Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Министерства агропромышленного
комплекса и потребительского рынка
Свердловской области
от 30.01.2023 N 34
Карта
коррупционных рисков, возникающих при осуществлении закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Номер строки |
Краткое наименование коррупционного риска |
Описание возможной коррупционной схемы |
Наименование должностей служащих (работников), которые могут участвовать в реализации коррупционной схемы |
Меры по минимизации коррупционных рисков |
|
реализуемые |
предлагаемые |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Планирование закупок, обоснование начальной (максимальной) цены контракта |
||||
2. |
Принятие решения о закупке товаров (работ, услуг) |
закупка товаров (работ, услуг), объективная потребность в которых отсутствует либо она существует, но в меньшем объеме; предварительный сговор с участником закупки: заключается контракт, работы по которому фактически не выполняются (либо выполняются частично), оформляются документы о приемке в полном объеме, оплата, произведенная по контракту, делится между заказчиком и поставщиком; незаконное вознаграждение от имени юридического лица |
Министр агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области; руководитель (работник) контрактной службы; группа инициаторов закупки; группа организации планирования закупок и определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) |
многоступенчатая система согласования; в Министерстве агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области (далее - Министерство) распределены функции и полномочия в структуре контрактной службы Министерства, в соответствии с приказом Министерства от 01.12.2022 N 644 |
повышение уровня квалификации специалистов, ответственных за проведение закупок в Министерстве в сфере закупок товаров, работ, услуг и в сфере противодействия коррупции |
3. |
Установление необоснованно завышенной (заниженной) начальной (максимальной) цены контракта |
необоснованное завышение (занижение) начальной (максимальной) цены контракта при подготовке обоснования начальной (максимальной) цены контракта чтобы привлечь конкретного поставщика (подрядчика, исполнителя), аффилированного с заказчиком или выплачивающего ему незаконное вознаграждение; цена устанавливается значительно ниже рыночной для того, чтобы потенциальным поставщикам было не выгодно участвовать в закупке; обоснование начальной (максимальной) цены контракта на основании трех коммерческих предложений от разных организаций, фактически аффилированных между собой |
Министр агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области; руководитель (работник) контрактной службы; группа инициаторов закупки; группа организации планирования закупок и определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) |
обязательное обоснование начальных (максимальных) цен контрактов, в том числе, при закупке с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем); много ступенчатая система согласования |
при формировании начальной (максимальной) цены контракта методом анализа рынка наряду с запросом коммерческих предложений в обязательном порядке изучать и при необходимости использовать дополнительные (общедоступные) источники информации о ценах на товары, работы и услуги в целях недопущения завышения (занижения) начальной (максимальной) цены контракта; при определении начальной (максимальной) цены контракта не использовать коммерческие предложения от аффилированных между собой лиц |
4. |
Необоснованный выбор способа осуществления закупки |
дробление одной закупки на несколько мелких в целях ухода от конкурентной процедуры и заключения "прямого" договора с "нужным" поставщиком в целях получения выгоды в виде вознаграждения; заключение "прямых" договоров при отсутствии объективных причин, не позволяющих провести конкурентную процедуру; заключение "прямых" договоров по завышенным ценам (цена контракта не обосновывается) преднамеренная подмена одного способа закупки другим |
руководитель(работник) контрактной службы; группа инициаторов закупки; группа организации планирования закупок и определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) |
определение способа выбора поставщика, подрядчика, исполнителя с учетом требований статьи 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем); проведение анализа проекта извещения об осуществлении закупки на предмет соответствия выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) |
проведение мониторинга на предмет выявления неоднократных (в течение года) закупок однородных товаров, работ, услуг; установление обязанности обосновывать нецелесообразность проведения конкурентной процедуры, а также цены контракта; многоуровневое принятие решения при выборе способа осуществления закупки; проведение мониторинга закупок в электронном магазине закупок малого объема в целях выявления фактов уклонения от проведения конкурентных процедур; повышение уровня квалификации специалистов, ответственных за проведение закупок в Министерстве в сфере закупок товаров, работ, услуг и в сфере противодействия коррупции |
5. |
Подготовка извещения об осуществлении закупки товаров, работ, услуг |
||||
6. |
Установление нереальных (сжатых) сроков выполнения работ, оказания услуг, в течение которых невозможно выполнить условия контракта; установление завышенных требований к участнику закупки; объединение в одну закупку функционально и технологически не связанных между собой товаров, работ, услуг; написание усложненных технических заданий или полное отсутствие конкретных технических характеристик поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг; необоснованное расширение (сужение) круга удовлетворяющей потребности товаров, работ, услуг; разработка документации о закупке под определенного поставщика; установление необоснованных критериев оценки заявок; неопределенность и противоречивость условий контракта, условий приемки товара, работы, услуги, гарантийных обязательств, их необоснованное расширение (ограничение), упрощение (усложнение) |
возникновение риска участия в закупке единственного участника закупки, имеющего информацию о закупке, полученную от заказчика, и уже частично исполнившего обязательства по закупке; установление требований к участнику закупки, которые для выполнения данного вида работ не требуются включение в документацию о закупке требований о поставке товара, выполнении работ, оказании услуг, ограничивающих участие других поставщиков (подрядчиков, исполнителей), ограничение конкуренции; предварительный сговор с участником закупки, поставщик возвращает часть от суммы оплаты по контракту заказчику в качестве благодарности; содержание критерия "Квалификация участника закупки" сформировано так, чтобы лучшей квалификацией обладал "свой" поставщик, при этом указанная квалификация не способствует более качественному исполнению условий контракта; цель - гарантировать заключение контракта с "нужным" поставщиком, создать приоритетные условия исполнения контракта |
Министр агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области; руководитель (работник) контрактной службы; группа инициаторов закупки; группа организации планирования закупок и определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) |
многоступенчатая система согласования |
контроль соблюдения запрета на умышленное, неправомерное включение в документацию о закупке условий, ограничивающих конкуренцию |
7. |
Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) |
||||
8. |
Ненадлежащая работа комиссии по осуществлению закупок при рассмотрении и оценке заявок на участие в закупках, подведении итогов закупок |
разглашение информации о ходе рассмотрения заявок участников закупки до размещения протокола рассмотрения заявок в ЕИС; прямые контакты заказчика с лицом, подавшим заявку; дискриминация в отношении участников закупки при допуске, рассмотрении и оценке заявок; предоставление необоснованных преимуществ участникам закупок при допуске участников закупок, при оценке и сопоставлении заявок; толкование критериев оценки заявок участников закупки в пользу заинтересованных лиц; использование не объявленных и/или недопустимых критериев оценки заявок, условий допуска к участию в закупке |
члены комиссии по осуществлению закупок |
указание в документации о закупке подробного описания объекта закупки, требований к участникам закупки и четкое формулирование условий подтверждения таких требований, а также установление в документации о закупке инструкции по заполнению заявки; размещение протоколов рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме, подведения итогов аукциона в электронной форме в открытом доступе в ЕИС формирование профилей лиц, участвующих в осуществлении закупок, для выявления возможных связей, свидетельствующих о наличии у них личной заинтересованности, с учетом представленных сотрудниками Министерства сведений о родственниках и свойственниках и требований пункта 9 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ |
выявление лиц (членов комиссии) лично заинтересованных в результатах определения победителя; проведение обучающих мероприятий, семинаров по вопросам профилактики коррупционных и иных правонарушений в сфере закупок; проведение мониторинга закупок на предмет возможного сговора между участниками торгов, сговора поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и заказчика; проведение перекрестного анализа сведений, содержащихся в профилях лиц, участвующих в закупках, с целью выявления личной заинтересованности |
9. |
Заведомо несоответствующее законодательству о закупках, некорректное внесение сведений о закупке в единую информационную систему в сфере закупок (далее - ЕИС) |
нарушение сроков размещения в ЕИС извещений об осуществлении закупки; размещение неполной или недостоверной информации о закупке; некорректное внесение данных в ЕИС (например, смешение кириллицы и латиницы при написании наименования); дискриминационные, неоднозначные разъяснения или изменения в извещение об осуществлении закупки. Цель - устранение конкуренции, заключение контракта со "своим" поставщиком |
Министр агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области; руководитель(работник) контрактной службы; группа инициаторов закупки; группа организации планирования закупок и определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) |
осуществление внутреннего контроля за размещением информации о закупке на регулярной основе, проведение проверки размещенных извещений независимыми лицами |
систематическое повышение квалификации в сфере закупок и в сфере противодействия коррупции сотрудников, участвующих осуществлении закупок |
10. |
Заключение, исполнение, расторжение контракта |
||||
11. |
Заключение контракта на условиях, не соответствующих условиям, установленным в извещении об осуществлении закупки; запрос ранее не запрашиваемых документов и сведений при заключении контракта; затягивание (ускорение) заключения контракта |
установление в извещении об осуществлении закупки невыгодных условий исполнения контракта для поставщиков, что не позволило им участвовать в закупке. При этом, в случае заключения контракта со "своей" организацией, заказчик изменяет такие условия в его пользу - меняет порядок оплаты (например, выплачивает аванс, который не был предусмотрен), продлевает сроки поставки и т.д. Результат - создание преимущественных условий для исполнения контракта конкретному поставщику в целях получения выгоды |
Министр агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области; руководитель (работник) контрактной службы; группа инициаторов закупки; группа организации планирования закупок и определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) |
выявление и предотвращение конфликта интересов между участниками закупки и сотрудниками Министерства, участвующими в осуществлении закупки для нужд Министерства, с учетом представленных ими сведений о родственниках и свойственниках (с учетом требований пункта 9 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ), а также добровольной Декларации о возможной личной заинтересованности; установление многоступенчатой системы согласования проектов контрактов (дополнительных соглашений) |
систематическое повышение квалификации в сфере закупок и в сфере противодействия коррупции сотрудников, участвующих осуществлении закупок; формирование профилей сотрудников Министерства, участвующих в осуществлении закупок для нужд Министерства, а также профилей участников закупок и (или) определенных по их результатам поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе субподрядчиков, соисполнителей; проведение перекрестного анализа сведений, содержащихся в профилях вышеперечисленных лиц с целью выявления личной заинтересованности |
12. |
Необоснованный отказ от заключения контракта |
цель - заключение контракта со "своим" поставщиком в целях получения выгоды |
Министр агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области; руководитель (работник) контрактной службы; группа инициаторов закупки; группа организации планирования закупок и определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) |
выявление и предотвращение конфликта интересов между участниками закупки и сотрудниками Министерства, участвующими в осуществлении закупки для нужд Министерства, с учетом представленных ими сведений о родственниках и свойственниках (с учетом требований пункта 9 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ), а также добровольной Декларации о возможной личной заинтересованности; установление многоступенчатой системы согласования проектов контрактов (дополнительных соглашений) |
систематическое повышение квалификации в сфере закупок и в сфере противодействия коррупции сотрудников, участвующих осуществлении закупок; формирование профилей сотрудников Министерства, закупок для нужд Министерства, а также профилей участников закупок и (или) определенных по их результатам поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе субподрядчиков, соисполнителей; проведение перекрестного анализа сведений, содержащихся в профилях вышеперечисленных лиц с целью выявления личной заинтересованности |
13 |
Расторжение контракта по соглашению сторон, если "свой" поставщик не может исполнить контракт по субъективным причинам без включения в реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП) |
если "своему" поставщику стало невыгодным исполнение заключенного контракта по каким-то субъективным причинам, то контракт расторгается не в одностороннем порядке с включением такого поставщика в РНП, а по соглашению сторон. Результат - вознаграждение заказчика |
Министр агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области или иное должностное лицо, подписавшее дополнительное соглашение (в случае его заключения); руководитель(работник) контрактной службы; группа инициаторов закупки; группа организации планирования закупок и определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) |
выявление и предотвращение конфликта интересов между участниками закупки и заказчиком; установление многоступенчатой системы согласования проектов контрактов (дополнительных соглашений) |
подготовка документально оформленного обоснования необходимости расторжения контракта |
14. |
Приемка и (или) оплата товара, работы, услуги, которые в действительности не поставлены (не выполнены, не оказаны) либо не соответствуют изначально заявленным требованиям контракта |
подписание документов о приемке без проведения фактической приемки товаров, работ, услуг и проведение оплаты по таким документам; поставка товаров низкого качества и, соответственно, более дешевых; поставка товаров меньшего объема за полную стоимость. Результат - получение выгоды на разницу в цене между заявленными объемами и фактическими (в случае сговора) |
должностное лицо, подписывающее документы о приемке; руководитель (работник) контрактной службы; группа организации приемки товара, работы, услуги (член группы в рамках инициируемой закупки) |
назначение ответственных лиц за приемку товаров, работ, услуг по контракту; закрепление в должностных регламентах (инструкциях) ответственности за приемку товаров, работ, услуг; приемка поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг с привлечением в состав приемочной комиссии представителей всех заинтересованных структурных подразделений Министерства |
создание приемочных комиссий с включением в их состав экспертов/ экспертных организаций; проведение экспертизы товаров, работ, услуг на соответствие условиям контракта лицами, обладающими знаниями в данной сфере; ознакомление уполномоченных государственных гражданских служащих Министерства с нормативными правовыми актами и методическими материалами, регулирующими вопросы противодействия коррупции, а также информирование о мерах юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений |
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Приказ Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области от 30 января 2023 г. N 34 "О... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.