Резолютивная часть постановления объявлена 5 марта 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Назаренко И.П., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике (ИНН 0711024344, ОГРН 1020700751004) - Дзамихова С.Б. (доверенность от 09.01.2013), в отсутствие заинтересованных лиц - судебного пристава-исполнителя Прохладненского межрайонного отдела судебных приставов управления Федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республике Тхалиджокова А.А., Управления Федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республике (ИНН 0721009673, ОГРН 1040700234300), Прохладненского межрайонного отдела судебных приставов управления Федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республике, индивидуального предпринимателя Мазлоева Замира Хабасовича (ИНН 071608070424, ОГРНИП 309071620900012), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 06.09.2012 (судья Байзулаев Р.И.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2012 (судьи Афанасьева Л.В., Белов Д.А., Семенов М.У.) по делу N А20-2366/2012, установил следующее.
Государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике (далее - отделение Пенсионного фонда) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя Прохладненского межрайонного отдела судебных приставов управления Федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республике Тхалиджокова А.А. (далее - судебный пристав-исполнитель), выразившихся в отказе в возбуждении исполнительного производства на взыскание недоимки, пени и штрафов при совершении исполнительных действий по постановлению отделения Пенсионного фонда от 04.05.2012 N 00500290007016, о возложении обязанности на судебного пристава-исполнителя надлежащим образом исполнить требования исполнительного документа о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов индивидуального предпринимателя Мазлоева З.Х. (далее - предприниматель).
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены предприниматель, управление Федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республике (далее - управление), Прохладненский межрайонный отдел судебных приставов управления Федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республике (далее - отдел судебных приставов).
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 06.09.2012, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2012, в удовлетворении заявления отказано. Судебные акты мотивированы тем, что при отсутствии документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника, о неисполнении требований органа, осуществляющего контрольные функции, в связи с отсутствием на счетах должника достаточной суммы денежных средств, либо документов, подтверждающих отсутствие у плательщика открытых счетов в банках, постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика не может признаваться исполнительным документом. Судебный пристав-исполнитель правомерно не признал исполнительным документом постановление отделения Пенсионного фонда от 04.05.2012 N 00500290007016 и отказал в возбуждении исполнительного производства.
В кассационной жалобе отделение Пенсионного фонда просит отменить решение от 06.09.2012 и постановление от 24.12.2012, вынести по делу новый судебный акт о признании незаконными оспариваемых действий судебного пристава-исполнителя, отменить постановление судебного пристава-исполнителя от 31.05.2012 N 15343/12/13/07 об отказе в возбуждении исполнительного производства и обязать восстановить нарушенные права заявителя путем принятия к исполнению постановления отделения Пенсионного фонда от 04.05.2012 N 00500290007016 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества предпринимателя. По мнению заявителя, Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) не устанавливает определенных требований к акту контролирующего органа в случае отсутствия у последнего информации о счетах плательщика страховых взносов. Факт вынесения отделением Пенсионного фонда постановления о взыскании недоимки за счет имущества плательщика свидетельствует об отсутствии информации о счетах плательщика. В силу пункта 8 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве у отделения Пенсионного фонда отсутствует обязанность по предоставлению доказательств того, что им осуществлялся розыск счетов плательщика в случае отсутствия сведений о таковых. Законодательно не установлен определенный вид документа, который должен быть предъявлен контролирующим органом судебному приставу-исполнителю одновременно с постановлением о взыскании задолженности, в случае отсутствия у взыскателя информации о счетах плательщика страховых взносов. На день вынесения контролирующим органом постановления о взыскании задолженности с предпринимателя ни от него, ни какого-либо банка, кредитного учреждения не поступала информация о наличии у плательщика страховых взносов действующего расчетного счета. Суд не указал норму права, которой на территориальные органы Пенсионного фонда возложена обязанность по самостоятельному отысканию сведений о заключенных плательщиками страховых взносов договоров об открытии банковских счетов. Пенсионный фонд принял меры по выявлению денежных счетов должника, однако налоговый орган не представил надлежащих сведений, направив отказ в предоставлении информации о счетах налогоплательщика.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 04.05.2012 начальник управления в Прохладненском районе отделения Пенсионного фонда вынес постановление N 00500290007016 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов на общую сумму 14 704 рубля 30 копеек за счет имущества предпринимателя.
30 мая 2012 года данное постановление поступило в отдел судебных приставов (т. 1, л. д. 42).
Постановлением от 31.05.2012 N 15343/12/13/07 судебный пристав-исполнитель отказал в возбуждении исполнительного производства на основании постановления территориального органа Пенсионного фонда от 04.05.2012 N 00500290007016, поскольку в исполнительном документе не указаны сведения о должнике, а именно не приложены документы, содержащие отметки банков или иных кредитных организаций о полном или частичном неисполнении требований отделения Пенсионного фонда в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований (т. 1, л. д. 41).
Не согласившись с действиями судебного пристава-исполнителя Тхалиджокова А.А., выразившимися в отказе в возбуждении исполнительного производства, отделение Пенсионного фонда обратилось в суд заявлением о признании их незаконными.
В соответствии со статьями 198 и 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, если полагает, что они не соответствуют нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления экономической деятельности.
В силу пункта 1 части 2 статьей 128 Закона об исполнительном производстве оспаривание постановления, вынесенного в рамках исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного документа арбитражного суда производится в соответствующем арбитражном суде.
Закон об исполнительном производстве предусматривает обращение взыскания на имущество должника по его денежным обязательствам только в случае отсутствия у плательщика денежных средств, достаточных для погашения задолженности.
Порядок взыскания задолженности по взносам в пенсионный фонд регламентируется как Законом об исполнительном производстве, так и Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон о страховых взносах), в силу которого органы пенсионного фонда, осуществляя контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, вправе взыскать страховые взносы за счет имущества плательщика страховых взносов - организации.
В соответствии со статьями 19, 22 Закона о страховых взносах в случае неуплаты (или неполной уплаты) страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика. Взыскание производится по решению учреждения путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика. До принятия такого решения плательщику направляется требование в течение трех месяцев со дня выявления недоимки. Решение о взыскании доводится до сведения плательщика в течение шести дней. Поручение (инкассовое) на перечисление взносов направляется в банк, в котором открыты счета плательщика, в течение одного месяца со дня принятия решения.
Пунктом 14 статьи 19 Закона о страховых взносах установлено, что при недостаточности или отсутствии информации о счетах плательщика пенсионный орган вправе взыскивать взносы (пени) за счет иного имущества плательщика в соответствии со статьей 20 Закона о страховых взносах.
Часть 2 статьи 20 Закона о страховых взносах предусматривает, что решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу- исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Законом об исполнительном производстве с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов принудительное взыскание страховых взносов производится судебным приставом-исполнителем на основании поступившего постановления органа пенсионного фонда о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов в порядке, установленном Законом об исполнительном производстве.
По смыслу пункта 5 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов только в совокупности с документами, содержащими отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, является исполнительным документом.
Следовательно, при отсутствии указанных документов, акты органов, осуществляющих контрольные функции, в том числе постановления органа пенсионного фонда о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов, не могут признаваться исполнительным документом, направляемым судебному приставу-исполнителю.
В случае отсутствия у плательщика страховых взносов счетов в банке, что исключает возможность взыскания недоимки в порядке стать 19 Закона о страховых взносах, постановление пенсионного фонда будет иметь силу исполнительного документа при условии приложения к нему документа, подтверждающего отсутствие у контролирующего органа сведений о счетах должника в банках.
Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что при обращении в отдел судебных приставов отделением Пенсионного фонда порядок, предусмотренный Законом об исполнительном производстве, не соблюден. К постановлению от 04.05.2012 о взыскании недоимки за счет имущества предпринимателя не приложены документы о принятии мер в порядке статьи 19 Закона о страховых взносах и невозможности исполнения такого решения вследствие отсутствия (недостаточности) денежных средств на счетах плательщика или документы налоговой службы, подтверждающие отсутствие у должника открытых счетов в банках. В справке об отсутствии счетов в банках без номера и даты, предоставленной отделением Пенсионного фонда, не содержится данных о счетах плательщика. Доказательства направления судебному приставу-исполнителю данного документа вместе с постановлением от 04.05.2012 в материалах дела отсутствуют.
В силу пункта статьи 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по заявлению взыскателя на основании исполнительного документа.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 31 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если документ не является исполнительным, либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 названного Закона.
На основании изложенного судебный пристав-исполнитель на законных основаниях не признал исполнительным документом постановление отделения Пенсионного фонда и возвратил его, обоснованно отказав в возбуждении исполнительного производства.
В соответствии со статьями 24, 28 Закона о страховых взносах на плательщиков страховых взносов и банки возлагается обязанность сообщать в территориальные органы пенсионного фонда об открытии (закрытии) расчетных счетов, а в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 29 данного Закона орган контроля за уплатой страховых взносов вправе получать доступ к информации, составляющей банковскую тайну.
Отделение Пенсионного фонда не представило доказательств принятия мер для получения сведений о счетах плательщика, в том числе от банков и налоговых органов.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения от 06.09.2012 и постановления суда апелляционной инстанции от 24.12.2012 отсутствуют.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентированы положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций.
Процессуальные нарушения, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Кодекса), при рассмотрении кассационной жалобы не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 06.09.2012 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2012 по делу N А20-2366/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.П. Назаренко |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.