В соответствии с пунктом 4 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", подпунктом 2 статьи 3 Закона Республики Мордовия от 18 августа 2020 г. N 54-З "О разграничении полномочий органов государственной власти Республики Мордовия в области гражданской обороны" постановляю:
1. Внести в Указ Главы Республики Мордовия от 26 января 2009 г. N 4-УГ "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Республике Мордовия" (с изменениями, внесенными указами Главы Республики от 20 ноября 2013 г. N 284-УГ, от 21 марта 2016 г. N 73-УГ) следующие изменения:
1) преамбулу изложить в следующей редакции:
"В соответствии с пунктом 4 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", постановляю:";
2) Положение об организации и ведении гражданской обороны в Республике Мордовия изложить в следующей редакции:
"УТВЕРЖДЕНО
Указом Главы Республики Мордовия
от 26 января 2009 г. N 4-УГ
(изложено в редакции
Указа Главы Республики Мордовия
от 13 февраля 2023 г. N 42-УГ)
Положение
об организации и ведении гражданской обороны в Республике Мордовия
Глава 1. Общие положения
1. Настоящее Положение об организации и ведении гражданской обороны в Республике Мордовия (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", Законом Республики Мордовия от 18 августа 2020 г. N 54-З "О разграничении полномочий органов государственной власти Республики Мордовия в области гражданской обороны" и определяет организационные основы гражданской обороны, содержание основных мероприятий гражданской обороны, состав сил и средств гражданской обороны, порядок организации и ведения гражданской обороны в Республике Мордовия.
2. Гражданская оборона в Республике Мордовия организуется и ведется на всей территории республики в соответствии с федеральными законами, законами Республики Мордовия и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Мордовия, нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), распорядительными документами руководителя гражданской обороны Республики Мордовия, а также настоящим Положением.
3. Органы государственной власти Республики Мордовия, органы местного самоуправления в Республике Мордовия (далее - органы местного самоуправления) и организации независимо от их организационно-правовых форм (далее - организации) в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с их полномочиями в области гражданской обороны создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
Глава 2. Полномочия органов государственной власти Республики Мордовия, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны на территории Республики Мордовия
4. Органы государственной власти Республики Мордовия осуществляют полномочия в области гражданской обороны в соответствии с федеральным законодательством и Законом Республики Мордовия от 18 августа 2020 г. N 54-З "О разграничении полномочий органов государственной власти Республики Мордовия в области гражданской обороны".
5. Органы местного самоуправления и организации осуществляют полномочия в области гражданской обороны в соответствии с федеральным законодательством.
Глава 3. Мероприятия по гражданской обороне
6. Органы государственной власти Республики Мордовия, органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными федеральным законодательством полномочиями планируют и осуществляют следующие мероприятия:
1) по подготовке населения в области гражданской обороны:
развитие нормативно-методического обеспечения функционирования единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
планирование и осуществление обучения населения в области гражданской обороны;
создание, оснащение и всестороннее обеспечение учебно-методического центра по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций в Республике Мордовия, других организаций дополнительного профессионального образования должностных лиц и работников гражданской обороны, а также курсов гражданской обороны муниципальных образований и учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне;
создание и поддержание в рабочем состоянии учебной материально-технической базы для подготовки работников организаций в области гражданской обороны;
пропаганда знаний в области гражданской обороны;
2) по оповещению населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера:
создание и поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее модернизации на базе технических средств нового поколения;
создание и поддержание в состоянии готовности локальных систем оповещения организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности;
установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;
комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания, а также других технических средств передачи информации;
сбор информации и обмен ею;
3) по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы:
организация планирования, подготовки и проведения эвакуации;
подготовка безопасных районов для размещения населения, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;
создание и организация деятельности эвакуационных органов, а также подготовка их личного состава;
4) по предоставлению населению средств индивидуальной и коллективной защиты:
строительство, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем;
приспособление в мирное время и при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия населения;
подготовка в мирное время и строительство при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время быстровозводимых защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа;
обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны, в заглубленных помещениях и других сооружениях подземного пространства;
накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения;
обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты в установленные сроки;
5) по световой маскировке и другим видам маскировки:
определение перечня объектов, подлежащих маскировке;
разработка планов осуществления комплексной маскировки территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне, а также организаций, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения;
создание и поддержание организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне;
6) по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасности для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера:
создание, оснащение и подготовка необходимых сил и средств гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также планирование их действий;
создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных работ;
разработка современных технологий и технических средств для проведения аварийно-спасательных работ;
организация взаимодействия сил гражданской обороны с Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами, а также со специальными формированиями, создаваемыми в военное время;
учет и ведение реестров нештатных аварийно-спасательных формирований, привлекаемых для решения задач в области гражданской обороны, и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне;
7) по первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера:
планирование и организация основных видов жизнеобеспечения населения;
создание и поддержание в постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
нормированное снабжение населения продовольственными и непродовольственными товарами;
предоставление населению коммунально-бытовых услуг;
проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;
осуществление эвакуации пострадавших в лечебные учреждения;
определение численности населения, оставшегося без жилья;
инвентаризация сохранившегося и оценка состояния поврежденного жилого фонда, определение возможности его использования для размещения пострадавшего населения, размещение людей, оставшихся без жилья, в домах отдыха, пансионатах и других оздоровительных учреждениях, временных жилищах (сборных домах, палатках, землянках и т.п.), а также осуществление подселения населения на площадь сохранившегося жилого фонда;
предоставление населению информационно-психологической поддержки;
8) по борьбе с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов:
создание необходимых противопожарных сил, их оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области гражданской обороны;
тушение пожаров в районах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в военное время;
тушение пожаров на объектах, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, в военное время;
9) по обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению:
создание и обеспечение готовности сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения - действующих специализированных учреждений, подразделений и служб территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Республики Мордовия и организаций, осуществляющих функции наблюдения и контроля за радиационной, химической, биологической обстановкой на территории Республики Мордовия;
введение режимов радиационной защиты на территориях, подвергшихся радиоактивному заражению (загрязнению);
совершенствование методов и технических средств мониторинга состояния радиационной, химической, биологической обстановки, в том числе оценка степени зараженности и загрязнения продовольствия и объектов окружающей среды радиоактивными, химическими и биологическими веществами;
10) по санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий:
заблаговременное создание запасов дезактивирующих, дегазирующих и дезинфицирующих веществ и растворов;
создание сил гражданской обороны для проведения санитарной обработки населения и обеззараживания техники, зданий и территорий, а также их оснащение и подготовка в области гражданской обороны;
организация проведения мероприятий по обеззараживанию техники, зданий и территорий, санитарной обработке населения;
11) по восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера:
создание сил охраны общественного порядка, их оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области гражданской обороны;
восстановление и охрана общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения в городах и других населенных пунктах, на маршрутах эвакуации населения и выдвижения сил гражданской обороны;
охрана объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, и имущества юридических и физических лиц (в соответствии с договором), принятие мер по охране имущества, оставшегося без присмотра;
12) по срочному восстановлению функционирования необходимых коммунальных служб в военное время:
обеспечение готовности коммунальных служб к работе в условиях военного времени и планирование их действий;
создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энерго- и водоснабжения;
создание и подготовка резерва мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды;
создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов, реактивов, консервантов и дезинфицирующих средств;
создание запасов резервуаров и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, другого необходимого оборудования и технических средств;
13) по срочному захоронению трупов в военное время:
заблаговременное определение мест возможных захоронений;
создание, подготовка и поддержание в готовности сил и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий по срочному захоронению трупов, в том числе на базе специализированных ритуальных организаций;
организация и проведение мероприятий по осуществлению опознания, учету и захоронения с соблюдением установленных законодательством правил;
организация санитарно-эпидемиологического надзора;
14) по обеспечению устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера:
создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики;
рациональное размещение населенных пунктов, объектов экономики и инфраструктуры, а также средств производства в соответствии с требованиями строительных норм и правил осуществления инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;
разработка и проведение мероприятий, направленных на повышение надежности функционирования систем и источников газо-, энерго- и водоснабжения;
разработка и реализация в мирное и военное время инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;
планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах экономики, продолжающих работу в военное время;
заблаговременное создание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для сохранения и (или) восстановления производственного процесса;
создание страхового фонда документации;
повышение эффективности защиты производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения;
15) по обеспечению постоянной готовности сил и средств гражданской обороны:
создание и оснащение современными техническими средствами сил гражданской обороны;
подготовка сил гражданской обороны, проведение учений и тренировок по гражданской обороне;
планирование действий сил гражданской обороны;
разработка высокоэффективных технологий для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
определение порядка взаимодействия и привлечения сил и средств гражданской обороны, а также всестороннее обеспечение их действий.
Глава 4. Руководство и организационная структура гражданской обороны на территории Республики Мордовия, состав сил и средств гражданской обороны
7. Руководитель гражданской обороны Республики Мордовия - Глава Республики Мордовия осуществляет руководство гражданской обороной в Республике Мордовия.
8. Первым заместителем руководителя гражданской обороны в Республике Мордовия является Председатель Правительства Республики Мордовия, который осуществляет оперативное руководство гражданской обороной на территории Республики Мордовия в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти Республики Мордовия при решении задач и (или) выполнении мероприятий по гражданской обороне на территории Республики Мордовия и контролю их своевременного и эффективного выполнения.
9. Руководство гражданской обороной в органах государственной власти Республики Мордовия осуществляют их руководители.
10. Руководство гражданской обороной на территориях муниципальных образований осуществляют главы местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований).
11. Руководство гражданской обороной в организациях осуществляют руководители организаций.
12. В целях организации и ведения гражданской обороны руководители гражданской обороны соответствующих уровней в пределах своей компетенции издают правовые акты в области гражданской обороны, которые обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами.
13. Руководители гражданской обороны осуществляют руководство гражданской обороной через соответствующие органы, осуществляющие управление гражданской обороной, эвакуационные органы, комиссии и другие органы, создаваемые в целях решения задач в области гражданской обороны.
14. Органами, осуществляющими управление гражданской обороной на территории Республики Мордовия, являются:
территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченный решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по Республике Мордовия - Главное управление МЧС России по Республике Мордовия;
исполнительный орган государственной власти Республики Мордовия, уполномоченный на решение задач в сфере гражданской обороны в Республике Мордовия - Государственный комитет по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Мордовия.
структурные подразделения (работники) органов государственной власти Республики Мордовия, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны;
структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны;
структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
15. Для планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий органами государственной власти Республики Мордовия, органами местного самоуправления и руководителями организаций заблаговременно в мирное время создаются эвакуационные комиссии. Эвакуационные комиссии возглавляются руководителями или заместителями руководителей соответствующих органов государственной власти Республики Мордовия, органов местного самоуправления и организаций. Деятельность эвакуационных комиссий регламентируется положениями об эвакуационных комиссиях, утверждаемыми соответствующими руководителями гражданской обороны.
16. В целях проведения технического обслуживания, ремонта и поддержания в состоянии готовности запасных пунктов управления, систем связи и оповещения, защитных сооружений гражданской обороны, накопления, хранения и обслуживания имущества гражданской обороны могут создаваться соответствующие специализированные предприятия.
17. Для решения задач в области гражданской обороны, реализуемых на территории Республики Мордовия, создаются силы гражданской обороны. В состав сил гражданской обороны Республики Мордовия входят:
подразделения Государственной противопожарной службы;
аварийно-спасательные формирования и спасательные службы (аварийно-спасательные и другие спасательные службы, создаваемые на постоянной штатной основе);
нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне;
специальные формирования, создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны.
18. Государственная противопожарная служба Республики Мордовия, профессиональные аварийно-спасательные службы и иные спасательные службы, создаваемые на постоянной штатной основе, профессиональные аварийно-спасательные формирования Республики Мордовия создаются Правительством Республики Мордовия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Мордовия.
19. Организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.
20. Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, за исключением организаций, не имеющих мобилизационных заданий (заказов) и не входящих в перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти, и организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального и местного уровней по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования.
21. Для выполнения задач гражданской обороны решением руководителя гражданской обороны Республики Мордовия могут привлекаться расположенные на территории Республики Мордовия специализированные аварийно-спасательные формирования, медицинские учреждения, строительно-монтажные и иные организации.
22. Силы гражданской обороны в мирное время могут привлекаться для участия в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также ликвидации последствий, вызванных террористическими актами.
Решения о привлечении в мирное время сил и средств гражданской обороны для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций принимают руководитель гражданской обороны Республики Мордовия, руководители гражданской обороны муниципальных образований и организаций в отношении созданных ими сил гражданской обороны.
23. Органы государственной власти Республики Мордовия создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороны, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.
Органы местного самоуправления создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.
24. В целях обеспечения организованного и планомерного осуществления мероприятий по гражданской обороне, своевременного оповещения населения о прогнозируемых и возникших опасностях в военное время на территории Республики Мордовия организуется сбор информации в области гражданской обороны и обмен ею.
Сбор информации и обмен ею осуществляются органами государственной власти Республики Мордовия, органами местного самоуправления и организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.
25. Обеспечение координации деятельности органов управления гражданской обороной, управления силами и средствами гражданской обороны, организации информационного взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Республики Мордовия, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области гражданской обороны, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области гражданской обороны в соответствии с федеральным законодательством осуществляет центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Мордовия.
Глава 5. Подготовка к ведению гражданской обороны в Республике Мордовия
26. Подготовка к ведению гражданской обороны на территории Республики Мордовия основывается на заблаговременном, согласованном и взаимоувязанном по целям и задачам выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и осуществляется на основании годового и перспективного плана основных мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в соответствии с законодательством.
27. Ведение гражданской обороны заключается в выполнении мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Республики Мордовия от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и осуществляется на основании плана гражданской обороны и защиты населения Республики Мордовия, планов гражданской обороны и защиты населения муниципальных образований и планов гражданской обороны организаций.
28. Планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по гражданской обороне и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в военное время.".
2. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава |
А. Здунов |
г. Саранск
13 февраля 2023 года
N 42-УГ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указ Главы Республики Мордовия от 13 февраля 2023 г. N 42-УГ "О внесении изменений в Указ Главы Республики Мордовия от 26 января 2009 г. N 4-УГ"
Вступает в силу с 16 февраля 2023 г.
Текст Указа опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 16 февраля 2023 г. N 1300202302160006, в газете "Известия Мордовии" от 17 февраля 2023 г. N 18-8