Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 22 августа 2002 г. N КА-А40/5498-02
ООО РСП "Жилсервис" обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительным решения Инспекции МНС РФ N 29 по ЗАО Москвы N 13-17-47 от 08.02.2002 года.
Третьим лицом к участию в деле привлечен Общероссийский независимый профсоюз работников организаций торговли и услуг "Перспектива".
Решением Арбитражного суда Москвы от 25.04.2002 г. в иске отказано. Постановлением апелляционной инстанции от 24.06.2002 г. решение суда оставлено без изменения.
На судебные акты истцом заявлена кассационная жалоба, в которой истец просит их отменить и вынести новое решение.
В судебном заседании представитель заявителя доводы жалобы поддержал. Представитель ответчика на заседание суда не явился, отзыв не представил. Представитель 3-го лица поддержал доводы кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судом, ИМНС РФ N 39 по ЗАО Москвы проведена выездная налоговая проверка ООО РСП "Жилсервис" по вопросам правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления подоходного налога на доходы физических лиц, единого социального налога, отчислений во внебюджетные фонды за период 1999-2001 г.г..
Проверкой установлено, что ООО РСП "Жилсервис" перечисляло страховые взносы в ФСС через Общероссийский независимый профсоюз РОТУ "Перспектива", который не относится к исполнительным органом ФСС и не уполномочен Правительством РФ осуществлять государственное социальное страхование населения.
По результатам проверки, решением истец привлечен к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога, начислены задолженность по уплате взносов по обязательному государственному социальному страхованию в сумме 43 845 руб., пени в сумме 19 558 руб.
Отказывая в признании недействительным оспариваемого решения налогового органа, суд исходя из положений ст. 13 ФЗ РФ "Об основах обязательного социального страхования", ст. 13, 25 НК РФ, признал его соответствующему действующему законодательству, поскольку пришел к выводу о том, что перечисленные истцом суммы в ОНП РОТУ "Перспектива", не относящемуся к исполнительным органам ФСС и не уполномоченному Правительством РФ осуществлять обязательное государственное социальное страхование, не являются взносами на обязательное государственное страхование.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, кассационная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
В соответствии с Федеральным законом от 24.06.99 N 1654-ФЗ "Об обязательном социальном страховании", Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.94 г. N 101 (Положение о ФСС РФ), Фонд социального страхования РФ является единственным страховщиком по государственному социальному страхованию, отнесен к специализированному финансово-кредитному учреждению при Правительстве Российской Федерацией (п. 1 Положения), осуществляющему управление средствами государственного социального страхования Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Федерального закона от 24 июня 1999 г. следует читать "N 165-ФЗ"
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.93 г. N 1094 "Вопросы Фонда социального страхования Российской Федерации" платежи по государственному социальному страхованию производятся юридическими лицами путем перечисления их на единый текущий счет ФСС России в установленном порядке. На момент возникновения спорных правоотношений этот порядок определялся Инструкцией N 162/87/07-1-07, утвержденной 02.10.96 г. ФСС России по согласованию с Центральным Банком Российской Федерации, и предусматривал обязательное для организаций независимо от их организационно-правовых форм регистрацию в качестве страхователя в исполнительном органе ФСС Росси (п. 1), а так же уплату страховых взносов, производимую страхователем-организацией ежемесячно путем перечисления соответствующих сумм на транзитные счета по социальному страхованию исполнительных органов Фонда (п.п. 2.10., 2.11).
Довод заявителя об отсутствие у него задолженности перед ФСС РФ по уплате страховых взносов в связи с перечислением этих взносов в Фонд через ОНП РОТУ "Перспектива" и ссылка на положения Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", в том числе на пункт 3 ст. 15 не состоятельны, так как расширительное толкование заявителем положений этого закона не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права, регламентирующих порядок начисления и уплаты страховых взносов.
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 22.11.97 N 1471 "О некоторых мерах по упорядочению выплат за счет средств государственного социального страхования Российской Федерации" перечисление в качестве взносов денежных средств, начисленных по тарифу, установленному законодательством для уплаты страховых взносов в ФСС РФ, в организации, которые не являются исполнительными органами этого Фонда, не засчитывается в счет уплаты взносов по государственному социальному страхованию, а организация их перечислившаяся имеет задолженность по уплате страховых взносов в ФСС РФ.
Не состоятельна и ссылка в жалобе на п. 1 ст. 25 НК РФ, в соответствии с которой прием средств от плательщиков в уплату налогов и сборов осуществляется государственными и иными уполномоченными органами в установленных названным Кодексом в случаях. Деятельность ОНП РОТУ "Перспектива" по сбору страховых взносов не основана на положениях действующего законодательства.
Согласно ст. 13 ФЗ РФ от 16.07.99 г N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" обязательное социальное страхование осуществляют только страховщики, создаваемые Правительством РФ в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, т.е. государственные внебюджетные фонды, к которым отнесен, в силу ст. 144 Бюджетного кодекса РФ Фонд социального страхования Российской Федерации.
В связи с установлением иного порядка управления государственным социальным страхованием не подлежит применению и ст. 226 КзоТ РФ, положения которой утратили юридическую силу. По этому ссылка заявителя на неправильное применение судом этой нормы Закона, неправомерна.
Подлежит отклонению и довод заявителя о том, что суд не учел указаний, изложенных в письмах ФСС РФ от 22.03.01 и 23.03.01 NN 02-08/06711 П, СА-6-07/231, поскольку эти указания разъясняют порядок завершения расчетов по страховым взносам и другим платежам в государственные социальные внебюджетные фонды плательщиков указанных в пункте 10 распоряжения Правительства РФ от 16.10.2000 года N 1465-Р.
Согласно ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, подлежащие уплате в установленном законом порядке. Не исполнение данной обязанности в силу п. 4 ст. 45 этого же Кодекса влечет применение мер принудительного исполнения обязанности по уплате налогов и сборов и является основанием для привлечения к налоговой ответственности.
Довод жалобы о том, что судом не были учтены ст. 100 и ст. 70 НК РФ кассационной жалобой не принимаются, т.к. заявитель ошибочно полагает о том, что они упоминают о давностном сроке обнаружения правонарушения.
Руководствуясь ст. 171, ст. 174-177 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации, суд постановил:
решение от 25 апреля 2002 г. и постановление апелляционной инстанции от 24 июня 2002 г. Арбитражного суда Москвы по делу N А40-9179/02-107101 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО РСП "Жилсервис" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 22 августа 2002 г. N КА-А40/5498-02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании