Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к постановлению
комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав
Пермского края от 25 мая 2016 г. N 7
Порядок
учета несовершеннолетних, обучающихся в образовательных организациях, систематически пропускающих или не посещающих учебные занятия без уважительной причины
I. Общие положения
1.1. Порядок учета несовершеннолетних детей, обучающихся в образовательных организациях, систематически пропускающих или не посещающих учебные занятия без уважительной причины (далее - Порядок) регламентирует процедуру учета несовершеннолетних детей, находящихся в контингенте общеобразовательных организаций, подлежащих обучению по программам начального общего, основного общего, среднего общего образования и систематически пропускающих или не посещающих учебные занятия без уважительной причины.
1.2. Порядок разработан в целях реализации Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), координации деятельности исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления Пермского края по обеспечению обязательности начального общего, основного общего, среднего общего образования, предупреждения безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действии несовершеннолетних, выявления и устранения причин и условий, способствующих этому.
1.3. Основные понятия, применяемые в целях настоящего Порядка:
1.3.1 Несовершеннолетние дети, подлежащие обучению по программам начального общего, основного общего, среднего общего образования и систематически пропускающие учебные занятия без уважительной причины - обучающиеся, не посетившие 20% и более учебных занятий без уважительной причины в течение месяца (далее - пропускающие учебные занятия).
1.3.2. Несовершеннолетние дети, подлежащие обучению по программам начального общего, основного общего, среднего общего образования и не посещающие учебные занятия без уважительной причины - обучающиеся, не приступившие к обучению, пропустившие все учебные занятия без уважительной причины в течение месяца (далее - не посещающие учебные занятия).
1.4. Деятельность по учету несовершеннолетних детей, подлежащих обучению по программам начального общего, основного общего, среднего общего образования и систематически пропускающих, не посещающих учебные занятия в образовательных организациях без уважительной причины (далее - Учет), представляет собой систему организационных, социальных, педагогических и иных мероприятий, направленных на обеспечение обязательности начального общего, основного общего образования и среднего общего образования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.5. Нормативной основой деятельности по Учету служат следующие законодательные акты: Федеральный закон N 273-ФЗ, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Семейный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Закон Пермского края от 12 марта 2014 г. N 308-ПК "Об образовании в Пермском крае".
II. Действия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в целях организации Учета и предотвращения пропусков и непосещений учебных занятий обучающимися
Учет осуществляется Министерством образования и науки Пермского края, органами местного самоуправления, в том числе органами управления образованием, районными (городскими) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, образовательными организациями при содействии медицинских организации, органов социальной защиты населения, органов внутренних дел.
2.1. Действия образовательных организаций:
2.1.1. Образовательные организации, реализующие программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, профессиональные образовательные организации (далее - образовательные организации):
выявляют несовершеннолетних, пропускающих и не посещающих учебные занятия без уважительных причин;
ведут Учет по форме согласно приложению N 1 к Порядку и ежемесячно до 3 числа месяца, следующего за отчетным, направляют информацию в муниципальные органы управления образованием;
выявляют причины и условия, способствующие пропуску, непосещению занятий без уважительной причины;
своевременно информируют органы управления образованием и районные (городские) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - районные комиссии) о несовершеннолетних, отчисленных из общеобразовательных организации, не получивших общего образования и не продолживших образование по другой форме, и (или) не трудоустроенных в течение 1 месяца с момента отчисления, в соответствии с приложением N 2 к постановлению комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Пермского края от 25 мая 2016 года N 7;
принимают меры по воспитанию и получению несовершеннолетними, пропускающими и не посещающими учебные занятия без уважительных причин, среднего общего образования в соответствии с настоящим Порядком.
2.1.2. Ежедневный контроль за посещаемостью учебных занятий осуществляет классный руководитель (куратор группы). В случае пропуска учебных занятий (учебного дня, отдельного урока), классный руководитель (куратор группы) в течение 1 дня выясняет причины отсутствия обучающегося, проводит с ним профилактическую работу. При непосещении занятий обучающимися без уважительной причины (учебного дня, отдельного урока) классный руководитель (куратор группы) в течении 1 дня информирует родителей (законных представителен) письменно (уведомление, запись в дневнике) о пропуске занятий и необходимости устранения причин, способствовавших этому.
2.1.3. Если обучающийся продолжает пропускать занятия, классный руководитель (куратор группы) в течение недели организует выход в семью и/или встречу с родителями (законными представителями) в образовательной организации для установления причин пропусков учебных занятий, определения потребности оказания помощи семье и обучающемуся, выяснения условий проживания ребенка, отношения к нему родителей (законных представителей), совместных действий для устранения причин пропусков учебных занятий и их последствий.
2.1.4. Для определения и устранения причин необоснованных пропусков занятий администрация образовательной организации (классный руководитель, куратор группы, социальный педагог, педагог-психолог) совместно с родителями (законными представителями) принимает надлежащие меры в соответствии с разделом 3 настоящего Порядка.
2.1.5. Если по итогам месяца обучающийся является пропускающим (подпункт 1.3.1 настоящего Порядка), образовательная организация осуществляет постановку несовершеннолетнего на учет группы риска социально опасного положения, разрабатывает индивидуальную программу коррекции в соответствии с требованиями Порядка межведомственного взаимодействия по профилактике детского и семейного неблагополучия, утвержденного постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Пермского края от 14 июля 2014 г. N 7. В этом случае осуществляется выход по месту проживания семьи, по итогам которого оформляется акт обследования жилищных условий. При необходимости посещение семьи по месту проживания осуществляется совместно с сотрудником подразделения по делам несовершеннолетних территориального органа внутренних дел на районном уровне.
2.1.6. В случае, если профилактическая работа не дала положительных результатов и несовершеннолетний по итогам учебной четверти (квартала, триместра, полугодия) является не посещающим учебные занятия (подпункт 1.3.2 настоящего Порядка), образовательная организация ходатайствует о постановке семьи и несовершеннолетнего на учет семей и детей, находящихся в социально опасном положении, в соответствии с требованиями Порядка межведомственного взаимодействия по профилактике детского и семейного неблагополучия, утвержденного постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Пермского края от 14 июля 2014 г. N 7, и организуют работу в соответствии с Регламентом проведения образовательными организациями профилактических мероприятий с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении, а также снятыми с учета социально опасного положения, утвержденным постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Пермского края от 14 июля 2014 г. N 7.
2.1.7. В случае невозможности установления местонахождения семьи несовершеннолетнего, образовательная организация письменно, в течении 1 дня информирует об этом территориальный орган внутренних дел на районном уровне по месту жительства несовершеннолетнего.
2.1.8. В отношении родителей (законных представителей), не уделяющих должного внимания воспитанию несовершеннолетнего и получению им образования, а также в случае, если родители (законные представители) не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетнего и (или) отрицательно влияют на его поведение, либо жестоко обращаются с ним, образовательные организации действуют в соответствии с Механизмом взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по раннему выявлению случаев нарушения прав и законных интересов детей, фактов пренебрежения основными нуждами ребенка, оставления ребенка в опасности, фактов жестокого обращения с детьми и оказанию помощи семьям в вопросах защиты прав и законных интересов детей, утвержденным постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 11 ноября 2015 г. N 12, пунктом 2 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации, статьей 44 Федерального закона 273-ФЗ.
2.1.9. При переходе несовершеннолетнего, пропускающего или не посещающего учебные занятия без уважительной причины, в другую образовательную организацию образовательная организация, в контингенте которой числится ребенок, направляет в районную комиссию копию заявления родителей (законных представителен) обучающегося об отчислении обучающегося в связи с переводом в принимающую организацию, а также информацию о проделанной работе по предотвращению непосещения обучающимся образовательной организации.
Принимающая организация при зачислении обучающегося, отчисленного из исходной организации, в течение двух рабочих дней с даты издания распорядительного акта о зачислении обучающегося в порядке перевода письменно уведомляет исходную организацию о номере и дате распорядительного акта о зачислении обучающегося в принимающую организацию в соответствии с Порядком и условиями осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 марта 2014 г. N 177.
2.1.10. Руководители образовательных организаций несут ответственность за достоверность предоставляемых данных о несовершеннолетних, пропускающих и не посещающих без уважительной причины учебные занятия, в соответствии с действующим законодательством.
2.2. Действия муниципальных органов управления образованием:
2.2.1. Муниципальные органы управления образованием:
организуют ежемесячно сбор, свод и хранение данных о детях, систематически пропускающих и не посещающих учебные занятия (приложение N 1 к Порядку), ежемесячно до 7 числа месяца, следующего за , отчетным, направляют в районные комиссии свод информации о несовершеннолетних, обучающихся в образовательных организациях, систематически пропускающих и не посещающих учебные занятия без уважительной причины, согласно приложению N 1 к Порядку;
совместно с районной комиссией осуществляют анализ собранной информации (данных), выявляют возможные причины систематических пропусков и непосещения уроков без уважительной причины группой несовершеннолетних, обучающихся в одной образовательной организации;
предоставляют ежеквартально в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, в Министерство образования и науки Пермского края данные об учащихся, систематически пропускающих и не посещающих учебные занятия без уважительной причины по итогам квартала (информация подается об обучающихся, которые являлись систематически пропускающими и/или не посещающими учебные занятия по итогам каждого из трех месяцев квартала) и мерах, предпринятых для устранения причин пропуска, непосещения учебных занятии (приложение N 1 к Порядку);
осуществляют анализ данных о несовершеннолетних, выбывших из образовательной организации без получения основного общего образования до достижения ими возраста 15 лет;
принимают необходимые меры по предотвращению отчисления, обучающихся из образовательных организаций;
представляют сведения об обучающихся, выбывших из образовательной организации без получения основного общего образования до достижения ими возраста 15 лет в районную комиссию, в соответствии со сроками, установленными приложением N 2 к настоящему Постановлению;
осуществляют контроль за деятельностью образовательных организаций, находящихся на территории муниципального района (городского округа), в части организации деятельности по реализации права несовершеннолетних на обучение, проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и их родителями (законными представителями), пропускающими и/или не посещающими без уважительной причины учебные занятия в образовательных организациях.
2.2.2. Руководители муниципальных органов управления образованием несут ответственность за достоверность данных о несовершеннолетних, пропускающих и не посещающих без уважительной причины учебные занятия в образовательных организациях, в соответствии с действующим законодательством.
2.3. Действия Министерства образования и науки Пермского края:
2.3.1. Министерство образования и науки Пермского края:
обеспечивает ежеквартально сбор, хранение и анализ полученной информации о детях, систематически пропускающих и не посещающих учебные занятия без уважительной причины;
предпринимает стратегические и тактические решения, направленные на снижение количества детей, пропускающих и не посещающих учебные занятия без уважительной причины;
принимает необходимые распорядительные акты по вопросам обеспечения конституционного права граждан на получение среднего общего образования, предотвращения отчисления, безнадзорности несовершеннолетних;
готовит аналитические, методические и рекомендательные материалы по вопросам обеспечения конституционного права граждан на получение среднего общего образования, предотвращения отчисления, безнадзорности несовершеннолетних.
2.4. Действия комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав:
2.4.1. Районная комиссия:
принимает решения о мерах административного воздействия к родителям (законным представителям), не уделяющим должного внимания воспитанию и получению образования несовершеннолетним, а также в случае, если родители (законные представители) не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетнего и (или) отрицательно влияют на его поведение, либо жестоко обращаются с ним;
принимает решение о постановке на учет семей и детей, находящихся в социально опасном положении, семей и несовершеннолетних, не посещающих учебные занятия в течение учебной четверти, в совокупности с другими критериями постановки на учет, в соответствии с требованиями Порядка межведомственного взаимодействия по профилактике детского и семейного неблагополучия, утвержденного постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Пермского края от 14 июля 2014 г. N 7 по ходатайству образовательной организации и рассматривает вопрос об оказании помощи и курировании семьи и/или несовершеннолетнего;
осуществляют сбор, хранение и анализ данных о детях, систематически пропускающих и не посещающих учебные занятия (приложение N 1 к Порядку), выявляет возможные социальные причины систематических пропусков и непосещения уроков без уважительной причины большим количеством несовершеннолетних, проживающих в муниципальном районе (городском округе);
в случае необходимости принимает или инициирует на уровне муниципалитета принятие решений, планов, программ по устранению выявленных социальных причин систематических пропусков и непосещения уроков без уважительной причины большим количеством несовершеннолетних;
осуществляет анализ данных о несовершеннолетних, выбывших из образовательной организации без получения основного общего образования до достижения ими возраста 15 лет;
принимают необходимые меры по предотвращению отчисления, организации получения основного общего образования несовершеннолетним в другой образовательной организации;
осуществляют сбор данных о несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет, выбывших из образовательной организации, принимают меры по защите прав несовершеннолетнего на получение образования, совместно с муниципальным органом управления образованием организуют работу по получению образования несовершеннолетним в другой образовательной организации или его трудоустройству;
осуществляют координацию деятельности образовательных организаций, находящихся на территории муниципального района (городского округа), в части принятия необходимых мер по предотвращению отчисления несовершеннолетних обучающихся, организации получения основного общего образования несовершеннолетними в другой образовательной организации;
ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным, направляют в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав Пермского края свод информации о несовершеннолетних, обучающихся в образовательных организациях, систематически пропускающих и не посещающих учебные занятия без уважительной причины, в соответствии с положениями приложения N 2 к постановлению комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Пермского края от 25 мая 2016 г. N 7.
2.4.2. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Пермского края:
анализирует информацию о несовершеннолетних, систематически пропускающих и не посещающих учебные занятия без уважительной причины, и мерах, принятых муниципалитетами;
в случае необходимости принимает или инициирует на уровне Правительства Пермского края принятие решений, планов, программ по устранению социальных причин систематических пропусков и непосещения уроков без уважительной причины большим количеством несовершеннолетних;
осуществляет координацию деятельности районных комиссий в части организации межведомственного взаимодействия по возвращению несовершеннолетнего в образовательную организацию.
2.5. Действия организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
2.5.1. Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
обеспечивают социальную реабилитацию несовершеннолетних, не посещающих учебные занятия в образовательных организациях, находящихся в организациях для детей, нуждающихся в государственной поддержке;
проводят реабилитационную работу с законными представителями несовершеннолетних, направленную на исполнение ими обязанностей по защите права ребенка на получение образования;
организуют посещение образовательных организаций детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, или их обучение на территории организаций, где дети проживают (социально-реабилитационные центры, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей).
2.6. Действия медицинских организаций:
2.6.1. Медицинские организации:
взаимодействует с образовательными организациями в части предоставления информации о факте нахождения несовершеннолетнего на лечении в медицинской организации, с соблюдением требований статьи 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
2.7. Действия сотрудников территориальных органов внутренних дел:
2.7.1. Сотрудники территориальных органов внутренних дел:
взаимодействуют с образовательными организациями в случае необходимости установления места нахождения несовершеннолетнего, семьи несовершеннолетнего;
по информации (приложение N 2 к Порядку), поступившей из образовательной организации о неисполнении или ненадлежащем исполнении родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних, составляют протокол об административном правонарушении в отношении виновного лица, предусмотренный частью 1 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, разъясняют ответственность. Направляют протокол об административном правонарушении в районную комиссию для принятия мер воздействия к родителям или иным законным представителям.
III. Организация профилактической работы, меры по предотвращению пропусков занятий обучающимися без уважительной причины
3.1. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3.1. Ответственность за полный охват детей, зарегистрированных по месту проживания на территории, закрепленной за образовательной организацией, общим образованием, а также за посещаемость детьми учебных занятий, возложена на образовательную организацию.
3.2. Работа по предотвращению пропусков и непосещения учебных занятий, осуществляется при взаимодействии с родителями (законными представителями) обучающихся, социально-психологической и методической службами системы образования, органами опеки и попечительства, сотрудниками территориальных органов внутренних дел и другими заинтересованными лицами; если несовершеннолетний состоит на учете как находящийся в социально опасном положении - совместно со специалистами, осуществляющим координацию проведения индивидуальной профилактической работы органов и учреждений системы профилактики в отношении несовершеннолетних и семей с несовершеннолетними детьми, состоящих в районных (городских) комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав на персональном учете семей и детей, находящихся в социально опасном положении.
3.3. Со всеми обучающимися, пропускающими и не посещающими учебные занятия, проводится индивидуальная профилактическая работа, направленная на предупреждение пропусков уроков.
3.3.1. Направления и формы работы с обучающимися, не посещающими занятия:
3.3.1.1. Работа администрации образовательной организации (формирование локальной нормативной базы, организация работы Совета профилактики, беседы с детьми и родителями и др.);
3.3.1.2. Работа социального педагога (формирование локальной нормативной базы, участие в работе Совета профилактики, обеспечение взаимодействия со службами сопровождения, организациями и ведомствами, родителями (законными представителями) посещение семей на дому, профориентационная работа и др.);
3.3.1.3. Работа педагога-психолога (работа в заседаниях педагогического консилиума, индивидуальная и групповая работа с обучающимися и их родителями по преодолению причин пропусков учебных занятий, наблюдения за состоянием ребенка, диагностические мероприятия и др.);
3.3.1.4. Работа классного руководителя (куратора группы) (постоянный, ежедневный контроль за посещаемостью обучающихся; беседы, взаимодействие с родителями (законными представителями), совместные посещения ребенка на дому, обеспечение досуга обучающихся, вовлечение в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу, наблюдение за состоянием несовершеннолетнего);
3.3.1.5. Работа учителя-предметника (проведение внеклассных мероприятий, бесед, создание обстановки успешности на уроке, повышение мотивации к освоению учебного материала, индивидуальная работа с обучающимися, испытывающими затруднение в освоении учебных программ и др.);
3.3.1.6. Работа сотрудника территориальных органов внутренних дел (участие в работе Совета профилактики, беседы, посещения семей на дому);
3.4. Работа с родителями должна носить постоянный характер (приглашение на Совет профилактики, беседы, посещение на дому, анкетирование, родительские собрания).
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3.4. Образовательная организация обеспечивает знакомство учащихся с нормативными документами образовательной организации (Устав, локальные акты - в части прав и обязанностей учащихся, выполнении единых педагогических требований и др.); проведение мероприятий по формированию здорового образа жизни (профилактика социальных вредностей, вовлечение в общешкольные мероприятия); мероприятий, направленных на трудовое воспитание (реализация социальных проектов), воспитание ответственного выбора и поведения (ответственность за правонарушения, преступления, выбор жизненной стратегии).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.