Постановление Администрации Ковдорского муниципального округа Мурманской области от 7 ноября 2022 г. N 1009
"Об основных направлениях бюджетной политики муниципального образования Ковдорский муниципальный округ на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов"
В целях подготовки проекта бюджета муниципального образования Ковдорский муниципальный округ на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, руководствуясь положениями послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года, указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597, от 01.06.2012 N 761, от 28.12.2012 N 1688, от 07.05.2018 N 204, от 21.07.2020 N 474, с учетом положений Основных направлений бюджетной политики Мурманской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденных постановлением Правительства Мурманской области от 29.10.2022 N 856-ПП, с учетом положений муниципальных программ Ковдорского муниципального округа, а так же Основных направлений налоговой политики муниципального образования Ковдорский муниципальный округ на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденных постановлением администрации Ковдорского муниципального округа от 31.10.2022 N 988, администрация Ковдорского муниципального округа постановляет:
1. Утвердить прилагаемые основные направления бюджетной политики муниципального образования Ковдорский муниципальный округ на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (далее - Основные направления бюджетной политики).
2. Главным распорядителям бюджетных средств в своей деятельности руководствоваться Основными направлениями бюджетной политики.
3. Признать утратившим силу постановление администрации Ковдорского муниципального округа от 10.11.2021 N 754 "Об основных направлениях бюджетной политики муниципального образования Ковдорский муниципальный округ на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов".
4. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования (обнародования) и распространяется на правоотношения, которые возникнут с 1 января 2023 года.
Глава Ковдорского муниципального округа |
С.Б. Сомов |
Утверждены
постановлением администрации
Ковдорского муниципального округа
от 07.11.22 N 1009
Основные направления
бюджетной политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов
При подготовке основных направлений бюджетной политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (далее - Основные направления бюджетной политики) учтены положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года, указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597, от 01.06.2012 N 761, от 28.12.2012 N 1688, от 07.05.2018 N 204, от 21.07.2020 N 474 (далее - указы Президента Российской Федерации), Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 26.10.2020 N 645, основных направлений бюджетной политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов Мурманской области, основных направлений налоговой политики муниципального образования Ковдорский муниципальный округ на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, основных направлений долговой политики муниципального образования Ковдорский муниципальный округ Мурманской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, муниципальных программ Ковдорского муниципального округа, иных документов государственного и муниципального стратегического планирования, а также ряда мер, предусмотренных Планом мероприятий, показателей результативности и бюджетного эффекта по консолидации бюджетных средств муниципального образования Ковдорский муниципальный округ в целях оздоровления муниципальных финансов.
1. Цели и задачи бюджетной политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов
Целью Основных направлений бюджетной политики является определение условий, принимаемых для составления проекта бюджета муниципального образования Ковдорский муниципальный округ на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (далее - проект местного бюджета), подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров проекта местного бюджета.
Бюджетная политика на 2023-2025 годы направлена на реализацию ключевой задачи - повышение благосостояния и улучшение качества жизни граждан посредством обеспечения устойчивых темпов роста экономики и расширения потенциала сбалансированного развития.
В связи с обострением геополитических противоречий, введением беспрецедентных экономических и финансовых санкций, бюджетная политика в первую очередь ориентирована на обеспечение финансовой стабилизации при поддержке доходов уязвимых категорий граждан и содействие скорейшей адаптации (в т.ч. перестройке хозяйственных связей) с минимальными потерями для потенциала развития и сохранением рабочих мест.
Этому будет содействовать преемственность в отношении определенных ранее приоритетов по обеспечению долгосрочной сбалансированности и финансовой устойчивости Ковдорского муниципального округа, с учетом безусловного исполнения всех обязательств муниципального образования, приоритизации бюджетных расходов, исходя из задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации, и гибкость при принятии решений о внесении необходимых корректур, исходя из текущей экономической ситуации на фоне изменений геополитической обстановки в мире.
Для обеспечения указанных принципов при формировании бюджета будут приняты меры по включению в бюджет в первоочередном порядке расходов на финансирование действующих расходных обязательств, на реализацию национальных проектов (программ), приоритетных муниципальных проектов, сокращению неэффективных расходов, непринятию новых расходных обязательств, не обеспеченных соответствующими источниками дополнительных поступлений в бюджет и (или) сокращением бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета, а также мер по сдерживанию наращивания объема муниципального долга.
Основным инструментом достижения целей бюджетной политики, обеспечивающим повышение результативности и эффективности бюджетных расходов, ориентированность на достижение целей государственной политики, продолжают оставаться муниципальные программы, включающие в себя национальные и региональные проекты.
Основными задачами бюджетной политики на 2023-2025 годы являются:
- сохранение занятости и рабочих мест, а также поддержка доходов наиболее уязвимых граждан;
- стратегическая приоритизация расходов на реализацию национальных целей, определенных в указах Президента Российской Федерации;
- улучшение качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств и главных администраторов доходов бюджета;
- осуществление внутреннего муниципального финансового контроля за правомерным, результативным и экономным использованием средств бюджета, соблюдением бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
- обеспечение эффективного расходования бюджетных средств, в том числе путем выполнения мероприятий по оздоровлению муниципальных финансов;
- мобилизация внутренних источников путем проведения оценки эффективности бюджетных расходов (в том числе на стадии планирования), выявления резервов и их дальнейшее направление на социально-экономическое развитие муниципального образования;
- совершенствование социальной поддержки граждан на основе применения принципов адресности и нуждаемости;
- недопущение возникновения просроченной кредиторской задолженности по заработной плате и социальным выплатам;
- сохранение на безопасном уровне объема муниципального долга, поддержание параметров дефицита местного бюджета в пределах установленных ограничений;
- обеспечение открытости и прозрачности информации об управлении общественными финансами, обеспечение широкого вовлечения населения муниципального образования в процедуры обсуждения и принятия конкретных бюджетных решений, общественного контроля их эффективности и результативности;
- создание условий для повышения качества предоставления муниципальных услуг;
- совершенствование контрактной системы в сфере закупок, в том числе обеспечивающей завершение перевода закупок в электронную форму (от планирования до приемки результатов исполнения контрактов), сокращение сроков закупочных процедур, расширение закупок у малого бизнеса.
В целях повышения эффективности и обеспечения обоснованности управленческих решений предполагается реализация комплексного проекта по централизации и цифровой трансформации системы бухгалтерского учета муниципального сектора на базе единой централизованной системы управления финансово-хозяйственной деятельностью с интеграцией в сервис ГИИС "Электронный бюджет".
В целях повышения эффективности управления бюджетными ресурсами предполагается:
1. Осуществление казначейского сопровождения бюджетных средств, определенных бюджетным законодательством Российской Федерации, с учетом новых положений, направленных на упрощение и ускорение расчетов между участниками контрактной системы.
2. Мониторинг исполнения местного бюджета на постоянной основе для принятия своевременных решений по перераспределению средств бюджета и освоению бюджетных средств в полном объеме, в том числе путем реализации дополнительных оснований для внесения изменений в сводную бюджетную роспись местного бюджета, позволяющих без внесения изменений в решение Совета депутатов о местном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, своевременно перераспределять ресурсы между программами.
3. Применение режима первоочередных расходов, позволяющего не допускать проведение кассовых выплат при наличии у бюджетных и автономных учреждений просроченной кредиторской задолженности по расходам на оплату труда и уплату взносов по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда и иные выплаты работникам, а также неисполненных исполнительных документов и решений налоговых органов.
4. Совершенствование процедур муниципальных закупок. Ключевыми направлениями в этой сфере станут:
- оптимизация и автоматизация работы в контрактной системе как заказчиков, так и поставщиков;
- электронный документооборот на всем "жизненном цикле" закупки (от планирования до приемки) на основании единых форм документов в ЕИС;
- сокращение и упрощение расчетов при осуществлении закупок;
- использование изменений в законодательстве о контрактной системе в сфере закупок, вносимых в целях нивелирования последствий ограничительных мер со стороны недружественных иностранных государств и оказания мер поддержки в условиях текущей экономической ситуации заказчикам и участникам закупок.
5. Учет результатов рассмотрения оценки налоговых расходов при формировании основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципального образования Ковдорский муниципальный округ, а также при проведении оценки эффективности реализации муниципальных программ.
6. Дальнейшее развитие института муниципальных программ, в том числе на проектных принципах управления, совершенствование нормативной и методической базы с учетом изменения федерального законодательства.
7. С целью повышения эффективности бюджетных расходов через вовлечение общественности в процессы принятия конкретных бюджетных решений планируется продолжить реализацию проектов поддержки местных инициатив в рамках проекта "Инициативное бюджетирование", что позволит решать задачи создания и восстановления объектов социальной и инженерной инфраструктуры, развивать механизмы практического взаимодействия органов местного самоуправления и населения.
2. Основные положения, принятые за основу при формировании прогноза доходов местного бюджета на 2023-2025 годы
Прогноз доходов местного бюджета на 2023-2025 годы основан на базовом варианте прогноза социально-экономического развития муниципального образования Ковдорский муниципальный округ на 2023 год и плановый период до 2025 года с учетом существенных изменений внешних и внутренних условий развития российской экономики в целом.
Прогноз доходов сформирован с учетом изменений в налоговом и бюджетном законодательстве Российской Федерации.
При формировании прогноза доходов местного бюджета были учтены:
- отмена с 1 января 2023 года перераспределения в пользу местных бюджетов доходов от зачисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих зачислению в бюджет Мурманской области по нормативу 40%;
- индексы-дефляторы на продукцию крупнейших предприятий муниципального образования;
- индексация ставки акцизов на нефтепродукты на 2023 год и на плановый период 2024-2025 годов;
- изменение нормативов распределения акцизов на нефтепродукты;
- предоставление налоговых преференций, направленных на стимулирование инвестиционной активности в муниципальном образовании резидентам Арктической зоны Российской Федерации;
- предоставление в 2023 году налоговой и имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в целях содействия развитию предпринимательской активности.
В целях создания условий для роста налогооблагаемой базы и доходов муниципального образования Ковдорский муниципальный округ будет продолжена работа по:
- повышению качества администрирования налоговых и иных обязательных платежей в местный бюджет, в том числе за счет полноты отражения информации в государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП) о суммах платежей, поступивших на лицевые счета администраторов доходов местного бюджета за оказание услуг;
- внесению в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости;
- созданию благоприятных условий для расширения производства, создания новых рабочих мест, инвестиционной и инновационной активности, в том числе в сфере малого и среднего предпринимательства;
- повышению эффективности управления муниципальной собственностью и увеличению доходов от ее использования;
- недопущение наличия неэффективных местных налоговых льгот;
- привлечению временно свободных остатков средств под управлением Федерального казначейства в связи с переходом на единый казначейский счет, позволяющее снизить привлечение кредитов коммерческих банков, сократить сроки оплаты денежных обязательств перед подрядчиками по муниципальным закупкам, что, в свою очередь, ускоряет оборот денежных средств и повышает доходную часть местного бюджета.
3. Основные подходы к формированию расходов местного бюджета на 2023-2025 годы
Бюджетная политика муниципального образования Ковдорский муниципальный округ на 2023-2025 годы в части расходов направлена на сохранение преемственности целей и задач предыдущего планового периода и базируется на принципе обеспечения сбалансированности местного бюджета с учетом прогноза социально-экономического развития муниципального образования на 2023 год и плановый период до 2025 года по базовому варианту.
При этом ключевым приоритетом продолжает оставаться выполнение задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации, в том числе путем реализации национальных проектов, региональных программ и проектов, а также значимых муниципальных проектов.
В соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, соглашением о предоставлении дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов из бюджета Мурманской области бюджету муниципального образования Ковдорский муниципальный округ, а также соглашениями о предоставлении бюджету муниципального образования Ковдорский муниципальный округ из бюджета Мурманской области бюджетных кредитов на погашение дефицита бюджета и погашение муниципальных долговых обязательств общий объем расходов местного бюджета предлагается определить исходя из соблюдения следующих положений:
- объем дефицита местного бюджета, объем муниципального долга и объем задолженности по кредитам, полученным от кредитных организаций, сформированы с учетом соблюдения условий соглашений, заключенных с Министерством финансов Мурманской области, а также с учетом ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;
- установление и исполнение расходных обязательств в пределах полномочий, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, и с учетом требований статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
- ограничение увеличения численности работников органов местного самоуправления, за исключением случаев увеличения численности работников, связанного с наделением органов местного самоуправления новыми полномочиями и (или) перераспределением полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, Мурманской области и муниципальными образованиями;
- безусловное исполнение социальных обязательств перед населением муниципального образования с применением критериев адресности и нуждаемости получателей.
В условиях направленности на сохранение устойчивости и сбалансированности местного бюджета на фоне усиления санкционного давления со стороны недружественных государств, а также с учетом недостаточности доходной базы местного бюджета и необходимости соблюдения условий соглашений, заключенных с Министерством финансов Мурманской области, предельные объемы бюджетных ассигнований местного бюджета на реализацию муниципальных программ и направлений деятельности, не входящих в муниципальные программы, сформированы на основе следующих основных подходов:
1. В качестве "базовых" объемов приняты бюджетные ассигнования на уровне планируемых бюджетных ассигнований, утвержденных решением Совета депутатов Ковдорского муниципального округа Мурманской области от 23.12.2021 N 95 "О бюджете муниципального образования Ковдорский муниципальный округ на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" (далее - решение Совета депутатов от 23.12.2021 N 95), с учетом корректировок, проведенных в ходе исполнения местного бюджета.
2. Объемы бюджетных ассигнований 2023-2025 годы сформированы с учетом:
- необходимости безусловного включения в проект местного бюджета объемов бюджетных ассигнований, направленных на реализацию национальных и региональных проектов (программ), приоритетных муниципальных проектов;
- необходимости включения в проект местного бюджета объемов бюджетных ассигнований, направленных на реализацию мер, предусмотренных на федеральном и муниципальном уровнях по поддержке граждан и отраслей экономики;
- уточнения объема принятых обязательств с учетом прекращающихся расходных обязательств ограниченного срока действия и изменения контингента получателей;
- ежегодной индексации текущих расходов на оплату коммунальных услуг (за исключением выплат населению) в соответствии с прогнозными среднегодовыми показателями инфляции на услуги жилищно-коммунального хозяйства;
- поддержания достигнутых уровней заработной платы отдельных категорий работников, установленных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597, от 1 июня 2012 года N 761, от 28 декабря 2012 года N 1688, с учетом допустимого отклонения уровня средней заработной платы соответствующей категории работников бюджетной сферы от целевого ориентира по итогам года не более 5%;
- формирования бюджетных ассигнований на предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан на уровне бюджетных ассигнований 2022 года, утвержденных решением Совета депутатов от 23.12.2021 N 95, с учетом корректировки численности получателей мер социальной поддержки;
- уточнения бюджетных ассигнований на обслуживание внутреннего муниципального долга.
3. Формирование объемов и структуры расходов местного бюджета на 2023 - 2025 годы будет проводиться с учетом следующих факторов:
- обеспечение реализации указов Президента Российской Федерации с учетом использования внутренних ресурсов, полученных в результате реализации мер по оптимизации расходов и привлечением средств от приносящей доход деятельности;
- осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, по которым предусмотрено софинансирование за счет средств бюджета Мурманской области, а также с учетом необходимости завершения ранее начатых проектов;
- формирование бюджетных ассигнований на уплату налога на имущество организаций на основании положений главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 1-3 Закона Мурманской области от 26.11.2003 N 446-01-ЗМО "О налоге на имущество организаций", а также с учетом применения коэффициента платной деятельности при расчете ассигнований на 2023 - 2025 годы;
- направление поступающих в местный бюджет средств от платы за негативное воздействие на окружающую среду, от платежей по искам о возмещении вреда, причиненной окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований, платежей при добровольном возмещении такого вреда, а также от административных штрафов за административные нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования на выявление, оценку и (или) ликвидацию объектов накопленного вреда окружающей среде и (или) на иные природоохранные мероприятия, в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
- повышение эффективности расходования межбюджетных трансфертов, в том числе заключение соглашений о предоставлении дотаций, субсидий и иных межбюджетных трансфертов из бюджета Мурманской области в форме электронного документа, ведение реестра таких соглашений, формирование отчетности по их использованию;
- в рамках совершенствования института муниципальных программ, в том числе на проектных принципах управления, а также в целях выстраивания эффективной системы муниципального планирования предполагается совершенствование принципов планирования и управления, включая осуществление полного перевода процедур разработки и реализации муниципальных программ и их структурных элементов в электронный формат;
- формирование бюджета с учетом бюджетного эффекта от реализации мероприятий по увеличению налоговых и неналоговых доходов местного бюджета, оптимизации расходов, принятия мер по погашению задолженности по имущественным налогам физических лиц.
4. Политика в сфере финансового контроля
Развитие и совершенствование системы финансового контроля должно быть направлено на осуществление контроля:
- за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе устанавливающих требования к бухгалтерскому учету и составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности муниципальных учреждений;
- за соблюдением положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, формирование доходов и осуществление расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при управлении и распоряжении муниципальным имуществом и (или) его использовании, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, муниципальных контрактов;
- за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, а также в случаях, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения муниципальных контрактов;
- за достоверностью отчетов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета), в том числе отчетов о реализации муниципальных программ, отчетов об исполнении муниципальных заданий, отчетов о достижении значений показателей результативности предоставления средств из бюджета;
- в сфере закупок, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При осуществлении полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю органами внутреннего муниципального финансового контроля в целях предотвращения нарушений законодательства, регулирующего бюджетные правоотношения, совершенствование реализации результатов проведения контрольных мероприятий. Повышение эффективности внутреннего финансового контроля путем развития и применения рискориентированного подхода при выборе объектов контроля, с учетом направлений их деятельности и проверяемого периода.
5. Заключительные положения
Формирование основных параметров местного бюджета на основе подходов Основных направлений бюджетной политики, с одной стороны, позволит обеспечить поддержку экономики Ковдорского муниципального округа в период перестройки хозяйственных связей, а с другой стороны, будет содействовать сохранению доверия к целостности конструкции проводимой политики, устойчивому развитию и структурным изменениям в экономике на среднесрочном горизонте.
Несмотря на изменившиеся в 2022 году геополитические и экономические условия, проект местного бюджета на 2023-2025 годы предполагает направление в приоритетном порядке бюджетных ассигнований на реализацию национальных проектов (программ), приоритетных региональных и муниципальных проектов, что позволит сконцентрировать финансовые ресурсы для достижения национальных целей развития страны.
В структуре расходов местного бюджета в 2023-2025 гг. основную долю продолжат занимать расходы социальной сферы.
Благодаря реализации комплексного подхода к обеспечению устойчивости бюджета, долговая нагрузка на местный бюджет будет оставаться на безопасном уровне. Источниками внутреннего финансирования дефицита местного бюджета в рассматриваемом периоде будут являться:
- привлечение заемных средств в форме бюджетных кредитов и кредитов от кредитных организаций, по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1 процент годовых;
- привлечение остатков средств на счетах муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также остатков средств, поступающих во временное распоряжение получателей средств местного бюджета с соответствующих счетов Управления Федерального казначейства по Мурманской области на единый счет местного бюджета;
- предоставление муниципальных гарантий.
Реализация мер по повышению качества управления муниципальными финансами и эффективности бюджетных расходов будет осуществляться как путем совершенствования системы муниципальных программ, так и внедрением эффективных процедур планирования и исполнения бюджета, с учетом изменения законодательства.
В рамках обеспечения прозрачности местного бюджета и открытости бюджетного процесса предусматривается реализация комплекса мер по повышению открытости, прозрачности и доступности информации в бюджетно-финансовой сфере, широкому вовлечению граждан в обсуждение и принятие конкретных бюджетных решений, осуществлению общественного контроля их эффективности и результативности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Ковдорского муниципального округа Мурманской области от 7 ноября 2022 г. N 1009 "Об основных направлениях бюджетной политики муниципального образования Ковдорский муниципальный округ на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов"
Вступает в силу с 17 ноября 2022 г. и распространяется на правоотношения, которые возникнут с 1 января 2023 г.
Опубликование:
газета "Ковдорчанин" от 16 ноября 2022 г. N 45 (2166)
Постановлением Администрации Ковдорского муниципального округа Мурманской области от 3 ноября 2023 г. N 962 настоящий документ признан утратившим силу с 29 ноября 2023 г. Действие названного постановления и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 г.