Резолютивная часть постановления объявлена 6 марта 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 7 марта 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Назаренко И.П., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Краснодарэлектро" - Некрасовой М.В. (доверенность от 18.10.2012), в отсутствие истца - администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310032246, ОГРН 1022301606799), ответчика - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757), третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Юг Лизинг", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.09.2012 (судья Данько М.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2012 (судьи Фахретдинов Т.Р., Глазунова И.Н., Ильина М.В.) по делу N А32-6119/2012, установил следующее.
Администрация муниципального образования город Краснодар (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю (далее - кадастровая палата) об устранении нарушения прав и законных интересов путем снятия с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0414001:20, 23:43:0414001:15, расположенных по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ул. Симферопольская, 50, в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Юг Лизинг", ООО "Краснодарэлектро".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.09.2012, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2012, в удовлетворении требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что снятие объекта недвижимости с кадастрового учета возможно только с соблюдением порядка, установленного Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ). Сведения о спорных земельных участках не носят временный характер, данные участки не являются преобразуемыми, а имеют статус ранее учтенных, наличие оснований для снятия их с учета, установленных Законом N 221-ФЗ, материалами дела не подтверждается.
В кассационной жалобе администрация просит отменить решение от 07.09.2012 и постановление от 10.12.2012, принять новый судебный акт об удовлетворении требований. Заявитель указывает, что спорные земельные участки не обременены правами третьих лиц, сохранение в государственном кадастре недвижимости сведений о них препятствует формированию земельных участков на территории муниципального образования город Краснодар. Постановка на кадастровый учет нового земельного участка, необходимого ООО "Юг Лизинг", возможна лишь в случае исключения из кадастра сведений о спорных участках.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании представитель ООО "Краснодарэлектро" возражал против доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителя ООО "Краснодарэлектро", Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из представленных сторонами документов и установлено судами, 22.11.2011 администрация обратилась в отдел кадастрового учета земельных участков филиала кадастровой палаты с заявлением о снятии спорных участков с кадастрового учета.
Решениями от 30.11.2011 N 2343/5/11-237460 и 2343/5/11-237457 в снятии земельных участков с государственного кадастрового учета отказано на основании части 6 статьи 27 Закона N 221-ФЗ. Орган кадастрового учета мотивировал свои решения тем, что спорные участки имеют статус ранее учтенных, не являются преобразуемыми и не подлежат снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 Закона 221-ФЗ особенностями осуществления кадастрового учета (т. 1, л. д. 21, 22).
Согласно кадастровым выпискам о земельных участках их номера внесены в государственный кадастр недвижимости 11.11.1999 и 07.12.2001 (т. 1, л. д. 60, 62).
Не оспаривая правомерность решений кадастровой палаты от 30.11.2011, администрация обратилась в арбитражный суд с иском о снятии спорных участков с государственного кадастрового учета.
При рассмотрении спора суды правомерно исходили из следующего.
Постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета (часть 1 статьи 23 Закона N 221-ФЗ).
В части 1 статьи 25 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 данного закона. В течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости (часть 5 указанной статьи).
Орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 Закона N 221-ФЗ особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости (часть 2 статьи 25 Закона N 221-ФЗ).
Согласно частям 1 и 3 статьи 45 Закона N 221-ФЗ государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу данного Закона (01.03.2008) или в переходный период его применения (до 01.01.2013) с учетом определенных статьей 43 названного Закона особенностей, признается юридически действительным. Такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с Законом N 221-ФЗ. Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости включаются в разделы государственного кадастра недвижимости.
В силу требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, а также допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязывает каждое лицо, участвующее в деле, доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Согласно статье 9 названного Кодекса лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В соответствии с частью 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Администрация не оспаривает выводы судебных инстанций о том, что спорные земельные участки не являются преобразуемыми, внесенные в кадастр недвижимости сведения о них не носят временный характер, а участки имеют статус ранее учтенных.
Вопросы отказа в осуществлении кадастрового учета регламентированы статьей 27 Закона N 221-ФЗ, в части 1 которой указано, что орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если принятие такого решения допускается в соответствии с правилами данной статьи.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела документы, суды пришли к правильному выводу о том, что законодательством не установлена возможность произвольного снятия земельных участков с кадастрового учета, администрация не доказала наличие предусмотренных Законом N 221-ФЗ оснований для снятия с кадастрового учета спорных участков.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). При этом арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции (часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса).
Доводы кассационной жалобы о том, что действия ответчика создали препятствия для формирования нового земельного участка (с включением в его состав территории спорных участков), обоснованно отклонены судебными инстанциями, поскольку формирование одного земельного участка не предусмотрено законом в качестве основания для снятия с кадастрового учета другого участка. Из материалов дела не следует, что кадастровая палата нарушает права администрации на реализацию ее полномочий как органа местного самоуправления, в том числе путем преобразования спорных участков в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения от 07.09.2012 и постановления от 10.12.2012 по доводам жалобы отсутствуют.
Судебные инстанции полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, верно применили нормы материального и процессуального права. Изложенные в кассационной жалобе аргументы не опровергают правильности выводов судов первой и апелляционной инстанций, выводы соответствуют материалам дела, основаны на анализе приведенных сторонами оснований заявленных требований и возражений против них.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.09.2012 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2012 по делу N А32-6119/2012
оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.П. Назаренко |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.