См. также постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 января 2012 г. N Ф08-7459/11 по делу N А53-19466/2010, от 26 марта 2012 г. N Ф08-990/12 по делу N А53-5835/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 13 декабря 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Назаренко И.П., в отсутствие в судебном заседании истцов: заместителя прокурора Ростовской области и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области (ИНН 6163097776, ОГРН 1096195001704), ответчиков: администрации Матвеево-Курганского района Ростовской области (ИНН 6119003088, ОГРН 1026101233971), общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Раздолье"" (ИНН 6119006427, ОГРН 1026101233256) и третьих лиц: Федерального государственного учреждения "Государственная комиссия Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений", Федерального государственного учреждения "Государственная комиссия Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений" инспектура по Ростовской области, Министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ростовской области, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Раздолье"" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.06.2012 (судья Смолькова А.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2012 (судьи Баранова Ю.И., Величко М.Г., Пономарева И.В.) по делу N А53-19466/2010, установил следующее.
Заместитель прокурора Ростовской области (далее - прокурор) в интересах территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области (далее - территориальное управление) обратился в арбитражный суд к администрации Матвеево-Курганского района Ростовской области (далее - администрация) и ООО "Агрофирма "Раздолье"" (далее - общество) с иском, в котором просил:
- признать недействительными результаты аукциона от 11.09.2009 на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 61:21:0600022:739 площадью 183 тыс. кв. м, расположенного на расстоянии 2240 м по направлению на северо-восток от с. Новоандриановка Матвеево-Курганского района;
- признать недействительным договор аренды земельного участка от 15.09.2009 N 208;
- применить последствия недействительности ничтожной сделки, обязав общество вернуть территориальному управлению в федеральную собственность земельный участок с кадастровым номером 61:21:0600022:739 площадью 183 тыс. кв. м. Делу присвоен N А53-19466/2010.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФГУ "Государственная комиссия Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений" (далее - учреждение) и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (далее - управление Росреестра).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 24.01.2011, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2011, иск удовлетворен в части признания недействительными результатов аукциона от 11.09.2009 и договора аренды земельного участка от 15.09.2009 N 208 (т. 2, л. д. 142; т. 4, л. д. 167).
Суды пришли к выводу о том, что спорный земельный участок является федеральной собственностью, поэтому аукцион проведен администрацией незаконно, а заключенный ответчиками договор аренды земельного участка является недействительным (ничтожным) в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.01.2012 решение и апелляционное постановление в части удовлетворения исковых требований отменены, дело в этой части направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Кассационная инстанция признала преждевременным вывод судов первой и апелляционной инстанций о ничтожности договора от 15.09.2009 N 208 как заключенного администрацией с превышением полномочий, предоставленных законом. При новом рассмотрении предложено с учетом имеющихся (дополнительно представленных в дело) доказательств оценить доводы прокурора о недействительности (ничтожности) договора в связи с отнесением арендуемого обществом земельного участка к федеральной собственности (т. 5, л. д. 90).
В рамках дела N А53-5829/2011 прокурор в интересах территориального управления обратился в арбитражный суд к администрации и обществу со следующими требованиями:
- признать недействительным договор аренды земельного участка от 15.09.2009 N 210;
- применить последствия недействительности ничтожной сделки, обязав общество вернуть территориальному управлению в федеральную собственность земельный участок с кадастровым номером 61:21:0600022:730 площадью 513 тыс. кв. м, расположенный на расстоянии 2185 м по направлению на северо-восток от ориентира с. Новоандриановка Матвеево-Курганского района, ул. 50 лет Победы, 1а.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены учреждение, инспектура учреждения по Ростовской области, Министерство имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области (далее - министерство), управление Росреестра и ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Ростовской области (в настоящее время - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ростовской области; далее - кадастровая палата).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 06.09.2011, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2011, иск удовлетворен в части признания недействительным договора аренды земельного участка от 15.09.2009 N 210.
Судебные акты мотивированы отсутствием у администрации полномочий по распоряжению предоставленным обществу в аренду земельным участком, относящимся к федеральной собственности (т. 9, л. д. 109; т. 10, л. д. 28).
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.03.2012 решение и апелляционное постановление отменены в части удовлетворения исковых требований, дело в этой части направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Кассационная инстанция признала преждевременным вывод судов первой и апелляционной инстанций о ничтожности договора от 15.09.2009 N 210 как заключенного администрацией с превышением полномочий, предоставленных законом. При новом рассмотрении предложено с учетом имеющихся (дополнительно представленных в дело) доказательств оценить доводы прокурора о недействительности (ничтожности) договора в связи с отнесением арендуемого обществом земельного участка к федеральной собственности (т. 10, л. д. 161).
При новом рассмотрении определением от 02.05.2012 дела N А53-19466/2010 и N А53-5829/2011 объединены в одно производство для совместного рассмотрения; объединенному делу присвоен N А53-19466/2010 (т. 11, л. д. 6).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 13.06.2012, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2012, требования прокурора удовлетворены. Суд признал недействительными результаты аукциона от 11.09.2009, а также договоры аренды земельных участков от 15.09.2009 N 208 и N 210.
Судебные инстанции установили, что Российская Федерация является собственником земельного участка с кадастровым номером 61:21:600022:0038 площадью 1270 га в Матвеево-Курганском районе, что подтверждается свидетельством от 01.03.2007 о государственной регистрации права серии N 61-АГ N 337263. По итогам аукциона, состоявшегося 11.09.2009, администрацией и обществом заключен договор от 15.09.2009 N 210 аренды земельного участка с кадастровым номером 61:21:0600022:730 (площадью 513 тыс. кв. м) и договор от 15.09.2009 N 208 аренды земельного участка с кадастровым номером 61:21:0600022:739 (площадью 183 тыс. кв. м). Суды исходили из того, что данные участки имеют общую правовую судьбу (образованы из земельного участка с кадастровым номером 61:21:600022:0038). Признавая доводы прокуратуры о том, что спорные земельные участки относятся к федеральному уровню собственности, обоснованными, судебные инстанции установили следующие обстоятельства. ТОО "Матвеево-Курганское" (далее - товарищество), созданному в порядке реорганизации откормсовхоза "Матвеево-Курганский", постановлением главы администрации от 28.04.1993 N 410 передан в коллективно-совместную собственность земельный участок площадью 4348 га. Оставшиеся от бесплатной передачи в собственность граждан земли совхоза (1269 га) были включены в районный фонд перераспределения земель и переданы товариществу в аренду. На основании приказа Министра сельского хозяйства Российской Федерации от 24.09.1993 N 251 и постановления от 22.09.1993 N 700 в результате перерегистрации товарищества создана Ростовская государственная сортоиспытательная станция (далее - станция). Для сельскохозяйственного использования станции в бессрочное (постоянное) пользование предоставлено 6101 га земель, включая земли, арендованные товариществом из фонда перераспределения земель (в том числе 911 га пашни, 12 га многолетних насаждений, 59 га пастбищ, 42 га древесно-кустарниковых насаждений, 1 га под водой и 82 га прочих земель). На основании постановлений от 22.09.1993 N 700 и от 22.09.1993 N 701 станции было выдано свидетельство на право бессрочного (постоянного) пользования землей от 24.09.1993 N 239 о принадлежности правообладателю на праве общей долевой собственности 6101 га земель, 4832 га сельхозугодий, в том числе пашни 3989 га; на праве бессрочного (постоянного) пользования 1269 га, в том числе пашни 972 га. С учетом действовавшего в период выделения земли законодательства (пункт 7 приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 (далее - постановление от 27.12.1991 N 3020-1) суды пришли к выводу об отнесении участка площадью 1269 га к федеральной собственности. Постановлениями от 20.04.1995 N 218 и от 28.02.2006 N 159 из пользования станции были изъяты земельные участки, один из которых передан в фонд перераспределения, второй (1831 га, в том числе переданный по постановлению от 22.09.1993 N 701) в 2007 году учтен под кадастровым номером 61:21:600022:0540 (ранее - 61:21:600022:0038). Впоследствии участок с кадастровым номером 61:21:600022:0540 разделен на два самостоятельных земельных участка (с кадастровыми номерами 61:21:600022:0541 и 61:21:600022:0542). В результате раздела участка с кадастровым номером 61:21:600022:0542 образованы участки с номерами 61:21:600022:0598, 61:21:600022:0599, 61:21:600022:0600. Спорные (предоставленные в аренду обществу) земельные участки образованы из участка с кадастровым номером 61:21:600022:0598. Указание в кадастровой карте на Палий Е.Н. (представитель администрации) как правообладателя земельного участка является технической ошибкой. Таким образом, спорные участки образованы из земельного участка, являющегося собственностью Российской Федерации. Право федеральной собственности на данный участок возникло с момента создания станции (Положение о станции). Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования станции (в связи с ее ликвидацией в судебном порядке) не влечет прекращения права федеральной собственности на участок с кадастровым номером 61:21:00022:0038. Поскольку администрация распорядилась находящимся в федеральной собственности земельным участком в отсутствие полномочий, суды пришли к выводу о недействительности (ничтожности) договоров аренды от 15.09.2009 N 208 и N 210 (статьи 168, 209, 608 Кодекса). Довод общества о недоказанности факта вхождения участка с кадастровым номером 61:21:00022:0038 в земельный участок с кадастровым номером 61:21:6000022:540 апелляционный суд отклонил со ссылкой на судебные акты по делам N А53-12124/2009 и N А53-8718/2009. В них подтверждена принадлежность участка с кадастровым номером 61:21:00022:0038 к федеральному уровню собственности и исследованы обстоятельства его раздела. В рамках названных дел судами установлено, что земельному участку площадью 1270 га с кадастровым номером 61:21:00022:38 в связи с изданием постановления от 28.02.2006 N 159 присвоен новый кадастровый номер 61:21:00022:0540. Кроме того, исследовав землеустроительное дело N 7-060-1, суды установили, что процедуру межевания прошли сельскохозяйственные угодья; общая площадь земельных участков, имеющих номера с 61:21:600022:0540/001 по 61:21:600022:0540/038 соответствует общей площади участка с кадастровым номером 61:21:600022:0542 (площадью 921,5 га). Неугодья (лесополосы, балки, застроенные территории, прочие земли) не межевались и составили земельный участок с кадастровым номером 61:21:600022:0541 (площадью 909,5 га). Оставшиеся от бесплатной передачи в собственность граждан земли совхоза (1269 га, в том числе 1143 га сельхозугодий, из них 972 га пашни) были включены в районный фонд перераспределения земель и переданы товариществу в аренду, что также подтверждает расположение спорных участков на земельном участке с кадастровым номером 61:21:00022:0038 (т. 12, л. д. 85, 164).
Общество обжаловало решение от 13.06.2012 и апелляционное постановление от 04.09.2012 в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит указанные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Суды не учли, что спорные земельные участки относятся к неразграниченной государственной собственности, поэтому администрация действовала в пределах полномочий, предусмотренных пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон). При определении правого статуса земель следует исходить из факта государственной регистрации права либо наличия оснований, указанных в Земельном кодексе Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), либо во Вводном законе. В материалы дела представлено уведомление управления Росреестра об отсутствии государственной регистрации прав на спорные участки, а также сведения кадастрового органа и министерства о том, что государственная собственность на земельные участки не разграничена. Учитывая прямое действие Вводного закона, обстоятельства образования спорных участков правового значения не имеют. Выводы судебных инстанций основаны на неправильной оценке доказательств (в частности, письма МУП "Земля" от 14.02.2011, а также писем уполномоченных органов от 18.05.2012 и от 23.05.2012). Кроме того, при разрешении спора суды не учли указания кассационной инстанции о необходимости проверить принадлежность прав на участки, участвовавшие в образовании спорных земельных участков.
Администрация в отзыве поддержала доводы кассационной жалобы. По мнению ответчика, материалы дела не подтверждают вывод судебных инстанций о том, что земельный участок с кадастровым номером 61:21:00022:0540 сформирован из земель, ранее находившихся в постоянном (бессрочном) пользовании станции (земельного участка площадью 1270 (1269) га с кадастровым номером 61:21:00022:38).
Прокуратура и территориальное управление в отзывах указали на несостоятельность доводов жалобы общества, а также законность и обоснованность принятых по делу актов. Обстоятельства формирования земельных участков из участка с кадастровым номером 61:21:00022:38 (являющимся федеральной собственностью) исследовались судебными инстанциями при разрешении споров по другим делам (N А53-12124/2009 и N А53-8718/2009). При разрешении данного спора ответчики не представили каких-либо доказательств, опровергающих выводы судебных инстанций по указанным делам, которыми установлено, что образованные в результате раздела (в том числе спорные) участки входили в состав земельного участка площадью 1270 (1269) га, ранее предоставленного станции и являющегося собственностью Российской Федерации. Довод общества о различиях в площадях земельных участков с кадастровыми номерами 61:21:00022:0540 и 61:21:00022:38 несостоятелен. Материалы дела подтверждают, что земельный участок с кадастровым номером 61:21:00022:38 учтен с декларированной площадью, работы по определению (уточнению) его границ не проводились. Поэтому кадастровой палатой принято решение от 09.08.2011 N 61/006/11-119639 об исправлении технической и кадастровой ошибки в кадастровых сведениях, в соответствии с которым ранее внесенные сведения о названном участке исключены. При этом в дело представлены доказательства формирования земельного участка с кадастровым номером 61:21:00022:0540 из земель станции, находящихся в федеральной собственности. Спорные участки (с кадастровыми номерами 61:21:0600022:730 и 61:21:0600022:739) образованы в результате последовательного раздела участка с кадастровым номером 61:21:00022:0540. Администрация, заключив договоры аренды в отношении спорных земельных участков, действовала с нарушением права собственности Российской Федерации на земли ликвидированной станции. Поэтому договоры аренды от 15.09.2009 N 208 и N 210 недействительны (ничтожны) в силу статей 168 и 209 Кодекса. Ссылка администрации в отзыве на постановление от 14.09.2005 N 789 (об изъятии из постоянного (бессрочного) пользования станции земельного участка площадью 1431 кв. м) обоснованно не принята судами во внимание. Законодательством, действовавшим в период издания названного постановления, органам местного самоуправления не предоставлялись полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в пользовании юридических лиц (государственных учреждений). Следовательно, постановление от 14.09.2005 N 789 принято администрацией с превышением полномочий, предоставленных ей законом, и не подлежит применению (статья 12 Кодекса). Довод общества об отсутствии доказательств государственной регистрации права федеральной собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 61:21:0600022:730 и 61:21:0600022:739 несостоятелен. В данном случае право федеральной собственности на спорные участки возникло в силу прямого указания закона (постановление от 27.12.1991 N 3020-1, пункт 9 части 1 статьи 1, пункт 2 статьи 9, статья 17 Земельного кодекса, статья 3.1 Вводного закона). Кроме того, судебными актами по делу N А53-5830/2011, имеющими преюдициальное значение для данного спора, установлено, что изъятый администрацией из пользования станции земельный участок площадью 1831 га включал в себя участок площадью 1270 (1269) га, на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации. Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.09.2012 N ВАС-9584/12 в пересмотре в порядке надзора судебных актов по делу N А53-5830/11 отказано. В настоящее время территориальным управлением проведена государственная регистрация изменений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП); получены свидетельства о регистрации права федеральной собственности, в том числе на земельные участки с кадастровыми номерами 61:21:0600022:730 и 61:21:0600022:739.
От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобу не поступили.
От территориального управления поступило ходатайство о рассмотрении жалобы общества в отсутствие представителей истца.
Иные участники процесса, извещенные о времени и месте судебного заседания по правилам статей 121 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в суд кассационной инстанции не явились (представителей не направили).
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении кассационной жалобы следует отказать.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, постановлением главы администрации от 28.04.1993 N 410 в порядке реорганизации откормсовхоза "Матвеево-Курганский" создано товарищество, которому в коллективно-совместную собственность передан земельный участок общей площадью 4832 га, в том числе 4348 га сельхозугодий (пашня - 3989 га, пастбища - 359 га). Участок площадью 1269 га, в том числе 1143 га сельхозугодий (пашня - 972 га, многолетние насаждения - 12 га, пастбища - 59 га), передан товариществу в аренду сроком на 10 лет с правом последующего выкупа (т. 2, л. д. 10).
Постановлением главы администрации от 22.09.1993 N 700 (в редакции постановления от 20.12.1995 N 741) товарищество перерегистрировано в станцию с местонахождением в с. Ново-Андриановка. Зарегистрировано Положение о станции, товарищество исключено из Государственного реестра в связи с прекращением деятельности (т. 2, л. д. 11; т. 12, л. д. 32).
Министром сельского хозяйства Российской Федерации издан приказ от 24.09.1993 N 251 об организации станции в составе инспектуры Всероссийской государственной комиссии по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур по Ростовской области (т. 1, л. д. 72).
Согласно пунктам 1.1, 1.2 и 4.1 Положения о станции (утверждено 21.09.1993 начальником инспектуры Всероссийской государственной комиссии по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур по Ростовской области) станция создана на базе бывшего товарищества путем передачи арендованной товариществом земли из фонда перераспределения земель Матвеево-Курганского района в бессрочное пользование станции, земельных паев бывших членов товарищества, а также неделимого фонда товарищества, переданного в федеральную собственность, и имущественных паев бывших членов товарищества. Организация, реорганизация и ликвидация станции осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации по представлению Всероссийской государственной комиссии по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур. Имущество станции состоит из земель, арендованных бывшим товариществом из фонда перераспределения земель Матвеево-Курганского района и переданных станции в бессрочное пользование; неделимого фонда товарищества, являющихся федеральной собственностью; земельных, имущественных паев бывших членов товарищества, являющихся их частной собственностью, и переданных сортоиспытательной станции по договору.
Постановлением администрации от 22.09.1993 N 701 (т. 2, л. д. 12) станции передан в бессрочное постоянное пользование земельный участок площадью 1269 га из земель фонда перераспределения, используемый ранее товариществом (пашня - 911 га, многолетние насаждения - 12 га, пастбища - 59 га, древесно-кустарниковые насаждения - 42 га, под водой - 1 га, прочие земли - 82 га).
24 сентября 1993 года станции выдано свидетельство N 239, подтверждающее закрепление земель общей площадью 6101 га (из них в собственность - 4832 га, в бессрочное (постоянное) пользование - 1269 га). Свидетельство являлось временным документом и действовало до выдачи государственного акта (т. 1, л. д. 31; т. 3, л. д. 151).
Постановлением главы администрации от 20.04.1995 N 218 из земель станции изъяты участки площадью 1322 га, закрепленные ранее в собственность на основании неточных списков. Участки переданы в фонд перераспределения района. Выданное станции свидетельство N 239 признано утратившим силу (т. 2, л. д. 13).
Постановлением главы администрации от 27.04.1995 N 247 из фонда перераспределения района станции передан в аренду сроком на 7 лет земельный участок площадью 1269 га (т. 2, л. д. 247), оценка которому давалась при разрешении спора по делу N А53-12124/2009. Суды указали, что право постоянного (бессрочного) пользования станции на земельный участок не могло прекратиться и в результате издания названного постановления, так как доказательства прекращения на дату его принятия права пользования, предоставленного ранее станции на основании постановления от 22.09.1993 N 701, в дело не представлены. Кроме того, в материалах дела отсутствуют подтверждения заключения договора аренды на основании постановления от 27.04.1995 N 247.
Согласно имеющемуся в деле кадастровому плану земельного участка (выписке из государственного земельного кадастра) от 06.02.2010 N 61/011/10-2898, в государственный кадастр недвижимости 05.03.2007 внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 61:21:600022:38 (равнозначен номеру 61:21:600022:0038) площадью 12700 тыс. кв. м с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства. В графе 16 (особые отметки) выписки указано, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. В качестве правообладателя участка указана Палий Е.Н. (т. 2, л. д. 62 - 72). Вместе с тем, акт о сдаче землеустроительных знаков на наблюдение за сохранностью от 08.02.2007 вручен Палий Е.Н. как представителю администрации (т. 2, л. д. 78).
1 марта 2007 года в ЕГРП внесена запись о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 61:21:600022:0038 площадью 1270 га, расположенный в с. Новоандриановка Матвеево-Курганского района. В качестве документов-оснований для регистрации права в свидетельстве о государственной регистрации от 01.03.2007 серия 61 АГ N 337263 указаны Вводный закон (пункт 1 статьи 3.1), постановления администрации от 22.09.1993 N 700 и N 701 (т. 1, л. д. 106; т. 7, л. д. 35). Право федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 61:21:600022:0038 подтверждено также выписками из ЕГРП от 26.07.2010 и от 04.05.2011 (т. 2, л. д. 77; т. 7, л. д. 45, 48; т. 9, л. д. 13).
28 февраля 2006 года главой администрации принято постановление N 159 о правовом режиме земель сельскохозяйственного назначения и других земель, находившихся в пользовании станции. Согласно преамбуле, принятие постановления обусловлено завершением конкурсного производства в отношении станции (неизбежностью признания ее банкротом); необходимостью установления правового режима земель сельскохозяйственного назначения и других земель, переданных станции в бессрочное (постоянное) пользование, не обеспечившей надлежащей государственной регистрации этого права; предупреждением нарушения требований законодательства о рациональном использовании и охране земель. Со ссылкой на положения Земельного кодекса Российской Федерации, Вводного закона, Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", постановлено изъять из землепользования станции земельный участок площадью 1831 га, в том числе сельхозугодий - 1115 га (пашни - 944 га, пастбищ - 131 га, многолетних насаждений - 40 га). Изъяты также иные земли (занятые древесно-кустарниковой растительностью, под водой, под застроенными территориями, прочие земли). Изъятый земельный участок передан в фонд перераспределения. МУП "Земля" предписано провести инвентаризацию и землеустроительные работы в отношении изъятого земельного массива (т. 7, л. д. 44).
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 13.06.2006 по делу N А53-14159/2001 в отношении станции завершено конкурсное производство. В судебном акте отражено, что постановлением администрации от 28.02.2006 N 159 у станции изъят земельный участок общей площадью 1831 га. 24 июля 2006 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о ликвидации станции по решению суда.
По заявлению администрации от 01.02.2007 МУП "Земля" проведены работы по межеванию земельного участка в кадастровом квартале 61:21:600022. Подготовлен технический проект границ земельных участков, расположенных на территории станции, который утвержден администрацией (заказчиком). Оформлено землеустроительное дело N 7-060-1 по межеванию земельного участка с кадастровым номером 61:21:60 00 22:0540, расположенного на территории станции. Производство работ по формированию названного земельного участка осуществлялось МУП "Земля" в связи с принятием постановления от 28.02.2006 N 159 (т. 3, л. д. 143 - 151; т. 4, л. д. 57 - 102).
В письме от 14.02.2011 N 9 МУП "Земля" (организация, осуществлявшая межевание земельного участка с кадастровым номером 61:21:60 00 22:0540) подтвердило, что 18 числящихся в реестре земельных участков ранее входили в состав земельного участка с кадастровым номером 61:21:600022:0038 (т. 4, л. д. 51).
Согласно имеющимся в деле кадастровым планам, кадастровым паспортам, а также кадастровым выпискам из земельного участка с кадастровым номером 61:21:60 00 22:0540 образованы участки с кадастровыми номерами 61:21:60 00 22:0541 и 61:21:60 00 22:0542.
26 июня 2007 года постановлением администрации N 430 произведен раздел земельного участка с кадастровым номером 61:21:60 00 22:0542 общей площадью 921,5 га на три самостоятельных земельных участка (площадью 283,9 га, 439 га и 198,6 га) в целях проведения аукционов по продаже права аренды этих участков (т. 7, л. д. 43). В ходе кадастрового учета образованным в результате раздела земельным участкам присвоены кадастровые номера 61:21:600022:0598, 61:21:600022:0599 и 61:21:600022:0600.
Из кадастровой выписки о земельном участке от 20.07.2009 следует, что участок с кадастровым номером 61:21:0600022:739 площадью 183 тыс. кв. м поставлен на государственный кадастровый учет 20.07.2009, имеет предыдущие кадастровые номера 61:21:0600022:598 и 61:21:0600022:608 (т. 1, л. д. 43).
Кадастровая выписка о земельном участке от 11.05.2011 свидетельствует о том, что участок с кадастровым номером 61:21:0600022:730 площадью 513 тыс. кв. м поставлен на государственный кадастровый учет 20.07.2009, имеет предыдущие кадастровые номера 61:21:0600022:598 и 61:21:0600022:602 (т. 8, л. д. 80 - 82).
11 сентября 2009 года отделом имущественных и земельных отношений администрации проведен аукцион по продаже права аренды на земельные участки площадью 183 тыс. кв. м и 513 тыс. кв. м. Победителем аукциона признано общество (т. 8, л. д. 64).
15 сентября 2009 года на основании протоколов аукциона от 11.09.2009 N 23 и N 26 отдел имущественных и земельных отношений администрации (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор аренды N 208 (т. 1, л. д. 7 - 9) и договор аренды N 210 (т. 8, л. д. 58 - 60).
По условиям договора N 208 обществу для сельскохозяйственного производства передан в аренду земельный участок с кадастровым номером 61:21:0600022:739 площадью 183 тыс. кв. м, местоположение которого установлено: Ростовская область, Матвеево-Курганский район в 2240 м по направлению на северо-восток от ориентира с. Новоандриановка, ул. 50 лет Победы, 1а, в границах, указанных в кадастровой выписке (паспорте) участка. Срок аренды установлен с 11.09.2009 по 11.09.2014. Кадастровый паспорт от 20.07.2009 земельного участка с кадастровым номером 61:21:0600022:739, образованного из участка с кадастровым номером 61:21:0600022:0598, является приложением к договору аренды.
На основании договора N 210 общество приняло в аренду земельный участок с кадастровым номером 61:21:0600022:730 площадью 513 тыс. кв. м с местоположением: Ростовская область, Матвеево-Курганский район, в 2185 м по направлению на северо-восток от ориентира с. Новоандриановка, ул. 50 лет Победы, 1а. Срок аренды установлен с 11.09.2009 по 11.09.2014.
Договоры прошли процедуру государственной регистрации (т. 1, л. д. 14; т. 8, л. д. 63). Участки по актам переданы арендатору (т. 1, л. д. 11; т. 8, л. д. 62).
Прокурор обратился в арбитражный суд с требованиями о признании недействительными результатов аукциона от 11.09.2009, договоров аренды от 15.09.2009 N 208 и N 210, а также применении последствий недействительности ничтожных сделок в виде обязания общества вернуть земельные участки. Требования мотивированы тем, что администрация распорядилась земельными участками, сформированными из земель, относящихся к федеральной собственности.
Решениями Арбитражного суда Ростовской области от 24.01.2011 (по делу N А53-19466/2010) и от 06.09.2011 (по делу N А53-5829/2011) в удовлетворении требований прокурора в части обязания общества вернуть земельные участки отказано. Постановлениями Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.01.2012 и от 26.03.2012 судебные акты в указанной части оставлены в силе.
В соответствии с положениями статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурору предоставлено право на обращение в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами местного самоуправления и применении последствий недействительности таких сделок. Прокурор, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца.
Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду (статья 608 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 125, пункту 3 статьи 214 Кодекса от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, а также лица, указанные в пункте 1 статьи 125 Кодекса (пункт 2 статьи 125, пункт 2 статьи 215 Кодекса).
Сделка по передаче имущества в аренду, совершенная от имени собственника неуполномоченным лицом, недействительна (ничтожна) на основании статьи 168 Кодекса как не соответствующая требованиям статей 209 и 608 Кодекса.
С учетом положений части 3 статьи 52 и части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор должен доказать факт предоставления обществу в аренду земельного участка, относящегося к федеральной собственности.
Одним из принципов земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в соответствии с которым правовые основы и порядок разграничения устанавливаются федеральными законами (подпункт 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса).
Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами (пункт 2 статьи 9 Земельного кодекса).
В федеральной собственности находятся земельные участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю (пункт 1 статьи 17 Земельного кодекса).
На момент регистрации права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 61:21:600022:0038 (01.03.2007) действовала (введена Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ) статья 3.1 Вводного кодекса. В ней закреплено, что к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Судебные инстанции при разрешении спора исходили из того, что право федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 61:21:600022:0038 возникло с момента создания станции в 1993 году (пункт 7 приложения N 1 к постановлению от 27.12.1991 N 3020-1). Право постоянного (бессрочного) пользования станции прекращено ввиду ее ликвидации. Однако данное обстоятельство не влечет прекращения права федеральной собственности на земельный участок (статья 17 Земельного кодекса, пункт 12 статьи 3, статья 3.1 Вводного закона). Позиция судов согласуется с правовыми выводами, сделанными судебными инстанциями при рассмотрении дела N А53-12124/2009 (по иску администрации о признании недействительным зарегистрированного права Российской Федерации на участок с кадастровым номером 61:21:60 00 22:0038).
При разрешении спора по настоящему делу судебные инстанции установили, что земельные участки с кадастровыми номерами 61:21:0600022:730 и 61:21:0600022:739 имеют общую правовую судьбу. Указанные участки образованы из земельного участка с кадастровым номером 61:21:600022:0598. Последний был образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 61:21:600022:0542, являвшегося ранее составной частью участка с кадастровым номером 61:21:600022:0540.
Исследовав представленные доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные инстанции пришли к выводу о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 61:21:0600022:730 и 61:21:0600022:739 образованы из участка с кадастровым номером 61:21:600022:0540. Названный участок сформирован из земель, ранее находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании станции и являющихся собственностью Российской Федерации. Данный вывод судов первой и апелляционной инстанций следует из материалов дела (в том числе буквального содержания постановления от 28.02.2006 N 159, кадастровых паспортов и кадастровых выписок земельных участков, информации МУП "Земля", сведений, указанных в техническом проекте границ и землеустроительном деле по межеванию земельного участка с кадастровым номером 61:21:600022:0540). Согласуется он и с правовыми выводами, ранее сделанными судебными инстанциями при рассмотрении дела N А53-12124/2009 (по спору между администрацией и территориальным управлением в отношении земельного участка с кадастровым номером 61:21:60 00 22:0038). Названное дело имело схожую доказательственную базу (судами оценивались постановления от 22.09.1993 N 700, от 22.09.1993 N 701, от 20.04.1995 N 218, от 27.04.1995 N 247 и от 28.02.2006 N 159 на предмет наличия у станции прав на земельный участок).
Установив, что в аренду обществу предоставлен участок из земель, относящихся к федеральной собственности, судебные инстанции пришли к выводу о незаконности проведенного администрацией аукциона, а также недействительности (ничтожности) договоров аренды от 15.09.2009 N 208 и N 210 (статья 168 Кодекса) как совершенных органом местного самоуправления с нарушением статей 209 и 608 Кодекса.
В силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Довод кассационной жалобы общества об отнесении спорных участков к неразграниченной государственной собственности отклоняется как противоречащий фактическим обстоятельствам спора и представленным в дело доказательствам. Суды при разрешении спора установили, что земельные участки с кадастровыми номерами 61:21:0600022:730 и 61:21:0600022:739 образованы в результате последовательного раздела земельного участка с кадастровым номером 61:21:600022:0540. Названный участок сформирован из земель, относящихся к федеральной собственности и находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании станции. Право федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 61:21:600022:0038 возникло с момента создания станции в 1993 году (пункт 7 приложения N 1 к постановлению от 27.12.1991 N 3020-1).
Не может быть принят и довод жалобы заявителя о неправильной оценке судебными инстанциями представленных в дело доказательств (письма МУП "Земля" от 14.02.2011, писем уполномоченных органов от 18.05.2012, от 23.05.2012 и др.). Этот довод направлен на переоценку исследованных судами доказательств. Согласно части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не обладает процессуальными полномочиями по оценке обстоятельств, которые были предметом рассмотрения судов первой и (или) апелляционной инстанций.
При разрешении спора судебные инстанции установили фактические обстоятельства, всесторонне, полно и объективно исследовали имеющиеся в деле доказательства, по результатам оценки которых сделали обоснованный вывод о незаконности аукциона, проведенного органом местного самоуправления, а также недействительности (ничтожности) договоров аренды от 15.09.2009 N 208 и N 210.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены (изменения) решения от 13.06.2012 и апелляционного постановления от 04.09.2012 по доводам, приведенным в жалобе. Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина уплачена заявителем в федеральный бюджет при подаче кассационной жалобы (платежное поручение от 29.10.2012 N 929).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.06.2012 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2012 по делу N А53-19466/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.