См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 февраля 2013 г. N Ф08-1190/13 по делу N А32-44609/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 февраля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Епифановым М.В. и организации видеоконференц-связи Арбитражным судом Воронежской области в составе судьи Есаковой М.С., при участии в судебном заседании от заявителя - индивидуального предпринимателя Комаровой Светланы Валериевны (ИНН 366217910732, ОГРН 304366220400126) - Берка О.В. (путем использования систем видеоконференц-связи; доверенность от 07.08.2012), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар - Березовского В.В. (доверенность от 21.12.2012), в отсутствие представителей заинтересованного лица - администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310032246, ОГРН 1022301606799), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Комаровой Светланы Валериевны на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.09.2012 (судья Данько М.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2012 (судьи Фехретдинов Т.Р., Глазунова И.Н., Ильина М.В.) по делу N А32-44609/2011, установил следующее.
Предприниматель Комарова Светлана Валериевна (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации муниципального образования город Краснодар (далее - администрация) о признании недействительным решения об отказе в допуске к участию в торгах на право заключения договоров аренды земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар (далее - департамент).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.09.2012, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2012, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суды, признав отказ департамента в допуске к участию в торгах незаконным ввиду опубликования объявления о торгах менее чем за месяц до проведения аукциона, отсутствия у заявителя информации о градостроительных ограничениях земельных участков, право на аренду которых выставлено на торги, отсутствия в опубликованном объявлении информации об органе, владеющем информацией о градостроительных ограничениях земельных участков, отказали в удовлетворении требований предпринимателя в связи с тем, что торги фактически состоялись, с победителями заключены договоры аренды участков, договоры прошли государственную регистрацию, а избранным предпринимателем способом судебной защиты не может быть достигнуто восстановление нарушенных прав.
Предприниматель обжаловал судебные акты в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По мнению заявителя кассационной жалобы судами не принята во внимание правовая позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении от 07.02.2011 N 12573/11, допускающая возможность признания оспариваемого решения аукционной комиссии незаконным в условиях, когда торги проведены и по их результатам заключены сделки.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судами, на официальном сайте департамента и в газете "Краснодарские известия" 17.09.2011 опубликована информация о проведении аукционов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков для строительства на территории муниципального образования город Краснодар.
В установленный законом срок предприниматель направил по указанному в объявлениях адресу заявки на участие в аукционе с указанием интересующих его лотов. На заявлениях имеются штампы департамента с датой, номером входящей корреспонденции и временем ее получения адресатом.
Телеграммой от 18.10.2011 предприниматель был поставлен в известность о том, что решением комиссии (протокол от 17.10.2011) ему отказано в допуске к участию в аукционах по конкретным лотам (с указанием лотов) в связи с несоответствием поданных заявок установленной форме: в тексте заявок отсутствовали указания на градостроительные ограничения земельных участков.
Полагая, что названный отказ противоречит действующему законодательству и нарушает права потенциального арендатора земельных участков, предприниматель обратился в арбитражный суд.
В соответствии с установленными частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределами рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции соответствующий арбитражный суд проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее.
Статьей 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации определен порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства, согласно части 2 которой аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для индивидуального и малоэтажного жилищного строительства проводится только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, в случае, если определены разрешенное использование такого земельного участка, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение (технологическое присоединение).
Аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для жилищного строительства является открытым по составу участников и по форме подачи заявок. В качестве продавца права на заключение договора аренды земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, он же принимает решение о проведении аукциона и выступает в качестве организатора последнего.
Форма и сроки подачи заявок на участие в аукционе устанавливаются организатором. До определения Правительством Российской Федерации официального сайта Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте организатора аукциона в сети "Интернет" и опубликовывается организатором аукциона в периодическом печатном издании не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Извещение или сообщение о проведении аукциона кроме прочих должно содержать сведения о предмете аукциона, в том числе об обременениях земельного участка и об ограничениях его использования.
Для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок заявку на участие в аукционе, копии документов, удостоверяющих личность, и документы, подтверждающие внесение задатка. Организатор аукциона не вправе требовать представление других документов.
Одним из оснований для отказа в допуске заявителя к участию в аукционе является непредставление вышеназванных документов.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что заявитель по делу не является лицом, обладающим информацией о градостроительных ограничениях земельных участков, объявления о проведении аукциона не содержат информации об органе, владеющем такой информацией.
Возложение на потенциального участника аукциона обязанности по предоставлению информации о градостроительных ограничениях земельных участков, которая должна быть включена в сообщении о проведении аукциона его организатором, противоречит статье 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права предпринимателя, на что обоснованно указали суды первой и апелляционной инстанций.
Как указал суд апелляционной инстанции названные действия организатора аукциона не соответствуют принципам разумности и добросовестности, обременяют участников торгов несвойственной им функцией по сбору информации и ставят претендентов на участие в торгах из разных регионов России в неравное положение.
Вместе с тем, заявление предпринимателя не содержит требование об оспаривании торгов и заключенных по их результатам договоров аренды земельных участков, о применении последствий недействительности названных сделок, часть которых к моменту принятия решения, как установил суд первой инстанции, зарегистрирована в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что правомерно положено судами в основание вывода о том, что избранным предпринимателем способом защиты в условиях фактического проведения аукциона и заключения с его победителями договоров аренды не может быть достигнут ожидаемый заявителем правовой эффект - восстановление нарушенного права.
Названный вывод соответствует правовой позиции, отраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.02.2012 N 12573/11, согласно которой признание торгов недействительными должно повлечь восстановление нарушенных прав лица, предъявившего иск.
По смыслу названного постановления в понуждении организатора торгов к повторному рассмотрению заявки на участие в аукционе должно быть отказано в случае, когда на момент рассмотрения дела контракт на условиях аукциона, в участии в котором было отказано истцу, заключен с третьим лицом, исполнившим свои обязательства по названному контракту, а вступившим в законную силу решением суда по другому делу по иску этого же истца отказано в признании этого контракта недействительным.
Доводы о незаконном недопущении к участию в торгах могут быть приведены предпринимателем при оспаривании в судебном порядке торгов и заключенных по их результатам договоров аренды земельных участков.
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.09.2012 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2012 по делу N А32-44609/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.