Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел 4. Анализ сферы реализации стратегического проекта и характеристика проблемы
Впервые Стратегический проект "Управление отходами" был утвержден решением Программного совета стратегического развития муниципального образования "город Екатеринбург" от 18.04.2007 N 35/1, его реализация завершилась к концу 2015 года.
Новая редакция Стратегического проекта "Управление отходами" (далее - Стратегический проект) включает анализ сферы реализации Стратегического проекта и характеристику проблемы с учетом изменения законодательства в период с 2008 по 2020 год, что позволяет полностью систематизировать информацию о сфере обращения с отходами в городе Екатеринбурге и достигнутых результатах.
В городе Екатеринбурге ежегодно образуется более 1 млн тонн отходов производства и потребления. Из них около половины - это твердые коммунальные отходы (далее - ТКО), образуемые населением, и отходы, подобные ТКО, образуемые предприятиями и организациями города.
Ежегодно количество образующихся ТКО увеличивается за счет прироста количества населения и развития производств. Соответственно, увеличивается поступление отходов на полигоны.
Динамика количества образованных ТКО представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Количество образованных ТКО, тыс. т
В хозяйственном ведении Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Специализированная автобаза" (далее - ЕМУП "Спецавтобаза") имеется два полигона ТКО общей площадью 90,75 га - "Широкореченский"
(г. Екатеринбург, ул. Евгения Савкова, 100) и "Северный" (г. Верхняя Пышма, вблизи поселка Крутого).
С августа 2015 года прием отходов для захоронения на полигоне "Широкореченский" ЕМУП "Спецавтобаза" не осуществляется (запрет на захоронение отходов на территории населенных пунктов), размещение отходов осуществляется на полигоне "Северный".
Динамика размещенных ТКО представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 - Количество размещенных ТКО, тыс. т
Доля ТКО, поступающих на городские полигоны для захоронения, от общего количества образованных ТКО представлена на рисунке 3.
Рисунок 3 - Доля ТКО, поступающих на полигоны для захоронения, от общего количества образованных ТКО, %
В рамках реализации Стратегического проекта с 2008 по 2020 год Администрацией города Екатеринбурга и организациями, работающими в сфере обращения с отходами, выполнены следующие мероприятия в сфере обращения с ТКО:
1. Реконструкция полигона "Широкореченский". В 2008 году построена карта для захоронения ТКО площадью 32 тыс. кв. м по современным инновационным технологиям, что позволило увеличить срок эксплуатации полигона на 8 лет и снизить негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов.
2. Строительство пунктов весового контроля на полигонах ТКО, позволяющих фактически оценивать количество поступающих отходов на захоронение.
Оборудование пунктов весового контроля полигонов "Широкореченский" и "Северный" автоматизированной системой приема мусоровозов при помощи электронного ключа, что позволило абонентам городских полигонов через удаленный доступ в круглосуточном режиме отслеживать состояние счета, объемы сданных отходов, время заезда автомобиля на полигон и время его выезда, а также контролировать работу водителей.
3. Оборудование системой GPS-навигации мусоровозов (оборудовано 100% парка мусоровозов), позволяющей наблюдать за автомобилями в круглосуточном режиме, оптимизировать маршрутные задания и графики работы мусоровозов.
4. Строительство и запуск мусоросортировочного комплекса (далее - МСК) на полигоне "Широкореченский" проектной мощностью 200 тыс. тонн в год в 2011 - 2012 годах, позволившее увеличить количество утилизируемых (перерабатываемых) отходов (бумага, картон, полимеры, резина, цветные и черные металлы, стекло) и дало возможность развитию отрасли переработки.
К концу 2017 года фактическая мощность МСК достигла 160 тыс. тонн в год, в 2017 году подготовлено и направлено на утилизацию (переработку) 7 тыс. тонн вторичного сырья.
К 2017 году доля ТКО, направляемых на обработку (сортировку), от общего количества образованных в городе Екатеринбурге ТКО, составила 27%. Доля ТКО, направленных на утилизацию, от общего количества образованных ТКО в городе Екатеринбурге составила 11%.
С мая 2018 года МСК на полигоне "Широкореченский" был закрыт на реконструкцию, в связи с чем в 2018 году доля отходов, направленных на обработку (сортировку), от общего количества образованных ТКО в городе Екатеринбурге снизилась и составила 11%. Доля ТКО, направленных на утилизацию, от общего количества образованных в городе Екатеринбурге ТКО, составила 9%.
В декабре 2019 года ЕМУП "Спецавтобаза" запустило в работу МСК "Широкореченский" (реконструкция не была проведена).
Дополнительно в 2019 - 2020 годах на территории города Екатеринбурга функционировал МСК "Эльмашевский" ООО "Баркас+" (г. Екатеринбург, ул. Шефская) мощностью 20 тыс. тонн в год (прекратил свою деятельность с ноября 2020 года).
В 2020 году доля отходов, направленных на обработку (сортировку), от общего количества образованных в городе Екатеринбурге ТКО, составила 34%. Доля ТКО, направленных на утилизацию, от общего количества образованных в городе Екатеринбурге ТКО, составила 8%.
Доля ТКО, направляемых на утилизацию, от общего количества образованных в городе Екатеринбурге ТКО, представлена на рисунке 4.
Рисунок 4 - Доля ТКО, направляемых на утилизацию, от общего количества образованных ТКО, %
Доля ТКО, направляемых на обработку (сортировку), от общего количества образованных в городе Екатеринбурге ТКО, представлена на рисунке 5.
Рисунок 5 - Доля ТКО, направляемых на обработку (сортировку), от общего количества образованных ТКО, %
5. Работы по модернизации контейнерного и транспортного парка проведены в 2010 - 2019 годах.
Администрацией города Екатеринбурга и организациями, управляющими многоквартирными жилыми домами, в достаточном количестве для населения закуплено и выставлено на контейнерные площадки более 20000 единиц евроконтейнеров с крышкой для накопления ТКО объемом 1,1 куб. м, открываемой ножной педалью либо бункерами объемом 8 куб. м.
Для накопления крупногабаритных отходов на контейнерных площадках предусматривается отсек для их сбора или бункер-накопитель.
Администрацией города Екатеринбурга закуплено и установлено на территории города 2030 штук контейнеров (зеленого цвета для пищевых отходов и оранжевого цвета для отходов, используемых в качестве вторичного сырья), закуплено 14 единиц мусоровозов с задней загрузкой. В дальнейшем необходимо обновление и увеличение транспортного парка мусоровозов в связи с износом используемых транспортных средств, а также постепенным внедрением раздельного накопления отходов.
В настоящее время в городе Екатеринбурге ежедневно на линии работает 150 мусоровозов. Для обеспечения вывоза отходов с учетом организации дуального (раздельного) накопления отходов на контейнерных площадках города Екатеринбурга до 2030 года необходимо закупить не менее 25 единиц транспортных средств (мусоровозов).
В 2018 году в период проведения игр Чемпионата мира по футболу в городе Екатеринбурге Комитетом по экологии приобретены урны и контейнеры для накопления отходов: контейнеры объемом 8 куб. м - 4 штуки (2 оранжевого цвета и 2 зеленого цвета); передвижные пластиковые контейнеры объемом 1,1 куб. м - 250 штук (130 оранжевого цвета и 120 зеленого цвета); передвижные пластиковые контейнеры объемом 0,24 куб. м - 190 штук (95 оранжевого цвета и 95 зеленого цвета); урны для раздельного сбора отходов - 11 штук. Приобретенное контейнерное оборудование используется на контейнерных площадках города Екатеринбурга в настоящее время.
В 2019 году ЕМУП "Спецавтобаза" осуществляло работу по оснащению мест (площадок) накопления ТКО контейнерным оборудованием. Количество установленных контейнеров составило 2376 штук.
6. Централизованный сбор и удаление ТКО со 100% территорий домовладений многоквартирных и индивидуальных жилых домов.
Организация сбора, вывоза и утилизации ТКО с территории частного сектора в 2008 - 2018 годах осуществлялась путем установки контейнеров и посредством реализации проекта "Наш мусор в белом". 12.08.2009 было принято Решение Коллегии Администрации города Екатеринбурга о внедрении и реализации проекта. Проект "Наш мусор в белом" был реализован силами ЕМУП "Спецавтобаза" путем продажи специализированных маркированных пакетов. В стоимость такого пакета была включена стоимость услуги по вывозу и утилизации отходов. Кроме того, ЕМУП "Спецавтобаза" заключало прямые договоры с собственниками индивидуальных домовладений на установку и обслуживание малогабаритных контейнеров.
С введением новых правил в сфере обращения с ТКО с 2019 года проект "Наш мусор в белом" перестал существовать, так как продажа пакетов для накопления ТКО законодательством не предусмотрена, оплата за вывоз ТКО выставляется с 2019 года в квитанциях.
В связи с плотной застройкой в частном секторе в большинстве случаев отсутствует возможность организации мест для размещения контейнерных площадок с соблюдением санитарных норм и требований, а также предусматривающая возможность свободного проезда и подъезда мусоровоза.
В этой связи с 2019 года в частном секторе осуществляется преимущественно комбинированный способ накопления ТКО (контейнерный и бесконтейнерный):
осуществляется обустройство мест (площадок) накопления ТКО, в том числе накопление ТКО в отдельно стоящие контейнеры или бункеры;
накопление в емкости и специализированные пакеты, предоставленные региональным оператором.
Вывоз отходов в специализированных пакетах осуществляется по графикам, согласованным ЕМУП "Спецавтобаза" и утвержденным администрациями районов. Графики размещены на официальных сайтах администраций районов, а также на сайте регионального оператора ЕМУП "Спецавтобаза" (http://sab-ekb.ru).
Кроме того, установлены временные интервалы вывоза ТКО в специализированных пакетах для удобства жителей и недопущения захламления территорий отходами. ЕМУП "Спецавтобаза" также налажена работа по выдаче специализированных пакетов населению частных домовладений.
На территории частного сектора муниципального образования "город Екатеринбург" организовано 87 мест с контейнерным накоплением ТКО. Вывоз отходов из контейнеров осуществляется ежедневно.
7. Принятие Постановления Администрации города Екатеринбурга от 03.12.2018 N 2949 "Об определении органов, уполномоченных на согласование создания (переноса) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования "город Екатеринбург" и ведение реестра таких мест (площадок)", включающего Положение о комиссии по согласованию создания (переноса) мест (площадок) накопления ТКО на территории муниципального образования "город Екатеринбург" и ведению реестра таких мест (площадок). Согласно данному документу, органами, уполномоченными на согласование создания (переноса) мест (площадок) накопления ТКО, определены администрации районов.
До 2019 года в Администрации города Екатеринбурга имелась информация о 2600 контейнерных площадках, которая впоследствии составила основу формирования реестра мест (площадок) накопления ТКО.
В 2019 году Обществом с ограниченной ответственностью "ЯНЭНЕРГО" в рамках муниципального контракта проведена инвентаризация мест (площадок) накопления ТКО, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург", актуальные сведения о контейнерных площадках внесены в реестр мест (площадок) накопления ТКО и на электронную карту-схему мест (площадок) накопления ТКО. На конец 2020 года количество мест (площадок) накопления ТКО, включенных в реестр, составило 5898 единиц.
Реестр и карта-схема мест (площадок) накопления ТКО размещены на официальном сайте Администрации города Екатеринбурга в информационно-телекоммуникационной сети Интернет:
екатеринбург.рф/жителям/экология/карта_контейнеров.
Данное мероприятие проведено впервые в связи с закреплением за органами местного самоуправления новых полномочий в сфере обращения с ТКО.
По данным регионального оператора ЕМУП "Спецавтобаза" на территории города Екатеринбурга размещено более 10000 контейнерных площадок. Необходимо продолжить работу по выявлению собственников (балансодержателей) данных контейнерных площадок для внесения в реестр корректных сведений о таких контейнерных площадках.
8. Ежегодная реализация мероприятий по предотвращению образования несанкционированных свалок и их ликвидации на землях общего пользования, отнесенных к территории, в отношении которой органы местного самоуправления несут ответственность за ее содержание, или земельных участках, находящихся в собственности муниципального образования "город Екатеринбург".
Для предотвращения образования свалок в 2008 - 2020 годах администрациями районов и ЕМУП "Спецавтобаза" на территориях коллективных садов и частного сектора проводились мероприятия по информированию населения о необходимости организации накопления ТКО и соблюдении экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства. Также администрациями районов на земельных участках, подверженных постоянному несанкционированному складированию, после ликвидации свалок проводились работы по благоустройству.
Ежегодно выявляется от 500 до 1000 стихийных несанкционированных свалок и навалов отходов на территории города Екатеринбурга, большая часть из которых ликвидируется. В остальных случаях администрациями районов ведется работа с собственниками земельных участков по ликвидации таких несанкционированных свалок.
Динамика ликвидированных несанкционированных свалок от общего количества образованных свалок представлена на рисунке 6.
Рисунок 6 - Доля ликвидированных несанкционированных свалок от общего количества образованных свалок, %
В законодательстве в сфере обращения с ТКО произошли изменения в части ликвидации несанкционированных свалок ТКО. Выявление несанкционированных свалок ТКО возложено на регионального оператора по обращению с ТКО. Работа по ликвидации, как и ранее, возложена на собственников земельных участков (но в случае отказа собственника от ликвидации свалки или отсутствия собственника - на регионального оператора с последующим взысканием понесенных расходов).
Муниципальным бюджетным учреждением "Инспекция охраны окружающей среды города Екатеринбурга" (далее - Инспекция охраны окружающей среды) проводилось обследование мест несанкционированного складирования отходов. По итогам обследований составлялись материалы и направлялись в уполномоченные органы для принятия мер административного воздействия.
Динамика количества обследований по выявлению несанкционированных свалок представлена на рисунке 7.
Рисунок 7 - Количество обследований по выявлению несанкционированных свалок, единиц
Коммерческими организациями и предприятиями города (более 95% от общего количества) достигнуты высокие показатели в организации системы накопления и транспортирования отходов производства и потребления в соответствии с установленными требованиями природоохранного законодательства, что способствует снижению образования несанкционированных свалок.
Контроль за исполнением требований природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами возложен на Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, органы Роспотребнадзора.
9. Ежегодная реализация мероприятий по раздельному накоплению
К перерабатываемым отходам (71% от общего количества образованных ТКО) относятся бумага, картон, полимеры (пластик), цветные и черные металлы, стекло, прочие (древесина, резина).
К неперерабатываемым отходам относятся органические (пищевые) отходы (29% от общего количества образованных ТКО).
Морфологический состав ТКО представлен на рисунке 8.
Рисунок 8 - Морфологический состав ТКО
В 2012 году началось внедрение дуального накопления ТКО на всей территории города. В специальные контейнеры оранжевого цвета
складировались отходы пластика, бумаги, стекла и другие отходы, которые можно было использовать для дальнейшей переработки. Отходы, не подлежащие вторичному использованию, складировались в обычный контейнер и транспортировались на полигоны ТКО для захоронения.
Коммерческие организации по согласованию с управляющими компаниями и иными организациями, обслуживающими жилой фонд, устанавливают дополнительно контейнеры для накопления отходов пластика (сетчатые контейнеры) и реже контейнеры для накопления отходов стекла. К 2017 году на 113 контейнерных площадках города Екатеринбурга установлено 118 сетчатых контейнеров для отходов пластика.
Доля контейнерных площадок с раздельным накоплением ТКО от общего количества контейнерных площадок представлена на рисунке 9.
Рисунок 9 - Доля контейнерных площадок с раздельным накоплением ТКО от общего количества контейнерных площадок, %
В 2020 году общее количество контейнерных площадок для накопления ТКО, оборудованных контейнерами для раздельного накопления отходов, составило 1190 единиц, из них 922 площадки с контейнерами для раздельного накопления пластика и 340 площадки с контейнерами для раздельного накопления макулатуры.
В организации раздельного накопления ТКО на контейнерных площадках существует несколько проблем:
в соответствии с существующими нормативными правовыми актами решение о раздельном накоплении ТКО принимается организациями, обсуживающими жилой фонд. На данном этапе реформы законодательством Российской Федерации для юридических лиц не предусмотрена обязанность организации раздельного накопления ТКО;
в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия на некоторых придомовых территориях отсутствует возможность установки большего количества контейнеров для раздельного накопления ТКО.
В данном случае необходимо рассмотреть вопрос об организации раздельного накопления ТКО на всех уровнях власти с привлечением необходимых надзорных ведомств, а также внести изменения в существующие нормативные правовые акты в сфере обращения с отходами и санитарно-эпидемиологического благополучия.
Зарубежный опыт в вопросе раздельного накопления ТКО показывает, что население других стран (Германия, Франция, Италия, США, Китай, Япония и многие другие) ответственно относится к участию в раздельном сборе отходов, так как вовлечение населения в этот процесс происходит с раннего детства. Раздельный сбор отходов во многих развитых странах - это обязанность гражданина. Кроме того, для успешной реализации раздельного сбора отходов во многих станах способствует экономическая составляющая, то есть население не платит за вывоз и утилизацию отходов, собранных раздельно. Развитая индустрия переработки любых видов отходов позволяет вторичному сырью быть востребованным для предприятий-переработчиков.
Для успешного решения задач в области обращения с отходами в городе Екатеринбурге в Стратегическом проекте учитывается опыт зарубежных стран.
В городе Екатеринбурге крупные предприятия постепенно начинают вовлекаться в организацию раздельного накопления отходов. В настоящее время в торговом центре "Мега" установлены контейнеры для раздельного накопления пластика, бумаги, пищевых отходов, что предоставляет возможность большому количеству людей участвовать в раздельном накоплении ТКО и направлении их предприятиям-переработчикам.
10. Реализация мероприятий по переработке и использованию вторичного сырья.
До 2012 года была недостаточно развита система по переработке и использованию вторичного сырья, прежде всего из-за низкого вовлечения населения в раздельное (дуальное) накопление отходов, а также из-за малого количества предприятий, занятых в отходоперерабатывающей отрасли.
С 2012 по 2020 год за счет реализации раздельного (дуального) накопления ТКО и работы существующих на территории города пунктов по приему вторсырья часть отходов (порядка 10% от общего объема ТКО) не попадает на полигоны ТКО для захоронения, а направляется на переработку для производства товарной продукции: скамеек, урн, песочниц, декоративных заборчиков из пластика, туалетной бумаги, картонных втулок для туалетной бумаги, лотков и коробок для яиц и др. Переработка отходов в товарную продукцию является наиболее привлекательным видом обращения с ТКО, так как экологический эффект заключается в снижении заполняемости полигонов и в снижении потребностей в первичных природных ресурсах.
Коммерческой организацией Обществом с ограниченной ответственностью "Уралвторма" на территории города Екатеринбурга организовано 16 стационарных пунктов приема вторичного сырья. Это дает возможность населению города сдавать вторичные материальные ресурсы (бумагу, картон, алюминиевую банку, стеклотару) для их последующей переработки, а не для захоронения на полигоне.
Отрасль утилизации (переработки) вторичного сырья в настоящее время в Екатеринбурге и в целом в Свердловской области достаточно развита.
К 2020 году количество предприятий, занимающихся переработкой отходов на территории Свердловской области, увеличилось. Только на территории города Екатеринбурга более 25 организаций занимаются сбором, подготовкой и утилизацией (переработкой) вторичного сырья: макулатуры, пластика, алюминиевой банки, железной тары, стекла (до 2012 года насчитывалось не более 10 предприятий).
Для более эффективной работы предприятий-переработчиков по выпуску продукции из вторичного сырья необходимо дальнейшее развитие отрасли обработки (сортировки) и утилизации (переработки).
Проблемой в решении данной задачи является отсутствие полномочий у органов местного самоуправления и, соответственно, финансирования.
Также существует проблема получения предприятиями-переработчиками вторичного сырья большими партиями. Оптовыми партиями передается вторичное сырье, образующееся в крупных гипермаркетах (упаковка от товаров).
Для получения большого количества вторичного сырья необходимо строительство мусоросортировочных объектов и повсеместное развитие раздельного (дуального) накопления ТКО.
Законодательством Российской Федерации в сфере обращения с ТКО предусмотрена обязанность для производителей и импортеров товаров самостоятельно обеспечивать утилизацию отходов от использования товаров (упаковки товаров). В случае если производители и импортеры товаров не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, они обязаны уплатить экологический сбор.
В настоящее время существует проблема сбора образующихся отходов от использования товаров (упаковки товаров), являющихся основным источником вторичного сырья, и, соответственно, утилизации таких отходов производителями. В существующих условиях формирования новой системы обращения с отходами производителям и импортерам товаров выгоднее уплатить экологический сбор, чем обеспечивать сбор и утилизацию упаковки от товаров.
На начальной стадии реформы в сфере обращения с ТКО производителям и импортерам товаров необходимо предусматривать в торговых точках установку автоматов для приема упаковки товаров (например, пластиковой тары, алюминиевых банок и др.). Также должно быть предусмотрено экономическое стимулирование граждан, сдающих такую пластиковую тару (денежная компенсация за сданную тару).
Автоматы по сбору тары широко распространены за рубежом, там же их и производят. В России стать оператором сети автоматов, принимающих вторсырье, и построить на этом рентабельный бизнес очень сложно.
Автоматы, принимающие пластиковые бутылки и алюминиевые банки за деньги, называются фандоматами. "Умный" приемный контейнер определяет вес и объем тары, а сканер способен распознавать 30 тысяч штрих - кодов и точно идентифицировать объект. Производятся фандоматы в Германии и стоят 4 800 - 7 000 евро.
Мировая практика свидетельствует о том, что именно сбор и сортировка - самое слабое звено в цепочке рециклинга тары и упаковки. Почти повсеместно выполнение этой задачи требует дотаций и поддержки либо со стороны властей, либо со стороны производителей. Следующий этап - переработка отходов.
Мировой опыт по утилизации (переработке) ТКО представлен в приложении N 1.
11. Мероприятия по рекультивации нарушенных земель.
Администрацией города Екатеринбурга (заказчик - Муниципальное казенное учреждение "Городское благоустройство") разработана проектная документация "Рекультивация нарушенных земель на территории полигона твердых бытовых отходов "Широкореченский" (далее - проектная документация). Приказом Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу от 04.12.2017 N 2099 "Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации "Рекультивация нарушенных земель на территории полигона твердых бытовых отходов "Широкореченский" утверждено заключение, согласно которому проектная документация соответствует экологическим требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и техническим регламентам в области охраны окружающей среды.
В рамках реализации национального проекта "Экология" в региональном проекте "Чистая страна (Свердловская область)" запланирована ликвидация полигона "Широкореченский" в 2021 - 2024 годах. Мероприятия по ликвидации полигона "Широкореченский" будут осуществляться путем рекультивации в соответствии с разработанной проектной документацией. Рекультивации подлежит насыпь отходов площадью 23,127 га.
Администрацией города Екатеринбурга совместно с Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее - Министерство природных ресурсов) на реализацию данного проекта получено финансирование из федерального и областного бюджетов.
Комитетом по экологии проведены конкурсные процедуры, по результатам торгов победителем признано Общество с ограниченной ответственностью "Геосинтетика" (далее - ООО "Геосинтетика"). С июля 2021 года ООО "Геосинтетика" начаты работы по рекультивации полигона.
12. Участие Администрации города Екатеринбурга в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО.
С 2015 года законодательство в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с ТКО, претерпело ряд существенных изменений. С 2016 года организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО отнесена к полномочиям субъекта Российской Федерации.
В этой связи политика в сфере обращения с ТКО на долгосрочную перспективу (в том числе строительство мусоросортировочных и мусороперерабатывающих объектов, заключение концессионных соглашений) определяется субъектом Российской Федерации.
Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (далее - Министерство энергетики и ЖКХ) утверждена Региональная программа в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на 2019 - 2030 годы, утвержденная Приказом Министерства энергетики и ЖКХ от 25.05.2018 N 225 "Об утверждении региональной программы в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на 2019 - 2030 годы" (далее - региональная программа), и разработана территориальная схема обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области, утвержденная Приказом Министерства энергетики и ЖКХ от 15.11.2021 N 499 "О внесении изменений в территориальную схему обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области, утвержденную Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 31.03.2020 N 185" (далее - территориальная схема).
Согласно схеме движения потоков отходов, муниципальное образование "город Екатеринбург" отнесено к Восточному административно производственному объединению-3 (далее - АПО-З). ТКО, образующиеся в муниципальном образовании "город Екатеринбург", направляются на полигон "Северный".
Территориальной схемой определены основные аспекты по обеспечению охраны окружающей среды и экологической безопасности при обращении с отходами, в том числе на территории муниципального образования "город Екатеринбург". Региональная политика в сфере обращения с ТКО в Свердловской области, в том числе в городе Екатеринбурге, предусматривает постепенный переход от полигонного захоронения к развитию обработки (сортировки) ТКО.
Полномочия по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО в муниципальном образовании "город Екатеринбург" закреплены за региональным оператором по обращению с ТКО, осуществляющим свою деятельность в соответствии с региональной программой и территориальной схемой. С 01.01.2019 статус регионального оператора по обращению с ТКО присвоен ЕМУП "Спецавтобаза" на 10 лет.
ЕМУП "Спецавтобаза" проведены конкурсные процедуры по выбору операторов для сбора и транспортирования ТКО на территории Свердловской области в пределах зоны деятельности регионального оператора по обращению с ТКО, определенной границами муниципальных образований. В городе Екатеринбурге оператором по сбору, транспортированию с ТКО определено Общество с ограниченной ответственностью "ТрансСервис" в Вех-Исетском, Железнодорожном, Ленинском, Октябрьском районах. Оператором по сбору, транспортированию с ТКО в Орджоникидзевском и Чкаловском районах определено Общество с ограниченной ответственностью "Экотрансгруз". В Кировском районе транспортирование отходов осуществляется ЕМУП "Спецавтобаза" самостоятельно.
В 2019 ЕМУП "Спецавтобаза" проведена масштабная работа по заключению договоров на оказание услуги по обращению с ТКО с физическими (открыто около 95500 лицевых счетов) и юридическими лицами (открыто около 45500 лицевых счетов). Также ЕМУП "Спецавтобаза" заключены договоры с биллинговыми компаниями и организациями для оказания услуг по начислению оплаты за оказание услуги по обращению с ТКО юридическим и физическим лицам.
Услуга по обращению с ТКО является коммунальной, на нее распространяются все льготы, как и на другие виды коммунальных услуг.
Рост платы граждан за услугу по обращению с ТКО (до 2019 года размер платы составлял 50 руб./чел., с 2019 года - 101 руб./чел.) по сравнению с ранее оказываемой услугой по вывозу и утилизации отходов связан с несколькими факторами.
До 2018 года в тарифах на утилизацию (захоронение) ТКО плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов не учитывалась и не взималась с населения. Также рост тарифов связан с увеличением затрат на транспортирование отходов до полигонов, включенных в Государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО).
Реализация изменений законодательства в сфере обращения с ТКО направлена на внедрение и развитие раздельного сбора отходов, сортировки и дальнейшей переработки ТКО для снижения негативного воздействия на окружающую среду при захоронении отходов на полигонах.
В существующих условиях для обеспечения нужд муниципального образования "город Екатеринбург" в сфере обращения с ТКО, а также для более масштабного обеспечения предприятий-переработчиков вторичным сырьем необходимо осуществить:
рекультивацию полигонов "Широкореченский" и "Северный";
реконструкцию МСК на полигоне "Широкореченский";
строительство объектов по обработке (сортировке) и захоронению ТКО.
13. Экологическое воспитание и формирование экологической культуры в области обращения с ТКО.
Комитет по экологии осуществляет указанные мероприятия в соответствии со Стратегическим проектом "Экологическое просвещение и образование населения", утвержденным Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 10.07.2015 N 1817 "Об утверждении Стратегического проекта "Экологическое просвещение и образование населения".
Вопросам экологического просвещения населения в данной области уделяется особое внимание. Одними из самых значимых мероприятий, реализованных Комитетом по экологии, являются:
организация обучения школьников по дополнительной программе экологической направленности "Летняя школа", включающего изучение проблемы обращения с отходами;
ежеквартальное проведение открытых уроков для школьников, на которых поднимаются вопросы бережного отношения к окружающей среде и обращения с отходами;
городской экологический конкурс по сбору макулатуры "Бумаге - вторую жизнь!";
ряд просветительских мероприятий со школьниками, учителями и волонтерами города Екатеринбурга на тему грамотного обращения с отходами (интернет-конкурс эссе, экологические квесты, разработка социально значимых проектов);
распространение листовок на тему грамотного обращения с отходами среди взрослого населения.
14. Обращение с ртутьсодержащими отходами I и II классов опасности. С 2008 по 2020 год увеличилось количество обезвреженных ртутьсодержащих отходов (в том числе энергосберегающих ламп) с 500 тыс. до 1 млн ежегодно. Производственные мощности Муниципального унитарного предприятия комплексного решения промышленных отходов (далее - МУП КРППО) позволяют полностью обезвреживать отработанные ртутьсодержащие лампы, образованные на территории муниципального образования "город Екатеринбург".
Также на территории города Екатеринбурга осуществляют сбор, транспортирование и обезвреживание ртутьсодержащих отходов Общество с ограниченной ответственностью "Урал-ЭКО", Общество с ограниченной ответственностью "Центр безопасности промышленных отходов".
Доля обезвреженных ртутьсодержащих отходов от общего количества образованных ртутьсодержащих отходов представлена на рисунке 10.
Рисунок 10 - Доля обезвреженных ртутьсодержащих отходов от общего количества образованных ртутьсодержащих отходов, %
Комитетом по экологии с 2010 года ведется работа по информированию населения о правилах обращения с отработанными энергосберегающими лампами и химическими источниками тока (батарейками).
Организация мест для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, образующихся у населения, а также их передача специализированным организациям закреплена за организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, услуга оплачивается гражданами в составе платы за жилое помещение.
С 2015 года для жителей индивидуальных частных домовладений и для жителей многоквартирных домов, у которых отсутствует централизованное
накопление ртутных ламп, организован прием опасных отходов (отработанных энергосберегающих ламп, ртутных термометров, химических источников тока) в стационарном пункте. Ежегодно в стационарном пункте принимается около 3500 штук отработанных энергосберегающих ламп, 3000 штук ртутных термометров, 1000 кг отработанных химических источников тока.
Также с 2016 года на территории города Екатеринбурга организована работа передвижных мобильных пунктов МУП КРППО по приему опасных отходов у населения, образующихся в быту (отработанных ртутных ламп и термометров, химических источников тока, отработанной компьютерной техники и оргтехники). Ежегодно в мобильных пунктах принимается до 4000 кг опасных отходов.
График работы (место, дата, время) передвижных пунктов размещен на официальном сайте Администрации города Екатеринбурга: екатеринбург.рф/жителям/экология/ртуть.
Организован прием отработанных химических источников тока, собранных в результате проведения экологических акций, в рамках культурных мероприятий "Ночь музеев", "Ночь музыки". Также активными группами населения проводятся акции "Сдай батарейку - спаси ежика".
Подобные экологические акции популярны и востребованы горожанами. В результате проведения акций в рамках культурных мероприятий "Ночь музеев" (в 2017 году), "Ночь музыки" (в 2019 году) было принято 1500 кг отработанных химических источников тока. Ежегодно в рамках акции "Сдай батарейку - спаси ежика" принимается более 1500 кг отработанных химических источников тока.
В 2019 году в рамках экологической акции Общество с ограниченной ответственностью "Дюраселл Раша" произведен сбор химических источников тока на территории города Екатеринбурга. В течение пяти дней было собрано около 5000 тонн батареек.
На территории города Екатеринбурга и Свердловской области нет предприятий, осуществляющих переработку батареек. Переработку батареек осуществляет ООО "Мегаполис ресурс" в городе Челябинске.
15. Об ращение с иными отходами производства и потребления, образующимися в результате эксплуатации автотранспорта.
В 2015 - 2020 годах Обществом с ограниченной ответственностью "Ведущая утилизирующая Компания" активно велась работа по сбору и утилизации следующих видов отходов: электронного компьютерного и оптического оборудования, бытовой электронной техники, аккумуляторов, аккумуляторных батарей и прочего электрического оборудования, утративших потребительские свойства.
Обращение отходами автотранспорта осуществляет утилизирующая компания Общество с ограниченной ответственностью "Этиламин-Ек" (далее - компания "Этиламин-Ек"). Основная деятельность данной компании - утилизация нефтесодержащих отходов на специализированном оборудовании (технологическая линия по утилизации масло-нефтесодержащих отходов с содержанием органических и неорганических растворителей) собственной разработки, прошедшем сертификацию и экспертизу в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования. Мощности производственной площадки позволяют утилизировать свыше 35 тыс. тонн в год нефтесодержащих отходов.
Сбор нефтесодержащих отходов, образующихся в результате проведения ремонта автотранспорта, осуществляется в автосервисных организациях и транспортируется на утилизацию (переработку). Из переработанных отходов производятся регенерированные масла, печное топливо, смазочно-охлаждающие жидкости.
В 2019 году компанией "Этиламин-Ек":
разработан для автосервисных предприятий города Екатеринбурга регламент по обращению с нефтесодержащими отходами, образованными при прохождении технического обслуживания и текущего ремонта автотранспорта;
заключены агентские договоры с автосервисными предприятиями города о совместной деятельности в сфере обращения с отходами, образующимися в результате эксплуатации и ремонта автотранспортных средств (заключено 230 договоров, к 2030 году планируется заключить договоры со всеми автотранспортными предприятиями (всего в городе Екатеринбурге порядка 2500 автотранспортных предприятий);
предоставлены специализированные контейнеры для накопления нефтесодержащих отходов 400 автосервисным предприятиям города Екатеринбурга;
собственникам автотранспорта предоставлена возможность сдачи нефтесодержащих отходов на безвозмездной основе на утилизирующую площадку компании "Этиламин-Ек", находящуюся в поселке Шабровском в Чкаловском районе;
на базе собственного транспортного цеха организованы мобильные передвижные пункты сбора нефтесодержащих отходов.
В настоящее время на территории города Екатеринбурга не развита деятельность по обращению с отходами, образующимися в результате проведения ремонта автотранспорта, в том числе нефтесодержащими (масла, масляные фильтры, масляная тара, ветошь и иное), отработанными автомобильными шинами. Необходимо активизировать работу в данном направлении.
16. Мероприятия по утилизации отходов производства и промышленных отходов I - II классов опасности, реализуемые локально из-за недофинансирования из регионального и федерального бюджетов, малой заинтересованности частного бизнеса и невозможности организации предприятий по утилизации указанных отходов на территории Свердловской области (из-за незначительного объема образования данных видов отходов, предъявления жестких требований к организации объектов для их утилизации, значительных финансовых затрат), а также недостатка внимания к этому направлению со стороны регулирующих и контролирующих органов.
В городе Екатеринбурге сложилась плотная жилая застройка, существуют особо охраняемые природные объекты, зеленые зоны, водные объекты и достаточно развитое промышленное производство. Создание каких-либо дополнительных перерабатывающих производств для опасных отходов не осуществляется в связи с невозможностью соблюдения норм природоохранного и санитарного законодательства.
Утилизация промышленных отходов I - II классов опасности осуществляется самостоятельно организациями, в результате деятельности которых образуются данные отходы. Промышленные отходы накапливаются и хранятся в течение определенного периода времени на территориях предприятий, далее транспортируются за пределы Свердловской области. Постоянный рост количества промышленных отходов ведет к необходимости создания производств с законченным циклом переработки.
В конце 2019 года был определен федеральный оператор по обращению с отходами I - II классов опасности (далее - федеральный экологический оператор) - Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" (далее - ГК "Росатом"). Деятельность ГК "Росатом" заключается в упорядочении обращения с отходами I - II классов опасности на территории Российской Федерации. В 2021 федеральным экологическим оператором разработана федеральная схема обращения с отходами I - II классов опасности (далее - федеральная схема).
Основные проблемы при реализации мероприятий в сфере обращения с отходами производства и потребления, в том числе с ТКО:
1) для каждого вида отходов требуется отдельное технологическое решение, необходим индивидуальный подход в обращении с ними, что влечет за собой большие финансовые вложения;
2) существует ряд проблем, препятствующих эффективной реализации реформы в области обращения с ТКО:
отсутствие повсеместного раздельного накопления ТКО, так как законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязанность организации раздельного накопления ТКО;
отсутствие мусоросортировочных объектов, так как строительство объектов связано с необходимостью больших финансовых вложений и наличием таких земельных участков для их размещения, которые соответствуют требованиям природоохранного законодательства (проблематично подобрать участки в пределах города Екатеринбурга и близлежащих территориях в связи с плотной застройкой);
3) отсутствует централизованная система обращения с отходами I - II классов опасности;
4) недостаточно развита культура обращения с отходами.
В целом необходимо отметить, что при комплексном решении задач Стратегического проекта будет продолжено развитие экологически безопасной системы управления отходами. Это сделает возможным максимальное использование ресурсного потенциала ТКО и позволит минимизировать количество отходов, направляемых на захоронение, а также повысит экономическую эффективность инвестиций в развитие отходоперерабатывающей отрасли.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.