Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕН
распоряжением Губернатора
Краснодарского края
от 09.02.2023 г. N 21-р
Бюджетный прогноз
Краснодарского края на долгосрочный период до 2036 года
1. Общие положения
Бюджетный прогноз Краснодарского края на долгосрочный период до 2036 года (далее - Бюджетный прогноз) разработан в соответствии со статьей 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 7 Порядка разработки и утверждения бюджетного прогноза Краснодарского края на долгосрочный период, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 9 июня 2015 г. N 506, на основе прогноза социально-экономического развития Краснодарского края на долгосрочный период до 2030 года, утвержденного распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20 августа 2018 г. N 220-р, параметров прогноза социально-экономического развития Краснодарского края до 2036 года, а также с учетом основных направлений бюджетной и налоговой политики Краснодарского края.
При подготовке Бюджетного прогноза учтены положения указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ N 474), государственных программ Краснодарского края.
Целью разработки Бюджетного прогноза является оценка основных параметров консолидированного бюджета Краснодарского края и бюджета Краснодарского края на долгосрочный период, позволяющая путем выработки и реализации соответствующих решений в сфере налоговой, бюджетной и долговой политики Краснодарского края обеспечить сбалансированность бюджета Краснодарского края и достижение стратегических целей социально-экономического развития Краснодарского края.
К задачам Бюджетного прогноза, способствующим достижению указанной цели, относятся:
обеспечение прозрачности и предсказуемости параметров консолидированного бюджета Краснодарского края и бюджета Краснодарского края на долгосрочный период;
профилактика бюджетных рисков для консолидированного бюджета Краснодарского края и бюджета Краснодарского края, обеспечиваемая в том числе путем принятия мер по минимизации негативных последствий реализации соответствующих рисков;
оценка показателей финансового обеспечения государственных программ Краснодарского края.
Решение указанных задач обеспечивается в рамках реализации комплексных мер, включающих:
увязку Бюджетного прогноза с другими документами стратегического планирования, разрабатываемыми на уровне Краснодарского края;
актуализацию основных параметров консолидированного бюджета Краснодарского края и бюджета Краснодарского края на долгосрочный период в условиях изменения бюджетного законодательства Российской Федерации.
2. Основные подходы к формированию Бюджетного прогноза
Основные направления бюджетной политики Краснодарского края на долгосрочный период (далее - бюджетная политика) сохраняют преемственность реализуемых мер, направленных на обеспечение сбалансированности бюджета Краснодарского края; развитие программно-целевых методов управления; повышение эффективности бюджетных расходов, в том числе повышение качества оказания государственных услуг (выполнения работ), финансового менеджмента в секторе государственного управления; совершенствование межбюджетных отношений; обеспечение прозрачности (открытости) бюджетного процесса, осуществляемого в Краснодарском крае.
Главной целью бюджетной политики в Краснодарском крае остается обеспечение мер, направленных на устойчивое социально-экономическое развитие Краснодарского края.
Основными приоритетами бюджетной политики являются обеспечение населения доступными и качественными государственными и муниципальными услугами, социальными гарантиями, адресное решение социальных вопросов, создание благоприятных и комфортных условий для проживания.
Приоритетами бюджетных расходов остаются реализация указов Президента Российской Федерации в части решения задач, определенных национальными целями развития Российской Федерации на период до 2030 года, и повышения средней заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы, социальная поддержка отдельных категорий граждан, развитие общественной инфраструктуры регионального и муниципального значения.
Основными задачами бюджетной политики являются:
ориентация структуры расходов бюджета Краснодарского края на приоритеты, определенные национальными целями развития Российской Федерации на период до 2030 года в соответствии с Указом N 474;
обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета Краснодарского края и бюджетов муниципальных образований Краснодарского края;
поддержка реального сектора экономики, стимулирование инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории Краснодарского края.
В целях обеспечения сбалансированности бюджета Краснодарского края будет продолжена работа по обеспечению роста доходной части бюджета Краснодарского края, в том числе за счет следующих мер:
стимулирование инвестиционной активности хозяйствующих субъектов путем предоставления налоговых преференций организациям, реализующим (реализовавшим) проекты, направленные на создание товаров и услуг, конкурентных на рынке, в условиях внешнего санкционного давления;
совершенствование механизма государственного частного партнерства, включая меры налогового стимулирования в рамках реализации концессионных соглашений на территории Краснодарского края;
оптимизация налоговых льгот и налоговых ставок, совершенствование порядка их оценки;
эффективное использование государственного и муниципального имущества;
реализация мероприятий, направленных на увеличение наполняемости доходной части консолидированного бюджета Краснодарского края (по плану, ежегодно утверждаемому правовым актом Краснодарского края).
Долговая политика Краснодарского края ориентирована на поддержание государственного долга Краснодарского края на экономически безопасном уровне и достижение и поддержание высокого уровня долговой устойчивости Краснодарского края в соответствии с критериями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации.
3. Условия формирования
Бюджетного прогноза и основных характеристик консолидированного бюджета Краснодарского края и бюджета Краснодарского края
Бюджетный прогноз сформирован исходя из параметров прогноза социально-экономического развития Краснодарского края до 2036 года, разработанных по базовому сценарию, который описывает наиболее вероятный сценарий развития экономики Краснодарского края с учетом ожидаемых внешних условий и принимаемых мер экономической политики, включая реализацию мероприятий, направленных на обеспечение устойчивости развития экономики.
В соответствии с параметрами прогноза социально-экономического развития Краснодарского края до 2036 года ожидается рост экономики Краснодарского края, последствия от кризиса, вызванного санкционным давлением, будут менее выражены в долгосрочном периоде.
К 2036 году объем валового регионального продукта прогнозируется в сумме почти 10 трлн рублей с ростом к 2021 году в 1,6 раза (в сопоставимых ценах). Прежде всего, ежегодный прирост экономики Краснодарского края предполагается обеспечить за счет реализации инфраструктурных проектов, программ импортозамещения и развития отечественных производственных мощностей.
Устойчивый рост экономики Краснодарского края будет способствовать увеличению фонда оплаты труда в долгосрочной перспективе, в результате к 2036 году его объем достигнет 1816,0 млрд рублей (рост в 2,6 раза к 2021 году).
Среднегодовой индекс потребительских цен в 2022 году ожидается на уровне 115% к 2021 году. Предполагается, что в 2023 году этот показатель может составить 109% к оценке 2022 года, а с 2025 года будет находиться в пределах 104%.
Несмотря на высокий рост объема прибыли прибыльных предприятий Краснодарского края в 2021 году (624,8 млрд рублей), обеспеченный восстановлением деятельности хозяйствующих субъектов после отмены ограничений, связанных с пандемией, по оценке 2022 года и по прогнозу на 2023 год данный показатель оценивается с отрицательной динамикой (577,7 млрд рублей и 545,6 млрд рублей соответственно). На его результат в этих периодах продолжат оказывать внешнеполитические и экономические факторы, колебания величины обменного курса рубля. Начиная с 2024 года объем прибыли прибыльных предприятий Краснодарского края будет иметь положительную динамику и к 2036 году может возрасти до 1,4 трлн рублей.
Прогноз объема налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Краснодарского края и бюджета Краснодарского края рассчитан с ежегодным приростом исходя из параметров прогноза социально-экономического развития Краснодарского края до 2036 года.
Прогноз объема безвозмездных поступлений в консолидированный бюджет Краснодарского края и бюджет Краснодарского края рассчитан в соответствии с прогнозными объемами межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету Краснодарского края из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. С 2026 года объем безвозмездных поступлений оценивается на уровне 2025 года.
Расчет расходов консолидированного бюджета Краснодарского края и бюджета Краснодарского края осуществлен исходя из принципа сбалансированности бюджета с учетом динамики прогнозных показателей объема государственного долга Краснодарского края, рассчитанного в соответствии с условиями заключенных (планируемых к заключению) соглашений о предоставлении бюджетных кредитов из федерального бюджета, условиями (планируемыми условиями) выпуска государственных ценных бумаг Краснодарского края и графиком амортизации долга по государственным облигациям Краснодарского края.
В долгосрочной перспективе сохранится адресное оказание мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, продолжится поддержка материнства и детства, включая поддержку многодетных семей, детей-сирот.
Прогноз основных характеристик консолидированного бюджета Краснодарского края и основных показателей бюджета Краснодарского края до 2036 года представлен в приложении 1 к Бюджетному прогнозу.
4. Подходы к прогнозированию и показатели финансового обеспечения государственных программ Краснодарского края на период их действия
Большая часть приоритетов социально-экономического развития Краснодарского края структурирована в рамках государственных программ Краснодарского края.
Перечень государственных программ Краснодарского края утвержден постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 1 июля 2013 г. N 685.
Поскольку сроки реализации большинства государственных программ Краснодарского края не выходят за пределы 2025 года, расчет показателей финансового обеспечения государственных программ Краснодарского края осуществлен на период до 2025 года. Показатели финансового обеспечения государственных программ Краснодарского края за пределами 2025 года (для государственных программ Краснодарского края с соответствующими установленными сроками их реализации) оцениваются на уровне 2025 года.
Основная часть программных расходов приходится на реализацию государственных программ Краснодарского края в области социальной сферы, таких как "Социальная поддержка граждан", "Развитие образования", "Развитие здравоохранения".
Главными целями указанных государственных программ Краснодарского края являются:
создание условий для роста благосостояния отдельных категорий граждан и повышение доступности социального обслуживания населения;
обеспечение высокого качества и доступности образования для всех слоев населения в интересах социально-экономического развития Краснодарского края, а также успешная интеграция молодежи в общественную жизнь Краснодарского края;
обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки.
Показатели финансового обеспечения государственных программ Краснодарского края на период их действия представлены в приложении 2 к Бюджетному прогнозу.
5. Основные риски, влияющие на сбалансированность бюджета Краснодарского края
При бюджетном планировании на долгосрочный период требуется учет рисков неопределенности и вероятности изменения бюджетных показателей под влиянием перемены внешних и внутренних факторов.
Внешним фактором риска является бюджетная политика Российской Федерации в части перераспределения дополнительных полномочий на уровень субъектов Российской Федерации, внесения изменений в межбюджетные отношения, принятия на федеральном уровне решений, приводящих к увеличению стоимости расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В результате указанных действий может возрасти нагрузка на консолидированный бюджет Краснодарского края и бюджет Краснодарского края, сократиться объем межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета. Кроме того, увеличение стоимости расходных обязательств публично-правовых образований может быть обусловлено неблагоприятными экономическими условиями, ростом инфляции и цен на услуги естественных монополий.
Фактором риска невыполнения расходных обязательств Краснодарского края в соответствии с предусмотренными в бюджете Краснодарского края объемами бюджетных ассигнований на их исполнение является невыполнение доходной части бюджета Краснодарского края, в том числе в результате недостижения плановых показателей прогноза социально-экономического развития Краснодарского края в части роста инвестиций, объемов промышленного производства, прибыли прибыльных предприятий и доходов населения, использования недобросовестными налогоплательщиками схем уклонения от уплаты налогов.
Основными рисками в сфере долговой политики являются риски увеличения расходов на обслуживание государственного долга Краснодарского края в связи с ростом процентных ставок на рынке заимствований, а также риски снижения ликвидности финансового рынка.
В целях снижения указанных рисков при планировании и исполнении бюджета Краснодарского края необходимо придерживаться базового сценария прогноза основных параметров социально-экономического развития Краснодарского края, а также политики, направленной на оптимизацию и сдерживание роста расходов.
Министр финансов |
А.В. Кнышов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.