Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав
Пермского края от 25 мая 2016 г. N 7
Справка
к заседанию комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Пермского края от 25 мая 2016 года по вопросу "О деятельности субъектов системы профилактики по выявлению и устройству несовершеннолетних из категории не учащихся и не работающих. Об утверждении новой редакции Механизма учета несовершеннолетних из категории не учащихся и не работающих и дальнейшего их устройства, Порядка учета несовершеннолетних, обучающихся в образовательных организациях, систематически пропускающих или не посещающих учебные занятия без уважительной причины"
Количественные показатели в сфере выявления и устройства несовершеннолетних из категории не учащихся и не работающих. Основные причины не занятости несовершеннолетних
По данным мониторинга несовершеннолетних из категории не учащихся и не работающих на 1 мая 2016 года количество несовершеннолетних из категории не учащихся и не работающих составляет 271 человек (1 мая 2015 года - 336), в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (далее - АППГ) количество несовершеннолетних указанной категории снизилось на 19,3%.
Наибольшее количество несовершеннолетних из категории не учащихся и не работающих, отмечено в следующих территориях Пермского края: Пермском муниципальном районе (28 человек), Лысьвенском городском округе (19), Кунгурском муниципальном районе (18), городах Пермь и Кунгур (16), городе Березники (15), Чайковском муниципальном районе (14), Соликамском городском округе и Чусовском муниципальном районе (12), Октябрьском (10), Добрянском и Карагайском (8), Ильинском и Соликамском (7) муниципальных районах.
За вышеуказанный период выявлено 45 несовершеннолетних которые не учатся и не работают, что на 30,7% меньше, чем в АППГ (АППГ - 65).
Наибольшее количество выявленных несовершеннолетних из категории не учащихся и не работающих отмечается в следующих территориях Пермского края: Чайковском муниципальном районе (12), городе Березники (6), Кунгурском муниципальном районе (5), городе Перми, Лысьвенском и Соликамском городских округах (4), Пермском муниципальном районе (3).
Количество несовершеннолетних, снятых с учета не учащихся и не работающих на 1 мая 2016 года составляет 44 человека (АППГ - 41), из них устроено в образовательные организации 8 человек (АППГ - 6), трудоустроено по направлению центра занятости 3 человека (АППГ - 4), трудоустроено самостоятельно 5 человек (АППГ - 5), снято по другим причинам 28 человек (АППГ - 26 человек).
Необходимо также отметить, что по итогам 2015 года не приступили к занятиям по неуважительным причинам 294 ребенка, что на 27,6% меньше, чем в 2014 году (375 человек), из них 6 - первоклассники (2014 год - 22). Наибольший процент не посещаемости детьми образовательных организаций выявлен в городе Перми (58,4%, 174 человека), Пермском муниципальном районе (7,4%, 22 человека), городе Березники (7%, 21 человек).
В 2014 году наибольший процент не посещаемости детьми образовательных организаций зафиксирован в тех же муниципальных образованиях Пермского края: городе Перми (57%), Пермском муниципальном районе (6,1%), городе Березники (5,6%).
По состоянию на 1 апреля 2016 года не приступили к занятиям по неуважительным причинам 312 несовершеннолетних, что на 19,2% меньше, чем в АППГ (372 человека), из них 7 - первоклассники (АППГ - 9). Наиболее частой причиной непосещения детьми образовательных организаций по-прежнему является нежелание учиться (74,7%, АППГ - 67,2%).
Наибольший процент не посещаемости детьми образовательных организаций выявлен в городе Перми (64,4%, 201 человек), Пермском муниципальном районе (7,7%, 24 человека), Чайковском муниципальном районе (3,5%, 11 человек).
Информация о детях, не приступивших к занятиям в образовательных организациях представлена в Таблице 1.
Таблица 1
Информация о детях, не приступивших к занятиям в образовательных организациях за период 2014 года - 1 квартала 2016 года
Период |
Причины отсутствия на занятиях |
Итого |
|||||||||
Не отпускают родители |
Находятся под следствием или осуждены |
Бродяжничают, находятся в розыске |
Не желают учиться (не работают) |
Не желают учиться (работают) |
Другие неуважительные причины |
||||||
всего |
в т.ч. 1-кл. |
всего |
в т.ч. 1-кл. |
всего |
в т.ч. 1 кл. |
|
всего |
в т.ч. 1-кл. |
|||
2014 |
9 |
4 |
12 |
33 |
2 |
243 |
9 |
39 |
39 |
7 |
375 |
2015 |
6 |
2 |
6 |
25 |
1 |
206 |
0 |
22 |
29 |
3 |
294 |
1 квартал 2015 |
10 |
3 |
11 |
29 |
2 |
250 |
1 |
38 |
34 |
3 |
372 |
1 квартал 2016 |
2 |
0 |
4 |
19 |
1 |
233 |
1 |
20 |
34 |
5 |
312 |
По информации Главного управления МВД России по Пермскому краю (далее - ГУ МВД) на профилактическом учете в территориальных органах МВД России Пермского края на районном уровне состоит 6 412 несовершеннолетних, из них 218 подростков не учатся и не работают (3,4%).
Основной причиной отсутствия занятости подростков является проблема официального трудоустройства подростков (отсутствие рабочих мест для неквалифицированных работников, низкий заработок, нежелание работодателей принимать на работу несовершеннолетних).
Сведения о содействии в трудоустройстве незанятым несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет приведены в Таблице 2.
Таблица 2
Сведения о содействии в трудоустройстве незанятым несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет
Наименование показателя |
2014 |
2015 |
1 кв. 2015 |
1 кв. 2016 |
Обратилось, чел. |
2273 |
2743 |
277 |
155 |
Трудоустроено, чел., (в т.ч. трудоустроены на временную работу как испытывающие трудности в поиске работы, с оказанием материальной поддержки за счет средств краевого бюджета) |
303 (40) |
895 (20) |
24(3) |
31(0) |
Признаны безработными, чел. (за отчетный период) |
366 |
412 |
104 |
98 |
Сняты с учета в связи с профессиональным обучением или получением дополнительного профессионального образования по направлению службы занятости за отчетный период |
101 |
86 |
29 |
41 |
По данным муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав основными причинами незанятости несовершеннолетних являются:
ограниченные возможности здоровья выпускников коррекционных образовательных организаций, в связи с которыми невозможно продолжить обучение в профессиональных образовательных организациях;
в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее - ГИА) утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 января 2015 г. N 9, определен срок пересдачи ГИА "не ранее 1 сентября текущего года", таким образом, несовершеннолетние, пересдавшие ГИА в сентябре, теряют возможность своевременно поступить в профессиональные образовательные организации, зачисление в 10 класс без желания несовершеннолетнего является условием для фактической незанятости;
ненадлежащее исполнение родительских обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, незаинтересованность подростков в получении образования, устойчивое противоправное поведение несовершеннолетних;
отсутствие юридического подтверждения факта трудоустройства несовершеннолетнего. В связи с этим с юридической точки зрения подросток считается не организованным, так как официально не трудоустроен, а с точки зрения подростка - он работает, в связи с чем, мотивация к обучению и обращению в службу занятости отсутствует;
отсутствие механизма контроля за устройством несовершеннолетних, отчисленных из общеобразовательной организации в связи со сменой места жительства.
О мерах, принимаемых органами управления в сфере образования по выявлению и устройству несовершеннолетних из категории не учащихся и не работающих
В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" Министерство образования и науки Пермского края ведет учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях.
Приказом Министерства образования и науки Пермского края от 26 февраля 2014 г. N СЭД-26-01-04-103 "Об организации работы по профилактике преступности и правонарушений среди несовершеннолетних, обучающихся в образовательных организациях Пермского края" закреплены формы и сроки сдачи отчетности муниципальных органов управления образованием Пермского края по процессу и результатам профилактической работы, в том числе данных об учащихся, не приступивших к обучению. Согласно приказу, деятельность по сбору и обобщению статистических данных ведется в ежеквартальном режиме.
Общеобразовательные организации в постоянном режиме контролируют посещаемость детьми учебных и внеучебных занятии в образовательных организациях, а также в учреждениях дополнительного образования, организуют деятельность по выявлению и учету детей, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам учебные занятия, а также своевременно информируют органы управления образованием и муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - муниципальные комиссии) о несовершеннолетних, отчисленных из общеобразовательных организаций, не получивших общего образования и не продолживших образование по другой форме, и (или) не трудоустроенных в течение 1 месяца с момента отчисления, в соответствии с Механизмом учета и дальнейшего их устройства несовершеннолетних из категории не учащихся и не работающих, утвержденным постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Пермского края (далее - краевая комиссия) от 22 сентября 2009 г. N 5/4.
С целью возвращения детей в образовательную организацию и принятия мер по устранению выявленных причин непосещения, органы образования взаимодействуют с родителями (законными представителями), в том числе предупреждая родителей в письменной форме об административной ответственности за уклонение от своих основных обязанностей по воспитанию и получению детьми основного общего образования (статья 63 Семейного кодекса Российской Федерации, статья 44 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ).
В отношении родителей (законных представителей), не уделяющих должного внимания воспитанию несовершеннолетнего и получению им образования, а также в случае, если родители (законные представители) не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетнего и (или) отрицательно влияют на его поведение, либо жестоко обращаются с ним, образовательные организации действуют в соответствии с Механизмом взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по раннему выявлению случаев нарушения прав и законных интересов детей, фактов пренебрежения основными нуждами ребенка, оставления ребенка в опасности, фактов жестокого обращения с детьми и оказанию помощи семьям в вопросах защиты прав и законных интересов детей, утвержденным постановлением краевой комиссии от 11 ноября 2015 г. N 12, пунктом 2 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации, статьей 44 Федерального закона N 273-ФЗ.
Со всеми обучающимися, пропускающими и не посещающими учебные занятия, проводится индивидуальная профилактическая работа, направленная на предупреждение пропусков уроков.
К формам профилактической работы в случае непосещения обучающимися образовательных организаций относятся:
принятие своевременных и системных мер к пропускающим занятия, в том числе с помощью организации работы Совета профилактики, бесед с детьми и родителями, осуществление постоянного, ежедневного контроля за посещаемостью обучающихся;
ликвидация пробелов в знаниях учащихся, в том числе создание обстановки успешности на уроке, повышение мотивации к освоению учебного материала, индивидуальная работа с обучающимися, испытывающими затруднение в освоении учебных программ, профориентационная работа;
организация досуга учащихся - вовлечение в кружковую и клубную работу, вовлечение в занятия спортом, художественное творчество;
формирование законопослушного поведения посредством урочной и внеурочной деятельности, в том числе обеспечение знакомства учащихся с нормативными документами образовательной организации (Устав, локальные акты - в части прав и обязанностей учащихся, выполнении единых педагогических требований);
проведение мероприятий по формированию здорового образа жизни (профилактика социальных вредностей, вовлечение в общешкольные мероприятия), мероприятий, направленных на трудовое воспитание (реализация социальных проектов), воспитание ответственного выбора и поведения (ответственность за правонарушения, преступления, выбор жизненной стратегии);
в случае конфликтов организуется работа совместно со школьными и муниципальными службами примирения, школьными педагогами-психологами, психологами из муниципальных центров для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (при наличии), проведение диагностических мероприятий.
Если по итогам месяца обучающийся является пропускающим, образовательная организация осуществляет постановку несовершеннолетнего на учет группы риска социально опасного положения, разрабатывает индивидуальную программу коррекции в соответствии с положениями Порядка межведомственного взаимодействия по профилактике детского и семейного неблагополучия, утвержденным постановлением краевой комиссии от 14 июля 2014 г. N 7. В этом случае осуществляется выход по месту проживания семьи, по итогам которого оформляется акт обследования жилищных условий. При необходимости посещение семьи по месту проживания осуществляется совместно со специалистом муниципальной комиссии и инспектором подразделения по делам несовершеннолетних органа внутренних дел (далее - ПДН) или участковым уполномоченным полиции.
Если профилактическая работа не дала положительных результатов и несовершеннолетний по итогам учебной четверти (квартала, триместра, полугодия) является не посещающим учебные занятия, образовательная организация ходатайствует о постановке семьи и несовершеннолетнего на учет семей и детей, находящихся в социально опасном положении.
О мерах, принимаемых органами внутренних дел по выявлению и устройству несовершеннолетних из категории не учащихся и не работающих
В компетенцию сотрудников полиции входит организация профилактической работы с несовершеннолетними, состоящими на учете в органах внутренних дел, в ходе которой, возможно выявление не учащихся и не работающих подростков. В целях организации занятости данных несовершеннолетних полицией в обязательном порядке направляется информация в заинтересованные органы и учреждения субъектов профилактики:
комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав - о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних, в том числе на образование и труд;
орган управления образованием - о выявлении несовершеннолетних, прекративших по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях;
орган службы занятости - для оказания содействия в трудовом устройстве несовершеннолетних.
Кроме этого, сотрудники полиции к родителям (законным представителям) несовершеннолетних, ненадлежащим образом, исполняющим свои обязанности по воспитанию, обучению несовершеннолетних, применяют меры административного воздействия.
В целях предупреждения противоправного поведения несовершеннолетних, состоящих на профилактических учетах, установления их занятости, в том числе и во внеурочное время, сотрудники органов внутренних дел принимают участие в краевом межведомственном профилактическом мероприятии "Занятость".
Так, в сентябре 2015 года в период мероприятия по месту жительства проверено 6 180 несовершеннолетних, состоящих на учете в органах внутренних дел. Проведены сверки с образовательными организациями по подросткам, не приступившим к занятиям. К данным подросткам и их родителям приняты соответствующие меры: 78 - возвращены в учебные заведения, 21 трудоустроен.
По фактам не посещения учебных заведений 400 законных представителей привлечены к административной ответственности.
Из 21 ребенка, достигшего возраста 7 лет, но не определенного в общеобразовательные организации, приступили к учебе - 12 детей.
О мерах, принимаемых органами занятости населения по выявлению и устройству несовершеннолетних из категории не учащихся и не работающих
Ежегодно в государственную службу занятости населения Пермского края обращаются более 2 000 незанятых несовершеннолетних граждан. Из них более 1000 - выпускники 9-11 классов общеобразовательных организаций.
Государственные казенные учреждения Центры занятости населения Пермского края (далее - центры занятости) оказывают несовершеннолетним гражданам содействие в поиске подходящей работы. С 16 лет подростки могут быть признаны безработными. Безработным гражданам оказываются государственные услуги по информированию о ситуации на рынке труда Пермского края, по профориентации, психологической поддержке, по профессиональному обучению профессиям, востребованным на рынке труда края, по направлению на временные и общественные работы.
Основные причины отказов работодателей при приеме на работу несовершеннолетних граждан являются низкая квалификация, либо вообще отсутствие специальности у подростков в возрасте до 18 лет.
Центрами занятости ежемесячно производится обмен информацией с муниципальными комиссиями по работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении и группе риска социально опасного положения.
В муниципальные комиссии ежемесячно направляются сведения о несовершеннолетних гражданах, обратившихся в центры занятости за содействием в поиске подходящей работы, направленных на профессиональное обучение, нашедших работу по направлению органов службы занятости, а также снятых с учета по другим причинам.
О мерах, принимаемых муниципальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав по выявлению и устройству несовершеннолетних из категории не учащихся и не работающих
Выявление и устройство несовершеннолетних из категории не учащихся не работающих муниципальными комиссиями осуществляется в соответствии с Механизмом учета несовершеннолетних из категории не учащихся и не работающих и дальнейшего их устройства, утвержденного постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Пермского края от 22 сентября 2009 г. N 5/4.
Специалистами муниципальных комиссий принимаются меры по устройству несовершеннолетних в образовательные организации различного вида (вечерние сменные школы, специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа, профессиональны образовательные организации), осуществляется контроль зачисления несовершеннолетних в образовательные организации. При невозможности продолжения учебы в образовательных организациях несовершеннолетние направляются в отделы центра занятости населения для прохождения обучения или трудоустройства.
С целью организации занятости несовершеннолетних, состоящих на учете в социально опасном положении, в дополнения к индивидуальным программам реабилитации включаются мероприятия по продолжению обучения или трудоустройства.
Таким образом, несмотря на снижение количества не учащихся и не работающих несовершеннолетних, в настоящее время необходимо совершенствовать систему межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в части выявления детей указанной категории, также необходимо совершенствовать механизмы учета несовершеннолетних из категории не учащихся и не работающих, процессы дальнейшего их устройства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.