Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Драбо Т.Н. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Владикавказе Республики Северная Осетия - Алания (ОГРН 1051500500754, ИНН 1516608108) (направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие) и заинтересованных лиц - Федерального государственного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1026103739892, ИНН 6165035060), Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия - Алания" (направило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие), извещенных о времени и месте судебного заседания (уведомления N 21118 5, 21191 5, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу Федерального Государственного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.05.2012 (судья Грязева В.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2012 (судьи Филимонова С.С., Гуденица Т.Г., Захарова Л.А.) по делу N А53-4188/2012, установил следующее.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Владикавказе Республики Северная Осетия - Алания (далее - пенсионный фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Федеральному государственному учреждению "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение), к Федеральному казенному учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия - Алания" (далее - Управление финансового обеспечения) о взыскании 101 841 рубля 79 копеек задолженности по уплате страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 1 - 3 кварталы 2011 года.
Решением суда от 03.05.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.08.2012, заявленные требования пенсионного фонда о взыскании недоимки по страховым взносам с учреждения удовлетворены. В отношении Управления финансового обеспечения в удовлетворении заявления пенсионного фонда отказано. Судебные акты мотивированы тем, что наличие у учреждения спорной задолженности по страховым взносам подтверждено документально. При этом суд сделал вывод о том, что учреждение, являясь правопреемником Федерального государственного учреждения "Владикавказская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Владикавказская квартирно-эксплуатационная часть), обязано уплатить задолженность по страховым взносам и пени, возникшую в связи с деятельностью присоединенной квартирно-эксплуатационной части. Отсутствие в передаточном акте задолженности по страховым взносам не освобождает правопреемника от обязанности по ее уплате.
В кассационной жалобе учреждение просит судебные акты отменить, в удовлетворении требований пенсионного фонда отказать.
Заявитель жалобы указывает, что на основании приказа Министерства обороны от 17.12.2010 проведена реорганизация квартирно-эксплуатационных частей районов путем присоединения их к учреждению. Задолженность реорганизуемых квартирно-эксплуатационных частей по уплате страховых взносов в пенсионный фонд передана Управлению Финансового обеспечения Министерства обороны субъекта Российской Федерации по месту их дислокации.
Отзыв на кассационную жалобу пенсионный фонд не представил.
В отзыве на кассационную жалобу Управление финансового обеспечения просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения, мотивируя это тем, что им не принимались обязательства Владикавказской квартирно-эксплуатационной части по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Владикавказская квартирно-эксплуатационная часть с 02.03.2002 состояла на учете в пенсионном фонде в качестве плательщика страховых взносов.
В 2011 году Владикавказская квартирно-эксплуатационная часть представила в пенсионный фонд расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам от 15.04.2011, 18.07.2011 и 14.10.2011, а также корректирующие расчеты от 10.06.2011, 31.08.2011 и 29.11.2011, согласно которым страхователем начислено к уплате 249 652 рублей страховых взносов в фонд обязательного медицинского страхования. При этом Владикавказская квартирно-эксплуатационная часть уплатила 88 586 рублей 11 копеек.
Пенсионный фонд выставил в адрес Владикавказской квартирно-эксплуатационной части требования от 24.06.2011 N 01200340018311, от 05.09.2011 N 01200340030209, от 01.12.2011 N 01200340044150 об уплате страховых взносов за 1 - 3 кварталы 2011 года об уплате задолженности в общем размере 101 841 рубль 79 копеек.
21 декабря 2011 года в адрес пенсионного фонда направлено письмо, в котором сообщается о реорганизации Владикавказской квартирно-эксплуатационной части и о закрытии ее лицевого счета.
Поскольку в добровольном порядке обязанность по уплате страховых взносов не исполнена, пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с заявлением к учреждению как к правопреемнику Владикавказской квартирно-эксплуатационной части о взыскании недоимки в порядке главы 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон о страховых взносах).
Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (пункт 1 статьи 3 Закона о страховых взносах".
В соответствии со статьей 5 Закона о страховых взносах организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам признаются плательщиками страховых взносов.
Статья 10 Закона о страховых взносах устанавливает, что расчетным периодом по страховым взносам является календарный год, отчетными периодами - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Из пункта 4 названной статьи следует, что если организация была реорганизована до конца календарного года, последним расчетным периодом для нее является период с начала этого календарного года до дня завершения реорганизации. Данное правило не применяется в отношении организаций, к которым присоединяются одна или несколько организаций (пункт 6 статьи 10 Закона о страховых взносах).
По правилам статьи 18 Закона о страховых взносах плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. Аналогичная обязанность по правильному исчислению и своевременной уплате (перечислению) страховых взносов предусмотрена подпунктом 1 пункта 2 статьи 28 Закона.
В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном Законом о страховых взносах (пункт 2 статьи 18 Закона).
В статье 29 Закона о страховых взносах определено право контролирующих органов взыскивать недоимку, пени и штрафы в бесспорном порядке, а также предъявлять в арбитражные суды иски о взыскании недоимки, пеней и штрафов.
По общему правилу взыскание недоимки по страховым взносам с организации производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 Закона о страховых взносах, т. е. за счет денежных средств, находящихся на счетах в банках, а при их недостаточности или отсутствии - за счет иного имущества плательщика страховых взносов.
Исключения из данного правила установлены в пункте 4 статьи 19 Закона о страховых взносах. Так, подпунктом 1 пункта 4 статьи 18 Закона установлен судебный порядок взыскания недоимки для организаций, которым открыт лицевой счет.
Статьей 22 Закона о страховых взносах предусмотрено, что в трехмесячный срок со дня выявления у плательщика взносов недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов направляет ему требование, то есть письменное извещение о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов и обязанности уплатить эту сумму в установленный срок.
Согласно пункту 4 статьи 22 Закона о страховых взносах требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения настоящего Федерального закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. Если указанными способами требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма (пункт 7 статьи 22 Закона).
Согласно пункту 8 статьи 22 Закона о страховых взносах в случае, если обязанность плательщика страховых взносов по уплате страховых взносов, пеней и штрафов изменилась после направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, орган контроля за уплатой страховых взносов обязан направить плательщику страховых взносов уточненное требование.
В соответствии с пунктом 5 статьи 22 Закона о страховых взносах требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании.
Как видно из материалов дела, пенсионный фонд направил Владикавказской квартирно-эксплуатационной части требования от 24.06.2011, от 05.09.2011, от 01.12.2011 со сроком исполнения до 15.07.2011, 24.09.2011 и 20.12.2011 соответственно. Факт получения организацией указанных требований не оспаривается. Однако в нарушение статьи 22 Закона о страховых взносах в добровольном порядке требования об уплате недоимки по страховым взносам не исполнены.
Из материалов дела усматривается, что Владикавказская квартирно-эксплуатационная часть прекратила свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения к учреждению, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись. Данное обстоятельство подтверждается также приказом министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 N 1871 "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации"; договором о присоединении 17.12.2011 N 11, подписанным учреждением и Владикавказской квартирно-эксплуатационной частью, согласно которому реорганизация осуществляется путем передачи имущества, всех прав и обязанностей, которые будут существовать у присоединяемого учреждения на момент утверждения передаточного акта, от присоединяемого к основному учреждению в соответствии с передаточным актом, подписанным сторонами; разделительным (ликвидационным) балансом от 01.09.2011.
Законодательство о страховом обеспечении не предусматривает повторного направления требований об уплате страховых платежей в адрес правопреемника присоединенного юридического лица.
Суд установил, что наличие и размер задолженности Владикавказской квартирно-эксплуатационной части по уплате страховых взносов за 1 - 3 кварталы 2011 года подтверждается материалами дела, в том числе расчетом начисленных и уплаченных страховых взносов, а также реестром поступления платежей от страхователя за период с 01.01.2011 по 15.02.2012. Учреждение указанные обстоятельства также не опровергает.
В кассационной жалобе учреждение ссылается только на то, что лицом, ответственным за уплату страховых взносов реорганизованной Владикавказской квартирно-эксплуатационной части является Управление финансового обеспечения. При рассмотрении данного довода суд кассационной инстанции учитывает следующее.
Правила реорганизации юридического лица в форме присоединения установлены в статьях 57 - 59 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс). Согласно указанным нормам реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом (статья 58 Гражданского кодекса).
По правилам статьи 59 Гражданского кодекса передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.
Пункт 3 статьи 28 Закона о страховых взносах устанавливает обязанность плательщиков страховых письменно сообщать в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения организации о реорганизации или ликвидации организации в течение трех дней со дня принятия такого решения.
Специальное правило о реорганизации плательщика страховых взносов содержит пункт 16 статьи 15 Закона о страховых взносах, согласно которому в таком случае уплата страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику факты и обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов.
Суд, исходя из анализа вышеприведенной нормы, сделал правильный вывод о том, что неотражение в передаточном акте задолженности по уплате страховых взносов само по себе не освобождает правопреемника реорганизованного юридического лица от обязанности по уплате такой задолженности.
Кроме того, в пункте 2.2 договора о присоединении 17.12.2011 N 11 между учреждением и Владикавказской квартирно-эксплуатационной частью установлено, что присоединяемое учреждение обязуется без промедления определить своих кредиторов и дебиторов, а также размеры кредиторской и дебиторской задолженности (в том числе перед федеральными и местными бюджетами, внебюджетными фондами). При этом в соответствии с пунктом 3.1 данного договора после завершения процесса реорганизации основное учреждение становится правопреемником присоединяемого учреждения по всем обязательствам, независимо от того, были отражены эти обязательства в передаточном акте.
Следовательно, в силу части 16 статьи 15 Закона о страховых взносах учреждение, являясь правопреемником Владикавказской квартирно-эксплуатационной части, обязано уплатить исчисленные страховые взносы за последнюю.
Учитывая, что доказательств исполнения обязанности по уплате страховых взносов в бюджет пенсионного фонда в установленные законом сроки, как того требуют положения Закона о страховых взносах, учреждение не представило, суд правомерно удовлетворил требования пенсионного фонда о взыскании спорной задолженности.
Суд кассационной инстанции отклоняет довод кассационной жалобы о том, обязанность по уплате страховых взносов лежит на Управлении финансового обеспечения, поскольку как гражданское законодательство, так и специальные нормы законодательства о страховом обеспечении возлагают обязанность по уплате задолженности присоединенного юридического лица на его правопреемника. Из материалов дела следует и участвующими в деле лицами не оспаривается, что правопреемником Владикавказской квартирно-эксплуатационной части является учреждение.
Согласно письменному указанию заместителя министра обороны Российской Федерации от 08.08.2011 N 184/1/1/517 в целях завершения реорганизационных мероприятий в отношении квартирно-эксплуатационных учреждений командующим войсками военных округов необходимо обеспечить завершение квартирно-эксплуатационными частями расчетов по доходам и расходам в рамкам приносящей доход деятельности, в том числе уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей. При невозможности завершения расчетов с дебиторами и кредиторами, после проведения с ними сверок задолженности, произвести ее передачу территориальным управлениям имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, к которым они присоединяются. В целях завершения реорганизационных мероприятий в отношении квартирно-эксплуатационных учреждений командующим войсками военных округов предписано обеспечить своевременное представление квартирно-эксплуатационными частями в соответствующие управления (отделы) финансового обеспечения Минобороны России по субъектам Российской Федерации документов, необходимых для производства окончательных расчетов с работниками квартирно-эксплуатационных частей, а также выплаты выходного пособия и среднего заработка на период трудоустройства уволенному гражданскому персоналу (пункт 1).
В кассационной жалобе учреждение ссылается на пункт 3 приказа от 08.08.2011 N 184/1/1/517, согласно которому производство окончательных расчетов с гражданским персоналом квартирно-эксплуатационных частей, а также выплата выходного пособия и среднемесячного заработка на период трудоустройства передается территориальным финансовым органам.
По смыслу приведенных положений приказа обязательства квартирно-эксплуатационных частей по уплате обязательных платежей и санкций передаются учреждению как правопреемнику, а не Управлению финансового обеспечения.
Из имеющихся в материалах дела извещений и справок документов усматривается, что Управление финансового обеспечения по Республике Северная Осетия - Алания приняло обязательства Владикавказской квартирно-эксплуатационной части по уплате страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на сумму 530 рублей 40 копеек и на сумму 10 465 рублей 58 копеек за период с 01.01.2011 по 15.02.2012 (извещение от 31.08.2011 N 36 и N 38).
Иные доказательства, свидетельствующие о принятии Управлением финансового обеспечения задолженности Владикавказской квартирно-эксплуатационной части по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование, в материалах дела отсутствуют.
Доводы кассационной жалобы учреждения не основаны на нормах права, направлены на переоценку доказательств, которые судебные инстанции оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286 и 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
С учетом этого у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены или изменения судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.05.2012 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2012 по делу N А53-4188/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.