В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Законом Республики Тыва от 11 апреля 2016 г. N 160-ЗРТ "О стратегическом планировании в Республике Тыва" Правительство Республики Тыва постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития строительной отрасли Республики Тыва на период до 2030 года.
2. Разместить настоящее постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и официальном сайте Республики Тыва в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Глава Республики Тыва |
В. Ховалыг |
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Тыва
от 10 февраля 2023 г. N 78
Стратегия
развития строительной отрасли Республики Тыва на период до 2030 года
1. Общие положения
Стратегия развития строительной отрасли Республики Тыва на период до 2030 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с Федеральным законом от 28 июля 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Законом Республики Тыва от 11 апреля 2016 г. N 160-ЗРТ "О стратегическом планировании в Республике Тыва", постановлением Правительства Республики Тыва от 24 декабря 2018 г. N 638 "О стратегии социально-экономического развития Республики Тыва до 2030 года", Стратегией развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату ФЗ N 172-ФЗ следует читать "28 июня 2014 г."
Стратегия направлена на обеспечение достижения к 2030 году национальных целей и стратегических задач, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
Срок реализации Стратегии - 2023 - 2030 годы (I этап - 2023 - 2025 гг., II этап - 2026 - 2030 гг.).
Цели Стратегии:
1) увеличение объемов жилищного строительства;
2) повышение комфорта, качества и уровня жизни граждан;
3) формирование высокотехнологичных, конкурентоспособных отраслей строительства;
4) минимизация негативного воздействия на окружающую среду.
Для достижения указанных целей Стратегии определены следующие основные задачи:
1) повышение уровня доступности жилья для населения и обеспечение комфортности условий жизнедеятельности;
2) создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования жилищного и социального строительства (средств населения, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, отечественных и иностранных предпринимателей, кредитов банков и других источников);
3) создание новых промышленных производств, увеличение темпов и объемов производства строительных материалов.
Сбалансированный и комплексный подход к планированию застройки территорий муниципальных образований позволит полноценно реализовать градостроительный потенциал городов и населенных пунктов и достигнуть объема жилищного строительства к 2030 году 1 401 тыс. кв. м, улучшая при этом общественное пространство для удобства и комфорта жителей.
Обновление застроенных и создание новых территорий позволит качественно изменить облик городов, сформировать точки притяжения граждан путем обеспечения их доступным жильем, необходимой транспортной, социальной и коммунальной инфраструктурой, удовлетворяющей трудовые, социальные и культурные потребности населения.
Направления данной стратегии позволят к 2030 году ежегодно улучшать жилищные условия семей и окажут мультипликативный эффект на социально-экономическое развитие Республики Тыва: будут созданы новые рабочие места, увеличен рост доходов населения и предпринимательской активности, снижен уровень безработицы, увеличены налоговые отчисления в бюджеты всех уровней.
Наращивание объемов строительных работ в строительстве, в том числе жилищном, невозможно без сокращения избыточных требований, процедур и административных барьеров, внедрения инновационных технологий и цифровизации процессов. Сокращение сроков и снижение издержек инвестиционного-строительного цикла объектов капитального строительства (далее - ОКС) позволят обеспечить переход на более качественный уровень, снизить технологическое отставание и повысить эффективность и производительность труда.
В совокупности весь комплекс мероприятий Стратегии, направленный на развитие новых жилищных возможностей и переход на новый ритм строительства, повлияет на увеличение вклада отрасли строительства в валовой региональный внутренний продукт, рост инвестиций и повышение конкурентоспособности. Потенциал в рамках настоящей Стратегии предусматривается значительно высоким.
Кроме того, для улучшения качества городской среды в 1,5 раза к 2030 году необходимо комплексно решать задачи по обеспечению комфорта и безопасности жизни граждан, в том числе путем повышения уровня доступности городской среды, внедрения электронных сервисов и услуг, создания востребованных общественных пространств и рекреационных зон, повышения экономической привлекательности территорий, обеспечения населения качественными коммунальными услугами.
2. Основные задачи Стратегии
Основной задачей Стратегии является улучшение условий жизни населения Республики Тыва, а также достижение целевых показателей строительной деятельности.
Приоритетной задачей Стратегии является наращивание объемов строительства социальных объектов, таких как общеобразовательные школы, детские сады, инженерная инфраструктура, цифровизация строительства и ввод жилья.
Достижение цели Стратегии требует решения следующих задач:
1) обеспечение граждан доступным и комфортным жильем;
2) улучшение надежности условий проживания граждан в жилищном фонде;
3) создание благоприятной и комфортной среды в городах и населенных пунктах путем реализации регионального проекта современной городской среды;
4) повышение уровня качества благоустройства жилищного фонда и предоставления жилищно-коммунальных услуг потребителям;
5) повышение уровня обеспеченности строительными материалами;
6) обеспечение инженерной инфраструктурой для строительства социально значимых объектов, таких как общеобразовательные школы, детские сады, объекты здравоохранения, объекты культуры.
Решение каждой из задач обуславливает выполнение следующих мероприятий, а именно:
стимулирование программ развития жилищного строительства (обеспечение жильем молодых семей, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставление земельных участков инвесторам без проведения торгов в целях жилищного строительства, государственная поддержка застройщиков на обеспечение инженерной инфраструктурой многоквартирных жилых домов за счет средств инфраструктурного бюджетного кредита);
государственная поддержка отдельных категорий граждан Российской Федерации, перед которыми имеются обязательства по обеспечению жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Тыва;
государственная поддержка отдельных категорий граждан Российской Федерации, перед которыми имеются обязательства по обеспечению жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Тыва;
дальнейшее развитие инфраструктуры рынка ипотечного жилищного кредитования для обеспечения непрерывного финансирования строительства жилья стандартного класса;
внедрение современных технологий строительства доступного энергоэффективного жилья;
переселение из аварийного жилищного фонда, строительство жилья для обеспечения граждан жилыми помещениями;
сокращение непригодного для проживания жилищного фонда, а также расширение набора инструментов расселения аварийного жилищного фонда.
повышение эффективности управления жилищным фондом Республики Тыва:
создание единой базы данных жилищного фонда Республики Тыва с приведением в соответствие правоустанавливающих документов и уточнением основных параметров жилищного фонда;
проведение своевременного капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе с использованием энергосберегающих технологий.
обустройство зон отдыха населения, прилегающих территорий зданий и сооружений:
- обеспечение уличным освещением;
- обустройство пешеходных зон;
- благоустройство общественных территорий.
обеспечение населения качественной питьевой водой, соответствующей установленным нормативным требованиям и стандартам (реализация проекта "Чистая вода", включая строительство объектов водоснабжения и водоотведения, объектов приема и очистки сточных вод);
строительство магистральных сетей инженерной инфраструктуры.
3. Формирование доступного жилья
1. Участие в приоритетном проекте "Ипотека и арендное жилье":
обеспечение доступности ипотечных продуктов;
увеличение рынка арендного жилья и некоммерческого наемного жилья социального назначения.
2. Обеспечение защиты прав граждан - участников долевого строительства.
3. Реализация на территории Республики Тыва мероприятий государственных программ по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан.
При реализации указанных мероприятий:
предполагается увеличение темпов и объемов строительства;
муниципального и государственного жилья, предназначенного для предоставления гражданам по договорам найма жилья социального назначения и по договорам коммерческой аренды;
коммерческого жилья разных ценовых категорий, включая стандартное жилье;
будут реализованы мероприятия по обеспечению безопасности инвестиций в жилье.
Следует отметить, что достижение необходимого уровня доступности обеспечивается не только снижением ставок по ипотеке, но и опережающей динамикой роста доходов населения республики по сравнению с ценами на жилье.
4. Формирование предложений на рынке жилья
Основными проблемами в доступности жилья являются отсутствие необходимого объема предложений на первичном рынке жилья, низкая платежеспособность населения, а также высокий уровень рисков и издержек на этом рынке.
Несмотря на то, что объем жилищного строительства с 2007 года вырос более чем в три раза, с 33,1 тыс. кв. м до 108,503 тыс. кв. м в 2021 году, потребность населения в улучшении жилищных условий остается высокой.
По данным Федеральной службы государственной статистики, общая площадь жилых помещений Республики Тыва на 1 января 2023 г. составляла 5017,64 тыс. кв. м, общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, - 14,92 кв. м. Для сравнения: за 2021 год на одного жителя в Республике Хакасия приходится в среднем 27,08 кв. м, по Красноярскому краю - 26,53 кв. м, по Республике Тыва - 14,57 кв. м.
Одним из главных факторов, влияющих на основные направления совершенствования механизмов строительства социально значимых объектов, являются растущие масштабы жилищного строительства, новые подходы к территориальному планированию, в том числе в городских агломерациях, а также потребность в повышении экономической эффективности строительства таких объектов.
Развитие социальной инфраструктуры позволит обеспечить социальные гарантии граждан, повысить качество жизни, в том числе путем реализации проектов комплексного развития территорий, с целью создания современной, качественной городской среды.
Основной задачей Стратегии в рамках формирования новых жилищных возможностей является обеспечение доступности жилья путем приобретения, строительства или аренды жилья, для не менее чем 2/3 граждан за счет реализации совокупности взаимоувязанных мероприятий по следующим основным направлениям:
1) модернизация и строительство инженерной инфраструктуры;
2) вовлечение в жилищное строительство неиспользуемых по целевому назначению земельных участков, в том числе находящихся в федеральной собственности;
3) комплексное и устойчивое развитие территорий муниципальных образований;
4) развитие ипотечного кредитования;
5) развитие рынка арендного жилья.
5. Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда
В 2019 - 2025 годах предстоит расселить граждан из 21 аварийного дома общей площадью 11,971 тыс. кв. м (3 муниципальных образования) 719 человек, из них в 2019 - 2021 годах - 0,294 тыс. кв. м или 19 человек, в 2021 году 1,556 тыс. кв. м или 68 человек, в 2022 году 2,132 тыс. кв. м или 145 человек, в 2023 - 2025 годах 7,989 тыс. кв. м или 487 человек.
Фактически за 2019 - 2022 годы переселено 144 человека, ликвидировано 2,881 тыс. кв. м аварийного жилья (46,2 процента от предусмотренного программой, в соответствии с одобренными заявками, финансированием обеспечено переселение еще 225 человек из 3,360 тыс. кв. м аварийного жилья).
Основным фактором, препятствующим устойчивому сокращению непригодного для проживания жилищного фонда, является ежегодное накопление вновь признанного аварийного жилья.
Объем аварийного жилья, признанного после 1 января 2017 г., составляет 23,96 тыс. кв. м, 43 аварийных дома в 6 муниципальных образованиях:
г. Ак-Довурак - 3 дома или 4,14 тыс. кв. м;
г. Кызыл - 15 домов или 5,91 тыс. кв. м;
г. Чадан - 1 дом или 0,55 тыс. кв. м;
пгт. Каа-Хем - 1 дом или 0,33 тыс. кв. м;
с. Бай-Хаак - 2 дома или 1,06 тыс. кв. м;
с. Хову-Аксы - 21 дом или 11,97 тыс. кв. м.
В соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" ужесточены требования, в обязательном порядке требуется техническое заключение специализированной организации.
На 2022 год Минстроем Республики Тыва совместно с муниципальными образованиями республики будет проведена работа по заполнению АИС "Реформа ЖКХ", в которой будут аккумулированы сведения о многоквартирных домах, признанных аварийными после 1 января 2017 г., разработке муниципальных адресных программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с приказом Минстроя России от 11 ноября 2021 г. N 817/пр.
В рамках Стратегии планируется реализация следующих мероприятий:
- реализация текущей программы переселения аварийного жилья;
- разработка и утверждение новой программы расселения аварийного жилья, признанного таковым после 1 января 2017 г.;
- повышение эффективности использования бюджетных средств;
- создание условий для стабилизации и сокращения объема аварийного жилого фонда, в том числе проведение комплекса мероприятий по поддержанию жилищного фонда в нормативном состоянии и увеличению сроков его эксплуатации.
В результате реализации Стратегии к 2030 году запланировано расселить:
- 11,97 тыс. кв. м до конца 2025 года;
- 23,96 тыс. кв. м до конца 2030 года.
6. Организация производства строительных материалов
В целях реализации национальных проектов, государственных программ и жилищного строительства до 2030 года планируется строительство жилья общей площадью 1 599 тыс. кв. м, объектов здравоохранения, образования, спорта, культуры и торговых центров в рамках комплексной застройки территорий Республики Тыва. Общая потребность в строительных материалах составляет порядка 200 млн. штук кирпича и 1 249 тыс. куб. м железобетонных изделий (далее - ЖБИ), в том числе товарного бетона, 67, 473 тыс. тонн арматуры и 7,65 тыс. куб пиломатериалов и 417, 060 тыс. т сухих строительных смесей.
Производство строительных материалов, которое является одним из наиболее капиталоёмких видов деятельности с достаточно продолжительными сроками окупаемости капитальных вложений, невозможно без прямой и косвенной государственной поддержки. Несмотря на большой ассортимент используемых материалов, в республике выпускается только ограниченная номенклатура.
Растущие из года в год объемы строительных работ влекут за собой рост производства основных видов строительных материалов, таких как неармированные изделия, конструкции сборные железобетонные, керамический кирпич, нерудные строительные материалы, асфальтобетонные смеси и др.
С 2012 по 2020 годы в развитие промышленности строительных материалов республики и на поддержку местных производителей финансовые средства не выделялись.
С целью создания в республике производства номенклатуры современных конкурентоспособных и энергосберегающих строительных материалов с учетом потребностей и имеющейся местной сырьевой базы для наиболее полного обеспечения жилищного, социально-культурного, промышленного строительства, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, а также модернизации жилищного фонда были включены в индивидуальную программу социально-экономического развития Республики Тыва на 2020 - 2024 годы (ИПСЭР), мероприятия по:
- производству кирпича;
- производству железобетонных изделий.
В 2020 году за счет предусмотренного лимита на основании конкурсного отбора были модернизированы действующие заводы по производству кирпича и железобетонных изделий.
В результате расширения действующего производства ожидается запуск круглогодичного производства кирпича и железобетонных изделий и увеличение мощности кирпичного завода до 10 млн. шт., ЖБИ до 60 тыс. куб. м в год.
За период реализации проектов целевые показатели 2020 - 2021 годов исполнены в полном объеме: общий объем привлеченных внебюджетных средств составил 322 млн. рублей, количество созданных рабочих мест - 37, объем налоговых поступлений - 117,17 млн. рублей, выпущено 69 тыс. куб. м ЖБИ, 2,57 млн. шт. кирпича.
Одна из основных задач Стратегии в части производства строительных материалов направлена на повышение уровня, качества и объемом производств, где запланировано:
- комплексное изучение сырьевых компонентов (материалов) республики;
- разработка технико-экономических обоснований по строительству заводов строительных материалов;
- определение и поддержка новых предприятий, производящих строительные материалы, в рамках реализации Индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Тыва на 2022 - 2025 годы;
- снижение зависимости от соседних регионов.
В результате реализации Стратегии к 2030 году планируется увеличить объемы производства строительных материалов на основе местного сырья.
7. Обеспечение населения качественной питьевой водой
На территории Республики по техническим показателям износ водозаборов составляет более 50 процентов, водопроводных сетей - 80 процентов, насосных станций - 54 процента. Необходима полная модернизация системы водоснабжения, включающая в себя реконструкцию сетей и замену устаревшего оборудования на современное, отвечающее энергосберегающим технологиям. Анализ существующей системы водоснабжения и дальнейших перспектив развития муниципальных образований республики показывает, что действующие сети водоснабжения работают на пределе ресурсной надежности.
Целью Стратегии является повышение показателя доли населения Республики Тыва, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, с 24,7 до 43,6 процента к 2024 году, доли городского населения Республики Тыва, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, с 40,3 до 73,1 процента, посредством модернизации систем водоснабжения с использованием перспективных технологий, включая технологии, разработанные организациями оборонно-промышленного комплекса.
Для достижения указанного значения показателя планируется строительство, реконструкция (модернизация) 10 объектов водоснабжения на территории гг. Кызыла, Ак-Довурака, Барун-Хемчикского, Пий-Хемского, Кызылского, Улуг-Хемского, Чаа-Хольского, Чеди-Хольского кожуунов, в которых качество воды из систем центрального водоснабжения не соответствует нормативным требованиям.
В целях улучшения качества питьевой воды в вышеуказанных муниципальных образованиях в рамках реализации федерального проекта "Чистая вода" с 2019 года ведется реконструкция водозабора в с. Хову-Аксы Чеди-Хольского района, с 2021 года - реконструкция водозабора г. Шагонара, также разрабатывается проектно-сметная документация объектов "Реконструкция водозабора г. Ак-Довурака", "Проект комплексной застройки территории мкрн. Преображенский в пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва с наружными инженерными сетями. Водозабор", "Повысительная насосная станция в мкрн. "Иркутский" с подводящими сетями в г. Кызыле", "Завершение строительства водопровода III очереди водопровода в г. Кызыле".
8. Территориальное планирование
Для увеличения объемов жилищного строительства необходимо решение вопросов территориального планирования. В генеральных планах городских округов и поселений, утвержденных в 2009 - 2013 гг., необходимо уточнить реальную застройку территорий, выявить неэффективно используемые земли, определить перспективы развития территорий муниципальных образований с учетом стратегических документов, программ социально-экономического развития Республики Тыва, муниципальных образований.
Документ стратегического планирования регионального уровня - Схема территориального планирования Республики Тыва - была утверждена в 2011 г., в связи с чем она подлежит актуализации и приведению в соответствие с требованиями действующего законодательства. В 2022 - 2023 гг. запланированы работы по актуализации уеазанной Схемы.
В Схему будут внесены предложения для принятия органами государственной власти и органами местного самоуправления решений при планировании мероприятий по социально-экономическому развитию республики и муниципальных образований.
9. Масштабные инвестиционные проекты
По прогнозам ввода жилья, в результате реализации проектов планировок территорий и масштабных инвестиционных проектов с 2022 по 2030 год планируется построить 489 жилых домов (332 МКД 18349 квартир, 27 индивидуальных жилых домов, 130 таунхаусов) с общей жилой площадью 822,688 тыс. кв. м в том числе из них:
- 332 многоквартирных жилых дома с общей жилой площадью 754, 365 тыс. кв. м;
- 27 индивидуальных жилых домов с общей жилой площадью 7,461 кв. м;
- 130 таунхаусов с общей жилой площадью 60,862 тыс. кв. м.
Ожидаемые результаты: увеличение строительства жилья.
10. Инженерная и социальная инфраструктура
В 2021 году республике предоставлен инфраструктурный бюджетный кредит в размере 989,555 млн. рублей, в рамках нового механизма "Инфраструктурного меню". Средства инфраструктурного бюджетного кредита направляются на обеспечение инженерными сетями строящихся и планируемых к строительству многоквартирных домов в целях комплексной застройки территорий.
В 2022 - 2025 гг. запланировано обеспечение инженерной инфраструктурой в рамках комплексной застройки микрорайонов г. Кызыла "Спутник" 3-4 кварталы, "Монгун", западнее ул. Полигонная, д. 2 за счет средств инфраструктурных бюджетных кредитов и средств капитала строительных компаний.
Из средств бюджетных кредитов финансирование будет осуществляться в течение двух лет:
Инфраструктурные проекты |
ИБК, тыс. рублей |
В том числе: |
|||
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
||
1) Микрорайон "Спутник" 3, 4 кварталы |
384 443,92 |
249 888,55 |
134 555,37 |
|
|
2) Микрорайон "Монгун" |
300 000,00 |
195 000,00 |
105 000,00 |
|
|
3) Микрорайон западнее ул. Полигонная, д. 2 |
305 111,08 |
188 000,45 |
117 110,63 |
|
|
4) Микрорайон "Иркутский" |
342 188,0 |
|
|
167 329,0 |
174 859,0 |
Всего |
1 331 743,0 |
632 889,00 |
356 666,00 |
167 329,0 |
174 859,0 |
Главной задачей проектов является строительство наружных инженерных сетей для создания новых жилых микрорайонов, в которых предусматривается строительство 85 многоквартирных жилых домов общей площадью жилья 428,1 тыс. кв. м, 2 школ на 825 мест, 4 детских садов на 280 мест, одного детского сада на 30 мест для детей с ограниченными возможностями, двух детских садов на 75 мест во встроенных помещениях МКД, спортивного комплекса "Легкоатлетический манеж", центра развития культуры на 250 мест, 3 торговых центров, предприятий бытового обслуживания.
11. Комплексное развитие территорий
Достаточно новым направлением для республики является комплексное развитие территорий. В 2021 г. были разработаны и утверждены нормативные правовые акты в целях реализации комплексного развития территорий. Принят Закон Республики Тыва от 11 августа 2021 г. N 745-ЗРТ "О комплексном развитии территорий в Республике Тыва". Законом регулируются отдельные отношения в сфере комплексного развития территории в Республике Тыва, в том числе разграничиваются полномочия органов государственной власти республики в сфере комплексного развития территорий, установлены критерии, которым должны соответствовать многоквартирные дома, не признанные аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, расположенные в границах застроенной территории, в отношении которой осуществляется комплексное развитие территории жилой застройки, критерии, которым должны соответствовать жилые дома блокированной застройки, объекты индивидуального жилищного строительства, садовые дома, не признанные аварийными и расположенные на земельных участках, которые могут быть изъяты для государственных или муниципальных нужд в целях комплексного развития территории жилой застройки. Указанным Законом утверждены перечень предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, указываемых в решении о комплексном развитии территории, порядок определения границ такой территории, согласования проекта решения, и другие вопросы.
В развитие положений Закона "О комплексном развитии территорий в Республике Тыва" принято постановление Правительства Республики Тыва от 31 августа 2021 г. N 463 "О некоторых вопросах комплексного развития территорий Республики Тыва", создана нормативная правовая база для реализации комплексного развития территорий в республике. Предстоит работа по реализации данного направления, где в настоящее время осуществляется отбор пилотных проектов на территории г. Кызыла.
12. Комплексная застройка территории
Республика постепенно отходит от "точечной" застройки, когда строительство объектов осуществлялось без учета перспективы развития всего микрорайона. В 2021 - 2022 гг. в целях комплексной застройки приняты меры по разработке проектов планировки и проектов межевания территорий с наружными инженерными сетями: микрорайоны "Иркутский", "Московский", "Спутник, 3 и 4 кварталы", "Полигонный" в г. Кызыле, микрорайоны "Преображенский" и "Радиостанция" в пгт. Каа-Хем, микрорайоны "Юбилейный" и "Первомайский" в с. Хову-Аксы, микрорайон "Юбилейный" в с. Сукпак.
Увеличение объемов жилищного строительства должно быть неразрывно связано с повышением качества городской среды.
Республика Тыва ежегодно принимает участие в реализации федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" национального проекта "Жилье и городская среда". В 2020 г. благоустроено 30 общественных территорий на сумму субсидии из федерального бюджета в размере 89 988,4 тыс. рублей, из пяти городов республики г. Шагонар получил необходимое количество баллов (181 из 365 возможных) и включен Минстроем России в перечень городов с благоприятной городской средой.
В 2021 году благоустроено 28 общественных территорий на сумму субсидии из федерального бюджета 86667,0 тыс. рублей. В 2022 году благоустроено 26 общественных территорий на сумму субсидии из федерального бюджета 86681,5 тыс. рублей. В 2023 году перед Республикой Тыва поставлена задача по благоустройству 27 общественных территорий на сумму субсидии из федерального бюджета в размере 100 000,0 тыс. рублей и завершению проекта победителя Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды "Парк первых русских переселенцев" в г. Туране Пий-Хемского кожууна на сумму 76 500,0 тыс. рублей, а также будет начато благоустройство еще одного проекта победителя Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды "Парк кочевников Центра Азии" в г. Шагонаре Улуг-Хемского кожууна на суму 72 000,0 тыс. рублей.
До 2030 года будет благоустроено более 300 общественных территорий и 2 проекта победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях "Парк первых русских переселенцев" в г. Туране Пий-Хемского кожууна и "Парк кочевников Центра Азии" в г. Шагонаре Улуг-Хемского кожууна.
13. Проектные работы
Жилищное строительство обязательно должно быть обеспечено социальной инфраструктурой. Каждый микрорайон должен быть застроен не только жилыми домами, но и обеспечен в шаговой доступности школами, детскими садами, поликлиниками, объектами культуры и спорта. Причем современные реалии требуют применения проектной документации, отвечающей требованиям нового времени. С 2022 г. при подготовке проектной документации на объекты капитального строительства необходимо использовать информационную модель.
Ежегодно в республиканском бюджете Республики Тыва предусматриваются финансовые средства на проектирование объектов социальной и коммунальной инфраструктуры для участия в государственных программах, национальных проектах.
В 2021 году были заключены 14 государственных контрактов, в том числе 12 на разработку (привязку) проектно-сметных документаций на строительство новых объектов капитального строительства. В 2022 г. были заключены 13 государственных контрактов, в том числе 12 на разработку (корректировку, привязку) проектно-сметных документаций на строительство новых объектов капитального строительства. В 2023 году планируется заключение 16 государственных контрактов на разработку проектно-сметных документаций на строительство новых объектов капитального строительства.
Количество объектов, по которым необходимо выполнить проектно-сметную документацию, ежегодно растет, но имеются объективные трудности для своевременного проектирования. Недостаточность республиканского бюджета не позволяет закрыть всю потребность в проектно-сметной документации на объекты капитального строительства. Кроме того, отраслевыми ведомствами и муниципальными образованиями республики недостаточно прорабатываются вопросы обеспечения объектов проектирования земельными участками, оформления правоустанавливающих документов, получения технических условий. В процессе контрактации по объектам проектирования также теряется достаточно много времени.
Новые условия требуют создания соответствующего структурного подразделения в строительной отрасли - проектного бюро, которое будет непосредственно заниматься архитектурно-градостроительным проектированием, выполнять государственный заказ на проектные и изыскательские работы, а также выполнять роль центра компетенций в сфере развития городской среды.
До 2030 года будет проведен комплекс мероприятий по созданию такой организации.
14. Совершенствование системы ценообразования в строительстве
Начиная с 2016 года реализуется задача совершенствования ценообразования строительной отрасли. Законодательно закреплены единые принципы в области ценообразования в строительной сфере. Утвержден план совершенствования ценообразования в строительной отрасли Российской Федерации. Создана и развивается Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве (далее - ФГИС ЦС).
Основной задачей Стратегии в данном направлении является повышение достоверности определения стоимости на всех стадиях инвестиционного цикла (планирование инвестиций, проектирование, строительство, эксплуатация и содержание, снос).
В рамках Стратегии планируется реализация следующих мероприятий:
- совершенствование механизмов государственного мониторинга цен и агрегации на строительные ресурсы;
- наполнение и интеграция ФГИС ЦС с информационными системами;
- развитие и совершенствование сметно-нормативной базы в строительстве, включая пересмотр и разработку новых норм, учитывающих современные материалы и технологии, а также снижение трудоемкости за счет сокращения времени на производство работ;
- учет в сметной документации средств на оплату труда рабочих - строителей и механизаторов с учетом отраслевой специфики, необходимости обеспечения роста производительности труда и рыночной конъюнктуры;
- адаптация федеральной сметно-нормативной базы к условиям функционирования при применении на территории Российской Федерации европейских технических стандартов (еврокодов) для проектирования объектов капитального строительства;
- переход на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства, при использовании которого источниками формирования сметной стоимости строительства объектов в текущем уровне цен одновременно будет являться информация о сметных ценах из ФГИС ЦС и сметные цены в базисном уровне цен с индексами изменения сметной стоимости строительства к группам однородных ресурсов для остальных позиций, позволяющий по мере увеличения наполняемости ФГИС ЦС информацией о текущей стоимости строительных ресурсов обеспечить эволюционный переход к ресурсному методу.
В результате реализации Стратегии к 2030 году будет обеспечено:
повышение достоверности определения стоимости на стадии проектирования за счет перехода на ресурсный метод определения сметной стоимости строительства;
повышение эффективности планирования и оценки эффективности расходования бюджетных средств за счет совершенствования системы укрупненных нормативов;
создание комплексной системы государственного мониторинга цен производителей и импортеров строительных ресурсов, в том числе с учетом данных о совершенных цифровых сделках на специализированных площадках;
повышение эффективности планирования расходов бюджета;
формирование достойной и справедливой заработной платы работников, занятых в строительстве, повышение престижа строительных профессий.
15. Совершенствование системы контрактации в строительстве
С 2019 года установлены единые методы формирования и порядок определения сметной стоимости строительства, порядок определения начальной максимальной цены контракта и составления сметы контракта в рамках законодательства о контрактной системе.
Основной задачей Стратегии в данном направлении является формирование контрактной системы, учитывающей особенности осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта, включая совершенствование порядка сдачи-приемки выполненных работ.
В рамках Стратегии планируется реализация следующих мероприятий:
определение конкурса как приоритетного способа определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при проведении закупки на осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта методом конкурсного отбора;
повышение весомости критерия "квалификация подрядчика" при оценке конкурсных предложений, совершенствование антидемпингового законодательства;
совершенствование механизмов заключения контрактов как по твердой, так и по открытой цене, заключаемых на строительство и реконструкцию технически сложных и уникальных объектов;
определение порядка и условий заключения контрактов различного типа в зависимости от специфики объектов;
формирование модели "партнерских" отношений заказчик-подрядчик; определение механизма процедуры согласования платежей в контракте, приемки и оплаты выполненных работ;
разработка инструментов изменения контрактной цены в ходе реализации строительного проекта в случае существенного изменения условий выполнения контракта;
расширение инструментов обеспечения государственных и муниципальных нужд в объектах капитального строительства, в том числе за счет приобретения готового объекта, в том числе после его реконструкции и приспособления и т.д.;
создание на строительном рынке конкурентной среды, в том числе предусматривающей возможность участия иностранных компаний, применяющих европейские технические стандарты (еврокоды) при проектировании объектов капитального строительства.
В результате реализации указанных мероприятий к 2030 году позволит ежегодно улучшать жилищные условия не менее 3 тыс. семей и окажет мультипликативный эффект на социально-экономическое развитие республики: будут созданы новые рабочие места, увеличен рост доходов населения и предпринимательской активности, снижен уровень безработицы, увеличены объемы производств, налоговые отчисления в бюджеты всех уровней.
Республика переходит к цифровой трансформации строительства. В строительной отрасли Республики Тыва бумажный документооборот составляет 100 процентов. Предоставление государственных и муниципальных услуг в сфере строительства также осуществляется в основном на бумажных носителях. Таким образом, необходима перестройка данной сферы. Планируется внедрение цифрового сервиса в строительстве, который на первоначальном этапе включит в себя модули "Информационная система обеспечения градостроительной деятельности Республики Тыва", "Технологии информационного моделирования", "Региональный строительный надзор", "Капитальное строительство", "Государственные услуги в строительстве".
Такая информационная система позволит аккумулировать в себе данные по границам территорий муниципальных образований, ограничениям в использовании территории, инженерным изысканиям, проектным работам, разрешительной документации по объектам капитального строительства. Цифровизация позволит устранить бумажный документооборот при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства, таким образом, заказчик и подрядные организации могут взаимодействовать посредством цифровой платформы, в режиме онлайн отслеживать ход строительства, реконструкции объекта, оформлять финансовые документы. Таким образом, будут сокращены временные затраты на прохождение всех необходимых процедур по получению разрешительных документов, сокращено количество ошибок.
16. Кадры и профессиональная трансформация строительной отрасли
На сегодняшний день профессиональная трансформация строительной отрасли является необходимым условием развития конкурентоспособной строительной отрасли, основанной на компетенциях и ориентированной на обеспечение комфорта и безопасности жизнедеятельности граждан.
К 2021 году сформировался ряд вызовов, препятствующих профессиональной трансформации строительной отрасли:
дефицит квалифицированных специалистов, в том числе рабочих специальностей, отставание профессиональной и квалификационной структуры трудового ресурса от требований, задаваемых строительными компаниями в результате внедрения новых технологий строительного производства;
отсутствие полноценного механизма объективного и независимого контроля квалификации трудовых ресурсов в соответствии с потребностями участников рынка строительных услуг;
нестабильность качества подготовки отраслевых кадров;
отсутствие устойчивых связей между строительной отраслью и системой профессионального образования, отсутствие эффективно работающей системы коммуникаций между регуляторами в сферах строительства и образования;
отсутствие системы определения потребности в трудовых ресурсах, мониторинга и прогнозирования состояния рынка труда, основанной на современных цифровых технологиях;
отсутствие эффективных инструментов информирования участников рынка строительных услуг об имеющихся трудовых ресурсах и вакансиях.
По данным Росстата, среднегодовая численность занятых на территории Республики Тыва в сфере строительства в 2021 году составляет 4,7 человек при существующих темпах строительства. Для достижения к 2030 году объема ввода жилья не менее чем 1 401 тыс. кв. м потребуется дополнительное привлечение в сферу строительства около 34,776 тыс. работников различной квалификации.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников на территории Республики Тыва, занятых в строительстве, в 2021 году составила 46 996 руб. при среднем показателе по стране 51 352 руб.
Развитие строительной отрасли, необходимость эффективного освоения подземного пространства, внедрение новых цифровых технологий диктует новые требования к профессиональному уровню подготовки кадров и требует комплексного подхода, в первую очередь, в части создания условий обеспечения строительной отрасли достаточным количеством квалифицированных кадров. Кроме того, для повышения эффективности функционирования строительной отрасли в целом необходимы настройка механизмов удовлетворения будущих потребностей в кадрах, долгосрочное планирование и построение системы подготовки кадров всех уровней с учетом потребностей строительной отрасли.
Целью профессиональной трансформации в строительной отрасли является обеспечение отрасли квалифицированными кадрами, эффективное развитие кадрового потенциала на основе формирования навыков и компетенций, отвечающих современным и перспективным потребностям развития отрасли.
Основными задачами Стратегии до 2030 года в данном направлении являются:
развитие системы профессиональной подготовки кадров строительной отрасли и развитию кадрового потенциала, учитывающей требования профессиональных стандартов и квалификационных требований, а также актуальные потребности рынка труда в строительной отрасли;
развитие системы подготовки и повышения квалификации государственных служащих (муниципальных служащих) высшего звена, руководителей организаций технического заказчика государственного заказчика, генподрядных организаций, руководителей проектов, менеджеров проектов организаций технического заказчика государственного заказчика, главных архитекторов и инженеров проектов, сотрудников служб строительного контроля, сотрудников ПТО, сметных отделов, юридических служб и служб финансового планирования;
повышение престижности строительных профессий, включая рабочие специальности.
17. Новый ритм строительства
В строительной отрасли число действующих организаций на территории Республики Тыва за 2021 год составило 239 ед., или 90 процентов 2020 г. (265), осуществляют свою деятельность в строительстве - 2794 чел., или 128 процентов 2020 г. (2179 чел.).
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников строительной отрасли за 2021 год составила по Республике Тыва 50 940,2 руб. и по сравнению с аналогичным периодом 2020 г. увеличилась на 20 процентов (42 318,3 рубля).
В 2021 году велось строительство и капитальный ремонт 950 объектов. Работы завершены на 768 объектах (80,8 процента). Объем выполненных работ по отрасли "Строительство" за 2021 г. составил 8,977 млрд. рублей.
К 2021 году сформировался ряд вызовов, препятствующих развитию строительной отрасли:
1) избыточное количество процедур;
2) устаревшие нормативы;
3) отсутствие возможности применения новых технологий;
4) избыточные административные барьеры, в том числе осуществление большинства процедур в бумажной форме;
5) низкий уровень цифровизации отрасли;
6) низкий уровень цифровой зрелости участников градостроительной деятельности;
7) низкая производительность труда;
8) необходимость повышения эффективности управления капитальными вложениями; недостаточная квалификация и профессионализм государственных заказчиков; недостаток квалифицированных трудовых ресурсов.
Основными задачами Стратегии в рамках формирования нового ритма строительства являются:
1) сокращение инвестиционно-строительного цикла объектов капитального строительства без снижения безопасности и качества; снижение административной нагрузки на строительный бизнес;
2) повышение конкурентоспособности строительных услуг на международном рынке;
3) повышение производительности труда;
4) оптимизация и приведение к единообразию процедур технологического присоединения к инженерным сетям; сокращение временных и финансовых издержек при строительстве объектов капитального строительства; совершенствование системы технического регулирования в сфере строительства и эксплуатации объектов; повышение энергоэффективности и экологичности строительства и эксплуатации зданий и сооружений.
В рамках формирования нового ритма строительства назрела потребность проведения совокупности взаимоувязанных мероприятий по следующим основным направлениям:
административная, цифровая и профессиональная трансформация строительной отрасли;
совершенствование системы управления государственными капитальными вложениями;
совершенствование ценообразования в строительстве; совершенствование саморегулирования в строительстве и проектировании;
совершенствование механизмов технологического присоединения объектов капитального строительства к инженерным сетям; совершенствование системы технического регулирования;
повышение энергоэффективности и экологичности; развитие промышленности строительных материалов;
развитие института экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
В результате реализации Стратегии к 2030 году будут:
оптимизированы сроки и затраты инвестиционного-строительного цикла объектов капитального строительства без снижения безопасности и качества;
увеличена производительность труда в строительной отрасли на 10 процентов, в том числе за счет внедрения новых технологий, материалов, повышения уровня профессиональных компетенций кадров, ТИМ.
18. Трансформация строительной отрасли (административная и цифровая трансформация)
Актуальным вопросом по данному направлению является сокращение инвестиционно-строительного цикла. Требуется принципиально новый подход в реализации инвестиционно-строительных проектов, предусматривающий взаимодействие участников таких проектов в электронном машиночитаемом формате, сокращение сроков получения исходно-разрешительной документации, унификацию процедур в строительстве, а также перевод необходимых социально значимых услуг в электронный вид.
Федеральным законом от 1 июля 2021 г. N 275-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Градостроительном кодексе установлены этапы и мероприятия по реализации проекта по строительству объектов капитального строительства (далее - ОКС). Ранее такие этапы и мероприятия устанавливались в утверждаемых Правительством Российской Федерации исчерпывающих перечнях процедур применительно к различным ОКС.
Законом выделяются следующие этапы реализации проекта по строительству:
приобретение прав на земельный участок, в том числе предоставляемый из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
утверждение или выдача необходимых для выполнения инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объекта капитального строительства сведений, документов, материалов;
выполнение инженерных изысканий и осуществление архитектурно-строительного проектирования;
строительство, реконструкция ОКС, ввод в эксплуатацию ОКС;
государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на построенный, реконструированный ОКС (помещение, машино-место).
Таким образом, этапы реализации проекта охватывают весь строительный цикл, начиная от получения земельного участка и заканчивая регистрацией права собственности на построенный ОКС.
Для всех видов строительства остаётся универсальный перечень из 32 процедур. Ранее нужно было пройти более 96 процедур в зависимости от вида объекта.
Основными задачами Стратегии в данном направлении являются:
административная трансформация, направленная на оптимизацию процедур, сроков и стоимости строительства ОКС, включая промышленные объекты;
цифровая трансформация процессов и услуг, внедрение информационных технологий в проектирование и строительство;
сокращение временных и финансовых затрат на сбор исходно-разрешительной документации, проектирование и экспертизу проектной документации;
оперативное внедрение инновационных энергоэффективных и экологичных технологий в практику проектирования и строительства;
сокращение количества документов, сведений, материалов, согласований, необходимых для реализации строительства ОКС, путем построения "клиентского пути" инвестора и определения бенчмарков ("целевых моделей") для разных видов ОКС в целях достижения комплексного эффекта по уменьшению сроков и издержек строительства.
В рамках Стратегии планируется реализация следующих мероприятий:
1) в части административной трансформации:
установление закрытого перечня документов, сведений, материалов и согласований, которые могут быть применены при реализации инвестиционно-строительного проекта;
внедрение единых стандартов предоставления государственных и муниципальных услуг;
развитие института типового проектирования;
внедрение института главных экспертов проекта, к полномочиям которых будет отнесена организация процесса государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий по конкретным проектам: формирование команды экспертов, постановка и контроль исполнения задач, осуществление необходимых внешних коммуникаций, ответственность за сроки и качество подготовки сводного заключения (замечаний);
обеспечение реализации принципа "нет регламента - нет процедуры";
введение возможности установления муниципальными образованиями параметрическим образом требований к архитектурному облику объектов;
создание условий для формирования городской архитектуры и поддержания морфологии городской застройки;
синхронизация инвестиционных программ естественных монополий и проектов жилищного и промышленного строительства;
установление единого порядка подготовки и принятия решений об осуществлении капитальных вложений;
упрощение порядка принятия решений о начале реализации новых инвестиционных проектов с привлечением бюджетных средств о перераспределении ресурсов между строящимися ОКС;
консолидация строительства федеральных "гражданских объектов" капитального строительства у единого государственного заказчика капитального строительства;
координация функциональных заказчиков в рамках бюджетного процесса, контроль за ходом строительства ОКС единым государственным заказчиком капитального строительства;
содействие в управлении механизмом и реализации мер по снижению объемов и количества объектов незавершенного строительства, а также вовлечению их в хозяйственный оборот;
переход к экспертному сопровождению подготовки проектной документации; расширение полномочий экспертов (переход от осуществления нормоконтроля к оценке эффективности принятых решений);
построение вертикали органов государственного строительного надзора путем внедрения единых принципов и требований к осуществлению федерального и регионального государственного строительного надзора с одновременной оптимизацией процедур надзора;
2) в части цифровой трансформации:
унификация и перевод в электронный вид обязательных мероприятий (услуг) в сфере строительства;
переход на использование ТИМ для всего жизненного цикла ОКС;
внедрение государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Республики Тыва;
создание условий для взаимодействия всех органов (организаций) экспертизы, участников инвестиционно-строительных процессов на базе единой цифровой среды;
создание системы управления требованиями безопасности и качества объектов капитального строительства на основе цифрового Реестра требований в строительной отрасли;
проведение экспертизы проектной документации, государственной экологической экспертизы проектной документации объектов в рамках "одного окна";
развитие аналитическо-прогнозной вертикали системы управления;
создание системы управления проектами государственных заказчиков;
формирование вертикали управления цифровой трансформацией отрасли.
В результате реализации Стратегии к 2030 году будут:
снижены финансовые затраты по созданию ОКС в пределах 20 процентов;
сокращены сроки строительства ОКС в пределах до 30 процентов;
повышены гибкость управления финансовыми ресурсами, а также скорость принятия решений при осуществлении государственных капитальных вложений, сокращено время на перераспределение средств между объектами;
сформированы четкие планы на развитие инфраструктуры на территории страны;
повышена ответственность государственных заказчиков за реализацию проектов;
повышена эффективность использования бюджетных средств, исключены необоснованные расходы;
создана единая цифровая система управления строительной отраслью;
обеспечен на этапе экспертизы качественный переход от осуществления нормоконтроля к оценке эффективности принятых решений, что позволит избежать громоздких, неэффективных проектных решений, снизит стоимость строительства и эксплуатации объектов;
повышено качество проектных решений, сокращены сроки проектирования и проведения экспертизы проектной документации, в том числе за счет типового проектирования;
создана гармонично развитая и полноценная среда жизнедеятельности граждан, улучшена городская застройка с учетом сохранения исторического и создания нового индивидуального облика городов.
19. Технологическое присоединение ОКС к инженерным сетям
Основным вызовом указанного направления является непрозрачность формирования стоимости работ и длительность сроков по технологическому присоединению ОКС к инженерным сетям и длительность соответствующих процедур.
Основными задачами Стратегии в данном направлении являются:
синхронизация сроков проектирования и строительства ОКС с выполнением мероприятий по их подключению к сетям инженерно-технического обеспечения, а также с необходимым для этих целей переносом (переустройством) инженерных коммуникаций;
установление упрощенного порядка подключения (технологического присоединения) к инженерным сетям, переноса (переустройства) инженерных коммуникаций.
В рамках Стратегии планируется реализация следующих мероприятий:
обеспечение возможности строительства застройщиком инженерных сетей, необходимых для технологического присоединения, за границами земельного участка по согласованию с поставщиками коммунальных ресурсов;
обеспечение технологического присоединения ОКС, находящихся в границах земельных участков;
установление порядка и сроков внесения платы за технологическое присоединение объектов, строящихся по этапам;
установление порядка и прозрачного механизма определения стоимости переустройства инженерных сетей;
формирование возможности подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения и сетям связи в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ)/ регионального портала государственных и муниципальных услуг (РПГУ).
В результате реализации Стратегии к 2030 году будут:
минимизированы случаи завышения стоимости или увеличения сроков подключения объектов и переноса сетей;
повышена прозрачность отношений между застройщиками и ресурсоснабжающими организациями;
оптимизированы сроки строительства не менее чем на 6-8 месяцев в зависимости от ОКС.
20. Ресурсное обеспечение реализации Стратегии
Реализация Стратегии осуществляется за счет средств всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также средств внебюджетных источников.
Объем средств консолидированного бюджета, необходимых для реализации Стратегии, ежегодно определяется и корректируется в рамках бюджетного процесса.
Кроме того, мероприятия по модернизации, реконструкции, новому строительству объектов коммунальной инфраструктуры, а также возмещение выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций осуществляются за счет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
21. Сценарии реализации Стратегии
21.1. Базовый сценарий
В процессе моделирования учитывались отраслевые особенности и взаимосвязи отдельных факторов, влияющих на развитие строительной сферы.
Базовый сценарий реализации Стратегии предполагает достаточное финансовое обеспечение строительной отрасли, доступность строительных и трудовых ресурсов, увеличение спроса, положительную динамику жилищного, промышленного и инфраструктурного строительства.
В процессе моделирования учитывались отраслевые особенности и взаимосвязи отдельных факторов, влияющих на достижение целей и задач настоящей Стратегии.
21.2. Агрессивный сценарий
Агрессивный сценарий развития строительного сектора предусматривает реализацию указанных в настоящей Стратегии мер государственной поддержки строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства в условиях улучшения макроэкономического климата, опережающей реализации мероприятий, предусмотренных настоящей Стратегией, а также выделения дополнительных средств финансирования за счет всех источников.
22. Риски реализации Стратегии
К основным рискам реализации Стратегии относятся: финансовые риски, связанные с возможным отсутствием необходимого финансового обеспечения мероприятий Стратегии и низкой инвестиционной привлекательностью отдельных проектов и программ; рыночные риски, связанные, в первую очередь, с изменениями в структуре доходов граждан и падением спроса на услуги в указанной сфере.
Достижению поставленных стратегических целей и выполнению задач Стратегии могут препятствовать следующие группы рисков:
- макроэкономические;
- риски нормативного и административного характера;
- кадровые и управленческие риски;
- градостроительные риски и риски, связанные с территориальным планированием.
1. Макроэкономические риски предполагают ухудшение внешних условий функционирования строительной отрасли, что негативно скажется на динамике спроса со стороны населения на жилье и инвестиционного спроса, а также на себестоимости строительных работ, в результате чего целевые значения по объемам ввода жилья, обеспеченности населения жильем, инвестиций в здания и сооружения, строительных работ и другим показателям не будут достигнуты. Макроэкономические риски включают:
- низкие темпы экономического роста или спад экономики,
- ухудшение динамики доходов населения, что негативно повлияет на потребительский спрос;
- процентные риски, связанные с неблагоприятной динамикой процентных ставок в экономике, что может снизить доступность заемного финансирования для строительных компаний, а также доступность ипотечных кредитов для населения;
- наличие невостребованных производственных мощностей и недостаточный инвестиционный спрос, а также отсутствие свободных рынков для реализации строительных материалов и техники, что может стать ограничивающим факторов для ускорения темпов роста объема строительства;
- инфляционные риски.
2. Риски нормативного и административного характера в случае их реализации не позволят достичь цели по сокращению сроков прохождения административных процедур и включат:
- несовершенство текущих законодательных механизмов в части жилищного строительства, в том числе в отношении ранее застроенных территорий и промышленных зон;
- изменение финансовой (налоговой) нагрузки на участников строительного рынка в связи с изменениями градостроительного, налогового и гражданского законодательства Российской Федерации;
- несогласованность системы показателей в документах стратегического и территориального планирования.
3. Кадровые и управленческие риски заключаются в расширении дефицита квалифицированных кадров в строительной отрасли, что не позволит достичь целей Стратегии практически по всем направлениям, в том числе цифровизации отрасли, внедрению инноваций, совершенствованию регулирования. В частности, кадровые и управленческие риски включают:
- отставание квалификации кадров от потребностей отрасли и возможностей, которые могут возникнуть вследствие опережающего развития нормативно-правовой базы;
- дефицит кадров в отраслевой науке, низкую техническую оснащенность, слабое финансирование отраслевых научных институтов;
- дефицит квалифицированных кадров в области архитектурно-строительного проектирования, строительства и у заказчиков и эксплуатирующих организаций;
- недостаточную компьютерную грамотность участников градостроительных отношений.
4. Градостроительные риски и риски, связанные с территориальным планированием, заключаются в сохранении текущих проблем существующей системы территориального планирования и градостроительной подготовки территории, которые препятствуют достижению целей устойчивого развития территории и повышения качества среды жизнедеятельности граждан. Градостроительные риски и риски, связанные с территориальным планированием, включают:
- высокий уровень износа основных городских систем жизнеобеспечения (ЖКХ, транспорт, общественная, социальная инфраструктура и иное), что может стать существенным ограничением для ускорения темпов роста строительства;
- несогласованность и отсутствие обоснованности в документах территориального планирования, документах градостроительного зонирования, инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций, программ социально-экономического развития.
Приложение
к Стратегии развития строительной
отрасли Республики Тыва до 2030 года
Основные целевые показатели
Стратегии развития строительной отрасли Республики Тыва до 2030 года
Наименование показателей |
Единица измерения |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
2025 г. |
2026 г. |
2027 г. |
2028 г. |
2029 г. |
2030 г. |
Источник |
Новые жилищные возможности | |||||||||||
1. Объем ввода жилищного строительства |
тыс./кв. м |
111 |
130 |
140 |
155 |
175 |
171 |
172 |
173 |
174 |
данные Минстроя Республики Тыва |
2. Обеспеченность населения жильем |
кв. м/чел |
14,84 |
15,12 |
15,45 |
15,82 |
16,25 |
16,67 |
17,09 |
17,49 |
17,91 |
|
3. Формирование доступного жилья "Количество семей, улучшивших жилищные условия" |
тыс./кв. м |
5,120 |
5,270 |
6,11 |
6,06 |
6,20 |
6,35 |
6,62 |
7,04 |
7,04 |
|
4. Объем расселения аварийного жилищного фонда (в натуральном выражении) |
тыс./кв. м |
4,141 |
2,132 |
0 |
5,402 |
0 |
4,537 |
4,537 |
4,537 |
4,537 |
|
Территориальное планирование | |||||||||||
5. Количество принятых решений о КРТ незастроенной территории |
1 |
х* |
х* |
х* |
х* |
х* |
х* |
х* |
х* |
х* |
данные Минстроя Республики Тыва |
6. Сформированы проект планировки территорий |
9 |
х* |
х* |
х* |
х* |
х* |
х* |
х* |
х* |
х* |
|
Объем производства строительных материалов | |||||||||||
7. Производство кирпича |
млн. шт. |
4 |
6 |
10 |
10 |
11 |
11 |
12 |
12 |
12 |
данные Минстроя Республики Тыва |
8. Производство железобетонных изделий |
куб. м |
50 00 |
60 000 |
60 000 |
60 000 |
61 000 |
62 000 |
63 000 |
64000 |
65 000 |
|
9. Производство щебня |
тыс. куб. м |
0 |
26,8 |
34,2 |
40,2 |
55,8 |
55,9 |
56,0 |
56,1 |
56,2 |
|
Городская среда | |||||||||||
10. Доля населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения |
процентов |
39,3 |
39,3 |
56,61 |
56,61 |
56,61 |
56,1 |
56,61 |
56,61 |
56,61 |
данные Минстроя Республики Тыва |
11. Объем благоустроенных общественных территорий |
единиц |
115 |
141 |
171 |
201 |
231 |
261 |
291 |
321 |
351 |
|
12. Индекс Качества городской среды |
баллов |
157 |
164 |
172 |
202 |
232 |
262 |
292 |
322 |
352 |
|
Новый ритм строительства | |||||||||||
13. Число рабочих мест |
чел. |
2451 |
2574 |
2697 |
2820 |
2943 |
3066 |
3189 |
3312 |
3435 |
данные статистики |
14. Объем выполненных работ по виду деятельности "Строительство" |
млрд. рублей |
9,3 |
9,5* |
9,7* |
9,9* |
10,1* |
10,3* |
10,5* |
10,7* |
11* |
данные органов исполнительной власти, статистика, прогноз |
Примечание: х - зависит от обстоятельств и планирование невозможно;
* - при сопутствующих обстоятельствах возможны корректировки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Тыва от 10 февраля 2023 г. N 78 "Об утверждении Стратегии развития строительной отрасли Республики Тыва на период до 2030 года"
Вступает в силу с 10 февраля 2023 г.
Опубликование:
Официальный сайт Правительства Республики Тыва (GOV.RTYVA.RU) 10 февраля 2023 г.
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 15 февраля 2023 г. N 1700202302150005