Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу департамента
гражданской защиты и пожарной безопасности
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 9 февраля 2023 г. N 14
Положение
о системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" на территории Ямало-Ненецкого автономного округа
I. Общие положения
1.1. Положение о системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Положение, Система-112, автономный округ) разработано в соответствии с:
- Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
- Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных";
- Федеральным законом от 30 декабря 2020 года N 488-ФЗ "Об обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 488-ФЗ);
- Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2010 года N 1632 "О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 года N 334 "О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2021 года N 1453 "Об утверждении перечня экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2021 года N 1931 "Об утверждении обязательных требований к организации и функционированию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", в том числе порядка и сроков осуществления приёма, обработки и передачи вызовов по единому номеру "112" диспетчерским службам";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 года N 2071 "Об утверждении Правил взаимодействия сил и средств систем обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112";
- постановлением Правительства автономного округа от 30 октября 2018 года N 1092-П "Об утверждении регламента информационного взаимодействия подведомственных дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб с операторским персоналом системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Ямало-Ненецком автономном округе";
- ГОСТ Р 22.7.03-2021. "Национальный стандарт Российской Федерации. "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112". Общие требования", утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 сентября 2021 года N 949-ст;
1.2. Положение определяет назначение, цели, задачи, структуру, порядок функционирования и развития Системы-112 в автономном округе.
II. Основные сокращения и понятия
2.1. В Положении используются следующие сокращения:
IVR |
- интерактивная информационно-справочная система голосового автоответчика |
АРМ |
- автоматизированное рабочее место |
АЦ |
- административный центр |
ДДС |
- дежурно-диспетчерская служба |
БД |
- база данных |
ГЛОНАСС |
- глобальная навигационная спутниковая система Российской Федерации |
ЕДДС |
- единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования |
КСА |
- комплекс средств автоматизации |
РСЧС |
- единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций |
РЦОВ |
- резервный центр обработки вызовов |
СМС |
- короткое текстовое сообщение |
СПО |
- специализированное программное обеспечение |
ТП |
- территориальная подсистема |
ЦОВ |
- объект Системы-112, обеспечивающий круглосуточный приём вызовов, обработку и передачу в ДДС информации (о происшествиях или ЧС) для организации реагирования, в том числе экстренного |
ЦОВ АЦ |
- центр обработки вызовов, развернутый в административном центре автономного округа |
ЦОВ ЕДДС |
- центр обработки вызовов, развернутый на базе единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования автономного округа |
ЦУКС |
- Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по автономному округу |
ЧС |
- чрезвычайная ситуация |
ЭОС |
- экстренная оперативная служба |
ЭРА-ГЛОНАСС |
- федеральная государственная территориально распределенная автоматизированная информационная система экстренного реагирования при авариях, обеспечивающая оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации. |
2.2. В целях реализации Положения применяются следующие понятия:
вызов - вызов ЭОС по единому номеру "112" (сообщение о происшествии или ЧС), поступление в Систему-112 информации, включая телефонные вызовы и СМС, а также сигналы от установленных на контролируемых стационарных и подвижных объектах датчиков, требующей организации реагирования ЭОС и (или) оказания психологической и (или) информационно-справочной поддержки лицам, обратившимся по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности, предотвращения угроз жизни и (или) здоровью людей, сохранности имущества, а также предотвращения материального ущерба;
децентрализованная схема приёма и обработки вызовов - организация функционирования Системы-112, при которой приём и обработка вызовов осуществляются операторским персоналом ЦОВ ЕДДС, ЦОВ АЦ (РЦОВ);
единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования - орган повседневного управления муниципального звена ТП РСЧС, обеспечивающий деятельность органов местного самоуправления в автономном округе в области защиты населения и территорий от ЧС, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации ЧС, осуществления обмена информацией и оповещения населения при угрозе или возникновении ЧС;
IVR - система, предназначенная для получения заявителем информации по телефону в соответствии с темой запроса без участия операторского персонала Системы-112, которая представляет собой программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий возможность построения многоуровневых голосовых меню для предоставления различных информационно-справочных сервисов;
информационное взаимодействие - обмен информацией о происшествии или ЧС в автоматизированном режиме с использованием средств идентификации и аутентификации, в результате применения которых однозначно определяются (идентифицируются) участники взаимодействия, их правомочность, дата и время осуществления взаимодействия, а также гарантируется идентичность информации, отправленной одним участником взаимодействия и полученной другим;
надежность функционирования Системы-112 - свойство Системы-112 сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих ее способность выполнять требуемые функции в соответствии с проектно-технической документацией и настоящим документом;
операторский персонал Системы-112 - сотрудник (сотрудники) Системы-112, входящий (входящие) в состав персонала ЦОВ ЕДДС и ЦОВ АЦ (РЦОВ), осуществляющий (осуществляющие) приём, обработку и передачу вызовов (сообщений о происшествии);
передача карточки происшествия операторским персоналом Системы-112 в диспетчерские службы - извещение соответствующей диспетчерской службы о создании относящейся к ее компетенции карточки происшествия или внесении в неё изменений посредством функционала СПО Системы-112;
резервный центр обработки вызовов - объект Системы-112, функционирующий на территории автономного округа, дублирующий функции ЦОВ АЦ в целях обеспечения надежности функционирования Системы-112 в различных режимах работы;
Система-112 - система, объединяющая силы и средства, предназначенные для обеспечения вызова по единому номеру "112" на территории автономного округа и информационного взаимодействия органов повседневного управления РСЧС, а также диспетчерских служб, функционирующая на основании нормативного правового акта исполнительного органа автономного округа, уполномоченного на решение задач в области организации, функционирования и развития Системы-112;
карточка происшествия - унифицированная карточка информационного обмена, формализованный документ базы данных Системы-112, автоматически формируемый в электронном виде с присвоением уникального номера при обращении пользователя услугами связи в Систему-112 (далее - заявитель), доступ к которому имеют все ДДС, привлекаемые к реагированию, а также ЕДДС, в зоне ответственности которых организовано реагирование;
уполномоченный орган - департамент гражданской защиты и пожарной безопасности автономного округа;
экстренное реагирование - осуществление ЭОС и организациями, указанными в статье 7 Федерального закона N 488-ФЗ, незамедлительных и согласованных действий по уточнению и анализу обстановки, принятию решений и использованию соответствующих сил и средств для предотвращения или ликвидации происшествий или ЧС;
экстренные оперативные службы - службы или организации, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи, перечень которых определяется Постановлением об ЭОС, имеющие силы и средства постоянной готовности, предназначенные для экстренного или неотложного реагирования на вызовы.
III. Назначение и цели Системы-112
3.1. Система-112 представляет собой совокупность сил и средств, предназначенных для обеспечения вызова по единому номеру "112" на территории автономного округа, информационного взаимодействия между её участниками и предназначена для информационного обеспечения ЕДДС, экстренных оперативных служб, а также других участников Системы-112 автономного округа.
3.2. Основными целями Системы-112 являются:
а) организация вызова экстренных оперативных служб по принципу "одного окна";
б) организация комплекса мер, обеспечивающих ускорение реагирования и улучшение взаимодействия экстренных оперативных служб при вызовах (сообщениях о происшествиях).
IV. Задачи Системы-112
Система-112 предназначена для решения следующих основных задач:
а) приём и обработка вызовов (сообщений о происшествиях) по номеру "112";
б) получение от операторов связи сведений о местонахождении лица, обратившегося по номеру "112", и (или) абонентского устройства, с которого был осуществлен вызов (сообщение о происшествии), а также иных данных, необходимых для обеспечения реагирования по вызову (сообщению о происшествии);
в) анализ поступающей информации по вызову (сообщению о происшествии);
г) направление информации о происшествиях, в том числе вызовов (сообщений о происшествиях), в ДДС ЭОС в соответствии с их компетенцией для организации экстренного реагирования, в том числе находящимся на территориях иных субъектов Российской Федерации;
д) оказание психологической и (или) информационно-справочной поддержки лицам, обратившимся по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности, предотвращения угроз жизни ли здоровью, сохранности имущества, а также предотвращения материального ущерба;
е) автоматизированное восстановление соединения с пользовательским (оконечным) оборудованием лица, обратившегося по номеру "112", в случае внезапного прерывания соединения;
ж) регистрация всех входящих и исходящих вызовов (сообщений о происшествиях) по номеру "112";
з) ведение базы данных об основных характеристиках происшествий, о начале, завершении и основных результатах экстренного реагирования на полученные вызовы (сообщения о происшествиях);
и) организация приёма вызовов (сообщений о происшествиях) на иностранных языках (английском, немецком, испанском, французском, китайском), а также на языках коренных малочисленных народов Севера, проживающих в автономном округе (ненецком, селькупском, хантыйском).
V. Структура и функциональный состав Системы-112
5.1. Система-112 является децентрализованной, территориально-распределенной автоматизированной информационно-управляющей системой, функционирующей на региональном и муниципальных уровнях в границах автономного округа.
Региональный уровень состоит из основного и резервного центров обработки вызовов, предназначенных для обеспечения приема вызовов от населения автономного округа по единому номеру "112" в случаях выхода из строя или невозможности принятия вызовов ЕДДС муниципального образования, централизованного хранения информации Системы-112, организации технической поддержки оборудования Системы-112, взаимодействия с ЕДДС муниципальных образований в автономном округе и ДДС ЭОС в рамках Системы-112.
Муниципальный уровень состоит из ЕДДС муниципальных образований в автономном округе, предназначенных для обеспечения приема вызовов от населения, находящегося на территории муниципального образования в автономном округе, а также ДДС ЭОС.
Информационное взаимодействие УМВД России по автономному округу и подчиненных территориальных органов МВД России на районном уровне с Системой-112 осуществляется через сервис обеспечения деятельности дежурных частей единой системы информационного-аналитического обеспечения деятельности МВД России.
Система-112 взаимодействует с автоматизированными системами:
ЭРА-ГЛОНАСС;
сервисом обеспечения деятельности дежурных частей единой системы информационного-аналитического обеспечения деятельности МВД России;
многоуровневой навигационно-информационной системой мониторинга транспортных средств МЧС России на базе использования системы ГЛОНАСС;
Государственной информационной системой здравоохранения автономного округа;
системой обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" на территории Архангельской области;
системой обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" на территории Ненецкого автономного округа;
системой обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Республике Коми;
системой обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре;
системой обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" на территории Красноярского края.
5.2. Система-112 состоит из следующих основных подсистем:
а) телекоммуникационная подсистема, обеспечивающая прохождение вызовов (сообщений о происшествиях), включая телефонные вызовы и короткие текстовые сообщения (СМС), от пользователей (абонентов) сетей фиксированной или подвижной радиотелефонной связи в Систему-112, а также прохождение вызова (сообщения о происшествии) от Системы-112 в ДДС соответствующих ЭОС;
б) информационно-коммуникационная подсистема, обеспечивающая хранение и актуализацию баз данных, обработку информации о полученных вызовах (сообщениях о происшествиях) и возможность получения информации о происшествии из архива в оперативном режиме, а также информационно-аналитическую поддержку принятия решений по экстренному реагированию на принятые вызовы (сообщения о происшествиях) и планированию мер реагирования. В состав указанной подсистемы входят ЦОВ, в которых производится прием и обработка вызовов (сообщений о происшествиях), поступающих в Систему-112;
в) подсистема консультативного обслуживания, предназначенная для оказания информационно-справочной помощи лицам, обратившимся по номеру "112", по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности;
г) геоинформационная подсистема, отображающая на основе электронных карт природно-географические, социально-демографические, экономические и другие характеристики территории, местонахождение лица, обратившегося по номеру "112", и (или) абонентского устройства, с которого осуществлен вызов (сообщение о происшествии), место происшествия, а также местонахождение транспортных средств экстренных оперативных служб, привлеченных к реагированию на происшествие;
д) подсистема мониторинга, предназначенная для приема и обработки информации и сигналов, поступающих от датчиков, установленных на контролируемых стационарных и подвижных объектах, в том числе от автомобильных терминалов ЭРА-ГЛОНАСС и терминалов ГЛОНАСС/GPS, установленных на транспортных средствах экстренных оперативных служб, привлеченных к реагированию на происшествие, и транспортных средствах, перевозящих опасные грузы;
е) подсистема обеспечения информационной безопасности, предназначенная для защиты информации и средств ее обработки в Системе-112.
5.3. Система-112 обеспечивает информационное взаимодействие между ЦОВ ЕДДС, ЦОВ АЦ (РЦОВ), ЦУКС, ЕДДС муниципальных образований в автономном округе и ДДС ЭОС, перечень которых определен постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2021 года N 1453 "Об утверждении перечня экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами", а именно:
а) службы пожарной охраны;
б) службы реагирования в чрезвычайных ситуациях;
в) полиции;
г) службы скорой медицинской помощи;
д) аварийной службы газовой сети;
е) службы "Антитеррор".
5.4. Уполномоченный орган на региональном уровне, а также органы местного самоуправления муниципальных образований на муниципальном уровне, исходя из местных условий, вправе самостоятельно определять организации, которым наряду с ДДС, указанными в пункте 5.3. настоящего Положения, необходимо обеспечить информационное взаимодействие с Системой-112.
5.5. Региональным оператором Системы-112 является государственное казенное учреждение "Управление аварийно-спасательной службы автономного округа" в составе отдела ЦОВ-112 (далее - региональный оператор).
5.6. Региональный оператор осуществляет мероприятия по организации функционирования и развития Системы-112 и обеспечивает:
а) взаимодействие с органами повседневного управления ТП РСЧС, ДДС ЭОС, ЦУКС, а также с другими участниками Системы-112;
б) обработку и хранение статистических данных с целью оценки эффективности работы Системы-112;
в) непрерывную работоспособность технических, программных, программно-аппаратных и иных средств ЦОВ АЦ (РЦОВ) Системы-112, а также оборудования средств информационно-телекоммуникационных сетей и сетей связи, обеспечивающих прохождение вызовов по номеру "112";
г) защиту информации ограниченного доступа от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий в отношении такой информации;
д) проведение мероприятий по бесперебойному функционированию телекоммуникационной подсистемы в целях прохождения вызовов и СМС от пользователей сетей фиксированной и подвижной радиотелефонной связи, информации из ЭРА-ГЛОНАСС, в соответствии с требованиями системного проекта телекоммуникационной подсистемы Системы-112;
е) проведение мероприятий по бесперебойному функционированию информационно-коммуникационной подсистемы Системы-112 в ЦОВ АЦ (РЦОВ);
ж) проведение мероприятий по обеспечению функционирования подсистемы обеспечения информационной безопасности Системы-112, в том числе ее техническую поддержку в ЦОВ АЦ (РЦОВ) и ЦОВ ЕДДС;
з) проведение мероприятий по технической поддержке комплексов средств автоматизации операторского персонала ЦОВ АЦ (РЦОВ), в том числе общего (системного) программного обеспечения;
и) проведение мероприятий по внедрению новых и модернизации имеющихся систем и технических решений для обеспечения эффективной и бесперебойной работы Системы-112, а также по оптимизации стандартных решений под региональные особенности эксплуатации Системы-112;
к) организует и осуществляет интегрирование других автоматизированных и информационных систем жизнедеятельности населения автономного округа с Системой-112;
л) организацию хранения информации, формируемой Системой-112;
м) организацию функционирования ЦОВ АЦ (РЦОВ);
н) подготовку и переподготовку операторского состава ЦОВ АЦ (РЦОВ).
5.7. В рамках Системы-112 региональный оператор осуществляет:
а) приём и обработку части вызовов, поступающих и перенаправляемых из ЦОВ ЕДДС в автоматизированном режиме, централизованное хранение и дублирование информации в Системе-112. В указанных целях осуществляет взаимодействие с ЦУКС и ЦОВ ЕДДС, а также с ДДС ЭОС и другими участниками Системы-112. РЦОВ обеспечивает выполнение функций ЦОВ АЦ в полном объёме в случае выхода его из строя или недоступности;
б) формирование информационного сообщения в целях принятия решений по поступившему вызову;
в) обеспечение полноты, достоверности и своевременности передачи обрабатываемой информации при информационном обмене;
г) переадресацию вызова соответствующему участнику Системы-112, а также оператору Системы-112 другого субъекта Российской Федерации, в случае необходимости реагирования на его территории;
д) получение от оператора связи сведения о местонахождении абонентского устройства или датчика, установленного на контролируемом стационарном или подвижном объекте, с которого был осуществлен вызов на номер "112", а также иных данных, необходимых для обеспечения реагирования по вызову;
е) формирование статистики по приёму и обработке вызовов и размещению (в части касающейся) в Системе-112 сведений о начале, завершении и об основных результатах экстренного реагирования по средствам специализированного программного обеспечения Системы-112;
ж) информационную, справочную и психологическую помощь лицам, обратившихся на номер "112";
з) приём и обработку информации и сигналов, поступающих от датчиков, установленных на контролируемых стационарных и подвижных объектах, в том числе из ЭРА-ГЛОНАСС и систем мониторинга транспортных средств на базе ГЛОНАСС/GРS, а также поступающих посредством СМС;
и) соблюдение требований по защите прав и свобод граждан при обработке их персональных данных;
к) формирование отчётных данных о вызовах по единому номеру "112", их обработку и хранение с целью оценки эффективности работы Системы-112 и принятия решений о проведении мероприятий по развитию и дальнейшему совершенствованию Системы-112;
л) информационное взаимодействие с ЦОВ Системы-112 соседних субъектов Российской Федерации, для обеспечения совместной работы при реагировании на поступившие вызовы (сообщения о происшествиях) в рамках заключенных соглашений об информационном обмене, а также с другими субъектами Российской Федерации.
5.8. ЦОВ ЕДДС, в рамках Системы-112, предназначен для приёма и обработки вызовов (сообщений о происшествиях) от граждан, находящихся на территории муниципального образования.
5.9. ЦОВ ЕДДС осуществляет взаимодействие по организации реагирования на вызов (сообщение о происшествии) с ДДС, ЦОВ АЦ (РЦОВ), ЦУКС, а также с ЦОВ ЕДДС и ДДС других муниципальных образований в автономном округе в рамках Системы-112.
- При технической возможности ЦОВ ЕДДС самостоятельно может осуществлять взаимодействие с ЦОВ ЕДДС муниципального образования соседнего субъекта Российской Федерации для организации необходимого реагирования на поступивший вызов (сообщение о происшествии).
5.10. В рамках Системы-112 ЦОВ ЕДДС осуществляет:
а) приём, обработку и регистрацию вызовов, поступивших на номер "112";
б) формирование в Системе-112 информационного сообщения в целях принятия решений по поступившему вызову (сообщению о происшествии);
в) обеспечение полноты и достоверности передаваемой информации, а также своевременности передачи и неизменности информации при информационном обмене;
г) переадресацию вызова (голосового сообщения) на участника Системы-112 во всех возможных вариантах взаимодействия, в соответствии с компетенцией участника в рамках Системы-112;
д) приём и обработку информации (сигналов), поступающих от датчиков, установленных на контролируемых стационарных и подвижных объектах;
е) получение от оператора связи сведений о местонахождении абонентского устройства или датчика, установленного на контролируемом стационарном или подвижном объекте, с которого был осуществлен вызов на номер "112", а также иных данных, необходимых для обеспечения реагирования;
ж) информационную и справочную помощь лицам, обратившимся на номер "112", по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности, предотвращения угроз жизни или здоровья, сохранности имущества, а также предотвращения материального ущерба;
з) соблюдение требований по защите прав и свобод граждан при обработке персональных данных;
и) соблюдение требований по защите информации ограниченного доступа от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации.
5.11. В рамках Системы-112 ДДС ЭОС участвуют в межведомственном информационном обмене, руководствуясь нормативными правовыми актами Российской Федерации и автономного округа, и осуществляют:
а) приём переадресованных вызовов и (или) карточки происшествия из ЦОВ ЕДДС или ЦОВ АЦ (РЦОВ);
б) реагирование на вызов в установленном порядке;
в) передачу информации в ЦОВ ЕДДС или ЦОВ АЦ (РЦОВ) о мероприятиях по реагированию на принятый вызов, размещение сведений о начале, завершении и об основных результатах реагирования;
г) информирование ЦОВ ЕДДС или ЦОВ АЦ (РЦОВ) для организации взаимодействия при изменении оперативной обстановки на месте реагирования;
д) информирование ЦОВ ЕДДС или ЦОВ АЦ (РЦОВ) о выходе из строя технических средств Системы-112, а также невозможности обеспечить приём вызовов по номеру "112" собственными силами;
е) передачу информации и сигналов, поступающих от датчиков, установленных на контролируемых стационарных или подвижных объектах, в том числе от терминалов ГЛОНАСС/GРS, установленных на транспортных средствах экстренных оперативных служб, привлеченных к реагированию на происшествие;
ж) информационную и справочную помощь лицам, обратившимся на номер "112", по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности, предотвращения угроз жизни или здоровья, сохранности имущества, а также предотвращения материального ущерба;
з) соблюдение требований по защите прав и свобод граждан при обработке персональных данных;
и) соблюдение требований по защите информации ограниченного доступа от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации.
5.12. Для повышения эффективности и надежности функционирования Системы-112 в целях повышения безопасности населения автономного округа обеспечивается взаимодействие Системы-112 с Системами-112 субъектов Российской Федерации, граничащих с автономным округом, с соблюдением требований по информационной безопасности и в соответствии с соглашениями об информационном взаимодействии.
5.13. Схема построения Системы-112 приведена в приложении N 1 к настоящему Положению.
5.14. Расчетная штатная численность системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" на территории автономного округа приведена в приложении N 2 к настоящему Положению.
VI. Функционирование Системы-112
6.1. Система-112 функционирует в круглосуточном режиме и находится в постоянной готовности к организации экстренного реагирования на вызовы (сообщения о происшествиях).
6.2. Функционал Системы-112 обеспечивает:
а) формирование в автоматизированном режиме информации о вызове (сообщении о происшествии) и принятых мерах реагирования на него;
б) возможность предоставления в формализованном виде информации, содержащейся в Системе-112, участникам Системы-112.
6.3. Приём и обработка вызовов в Системе-112 осуществляется операторским персоналом ЦОВ ЕДДС или ЦОВ АЦ (РЦОВ).
Операторский персонал Системы-112 формирует базу данных путём внесения в карточку происшествия основных его характеристик, осуществляет анализ поступившей информации и направляет её, в том числе вызов (голосовое сообщение) в ДДС, в соответствии с их компетенцией для организации необходимого реагирования.
6.4. ЦОВ ЕДДС осуществляет приём переадресованного вызова и (или) карточки происшествия из ЦОВ АЦ (РЦОВ) для организации необходимого реагирования, а также размещает в Системе-112 информацию о ходе и результатах реагирования.
6.5. Контроль за реагированием на происшествие, анализ и ввод в базу данных информации, полученной по результатам реагирования, уточнение и корректировка действий привлеченных служб, информирование взаимодействующих ДДС об оперативной обстановке, а также о принятых и реализуемых мерах, осуществляется операторским персоналом Системы-112 ЦОВ ЕДДС муниципального образования в автономном округе.
6.6. При направлении вызова и (или) карточки происшествия из ЦОВ АЦ (РЦОВ) на ДДС, карточка происшествия автоматически направляется на АРМ операторского персонала Системы-112 ЦОВ ЕДДС того муниципального образования, где осуществляется реагирование, для выполнения обязанностей, указанных в пункте 6.5 настоящего Положения.
6.7. ДДС ЭОС, а также другие участники Системы-112, размещают в системе информацию о ходе и об окончании мероприятий по экстренному реагированию на принятый вызов.
6.8. Информационный обмен между участниками Системы-112, а также порядок обработки и прохождения информации, определяются соглашениями (регламентами) информационного взаимодействия, а также в порядке, предусмотренном законодательством автономного округа и Российской Федерации.
6.9. Соглашения (регламенты) о взаимодействии разрабатывают:
- на региональном уровне - региональный оператор;
- на муниципальном уровне - ЕДДС.
6.10. Разработанные соглашения (регламенты) устанавливают правила организации информационного взаимодействия между ЦОВ ЕДДС, ЦОВ АЦ (РЦОВ), ДДС и организациями, обеспечивающими информационное взаимодействие в Системе-112 на территории автономного округа.
6.11. На региональном уровне региональный оператор разрабатывает соглашения (регламенты), согласовывает их с федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами автономного округа, в ведении которых находятся ДДС ЭОС, и организациями, обеспечивающими информационное взаимодействие с Системой-112 на территории автономного округа. Соглашения (регламенты) представляются для утверждения руководителю.
6.12. На муниципальном уровне разрабатывают соглашения (регламенты) между участниками муниципального сегмента Системы-112. Соглашение (регламент) подписывается руководителем ЕДДС, утверждается главой органа местного самоуправления, согласовывается с руководителями ЭОС и руководителями организаций, обеспечивающих информационное взаимодействие в Системе-112 на территории муниципального образования.
6.13. Взаимодействие в рамках информационного обмена определяется как совместная, систематическая, согласованная деятельность диспетчерских служб на территории автономного округа, процесса обмена информацией между объектами Системы-112, а также взаимодействующими внешними автоматизированными информационными системами.
6.14. Использование сетей связи общего пользования, защищенных каналов передачи данных, ведомственных и иных сетей связи, а также развитие вышеуказанных сетей осуществляются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
6.15. Для повышения эффективности реагирования на вызовы, в Системе-112 должно быть обеспечено взаимодействие между КСА соседних муниципальных образований, а также сопряжение с ЦОВ административных центров, находящихся в соседних субъектах Российской Федерации.
6.16. Функционирование и развитие Системы-112 осуществляются в соответствии с принципами, определенными в статье 5 Федерального закона N 488-ФЗ.
В рамках развития и совершенствования Системы-112 автономного округа организуется взаимодействие с федеральными государственными информационными системами, региональными государственными и негосударственными информационными системами, ведомственными автоматизированными системами, которым из Системы-112 передается информация о происшествии (в том числе в рамках комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения).
6.17. В рамках функционирования Системы-112 следует также руководствоваться документами, указанными в приложение N 3 к настоящему Положению.
VII. Участники Системы-112
7.1. Участниками Системы-112 являются:
- уполномоченный орган;
- региональный оператор;
- исполнительные органы автономного округа, в ведении которых находятся экстренные оперативные службы или организации, для которых обеспечивается информационное взаимодействие с Системой-112;
- территориальные органы федеральных органов исполнительной власти в автономном округе, вызов экстренных оперативных служб которых осуществляется по единому номеру "112";
- органы местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе;
- организации и учреждения, вызов экстренных оперативных служб которых осуществляется по единому номеру "112".
7.2. Уполномоченный орган:
а) в пределах своих полномочий издает нормативные правовые акты по вопросам, связанным с организацией, функционированием и развитием системы-112;
б) разрабатывает, согласовывает в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и утверждает положение о системе-112, техническое задание и проектно-техническую документацию на развитие системы-112;
в) определяет оператора системы-112;
г) координирует взаимодействие оператора системы-112 с диспетчерскими службами, оператором ЭРА-ГЛОНАСС, органами повседневного управления РСЧС, определяемыми им иными организациями, в том числе осуществляющими деятельность в сфере обеспечения жизнедеятельности, мониторинга гидрометеорологической обстановки и лесопожарной опасности, объектов транспортной инфраструктуры, окружающей среды, а также поисковыми, аварийно-спасательными и аварийно-восстановительными службами;
д) организует хранение информации, формируемой системой-112, не менее чем три года и предоставляет доступ к такой информации.
7.3. Региональный оператор;
а) осуществляет прием, обработку, хранение информации, получаемой от участников Системы-112, организует ее защиту в соответствии с действующим законодательством;
б) осуществляет техническое и технологическое сопровождение безаварийного функционирования инфраструктуры Системы-112, мониторинг работоспособности системы в целом и ее отдельных компонентов;
в) осуществляет информационно-методическую поддержку участников Системы-112;
г) организует профессиональное обучение персонала ЦОВ АЦ (РЦОВ), обеспечивающего функционирование Системы-112;
д) координирует подготовку, обеспечивает сбор и обобщение информации об обучении всего персонала Системы-112, обеспечивающего функционирование Системы-112;
е) участвует в планировании развития Системы-112;
ж) реализует задачи эксплуатации и развития Системы-112;
з) выполняет иные функции, исполнение которых установлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
7.4. Исполнительные органы автономного округа, в ведении которых находятся экстренные оперативные службы и (или) организации, для которых обеспечивается информационное взаимодействие с Системой-112, выполняют следующие функции:
а) организуют информационное взаимодействие подведомственных ДДС с Системой-112 и осуществляют приобретение комплексов средств автоматизации, необходимых для работы с Системой-112, в том числе СПО (используемых ими собственных информационных систем, при их наличии), а также обеспечивают функционирование подсистемы обеспечения информационной безопасности;
б) организует взаимодействие с оператором системы-112;
в) осуществляет контроль за размещением в системе-112 сведений о начале, завершении и об основных результатах реагирования экстренных оперативных служб на вызов по единому номеру "112";
г) обеспечивают техническое обслуживание и поддерживают работоспособность КСА, в том числе СПО Системы-112, либо используют собственные информационные системы (при их наличии), а также подсистемы обеспечения информационной безопасности, в круглосуточном режиме.
7.5. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти автономного округа, в ведении которых находятся ДДС ЭОС Системы-112:
а) организуют информационное взаимодействие подведомственных ДДС с Системой-112 и осуществляют приобретение комплексов средств автоматизации, необходимых для работы с Системой-112, в том числе СПО (используемых ими собственных информационных систем, при их наличии), а также обеспечивают функционирование подсистемы обеспечения информационной безопасности;
б) осуществляют материально-техническое обеспечение подведомственных ДДС;
в) обеспечивают техническое обслуживание и поддерживают работоспособность КСА, в том числе СПО Системы-112, либо используют собственные информационные системы (при их наличии), а также подсистемы обеспечения информационной безопасности, в круглосуточном режиме;
г) устанавливают предельную численность персонала подведомственных ДДС, обеспечивающих взаимодействие с Системой-112;
д) организуют и обеспечивают профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование диспетчерского персонала подведомственных ДДС, обеспечивающих функционирование Системы-112;
е) представляют уполномоченному органу (региональному оператору) сведения о функционировании Системы-112 в своей зоне ответственности.
7.6. Органы местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе:
а) принимают правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с организацией, функционированием и развитием системы-112;
б) принимают участие в организации, функционировании и развитии системы-112 на своей территории;
в) осуществляют материально-техническое обеспечение подведомственных диспетчерских служб;
г) представляют уполномоченному органу (региональному оператору) сведения о функционировании Системы-112 на своей территории.
7.7. Организации и учреждения, вызов экстренных оперативных служб которых осуществляется по единому номеру "112":
а) принимают локальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с организацией, функционированием системы-112;
б) принимают участие в организации, функционировании системы-112 на своей территории;
в) осуществляют материально-техническое обеспечение своих диспетчерских служб;
г) представляют уполномоченному органу (региональному оператору) сведения о функционировании своих диспетчерских служб в Системе - 112.
7.8. В целях реализации настоящего Положения все участники Системы-112, в соответствии с возложенными задачами, в установленном порядке осуществляют иные мероприятия, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и автономного округа.
VIII. Права и обязанности организаций в рамках функционирования Системы-112
8.1. Организации, в ведении которых находятся объекты системы газоснабжения, газораспределения, а в случаях, определяемых исполнительными органами автономного округа, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, теплоснабжающие и теплосетевые организации, субъекты электроэнергетики (за исключением гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций), создающие в соответствии с законодательством Российской Федерации диспетчерские службы, обеспечивают направление в Систему-112 сообщений о нарушении режима функционирования указанных объектов, систем и сетей, организуют реагирование на вызов по единому номеру "112", а также направляют в систему-112 сведения о начале, завершении и об основных результатах реагирования подведомственных экстренных оперативных служб.
8.2. Иные организации, в том числе осуществляющие деятельность в сфере обеспечения жизнедеятельности, мониторинга гидрометеорологической обстановки и лесопожарной опасности, объектов транспортной инфраструктуры, окружающей среды, а также поисковые, аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные службы, определенные решением уполномоченного органа автономного округа, организуют информационное взаимодействие с системой-112, обеспечивают прием из системы-112 информации, требующей реагирования, находящимися в их ведении (управлении) диспетчерскими службами и размещение этими диспетчерскими службами в системе-112 информации о начале, завершении и об основных результатах реагирования.
IX. Временные параметры приема, обработки и передачи вызовов
9.1. Временные параметры приема, обработки и передачи вызовов, при которых система-112 сохраняет целевое назначение, составляют:
а) максимальное время ожидания заявителем ответа Системы-112 от момента установления соединения до момента ответа сотрудника операторского персонала Системы-112 - 20 секунд (для 98 процентов вызовов экстренных оперативных служб);
б) среднее время ожидания заявителем ответа сотрудника операторского персонала Системы-112 от момента установления соединения до момента ответа сотрудника операторского персонала системы-112 - 8 секунд;
в) среднее время, в течение которого осуществляется опрос заявителя или идентификация ситуации сотрудником операторского персонала Системы-112 и становится доступна карточка происшествия (с заполненными обязательными полями) диспетчеру одной или нескольких выбранных сотрудником операторского персонала Системы-112 диспетчерских служб, - 75 секунд;
г) максимальное время, в течение которого после отправки сотрудником операторского персонала Системы-112 карточки (с заполненными обязательными полями) диспетчер диспетчерской службы подтверждает факт приема сообщения о происшествии, - 30 секунд;
д) максимальное время, в течение которого сотрудник операторского персонала Системы-112 инициирует обратный вызов в случае внезапного прерывания соединения с заявителем, - 10 секунд;
е) минимальное количество попыток обратного вызова, которое сотрудник операторского персонала Системы-112 должен совершить в случае внезапного прерывания соединения с заявителем, - 3;
ж) максимальное время, в течение которого с момента установления соединения сотрудник операторского персонала Системы-112 ожидает ответа заявителя при обратном вызове, - 1 минута;
з) время консультативного обслуживания заявителя сотрудником операторского персонала Системы-112 - 2 минуты;
и) максимальное время, в течение которого осуществляется оказание психологической поддержки, - 30 минут;
к) минимальный срок хранения информации о поступившем вызове экстренных оперативных служб и принятых мерах реагирования на него - 3 года.
X. Характеристики надежности Системы-112
10.1. Требования к технологическим решениям, обеспечивающим надежность функционирования Системы-112:
а) вероятность успешного приема вызова (далее - Lпв) - не менее 0,9995, определяется как отношение числа успешных реализаций указанной процедуры к 10000 запросов на выполнение этой процедуры;
б) вероятность успешной обработки вызовов и передачи информации (в том числе переадресации голосового вызова) в соответствующие диспетчерские службы (далее - Lоп) - не менее 0,9995, определяется как отношение числа успешных реализаций указанной процедуры к 10000 запросов на выполнение этой процедуры;
в) вероятность успешного приема информации о реагировании от диспетчерских служб, в которые передана информация о происшествии (далее - Lпи), - не менее 0,9995, определяется как отношение числа успешных реализаций указанной процедуры к 10000 запросов на выполнение этой процедуры;
г) вероятность успешного выполнения целевой функции системы-112 (далее - L112) - не менее 0,9985, определяется как Lпв x Lоп x Lпи;
д) доля потерь голосового соединения с вызывающим абонентом - не более 0,1 процента;
е) резервирование основных элементов Системы-112 с учетом территориального разнесения;
ж) возможность переадресации вызовов между объектами Системы-112, а также переадресация вызовов в объекты Системы-112 других субъектов Российской Федерации;
з) обеспечение сохранности, полноты, достоверности, неизменности и защиты содержащейся информации.
10.2. Надежность Системы-112 обеспечивается:
а) наличием средств удаленной и автономной диагностики;
б) наличием группового комплекта запасных инструментов и принадлежностей;
в) аппаратным резервированием серверного оборудования, коммуникационного оборудования, оборудования автоматизированных рабочих мест Системы-112, линий связи, источников питания.
10.3. Технические и программные средства, входящие в состав Системы-112, функционируют круглосуточно. Допускается остановка отдельных компонентов для технического обслуживания и ремонта, при этом функциональность Системы-112 обеспечивается в полном объеме.
10.4. Требования по сохранности и защите информации:
а) защита информации, содержащейся в Системе-112, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) для сохранности информации, содержащейся в Системе-112, применяются специальные средства сопровождения базы данных, функционал которых обеспечивает:
создание резервной копии данных;
восстановление данных в целостное состояние посредством резервной копии;
создание архива данных;
восстановление данных посредством разархивирования.
XI. Порядок приема и регистрации вызовов в Системе-112
11.1 Организация приема и регистрации вызовов в Системе-112 осуществляется в следующем порядке:
а) при обращении заявителя вызов поступает операторскому персоналу Системы-112, осуществляется автоматическая регистрация вызова, запись разговора операторского персонала Системы-112 с заявителем и формируется карточка происшествия. При этом происходит автоматическое определение номера заявителя и получение от оператора связи сведений о местонахождении пользовательского оборудования, с которого осуществлен вызов;
б) при поступлении в Систему-112 вызовов от установленных на контролируемых стационарных и подвижных объектах датчиков, в том числе поступивших через ЭРА-ГЛОНАСС, осуществляется автоматическая регистрация вызова и формируется карточка происшествия. При этом происходит идентификация датчика путем получения от оператора связи и (или) оператора информационной системы, эксплуатирующего указанный датчик, сведений о местонахождении стационарного или подвижного объекта, на котором установлен датчик (пользовательское оборудование), и причине его срабатывания;
в) распределение вызовов осуществляется в автоматическом режиме с учетом общего времени загрузки каждого сотрудника операторского персонала Системы-112 с начала смены. При отсутствии свободных сотрудников операторского персонала Системы-112 вызовы, в том числе поступившие через ЭРА-ГЛОНАСС, распределяются первому освободившемуся сотруднику операторского персонала Системы-112;
г) при необходимости экстренного реагирования сотрудник операторского персонала Системы-112 в ходе первичного заполнения карточки в соответствии с критериями выбора диспетчерской службы определяет привлекаемые для реагирования диспетчерские службы, извещает их, или завершает вызов, или перенаправляет голосовой вызов в соответствующую диспетчерскую службу;
д) критерии выбора диспетчерской службы, основные характеристики сведений о происшествии или чрезвычайной ситуации, о начале, завершении и об основных результатах реагирования, в том числе их состав, тип, вид, формат, сроки предоставления указываются в соглашениях и (или) регламентах об информационном взаимодействии, заключенных между оператором Системы-112 и диспетчерскими службами, оператором ЭРА-ГЛОНАСС, органами повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также иными организациями, осуществляющими взаимодействие с Системой-112, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
е) при завершении вызова заявителем сотрудник операторского персонала Системы-112 в ходе первичного заполнения карточки в соответствии с критериями выбора диспетчерской службы определяет привлекаемые для реагирования диспетчерские службы и извещает их;
ж) после отправки карточки происшествия в диспетчерские службы сотрудник операторского персонала Системы-112 ждет подтверждения получения ими карточки и при необходимости предоставляет уточняющую информацию;
з) карточка происшествия автоматически отправляется дежурно-диспетчерскому персоналу единой дежурно-диспетчерской службы того муниципального образования, с территории которого поступил вызов, и сохраняется в базе данных системы-112;
и) при перенаправлении вызова в диспетчерскую службу сотрудник операторского персонала Системы-112 одновременно в автоматизированном режиме передает диспетчеру диспетчерской службы карточку, сформированную в ходе первичного опроса. Сотрудник операторского персонала Системы-112 ждет от диспетчера диспетчерской службы подтверждение о получении карточки и подтверждение о соответствии поступившего вызова зоне ответственности выбранной диспетчерской службы. После получения подтверждений сотрудник операторского персонала Системы-112 извещает заявителя о начале реагирования и завершает прием вызова экстренных оперативных служб;
к) диспетчер диспетчерской службы после получения карточки вносит в нее отметку о получении вызова и организует реагирование на вызов. Действия по организации реагирования определяются правовыми актами органа или организации, в ведении которых находится диспетчерская служба;
л) при необходимости диспетчер уточняет информацию по номеру телефона заявителя, внесенного в карточку. Сведения о действиях по реагированию также вносятся в карточку. После завершения реагирования диспетчер ставит в карточке отметку для снятия вызова экстренных оперативных служб с контроля;
м) карточка происшествия, принятая к исполнению, находится на контроле у дежурно-диспетчерского персонала единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования, в зоне ответственности которого организовано реагирование на происшествие или чрезвычайную ситуацию;
н) дежурно-диспетчерский персонал единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования, контролирующий состояние реагирования на вызов, осуществляет анализ и ввод в базу данных информации, полученной по результатам реагирования, уточнение и корректировку действий привлеченных диспетчерских служб, информирование взаимодействующих диспетчерских служб об оперативной обстановке, о принятых и реализуемых мерах. Снятие с контроля карточки производится дежурно-диспетчерским персоналом единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования после получения информации от каждой из привлеченных диспетчерских служб о завершении реагирования;
о) прием вызовов на иностранных языках обеспечивается подключением к разговору переводчика, предоставляющего услугу в рамках соглашения, заключенного с ним или с организацией, сотрудником которой он является.
XII. Финансирование системы-112
12.1. Финансовое обеспечение расходов, связанных с функционированием и развитием Системы-112, осуществляется в соответствии с положением статьи 8 Федерального закона N 488-ФЗ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.