Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 22 марта 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" (ИНН 6164266561, ОГРН 1076164009096) - Малько В.С. (доверенность от 28.12.2012), от органа, осуществляющего публичные полномочия - Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области (ИНН 6163076085, ОГРН 1056163077849) - Гуляевой А.В. (доверенность от 19.02.2013), рассмотрев кассационную жалобу Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.08.2012 (судья Сурмалян Г.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2012 (судьи Соловьева М.В., Иванова Н.Н., Сулименко О.А.) по делу N А53-17348/2012, установил следующее.
ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд к Региональной службе государственного строительного надзора Ростовской области (далее - региональная служба) с заявлением о признании недействительным предписания от 30.03.2012 N 1/3.8-26/75 по устранению нарушений при реконструкции объекта капитального строительства.
Требования мотивированы следующим. Региональной службой проводилась проверка эксплуатируемого обществом объекта. Проверенный объект (железобетонные опоры) не является объектом недвижимости. Проводимые на объекте работы (по замене опор линии электропередачи и проводов) не подпадают под понятие реконструкции и не требуют получения разрешения на строительство, а также проведения экспертизы проектной документации. Проведение государственного строительного надзора в отношении объекта, не являющего капитальным, нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) не предусмотрено. Кроме того, работы на объекте выполняются иным юридическим лицом (подрядчиком ООО "Тактика-ЭнергоСвязьСтрой"). Предписание региональной службы от 30.03.2012 N 1/3.8-26/75 не соответствует закону и нарушает права общества, поскольку возлагает на него обязанности по оформлению документов и проведению строительного контроля, которые не предусмотрены для данного вида работ.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 28.08.2012, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2012, требования удовлетворены. Предписание от 30.03.2012 N 1/3.8-26/75 признано недействительным. Суд обязал региональную службу устранить допущенные нарушения прав общества. С региональной службы в пользу общества взыскано 4 тыс. рублей государственной пошлины.
Судебные инстанции установили, что 30.03.2012 региональной службой проведена проверка объекта "Реконструкция ВЛ 0,4 кВ в х. Зеленовка и х. Мосты, Тарасовского района Ростовской области", по результатам которой обществу выдано предписание от 30.03.2012 N 1/3.8-26/75 об устранении выявленных нарушений. Общество обжаловало предписание в судебном порядке. При проверке доводов общества суды исходили из норм Градостроительного кодекса (статьи 48.1, 49, 51, 52 и 54), регулирующих порядок осуществления государственного строительного надзора, проведения экспертизы проектной документации, выдачи разрешения на строительство, а также Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 (далее - Положение N 54). Суды установили, что объект, в отношении которого выдано предписание, является воздушной линей электропередачи (имеет напряжение 0,4 кВ). Названный объект не относится к особо опасным и технически сложным, следовательно, он не подлежит государственному строительному надзору. Документы, подтверждающие его принадлежность к объектам капитального строительства, не представлены. Получения разрешения на строительство указанного объекта не требуется, экспертиза в отношении проектной документации на него не проводится, в связи с чем у общества отсутствует обязанность по направлению в органы государственного строительного надзора извещения о начале строительно-монтажных работ. Исследовав представленные в дело доказательства (в том числе заключение специалиста от 29.04.2012 N 2276), судебные инстанции пришли к выводу о наличии оснований для признания предписания региональной службы от 30.03.2012 N 1/3.8-26/75 недействительным (статьи 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс). Расходы по уплате государственной пошлины на основании статьи 110 Кодекса возложены орган, осуществляющий публичные полномочия (т. 1, л. д. 174; т. 2, л. д. 63).
Региональная служба обжаловала решение от 28.08.2012 и апелляционное постановление от 21.11.2012 в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит указанные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм материального и процессуального права, а также несоответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. При разрешении спора судебные инстанции неправомерно приняли представленное обществом заключение ГУ "Южный региональный центр судебной экспертизы" от 29.04.2012 N 2276 в качестве доказательства по делу. Указанный документ на предмет относимости и допустимости (статьи 67 и 68 Кодекса) судами не оценивался. Между тем, заключение дано в отношении иной линии электропередачи, без исследования спорного объекта и изучения технической документации, а также без учета его конструктивных особенностей. В частности, экспертом не учтено, что в состав спорного объекта (помимо опор) входят трансформаторные подстанции (далее - ТП), линии электропередачи; вопрос о возможности перемещения объекта в целом экспертом не исследован. Аналогичное заключение того же экспертного учреждения судами при разрешении дела N А63-9871/2010 в качестве доказательств не принято. Таким образом, выводы судебных инстанций основаны на недопустимом доказательстве. Противоречит закону (пункт 10 статьи 1 Градостроительного кодекса, статья 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 (далее - Положение N 87)) и вывод судов о том, что спорный объект (ВЛ 0,4 кВ) не относится к объектам капитального строительства. Приведенными нормами в целях отнесения линий электропередачи к линейным объектам (объектам капитального строительства) не установлена их предельная мощность. Линия передачи воздушная отнесена общероссийским классификатором к числу сооружений, что соответствует пониманию воздушной линии как устройства для передачи электроэнергии. Таким образом, реконструируемый обществом объект представляет собой линейное сооружение (объект капитального строительства). Как следует из рабочего проекта, он предусматривает проведение не ремонтных работ, а реконструкцию обществом линейного объекта (воздушный линий электропередачи и ТП). Приведенный в рабочем проекте расчет электрической нагрузки соответствует требованиям Инструкции по проектированию городских электрических сетей, которая распространяется на вновь возводимые и реконструируемые объекты. Согласно разработанным в данной отрасли нормативно-техническим документам к реконструкции электрических сетей относится комплекс работ на действующих объектах электрических сетей, проводимый в целях повышения технического уровня, улучшения технико-экономических показателей объекта. Неудовлетворительное состояние воздушной линии общество не отрицает. Поскольку осуществлялись работы по реконструкции объекта капитального строительства, общество должно иметь разрешение на реконструкцию (часть 2 статьи 51 Градостроительного кодекса). Ошибочен и вывод судов о том, что проектная документация спорного объекта не подлежит экспертизе. С учетом высокой потенциальной опасности функционирования объектов электроэнергетики к ним предъявляются специальные требования безопасности. Государственная экспертиза проводится с целью установления соответствия проектной документации объектов электроэнергетики требованиям технических регламентов. В силу характерных особенностей спорный объект не относится к указанным в частях 2, 3 статьи 49 Градостроительного кодекса объектам, для которых проведение экспертизы не требуется. Поэтому общество в силу части 1 статьи 42 Закона об электроэнергетике, статьи 49 Градостроительного кодекса обязано было получить заключение государственной экспертизы в отношении проектной документации объекта капитального строительства (включающего реконструкцию воздушной линии электропередачи и установку новой разукрупняющей ТП). С учетом изложенного, у судебных инстанций отсутствовали основания для признания недействительным предписания региональной службы от 30.03.2012 N 1/3.8-26/75.
Общество в отзыве указало на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов. По мнению заявителя, региональная служба не представила доказательств того, что проводимые на объекте ВЛ 0,4 кВ работы относятся к реконструкции объектов электросетевого хозяйства и требуют получения положительного заключения экспертизы проектной документации, а также разрешения, предусмотренного статьей 51 Градостроительного кодекса. Спорный объект не относится к особо опасным и технически сложным (статья 48.1 Градостроительного кодекса), поэтому проектная документация на него не подлежит экспертизе. Поскольку государственный строительный надзор не должен осуществляться в отношении объектов, проектная документация которых не подлежит экспертизе (статьи 49 и 54 Градостроительного кодекса, пункты 2, 5, 6, 7 Положения N 54), у региональной службы отсутствовали полномочия на проведение проверки и выдачи предписания. Под реконструкцией линейных объектов понимается изменение их параметров или частей, которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей. Обществом осуществлялись работы по замене опор линии электропередач без изменения параметров объекта. Следовательно, работы на объекте не могут быть отнесены к реконструкции. Кроме того, региональной службой не опровергнуты выводы представленного в дело экспертного заключения от 29.04.2012 N 2276 об отсутствии у железобетонных опор прочной связи с землей.
В судебном заседании представитель региональной службы поддержал доводы жалобы, просил кассационную инстанцию принятые по делу акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель общества возражал против удовлетворения жалобы, ссылался на соответствие выводов судебных инстанций нормам действующего законодательства и представленным в дело доказательствам.
В судебном заседании, состоявшемся 13.03.2013, объявлен перерыв до 20.03.2013 14 часов 10 минут. Информация об объявлении перерыва, а также о времени и месте продолжения судебного заседания размещена в сети Интернет на сайте Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа. После перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие представителей сторон.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва не нее, выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационную жалобу следует удовлетворить.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, 29 марта 2012 года главным специалистом региональной службы в присутствии заведующего Каминск-Шахтинским сектором региональной службы, начальника сектора строительства Северо-Восточных электрических сетей и представителя лица, осуществляющего строительство, осуществлена проверка объекта "Реконструкция ВЛ 0,4 кВ в х. Зеленовка и х. Мосты Тарасовского района Ростовской области".
В ходе проверки установлено следующее. Обществом ведется реконструкция ВЛ 0,4 кВ. Работы по реконструкции объекта начаты 20.03.2012. На момент проведения проверки выполнены работы по монтажу опор с монтажом воздушной распределительной сети; устройству заземления опор; электрических сетей 0,4-10 кВ; монтаж ответвлений к вводам в здание. Лицами, осуществляющими строительство и выполняющими подрядные работы, допущен ряд нарушений (всего 8 пунктов), которые зафиксированы в акте проверки от 30.03.2012 N 1/3.8-26/75 (т. 1, л. д. 44 - 66).
По результатам проверки региональной службой обществу выдано предписание от 30.03.2012 N 1/3.8-26/75 об устранении нарушений при реконструкции объекта капитального строительства (т. 1, л. д. 67, 68), в котором в срок до 31.05.2012 обществу предписано устранить следующие нарушения:
- отсутствует разрешительная документация на реконструкцию объекта капитального строительства (пункт 1);
- реконструкция объекта капитального строительства осуществляется по проектной документации, не прошедшей государственную экспертизу. Положительное заключение государственной экспертизы проектной документации на реконструкцию объекта капитального строительства отсутствует (пункт 2);
- общество не направило заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала реконструкции объекта капитального строительства, в уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации извещение о начале работ (пункт 3);
- не выполнен строительный контроль и процедура освидетельствования выполнения работ по разбивке и бурению котлованов под установку опор N N 1 - 124 под электрические сети до выполнения последующих работ по установке данных опор; строительный контроль и процедура освидетельствования выполнения работ по установке опор NN 1 - 124 под электрические сети до выполнения последующих работ по монтажу воздушной распределительной сети; процедура освидетельствования (электрических сетей 0,4-10 кВ), разбивки осей объекта капитального строительства, разбивки и бурения котлованов под установку опор N 1-N 30, установки данных опор (пункт 4).
Предписание вручено начальнику сектора строительства Северо-Восточных электрических сетей 30 марта 2012 года.
Полагая, что предписание региональной службы от 30.03.2012 N 1/3.8-26/75 является незаконным и нарушает права его в сфере предпринимательской деятельности, общество оспорило указанный ненормативный акт в судебном порядке.
Согласно части 1 статьи 198 Кодекса организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решения и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на нее какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для удовлетворения заявления общества необходимо наличие одновременно следующих обстоятельств: несоответствие акта закону (иным нормативным правовым актам) и нарушение его прав (интересов) в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности.
Предписанием от 30.03.2012 N 1/3.8-26/75 на общество возложена обязанность устранить допущенные при реконструкции объекта капитального строительства (воздушной линии 0,4 кВ в х. Зеленовка и х. Мосты Тарасовского района Ростовской области) нарушения градостроительного законодательства. Предписание выдано региональной службой в связи с осуществлением государственного строительного надзора.
Порядок осуществления государственного строительного надзора урегулирован в статье 54 Градостроительного кодекса. Государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией; реконструкции объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса (часть 1). Предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, наличия разрешения на строительство (часть 2); государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора, за строительством (часть 4).
Аналогичные положения содержатся в пунктах 2, 4 и 5 Положения N 54.
Государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок. При выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику предписания об устранении таких нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства (пункты 9 и 14 Положения N 54).
Таким образом, критериями поднадзорности объектов государственному строительному надзору является их отнесение к объектам капитального строительства и необходимость проведения государственной экспертизы проектной документации, на основании которой осуществляется строительство, в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса.
В ходе проведения проверки (при вынесении предписания от 30.03.2012 N 1/3.8-26/75) региональная служба исходила из того, что объект, на котором осуществляются работы по замене воздушной линии электропередачи, является капитальным.
Общество в обоснование доводов о незаконности предписания от 30.03.2012 N 1/3.8-26/75 ссылается на то, что проверенный региональной службой объект не относится к числу объектов капитального строительства.
Судебные инстанции согласились с доводами заявителя и при разрешении спора исходили из того, что спорный объект по своим техническим характеристикам не может быть отнесен к объектам капитального строительства.
Данный вывод судов первой и апелляционной инстанций не основан на нормах действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. Приведенное в названной норме понятие объекта капитального строительства не содержит в качестве обязательного его признака критерия прочной связи с землей (невозможности перемещения объекта без несоразмерного ущерба назначению).
Согласно пункту 2.4.2 Правил устройства электроустановок (утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 20.05.2003 N 187) воздушная линия (ВЛ) электропередачи напряжением до 1 кВ представляет собой устройство для передачи и распределения электроэнергии по изолированным или неизолированным проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным линейной арматурой к опорам, изоляторам или кронштейнам, к стенам зданий и к инженерным сооружениям.
Общероссийский классификатор основных фондов (ОК 013-94), утвержденный постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 N 359, относит к сооружениям законченные функциональные устройства для передачи энергии, такие как линии электропередачи. Это означает, что линией электропередачи является совокупность конструктивных элементов и устройств (трансформаторные подстанции, опоры линий электропередачи и т.п.), составляющих единый функциональный комплекс. При этом опора линии электропередачи является конструктивным элементом сооружения и самостоятельного практического значения не имеет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" линия электропередачи воздушная отнесена к подгруппе "сооружения" (код 12 4521125).
В пункте 2 Положения N 87 закреплена классификация объектов капитального строительства в зависимости от функционального назначения и характерных признаков. В подпункте в указаны линейные объекты, в том числе линии электропередачи.
В силу приведенных норм спорный объект (линия электропередачи воздушная) относится к объектам капитального строительства (сооружениям линейного типа).
Общество в заявлении указало также на то, что им не осуществлялись работы по реконструкции воздушной линии электропередачи, поскольку имел место капитальный ремонт объекта. Судебные инстанции поддержали данный довод заявителя в нарушение требований закона и представленных в дело доказательств.
В частях 14.1 и 14.3 статьи 1 Градостроительного кодекса легально определены понятия реконструкции и ремонта линейных объектов. Реконструкция линейных объектов представляет собой изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов; капитальный ремонт линейных объектов - это изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
В дело представлен рабочий проект "Реконструкция ВЛ 0,4 кВ в х. Зеленовка и х. Мосты, Тарасовского района Ростовской области", из содержания которого следует, что обществом осуществляется реконструкция воздушной линии электропередачи (т. 1, л. д. 73 - 81). В пояснительной записке к проекту указано, что рабочим проектом разработана документация на реконструкцию сетей 0,4 кВ в зоне ТП N 164 и ТП N 163 (территория Зеленовского сельского поселения) взамен пришедших в негодность. Реконструируемые линии запроектированы вдоль действующих ВЛ. Также в проекте предусматривается установка новой разукрупняющей ТП 10/04 кВ и установка микропроцессорных счетчиков электроэнергии. В техническом задании на разработку рабочего проекта вид строительства поименован как реконструкция (пункт 2). В составе проекта (пункт 6.3. "Сметная документация") предусмотрены затраты, связанные с проведением государственной экспертизой, и согласованием ее с Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Ростовской области.
Из содержания приведенных норм и имеющихся в деле документов с очевидностью следует, что по заданию общества осуществлялись работы по реконструкции линейного объекта (возведению новой воздушной линии электропередачи вдоль действующих ВЛ с установкой новой разукрупняющей ТП). Однако суды, исследовав представленную обществом техническую документацию, пришли к выводу (ошибочному) о том, что подрядчиком производился капитальный ремонт объекта.
Статьей 49 Градостроительного кодекса установлено, что проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства: отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства); жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки); многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования; отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами; отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами (часть 2 статьи 49 Градостроительного кодекса).
Судебные инстанции при разрешении спора исходили из того, что возводимая воздушная линия 0,4 кВ не относятся к особо опасным и технически сложным объектам, указанным в статье 48.1 Градостроительного кодекса, поэтому проектная документация на ее реконструкцию не подлежит экспертизе.
Действительно, к особо опасным и технически сложным объектам относятся, в частности, линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более (пункт 4 части 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса).
Однако, исключая реконструируемую обществом воздушную линию электропередачи 0,4 кВ из числа объектов, проектная документация которых подлежит экспертизе, суды первой и апелляционной инстанций неверно истолковали (неправильно применили к отношениям сторон) положения статей 48.1 и 49 Градостроительного кодекса. По смыслу названных норм экспертиза проектной документации для объектов капитального строительства (часть 1 статьи 49), а также особо опасных и технически сложных объектов (статья 48.1) для застройщика является обязательной. Исключения (для объектов капитального строительства) установлены в части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса, в которой линейный объект (воздушная линия электропередачи) не назван в числе объектов, проектная документация которых не подлежит экспертизе. Следовательно, реконструируемый обществом линейный объект относится к числу объектов, проектная документация которого требует положительного заключения экспертизы и, соответственно, поднадзорен региональной службе.
С учетом приведенных норм Градостроительного кодекса у судов первой и апелляционной инстанций отсутствовали основания для оценки предписания региональной службы от 30.03.2012 N 1/3.8-26/75 как вынесенного в отношении объекта, неподконтрольного государственному строительному надзору.
В силу частей 1 и 2 статьи 51 Градостроительного кодекса строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных в части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.
Согласно части 5 статьи 52 Градостроительного кодекса в случае, если в соответствии с указанным Кодексом при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации извещение о начале таких работ, к которому прилагаются соответствующие документы.
Аналогичные положения содержатся в пункте 5 приказа Ростехнадзора от 26.12.2006 N 1129 "Об утверждении и введении в действие Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации".
Разрешение на реконструкцию воздушной линии электропередачи, доказательства проведения экспертизы проектной документации реконструируемого линейного объекта, а также выполнения требований части 5 статьи 52 Градостроительного кодекса общество в материалы дела не представило. Доводы региональной службы об отсутствии указанных документов (пункты 1, 2 и 3 предписания от 30.03.2012 N 1/3.8-26/75) заявитель документально не опроверг. С учетом изложенного, оснований для удовлетворения требований общества у судов первой и апелляционной инстанций не имелось.
При разрешении спора судебные инстанции неправильно применили к правоотношениям сторон (истолковали) нормы материального (статьи 1, 48.1, 49 и 54 Градостроительного кодекса) и процессуального (статьи 198, 200 и 201 Кодекса) права. Поскольку по делу не требуется установления новых фактических обстоятельств, кассационный суд считает возможным решение от 28.08.2012 и апелляционное постановление от 21.11.2012 отменить на основании пункта 2 части 1 статьи 287 Кодекса и отказать обществу в удовлетворении требования о признании недействительным предписания региональной службы от 30.03.2012 N 1/3.8-26/75.
Региональная служба от уплаты государственной пошлины освобождена (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации). С учетом разъяснений, содержащихся в пункте 4.1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 (в редакции от 11.05.2010) "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", государственная пошлина с общества не взыскивается.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287, 288 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.08.2012 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2012 по делу N А53-17348/2012 отменить.
В удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" о признании недействительным предписания Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области от 30.03.2012 N 1/3.8-26/75 отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Разрешение на реконструкцию воздушной линии электропередачи, доказательства проведения экспертизы проектной документации реконструируемого линейного объекта, а также выполнения требований части 5 статьи 52 Градостроительного кодекса общество в материалы дела не представило. Доводы региональной службы об отсутствии указанных документов (пункты 1, 2 и 3 предписания от 30.03.2012 N 1/3.8-26/75) заявитель документально не опроверг. С учетом изложенного, оснований для удовлетворения требований общества у судов первой и апелляционной инстанций не имелось.
...
Региональная служба от уплаты государственной пошлины освобождена (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации). С учетом разъяснений, содержащихся в пункте 4.1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 (в редакции от 11.05.2010) "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", государственная пошлина с общества не взыскивается."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 марта 2013 г. N Ф08-660/13 по делу N А53-17348/2012
Хронология рассмотрения дела:
17.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9088/13
03.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9088/13
22.03.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-660/13
21.11.2012 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13311/12
28.08.2012 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-17348/12