Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
города Полярные Зори
от "17" октября 2022 г. N 910
Основные направления
долговой политики муниципального образования город Полярные Зори с подведомственной территорией на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов
1. Общие положения
Долговая политика муниципального образования город Полярные Зори с подведомственной территорией (далее - муниципальное образование) на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (далее - долговая политика) разработана в соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации, с учетом Рекомендаций по проведению субъектами Российской Федерации ответственной заемной/долговой политики, утвержденными Министерством финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) и муниципальной программой "Управление муниципальными финансами города Полярные Зори с подведомственной территорией", утвержденной постановлением администрации города от 14.10.2021 г. N 736 (в редакции от 25.02.2022 N 121)
Под долговой политикой муниципального образования понимается стратегия управления муниципальными внутренними заимствованиями муниципального образования (далее - заимствования), направленная на обеспечение потребностей муниципального образования в заемном финансировании, своевременное и полное исполнение муниципальных долговых обязательств, минимизацию расходов на обслуживание муниципального внутреннего долга муниципального образования (далее - муниципальный долг), поддержание объема и структуры обязательств муниципального образования, исключающих их неисполнение.
Долговую политику муниципального образования реализует финансовый отдел администрации г. Полярные Зори (далее - финансовый отдел). Информация о долговой политике муниципального образования является открытой и общедоступной. Сведения об обязательствах муниципального образования размещаются на официальном сайте органов местного самоуправления муниципального образования.
2. Итоги реализации долговой политики за 2021 год и анализ текущего состояния муниципального долга
По состоянию на 1 января 2022 года муниципальный долг составил 335,7 млн. рублей, или 77,7% от общего объема доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений.
В структуре муниципального долга:
84,1% - задолженность по бюджетным кредитам, предоставленным из областного бюджета;
15,9% - задолженность по кредитам, привлеченным от кредитных организаций.
Доля объема расходов на обслуживание муниципального долга в общем объеме расходов местного бюджета без учета объема расходов, осуществляемых за счет субвенций из областного бюджета - 0,9%.
По итогам исполнения бюджета за 2021 год муниципальное образование относится к группе со средней долговой устойчивостью.
За девять месяцев 2022 года муниципальный долг сложился в объеме 353,7 млн. рублей, в том числе:
- 334,7 млн. рублей составляет задолженность по бюджетным кредитам, предоставленным местному бюджету из областного бюджета;
- 19,0 млн. рублей - задолженность по кредитам, предоставленным местному бюджету коммерческими организациями для финансирования дефицита местного бюджета и/или погашения долговых обязательств муниципального образования.
В структуре муниципального долга:
94,6% - задолженность по бюджетным кредитам, предоставленным из областного бюджета;
5,4% - задолженность по кредитам, привлеченным от кредитных организаций.
3. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики муниципального образования
В 2023 - 2025 годах реализация долговой политики муниципального образования будет осуществляться с учетом основных тенденций и параметров развития экономики муниципального образования.
Основными факторами, определяющими направления долговой политики муниципального образования на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, являются:
- вероятность воздействия макроэкономических рисков по ухудшению экономической конъюнктуры внешнего и внутреннего рынков;
- изменения, вносимые в бюджетное законодательство Российской Федерации и Мурманской области;
- нестабильность законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
- рост расходных обязательств муниципального образования, обусловленный необходимостью достижения целевых показателей муниципальных проектов, реализуемых в рамках соответствующих национальных проектов, направленных на достижение национальных целей развития, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", стимулированием инфраструктурного развития, а также реализацией инициатив Президента Российской Федерации по обеспечению мер социальной поддержки, интенсификации развития социальной сферы;
- выполнение условий Дополнительных соглашений о реструктуризации в части снижения объема муниципального долга.
Вышеперечисленные факторы оказывают влияние на изменение размера дефицита местного бюджета и необходимость его финансирования путем осуществления заимствований в экономически обоснованных объемах, не превышающих ограничения, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации.
Долговая политика муниципального образования направлена на:
- обеспечение финансирования дефицита местного бюджета;
- своевременное и полное исполнение долговых обязательств муниципального образования;
- соблюдение верхних пределов муниципального долга, размера дефицита местного бюджета и предельного объема заимствований в пределах, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и решением Совета депутатов города Полярные Зори о бюджете муниципального образования на очередной финансовый год и на плановый период;
- обеспечение поддержания расходов на обслуживание муниципального долга в пределах, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и решением Совета депутатов города Полярные Зори о бюджете муниципального образования на очередной финансовый год и на плановый период;
- минимизацию стоимости обслуживания муниципального долга.
4. Цели и принципы долговой политики муниципального образования
Основными целями долговой политики муниципального образования будут являться: сохранение финансовой устойчивости муниципального образования и сбалансированности местного бюджета, своевременное исполнение долговых обязательств при минимизации расходов на их обслуживание, а также поддержание объема и структуры муниципального долга на экономически безопасном уровне с учетом всех возможных рисков.
Принципами долговой политики муниципального образования являются:
соблюдение ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и Дополнительными соглашениями о реструктуризации;
своевременное и безусловное обслуживание и погашение долговых обязательств муниципального образования;
сохранение репутации муниципального образования как надежного заемщика, безупречного и своевременно выполняющего долговые обязательства;
открытость и прозрачность управления муниципальным долгом муниципального образования.
5. Основные задачи долговой политики муниципального образования
Основными задачами долговой политики муниципального образования являются:
повышение эффективности заимствований муниципального образования;
оптимизация структуры муниципального долга муниципального образования;
обеспечение дефицита местного бюджета в 2023, 2024 и 2025 годах на уровне не более 10 процентов от суммы доходов местного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2023, 2024 и 2025 годы ежегодно. При этом дефицит бюджета может превысить указанное ограничение в пределах снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета, а также в пределах объема бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные кредиты, предоставленные из областного бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов;
соблюдение условий соглашений о предоставлении местному бюджету бюджетных кредитов из бюджета Мурманской области в целях финансирования дефицита местного бюджета и погашения долговых обязательств в виде обязательств по кредитам, полученным от кредитных организаций;
сокращение рисков, связанных с осуществлением заимствований;
обеспечение взаимосвязи принятия решения о заимствованиях с реальными потребностями местного бюджета в привлечении заемных средств;
формирование положительной кредитной истории муниципального образования;
оптимизация расходов, связанных с облуживанием муниципального долга муниципального образования;
обеспечение раскрытия информации о муниципальном долге муниципального образования.
6. Инструменты реализации долговой политики
Инструментами реализации долговой политики муниципального образования являются следующие обязательства муниципального образования:
Привлечение заемных средств в форме:
- краткосрочных кредитов из федерального бюджета на пополнение остатков средств на счете местного бюджета;
- кредитов от кредитных организаций.
Привлечение остатков средств муниципальных бюджетных и автономных учреждений муниципального образования, а также остатков средств, поступающих во временное распоряжение органов местного самоуправления и казенных учреждений муниципального образования с соответствующих счетов Управления Федерального казначейства по Мурманской области.
Использование краткосрочных кредитов федерального бюджета на пополнение остатков средств на едином счете местного бюджета
В рамках решения задачи по минимизации расходов на обслуживание муниципального долга сохранится практика привлечения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на едином счете местного бюджета в Управлении Федерального казначейства по Мурманской области.
Бюджетный кредит на пополнение остатков средств на едином счете местного бюджета предоставляется местному бюджету в размере, не превышающем одной двенадцатой утвержденного решением Совета депутатов города Полярные Зори о бюджете муниципального образования на текущий финансовый год и на плановый период объема доходов местного бюджета, за исключением субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, по ставке 0,1 процента годовых, на срок не превышающий 240 дней, установленный бюджетным законодательством Российской Федерации, при условии его возврата не позднее 15 декабря текущего финансового года.
Привлечение кредитов от кредитных организаций
Этот инструмент долговой политики муниципального образования является наиболее мобильным и доступным для использования. Гибкость возобновляемых кредитных линий, возможность оперативного управления объемом муниципального долга, изменение процентных ставок по итогам проведения новых аукционов с более привлекательными условиями по стоимости позволяют сдерживать рост стоимости обслуживания муниципального долга.
Ключевой задачей при привлечении кредитов от кредитных организаций остается обеспечение привлечения в местный бюджет кредитов по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации на дату проведения аукциона, увеличенный на 1 процент годовых.
7. Анализ рисков для местного бюджета, возникающих в процессе управления муниципальным долгом
Основными рисками, связанными с реализацией долговой политики муниципального образования, являются:
- риск рефинансирования долговых обязательств муниципального образования;
- процентный риск;
- риск снижения ликвидности рынка заимствований.
Риск рефинансирования долговых обязательств муниципального образования обусловлен невозможностью осуществления на приемлемых условиях новых заимствований для погашения имеющихся долговых обязательств.
Процентный риск связан с вероятностью возникновения непредвиденных расходов местного бюджета из-за роста расходов на обслуживание муниципального долга вследствие увеличения процентных ставок по кредитам, полученным от кредитных организаций.
Риск снижения ликвидности рынка заимствований обусловлен неполучением денежных средств на финансирование дефицита местного бюджета и погашение долговых обязательств, связанным с отказом кредитных организаций предоставить заемные средства в случае наступления финансового кризиса.
8. Основные мероприятия долговой политики муниципального образования
Основными мероприятиями долговой политики являются:
- направление дополнительных доходов, полученных при исполнении местного бюджета, на досрочное погашение долговых обязательств муниципального образования;
- направление остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета на досрочное погашение долговых обязательств муниципального образования;
- осуществление мониторинга соответствия параметров муниципального долга ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации и Дополнительными соглашениями о реструктуризации;
- учет информации о муниципальном долге, формирование отчетности о долговых обязательствах муниципального образования;
- размещение информации о муниципальном долге в электронных средствах массовой информации на основе принципов открытости и прозрачности;
- привлечение краткосрочных бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете местного бюджета как наиболее выгодных с точки зрения долговой нагрузки на местный бюджет;
- привлечение остатков средств на счетах бюджетных и автономных учреждений и временно свободных остатков средств на счетах казенных учреждений муниципального образования для покрытия кассовых разрывов;
- совершенствование практики проведения среди кредитных организаций аукционов в электронной форме на оказание услуг по предоставлению кредитных средств местному бюджету для финансирования дефицита местного бюджета и/или погашения долговых обязательств муниципального образования;
- использование наиболее благоприятных источников и форм заимствований;
- недопущение принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных стабильными источниками доходов;
- использование механизмов оперативного управления долговыми обязательствами муниципального образования;
- оптимизация объема заимствований с учетом исполнения местного бюджета в соответствующем финансовом году;
- соблюдение сроков возврата кредитных средств, привлеченных в кредитных организациях в соответствии с условиями муниципальных контрактов на оказание услуг по предоставлению кредитных средств местному бюджету.
9. Условия, принимаемые для составления проекта местного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период в части долговых обязательств муниципального образования
Основными условиями, принимаемыми для составления проекта местного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период в части долговых обязательств муниципального образования, являются:
- общая сумма привлечения средств в соответствующем финансовом году не должна превышать общую сумму средств, направляемых на финансирование дефицита местного бюджета, и объемов погашения долговых обязательств муниципального образования, утвержденных на соответствующий финансовый год решением Совета депутатов города Полярные Зори о местном бюджете;
- установление верхних пределов муниципального долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом и каждым годом планового периода, с указанием, в том числе верхнего предела долга по муниципальным гарантиям;
- утверждение дефицита местного бюджета на 2023, 2024 и 2025 годы в размере не более 10 процентов суммы доходов местного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2023, 2024 и 2025 годы ежегодно.
Расходные обязательства муниципального образования по обслуживанию муниципального долга определяются на основании заключенных соглашений и договоров на предоставление бюджетных кредитов, а также заключенных в результате проведенных аукционов в электронной форме и планируемых к заключению муниципальных контрактов на оказание услуг по предоставлению кредитных средств для финансирования дефицита местного бюджета и/или погашения долговых обязательств муниципального образования.
10. Особенности исполнения местного бюджета в 2022 и 2023 годах
Для обеспечения долговой устойчивости местных бюджетов на федеральном уровне приняты следующие меры:
Дефицит местного бюджета может превысить ограничения, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации:
- на сумму бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечений мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции в 2022 году;
- на сумму бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечений мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения геополитической и экономической ситуации на развитие отраслей экономики в 2022 году;
- на сумму снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.
Объем муниципального долга может превысить ограничения, установленный пунктом 5 статьи 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на сумму, не превышающую объема бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции в 2022 году.
11. Ожидаемые результаты долговой политики муниципального образования
Реализация мер, предусмотренных настоящей долговой политикой муниципального образования, позволит:
поддерживать экономически обоснованное соотношение между потребностями в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению;
сохранять финансовую устойчивость местного бюджета;
оптимизировать бюджетные расходы на обслуживание муниципального долга и перераспределять высвобождающиеся ресурсы на решение приоритетных задач бюджетной политики муниципального образования.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации г. Полярные Зори Мурманской области от 17 октября 2022 г. N 910 "Об утверждении основных направлений... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.