка аналитических, методических и информационно-справочных материалов экспертной группой МИМРД МПА СНГ для членов группы международных наблюдателей от МПА СНГ;
г) обеспечение работы группы международных наблюдателей от МПА СНГ в период долгосрочного наблюдения в государстве проведения выборов;
д) обеспечение работы группы международных наблюдателей от МПА СНГ в период краткосрочного мониторинга выборов.
3.4.7. Экспертная группа формируется МИМРД МПА СНГ из сотрудников и экспертов МИМРД МПА СНГ.
Экспертная группа подготавливает следующие материалы для группы международных наблюдателей от МПА СНГ:
а) заключение о соответствии законодательства государства, в котором проводятся выборы, международным стандартам проведения демократических выборов;
б) отчет или другой документ, отражающий основные аспекты подготовки к проведению выборов, хода агитационной кампании, финансирования избирательной кампании, разрешения возникающих споров, деятельности наблюдателей и условий их работы, а также иных вопросов, имеющих значение при наблюдении за выборами;
в) иные аналитические, методические, информационно-справочные материалы, определяемые в зависимости от конкретных условий избирательной кампании.
3.5. Финансирование миссий и групп международных наблюдателей
3.5.1. Финансирование организационно-технического, правового и информационно-аналитического обеспечения деятельности Миссии наблюдателей от СНГ осуществляется Исполнительным комитетом СНГ за счет средств единого бюджета органов Содружества.
3.5.2. Финансирование организационно-технического, правового и информационно-аналитического обеспечения деятельности Миссии международных наблюдателей от МПА СНГ и группы международных наблюдателей от МПА СНГ осуществляется Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ за счет долевых взносов государств - участников МПА СНГ.
3.5.3. Финансирование организационно-технического, правового и информационно-аналитического обеспечения деятельности групп международных наблюдателей и индивидуальных международных наблюдателей осуществляется за счет направляющей стороны и (или) собственных средств международного наблюдателя.
3.5.4. Финансирование Миссии наблюдателей от СНГ, Миссии международных наблюдателей от МПА СНГ, группы международных наблюдателей от МПА СНГ, групп международных наблюдателей, индивидуальных международных наблюдателей из иных источников не допускается.
3.6. Рабочий язык миссий и групп международных наблюдателей
3.6.1. Рабочим языком Миссии наблюдателей от СНГ, Миссии международных наблюдателей от МПА СНГ, группы международных наблюдателей от МПА СНГ является русский язык.
3.6.2. По решению руководителя миссии (координатора группы) международных наблюдателей официальный (государственный) язык (языки) государства, проводящего выборы, может быть использован в качестве дополнительного языка миссии (группы) международных наблюдателей.
3.6.3. В случае необходимости возможно дополнительное использование другого языка в качестве рабочего при условии его широкого распространения в государстве, проводящем выборы. Это должно обеспечить более полное взаимодействие с участниками избирательного процесса в государстве, проводящем выборы, способствовать повышению объективности выводов и оценок.
3.6.4. При осуществлении международного наблюдения, подготовке документации (включая опросные листы, другие анкеты и формы) и проведении публичных мероприятий (пресс-конференций, брифингов и т.д.) по решению миссии (группы) международных наблюдателей могут применяться все указанные языки, что является одной из дополнительных гарантий обеспечения прозрачности и публичности осуществления международного наблюдения в государстве, проводящем выборы.
3.7. Статус международного наблюдателя на выборах и его полномочия
3.7.1. Международный наблюдатель приобретает право на осуществление наблюдения за выборами в соответствии с порядком, установленным национальными законами, международными правовыми документами и международными обязательствами государства, в котором проводятся выборы.
3.7.2. Международные наблюдатели получают разрешение на въезд в государство, в котором проводятся выборы, в порядке, установленном национальными законами.
3.7.3. Международным наблюдателям следует ознакомиться с содержанием ратифицированных государством, в котором проводятся выборы, документов Организации Объединенных Наций, Содружества Независимых Государств, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Совета Европы, Межпарламентского союза, Шанхайской организации сотрудничества и других международных организаций в области демократических выборов, защиты избирательных прав и основных свобод граждан.
3.7.4. Международным наблюдателям рекомендуется изучить содержащиеся в конституции государства, в котором проводятся выборы, положения, регулирующие выборы и организацию избирательного процесса, а также основные положения национальных законов, других законодательных и иных нормативных правовых актов, имеющих законную силу в период проведения мониторинга.
При этом следует обратить внимание на то, как совершенствовались национальные законы в целях обеспечения соответствия международным обязательствам государства, в котором проводятся выборы, в частности с учетом рекомендаций международных наблюдателей.
3.7.5. Деятельность международных наблюдателей осуществляется на основе принципов открытости и гласности.
3.7.6. Деятельность международных наблюдателей регулируется национальным законодательством, международными правовыми документами, наделяющими наблюдателей полномочиями, которые они вправе реализовать.
3.7.7. Международный наблюдатель осуществляет свою деятельность самостоятельно и независимо.
3.7.8. В соответствии с конституцией, национальным законодательством, международными правовыми документами, наделяющими международных наблюдателей полномочиями, которыми они пользуются в рамках своей деятельности, международные наблюдатели имеют право на следующее:
а) ознакомление с документами, регулирующими избирательный процесс, получение от избирательных комиссий необходимой справочной информации, в том числе о количестве избирателей, включенных в списки избирателей, и количестве избирателей, принявших участие в голосовании;
б) контакты с представителями политических партий, объединений, кандидатами, избирателями, сотрудниками избирательных комиссий, судебных органов, должностными и иными лицами, представляющими исполнительную ветвь государственной власти, которые в соответствии с национальными законами обязаны оказывать содействие избирательным комиссиям, иным участникам избирательного процесса;
в) наблюдение за ходом досрочного голосования, голосования избирателей вне помещения для голосования, дистанционного электронного голосования, а также с использованием других форм голосования, предусмотренных национальными законами, в том числе наблюдение с использованием технических средств;
г) свободное посещение избирательных комиссий, помещений для голосования на избирательных участках, в том числе в день (дни) проведения голосования, без специального сопровождения и предварительного согласования своих действий по наблюдению за выборами с соответствующими избирательными комиссиями, за исключением случаев, предусмотренных национальным законодательством в интересах защиты основ конституционного строя и обеспечения национальной безопасности;
д) нахождение в день (дни) голосования в специально отведенном месте в помещении для голосования, подсчета голосов и определения результатов голосования;
е) наблюдение за организацией и проведением голосования, подсчетом голосов и установлением результатов голосования в местах и условиях, обеспечивающих возможность ознакомиться с ходом указанных избирательных процедур и содержанием избирательных бюллетеней, в случаях и порядке, которые предусмотрены национальными законами;
ж) присутствие при рассмотрении жалоб (заявлений) и претензий, связанных с нарушением национальных законов, и ознакомление с результатами рассмотрения избирательных споров в случае невозможности личного участия в нем;
з) получение информации о результатах подсчета голосов и составлении протоколов соответствующих комиссий о результатах выборов;
и) ознакомление с протоколами участковых комиссий о результатах голосования и протоколами соответствующих комиссий о результатах выборов, подписанными и направленными в вышестоящую комиссию в соответствии с национальным законодательством;
к) получение от избирательной комиссии копии протокола об итогах голосования и иных документов в соответствии с национальными законами;
л) обращение в избирательную комиссию с предложениями и замечаниями по поводу организации голосования, подсчета голосов, установления итогов голосования, определения результатов выборов, а также с заявлениями о нарушении национальных законов, в том числе касающихся соблюдения избирательных прав и свобод участников выборов;
м) информирование соответствующих избирательных комиссий о своих наблюдениях, обнаруженных нарушениях и рекомендациях;
н) публичное изложение своего мнения о подготовке и проведении выборов после окончания голосования;
о) предоставление организаторам выборов, органам государственной власти и соответствующим должностным лицам своего мнения о результатах наблюдения за ходом выборов.
3.7.9. Международный наблюдатель обязан:
а) соблюдать конституцию и национальные законы государства пребывания, положения международных документов в области организации и проведения выборов и референдумов;
б) иметь при себе удостоверение об аккредитации в качестве международного наблюдателя и документ, удостоверяющий личность, предъявлять его по требованию организаторов выборов, других уполномоченных органов и должностных лиц;
в) выполнять свои функции, руководствуясь принципами политической нейтральности, беспристрастности, отказа от выражения каких бы то ни было предпочтений по отношению к избирательным комиссиям, государственным и иным органам, должностным лицам, участникам избирательного процесса, каким-либо спорным вопросам, возникающим в ходе выборов;
г) не демонстрировать символику и другие агитационные атрибуты, принадлежащие каким-либо политическим партиям, кандидатам на выборах;
д) незамедлительно информировать организаторов выборов о выявленных в день голосования нарушениях национального законодательства о выборах.
3.8. Порядок аккредитации международных наблюдателей
Аккредитация международных наблюдателей производится государством - организатором выборов в соответствии с национальным законодательством.
3.9. Срок осуществления международного наблюдения
Международный наблюдатель вправе осуществлять свою деятельность на любом этапе избирательной кампании, но не ранее дня аккредитации в качестве международного наблюдателя уполномоченным на то органом. Полномочия международного наблюдателя прекращаются после официального обнародования результатов выборов.
3.10. Обеспечение безопасности международных наблюдателей
Штаб миссии (группы) международных наблюдателей устанавливает и поддерживает контакты с национальными правоохранительными и другими компетентными органами принимающего государства, проводит инструктажи по вопросам безопасности членов миссии международных наблюдателей.
3.11. Ответственность международных наблюдателей
Международные наблюдатели несут ответственность в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также национальными законами государства - организатора выборов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.