Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел 2. Характеристика выбранного способа
Наиболее предпочтительным способом достижения цели стратегического проекта является комплексный подход. Одновременное решение нескольких задач способствует совершенствованию и развитию системы обращения с отходами.
Задача 1 "Совершенствование системы накопления отходов"
Администрацией города Екатеринбурга реализация мероприятий по экологическому образованию населения в сфере обращения с отходами предусмотрена в рамках Стратегического проекта "Экологическое просвещение и образование населения", направленного на изменение сознания, мышления и мировоззрения человека. Запланировано проведение экологических акций, форумов, фестивалей, выставок, обучающих семинаров, издание печатной продукции, организация социальной рекламы - мероприятий, направленных на реализацию проекта раздельного накопления ТКО и опасных ртутьсодержащих отходов. Проведение указанных мероприятий способствует формированию у населения культуры обращения с отходами, в том числе культуры раздельного накопления отходов. ЕМУП "Спецавтобаза" продолжит активную разъяснительную работу с населением и организациями города Екатеринбурга по вопросам обращения с ТКО.
Выполнение данного мероприятия позволит привлечь большее количество жителей и организаций города к участию в раздельном накоплении ТКО, а также получать информацию о местах (площадках) накопления ТКО от юридических лиц.
Администрации районов и ЕМУП "Спецавтобаза" продолжат ежегодно проводить экологические субботники в весенний и осенний периоды, транспортировать отходы после проведения общегородских и праздничных мероприятий, выявлять и ликвидировать несанкционированные свалки. Также будут продолжены мероприятия по предупреждению образования несанкционированных свалок: установка ограждений, предупреждающих знаков, благоустройство территории и посадка деревьев, а также осуществление контроля за экологическим состоянием территории города Екатеринбурга.
Контроль соблюдения законодательства юридическими и физическими лицами будет осуществляться уполномоченными органами: Уральским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области.
В рамках осуществления контроля за соблюдением экологического законодательства в части обращения с отходами предусмотрена деятельность Инспекции охраны окружающей среды, связанная с обследованием мест несанкционированного складирования отходов и выявлением лиц, допустивших несанкционированное складирование ТКО и иные нарушения в сфере обращения с ТКО. Необходимо проводить ежегодно не менее 1200 обследований на территории муниципального образования "город Екатеринбург". В случае выявления нарушений по итогам проведения обследований Инспекция охраны окружающей среды осуществляет подготовку и направление материалов в контрольно-надзорные органы для принятия мер административного воздействия.
Для реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере обращения с ТКО администрациями районов будет осуществляться согласование создания мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра таких мест (площадок) с их включением в электронную карту-схему. Согласование мест (площадок) накопления ТКО осуществляется при обращении юридических лиц в комиссию администрации соответствующего района с заявлением о намерении создать контейнерную площадку для накопления ТКО для нужд данного юридического лица. Техническое сопровождение электронной карты-схемы мест (площадок) накопления ТКО осуществляется Инспекцией охраны окружающей среды.
Администрациями районов будут продолжены мероприятия по организации и содержанию контейнерных площадок в частном секторе в соответствии с санитарными нормами и правилами (в количестве не менее двух площадок ежегодно).
В целях обновления и модернизации транспортного парка ЕМУП "Спецавтобаза" до 2030 года предусмотрена покупка 25 единиц мусоровозов, в том числе для обеспечения возможности раздельного вывоза пищевых отходов и отходов, которые можно использовать в качестве вторичного сырья.
В сфере обращения с ТКО будет создана отрасль по обработке (сортировке), позволяющая в дальнейшем получать продукцию из вторичного сырья. На начальной стадии будет организовано раздельное (дуальное) накопление ТКО на контейнерных площадках города Екатеринбурга. Раздельное (дуальное) накопление отходов предусматривается для минимального загрязнения сухих перерабатываемых отходов пищевыми отходами при их транспортировании.
Реализацию данной задачи целесообразно начать с оснащения всех контейнерных площадок контейнерами для раздельного (дуального) накопления ТКО. Потребность в контейнерах для накопления отходов, используемых в качестве вторичного сырья, составляет около 18000 евроконтейнеров (оранжевого цвета). Покупка контейнеров для раздельного (дуального) накопления отходов будет осуществляться организациями, обслуживающими жилой фонд, и иными юридическими лицами. Приобретение контейнеров также будет осуществляться региональным оператором ЕМУП "Спецавтобаза" и администрациями районов для установки в частном секторе.
Методология организации раздельного (дуального) накопления ТКО следующая: на контейнерных площадках устанавливаются контейнеры оранжевого цвета для накопления утильных сухих фракций (пластик, стекло, металлические и жестяные изделия) и зеленые контейнеры для пищевых или мокрых фракций. Контейнеры для утильных фракций должны быть укомплектованы крышкой для предотвращения намокания вторичных ресурсов.
Предлагается установка контейнеров в следующем соотношении:
Количество контейнеров на контейнерной площадке, шт. |
В том числе количество контейнеров оранжевого цвета, шт. |
В том числе количество контейнеров зеленого цвета, шт. |
От 2 до 4 |
1 - 2 |
1 - 2 |
От 5 до 7 |
3 - 4 |
2 - 3 |
От 8 до 10 |
4 - 5 |
4 - 5 |
При четном количестве контейнеров на контейнерной площадке предполагается установка контейнеров оранжевого и зеленого цвета в равных количествах, а при нечетном количестве контейнеров - преимущество может быть отдано контейнеру оранжевого цвета, так как наибольший ущерб вторичному сырью наносят именно пищевые отходы.
Количество устанавливаемых контейнеров оранжевого цвета будет определяться собственником (пользователем) контейнерной площадки в зависимости от количества образующихся сухих фракций исходя из специфики деятельности организации (жилой фонд, административные организации, магазины, промышленные объекты и др.).
Отходы из контейнеров оранжевого цвета вывозятся мусоровозами регионального оператора по обращению с ТКО на мусоросортировочные комплексы для дополнительной сортировки по фракциям и сортам, пакетирования и отгрузки потребителю, а отходы из контейнеров зеленого цвета вывозятся на полигон для захоронения.
В целях развития системы раздельного накопления отходов при наличии возможности соблюдения норм санитарного законодательства на контейнерных площадках города юридическими лицами, в том числе организациями, обслуживающими жилой фонд, будут устанавливаться контейнеры (в том числе сетчатые) для накопления пластика, макулатуры, стекла и других утильных фракций.
Для организации раздельного накопления ТКО стратегическим проектом предусматривается развитие пунктов приема вторичного сырья, организованных коммерческими организациями (планируется в количестве 1-2 пунктов ежегодно).
Мотивацией населения к участию в раздельном (дуальном) накоплении отходов будет являться снижение платы в ежемесячных квитанциях. Снижение платежей за оказание услуги по обращению с ТКО будет достигаться за счет начисления оплаты на основании фактических объемов образования ТКО, а не по установленным нормативам накопления ТКО. Данный учет ТКО предусмотрен Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов". Фактический способ расчетов предусматривается в случае организации раздельного накопления ТКО на контейнерных площадках. Кроме того, образование смешанных ТКО будет снижено за счет организации раздельного накопления, передачи на обработку (сортировку) и дальнейшую утилизацию (переработку) утильных фракций (чем больше отходов раздельно накоплено и направлено в оборот, тем меньше плата за оказание услуги по обращению с ТКО).
Получение денежной компенсации за отходы, рассортированные по видам и переданные в пункты приема вторичного сырья, является стимулом для участия населения в раздельном накоплении отходов.
В период реализации Стратегического проекта Администрация города Екатеринбурга совместно с Министерством энергетики и ЖКХ и заинтересованными коммерческими организациями (производителями и импортерами товаров) и торговыми организациями Екатеринбурга планирует проведение работ по установке фандоматов, а также информационную работу в целях экономической мотивации жителей к сдаче тары, которую можно использовать вторично. Мотивацией жителей к пользованию фандоматами станет выплата денежной компенсации за сданную тару или скидка на приобретение каких-либо товаров. Вопрос определения размера компенсации также будет рассмотрен совместно с заинтересованными коммерческими организациями и Министерством энергетики и ЖКХ.
Планируется установка не менее 50 штук фандоматов в торговых и торгово-развлекательных центрах ("Ашан", "Радуга-Парк", "Парк Хаус", "Карусель", "Гипербола", "Мегамарт", "Магнит", "Перекресток" и др.).
В рамках реализации Стратегического проекта "Современная информационная среда ("Умный город")" ЕМУП "Спецавтобаза" планирует внедрение программного продукта "Эко SMART", что позволит улучшить качество построения маршрутов транспортирования отходов, обеспечить транспортирование ТКО в установленные сроки и круглосуточный мониторинг работы специализированной техники в режиме онлайн, а также контроль за объемами вывозимых ТКО.
В целях безопасного обращения с опасными отходами (отработанные ртутьсодержащие лампы и термометры, батарейки, компьютерная техника и оргтехника) в рамках муниципальных контрактов с МУП КРППО или иными организациями, имеющими лицензии на осуществление деятельности по обращению с такими отходами, будет продолжена работа стационарного и передвижных пунктов по приему отходов, образующихся у населения и общественных организаций (ежегодно до 5 тонн отходов).
Специализированными организациями будет продолжен сбор и транспортирование ртутьсодержащих ламп, образующихся в муниципальных учреждениях города Екатеринбурга (ежегодно до 100 тыс. штук), на безвозмездной основе, а также ртутьсодержащих ламп, образующихся у юридических лиц (ежегодно до 900 тыс. штук), на коммерческой основе.
Также Стратегическим проектом предусмотрено развитие системы сбора, транспортирования промышленных отходов I - III классов опасности (в том числе нефтешламов), отходов, образующихся в результате эксплуатации автотранспорта. Обращение с данными видами отходов интересно коммерческим организациям, получающим прибыль от их переработки и продажи.
Развитие системы сбора отходов, образующихся в результате ремонта автотранспорта (покрышки, ветошь, масла и другие), нефтесодержащих отходов предусмотрено путем организации коммерческими организациями пунктов приема таких отходов. Компанией "Этиламин-Ек" запланирована организация таких пунктов приема (ежегодно порядка 100 пунктов приема) на территориях автосервисных предприятий, станций техобслуживания автомобилей, автозаправочных станций. Данное мероприятие позволит упорядочить обращение с отходами, образующимися в результате ремонта автотранспорта.
Мероприятия по транспортированию жидких бытовых отходов на очистные сооружения Муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства, обезвреживание и минимизация образования отходов, образуемых при работе очистных сооружений (осадки городских сточных вод, осадки водоподготовки), реализуемые Администрацией города Екатеринбурга, предусмотрены в рамках Стратегического проекта "Развитие современных инженерных систем жизнеобеспечения".
Отходы строительства, в том числе избыточный грунт от раскопок, широко используются для рекультивации нарушенных земель (отработанные карьеры полезных ископаемых: глина, скальный грунт, торф и другие). Мероприятия по утилизации строительных отходов, реализуемые Администрацией города Екатеринбурга, предусмотрены в рамках Стратегического проекта "Городская земля". Рекультивацию нарушенных земель осуществляет Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие "Инженерная геодезия, раскопки и рекультивация земель" с целью приведения земель в состояние, пригодное для использования в гражданском обороте.
Задача 2 "Совершенствование системы обезвреживания и захоронения отходов, восстановления нарушенных земель после захоронения отходов"
Министерством природных ресурсов совместно с Администрацией города Екатеринбурга запланирована рекультивация полигона ТКО "Широкореченский" в 2021 - 2024 годах. Предполагается софинансирование данного мероприятия следующим образом: 62,7% из федерального бюджета, 28,2% из областного бюджета и 9,1% из бюджета муниципального образования "город Екатеринбург". Стоимость мероприятий по рекультивации полигона ТКО "Широкореченский" составляет около 513 млн руб. Рекультивации подлежит насыпь отходов площадью 23,127 га. Также проектом рекультивации полигона ТКО "Широкореченский" предусмотрена организация системы сбора биогаза (метана) с его последующим использованием для производства электроэнергии.
В целях создания современной и эффективной инфраструктуры в сфере обращения с ТКО на территории Свердловской области для нужд муниципального образования "город Екатеринбург" и Екатеринбургской городской агломерации территориальной схемой предусмотрено создание следующих объектов:
объекта обращения с ТКО "Екатеринбург-Юг" (полигон размещения ТКО мощностью 660 тыс. тонн в год с МСК (далее - объект "Екатеринбург-Юг").
объекта обращения с ТКО "Екатеринбург-Север" (полигон мощностью 400 тыс. тонн в год с мусоросортировочной линией (далее - МСЛ) (далее - объект "Екатеринбург-Север").
Основным объектом обработки и размещения отходов, образуемых населением Екатеринбургской агломерации, станет объект "Екатеринбург-Юг". С учетом сроков проектирования, общественного обсуждения, получения положительного заключения государственной экологической экспертизы и строительства ввод в эксплуатацию объекта "Екатеринбург-Юг" запланирован не ранее 2026 года.
Создание объекта "Екатеринбург-Юг", право собственности на который будет принадлежать Свердловской области, осуществляется в рамках концессионного соглашения.
Для размещения объекта "Екатеринбург-Юг" рассматриваются несколько земельных участков вне границ города Екатеринбурга. В настоящее время Министерством энергетики и ЖКХ во взаимодействии с муниципальными образованиями, расположенными в зоне экономически обоснованной удаленности, организована работа по изысканию подходящего земельного участка для размещения объекта "Екатеринбург-Юг".
Создание объекта "Екатеринбург-Север" должно осуществляться в рамках инвестиционной программы ЕМУП "Спецавтобаза" на 2020 - 2029 годы, утвержденной Приказом Министерства энергетики и ЖКХ от 28.11.2019 N 530.
ЕМУП "Спецавтобаза" разработан план ("дорожная карта") реализации мероприятий инвестиционной программы.
Для создания объекта "Екатеринбург-Север" рассматривается земельный участок на территории городского округа Верхняя Пышма площадью не более 25 гектаров. Администрацией городского округа Верхняя Пышма совместно с Министерством природных ресурсов и Департаментом лесного хозяйства Свердловской области проведено согласование размещения объекта "Екатеринбург-Север", выполнены работы по образованию из существующих земельных участков с кадастровыми номерами 66:36:3201002:7 и 66:36:3201002:17 новых земельных участков площадью 126004 кв. м и 181721 кв. м соответственно и постановке их на государственный кадастровый учет.
После ввода в эксплуатацию объекта "Екатеринбург-Юг" объект "Екатеринбург-Север" планируется использовать как резервный полигон. Также после ввода в эксплуатацию объектов "Екатеринбург-Север" и "Екатеринбург-Юг" полигон "Северный" согласно территориальной схеме подлежит выводу из эксплуатации с последующей рекультивацией земельного участка.
Расширение (реконструкция) полигона "Северный" не предусмотрено. Рекультивацию планируется осуществлять в соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.
В связи с тем, что указанные объекты в сфере обращения с ТКО будут созданы на территории Екатеринбургской агломерации, за пределами муниципального образования "город Екатеринбург", потребуется увеличение расходов на транспортирование отходов.
Неперерабатываемые отходы органические природного происхождения (животного и растительного) после прохождения через мусоросортировочную линию предполагается направлять на компостирование (с целью получения удобрения для использования в сельском хозяйстве, а также выработку энергии).
Прочие отходы, в число которых входят неперерабатываемые материалы, а также перерабатываемые, но сильно загрязненные, могут быть направлены на производство РДФ-топлива.
В связи с длительным использованием оборудования для обезвреживания ртутьсодержащих отходов, находящимся на базе МУП КРППО, а также в связи с его износом Администрацией города Екатеринбурга предусмотрена реконструкция существующего участка демеркуризации ртутьсодержащих отходов с модернизацией оборудования.
В течение 2022 года запланировано утверждение тарифа на услугу федерального экологического оператора по обращению с отходами I - II классов опасности. Также федеральным экологическим оператором должны быть заключены договоры с имеющими лицензию операторами по обращению с отходами I - II классов опасности, региональными операторами по обращению с ТКО (в части приема отходов I - II классов опасности, входящих в состав ТКО), а также с образователями отходов.
Планируется, что МУП КРППО также войдет в новую систему обращения с опасными отходами. Все предприятия города Екатеринбурга, осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами I - II классов опасности, будут обязаны организовать работу в соответствии с утвержденной федеральной схемой и по установленным тарифам.
Задача 3 "Создание отрасли обработки (сортировки) и утилизации (переработки) отходов ТКО"
Министерством энергетики и ЖКХ совместно с Администрацией города Екатеринбурга и ЕМУП "Спецавтобаза" будет продолжен поиск инвестора (возможно, в рамках концессионного соглашения) для проведения реконструкции МСК на полигоне "Широкореченский". Запланирована реконструкция данного МСК - замена ручной сортировки на автоматическую при помощи лазера (создание автоматического мусоросортировочного комплекса мощностью 300 - 350 тыс. тонн в год).
В целях создания отрасли обработки (сортировки) ТКО для нужд Екатеринбургской агломерации предусмотрено строительство МСК на объекте "Екатеринбург-Юг" и МСЛ мощностью до 150 тыс. тонн в год на объекте "Екатеринбург-Север". Планируется размещение автоматизированных линий сортировки ТКО
МСК представляют собой сортировочные линии по извлечению вторичного сырья из ТКО и прессованию сырья.
Вторичные материальные ресурсы после сортировки направляются на утилизацию (переработку).
Последним этапом в обращении с ТКО является производство и продажа изделий из вторсырья, извлеченных из ТКО и вторичных отходов. Предусматривается увеличение и совершенствование коммерческими организациями различных производств за счет внедрения современных технологий по переработке бумаги и картона, полимерных отходов, пластика, металлов и других отходов с целью получения различных готовых изделий и товаров народного потребления.
Реализация указанных мероприятий позволит усовершенствовать отрасль по обезвреживанию и захоронению отходов и развить отрасль обработки (сортировки) и утилизации (переработки) ТКО.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.