Резолютивная часть постановления объявлена 5 декабря 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 декабря 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Мазуровой Н.С. и Назаренко И.П., при участии в судебном заседании от истца - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае - Деняк П.В. (доверенность от 10.07.2012), от ответчика - администрации муниципального образования город Краснодар - Шиловой Р.В. (доверенность от 23.01.2012), в отсутствие представителей ответчика - муниципального казенного учреждения "Служба заказчика", третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Государственного научного учреждения Всероссийского научно-исследовательского института масличных культур имени В.С. Пустовойта Российской академии сельскохозяйственных наук, извещенных надлежащим образом, в том числе посредством размещения сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.04.2012 (судья Нигоев Р.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2012 (судьи Ильина М.В., Глазунова И.Н., Тимченко О.Х.) по делу N А32-10868/2011, установил следующее.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к администрации муниципального образования город Краснодар (далее - администрация), муниципальному казенному учреждению "Служба заказчика" (далее - служба заказчика), при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственного научного учреждения Всероссийского научно-исследовательского института масличных культур имени В.С. Пустовойта Российской академии сельскохозяйственных наук (далее - институт), с требованиями о признании отсутствующим права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0142047:1217 общей площадью 7348 кв. м, расположенный по адресу: г. Краснодар, Прикубанский округ, ул. Восточно-Кругликовская, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в пользу службы заказчика, погасив запись о государственной регистрации; истребовании земельного участка с кадастровым номером 23:43:0142047:1217 общей площадью 7348 кв. м, расположенного по адресу: г. Краснодар, Прикубанский округ, ул. Восточно-Кругликовская, у службы заказчика из чужого незаконного владения; признании права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0142047:1217 общей площадью 7348 кв. м, расположенный по адресу: г. Краснодар, Прикубанский округ, ул. Восточно-Кругликовская.
Решением от 28.04.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.07.2012, заявленные требования удовлетворены в части. Суд признал отсутствующим право постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок, зарегистрированное в пользу службы заказчика, погасив запись о государственной регистрации; признал право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок. В остальной части заявленных требований отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что рассматриваемый земельный участок в силу статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ), относится к федеральной собственности. Отказ института от права постоянного (бессрочного) пользования на часть земельного участка не является основанием для изменения уровня публичной собственности. Доказательства наличия у администрации полномочий по распоряжению земельным участком федеральной собственности, отсутствуют.
В кассационной жалобе администрация просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить в части удовлетворения требований, принять по делу в этой части новый судебный акт. Податель жалобы указывает на то, что Законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ право на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставлено органам местного самоуправления. На момент издания распоряжения главы муниципального образования город Краснодар от 30.01.2007 N 203-р "О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования ГНУ ВНИИМК Россельхозакадемии земельным участком в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара" (далее - распоряжение от 30.01.2007 N 203-р), право федеральной собственности на спорный земельный участок зарегистрировано не было. Постановление администрации от 12.10.2009 N 3688 "О предоставлении муниципальному учреждению "Служба заказчика" земельного участка в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара" (далее - постановление от 12.10.2009 N 3688) принято в установленном порядке. Истцом избран ненадлежащий способ защиты права, поскольку он нарушает права иных лиц.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит состоявшиеся судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, отметив, что спорный земельный участок относится к федеральной собственности в силу закона, поэтому администрация превысила полномочия изданием распоряжения от 30.01.2007 N 203-р и постановления от 12.10.2009 N 3688.
В судебном заседании представители управления и администрации поддержали свои позиции по делу. Другие, участвующие в деле лица, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве, выслушав участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, постановлением главы администрации города Краснодара от 11.09.1996 N 1419 институту в бессрочное (постоянное) пользование предоставлен земельный участок общей площадью 2801,09 га, из них сельскохозяйственных угодий 2303,19 га, в том числе пашни 2079,79 га (т. 1, л. д. 58, 59).
На основании указанного постановления институту выдан государственный акт на право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (т. 1, л. д. 68 - 75).
Президиум Россельхозакадемии принял решение поддержать предложение института на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 8150 кв. м из землепользования института в установленном законом порядке, о чем свидетельствует выписка из протокола заседания от 21.12.2006 N 12 (т. 1 л. д. 60).
Институт обратился к администрации с заявлением о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 8150 кв. м по ул. Восточно-Кругликовской в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара (т. 1, л. д. 61).
Распоряжением от 30.01.2007 N 203-р с согласия института прекращено право постоянного бессрочного пользования земельным участком площадью 8150 кв. м по ул. Восточно-Кругликовской в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара (т. 1, л. д. 57).
Распоряжением главы муниципального образования город Краснодар от 30.01.2007 N 204-р службе заказчика на землях поселений утверждены материалы предварительного согласования места размещения троллейбусного разворотного кольца на земельном участке площадью 8150 кв. м по ул. Восточно-Кругликовской в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара, разрешены производство проектно-изыскательских работ и разработка проекта строительства (т. 1, л. д. 26).
Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от 13.08.2009 N 2343/12/09-612802 земельный участок с кадастровым номером 23:43:0142047:1217 (предыдущий номер 23:43:0000000:155) площадью 7348 кв. м по ул. Восточно-Кругликовской в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара поставлен на государственный кадастровый учет 14.03.2009 (т. 1, л. д. 23).
Постановлением от 12.10.2009 N 3688 службе заказчика в постоянное (бессрочное) пользование из земель населенных пунктов предоставлен земельный участок с кадастровым номером 23:43:0142047:1217, площадью 7348 кв. м, в том числе земельный участок площадью 3083 кв. м, расположенный в охранной зоне инженерных коммуникаций, и земельный участок площадью 6190 кв. м, расположенный за красной линией застройки (территория общего пользования), для размещения троллейбусного разворотного кольца по ул. Восточно-Кругликовской в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара (т. 1, л. д. 28).
28 декабря 2009 года в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования службы заказчика на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0142047:1217 площадью 7348 кв. м.
По делу установлено, что Российской Федерации на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 21 052 126 кв. м с кадастровым номером 23:43:0000000:155, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22.02.2011 серии 23-АИ N 562946 (т. 1, л. д. 134).
Полагая, что государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования службы заказчика нарушает права Российской Федерации как собственника спорного земельного участка, управление обратилось с иском в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Поскольку судебные акты обжалуются в части удовлетворенных требований, кассационная инстанция проверяет решение и постановление в обжалуемой части.
В силу статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) к федеральной собственности относятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Согласно статье 6 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ) Российская академия наук, отраслевые академии наук, в том числе академия, являются имеющими государственный статус некоммерческими организациями (учреждениями), которые наделяются правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования и распоряжения переданным им имуществом, находящимся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации, Законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ и уставами академий.
Как видно из материалов дела, институт включен в перечень организаций, подведомственных Российской академии сельскохозяйственных наук, что не оспаривается.
Судебные инстанции установили, что распоряжениями от 30.01.2007 N 203-р, 204-р, письмом Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации от 17.06.2010 N 13374.49 и кадастровым паспортом от 13.08.2009 N 2343/12/09-612802 подтверждается формирование земельного участка с кадастровым номером 23:43:0142047:1217 площадью 7348 кв. м из земельного участка площадью 8150 кв. м по ул. Восточно-Кругликовской в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара, входившего в состав единого землепользования, предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование институту на основании постановления от 11.09.1996 N 1419.
Согласно пункту 10 статьи 3 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Статья 3.1 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ не связывает момент возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования на указанные в ней земельные участки с датой государственной регистрации права. Поэтому право собственности Российской Федерации возникает с даты вступления в силу Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, в Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
В силу статьи 45 Земельного кодекса право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 Земельного кодекса.
На основании пункта 3 статьи 53 Земельного кодекса при отказе лица от права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком распоряжение данным земельным участком осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 Земельного кодекса.
По смыслу указанных норм права вопрос о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок вправе разрешить орган государственной власти или местного самоуправления, в чью компетенцию входит распоряжение спорным участком.
Разрешая спор, судебные инстанции правомерно указали на то, что отказ института от права постоянного (бессрочного) пользования не является основанием для изменения уровня публичной собственности на спорный земельный участок, установленного в порядке разграничения государственной собственности на землю.
Довод кассационной жалобы о наличии у администрации полномочий по распоряжению земельным участком следует отклонить, поскольку спорный участок отнесен к федеральной собственности в силу закона. Соответственно, основания считать, что государственная собственность на участок не разграничена, отсутствуют (статья 17 Земельного кодекса).
Оценив имеющиеся в деле доказательства на основании статьи 71 Кодекса, суды пришли к правильному выводу об отсутствии у администрации полномочий по распоряжению земельным участком, относящимся к федеральной собственности.
Положенные в основу кассационной жалобы доводы явились предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела по существу, им дана правильная оценка. Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, исследованных судебными инстанциями с соблюдением норм главы 7 Кодекса. В соответствии с требованиями статей 286 и 287 Кодекса переоценка доказательств не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судебными инстанциями правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену решения суда и постановления апелляционной инстанции (статья 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.04.2012 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2012 по делу N А32-10868/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.