Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утвержден
постановлением Правительства
Тамбовской области
от 08.02.2023 N 70
Порядок
проведения правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, включенных в регистр муниципальных нормативных правовых актов Тамбовской области (далее - Порядок)
1. Настоящий Порядок разработан с целью использования при организации работы уполномоченного органа по проведению правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, включенных в регистр муниципальных нормативных правовых актов Тамбовской области (далее - правовая экспертиза, муниципальные акты).
2. Правовая экспертиза проводится правовым департаментом Правительства Тамбовской области (далее - Правовой департамент).
3. Правовой департамент проводит выборочную правовую экспертизу по решению директора Правового департамента (лица, исполняющего его обязанности).
4. Правовая экспертиза (включая подписание директором Правового департамента (лицом, исполняющим его обязанности) экспертного заключения, подготовленного по результатам такой экспертизы) проводится в срок до 30 дней со дня принятия решения о проведении правовой экспертизы. При необходимости этот срок может быть продлен директором Правового департамента (лицом, исполняющим его обязанности), но не более чем на 30 дней.
5. Правовая экспертиза заключается в правовой оценке формы муниципального акта, его целей и задач, предмета правового регулирования, компетенции органа или должностного лица местного самоуправления, принявшего (издавшего) акт, содержащихся в нем норм, порядка обнародования (опубликования) на соответствие Конституции Российской Федерации, федеральному и областному законодательству, уставу муниципального образования.
6. Цели, задачи и предмет правового регулирования муниципального акта анализируются на предмет их соответствия основам конституционного строя Российской Федерации, соблюдения основных прав и свобод человека и гражданина, а также рассматриваются с точки зрения соответствия полномочиям органов местного самоуправления, установленным Конституцией Российской Федерации, федеральным и областным законодательством, уставом муниципального образования.
7. В ходе правовой экспертизы изучается состояние правового регулирования в соответствующей сфере. При этом выявляется место рассматриваемого муниципального акта среди других правовых актов, действующих в указанной сфере, и их соотношение, устанавливается, во исполнение или в соответствии с каким федеральным и (или) областным законом (иным нормативным правовым актом) принят муниципальный акт, соответствуют ли правовые основания, обусловившие его принятие, основаниям, указанным в Конституции Российской Федерации, действующем законодательстве и уставе муниципального образования. В целях анализа конкретных правовых норм изучается их смысл и правовые последствия применения.
8. При анализе конкретных правовых норм следует учитывать судебные акты Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, а также иных органов судебной власти Российской Федерации, затрагивающие соответствующие правоотношения, а также изменения, внесенные в федеральные и областные нормативные правовые акты, уставы муниципальных образований.
В случае коллизии правовых норм, содержащихся в нормативных правовых актах одного уровня, при условии, что правовое регулирование осуществляется в одной и той же сфере общественных отношений, применяется акт принятый позднее, при наличии общей и специальной нормы применяется специальная норма.
9. Признаками несоответствия муниципального акта Конституции Российской Федерации, федеральному и областному законодательству, уставу муниципального образования являются:
включение в муниципальный акт норм и положений, противоречащих нормам Конституции Российской Федерации, действующему законодательству, уставу муниципального образования;
отсутствие правовых оснований, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным и областным законодательством, уставом муниципального образования необходимы для издания муниципального акта;
принятие муниципального акта во исполнение отмененного (утратившего силу) федерального и (или) областного закона или иного нормативного правового акта;
неправильный выбор федерального и (или) областного закона или иного нормативного правового акта, являющегося основанием для принятия муниципального акта;
принятие муниципального акта органом (должностным лицом) местного самоуправления, в компетенцию которого это не входит, либо с превышением полномочий, предоставленных данному органу (должностному лицу);
нарушение установленного порядка опубликования (обнародования) муниципального акта;
изменение установленных федеральным и (или) областным законом или иным нормативным правовым актом оснований, условий, последовательности или порядка действий участников правоотношений;
запрещение действий граждан и организаций, государственных органов, органов местного самоуправления, разрешенных или предписываемых федеральным и областным законодательством;
разрешение или допущение действий граждан и организаций, государственных органов, органов местного самоуправления, запрещенных федеральным и областным законодательством;
иные признаки.
10. Правовая экспертиза отмененных, признанных утратившими силу муниципальных актов, а также муниципальных актов, срок действия которых истек на момент проведения правовой экспертизы, не проводится.
11. Правовая экспертиза проводится в отношении муниципального акта с учетом всех внесенных в него изменений.
12. При проведении правовой экспертизы муниципального акта, признающего утратившим силу (отменяющего, приостанавливающего, продлевающего) другой муниципальный акт, оценивается компетенция органа (должностного лица) местного самоуправления, принявшего (издавшего) муниципальный акт, а также возможность возникновения пробелов в правовом регулировании в результате отмены, приостановления или продления действия муниципального акта.
13. Результатом проведения правовой экспертизы является экспертное заключение, подготовленное по форме согласно приложению и подписанное директором Правового департамента (лицом, исполняющим его обязанности).
14. В случае выявления в муниципальном акте положений, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, законам и иным нормативным правовым актам Тамбовской области, уставу муниципального образования, экспертное заключение в течение 2 рабочих дней со дня подписания директором Правового департамента (лицом, исполняющим его обязанности) направляется для рассмотрения в орган (должностному лицу) местного самоуправления, принявший (издавшему) данный муниципальный акт.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.