Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации города Оренбурга
от 10.02.2023 N 123-п
Порядок
установления и оценки применения обязательных требований, устанавливаемых нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования "город Оренбург"
1. Настоящий Порядок установления и оценки применения обязательных требований, устанавливаемых нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования "город Оренбург" (далее - Порядок), определяет правовые и организационные основы установления и оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах органов местного самоуправления муниципального образования "город Оренбург" (далее - МНПА), которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках муниципального контроля и привлечения к административной ответственности, предоставления разрешений (далее - обязательные требования).
2. Обязательные требования устанавливаются МНПА. Разработка обязательных требований осуществляется отраслевыми (функциональными) или территориальными органами Администрации города Оренбурга, уполномоченными на осуществление муниципального контроля (далее - уполномоченные органы).
3. Положения МНПА, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении 90 дней после дня официального опубликования соответствующего МНПА, за исключением МНПА, подлежащих принятию в целях предупреждения террористических актов и ликвидации их последствий, при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования "город Оренбург", а также МНПА, направленных на недопущение возникновения последствий обстоятельств, произошедших вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в частности, эпидемий, эпизоотий, техногенных аварий и катастроф.
4. Положения МНПА, которыми вносятся изменения в ранее принятые МНПА, могут вступать в силу в иные, чем указано в пункте 3 настоящего Порядка, сроки, если в заключении об оценке регулирующего воздействия установлено, что указанные изменения вносятся в целях снижения затрат физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности на исполнение ранее установленных обязательных требований или не предусматривают установление новых условий, ограничений, запретов, обязанностей.
5. МНПА, содержащим обязательные требования, должен предусматриваться срок его действия, который не может превышать шести лет со дня его вступления в силу.
6. По результатам оценки применения обязательных требований уполномоченными органами может быть принято решение о продлении установленного МНПА, содержащим обязательные требования, срока его действия не более чем на шесть лет.
7. В случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных нормативными правовыми актами разной юридической силы, подлежат применению обязательные требования, установленные нормативным правовым актом большей юридической силы.
В случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных нормативными правовыми актами равной юридической силы, лицо считается добросовестно соблюдающим обязательные требования и не подлежит привлечению к ответственности, если оно обеспечило соблюдение одного из таких обязательных требований.
8. При установлении обязательных требований уполномоченными органами должны быть соблюдены принципы, установленные статьей 4 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247-ФЗ), и должны быть определены в МНПА, устанавливающем обязательные требования:
1) содержание обязательных требований (условия, ограничения, запреты, обязанности);
2) лица, обязанные соблюдать обязательные требования;
3) в зависимости от объекта установления обязательных требований:
осуществляемая деятельность, совершаемые действия, в отношении которых устанавливаются обязательные требования;
лица и используемые объекты, к которым предъявляются обязательные требования при осуществлении деятельности, совершении действий;
результаты осуществления деятельности, совершения действий, в отношении которых устанавливаются обязательные требования;
4) формы оценки соблюдения обязательных требований (муниципальный контроль, привлечение к административной ответственности);
5) уполномоченные органы.
9. Проект МНПА, устанавливающий обязательные требования, подлежит оценке регулирующего воздействия в порядке, установленном постановлением Администрации города Оренбурга от 24.02.2015 N 396-п "Об утверждении порядков проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления города Оренбурга и экспертизы нормативных правовых актов органов местного самоуправления города Оренбурга" (далее - постановление N 396).
10. Уполномоченные органы в отношении изданных МНПА дают официальные разъяснения обязательных требований исключительно в целях пояснения их содержания. Разъяснения не могут устанавливать новые обязательные требования, а также изменять смысл обязательных требований и выходить за пределы разъясняемых обязательных требований.
Официальное разъяснение обязательных требований дается в случае обращения лиц, обязанных соблюдать обязательные требования (далее - субъекты регулирования), в уполномоченные органы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
11. Уполномоченные органы обеспечивают информирование субъектов регулирования о процедуре соблюдения обязательных требований, их правах и обязанностях, полномочиях уполномоченных органов, их должностных лиц, иных вопросах соблюдения обязательных требований путем размещения соответствующей информации на официальном Интернет-портале города Оренбурга в разделе "Муниципальный контроль".
12. Целями оценки применения обязательных требований является комплексная оценка системы обязательных требований, содержащихся в МНПА, в соответствующей сфере общественных отношений, оценка достижения целей введения обязательных требований, оценка эффективности введения обязательных требований, выявление избыточных обязательных требований.
13. Процедура оценки применения обязательных требований включает следующие этапы:
1) формирование проекта перечня МНПА, содержащих обязательные требования, применение которых подлежит оценке (далее - перечень), осуществляемое по каждой сфере общественных отношений, в которой уполномоченным органом реализуются его полномочия, его публичное обсуждение на официальном Интернет-портале города Оренбурга, доработка перечня с учетом результатов его публичного обсуждения, утверждение уполномоченным органом и опубликование его на официальном Интернет-портале города Оренбурга;
2) формирование проекта доклада о достижении целей введения обязательных требований (далее - доклад), его публичное обсуждение на официальном Интернет-портале города Оренбурга, доработка проекта доклада с учетом результатов его публичного обсуждения, подписание проекта доклада уполномоченным органом и его опубликование на официальном Интернет-портале города Оренбурга;
3) принятие уполномоченным органом по результатам рассмотрения проекта доклада по каждому МНПА, представленному в проекте доклада, одного из решений, предусмотренных пунктом 33 настоящего Порядка, подписание уполномоченным органом и опубликование на официальном Интернет-портале города Оренбурга доклада, доработанного по результатам реализации соответствующих решений.
14. В случае если обязательное требование установлено МНПА, принятым (разработанным) совместно несколькими уполномоченными органами, осуществляющими полномочия в соответствующей сфере общественных отношений, подготовка перечня и доклада осуществляется одним из уполномоченных органов по согласованию с соответствующими уполномоченными органами.
15. Перечень готовится уполномоченным органом и содержит МНПА, действующие в соответствующей сфере общественных отношений.
16. МНПА включаются в проект перечня для проведения оценки применения обязательных требований на очередной год не ранее чем за 3 года до окончания срока их действия.
17. МНПА, которые устанавливают обязательные требования и срок действия которых менее 3 лет, включаются в проект перечня для проведения оценки применения обязательных требований на очередной год, предшествующий году подготовки уполномоченным органом проекта доклада, но не ранее чем за 1 год до окончания срока их действия.
18. В целях публичного обсуждения проекта перечня уполномоченный орган не позднее 1 сентября года, предшествующего году подготовки уполномоченным органом доклада, размещает на официальном Интернет-портале города Оренбурга в разделе "Муниципальный контроль" проект перечня с одновременным извещением субъектов регулирования, органов и организаций, целью деятельности которых являются защита и представление интересов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства.
19. Срок публичного обсуждения проекта перечня не может составлять менее 20 рабочих дней со дня его размещения на официальном Интернет-портале города Оренбурга в разделе "Муниципальный контроль".
20. Уполномоченный орган в срок не более 20 рабочих дней со дня окончания публичного обсуждения рассматривает все поступившие предложения в рамках проведения публичного обсуждения проекта перечня, составляет свод предложений с указанием сведений об их учете и (или) о причинах отклонения, при необходимости дорабатывает проект перечня с учетом поступивших предложений и размещает свод предложений на официальном Интернет-портале города Оренбурга в разделе "Муниципальный контроль".
21. Доработанный проект перечня, утвержденный руководителем уполномоченного органа, подлежит опубликованию на официальном Интернет-портале города Оренбурга в разделе "Муниципальный контроль" не позднее 1 декабря года, предшествующего году подготовки уполномоченным органом доклада.
22. Уполномоченный орган проводит оценку достижения целей введения обязательных требований, содержащихся в МНПА, представленных в утвержденном перечне, а также целей, указанных в пункте 12 настоящего Порядка, и готовит проект доклада, включающий комплексную оценку системы обязательных требований, содержащихся в МНПА, представленных в утвержденном перечне, по соответствующей сфере общественных отношений.
Доклад готовится по каждой сфере общественных отношений, соответствующей утвержденному перечню, в которой уполномоченным органом реализуются его полномочия.
23. Источниками информации для подготовки доклада являются:
1) результаты мониторинга в установленной сфере деятельности, проводимого уполномоченным органом;
2) результаты анализа осуществления контрольной деятельности;
3) результаты анализа судебной практики по вопросам применения обязательных требований;
4) обращения, предложения и замечания субъектов регулирования, поступившие в том числе в рамках публичного обсуждения перечня;
5) предложения отраслевых (функциональных) или территориальных органов Администрации города Оренбурга, в том числе полученные при разработке проекта МНПА, содержащего обязательные требования, на этапе правовой экспертизы, антикоррупционной экспертизы, оценки регулирующего воздействия;
6) иные сведения, которые, по мнению уполномоченного органа, позволяют оценить результаты применения обязательных требований.
24. В доклад включается следующая информация:
1) общая характеристика системы оцениваемых обязательных требований в соответствующей сфере регулирования;
2) результаты оценки достижения целей введения обязательных требований для каждого содержащегося в докладе МНПА;
3) выводы и предложения по итогам оценки достижения целей введения обязательных требований применительно к каждому рассматриваемому в рамках доклада МНПА.
25. Форма доклада утверждается руководителем уполномоченного органа.
26. Общая характеристика системы оцениваемых обязательных требований в соответствующей сфере регулирования должна включать следующие сведения:
1) перечень МНПА и содержащихся в них обязательных требований, включая сведения о внесенных в МНПА изменениях (при наличии);
2) период действия МНПА и их отдельных положений (при наличии);
3) общая характеристика общественных отношений, включая сферу осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности и конкретные общественные отношения (группы общественных отношений), на регулирование которых направлена система обязательных требований;
4) нормативно обоснованный перечень охраняемых законом ценностей, защищаемых в рамках соответствующей сферы общественных отношений;
5) цели введения обязательных требований (группы обязательных требований) для каждого содержащегося в докладе МНПА (снижение (устранение) рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям с указанием конкретных рисков).
27. Результаты оценки достижения целей введения обязательных требований должны содержать следующую информацию о системе обязательных требований в соответствующей сфере общественных отношений, в том числе для каждого содержащегося в докладе МНПА:
1) соблюдение принципов установления и оценки применения обязательных требований, установленных статьей 4 Федерального закона N 247-ФЗ;
2) информация о динамике ведения предпринимательской или иной экономической деятельности в соответствующей сфере общественных отношений в период действия обязательных требований, применение которых является предметом оценки;
3) сведения об уровне соблюдения обязательных требований в регулируемой сфере, в том числе данные о привлечении к ответственности за нарушение обязательных требований, о типовых и массовых нарушениях обязательных требований (в разрезе нарушенных обязательных требований);
4) количество и анализ содержания обращений субъектов регулирования в уполномоченные органы, связанных с применением обязательных требований;
5) количество и анализ содержания вступивших в законную силу судебных актов по спорам, связанным с применением обязательных требований, по делам об оспаривании МНПА, содержащих обязательные требования;
6) иные сведения, которые позволяют оценить результаты применения обязательных требований и достижение целей их установления.
28. Выводы и предложения по итогам оценки достижения целей введения обязательных требований должны содержать применительно к каждому рассматриваемому в рамках доклада МНПА один из следующих выводов:
1) о целесообразности дальнейшего применения обязательного требования (группы обязательных требований) без внесения изменений в МНПА;
2) о нецелесообразности дальнейшего применения обязательного требования (группы обязательных требований) и необходимости внесения изменений в соответствующий МНПА (с описанием предложений);
3) о нецелесообразности дальнейшего применения обязательного требования (группы обязательных требований) и отмене (признании утратившим силу) МНПА, его отдельных положений.
29. Вывод о нецелесообразности дальнейшего применения обязательного требования (группы обязательных требований) и необходимости внесения изменений в соответствующий МНПА формулируется при выявлении одного или нескольких из следующих случаев:
1) несоответствие обязательных требований в МНПА принципам Федерального закона N 247-ФЗ, вышестоящим нормативным правовым актам;
2) недостижение обязательными требованиями целей их введения;
3) невозможность исполнения обязательных требований, устанавливаемая в том числе при выявлении избыточности требований, несоразмерности расходов субъектов регулирования на их исполнение и администрирование с положительным эффектом (в том числе с положительным влиянием на снижение рисков, в целях устранения (снижения) которых установлены соответствующие обязательные требования);
4) наличие в различных нормативных правовых актах (в том числе разной юридической силы) или в одном МНПА противоречащих друг другу обязательных требований;
5) наличие в МНПА неопределенных понятий, некорректных и (или) неоднозначных формулировок, не позволяющих единообразно применять и (или) исполнять обязательные требования;
6) наличие неактуальных обязательных требований, не соответствующих современному уровню развития науки и техники и (или) негативно влияющих на развитие предпринимательской деятельности и технологий;
7) наличие устойчивых противоречий в практике применения обязательных требований.
30. Вывод о нецелесообразности дальнейшего применения обязательного требования (группы обязательных требований) и необходимости отмены (признании утратившим силу) МНПА, содержащего обязательные требования, его отдельных положений может быть сформулирован при выявлении нескольких случаев, предусмотренных пунктом 29 настоящего Порядка, а также при выявлении хотя бы одного из следующих случаев:
1) наличие дублирующих и (или) аналогичных по содержанию обязательных требований (групп обязательных требований) в нескольких или одном МНПА;
2) отсутствие у уполномоченного органа предусмотренных в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий по установлению обязательных требований, являющихся предметом оценки применения обязательных требований.
31. В целях публичного обсуждения проекта доклада уполномоченный орган не позднее 1 марта года, следующего за годом подготовки уполномоченным органом перечня, размещает проект доклада на официальном Интернет-портале города Оренбурга в разделе "Муниципальный контроль" с одновременным извещением субъектов регулирования, органов и организаций, целями деятельности которых являются защита и представление интересов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства.
Срок публичного обсуждения проекта доклада составляет не менее 20 рабочих дней со дня его размещения на официальном Интернет-портале города Оренбурга в разделе "Муниципальный контроль".
32. Уполномоченный орган в срок в течение 20 рабочих дней со дня окончания публичного обсуждения рассматривает предложения (в том числе относящиеся к представленным в проекте доклада МНПА, поступившие через официальный Интернет-портал города Оренбурга в связи с проведением публичного обсуждения проекта доклада), составляет свод предложений с указанием сведений об их учете и (или) о причинах отклонения и размещает свод предложений на официальном Интернет-портале города Оренбурга в разделе "Муниципальный контроль".
Свод предложений подписывается руководителем уполномоченного органа и приобщается к проекту доклада.
При наличии замечаний и (или) предложений, поступивших в ходе публичного обсуждения проекта доклада, уполномоченный орган дорабатывает проект доклада в срок в течение 15 рабочих дней со дня размещения уполномоченным органом свода предложений.
33. Уполномоченным органом на основании содержащихся в проекте доклада выводов и предложений по итогам оценки достижения целей введения обязательных требований в отношении каждого представленного в проекте доклада МНПА в срок в течение 15 рабочих дней со дня размещения уполномоченным органом свода предложений принимается одно из следующих решений:
1) о возможности продления срока действия МНПА, его отдельных положений (в отношении МНПА, имеющих срок действия), в том числе о возможности внесения изменений в МНПА или об отсутствии необходимости внесения изменений в МНПА (в отношении МНПА, срок действия которых не установлен), либо о необходимости отмены (признания утратившим силу) МНПА, его отдельных положений;
2) о необходимости включения МНПА в план проведения экспертизы нормативных правовых актов органов местного самоуправления города Оренбурга на следующий календарный год.
Экспертиза МНПА проводится в соответствии с постановлением N 396.
34. В течение 5 рабочих дней с момента принятия решения, в соответствии с пунктом 33 настоящего Порядка, сведения о принятом решении включаются уполномоченным органом в доклад с одновременным опубликованием доклада на официальном Интернет-портале города Оренбурга в разделе "Муниципальный контроль".
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации города Оренбурга от 10 февраля 2023 г. N 123-п "Об утверждении порядка установления и оценки применения... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.