Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению мэрии
города Магадана
от 10.02.2023 г. N 327-пм
План развития муниципального образования "Город Магадан" до 2030 года
1. Анализ основных тенденций развития муниципального образования "Город Магадан"
1.1. Общая характеристика Магадана в 2021 году
Муниципальное образование "Город Магадан" - административный, сервисный, научный центр освоения Севера Дальнего Востока. Город является логистическим центром Магаданской области. На его территории пересекаются морские, воздушные и автомобильные трассы Северо-Востока России.
Город расположен в северной части Охотского моря, на побережье Тауйской губы между двух бухт - Нагаева и Гертнера. Средняя годовая температура воздуха отрицательная - "минус" 3,6°С. Отличительные черты территории - вечная мерзлота и повышенная сейсмическая активность.
Несмотря на то, что территория города занимает 0,3% площади Магаданской области, в Магадане на 01.01.2022 проживали 71% населения Магаданской области, зарегистрированы более 3/4 всех хозяйствующих субъектов Колымы.
Значительным является вклад города в экономику Магаданской области: более трети оборота организаций Магаданской области, продукция рыболовства составляет 100% от областного значения, продукция энергетической отрасли - 48%, оборот розничной торговли - более 85%, оптовой торговли - 92%, платных услуг - 79%, общепита - более 70%.
Основу реального сектора городской экономики составляют предприятия энергетики, металлообработки, пищевой перерабатывающей промышленности, добычи нерудных полезных ископаемых, рыболовства.
Услугами объектов жилищно-коммунального хозяйства, инженерной инфраструктуры, предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, учреждений культуры, спорта, образования, здравоохранения, находящихся в Магадане, в равной мере могут воспользоваться жители всей Магаданской области.
Выполняя функции административного центра Магаданской области, Магадан нацелен, прежде всего, на повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности всего региона через развитие и расширение межгосударственных и межрегиональных связей.
1.2. Демографическая ситуация и рынок труда
Численность населения города по состоянию на 01.01.2022 составляет 98,2 тыс. человек, сократившись за год на 427 человек (на 0,4%).
В 2021 году естественное движение населения в расчете на 1 тыс. человек характеризовалось убылью - 3,4 человека на 1 тыс. жителей. Основной причиной роста смертности являлось распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19). В 2021 году в Магаданской области вследствие распространения указанной инфекции заболели 10437 человек (2020 год - 7207 человек), умерли 290 человек (2020 год - 69 человек).
чел.
Наименование показателей |
в абсолютных значениях |
на 1 тыс. жителей |
||||||
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2020 |
2021 |
Темпы роста, 2021/2020, % |
|
число родившихся |
1152 |
994 |
913 |
939 |
939 |
9,5 |
9,5 |
100% |
число умерших |
1019 |
1015 |
986 |
1060 |
1266 |
10,7 |
12,9 |
120,6% |
естественный прирост |
133 |
-21 |
-73 |
-121 |
-327 |
-1,2 |
-3,4 |
- |
Демографическая ситуация в городе находится под влиянием отрицательного миграционного сальдо.
чел.
Наименование показателей |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
Темпы роста, 2021/2020, % |
число прибывших |
5168 |
4557 |
5198 |
4202 |
4031 |
95,9% |
число выбывших |
5218 |
5604 |
4862 |
4278 |
4118 |
96,3% |
миграционное сальдо |
-50 |
-1047 |
336 |
-76 |
-87 |
- |
на 1000 прибывших приходится выбывших |
1010 |
1230 |
935 |
1018 |
1021 |
100,3% |
Среднесписочная численность работающих на крупных и средних организациях за 2021 год выросла на 4,6% по сравнению с предыдущим годом и составила 31655 человек.
Численность безработных на конец 2021 года составила 565 человек, за год снизившись в 2 раза (на 525 человек).
При этом организациями заявлено в службу занятости о 2955 вакансиях. Наиболее востребованными профессиями являются врачи, средний медицинский персонал, педагогический персонал, младшие воспитатели, инженеры, повара, штукатуры, машинисты, слесари, каменщики, облицовщики, монтажники, плотники, официанты, рабочие, в том числе зеленого хозяйства и строительства, уборщики и др. Кроме того, муниципальные учреждения испытывают потребность в тренерах-преподавателях, учителях, воспитателях, младших воспитателях, поварах, уборщиках служебных помещений, водителях, машинистах (катка, грейдера, а/крана), рабочих зеленого строительства и хозяйства, трактористах, дорожных рабочих и др.
Численность пенсионеров по состоянию на 01.01.2022 составила 26,8 тыс. человек (27% населения), средний размер пенсии составил 24,9 тыс. рублей в месяц, увеличившись на 4,5% к уровню 2020 года.
Одним из главных факторов, сдерживающих социально-экономическое развитие города, является миграционный отток населения и дефицит рабочей силы, прежде всего квалифицированных трудовых ресурсов, особенно рабочих профессий. Реализация на территории города и области в ближайшие годы планируемых инвестиционных проектов обострит еще больше существующую проблему.
Сегодня Магадан покидает молодежь и население трудоспособного возраста, которые стремятся реализовать возможности в регионах климатически более привлекательных. Существующая в прошлом веке система привлечения и подготовки кадров для освоения Севера разрушена, а новая, предлагающая достаточные экономические стимулы, не создана. Вследствие оттока преимущественно трудоспособного населения ухудшается возрастная структура населения, растает доля пенсионеров, увеличивается нагрузка на бюджет, снижается численность трудоспособного населения.
1.3. Реальный сектор и потребительский рынок
Городская промышленность представлена предприятиями энергетики, машиностроения и металлообработки, пищевой перерабатывающей промышленности, стройиндустрии, рыбодобычи. В городе сконцентрированы офисы ведущих компаний, добывающих драгоценные металлы на Колыме и Чукотке. Следует отметить, что на территории Магадана отсутствуют градообразующие предприятия, на которых была бы занята значительная численность жителей (не менее 25% от трудоспособного населения).
С момента основания Магадан в силу географического положения формировался, как логистический центр развития огромной территории, охватывавшей не только современные Магаданскую область и Чукотку, но и значительную часть Якутии.
Городская экономика глубоко интегрирована в экономику региона и сформирована как комплекс транспортных, машиностроительных и ремонтных, энергетических предприятий, предприятий стройиндустрии, научно-исследовательских и учебных заведений, основной задачей которых было обеспечение деятельности приоритетных отраслей региона - горной, прежде всего золотодобывающей, а также рыбной и сельскохозяйственной.
Годовой оборот крупных и средних организаций города по всем видам экономической деятельности за 2021 год составил 132,8 млрд рублей, объем инвестиций в основной капитал в основной капитал оценивается в сумме 15,9 млрд рублей (197% к объему за 2020 год).
В Статрегистре Росстата по состоянию на 01.01.2022 учтены 2901 организация (76,8% от общего числа организаций Магаданской области) и 3674 индивидуальных предпринимателя (77,5% от предпринимателей Магаданской области). Количество юридических лиц снизилось на 223 единицы, а индивидуальных предпринимателей - на 19 человек.
Наибольшее количество организаций зарегистрировано по виду деятельности "Оптовая и розничная торговля" - 483 организации (16,6% от общего числа организаций), на втором месте - "Добыча полезных ископаемых" - 361 организация (12,4%), на третьем месте - "Транспортировка и хранение" - 314 организаций (10,8%), далее следует отрасль "Строительство" - 256 организаций (10,8%).
Выработка теплоэнергии в 2021 году увеличилась на 2,9% и достигла 1307,7 тыс. Гкал.
Объём отгруженных товаров в рыболовстве составил 17,8 млрд рублей, увеличившись к уровню 2020 года на 4,8 млрд рублей (на 36,6%), при этом добыча рыбы морской и ракообразных сократилась почти на 11 и 13% соответственно.
Объем товарной продукции в пищевой перерабатывающей сфере за 2021 год сложился на сумму 1,5 млрд рублей, увеличившись на 4,1%.
Производство кондитерских изделий выросло по сравнению с 2020 годом на 14,7% (на 61 тонну), хлебобулочных - на 1,5% (на 45,9 тонны). Производство мясных полуфабрикатов увеличилось незначительно - на 2% (на 7,9 тонны), при этом выпуск колбасных изделий сократился на 5% (на 59,5 тонны). Снизились объемы производства цельномолочной продукции на 8% (на 171,7 тонны).
тонны
Наименование показателей |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
Темпы роста, 2021/2020, % |
колбасные изделия |
986,9 |
1 084,7 |
1 274,4 |
1 210,6 |
1 151,1 |
95,1 |
мясные полуфабрикаты |
197,0 |
234,0 |
283,3 |
372,1 |
380,0 |
102,1 |
кондитерские изделий |
514,3 |
476,2 |
423,2 |
414,1 |
475,1 |
114,7 |
хлебобулочные изделия |
3 454,1 |
3 238,8 |
3 140,8 |
3 044,4 |
3 090,3 |
101,5 |
цельномолочная продукция |
2 725,4 |
2 585,0 |
2 487,5 |
2 094,8 |
1 923,1 |
91,8 |
В условиях труднодоступности и отдаленности от центральной части страны развитие агропромышленного сектора Магадана и обеспечение жителей качественными продуктами питания имеет стратегический характер. На конец 2021 года на территории муниципального образования "Город Магадан" производством сельскохозяйственной продукции занимались 2 предприятия, 13 крестьянских (фермерских) хозяйств, 1 подсобное хозяйство предприятия и многочисленные личные подсобные хозяйства населения. Объем валовой сельхозпродукции сложился в объеме 1,3 млрд рублей.
Объем валовой сельхозпродукции по отношению к 2020 году вырос на 8,2% и составил 1,4 млрд рублей. Прирост производства яйца составил 12,6% (3,3 млн шт.), при этом выпуск мяса сократился на 22% (на 94,1 тонны), молока - на 2% (на 82,1 тонны). Урожай овощных культур в 2021 году выше на 7,5% (на 131,3 тонны), при этом урожай картофеля сократился на 5,5% (на 108,7 тонны).
Наименование показателей |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
Темпы роста, 2021/2020, % |
Объем валовой продукции, млн руб. |
1358,1 |
1320,5 |
1514,2 |
1279,6 |
1384,1 |
108,2 |
Молоко, тн |
3712,7 |
3697,3 |
3878,7 |
4135,5 |
4053,4 |
98,0 |
Яйцо, тыс. шт. |
25273 |
24728 |
30756,8 |
26158,7 |
29441,7 |
112,6 |
Мясо, тн |
614,7 |
573,1 |
456,6 |
446,6 |
352,5 |
78,9 |
Овощи, тн |
1872,3 |
1881,1 |
1909,2 |
1740,3 |
1871,6 |
107,5 |
Картофель, тн |
5832,0 |
5771,5 |
4725,9 |
1933,7 |
1825 |
94,4 |
Одной из основных отраслей в экономике города Магадана является рыбная промышленность, продукция которой не только реализуется на внутреннем рынке России, но и поставляется на экспорт.
Добыча рыбы в 2021 году составила 77 тыс. тонн, вылов ракообразных (краб, креветка, трубач) составил 6,6 тыс. тонн.
На сегодняшний день в соответствии с Федеральным законодательством Магадан является центром Особой экономической зоны. Режим Особой экономической зоны способствует привлечению инвестиций крупных отечественных и зарубежных компаний для поддержания экономической активности, росту объемов производства как участников Особой экономической зоны, так и региона в целом.
Оборот розничной торговли крупных и средних организаций за 2021 год составил 7,9 млрд рублей, увеличившись по отношению к 2020 году на 39,6%, по полному кругу (по оценке) - 34,7 млрд рублей.
Объем платных услуг, оказанных населению крупными и средними организациями, составил 6,3 млрд рублей (103,4% к 2020 году), по полному кругу (по оценке) - 14 млрд рублей.
Среди основных ограничений экономического роста можно выделить ограниченность и сокращение внутреннего потребительского спроса, высокие издержки производства (транспортные, энергетические затраты), суровые природно-климатические условия, ограничивающие сельскохозяйственное производство.
1.4. Строительство и жилищный фонд
По состоянию на 01.01.2022 в муниципальном образовании "Город Магадан" по виду экономической деятельности "Строительство" зарегистрированы 256 организаций. Объем строительных работ, выполненных крупными и средними организациями, составил 2,2 млрд рублей, увеличившись в 2 раза по сравнению с объемом 2020 года.
В 2021 году в эксплуатацию введено 10362 , что в 2,6 раза больше жилой площади, чем в предыдущем году.
Наименование показателей |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
Темпы роста, 2021/2020, % |
выполнено работ по строительству, млн руб. |
1513,9 |
646,1 |
732,4 |
1084,1 |
2167,8 |
200,0 |
введено в эксплуатацию, |
4526 |
4145 |
2947 |
4037 |
10362 |
256,7 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
введено в эксплуатацию МКД, ед. |
|
|
1 |
|
4 |
|
введено в эксплуатацию МКД, |
|
|
1357 |
|
7146 |
|
введено в эксплуатацию ИЖС, ед. |
46 |
40 |
19 |
27 |
32 |
118,5 |
введено в эксплуатацию ИЖС, |
4526 |
4145 |
1590 |
3644 |
3216 |
88,3 |
Возведены 4 многоквартирных дома и 32 индивидуальных жилых дома общей площадью 3644 .
В настоящее время для Магадана характерны низкие темпы строительства и обновления МКД при достаточно большом количестве граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
1.5. Логистика и связь
Транспортный комплекс Магадана представлен воздушным, морским и автомобильным его видами. Железнодорожное сообщение на территории региона отсутствует.
По состоянию на 01.01.2022 по виду деятельности "Транспортировка и хранение" зарегистрированы 314 организаций.
От бухты Нагаева проложена автодорога федерального значения "Колыма" протяженностью по территории Магаданской области свыше тысячи километров, проходящая через районы добычи золота до Республики Саха (Якутия).
В Магадане находится единственный незамерзающий морской порт на севере Дальнего Востока. Морской торговый порт имеет статус международного и осуществляет обслуживание иностранных судов более десятка государств в режиме круглогодичной навигации. 99% грузов для обеспечения жизнедеятельности Магаданской области перевозятся морским транспортом, в том числе 100% твердого, жидкого топлива, тяжелой техники и строительных материалов. В 2021 году грузооборот порта вырос на 5,4%, составив 1,3 млн тонн.
Важнейшим объектом транспортной инфраструктуры является аэропорт "Магадан", который обеспечивает транспортную доступность региона. Международный аэропорт Магадан им. В.С. Высоцкого осуществляет комплексное обслуживание воздушных судов, пассажиров, багажа, почты и грузов. Магадан имеет регулярное авиационное сообщение с Москвой, Хабаровском, Петропавловском-Камчатским, Иркутском, Якутском, Новосибирском, Владивостоком, Анадырем, Омолоном, Сусуманом, Омсукчаном, Сеймчаном, Ягодным.
В реестре муниципального имущества муниципального образования "Город Магадан" значится 177 дорог из которых более 50% имеют срок давности постройки 20 лет и более. Почти 70% дорожно-транспортных происшествий Магаданской области приходится на областной центр. Улично-дорожная сеть города Магадана изначально не рассчитана на большой парк автомобильного транспорта, что в настоящее время создает большую загруженность автомобильных дорог, способствует более быстрому износу дорожного полотна, снижению средних скоростей движения, что в свою очередь приводит к увеличению числа дорожно-транспортных происшествий и ухудшению экологической обстановки.
Общая протяженность улиц, проездов по состоянию на 01.01.2022 составила 171,6 км, из них ливневой канализацией обеспечено 11,4 км. Общая протяженность освещенных частей улиц, проездов, набережных на конец 2021 года составила 163,8 км, увеличившись на 0,8 км.
По состоянию на 01.01.2022 доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования "Город Магадан", не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения составила 17,5%, снизившись на 0,5 п. п.
Наименование показателей |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
Темпы роста, 2021/2020, % |
Объем переработанных грузов Магаданским морским торговым портом, тыс. т |
981,7 |
1004,6 |
1110,5 |
1189,7 |
1254,0 |
105,4 |
Объем переработанных грузов и почтовых отправлений аэропортом Магадан, т |
9239,2 |
8810,0 |
8995,3 |
9903,7 |
11527,6 |
116,4 |
Объем пассажирских авиаперевозок, тыс. чел. |
380,5 |
390,3 |
427,8 |
342,9 |
472,7 |
137,9 |
Объем грузовых перевозок автомобильным транспортом, тыс. т |
1163,4 |
895,8 |
863,4 |
1161,6 |
1093,4 1 |
94,1 |
Грузооборот автомобильного транспорта, млн т-км |
54,4 |
56,9 |
83 |
67,7 |
101,4.1 |
149,8 |
Объем пассажирских перевозок автобусным транспортом, тыс. чел. |
7026,9 |
6359,3 |
5823,1 |
4025,4 |
5118,0 |
127,1 |
Пассажирооборот автобусного транспорта, млн пасс-км |
55,2 |
53,5 |
48,2 |
37,4 |
50,5 |
135,0 |
-----------------------------
1По оценке мэрии города Магадана.
-----------------------------
Перевозки пассажиров автомобильным транспортом значительно выросли по сравнению с предыдущим годом (127,1% к 2020 году), пассажирооборот составил 50,5 млн пасс-км (135,3% к 2020 году). Однако количество перевезенных пассажиров автомобильным транспортом не достигло значений до введения ограничительных мер (87,9% к 2019 году), в то же время пассажирооборот превысил уровень 2019 года на 4,9%.
В Магадане по состоянию на 01.01.2022 в сфере информации и связи зарегистрированы 71 организация.
В 2021 году оборот крупных и средних организаций в области информации и связи составил 3 млрд рублей (102,3% к уровню 2020 года).
Треть объема платных услуг, оказанных населению крупными и средними организациями, приходилась на услуги связи: телекоммуникационные услуги составили 1935,7 млн рублей (98,1% к 2020 году), услуги почтовой связи - 101,5 млн рублей (100,9% к 2020 году).
1.6. Социальная сфера
В настоящее время социальная инфраструктура города Магадана представлена следующими объектами:
- 18 общеобразовательных учреждений (11215 учащихся);
- 2 начальные школы-детский сад
- 31 учреждение дошкольного образования (5535 воспитанников);
- 8 спортивных школ (3611 учащихся);
- 5 учреждений дополнительного образования (МБУДО "Социально-педагогический центр", МБУДО "Магаданский военно-спортивный технический центр "Подвиг", МБУДО "Детско-юношеский центр", МАУДО "Детский экологический центр", МАУДО "Дворец детского (юношеского) творчества").
- 6 профессиональных образовательных организаций (3064 студента);
- 1 ВУЗ (2584 студента);
- 8 больничных организаций (1130 коек);
- 4 амбулаторно-поликлинических организаций (2386 посещений в смену);
- 2 музея, 2 театра, 12 библиотек, 7 учреждений культурно-досугового типа.
В городе созданы условия для раскрытия культурного, нравственного, физического и интеллектуального потенциала детей и молодежи, для её участия в общественно-политической и творческой жизни города. Сформирована эффективная система взаимодействия органов местного самоуправления с общественными объединениями и некоммерческими организациями: развитие гражданских инициатив, привлечение к участию в выработке решений, реализации общественно значимых программ.
Школьники, студенты проявляют инициативу, ведут активную социальную жизнь, трансформируют городскую среду через волонтерство, вовлекаются в научно-исследовательскую деятельность, реализацию социально значимых проектов.
Магадан является научным центром Северо-Востока России. Научными исследованиями и разработками в области естественных и технических наук занимаются Институт биологических проблем Севера ДВО РАН, СВКНИИ ДВО РАН, Научно-исследовательский центр "Арктика" ДВО РАН, ФГУП "МагаданНИРО" и др.
За последние годы в Магадане улучшаются условия, созданные для занятий физической культурой и массовым спортом. Развивается инфраструктура массового спорта, совершенствуется спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа среди всех категорий и возрастных групп населения. В сентябре 2021 года введен в эксплуатацию физкультурно-оздоровительный комплекс с плавательным бассейном по ул. Октябрьской, 14а. Возводятся современные спортивные площадки, площадки для сдачи ГТО на дворовых и пришкольных территориях, оборудуются мини-футбольные поля с искусственным покрытием.
К проблемам социальной инфраструктуры города можно отнести изношенность материально-технической базы, здания большинства организаций постройки 50-60-х годов и требуют проведения капитальных ремонтных работ.
Следует отметить, что фактическая обеспеченность жителей парками культуры и отдыха от нормативной потребности в 2021 году составила - 67%.
На протяжении последних 30 лет в городе Магадане не велось строительство общеобразовательных учреждений, и лишь в 2021 году введена в эксплуатацию Начальная школа-детский сад в мкр. Снежный.
Современные требования к организации образовательного процесса предполагают посещение общеобразовательных организаций в одну смену. Однако в 2021/2022 учебном году в Магадане во вторую смену обучались 2411 человек (21% от общего количества школьников).
На развитие учреждений оказывает отсутствие квалифицированных специалистов. В сравнении с другими дальневосточными региональными центрами Магадан проигрывает как по обеспеченности врачами узких специальностей, так и по количеству среднего медицинского персонала на душу населения. Сегодня Магаданская область относится к числу регионов, которые реализуют социальную поддержку молодых специалистов, однако эти меры не позволяют снять проблему до конца. Кроме того, городу, как центру медицинского обеспечения всей Магаданской области, необходима модернизация и строительство новых, современных лечебных учреждений, отвечающих потребностям жителей региона в высокотехнологичной медицинской помощи.
1.7. Малый и средний бизнес
По сведениям Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ФНС России в Магадане число субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) в начале 2022 года составило 5212 единиц (80% от числа субъектов Магаданской области), в том числе 3452 индивидуальных предпринимателя (78% от численности Магаданской области), 1760 юридических лиц (85%). За отчетный год количество МСП снизилось на 0,04% или на 2 единицы.
Наименование показателей |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
Темпы роста, 2021/2020, % |
количество субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе: |
5602 |
5482 |
5371 |
5214 |
5212 |
100,0 |
индивидуальные предприниматели, чел. |
3564 |
3509 |
3451 |
3338 |
3452 |
103,4 |
юридические лица, из них: |
2038 |
1973 |
1920 |
1876 |
1760 |
93,8 |
средние предприятия, ед. |
14 |
13 |
14 |
14 |
17 |
121,4 |
малые предприятия, ед. |
231 |
222 |
192 |
181 |
169 |
93,4 |
микропредприятия, ед. |
1793 |
1738 |
1714 |
1681 |
1574 |
93,6 |
Основная проблема развития малого и среднего предпринимательства заключается в недостаточности собственных финансовых средств на создание собственного дела, высоких процентах коммерческого кредита, что ограничивает возможность вовлечения в предпринимательство незанятого населения и молодежи города Магадана.
Территориальная удаленность региона, высокие транспортные расходы служат дополнительным препятствием в развитии бизнеса, ограничивают возможности малого и среднего предпринимательства в поиске потенциальных партнеров, а также в активном участии субъектов малого и среднего предпринимательства в выставочно-ярмарочной деятельности за пределами муниципального образования "Город Магадан".
1.8. Жилищно-коммунальная инфраструктура
Основными предприятиями коммунального комплекса муниципального образования "Город Магадан", предоставляющими услуги по теплоснабжению, электроснабжению, водоснабжению и водоотведению являются МУП города Магадана "Магадантеплосеть", МУП города Магадана "Водоканал", ПАО "Магаданэнерго" и АО "Магаданэлектросеть".
Протяженность магистральных тепловых сетей ПАО "Магаданэнерго" составляет 17,45 км в двухтрубном исчислении (физический износ которых составляет 65,25%). На балансе МУП города Магадана "Магадантеплосеть" находится: 11 котельных, 11 ЦТП, 3 подкачивающие насосные станции и 199,20 км тепловых сетей в двухтрубном исчислении (физический износ которых составляет 57,4%). В Магадане эксплуатируются 454 трансформаторных подстанций и 1556,3 км электрических сетей (физический износ которых порядка 44%).
В муниципальном образовании "Город Магадан" функционирует 10 водопроводов. Протяженность сетей холодного водоснабжения составляет 234,7 км.
По всем видам инженерной инфраструктуры отмечается высокий уровень износа сетей и оборудования: до 100% системы централизованного водоснабжения, более 70% ЛЭП и порядка 65% силового оборудования. Это служит причиной избыточных потерь и дополнительных издержек на содержание инженерных систем и оказание коммунальных услуг.
Главной проблемой ресурсоснабжающих организаций является недостаток финансовых средств, необходимых для капитальных вложений. Основными источниками финансирования мероприятий по замене и ремонту ветхих сетей, а также реконструкции и модернизации отдельных объектов являются амортизационные отчисления, отчисления части прибыли, а также кредиты. Доля амортизационных отчислений в общем объеме финансирования не превышает 10-12% ввиду большого износа сетей и основных средств. Платежеспособность по кредитам, а также финансовый итог по балансу - прибыль предприятия, напрямую зависит от тарифной политики. Затраты по капитальным ремонтам основных средств (сетей) ежегодно закладывается в расходную часть тарифа.
Однако значительное увеличение данной статьи расходов приведет к увеличению экономически обоснованного тарифа в разы, что не допускается органом регулирования и действующим законодательством. В связи с чем для эффективной модернизации объектов тепло-водоснабжения и водоотведения и снижения уровня существующего износа сетей необходима финансовая поддержка бюджетов.
В целях обеспечения коммунальными ресурсами объектов, планируемых к строительству на территории муниципального образования "Город Магадан", заключены концессионные соглашений в сфере электро- и теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
Жилищный фонд муниципального образования "Город Магадан" на 01.01.2022 насчитывает 2494,5 , и включает в себя 1045 многоквартирных домов (далее - МКД), в том числе 52 МКД - дома блокированной застройки, а также частный сектор. Обеспеченность общей площадью жилья в 2021 году составила 25,4
на человека. Более 90% площади жилищного фонда, оборудовано центральным отоплением, 93% и 92,5% - водопроводом и горячим водоснабжением соответственно. Около 0.6% или 15,3
- аварийный и непригодный для проживания жилищный фонд.
Наименование показателей |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
Темпы роста, 2021/2020, % |
Общая площадь жилищного фонда, |
2482,8 |
2483,3 |
2488,6 |
2492,4 |
2494,5 |
100,0 |
Обеспеченность общей площадью 1 жителя, |
24,9 |
25,2 |
25,1 |
25,2 |
25,4 |
100,8 |
Общая площадь непригодного для проживания и аварийного фонда, |
10,5 |
9,5 |
13,6 |
16,9 |
16,9 |
100,0 |
Общая площадь жилищного фонда, в котором зарегистрированы товарищества собственников жилья, |
264,5 |
261,3 |
259,7 |
257,6 |
259,9 |
100,9 |
Число зарегистрированных товариществ собственников жилья, ед. |
45 |
44 |
43 |
43 |
41 |
95,3 |
Площадь жилищного фонда, оборудованная центральным отоплением, % |
93,9 |
93,8 |
93,6 |
89,9 |
90,4 |
100,6 |
Площадь жилищного фонда, оборудованная водопроводом, % |
93,1 |
93,1 |
93,1 |
93,1 |
93,1 |
100,0 |
Площадь жилищного фонда, оборудованная канализацией, % |
92,5 |
92,5 |
92,5 |
92,5 |
92,5 |
100,0 |
Площадь жилищного фонда, оборудованная горячим водоснабжением, % |
92,4 |
92,3 |
92,3 |
92,3 |
92,5 |
100,2 |
Количество расселенных жилых домов, непригодных для проживания, и аварийного жилищного фонда, ед. |
3 |
3 |
6 |
4 |
4 |
100,0 |
Количество граждан, переселенных из непригодного для проживания и аварийного жилищного фонда, чел. |
42 |
23 |
50 |
23 |
57 |
247,8 |
Число семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, ед. |
991 |
859 |
713 |
655 |
597 |
91,1 |
Число семей из числа состоящих на учете, получивших жилые помещения по договорам социального найма, семей |
45 |
52 |
53 |
39 |
28 |
71,8 |
Число помещений, предоставленных по договорам найма специализированного жилищного фонда (дети-сироты), ед. |
109 |
36 |
24 |
24 |
88 |
в 3,7 р. |
В муниципальном образовании "Город Магадан" за 2021 год на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях приняты 33 семьи. По состоянию на 01.01.2022 на учете состояли 597 семей, в том числе 140 семей в установленном порядке признаны малоимущими.
Более 93% жилых зданий города были построены в период с 1941 по 1995 годы. Значительная часть из них - панельные дома первых индустриальных серий с ограниченным сроком эксплуатации, составляющим 50-70 лет.
2. Основные проблемы города Магадана и SWOT-анализ развития
В результате анализа социально-экономического развития города Магадана выявлены следующие основные проблемы.
Экономика:
1. Низкая доля ВГП отраслей обрабатывающей промышленности.
2. Вывоз капитала из Магадана и области лицами, работающими вахтовым методом.
3. Отсутствие необходимых кадров в Магадане.
4. Сложная и экономически затратная схема транспортной логистики.
Социальная сфера и уровень жизни:
1. Высокие расходы населения на продукты питания и жилищно-коммунальные услуги.
2. Недостаток учреждений социальной инфраструктуры, несоответствие их современным стандартам.
Городская инфраструктура:
1. Высокий износ инженерной и транспортной инфраструктуры.
2. Недостаточное количество общественных и дворовых пространств.
Наиболее острой проблемой, негативно влияющей на социально-экономическое развитие города, является территориальная удаленность региона и отток населения.
Анализ сочетания сильных и слабых сторон города Магадана, позволяет сделать вывод о возможном повышении конкурентоспособности города.
Сосредоточение внимания на конкурентных преимуществах города обеспечит возможность притока в город финансовых, материально-товарных, информационных, интеллектуально-трудовых и других ресурсов.
PEST-анализ внешних факторов, влияющих на развитие города Магадана
Политика P |
Экономика E |
1. Переориентация российской экономики на восточные рынки благоприятно скажется на развитии экономики города. |
1. Перспективы развития экономики города зависят от динамики развития региона. |
2. Повышение роли региона в формировании золотовалютных запасов страны приведет к росту налоговых поступлений в региональный и городской бюджеты. |
2. Рост уровня инфляции в Российской Федерации отразится на конкурентоспособности производимой продукции на территории Магадана. |
3. Репутация лидеров региона и города влияет на активное привлечение средств федерального бюджета на инфраструктурное развитие города. |
3. Безработица находится на стабильно низком уровне, количество вакансий превышает число зарегистрированных безработных. |
Социум S |
Технологии T |
1. Сокращение человеческого капитала. |
1. Цифровизация экономики требует наличия соответствующих компетенций и увеличения затрат на обновление оборудования. |
2. Большие возможности для профессионального карьерного роста. |
2. Высокий износ объектов коммунальной инфраструктуры ведет к снижению качества услуг, росту тарифов, ухудшению экологической ситуации. |
3. Запрос жителей на здоровый образ жизни влияет на привлечение значительных инвестиций в развитие спортивных, досуговых объектов и создание современных городских пространств. |
В условиях поиска новых источников роста у города появляется "окно возможностей" для реализации проектов с комплексной экологической, социальной и экономической эффективностью.
В целях создания условий для последовательного повышения качества жизни горожан, устойчивого развития экономики города Магадана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", постановлением Правительства Магаданской области от 05.03.2020 N 146-пп "Об утверждении стратегии социально-экономического развития Магаданской области на период до 2030 года" разработан План развития муниципального образования "Город Магадан" до 2030 года (далее - План). В основу Плана положены материалы Мастер-плана города Магадана до 2030 года (актуализация от 2022 года).
При разработке Плана использовалась база статистических данных за 2019 - 2021 годы, предоставленных Управлением Федеральной службы государственной статистки по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу (далее - Хабаровскстат), информация отраслевых (функциональных) органов мэрии города Магадана и хозяйствующих субъектов. Учтены основные тенденции социально-экономического развития муниципального образования "Город Магадан", сложившиеся в 2019 - 2021 годы, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, разработанный Министерством экономического развития Российской Федерации.
3. Миссия города Магадана в долгосрочной перспективе, цели и задачи социального экономического развития до 2030 года.
Исходя из результатов анализа проблем и перспектив развития города, определена следующая Миссия Магадана:
- "умный" и комфортный для проживания город, современный многофункциональный центр региона, способный интегрироваться в глобальную экономику АТР и создать комфортную среду обитания для его жителей;
- ведущий сервисный центр освоения севера Дальнего Востока.
Основными целями Плана до 2030 года являются:
Для реализации поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- увеличить вклад в ВГП транспортной и логистической отраслей, строительства, туризма и сельского хозяйства;
- диверсифицировать рыбную отрасль;
- обеспечить условия для роста субъектов малого и среднего предпринимательства при реализации крупных инфраструктурных проектов;
- обеспечить строительство современного комфортного жилья, в том числе арендного, для переселения граждан из аварийного жилого фонда и создания условий для привлечения в город молодых специалистов, востребованных на рынке труда (врачей, учителей, тренеров спортивных школ и т.п.);
- реконструировать инженерную инфраструктуру в целях снижения аварийности, недопущения экологических проблем, а также обеспечения возможности подключения вводимых объектов к системам жизнеобеспечения;
- модернизировать имеющиеся и создать новые современные объекты здравоохранения, образования, культуры, социальной поддержки и спорта;
- благоустроить дворовые территории и общественные пространства.
4. Основные направления социально-экономического развития
Анализ отраслевой структуры ВГП муниципального образования "Город Магадан" показал, что основу городской экономики составляют 4 отрасли, формирующие 90% ВГП: торговля, сельское хозяйство и рыболовство, электроэнергетика, транспортировка и хранение.
Наибольший удельный вес приходится на торговлю: 64% от общего объема оборота организаций. Сельское хозяйство и рыболовство формируют 14% общего оборота, энергетика - 7%. Доля логистических предприятий - 4%. В данных отраслях задействована треть работающего населения города.
С учетом прогнозируемого роста объемов добычи полезных ископаемых и развития города, как транспортного узла, роль данных отраслей будет расти и усиливаться.
При этом треть работоспособного населения города занята в сфере госуправления, образования, здравоохранения, культуры и спорта. Государственный сектор формирует порядка 20 тыс. стабильных рабочих мест, позволяя сохранять низкий уровень безработицы и обеспечивать сравнительно высокую среднюю заработную плату в городе.
Основные направления развития Магадана до 2030 года будут формироваться в 3 основных отраслях:
- Горнорудный кластер;
- Рыбная промышленность;
- Логистика.
В рамках реализации Плана предусмотрена реализация инвестиционных проектов в поддерживающих направлениях развития:
- Продовольственное самообеспечение;
- Туризм;
- Городская среда.
Развитие данных отраслей важно для ускорения темпов роста экономики города.
4.1. Горнорудный кластер
В настоящее время Магаданская область занимает 1 место в России по добыче серебра и россыпного золота, 2 место - по объему разведанных запасов золота.
Прогнозные ресурсы золота на территории Магаданской области составляют 4320 тонн, серебра - 13084 тонны, ресурсный потенциал меди - 23 млн тонн. В прогнозный период на территории города Магадана в результате диверсификации горнодобывающей отрасли и ввода в экономический оборот ключевых месторождений должны появиться новые компании, осуществляющие поставку, пусконаладку и сервис горного оборудования.
Будет создана система подготовки кадров для горнодобывающей промышленности, Центр обработки геологических данных, Сервисный центр горнорудного оборудования. Будет введен в эксплуатацию завод по производству имплантов для травматологии и ортопедии, производство двигателей, деталей, узлов, механизмов для горнорудной техники. Открыта ювелирная школа на базе производств ювелирной промышленности.
Объем добычи полезных ископаемых вырастет, в том числе добыча золота увеличится на 15%, с 52,1 до 60 тонн к 2030 году, добыча серебра - на 3,2%, с 678 до 700 тонн к 2030 году, добыча меди с 563 тонн до 150 тыс.тонн. Произойдет расширение номенклатуры и рост в 1,5 раза производства готовой продукции из металлов.
Целевые показатели развития горнорудного кластера
Показатель |
2022 год |
2030 год |
Темпы роста, % |
Вклад отрасли в ВГП, млн руб. |
426 |
1191,6 |
В 2,8р. |
Инвестиции в основной капитал, млн руб. |
84,4 |
211 |
В 3,2р. |
Число занятых, тыс. чел. |
0,79 |
1,1 |
139,2 |
4.2. Рыбная промышленность
В примагаданской акватории Охотского моря добывается около 100 тыс. тонн водных биоресурсов, объем переработки рыбы и морепродуктов составляет около 88 тыс. тонн ежегодно. Воспроизводство морских запасов развито слабо.
В прогнозный период будет построен индустриальный парк "Рыбный порт Магадан" - рыбопромышленный комплекс, полностью обеспечивающий добычу, хранение, переработку и реализацию продукции из водных биоресурсов.
К 2030 году прогнозируется кратное увеличение судозаходов и спектра оказываемых услуг. Объем рыбопереработки вырастет на 37% и составит 120 тыс. тонн в год.
Введен в эксплуатацию завод по переработке и рафинированию Омега-3.
Прогнозируется активное развитие рыбоводства и разведения аквакультуры (кальмара, краба). Начнется строительство рыбоперерабатывающих комплексов, а также производство удобрений из отходов рыбопереработки. Будет активно развиваться процесс дистрибуции, появятся новые узнаваемые бренды рыбной продукции.
Целевые показатели развития рыбопромыслового кластера
Показатель |
2022 год |
2030 год |
Темпы роста, % |
Вклад отрасли в ВГП, млн руб. |
11297 |
21795 |
192,9 |
Инвестиции в основной капитал, млн руб. |
640 |
1087,7 |
169,9 |
Число занятых, тыс. чел. |
2,18 |
2,59 |
118,8 |
4.3. Внешний транспорт и логистика
Отсутствие железнодорожного транспорта и высокая стоимость доставки грузов оказывают сильное влияние на уровень цен в регионе, стоимость потребительской корзины. Исходя из особенностей географического положения международный аэропорт "Магадан" является безальтернативным объектом транспортной инфраструктуры в части пассажирских перевозок.
В настоящее время международный аэропорт и Магаданский морской торговый порт нуждаются в реконструкции.
Планом предусмотрено увеличение мощности морского торгового порта путем строительства складского комплекса и реконструкции причалов. В рамках национального проекта "Безопасные и качественные дороги" продолжится строительство и реконструкция автодорог.
Одним из приоритетных проектов Плана является проект комплексного развития и реконструкции объектов авиатранспортной инфраструктуры аэропорта "Магадан". В 2021 году подписано инвестиционное соглашение, в рамках которого планируется построить новый пассажирский терминал с пропускной способностью 800 пассажиров в час, установить два телетрапа, оборудовать комфортные залы ожидания, модернизировать оснащение грузового комплекса, позволяющего перерабатывать 12 тыс. тонн грузов и почты в год.
В результате данных мероприятий объем грузооборота Магаданского морского торгового порта вырастет в 2,3 раза и составит 3 млн тонн в год. Объем пассажирских перевозок авиатранспортом составит до 800 тыс. пассажиров в год, увеличившись в 1,7 раза.
Целевые показатели развития транспорта и логистики
Показатель |
2022 год |
2030 год |
Темпы роста, % |
Вклад отрасли в ВГП, млн руб. |
7724 |
22401 |
В 2,9р. |
Инвестиции в основной капитал, млн руб. |
4645,5 |
17652,9 |
В 3,8р. |
Число занятых, тыс. чел. |
6,23 |
8,72 |
140,0 |
4.4. Туристический кластер
Магадан и Магаданскую область ежегодно посещает около 1,5 тыс. человек, из которых 2/3 - иностранцы. В 2020 - 2021 годах из-за пандемии показатель иностранного туризма снизился, но при этом в разы вырос внутрирегиональный туризм. Климатические условия территории способствуют развитию зимних видов спорта, а рельеф местности и длительность зимнего сезона предоставляют уникальную возможность проведения спортивных соревнований и тренировок по зимним видам спорта таким как лыжный (горные лыжи, биатлон, лыжные гонки, прыжки на лыжах с трамплина и др.), сноубординг (горный сноуборд, сноуборд-кросс, слалом и др.), катание на санях (бобслей, санный спорт, скелетон и т. д.).
Одним из сдерживающих факторов развития туристической отрасли в городе является помимо недостаточно развитой инфраструктуры низкий уровень сервисных услуг.
Формирование туристической сферы города будет происходить одновременно по 2 направлениям:
- туризм - как досуг,
- туризм - как спорт.
Развитие туристической и спортивной инфраструктуры в городе будет способствовать развитию как любительского спорта, так и спорта высших достижений. В прогнозный период будут введены ФОК "Президентский", всесезонный трамплин в мкр. Солнечный, лыжный стадион им. Е. Вяльбе в мкр. Снежная Долина.
Важное значение для развития туризма в городе имеет обеспеченность номерами высшей категории. В 2023 году начнется строительство четырехзвездочной гостиницы международного уровня на 120 номеров в бухте Нагаева, и в дальнейшем еще двух отелей.
Неотъемлемой частью развития туристической сферы станет морской туристический центр в бухте Нагаева.
За счет роста туристического потока расширится сегмент ресторанов и кафе, производства местной сувенирной продукции.
В период до 2030 года необходимо развитие сервиса проката автомобилей, объектов горнолыжного, этнографического, круизного туризма. За счет субсидирования авиаперелетов стоимость авиабилета для туриста будет значительно уменьшена.
Развитие туристического кластера позволит повысить качество жизни жителей, создать новые рабочие места, таким образом в полной мере задействовать рекреационный потенциал.
Целевые показатели развития туризма
Показатель |
2022 год |
2030 год |
Темпы роста, % |
Вклад отрасли в ВГП, млн руб. |
4168,5 |
10838 |
В 2,6р. |
Инвестиции в основной капитал, млн руб. |
1681,7 |
4708,3 |
В 2,8р. |
Число занятых, тыс. чел. |
2,99 |
4,09 |
136,8 |
4.5. Развитие городской среды
Кластер "Городская среда" включает в себя следующие направления: самообеспечение продовольствием, жилищно-коммунальное хозяйство, благоустройство территории, содержание социальной инфраструктуры.
В настоящее время проблемами развития городской среды являются:
- высокие тарифы на услуги ЖКХ, при высоком уровне износа инженерных сетей;
- низкое качество существующего жилищного фонда;
- высокий уровень неблагоустроенных общественных пространств и дворовых территорий;
- дорогостоящие продукты питания, в основном привозные;
- дефицит объектов социальной инфраструктуры, плохое благоустройство дворов и общественных территорий.
К 2030 году планируется снижение стоимости продуктов питания благодаря развитию местного производства, современных объектов хранения (реконструкции овощехранилищ), строительству тепличных комплексов для круглогодичного выращивания овощей, внедрению линий по их переработке.
Произойдет повышение качества и комфорта городской среды, повысится разнообразие мест для проведения досуга и отдыха.
В настоящие время на территории муниципального образования "Город Магадан" завершено строительство 2 очереди парка "Маяк" и парка этнической культуры народов Северо-Востока "Дюкча" (1 очередь), ведется строительство культурно-туристического центра "Премьер" в рамках проекта "Морской фасад Магадана". Реализация указанных мероприятий приведет к повышению обеспеченности учреждениями культуры по всем показателям.
В целях сокращения количества обучающихся во вторую смену, приведения наполняемости школ в соответствие с требованиями СанПиН и проектной мощностью, создания более качественных условий для образовательного процесса, Планом предусматривается строительство современных образовательных организаций.
В Магадане, как центре медицинского обеспечения всей Магаданской области, будет обеспечена модернизация действующих и строительство новых, современных лечебных учреждений, отвечающих потребностям жителей региона в высокотехнологичной медицинской помощи.
С 2021 года с привлечением средств инфраструктурного бюджетного кредита ведется строительство областного родильного дома на 80 коек с женской консультацией на 100 посещений в смену с дневным стационаром на 10 мест.
С использованием механизма Дальневосточной концессии планируется возведение пяти новых объектов здравоохранения:
- поликлиника в микрорайоне Гороховое поле;
- объединенная инфекционная больница;
- хирургический корпус областной больницы;
- взрослая городская поликлиника с консультативно-диагностическим центром;
- детская централизованная поликлиника с консультативно-диагностическим центром.
За счет модернизации инженерной инфраструктуры, внедрения технологий "умного города" снизится стоимость жилищно-коммунальных услуг.
Одними из важнейших мероприятий модернизации ЖКХ является:
- строительство водопроводных очистных сооружений на реке Каменушка;
- строительство второго магистрального водопровода от гидротехнических сооружений до 3-го транспортного переулка протяженностью 4200 м;
- строительство тепломагистрали N 5 "Нагаевская".
Проект по реконструкции и модернизации улично-дорожной сети города Магадана будет предусматривать обустройство новых и реконструкцию существующих пешеходных переходов, обеспечение объезда грузовым транспортом центральных улиц путем строительства объездных дорог и др. мероприятия.
Магадан вновь станет центром активного строительства, реализации масштабных городских проектов, значимых как для горожан, так и для жителей региона. В первую очередь, это проекты застройки двух крупных микрорайонов города - Гороховое поле и Нагаева. Кроме того, произойдет комплексная ревитализация жилой застройки Третьего микрорайона.
Тенденции изменения численности и доходов населения в определенной степени влияют на темпы роста жилищного строительства. Учитывая прогнозируемое увеличение численности населения к 2030 году, новое жилищное строительство направлено на увеличение жилищной обеспеченности, а также обеспечение жильем граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилье.
В рамках реализации инвестиционного проекта "Комплексное освоение территории Гороховое поле" предусмотрено строительство объектов электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения необходимых для обеспечения ресурсами электроэнергией планируемых к строительству жилья и объектов социальной инфраструктуры. Суммарно при реализации проекта "Комплексное освоение территории Гороховое поле" будет выполнено строительство более 10 тыс. м.2 коммунальных объектов.
Застройка территорий на площади около 68 га будет осуществляться в соответствии со стандартом комплексного развития территорий, устанавливающим современные принципы формирования территорий жилой и многофункциональной застройки. Открытые городские пространства, жилье и социальная инфраструктура будут отвечать повышенным требованиям к комфорту проживания человека на Севере. Согласно Плану, новый мкр. "Гороховое поле" - это не только комфортное жилье, но и новый культурный центр, ФОК "Президентский", детский сад, школа, центр для особых детей, разнообразные торговые площадки, кафе и рестораны.
Важный аспект комплексного развития мкр. Гороховое поле - обновление примыкающих к территории открытых пространств. Набережная реки Магаданки, в 10-минутной шаговой доступности от которой проживает половина населения города, становится новой зоной для прогулок и занятий спортом. Вдоль набережной реки проектируются несколько парков, которые будут не только местом отдыха горожан, но и обеспечат комфортный пешеходный транзит от исторического центра города.
Микрорайон Нагаева в 2030 году - это комфортный жилой район с малоэтажной коттеджной застройкой площадью 51 тыс. кв. м. Этот район, привлекательный морской фасад города, элементами притяжения которого становятся благоустроенная набережная и организованные вдоль нее парки и скверы, а также ряд знаковых объектов - в том числе яхт-клуб и современный четырехзвездочный отель.
Ревитализация Третьего микрорайона предусматривает комплексное благоустройство квартала, обустройство автомобильных парковок, строительство школы на 530 мест, реконструкцию инженерной инфраструктуры и ремонт фасадов 35 МКД.
Реализация мероприятий Плана позволит ввести в эксплуатацию к 2030 году более 230 тыс. м2 нового современного жилья (в том числе арендного). Указанные объемы жилищного строительства позволят переселить из аварийного жилья около 7 тыс. человек. Современное жилье появится в рамках развития территории "Гороховое поле", реновации микрорайона Нагаева, комплексной ревитализации Третьего микрорайона.
Целевые показатели развития городской среды
Показатель |
2022 год |
2030 год |
Темпы роста, % |
Вклад отрасли в ВГП, млн руб. |
24957 |
60152 |
241 |
Инвестиции в основной капитал, млн руб. |
3304,6 |
8922,4 |
В 2,7р. |
Число занятых, тыс. чел. |
18,03 |
22,69 |
125,8 |
5. Ожидаемые результаты реализации Плана развития города Магадана и ключевые показатели эффективности к 2030 году
Реализация инвестиционных проектов, предусмотренных Планом, позволит диверсифицировать экономику города, увеличить ВГП в 1,5 раза до 268 млрд рублей (158 млрд рублей - в ценах 2020 года), создать дополнительно около 4,0 тыс. рабочих мест и обеспечить предпосылки для роста численности населения города. Прогнозируемые показатели социально-экономического развития города Магадана до 2030 года изложены в приложении к настоящему Плану.
В среднесрочном периоде при сохранении сложившегося в 2018 - 2019 годы уровня смертности и рождаемости предполагается ежегодный прирост населения, а также положительное сальдо миграции с постепенным приростом числа мигрантов из центральных регионов страны и ближайшего зарубежья. К 2030 году численность жителей вырастет и составит 110,1 тыс. человек.
Росту численности жителей города будет способствовать реализация национальных проектов, плана социального развития центров экономического роста Магаданской области (постановление Правительства Магаданской области от 26.12.2019 N 917-пп).
Национальные цели |
Цели города Магадана |
Ключевые показатели эффективности (KPI) |
Сохранение населения, здоровье и благополучие людей |
Рост экономики на основе модернизации и расширения производства в традиционных базовых отраслях и развитие смежных отраслей |
Численность населения 2021 год - 98,5 тыс. человек 2030 год - 110,1 тыс. человек |
Возможности для самореализации и развития талантов |
Удержание молодых специалистов в городе за счет увеличение возможности для обучения профессиям и мест приложения труда |
Доля выпускников учреждений ВПО и СПО, трудоустроенных на предприятия Магаданской области 2021 год - 73,3% 2030 год - 95,0% |
Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство |
Создание лучших условий для предпринимательства и развитие приоритетных отраслей экономики |
Количество рабочих мест 2021 год - 60,2 тыс. мест 2030 год - 64,1 тыс. мест Заработная плата 2021 год - 112,8 тыс. рублей 2030 год - 241 тыс. рублей |
Цифровая трансформация |
Внедрений технологий "умного" города, цифровизация городских сервисов, в том числе сервисов коммуникации между органами МСУ и населением |
Доля муниципальных услуг, оказываемых в электронной форме 2021 год - 25% 2030 год - 90% |
Комфортная и безопасная среда для жизни |
Обновление городской среды, повышение уровня благоустройства города |
Качество городской среды 2021 год - 189 баллов 2030 год - 249 баллов |
6. Механизмы реализации Плана
Достижение целей развития города Магадана к 2030 году возможно при комплексном использовании современных организационных, правовых и финансовых механизмов.
На территории муниципального образования "Город Магадан" реализуется ("дорожная карта") по внедрению Стандарта деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, утвержден план (концепция) развития предпринимательской и инвестиционной деятельности до 2030 года, определяющий основные проблемы, связанные с инвестиционной привлекательностью муниципального образования "Город Магадан", задачи, которые необходимо решить для достижения цели, и ключевые показатели, характеризующие его реализацию.
При реализации Плана предполагается использовать механизм государственно-частного партнерства, предполагающий взаимовыгодное развитие партнерских отношений государства и предпринимательства на условиях четкого разделения компетенций, рисков и ответственности.
В настоящее время на территории муниципального образования "Город Магадан" реализуются 14 концессионных соглашений в разных сферах жизнедеятельности города, заключенные на срок до 14 лет. Использование данного механизма позволит максимально ускорить создание новых и модернизацию действующих инфраструктурных объектов, имеющих первоочередное значение для экономики города.
План будет реализовываться в соответствии с перечнем мероприятий, утвержденных постановлением мэрии города Магадана.
Совокупное воздействие на развитие города суммы факторов, как внешних (ввод в эксплуатацию новых месторождений полезных ископаемых, повышение транспортной доступности), так и внутренних (резкое увеличение объемов жилищного строительства и объектов социальной инфраструктуры) повлечет за собой рост инвестиционной привлекательности Магадана, что сделает возможным повышение эффективности функционирования инженерных и иных систем жизнеобеспечения города.
Магадан к 2030 году будет крупным административным, культурным, транспортным и научно-образовательным центром Дальневосточной Арктики. Динамично развивающимся, экологичным и комфортным городом. Городом, в котором хочется жить и куда мечтают приехать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.