Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 22 декабря 2022 г. N 1281
"Об утверждении Порядка осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственного контроля (надзора) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере образования"
В соответствии с пунктом 8 части 7 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 30, ст. 4134; 2021, N 24, ст. 4188), подпунктом 5.2.17 пункта 5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 885 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5344; 2022, N 1, ст. 175), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственного контроля (надзора) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере образования.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Е.Е. Семченко.
Руководитель |
А.А. Музаев |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 февраля 2023 г.
Регистрационный N 72286
УТВЕРЖДЕН
приказом Федеральной службы
по надзору в сфере образования и науки
от 22.12.2022 N 1281
Порядок осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственного контроля (надзора) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере образования
I. Общие положения
1. Порядок осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственного контроля (надзора) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере образования (далее - Порядок) определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственного контроля (надзора) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере образования (далее соответственно - органы государственной власти субъектов Российской Федерации, государственный контроль (надзор).
2. Целью государственного контроля (надзора) является предупреждение, выявление и пресечение нарушений в сфере образования органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.
3. Предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение требований законодательства Российской Федерации в сфере образовании органами местного самоуправления.
4. Проведение проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении государственного контроля (надзора) осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
5. При осуществлении государственного контроля (надзора) применяются следующие формы проверок:
а) документарные проверки, которые предусматриваются для изучения документов, представляемых органами местного самоуправления, а также иной официальной информации, в том числе содержащейся в государственных информационных системах и на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее соответственно - официальный сайт органа местного самоуправления, сеть "Интернет"), без посещения таких органов;
б) выездные проверки, которые проводятся в случаях, если по результатам документарной проверки невозможно удостовериться в полноте и достоверности полученных в рамках документарной проверки выводов либо мероприятия по надзору за органами местного самоуправления требуется проводить по месту нахождения органов местного самоуправления или их должностных лиц.
Выездные проверки могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи.
При проведении выездной проверки с использованием средств дистанционного взаимодействия органом государственной власти субъекта Российской Федерации может осуществляться выезд по месту нахождения органа местного самоуправления или его должностных лиц.
II. Права и обязанности должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении государственного контроля (надзора)
6. При осуществлении государственного контроля (надзора) должностные лица органов государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право:
а) беспрепятственно получать доступ на территорию органа местного самоуправления;
б) запрашивать у уполномоченных должностных лиц и иных работников органа местного самоуправления документы и иные материалы по вопросам, относящимся к предмету проверки, в том числе муниципальные правовые акты в сфере образования органа местного самоуправления;
в) проводить анализ информации, размещенной на официальном сайте органа местного самоуправления, а также в государственных информационных системах;
г) запрашивать у уполномоченных должностных лиц и иных работников органа местного самоуправления устные и письменные объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
д) снимать копии с документов, необходимых для проведения проверки;
е) применять предусмотренные пунктами 50, 57, 58 и 61 Порядка меры по пресечению и (или) устранению нарушений в сфере образования органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, выявленных при осуществлении государственного контроля (надзора);
ж) запрашивать необходимые документы и (или) информацию в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
7. При осуществлении государственного контроля (надзора) должностные лица органов государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны:
а) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по пресечению и (или) устранению нарушений в сфере образования органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, выявленных при осуществлении государственного контроля (надзора);
б) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы должностных лиц органа местного самоуправления, в отношении которого проводится проверка;
в) проводить проверку на основании решения руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о ее проведении в соответствии с ее назначением;
г) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии решения руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о проведении проверки, а также копии документа о согласовании проведения проверки с органами прокуратуры субъекта Российской Федерации (далее - органы прокуратуры) в случаях, когда такое согласование предусмотрено Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 1 (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ);
д) не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю органа местного самоуправления присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
е) предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю органа местного самоуправления, присутствующему при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
ж) знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя органа местного самоуправления с результатами проверки;
з) знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя органа местного самоуправления с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия;
и) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании органом местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
к) соблюдать сроки проведения проверок, установленные пунктами 34, 42 Порядка и периодичность проведения проверок, установленную частью 2.3 статьи 77 Федеральным законом N 131-ФЗ 2;
л) ознакомить перед началом проведения выездной проверки руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя органа местного самоуправления по их просьбе с положениями Порядка;
м) при проведении выездной проверки осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учёта проверок (при его наличии);
н) доводить до сведения органов прокуратуры информацию о наличии угрозы причинения вреда в случае, если при проведении проверки установлено, что деятельность органа местного самоуправления представляет непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан;
о) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан и организаций, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;
п) выдать предписание органу местного самоуправления об устранении выявленных нарушений при осуществлении государственного контроля (надзора) (далее - предписание) с указанием срока его исполнения;
р) принимать меры по контролю за устранением выявленных нарушений.
8. При осуществлении государственного контроля (надзора) должностные лица органов государственной власти субъектов Российской Федерации не вправе:
а) проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
б) проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР и не соответствующих законодательству Российской Федерации;
в) требовать от органа местного самоуправления представления документов, информации, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
г) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
д) превышать установленные сроки проведения проверки;
е) осуществлять выдачу органу местного самоуправления предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю (надзору);
ж) требовать от органа местного самоуправления представления документов, информации до даты начала проведения проверки.
9. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель органа местного самоуправления при проведении проверки имеет право:
а) непосредственно присутствовать при проведении выездной проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
б) получать от должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации информацию, которая относится к предмету проверки;
в) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
г) знакомиться с документами и (или) информацией, полученными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов либо подведомственных указанным государственным органам организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация;
д) представлять документы и (или) информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации по собственной инициативе;
е) представлять в органы государственной власти субъектов Российской Федерации в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного органу местного самоуправления предписания в целом или его отдельных положений в течение 15 календарных дней с даты получения акта проверки в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием. При этом орган местного самоуправления вправе приложить к возражениям документы, подтверждающие обоснованность возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Указанные документы могут быть направлены в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного представителя органа местного самоуправления;
ж) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, повлекшие за собой нарушение прав органа местного самоуправления при проведении проверки, в административном порядке.
10. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель органа местного самоуправления при проведении проверки обязаны:
а) предоставлять должностным лицам органов государственной власти субъектов Российской Федерации, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки;
б) в течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса (письма) направлять в органы государственной власти субъектов Российской Федерации указанные в мотивированном запросе (письме) документы (при проведении документарной проверки);
в) обеспечивать присутствие руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя органа местного самоуправления при проведении выездной проверки.
III. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, а также требования к порядку их выполнения
11. Осуществление государственного контроля (надзора) включает в себя следующие административные процедуры:
а) подготовка ежегодного плана проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
б) организация и проведение плановых проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
в) организация и проведение внеплановых проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
г) порядок оформления результатов проверки и ознакомления с ними должностных лиц местного самоуправления с учетом положений, предусмотренных законодательством Российской Федерации о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле;
д) устранение нарушений, выявленных при проведении проверки, включая вынесение органу местного самоуправления предписания об устранении нарушений, принятие мер по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда охраняемым законом ценностям, а в необходимых случаях - по внесению предложения о рассмотрении вопроса об отстранении от должности руководителя органа местного самоуправления;
е) внесение информации о плановых и внеплановых проверках, об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений в единый реестр проверок в соответствии Правилами формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. N 415 3 (далее - Правила формирования и ведения единого реестра проверок) и государственную информационную систему государственного надзора в сфере образования в соответствии с Правилами формирования и ведения государственной информационной системы государственного надзора в сфере образования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2013 г. N 719 4 (далее - Правила формирования и ведения государственной информационной системы государственного надзора в сфере образования).
12. Проект ежегодного плана проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления (далее - план проверок) на очередной календарный год формируется уполномоченным специалистом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный специалист), представляется руководителю (заместителю руководителя) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в срок до 1 августа года, предшествующего году проведения плановых проверок.
13. Проект плана проверок разрабатывается с учетом:
а) необходимости проведения плановой проверки деятельности одного и того же органа местного самоуправления не чаще одного раза в 2 года;
б) оценки результатов проведенных за последние 2 года внеплановых проверок;
в) необходимости согласования с другими заинтересованными органами государственного контроля (надзора) проведения плановых проверок органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в случае, если плановые проверки будут проводиться органами государственного контроля (надзора) совместно.
14. В срок не позднее 1 сентября года, предшествующего году проведения проверок, орган государственной власти субъекта Российской Федерации направляет проект плана проверок на согласование в прокуратуру соответствующего субъекта Российской Федерации почтовым отправлением на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде.
15. Внесение изменений в план проверок допускается в случае:
а) невозможности проведения плановой проверки в связи с ликвидацией или реорганизацией органа местного самоуправления, упразднения или сокращения должности местного самоуправления;
б) наступления обстоятельств непреодолимой силы.
Информация о необходимости внесения изменений в план проверок с приложением обосновывающих документов направляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации в течение 3 рабочих дней со дня установления данных обстоятельств в соответствующую прокуратуру субъекта Российской Федерации на бумажном носителе (с приложением копии в электронном виде) либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
16. Плановые проверки проводятся в форме документарных и (или) выездных проверок.
17. Проверки проводятся на основании приказа органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
18. Проект приказа органа государственной власти субъекта Российской Федерации о проведении проверки подготавливается уполномоченным специалистом в сроки, обеспечивающие его подписание и надлежащее уведомление проверяемого органа местного самоуправления.
19. Проведение проверки осуществляется должностными лицами органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на проведение проверки, которые указаны в приказе органа государственной власти субъекта Российской Федерации о ее проведении.
20. Эксперты и (или) представители экспертных организаций к проведению проверки не привлекаются.
21. Копия приказа органа государственной власти субъекта Российской Федерации о проведении проверки передается должностному лицу органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченному на проведение проверки.
22. О проведении плановой проверки орган местного самоуправления уведомляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации не позднее чем за 3 рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии приказа органа государственной власти субъекта Российской Федерации о проведении плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом, в том числе посредством направления на адрес электронной почты органа местного самоуправления электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
23. Плановая документарная проверка проводится по месту нахождения органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
24. Предметом плановой документарной проверки является соблюдение органом местного самоуправления обязательных требований при реализации полномочий в сфере образования, вывод о чем может быть сделан на основании оценки сведений, содержащихся в документах, представляемых органом местного самоуправления и связанных с исполнением им обязательных требований, муниципальных правовых актах органа местного самоуправления по вопросам, связанным с реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере образования, иная официальная информация, в том числе содержащаяся на официальном сайте органа местного самоуправления, в государственных информационных системах.
25. В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственной власти субъекта Российской Федерации, вызывает обоснованные сомнения, должностное лицо органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченное на проведение проверки, готовит в орган местного самоуправления мотивированный запрос (письмо) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, с требованием о представлении иных необходимых для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документов.
В мотивированном запросе (письме) органа государственной власти субъекта Российской Федерации указываются основание проведения проверки, срок ее проведения, срок представления документов, перечень запрашиваемых документов. К мотивированному запросу (письму) прилагается заверенная печатью копия приказа органа государственной власти субъекта Российской Федерации о проведении проверки.
Мотивированный запрос (письмо) органа государственной власти субъекта Российской Федерации направляется в адрес органа местного самоуправления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом, подтверждающим факт направления, в том числе посредством направления на адрес электронной почты органа местного самоуправления электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
26. В течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса (письма) органа государственной власти субъекта Российской Федерации орган местного самоуправления обязан направить в орган государственной власти субъекта Российской Федерации запрашиваемые документы.
27. Указанные в мотивированном запросе (письме) документы представляются в виде копий, заверенных печатью и подписью руководителя (заместителя руководителя) органа местного самоуправления. Орган местного самоуправления вправе представить указанные в мотивированном запросе (письме) органа государственной власти субъекта Российской Федерации документы в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного представителя органа местного самоуправления;
Документы, представленные органом местного самоуправления, передаются (направляются) должностному лицу органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченному на проведение проверки.
28. В случае если в ходе плановой документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у органа государственной власти субъекта Российской Федерации документах, информация об этом направляется руководителю органа местного самоуправления с требованием представить в течение 10 рабочих дней со дня получения указанной информации необходимые пояснения в письменной форме.
29. Орган местного самоуправления, представляющий в орган государственной власти субъекта Российской Федерации письменные пояснения, в соответствии с пунктом 28 Порядка вправе дополнительно представить в орган государственной власти субъекта Российской Федерации документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.
30. Должностное лицо органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченное на проведение проверки, обязано рассмотреть представленные руководителем или уполномоченным представителем органа местного самоуправления пояснения и документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов. В случае если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений должностное лицо органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченное на проведение проверки, установит признаки нарушений при реализации органом местного самоуправления полномочий в сфере образования, орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе провести выездную проверку.
31. Предметом плановой выездной проверки является соблюдение органом местного самоуправления обязательных требований при реализации полномочий в сфере образования, вывод о чем может быть сделан на основании оценки сведений, содержащихся в документах, представляемых органом местного самоуправления и связанных с исполнением им обязательных требований, муниципальных правовых актах органа местного самоуправления по вопросам, связанным с реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере образования, иной официальной информации, в том числе содержащейся на официальном сайте органа местного самоуправления, в государственных информационных системах, а также принимаемые органом местного самоуправления меры по исполнению обязательных требований.
32. Плановая выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностным лицом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на проведение проверки, обязательного ознакомления уполномоченного представителя органа местного самоуправления с приказом органа государственной власти субъекта Российской Федерации о проведении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом привлеченных по согласованию к проверке лиц, со сроками и условиями ее проведения.
По просьбе уполномоченного представителя органа местного самоуправления должностное лицо органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченное на проведение проверки, осуществляет ознакомление уполномоченных представителей органа местного самоуправления с Порядком.
33. В ходе плановой проверки оценивается соблюдение органом местного самоуправления обязательных требований при реализации полномочий в сфере образования посредством:
а) анализа документов, характеризующих деятельность органа местного самоуправления по вопросам, относящимся к предмету проверки;
б) анализа соответствия муниципальных правовых актов органа местного самоуправления по вопросам, связанным с реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере образования законодательству Российской Федерации;
в) анализа информации, размещенной на официальном сайте органа местного самоуправления и в государственных информационных системах, по вопросам, относящимся к предмету проверки;
г) проведения беседы со специалистами органа местного самоуправления по вопросам, относящимся к предмету проверки;
д) анализа принимаемых органом местного самоуправления мер по исполнению обязательных требований по месту нахождения.
34. Срок проведения документарной или выездной плановой проверки не может превышать 20 рабочих дней для каждой из проверок с даты начала ее проведения.
Плановая проверка может быть приостановлена на основании приказа органа государственной власти субъекта Российской Федерации не более чем на 10 рабочих дней в случае непредставления при проведении проверки органом местного самоуправления документов, необходимых для проведения проверки.
35. Внеплановые проверки проводятся в форме документарных и (или) выездных проверок.
Внеплановые выездные проверки могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи.
36. Принятие решения о проведении внеплановой проверки осуществляется в соответствии с пунктами 17 - 21 Порядка.
37. Предметом внеплановой документарной проверки является соблюдение органом местного самоуправления обязательных требований и выполнение требований, содержащихся в предписании, выданном в соответствии с пунктом 50 или пунктом 58 Порядка, вывод о чем может быть сделан на основании оценки сведений, содержащихся в документах, связанных с реализацией полномочий в сфере образования и исполнением обязательных требований, а также муниципальных правовых актах органа местного самоуправления по вопросам, связанным с реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере образования, иной официальной информации по вопросам, содержащимся в являвшихся основанием для проведения внеплановой проверки обращениях граждан, юридических лиц, информации, полученной от государственных органов, поручениях Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, требованиях Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации.
38. Предметом внеплановой выездной проверки является соблюдение органом местного самоуправления обязательных требований и выполнение требований, содержащихся в предписании, выданном в соответствии с пунктом 50 или пунктом 58 Порядка, вывод о чем может быть сделан на основании оценки сведений, содержащихся в документах, связанных с реализации полномочий в сфере образования и исполнением обязательных требований, а также муниципальных правовых актах органа местного самоуправления по вопросам, связанным с реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере образования, иной официальной информации по вопросам, содержащимся в являвшихся основанием для проведения внеплановой проверки обращениях граждан, юридических лиц, информации, полученной от государственных органов, поручениях Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, требованиях Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации, а также принимаемых органом местного самоуправления мер по исполнению обязательных требований по месту его нахождения.
39. Основаниями для принятия решения о проведении внеплановой проверки являются:
а) истечение срока исполнения органом местного самоуправления ранее выданного предписания;
б) обращения граждан, юридических лиц и полученная от государственных органов информация о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан;
в) поручения Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, требования Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
40. В случае проведения внеплановой выездной проверки по основанию, установленному подпунктом "б" пункта 39 Порядка, не позднее 3 рабочих дней до даты предполагаемой внеплановой проверки в прокуратуру субъекта Российской Федерации по месту осуществления деятельности органа местного самоуправления направляются заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки органа местного самоуправления (далее - заявление о согласовании внеплановой выездной проверки) и прилагаемые к нему документы заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В заявлении о согласовании проведения внеплановой выездной проверки указываются основания принятия руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о проведении внеплановой выездной проверки, а также сведения об органе местного самоуправления, в отношении которого будет проводиться внеплановая выездная проверка, включающие наименование, местонахождение органа местного самоуправления.
41. О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в подпункте "б" пункта 39 Порядка, орган местного самоуправления уведомляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица органа государственной власти субъекта Российской Федерации и направленного по адресу электронной почты органа местного самоуправления.
42. Срок проведения документарной или выездной внеплановой проверки не может превышать 20 рабочих дней для каждой из проверок с даты начала ее проведения.
43. По результатам проверки непосредственно после ее завершения должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на проведение проверки, составляется акт проверки в двух экземплярах.
В акте проверки указываются:
а) дата, время и место составления акта проверки;
б) наименование органа, осуществляющего государственный контроль (надзор);
в) дата и номер приказа руководителя, заместителя руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о проведении проверки;
г) фамилии, имена, отчества (при наличии) и должности должностных лиц органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных на проведение проверки;
д) наименование органа местного самоуправления, в отношении которого проведена проверка, а также фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя органа местного самоуправления, присутствовавших при проведении проверки;
е) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
ж) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
з) сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя органа местного самоуправления, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием указанного журнала;
и) подписи должнос
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Установлен порядок осуществления региональными госорганами, которым переданы полномочия РФ в сфере образования, госконтроля (надзора) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере образования.
Предусмотрены документарные и выездные проверки, которые могут быть плановыми и внеплановыми. Выездные проверки могут проводиться в т. ч. посредством аудио- или видеосвязи. Срок проведения документарной или выездной проверки не более 20 рабочих дней. По результатам составляется акт.
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 22 декабря 2022 г. N 1281 "Об утверждении Порядка осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственного контроля (надзора) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере образования"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 февраля 2023 г.
Регистрационный N 72286
Вступает в силу с 20 февраля 2023 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 9 февраля 2023 г. N 0001202302090002
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 10 марта 2025 г. N 534
Изменения вступают в силу с 6 мая 2025 г.