Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к приказу Министерства
жилищной политики и
государственного строительного
надзора Республики Крым
от 13.12.2022 N 299-"П"
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по региональному государственному контролю (надзору) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, осуществляемого Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, на 2023 год
Наименование программы |
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по региональному государственному контролю (надзору) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, осуществляемого Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, на 2023 год (далее - Программа) |
Правовое основание разработки программы |
Статья 44 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"; Постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям"; |
Разработчик программы |
Управление по контролю и надзору за долевым строительством Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым (далее - Управление) |
Цель программы |
- стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами; - устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям; - создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения. |
Задачи программы |
- установление и оценка зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных подконтрольных лиц, проведение профилактических мероприятий с учетом факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям; - выявление причин, факторов и условий, способствующих причинению вреда охраняемым законом ценностям и нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения; - устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному причинению вреда охраняемым законом ценностям и нарушению обязательных требований; - сбор статистических данных, необходимых для организации профилактической работы; - создание системы консультирования подконтрольных лиц, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий; - недопущение новых случаев нарушения прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства |
Срок реализации программы |
2023 год, без разделения на этапы |
Источники финансирования |
Реализация мероприятий программы осуществляется в рамках средств, выделяемых на финансирование текущей деятельности Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
- снижение количества нарушений обязательных требований; - снижение административной нагрузки на подконтрольные лица; - повышение уровня информированности граждан, участвующих в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости; - повышение уровня правовой грамотности участников строительства; - налаживание взаимодействия с гражданами и организациями по осуществлению деятельности по профилактике нарушений обязательных требований; - снижение рисков для граждан, планирующих приобрести жилье на этапе строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости. |
Структура программы |
Раздел 1. Анализ текущего состояния осуществления регионального государственно контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, описание текущего уровня развития профилактической деятельности Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, характеристика проблем, на решение которых направлена Программа; Раздел 2. Цели и задачи реализации Программы; Раздел 3. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения; Раздел 4. Показатели результативности и эффективности Программы. |
Раздел 1. Анализ текущего состояния осуществления регионального государственно контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, описание текущего уровня развития профилактической деятельности Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
Программа представляет собой увязанный по целям, задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс профилактических мероприятий, обеспечивающих эффективное решение проблем, препятствующих соблюдению лицами, привлекающими денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) на территории Республики Крым многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе застройщиков, в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - контролируемые лица или застройщики) обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Республики Крым, и направленных на выявление и устранение конкретных причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, а также на создание и развитие системы профилактики в контролирующем органе.
Региональный государственный контроль (надзор) за деятельностью в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Республики Крым осуществляется Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым (далее - Министерство).
При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за деятельностью в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - региональный государственный контроль (надзор)) Министерство вправе:
- проводить контрольные (надзорные) мероприятия такие как внеплановая документарная проверка, внеплановая выездная проверка, мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами;
- выдавать предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований;
- привлекать к административной ответственности за нарушение обязательных требований, предусмотренной законодательством Российской Федерации;
- выдавать предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований.
В соответствии с частью 3 статьи 23.5 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ) при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
За период с 1 января по 30 сентября 2022 года Министерством проводились внеплановые документарные проверки, мероприятия без взаимодействия с юридическими лицами, по результатам которых, в случаях нарушения обязательных требований законодательства в сфере долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости направлялись предписания об устранении выявленных нарушений, предостережения о недопустимости нарушения законодательства в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, составлялись протоколы об административных правонарушениях в отношении юридических и должностных лиц по частям 2 и 3 статьи 14.28, части 4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выносились постановления о привлечении застройщика, его должностных лиц к административной ответственности.
При проведении контрольных (надзорных) мероприятий наиболее часто встречающиеся нарушения:
1) в рамках внеплановых документарных проверок:
- неисполнение в установленный срок предписания об устранении нарушений обязательных требований, выданного Министерством;
- нецелевое использование денежных средств участников долевого строительства;
- не направление или несвоевременное направление в адрес участников долевого строительства информации и предложения об изменении договора;
2) в рамках мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами:
- не внесение или несвоевременное внесение изменений в проектную декларацию, касающихся сведений о финансовом результате текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности на последнюю отчетную дату, а также сведений о количестве заключенных договоров при условии уплаты обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд или с использованием счетов эскроу;
- непредставление в установленный срок отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении примерных графиков реализации проектов строительства и своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, или представление отчетности не в полном объеме.
В целях предупреждения и пресечения допущения контролируемыми лицами нарушений обязательных требований и минимизации рисков причинения вреда, охраняемым законом ценностям, Министерством проводилась методическая работа с такими лицами, направленная на предотвращение нарушений с их стороны, в форме разъяснений положений действующего законодательства в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и консультаций по возникающим в процессе осуществления деятельности контролируемыми лицами вопросам.
На официальном сайте Министерства размещены:
- Перечень нормативных правовых актов, оценка соблюдения которых является предметом государственного регионального контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также деятельности жилищно-строительных кооперативов, связанных со строительством многоквартирных домов;
- Руководство Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым по соблюдению обязательных требований в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома на территории Республики Крым.
Раздел 2. Цели и задачи реализации Программы
Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям направлена на достижение следующих основных целей:
- стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
- устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
- создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
Раздел 3. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) Министерство проводит следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
1. Информирование осуществляется посредством размещения сведений, предусмотренных Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), на официальном сайте Министерства в сети "Интернет", в средствах массовой информации.
Министерством обеспечивается размещение и поддерживание в актуальном состоянии на своем официальном сайте в сети "Интернет":
1) тексты нормативных правовых актов, регулирующих организацию и осуществление регионального государственного контроля (надзора);
2) сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, указанные в подпункте 1 настоящего пункта, о сроках и порядке их вступления в силу;
3) перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля (надзора), а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции;
4) руководства по соблюдению обязательных требований, разработанные и утвержденные в соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ;
5) перечень застройщиков;
6) перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований;
7) программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
8) перечень сведений и документов, истребуемых у юридического лица необходимых для осуществления Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым для осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
9) сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
10) сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц;
11) доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа;
12) ежегодный доклад о региональном государственном контроле (надзоре);
13) иные сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Крым и (или) программами профилактики рисков причинения вреда.
2. Министерство обеспечивает ежегодное обобщение правоприменительной практики осуществления регионального государственного контроля (надзора).
По итогам обобщения правоприменительной практики Министерство ежегодно осуществляет подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики.
Доклад о правоприменительной практике по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) готовится один раз в год и размещается на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" в срок до 1 марта года, следующего за отчетным.
3. При наличии у Министерства сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Министерство объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Срок (периодичность) проведения данного мероприятия: постоянно.
4. Консультирование (дача разъяснений по вопросам, связанным с организацией и осуществлением регионального государственного контроля (надзора)) осуществляется Министерством по обращениям контролируемых лиц и их представителей при личном обращении, посредством телефонной связи, электронной почты, видео-конференц-связи, при получении письменного запроса - в письменной форме в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рассмотрении обращений граждан, а также в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
Время консультирования при личном обращении устанавливается курирующим заместителем министра, и должно составлять не менее четырех часов в рабочую неделю и размещается на стенде Министерства, в доступном для юридических лиц, на официальном сайте Министерства в сети "Интернет".
Консультирование проводится по следующим вопросам:
а) об обязательных требованиях, предъявляемых к деятельности контролируемых лиц, соответствии объектов контроля (надзора) критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля (надзора), исходя из его отнесения к соответствующей категории риска;
б) об осуществлении государственного контроля (надзора);
в) о досудебном (внесудебном) обжаловании действий (бездействия) и (или) решений, принятых (осуществленных) контрольным (надзорным) органом и его должностными лицами в ходе осуществления государственного контроля (надзора);
г) об административной ответственности за нарушение обязательных требований, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
5. Профилактический визит проводится должностным лицом в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности застройщика либо путем использования видео-конференц-связи. В ходе профилактического визита должностным лицом может осуществляться консультирование застройщика по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
Профилактические визиты должны проводиться в отношении застройщиков, приступающих к осуществлению деятельности в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, не позднее чем в течение одного года с момента начала такой деятельности. Информация о проведении профилактического визита застройщиков, приступающим к осуществлению деятельности в области долевого строительства, в порядке, установленном Федеральным законом N 248-ФЗ, а также путем размещения информации на своем официальном сайте в сети "Интернет" о возможности проведения таких профилактических визитов.
При принятии решения о проведении профилактического визита могут учитываться результаты анализа контрольных (надзорных) мероприятий за предшествующие периоды.
О проведении обязательного профилактического визита застройщики должны быть уведомлены не позднее чем за пять рабочих дней до даты его проведения в порядке, установленном Федеральным законом N 248-ФЗ.
Срок проведения профилактического визита не может превышать один рабочий день.
Застройщик вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, письменно уведомив об этом Министерство не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения.
В случае, если при проведении профилактического визита установлено, что застройщики представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, должностное лицо незамедлительно должен уведомить министра, заместителя министра для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий. В иных случаях контрольным (надзорным) органом объявляется предостережение.
Раздел 4. Показатели результативности и эффективности Программы.
Эффективность реализации программы профилактики оценивается:
1) повышением эффективности системы профилактики нарушений обязательных требований;
2) повышением уровня правовой грамотности контролируемых лиц в вопросах исполнения обязательных требований, степенью их информативности об обязательных требованиях, о принятых и готовящихся изменениях в системе обязательных требований, о порядке проведения контрольных (надзорных) мероприятий, правах контролируемых лиц в ходе контрольных (надзорных) мероприятий;
3) снижением количества правонарушений при осуществлении контролируемыми лицами своей деятельности;
4) понятностью обязательных требований, обеспечивающей их однозначное толкование контролируемых лиц и Министерства;
5) вовлечением контролируемых лиц в регулярное взаимодействие с Министерством.
Основными механизмами оценки эффективности и результативности профилактических мероприятий являются анализ статистических показателей контрольной (надзорной) деятельности и оценка удовлетворенности контролируемых лиц качеством мероприятий, которые осуществляются, в том числе методами социологических исследований.
Ключевыми направлениями социологических исследований являются:
1) информированность контролируемых лиц об обязательных требованиях, о принятых и готовящихся изменениях в системе обязательных требований, о порядке проведения контрольных (надзорных) мероприятий, правах контролируемых лиц в ходе контрольных (надзорных) мероприятий;
2) понятность обязательных требований, обеспечивающая их однозначное толкование контролируемых лиц и Министерства;
3) вовлечение контролируемых лиц в регулярное взаимодействие с Министерством.
Оценка результативности и эффективности деятельности контрольного (надзорного) органа и должностных лиц Министерства по региональному государственному контролю (надзору) осуществляется на основе системы показателей результативности и эффективности регионального государственного контроля (надзора).
В систему показателей результативности и эффективности деятельности контрольного (надзорного) органа при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) входят:
1) ключевые показатели результативности и эффективности деятельности контрольного (надзорного) органа, отражающие уровень минимизации вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, уровень устранения риска причинения вреда (ущерба) в соответствующей сфере деятельности, по которым устанавливаются целевые (плановые) значения и, достижение которых должно обеспечить Министерство;
2) индикативные показатели регионального государственного контроля (надзора), применяемые для мониторинга контрольной (надзорной) деятельности, ее анализа, выявления проблем, возникающих при ее осуществлении, и определения причин их возникновения, характеризующих соотношение между степенью устранения риска причинения вреда (ущерба) и объемом трудовых, материальных и финансовых ресурсов, а также уровень вмешательства в деятельность застройщиков.
5. Перечень мероприятий Программы на 2023 год
N п/п |
Форма мероприятия |
Наименование мероприятия |
Ответственный исполните ль |
Срок исполнения |
Ожидаемый результат |
1 |
Информирование |
Размещение на официальном портале Правительство Республики Крым/Министерства / Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, текстов соответствующих нормативных правовых актов. |
Управление по контролю и надзору за долевым строительством |
По мере внесения изменений в действующие нормативно-правовые акты, вступления в силу новых нормативно правовых актов |
Предупреждение (снижение числа) нарушений обязательных требований, увеличение доли законопослушных контролируемых лиц |
Правовое управление | |||||
Подготовка и размещение разъяснительных материалов, информационных писем, руководств по вопросам соблюдения обязательных требований в средствах массовой информации и на официальном портале Правительство Республики Крым/Министерства / Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым |
Управление по контролю и надзору за долевым строительством |
В течение года |
Предупреждение (снижение числа) нарушений обязательных требований, увеличение доли законопослушных контролируемых лиц |
||
Правовое управление | |||||
Подготовка и распространение комментариев о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендаций о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований. |
Управление по контролю и надзору за долевым строительством |
В течение года |
Предупреждение (снижение числа) нарушений обязательных требований, увеличение доли законопослушных контролируемых лиц |
||
Правовое управление | |||||
Размещение на официальном портале Правительство Республики Крым/Министерства / Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым перечней застройщиков осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом N 214-ФЗ, перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям; перечень сведений и документов, истребуемых у юридического лица необходимых для осуществления Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым для осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости; сведений о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований; сведений о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц; доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа; ежегодный доклад о региональном государственном контроле (надзоре); иных сведений, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Крым |
Управление по контролю и надзору за долевым строительством |
В течение года |
Предупреждение (снижение числа) нарушений обязательных требований, увеличение доли законопослушных контролируемых лиц |
||
Правовое управление | |||||
2 |
Обобщение правоприменительной практики |
Обобщение правоприменительной практики осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и размещение на официальном портале Правительство Республики Крым/Министерства /Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься подконтрольными лицами в целях недопущения таких нарушений. |
Управление по контролю и надзору за долевым строительством |
Один раз в год |
Предупреждение (снижение числа) нарушений обязательных требований, увеличение доли законопослушных застройщиков |
Правовое управление | |||||
3 |
Объявление предостережения |
Направление застройщикам предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) |
Управление по контролю и надзору за долевым строительством |
По мере получения сведений о признаках нарушений |
Минимизация возможных рисков нарушений обязательных требований |
4 |
Консультирование |
Проведение консультаций контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований, проведение приемов, в рамках которых юридическим лицам, а также гражданам разъясняются обязательные требования. |
Управление по контролю и надзору за долевым строительством |
По мере поступления от контролируемых лиц соответствующих обращений, 1 раз в месяц (информация размещается на стенде Министерства) |
Повышение уровня правовой грамотности населения в подконтрольной сфере |
5 |
Профилактический визит |
Проведение профилактических визитов в отношении контролируемых лиц, в том числе в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в сфере долевого строительства |
Управление по контролю и надзору за долевым строительством |
В течение года |
Повышение уровня правовой грамотности и информирование контролируемых лиц |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.