Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕН
распоряжением Губернатора
Краснодарского края
от 09.02.2023 N 22-р
План
адаптации к изменениям климата на территории Краснодарского края
N |
Наименование раздела |
Содержание раздела |
1 |
2 |
3 |
1 |
Общее описание характерных климатических рисков (ретроспективных и прогнозных) |
территория Краснодарского края разделяется на две резко отличающиеся части: северная равнинная и южная горная. Равнинная зона - Прикубанская низменность - занимает две трети территории и является экономически наиболее развитой частью. Южная зона образована системами хребтов Западного Кавказа, примыкающей к ним полосой предгорий и узкой лентой Черноморского побережья. Климат на большей части территории умеренно-континентальный, на Черноморском побережье от Анапы до Туапсе - полусухой средиземноморский, южнее Туапсе - влажный субтропический. В горах выражена высотная климатическая зональность. В течение всего года типичны резкие изменения погоды - значительны месячные, сезонные и многолетние колебания температур. Для предгорий характерны фёны, способствующие быстрому сходу снега весной и усилению паводков на реках. В районе Анапа - Новороссийск - Геленджик скорость ветра (бора) более 15 м/с, иногда более 40 м/с. Среднее количество дней с ветром (бора) 21 (в Новороссийске - более 40), из них 18 в холодное полугодие. Средняя температура января на равнине - 3 - 5°C, на Черноморском побережье - 0 - 6°С, в Сочи - 5 - 9 °C. Средняя температура июля - 22 - 24 °C. Годовое количество осадков - от 400 до 600 мм в равнинной части, до 3242 мм и более - в горной. Каждую весну в крае бывают паводки. В целом для края характерны жаркое лето и мягкие зимы |
2 |
Информация о наличии и распространенности климатических рисков опасного уровня |
особенности атмосферной циркуляции и рельефа Северо-Кавказского региона способствуют активизации циклонической деятельности (частый циклогенез, регенерация заполняющихся циклонов, обострение атмосферных фронтов) и внутримассовых конвективных процессов, что приводит к частому возникновению на территории Краснодарского края различных опасных явлений погоды. Это очень сильные дожди и ливни, крупный град, сильный ветер 30 м/с и более (в том числе шквалы), смерчи, паводки на реках, селевые потоки, снежные лавины, сильный гололед и др. Сильные дожди и сильные ливни отмечаются в Краснодарском крае ежегодно. В среднем в году бывает 27 дней с сильными осадками, а максимальное - 53 дня - отмечено в 2002 году. С сильными дождями обычно связано быстрое повышение уровня воды в реках края, приводящее к наводнениям. Так, в июле 2012 года аномально сильные дожди, выпавшие в начале месяца в Краснодарском крае, вызвали разрушительное наводнение в Крымске, Геленджике, Новороссийске и других населенных пунктах края. Ежегодно выпадает и крупный град. В целях защиты сельскохозяйственных угодий от градобитий в регионе работает противоградовая служба Росгидромета. Нередко при грозах скорость ветра превышает 30 м/с, в среднем в году случается до 7 таких дней. Максимальное число дней со скоростью ветра 30 м/с и более зафиксировано в 1997 году. В Новороссийске в декабре 1997 года скорость ветра достигала 52 м/с. Над Черным морем у побережья Краснодарского края ежегодно формируются смерчи, но отмечено лишь два случая их выхода на побережье - 26 сентября 2001 г. в районе Адлера и 8 августа 2002 г. в районе Новороссийска. В обоих случаях наблюдались значительные разрушения, многочисленные пострадавшие и жертвы |
3 |
Информация о пороговых значениях для деятельности и показателе уязвимости |
пороговые значения для деятельности и показатель уязвимости зависят от вида климатического воздействия, а также объекта воздействия |
4 |
Общее описание информации о зафиксированном ущербе в результате воздействия климатических рисков |
поскольку в Краснодарском крае значительная часть территорий находится в холмистой или горной местности, особое значение приобретают угрозы повреждения и уничтожения объектов инфраструктуры и жилого фонда, связанные с осыпями, оползнями, обвалами, селями и снежными лавинами. Несмотря на то, что в относительно более развитых районах (г. Сочи, г. Новороссийск) экономический ущерб от опасных явлений может быть в разы больше, особую важность имеет учет климатических рисков для жильцов ветхого и аварийного жилья в относительно менее развитых населенных пунктах, в основном в горных (г. Крымск, г. Абинск, г. Апшеронск и г. Горячий Ключ). В Краснодарском крае селе опасный период длится более полугода (середина марта - середина октября) и во многом обусловлен учащением количества ливневых дождей в регионе. За период 2000 - 2019 годов на территории Апшеронского района зафиксировано 20 происшествий, на территории Туапсинского - 30; большинство сходов оползней и селей зафиксировано в г. Сочи - 102. На территории остальных муниципальных образований южной части края такие происшествия были единичными, а в северной части региона отсутствовали ввиду равнинного характера рельефа. В районах со значительной степенью лавиноопасности - на территориях верховий рек Пшеха, Белая, Малая Лаба, Мзымта - лавины сходят ежегодно, по несколько раз. В районах со средней степенью лавиноопасности сходы лавин происходят только в годы повышенного снегопада. На остальной территории Краснодарского края сходы лавин единичны и происходят на небольших участках и (или) в особенно снежные годы. Происшествия и чрезвычайные ситуации, вызванные оползневыми, селевыми и лавинными процессами, ведут к значительному материальному ущербу, в том числе к разрушению и повреждению жилищно-коммунальной и транспортной инфраструктуры. Например, в результате схода 4 селевых потоков в Лазаревском районе города Сочи 6 августа 2002 г. были размыты железнодорожные пути, повреждены 4 опоры контактной сети и заблокировано 300 метров автодороги; общий материальный ущерб оценивается в 45,2 млн рублей. Помимо множащихся угроз селей и оползней, увеличение осадков в зимний и весенний периоды способствует увеличению количества наводнений. Происшествиям и чрезвычайным ситуациям, вызванным паводками и наводнениями, наиболее подвержена южная часть Краснодарского края. Так, за период 2000 - 2019 годов на территории Лабинского района было зафиксировано 38 происшествий, на территории Туапсинского - 35, а наибольшее количество происшествий, 52, было в г. Сочи. На остальной территории Краснодарского края происшествий было существенно меньше, в муниципальных образованиях в северной части края зафиксированы единичные случаи. В целом в зоне риска негативных последствий наводнений в регионе находятся 258 населенных пунктов, 59 мостов, 141 объект жизнеобеспечения и 71 объект социального значения. Среди горных и предгорных районов, подверженных наводнениям, выделяют пгт Красная Поляна и г. Сочи, г. Горячий Ключ, г. Апшеронск и г. Армавир. Паводками и наводнениями вызвано большинство чрезвычайных ситуаций, зафиксированных в Краснодарском крае в 2000 - 2019 годах. Так, в результате сильного дождя на территории Адлерского района города Сочи 25 июня 2015 г. пострадало 6700 человек, а суммарный материальный ущерб составил более 860 млн рублей. В результате чрезвычайной ситуации, произошедшей по причине высокого уровня воды 24 октября 2018 г. на территориях Туапсинского, Апшеронского районов и г. Сочи, пострадало более 10 тыс. человек. На единовременные выплаты пострадавшим от наводнения и на социальные выплаты на приобретение жилья было затрачено более 145 млн рублей. В Краснодарском крае сохраняется риск повышения смертности от волн жары. Несмотря на то, что повышение средней температуры воздуха прогнозируется не таким сильным, как в других частях Российской Федерации, интенсивность волн тепла может расти, что напрямую влияет на здоровье населения, в частности вызывает рост числа инфарктов и инсультов. На территории Краснодарского края наблюдается рост количества случаев заболевания острой кишечной ротавирусной инфекцией: в 2010 году было зафиксировано 1120 случаев, в 2014 году - 2719, в 2019 году - 5466; энтеровирусной инфекцией: в 2010 году - 9 случаев, в 2014 году - 188, в 2019 году - 631. Также наблюдается учащение случаев болезни Лайма и малярии. Во время аномальной жары 2010 года смертность в Краснодарском крае возросла на 32,4%. В более отдаленной перспективе можно ожидать снижение производительности труда в результате учащения волн жары, которые оказывают пагубное воздействие на состояние здоровья населения. Еще одним проявлением изменения климата является учащение засух. По сравнению с происшествиями, вызванными паводками, наводнениями, селями и оползнями, число происшествий, вызванных засухой, сравнительно невелико. Так, за период 2000 - 2019 годов в Динском районе зафиксировано 5 происшествий и чрезвычайных ситуаций данного типа, в Тихорецком - 6, в Кущевском и Павловском - по 7. В целом засухи за указанный период случались не менее двух раз в большинстве муниципальных образований края. Засухи опасны нарушением водоснабжения в жилом секторе. Засуха, начавшаяся 3 мая 2007 г., привела к тому, что к 13 сентября 2017 г. в г. Туапсе вода осталась только в 7 из 31 действующих скважин, были нарушены условия жизнедеятельности 12 тыс. человек; материальный ущерб данного происшествия составил более 5 млн рублей. Климатические изменения оказывают разностороннее влияние на сельскохозяйственную деятельность, в том числе урожайность зерновых культур в Краснодарском крае. С одной стороны, частые засухи в летний период негативно сказываются на урожайности кукурузы. С другой - снижение сухости воздуха и рост количества осадков благоприятно влияют на урожайность озимых культур (пшеница, рожь, ячмень): за последние десять лет ее прирост в Краснодарском крае составил более 10%. Также одним из климатических рисков являются лесные пожары, а также болезни и вредители растений, которые наносят серьезный ущерб предприятиям лесопромышленного комплекса |
Перечень приоритетных адаптационных мероприятий
N |
Наименование мероприятия |
Срок |
Вид документа и ожидаемый результат |
Потребность в дополнительных ресурсах |
Исполнитель |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Обеспечение населения и объектов экономики сооружениями инженерной защиты |
2023 - 2025 годы |
государственная программа Краснодарского края "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства", утвержденная постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20 ноября 2015 г. N 1057. Ожидаемый результат: обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод |
отсутствует |
министерство природных ресурсов Краснодарского края |
2 |
Осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов |
2023 - 2025 годы |
государственная программа Краснодарского края "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства", утвержденная постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20 ноября 2015 г. N 1057. Ожидаемый результат: предотвращение негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов |
отсутствует |
министерство природных ресурсов Краснодарского края |
3 |
Проведение мероприятий по профилактике возникновения очагов вредных организмов на землях лесного фонда |
2023 - 2025 годы |
государственная программа Краснодарского края "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства", утвержденная постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20 ноября 2015 г. N 1057. Ожидаемый результат: создание благоприятных условий для роста деревьев, поддержание санитарного состояния леса |
отсутствует |
министерство природных ресурсов Краснодарского края |
4 |
Проведение мероприятий по обеспечению баланса выбытия и восстановления лесов |
2023 - 2025 годы |
государственная программа Краснодарского края "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства", утвержденная постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20 ноября 2015 г. N 1057. Ожидаемый результат: увеличение площади лесовосстановления |
отсутствует |
министерство природных ресурсов Краснодарского края |
5 |
Предупреждение возникновения и распространения лесных пожаров, включая территорию особо охраняемых природных территорий |
2023 - 2025 годы |
государственная программа Краснодарского края "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства", утвержденная постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20 ноября 2015 г. N 1057. Ожидаемый результат: стабилизация лесопожарной обстановки в лесах |
отсутствует |
министерство природных ресурсов Краснодарского края |
6 |
Модернизация систем теплоснабжения в Краснодарском крае |
2023 - 2025 годы |
государственная программа Краснодарского края "Развитие топливно-энергетического комплекса", утвержденная постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12 октября 2015 г. N 961. Ожидаемый результат: повышение устойчивости объектов теплоснабжения к неблагоприятным и опасным климатическим явлениям. Повышение надежности систем теплоснабжения государственных учреждений Краснодарского края социальной сферы, повышение надежности систем теплоснабжения муниципальных образований Краснодарского края |
отсутствует |
министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края |
7 |
Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей при проведении ими гидромелиоративных мероприятий |
2023 - 2025 годы |
государственная программа Краснодарского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденная постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5 октября 2015 г. N 944. Ожидаемый результат: увеличение площади введенных в эксплуатацию мелиорируемых земель за счет проведения гидромелиоративных мероприятий |
отсутствует |
министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края |
8 |
Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, направленная на реализацию ими мероприятий в области известкования кислых почв на пашне |
2023 - 2025 годы |
государственная программа Краснодарского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденная постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5 октября 2015 г. N 944. Ожидаемый результат: увеличение площади пашни, на которой реализованы мероприятия в области известкования кислых почв |
отсутствует |
министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края |
9 |
Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, направленная на реализацию ими мероприятий в области мелиорации земель сельскохозяйственного назначения в рамках регионального проекта Краснодарского края "Экспорт продукции агропромышленного комплекса" |
2023 - 2024 годы |
государственная программа Краснодарского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденная постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5 октября 2015 г. N 944. Ожидаемый результат: увеличение введенных в эксплуатацию мелиорируемых земель для выращивания экспортно ориентированной сельскохозяйственной продукции |
отсутствует |
министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края |
10 |
Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях сельскохозяйственного страхования в области растениеводства |
2023 - 2025 годы |
государственная программа Краснодарского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденная постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5 октября 2015 г. N 944. Ожидаемый результат: увеличение доли застрахованной посевной (посадочной) площади в общей посевной (посадочной) площади (в условных единицах площади) |
отсутствует |
министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края |
11 |
Модернизация существующей региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения в муниципальных образованиях Краснодарского края |
2023 - 2024 годы |
государственная программа Краснодарского края "Обеспечение безопасности населения", утвержденная постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16 ноября 2015 г. N 1039. Ожидаемый результат: развитие региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения в целях повышения эффективности действий по предупреждению чрезвычайных ситуаций |
отсутствует |
министерство гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края |
12 |
Техническое обслуживание регионального центра сбора и обработки данных автоматизированной системы оперативного контроля и мониторинга паводковой ситуации Краснодарского края |
2023 - 2024 годы |
государственная программа Краснодарского края "Обеспечение безопасности населения", утвержденная постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16 ноября 2015 г. N 1039. Ожидаемый результат: снижение риска чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций |
отсутствует |
министерство гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края |
13 |
Обеспечение функционирования автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения путем своевременной ликвидации на них последствий чрезвычайных ситуаций, а также при любых свойственных региону климатических условиях |
2023 - 2025 годы |
государственная программа Краснодарского края "Развитие сети автомобильных дорог Краснодарского края", утвержденная постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12 октября 2015 г. N 965. Ожидаемый результат: увеличение протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения на территории Краснодарского края, соответствующих современным стандартам качества |
отсутствует |
министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края; государственное казенное учреждение Краснодарского края "Краснодаравтодор" |
Заместитель министра природных |
О.В. Соленов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.