Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Дошкольное, общее и дополнительное образование
По состоянию на 1 января 2023 г. в районе функционируют 23 муниципальных дошкольных образовательных организации с контингентом 2204 человек и групп кратковременного пребывания с контингентом 90 человек. Охват детей дошкольным образованием составляет 68,8%.
В целях обеспечения доступности дошкольного образования для всех категорий граждан развивается сеть образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, за счет строительства новых зданий, эффективного использования имеющихся площадей.
За последние 9 лет в районе построено 5, реконструировано 1, капитально отремонтировано 10 дошкольных образовательных организаций.
Однако 1058 детей в возрасте 0 - 7 лет не охвачено услугами дошкольного образования.
На сегодняшний день главная задача, которая стоит перед нами - это активное внедрение вариативных форм дошкольного образования. Основной акцент необходимо сделать на создании групп кратковременного пребывания, открытие группы "Выездной воспитатель" в сельских поселениях, где проживают дети дошкольного возраста, но нет детских садов.
Рузаевский муниципальный район с 2011 года участвует в реализации проекта модернизации системы общего образования. В ходе реализации вышеуказанного проекта значительно повышена готовность общеобразовательных организаций к введению и реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего и среднего общего образования (включая нормативное и финансовое обеспечение введения в основную образовательную программу занятий по внеурочной деятельности).
С 2009 года 100% муниципальных общеобразовательных организаций переведены на принципы нормативного подушевого финансирования и новую систему оплаты труда, ориентированную на результат, направленную на повышение доходов учителей.
Введение нормативного подушевого финансирования способствовало доведению средств непосредственно в общеобразовательные организации и их эффективному использованию. Каждый учащийся дает школе дополнительные средства, достаточный фонд оплаты труда не только для выплаты гарантированной части заработной платы, но и стимулирующих выплат.
Оптимизированы сеть, штатные расписания образовательных организаций. Достигнута наполняемость классов в общеобразовательных организациях: в городской местности - до 25 человек, в сельской местности - до 8,94 человека.
Соблюдается принцип государственно-общественного управления в деятельности образовательных организаций. 100% общеобразовательных организаций имеют органы государственно-общественного управления.
С 1 сентября 2022 года 1-е и 5-е классы школ перешли на обновленные федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования.
В ходе модернизации общего образования значительно улучшены инфраструктура, материально-техническое оснащение общеобразовательных организаций в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
Проект модернизации системы общего образования позволил увеличить количество автоматизированных рабочих мест учителя, обеспечить их интерактивными пособиями и учебным оборудованием для проведения практических работ в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. 70% учащихся начальной школы обучаются в современных условиях.
Участие в национальном проекте "Образование" позволило обновить материально-техническую базу на сумму свыше миллиона рублей в школах N 5, 9, 10, 17 для формирования у обучающихся современных цифровых навыков. В школе N 7 и Приреченской школе открылись новые центры образования естественно-научной и технологической направленности "Точка роста". гимназия N 1, лицей N 4, Левженская и Пайгармская школы вошли в этот проект. Ещё 4 школы запланированы на 2023 год.
В рамках проекта "Цифровая образовательная среда" в четыре школы (N 5, N 9, N 10, N 17) поставлено оборудование.
Участником федеральной программы в 2022 году является средняя школа N 5.
В 2023 году в рамках данной программы будет отремонтировано еще три школы: МБОУ "СОШ N 7", МБОУ "Трускляйская СОШ", МБОУ "Тат-Пишленская СОШ".
Решена проблема обеспечения 100% учащихся школ бесплатными учебниками.
Повышена транспортная доступность образовательных услуг современного качества для учащихся школ, расположенных в сельской местности.
Продолжается работа по обеспечению безопасности образовательных организаций за счет оснащения современными средствами пожаротушения и совершенствования школьных коммуникаций, ввода механизмов энергосбережения.
Увеличилась доля образовательных организаций, реализующих программы инклюзивного образования. Однако еще далеко не во всех организациях детям с ограниченными возможностями здоровья обеспечивается необходимый уровень психолого-медико-социального сопровождения.
Возможность получения дополнительного образования детьми обеспечивается организациями, подведомственными органам управления в сфере образования. В утвержденных федеральных государственных образовательных стандартах общего образования дополнительное образование присутствует как обязательный компонент обучения.
В системе образования сеть организаций дополнительного образования представлена 3 (тремя) организациями, в которых занимаются более 6816 воспитанников в возрасте от 5 до 18 лет.
В соответствии с общими приоритетными направлениями совершенствования системы дополнительного образования в Российской Федерации, закрепленными, в частности, Концепцией развития дополнительного образования детей в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 N 1726-р, Федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642, Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761, в целях обеспечения равной доступности качественного дополнительного образования для детей Рузаевского муниципального района реализуется система персонифицированного финансирования дополнительного образования, подразумевающая предоставление детям именных сертификатов дополнительного образования. Реализуемый финансово-экономический механизм позволяет всем организациям, в том числе не являющимся муниципальными учреждениями, имеющим лицензию на ведение образовательной деятельности, получить равный доступ к бюджетному финансированию. С целью обеспечения использования именных сертификатов дополнительного образования Управление образования Администрации Рузаевского муниципального района руководствуется региональными правилами персонифицированного финансирования дополнительного образования детей и ежегодно принимает программу персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Рузаевском муниципальном районе.
Помимо реализуемого механизма персонифицированного финансирования в Рузаевском муниципальном районе реализуется механизм персонифицированного учета детей, получающих дополнительное образование за счет средств бюджетов различных уровней, которые в совокупности создают систему персонифицированного дополнительного образования.
Таким образом, в целом в масштабах района обеспечен высокий уровень доступности образования на всех уровнях: раннее развитие, дошкольное образование, непрерывное образование. Растет внимание к возможностям этих сфер в социализации подрастающего поколения, для удовлетворения потребностей граждан и развития человеческого потенциала.
Вместе с тем негативные тенденции в подростковой и молодежной среде продолжают иметь место и свидетельствуют о необходимости усиления участия образования в решении задач воспитания, формирования социальных компетенций и гражданских установок.
Одним из важнейших направлений деятельности на сегодняшний день является профилактика социального сиротства.
В настоящее время в районе разработан и успешно реализуется комплекс мер, направленный на устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на различные формы семейного воспитания, как приоритетного направления в решении проблем социального сиротства. Совершенствуются и предпринимаются все методы сохранения ребенка в кровной семье. Специалистами отдела опеки и попечительства несовершеннолетних проводится большая работа с приемными семьями. Ежеквартально проходят заседания Клуба с целью выявления трудностей, с которыми встречаются приемные родители в воспитании детей, решение данных проблем, а также обмен опытом между приемными родителями.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.