Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 января 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Назаренко И.П., судей Плотниковой Л.Н. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от заявителя - закрытого акционерного общества "Завод "Измет"" (ИНН 2306000795, ОГРН 1022301124097) - Лапченко Я.А. (доверенность от 27.04.2012), в отсутствие заинтересованного лица - Департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Завод "Измет"" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.07.2012 (судья Нигоев Р.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2012 (судьи Малыхина М.Н., Авдонина О.Г., Мисник Н.Н.) по делу N А32-1933/2012, установил следующее.
ЗАО "Завод "Измет"" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконным отказа департамента от 19.01.2012 N 52-606/12-32.23 о предоставлении в собственность обществу земельного участка кадастровым номером 23:42:0302004:114 площадью 34 549 кв. м, расположенного по адресу: г. Ейск, ул. Мичурина, 16, а также о возложении на департамент обязанности принять решение о предоставлении в собственность обществу указанный участок по цене 2,5 % от его кадастровой стоимости, подготовить проект договора купли-продажи названного участка, и направить его обществу в месячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.07.2012, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2012, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что общество не приложило к заявлению документ, удостоверяющий личность представителя юридического лица в соответствии с требованиями пункта 1 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок" (далее - Приказ Минэкономразвития N 475). Из представленных обществом выписки из ЕГРЮЛ, протокола об избрании и приказа о назначении генерального директора, следует, что в указанных документах не содержится сведений о паспортных данных лица, подписавшего заявление. Кроме того, отсутствуют документы подтверждающие то, что объекты недвижимости, расположенные на испрашиваемом земельном участке, приобретены заявителем из государственной или муниципальной собственности.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции и принять новый судебный акт со ссылкой на то, что в пункте 1 Приказа Минэкономразвития N 475 предусмотрено предоставление копии документа, удостоверяющего личность для представителя, выступающего от имени заявителя по доверенности. Генеральный директор, являясь органом юридического лица, не может рассматриваться в качестве его представителя. Отказ департамента противоречит пункту 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации. Обществом представлены документы, подтверждающие приобретение объектов недвижимости из государственной собственности.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителя общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит оставить без изменения.
Из материалов дела видно и судами установлено, что общество является собственником следующих объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: г. Ейск, ул. Мичурина, 16: навеса к цеху металлоконструкций площадью 1414,3 кв. м, магазина с пристройкой площадью 35 кв. м, комплекса отдела главного механика площадью 193,7 кв. м, цеха металлоконструкций с пристройками и навесом площадью 4270,9 кв. м, штамповочного цеха с пристройками площадью 413,8 кв. м, склада площадью 28,5 кв. м, здания цеха горячего цинкования площадью 1020,3 кв. м, кислородной станции площадью 385 кв. м, здания кузнецы площадью 100,6 кв. м, столярного цеха площадью 317,1 кв. м, котельной с бытовыми помещениями площадью 78,2 кв. м.
Право собственности общества подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 06.08.2008. В качестве основания приобретения права собственности указано решение Октябрьского районного суда г. Краснодара от 16.11.2006 и определение Октябрьского районного суда г. Краснодара от 23.04.2007.
Земельный участок, на котором расположены указанные объекты, находится в муниципальной собственности и используется обществом на правах аренды в соответствии с договором от 02.09.1997 N 277. Срок действия договора установлен на 49 лет.
11 ноября 2005 года спорный участок поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 23:42:0302004:114, что подтверждается кадастровым паспортом от 25.11.2011 N 2343/12/11-489479.
21 декабря 2011 года общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:42:0302004:114, площадью 34 549 кв. м, расположенного по адресу: г. Ейск, ул. Мичурина, 16.
При этом к заявлению в соответствии с Приказом Минэкономразвития N 475 приложены следующие документы:
1. Приказ о назначении генерального директора (оригинал).
2. Протокол об избрании генерального директора (оригинал).
3. Протокол об одобрении сделки по выкупу земельного участка (оригинал).
4. Решение Исполнительного комитета Ейского городского совета народных депутатов Краснодарского края о смене почтовых номеров (копия, заверенная архивным отделом муниципального образования Ейский район).
5. Копия письма департамента от 14.01.2010 N 52-270/10-32.23.
6. Выписка из ЕГРЮЛ от 25.11.2011 (оригинал).
7. Свидетельство о регистрации общества (нотариальная копия).
8. Свидетельство о постановке общества на налоговый учет (нотариальная копия).
9. Выписки из ЕГРП о правах общества на здания, строения, сооружения, находящиеся на приобретаемом земельном участке (оригиналы в количестве 11 штук).
10. Свидетельства о государственной регистрации права собственности общества на здания, строения, сооружения, находящиеся на приобретаемом земельном участке (нотариальные копии в количестве 11 штук).
11. Выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок (оригинал).
12. Выписка из государственного кадастра недвижимости на приобретаемый земельный участок (оригинал).
13. Приказ Исполнительного комитета Ейского городского совета народных депутатов Краснодарского края о договоре аренды Ейского завода металлоизделий (оригинал).
14. Договор аренды Ейского завода металлоизделий (копия, заверенная архивным отделом администрации г. Ейска).
15. Решение о регистрации арендного предприятия "Ейского завода металлоизделий" и его устав (нотариальные копии).
16. Решение Исполнительного комитета Ейского городского совета народных депутатов Краснодарского края о преобразовании арендного предприятия "Ейского завода металлоизделий" в арендную фирму "Измет" (нотариальная копия).
17. Свидетельство о государственной регистрации арендной фирмы "Измет" (нотариальная копия).
18. Договор купли-продажи имущества арендной фирмы "Измет" (копия, заверенная общим отделом Фонда государственного имущества Краснодарского края).
19. Платежное поручение от 17.12.1992 о перечислении денег за выкупленное имущество (копия, заверенная руководителем общества и заверенная печатью предприятия).
20. Свидетельство о регистрации сделки по выкупу государственного имущества (нотариальная копия).
21. Свидетельство о праве собственности арендной фирмы "Измет" на имущество (нотариальная копия).
22. Постановление главы администрации г. Ейска о преобразовании арендной фирмы "Измет" в акционерное общество закрытого типа производственно-коммерческой компании "Измет" (копия, заверенная архивным отделом муниципального образования город Ейск).
23. Свидетельство о государственной регистрации АОЗТ ПКК "Измет" (нотариальная копия).
24. Постановление главы администрации г. Ейска о регистрации устава АОЗТ ПКК "Измет" в новой редакции с изменением названия на общество (нотариальная копия).
25. Свидетельство о регистрации изменений в учредительные документы общества (нотариальная копия).
26. Сообщение заявителя, содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на приобретаемом земельном участке.
19 января 2012 года департамент письмом N 52-606/1232.23 отказал обществу в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка.
Отказ мотивирован следующим: площадь испрашиваемого земельного участка превышает площадь расположенных на нем объектов недвижимости, что не соответствует требованиям пункту 2 статьи 35 и пункту 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации. Заявитель не обосновал, что весь испрашиваемый земельный участок, необходим для эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимости;
к заявлению не приложена копия документа, удостоверяющего личность заявителя, являющегося представителем юридического лица (копия паспорта Шкрябина А.Б., заверенная надлежащим образом); из приложенных документов не представляется возможным установить, является ли в настоящее время Шкрябин А.Б. генеральным директором общества; также из документов не усматривается, что объекты недвижимости приобретены обществом из муниципальной собственности, так как основанием для государственной регистрации права собственности явилось решение Октябрьского районного суда г. Краснодара.
Общество, полагая, что отказ департамента в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность не соответствует закону и нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам и юридическим лицам - собственникам зданий, строений, сооружений предоставленное исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права их аренды.
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные в статье 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление земельных участков, в месячный срок со дня поступления заявления о приобретении прав на земельный участок принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности и в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Данный перечень утвержден Приказом Минэкономразвития N 475.
Однако, как следует из материалов дела, вопреки требованиям указанного перечня общество не представило вместе с заявлением необходимые документы, а именно документ, удостоверяющий личность представителя юридического лица в соответствии с требованиями пункта 1 названного приказа, а также документы, свидетельствующие о том, что объекты недвижимости, расположенные на испрашиваемом земельном участке, приобретены заявителем из государственной или муниципальной собственности (пункт 7 Приказа Минэкономразвития N 475).
При этом исполнительные органы, рассматривающие соответствующее заявление, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов (пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Доводы жалобы о том, что исполнительный орган юридического лица не является его представителем в соответствии со статьей 53 Гражданского кодекса Российской Федерации, а поэтому нет необходимости представлять копию документа, удостоверяющего личность, были предметом оценки судов и правомерно отклонены со ссылкой на то, что удостоверение личности и удостоверение наличия полномочий представляют собой различные юридические действия, имеющие разные цели.
Кроме того, заявителем испрашивался земельный участок на условиях, предусмотренных абзацем 7 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", то есть по цене в размере 2,5 % кадастровой стоимости участка в связи с приобретением расположенных на нем объектов недвижимости из муниципальной собственности. Однако документы, свидетельствующие о приобретении заявителем недвижимого имущества из муниципальной собственности, не представлены. Основанием для регистрации права собственности общества на имущество явились решение Октябрьского районного суда г. Краснодара от 16.11.2006 и определение Октябрьского районного суда г. Краснодара от 23.04.2007, которые департаменту не представлены (т. 1, л. д. 116 - 126). В договоре купли-продажи объектов недвижимости от 03.12.1992 и акте оценки имущества по состоянию на 01.01.1991 не содержится перечень приобретаемых обществом зданий, строений, сооружений (т. 1, л. д. 156 - 159).
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что у департамента отсутствовали основания для предоставления обществу в собственность за льготную плату земельного участка кадастровым номером 23:42:0302004:114 площадью 34 549 кв. м, расположенного по адресу: г. Ейск, ул. Мичурина, 16.
Следовательно, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебных актов. Доводам, изложенным в жалобе, суды дали надлежащую правовую оценку.
Нормы права при разрешении спора применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.07.2012 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2012 по делу N А32-1933/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.П. Назаренко |
Судьи |
Л.Н. Плотникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.