Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
Департамента
социального развития
Тюменской области
от 10.02.2023 N 5-р
Положение
о технологии социального обслуживания "Школа ухода"
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о технологии социального обслуживания "Школа ухода" (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15.12.2022 N 781 "О реализации в отдельных субъектах Российской Федерации в 2023 году Типовой модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе", Законом Тюменской области от 02.12.2014 N 108 "О перечне социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг", постановлением Правительства Тюменской области от 03.10.2014 N 510-п "Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Тюменской области" (далее - постановление N 510-п).
1.2. Положение определяет порядок реализации технологии социального обслуживания "Школа ухода" в рамках реализации пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами (далее - технология "Школа ухода", Школа ухода).
1.3. Реализация технологии осуществляется:
а) территориальными управлениями (отделами) социальной защиты населения (далее - Управления);
б) организациями социального обслуживания, включенными в Реестр поставщиков социальных услуг Тюменской области (далее - поставщики социальных услуг).
1.4. Понятия, используемые в настоящем Положении:
а) Школа ухода - технология реализации срочной социальной услуги "Обучение лиц, осуществляющих уход за гражданами, полностью или частично утратившими способность либо возможность к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, обеспечению основных жизненных потребностей, практическим навыкам общего ухода за такими гражданами".
б) получатели социальных услуг по технологии (далее - получатели социальных услуг) - лица из числа ближайшего окружения, осуществляющие уход за гражданами, полностью или частично утратившими способность к самообслуживанию, передвижению, обеспечению основных жизненных потребностей (за исключением лиц, осуществляющих уход в рамках профессиональной деятельности), на основе родственных, соседских или дружеских связей и нуждающиеся в оказании срочной социальной услуги, указанной в подпункте "а" настоящего пункта;
в) специалисты Школы ухода - сотрудники поставщика социальных услуг, имеющие необходимые знания и опыт работы, прошедшие необходимую подготовку, иные специалисты, имеющие соответствующие знания, привлекаемые к работе Школы ухода в рамках соглашений (договоров) о сотрудничестве, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия.
1.5. Основными целями деятельности Школы ухода посредством обучения граждан, осуществляющих уход, практическим навыкам ухода являются:
а) достижение оптимально возможного уровня качества жизни и социальной адаптации граждан с ограничениями жизнедеятельности в привычной для них домашней обстановке в окружении семьи;
б) предотвращение развития у человека осложнений, связанных с неправильным уходом;
в) снижение связанной с уходом социально-психологической напряженности в семье.
1.6. Основными задачами Школы ухода являются:
а) обучение получателей социальных услуг навыкам и особенностям ухода за людьми с различными дефицитами самообслуживания, навыкам самоухода и самообслуживания;
б) обучение получателей социальных услуг правильному использованию технических и вспомогательных средств ухода и реабилитации;
в) обучение получателей социальных услуг приемам организации домашнего пространства для его адаптации под нужды граждан, нуждающихся в уходе;
г) обучение получателей социальных услуг приемам формирования безопасной, комфортной среды проживания для граждан, нуждающихся в уходе и создания благоприятной атмосферы в семье;
д) обучение получателей социальных услуг методам альтернативной и дополнительной коммуникации (при наличии специалиста, обладающего соответствующими компетенциями, либо в рамках партнерства со сторонними организациями или межведомственного взаимодействия);
е) информирование и консультирование по вопросам реабилитации (при наличии специалиста, обладающего соответствующими компетенциями, либо в рамках партнерства со сторонними организациями или межведомственного взаимодействия);
ж) оказание психологической поддержки получателям социальных услуг;
з) информирование о видах и формах социальной помощи, обеспечение взаимодействия с организациями социального обслуживания, медицинскими и общественными организациями.
1.7. Информирование населения о реализации технологии осуществляется Управлениями, поставщиками социальных услуг с использованием электронной или телефонной связи, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", иными общедоступными способами.
1.8. Межведомственное взаимодействие при реализации технологии осуществляется на основании соглашений (договоров) о сотрудничестве.
При осуществлении межведомственного взаимодействия в целях обеспечения согласованности действий, оказания помощи по возникающим вопросам, планирования совместной деятельности при необходимости привлекаются территориальные межведомственные комиссии по вопросам социальной поддержки граждан пожилого возраста и ветеранов в Тюменской области.
Обмен информацией осуществляется с соблюдением конфиденциальности персональных данных граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.9. Контроль за предоставлением отчетной информации о реализации технологии на территории муниципального образования осуществляет соответствующее Управление.
2. Порядок и условия организации деятельности Школы ухода
2.1. Школа ухода создается, реорганизуется и ликвидируется приказом руководителя поставщика социальных услуг.
2.2. Приказом о создании Школы ухода утверждается Положение о ней (далее - Положение о Школе ухода), разработанное на основе настоящего Положения. Приказом также утверждается тематическое содержание консультаций, занятий, назначается ответственный за организацию работы Школы ухода.
2.3. Формирование состава специалистов Школы ухода осуществляется в соответствии с выявленной потребностью получателей социальных услуг, проживающих в соответствующем населенном пункте (районе), а также с учетом наличия необходимых специалистов в муниципальном образовании.
2.4. В рамках реализации технологии осуществляются следующие мероприятия (в очной и заочной, индивидуальной и групповой формах):
а) групповое занятие (в соответствии с программой занятий поставщика социальных услуг, продолжительность занятия 45 минут), предполагающее проведение занятий по запланированным темам для группы слушателей, сформированной с учетом специфики заболевания гражданина, нуждающегося в уходе, потребностей участников группы;
б) индивидуальное занятие (продолжительность занятия не более 1,5 часов);
в) выездная индивидуальная консультация на дому (продолжительность не более 1,5 часов);
г) дистанционная индивидуальная консультация по телефону, электронной почте, видеосвязи, через сайт (при необходимости).
Тематическое содержание консультаций, занятий по мероприятиям "Школы ухода" формируются поставщиком социальных услуг на основе рекомендуемых тем, планов, методических материалов, разработанных АУ СОН ТО и ДПО "Региональный центр активного долголетия, геронтологии и реабилитации".
2.5. Организует и координирует Школу ухода ответственный за реализацию технологии Школа ухода (далее - организатор Школы ухода), назначаемый приказом руководителя поставщика социальных услуг.
2.6. Организатор Школы ухода:
2.6.1. Проводит работу по подбору кадров для консультирования, проведения занятий в Школе ухода, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия, партнерства.
2.6.2. Составляет графики работы специалистов Школы ухода.
2.6.3. Составляет тематическое содержание консультаций, занятий Школы ухода, в том числе на основе изучения потребностей слушателей.
2.6.4. Организует материально-техническое, методическое обеспечение мероприятий Школы ухода.
2.6.5. Организует информационную работу по привлечению потенциальных получателей социальных услуг Школы ухода.
2.6.6. Ведет учетно-отчетную документацию о деятельности Школы ухода.
2.6.8. Организует взаимодействие с региональным координационным центром, территориальным координационным центром, организациями социального обслуживания и медицинскими организациями с целью оперативного получения информации о потребностях лиц, осуществляющих уход, в обучении в Школе ухода, а также при необходимости передачи информации о состоянии граждан, за которыми осуществляют уход получатели социальных услуг.
2.7. Школа ухода должна быть:
2.7.1. Обеспечена учебно-методическими материалами.
2.7.2. Оборудована набором технических средств реабилитации (далее - ТСР), необходимых при наиболее распространенных ограничениях в самообслуживании. Примерный перечень необходимых ТСР и оборудования для отработки практических навыков ухода приведен в приложении N 1 к настоящему Положению.
2.7.3. Обеспечена расходными материалами, позволяющими получить навыки безопасного и эффективного ухода за гражданином, нуждающимся в уходе. Примерный перечень расходных материалов приведен в приложении N 2 к настоящему Положению.
2.8. Контроль за реализацией технологии Школа ухода осуществляет руководитель поставщика социальных услуг.
3. Порядок и условия предоставления услуг в рамках технологии "Школа ухода"
3.1. Предоставление срочной социальной услуги, указанной в подпункте "а" пункта 1.4. настоящего Положения, в рамках реализации технологии "Школа ухода" осуществляется в соответствии с постановлением N 510-п на основании заявления о предоставлении срочных социальных услуг по форме, утвержденной распоряжением Департамента социального развития Тюменской области от 08.02.2017 N 6-р "Об утверждении Порядка проведения оценки условий жизнедеятельности гражданина, Типового положения о Комиссии по определению индивидуальной нуждаемости граждан в предоставлении социальных услуг".
Срочная социальная услуга, указанная в подпункте "а" пункта 1.4. настоящего Положения, в рамках технологии "Школа ухода" предоставляется в соответствии со стандартами срочных социальных услуг, установленными постановлением N 510-п (далее - стандарты социальных услуг).
Учет срочной социальной услуги, оказанной в рамках технологии "Школа ухода", осуществляется в соответствии с приказом Департамента социального развития Тюменской области от 22.07.2022 N 305-п "Об утверждении Порядка учета социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг, и признании утратившими силу некоторых приказов".
Заинтересованные сотрудники поставщика социальных услуг и (или) медицинской организации также могут являться слушателями групповых занятий Школы ухода, при этом данная категория слушателей не учитывается поставщиком социальных услуг в качестве получателей социальных услуг.
3.2. Получателям социальных услуг по технологии "Школа ухода" срочная социальная услуга, указанная в подпункте "а" пункта 1.4. настоящего Положения, предоставляется бесплатно в объемах, определенных стандартом социальной услуги.
3.3. Подтверждением предоставления срочной социальной услуги, указанной в подпункте "а" пункта 1.4. настоящего Положения, является акт о предоставлении срочных социальных услуг, содержащий сведения о получателе и поставщике этих услуг, видах предоставленных срочных социальных услуг, сроках, дате и об условиях их предоставления, составленный по форме, утвержденной распоряжением Департамента социального развития Тюменской области от 08.02.2017 N 6-р "Об утверждении Порядка проведения оценки условий жизнедеятельности гражданина, Типового положения о Комиссии по определению индивидуальной нуждаемости граждан в предоставлении социальных услуг". Акт о предоставлении срочных социальных услуг подтверждается подписью их получателя. Подтверждением предоставления срочных социальных услуг с использованием электронной или телефонной связи, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" является журнал учета предоставления срочных социальных услуг, предоставленных с использованием электронной или телефонной связи, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4. Контроль и оценка реализации технологии
4.1. Контроль за предоставлением срочной социальной услуги, указанной в подпункте "а" пункта 1.4. настоящего Положения, осуществляется Управлением ежегодно в ходе выборочной проверки документации, которая ведется в Школе ухода, поставщиком социальных услуг - в рамках проведения внутреннего контроля, а также на основании обращений, жалоб получателей социальных услуг.
4.2. Контроль за реализацией настоящего Положения осуществляет Департамент социального развития Тюменской области.
4.3. Оценка результатов межведомственного взаимодействия осуществляется в рамках деятельности территориальных комиссий по вопросам социальной поддержки граждан пожилого возраста и ветеранов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.