Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
Министерства образования
и науки Пермского края
от 10.11.2022 N 26-01-06-1101
"УТВЕРЖДЕНА
приказом
Министерства образования
и науки Пермского края
от 16.06.2022 N 26-01-06-565
Концепция
региональной системы оценки качества подготовки обучающихся в Пермском крае
I. Обоснование целей, задач и направлений региональной системы оценки качества подготовки обучающихся
Концепция региональной системы оценки качества подготовки обучающихся в Пермском крае (далее - Концепция) определяет и обосновывает цели, задачи, принципы, приоритетные направления функционирования и развития региональной системы оценки качества подготовки обучающихся (далее - РСОКПО) в Пермском крае, ее организационно-функциональную структуру и управленческие механизмы реализации РСОКПО.
Концепция учитывает важные тенденции (тренды) развития современного российского образования: достижение высокого качества образования как один из стратегических приоритетов развития государства; переориентация российской школы на отход от традиционного контроля качества образования к управлению им.
Концепция разработана с учетом следующих нормативных правовых актов:
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования";
постановление Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. N 1318-п "Об утверждении государственной программы Пермского края "Образование и молодежная политика на 2014 - 2024 годы";
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования";
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. N 462 "Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией";
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 декабря 2013 г. N 1324 "Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию";
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2017 г. N 955 "Об утверждении показателей мониторинга системы образования".
РСОКПО является компонентом общероссийской системы оценки качества образования, соответствует основным федеральным требованиям и актуальным тенденциям развития общероссийской системы оценки качества образования, обеспечивает объективность оценки, сбалансированность системы оценки, нацеленность системы на оценку ключевых характеристик качества подготовки обучающихся.
В 2021 году каждый регион России прошел комплексное обследование, в том числе по показателям достижения учебных результатов: достижение минимального уровня подготовки, достижение высокого уровня подготовки, образовательное равенство, функциональная грамотность. По итогам федерального мониторинга:
показатель "Достижение минимального уровня подготовки", который характеризует качество образования, повышение доли успешных обучающихся на всех уровнях общего образования в регионе, составляет 77,9% (Пермский край занял 59 место из 85);
показатель "Достижение высокого уровня подготовки", который характеризует качество образования, повышение доли обучающихся с высокими результатами обучения в регионе, - 7,0% (Пермский край на 29 месте из 85 субъектов РФ);
показатель "Образовательное неравенство", характеризующий снижение дифференциации в результатах обучения, - 45,2% (Пермский край на 72 месте);
показатель "Функциональная грамотность", характеризующий повышение уровня функциональной грамотности, - 57,0% (33 место).
Полученные статистические данные мотивирующего мониторинга позволяют выделить ряд проблемных зон/направлений, которые необходимо учесть в действующей региональной системе оценки качества подготовки обучающихся в Пермском крае:
информационное обеспечение управления системой образования на основе объективного представления о ее состоянии и происходящих в ней количественных и качественных изменениях;
совершенствование модели управления системой образования с целью повышения ее эффективности, понижения образовательного неравенства в общеобразовательных организациях региона, выявления причин снижения образовательных результатов и выработки эффективных механизмов по их улучшению;
реализация комплекса мер, направленных:
на формирование стандартизированных измерительных материалов оценки муниципальных практик управления качеством образования,
на повышение культуры управления качеством образования руководителей муниципальных органов управления образованием,
на обеспечение функционирования объективной ВСОКО во всех образовательных организациях региона,
на внедрение организационных, методических механизмов, обеспечивающих повышение функциональной грамотности обучающихся в общеобразовательных организациях,
на популяризацию материалов исследований качества образования, проводимых на национальном уровне.
II. Цели, задачи, направления деятельности и принципы РСОКПО
2.1. Качество образования как комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающихся, выражающего степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, в том числе степень достижения ими планируемых результатов образовательной программы, установленное Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании), является стратегическим приоритетом современной системы образования Российской Федерации. Качество образования обозначено как первоочередная цель в государственной программе "Развитие образования на 2018 - 2025 гг." и других нормативных правовых актах, а вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования является одной из приоритетных направлений развития Российской Федерации на ближайшие несколько лет. В связи с этим весьма актуально утверждение о важности и значимости укрепления и развития системы оценки качества общего образования, взятое за основу целеполагания РСОКПО в Пермском крае.
Главной целью функционирования РСОКПО является получение достоверной и объективной информации о качестве подготовки обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и возможностью их использования при принятии управленческих решений на всех уровнях системы образования Пермского края для обеспечения достижения обучающимися:
планируемых результатов освоения основной образовательной программы (далее - ООП) начального общего образования (базовый и повышенный уровень);
планируемых результатов освоения основной образовательной программы (далее - ООП) основного общего образования (базовый и повышенный уровень);
планируемых результатов освоения основной образовательной программы (далее - ООП) среднего общего образования (базовый и повышенный уровень);
метапредметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС;
для формирования оценки и развития функциональной грамотности у обучающихся;
для эффективного обеспечения объективности процедур оценки качества образования;
для использования анализа результатов НИКО (национальных исследований качества образования) и МСИ (международных сопоставимых исследований) для повышения уровня образовательных результатов обучающихся в Пермском крае.
Цель РСОКПО Пермского края согласуются также с целями и задачами национального проекта "Образование".
Обозначенная цель ориентирована в том числе на решение задач в приоритетных направлениях деятельности региональной системы образования, среди которых:
развитие цифровой экономики в Пермском крае;
поддержка инноваций в образовании, направленных на приоритетное развитие естественно-научного, математического и технологического образования;
выявление и поддержка талантливых детей;
адресная работа со школами с низкими результатами обучения и воспитания.
2.2. Обоснование цели по достижению обучающимися планируемых результатов освоения ООП начального общего образования (базовый и повышенный уровень).
В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее - ФГОС НОО), утвержденном приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286, а также в ФГОС НОО, утвержденном приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373, установлены требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися программ НОО.
Оценка качества освоения обучающимися ООП НОО определяется по результатам промежуточной аттестации непосредственно в образовательной организации. Так, по итогам 2020 - 2021 учебного года в Пермском крае почти 100% обучающихся успешно завершили обучение по программам НОО и по результатам промежуточной аттестации были переведены на уровень основного общего образования.
Вместе с тем в соответствии с требованиями ФГОС инструментом внешней оценки качества освоения планируемых результатов ООП НОО являются всероссийские проверочные работы (ВПР) по математике, русскому языку и окружающему миру.
Результаты ВПР по итогам 2020/2021 учебного года в Пермском крае показали, что большинство обучающихся 4 классов успешно справляются с заданиями контрольно-измерительных материалов.
Базовый уровень предметной подготовки по итогам ВПР на уровне начального общего образования в 4 классе по математике в общеобразовательных организациях Пермского края равен 97,99%, что на 0,99% превышает контрольный показатель, по русскому языку - 95,4%, с отклонением от него на - 1,60%.
Доля обучающихся, достигших уровня подготовки выше базового хотя бы по одному из обязательных предметов (русский язык и математика), составила более 80%.
Нельзя не отметить, что в ряде муниципалитетов Пермского края доля обучающихся, не достигших минимального уровня подготовки, составляет 10%. Объяснение данного факта кроется, с одной стороны, в недостаточной объективности текущего оценивания в образовательных организациях, с другой стороны - в отсутствии системной работы педагогов над освоением обучающимися отдельных (наиболее сложных) элементов предметного содержания и развитию умений, в том числе метапредметных. В то же время анализ результатов Национальных исследований качества образования (https://fioco.ru/Media/Default/Documents/NIKO/Отчет%20НИКО%202020.pdf) подтверждает, что уже в начальной школе закладываются различия в уровнях предметной подготовки, фиксируемые в основной и старшей школе (на этапе проведения ОГЭ и ЕГЭ), поэтому в контексте достижения национальной цели по вхождению Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования обеспечение соответствия уровня подготовки обучающихся требованиям ФГОС НОО являются одними из ключевых для системы образования Пермского края.
2.3. Обоснование цели по достижению обучающимися планируемых результатов освоения ООП основного общего образования (базовый и повышенный уровень).
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее - ФГОС ООО), утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897, а также обновленный ФГОС ООО, утвержденный приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287, устанавливают требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися образовательных программ ООО.
Определить соответствие результатов освоения обучающимися основных образовательных программ ООО требованиям ФГОС ООО позволяет государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена и государственного выпускного экзамена (далее соответственно - ОГЭ, ГВЭ). Ежегодно, по результатам ОГЭ, ГВЭ, успешно осваивают программу основного общего образования свыше 99% обучающихся. Однако в последние годы наблюдается отрицательная динамика по отношению к результатам предыдущих лет проведения экзамена. Особую тревогу вызывает снижение обученности по математике. Так, к примеру, доля обучающихся, достигших уровня подготовки выше базового в 2021 году на 26,8% меньше по отношению к результатам 2019 года.
Данные исследований Федерального института педагогических измерений показывают, что частой причиной учебной неуспешности обучающихся являются слабая сформированность метапредметных умений и/или существенные пробелы в базовой подготовке. При этом необходимо понимать, что ОГЭ оценивает не результаты обучения в девятом классе, а результаты, сформированные у обучающихся к завершению обучения по образовательным программам ООО, то есть за пять лет обучения на уровне основного общего образования. Поэтому для достижения национальной цели по вхождению России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, а также для качественной базовой подготовки будущих кадров для экономики Пермского края важно уделять пристальное внимание организации обучения не только в "выпускных" 9 классах и классах, соответствующих возрастным выборкам для проведения национальных и международных исследований качества образования, но и на всем этапе обучения на уровне основного общего образования.
2.4. Обоснование цели по достижению обучающимися планируемых результатов освоения ООП среднего общего образования (базовый и повышенный уровень).
Требования к уровню подготовки выпускников 11 классов установлены федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (далее - ФГОС СОО), утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413. В целях определения соответствия результатов освоения образовательных программ на уровне среднего общего образования требованиям, установленным ФГОС СОО, проводится государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования (далее - ГИА) в форме единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена (далее соответственно - ЕГЭ и ГВЭ).
Результаты государственной итоговой аттестации выпускников школ Пермского края в форме ЕГЭ по обязательным предметам и предметам по выбору стабильно находятся на достаточно высоком уровне: доля успешно прошедших ГИА составляет более 99%. Доля преодолевших минимальный порог по предметам по выбору составляет выше 90%.
В то же время необходимо учитывать, что успешное освоение программ СОО, объективно подтвержденное результатами ГИА, увеличивает шансы выпускников на получение качественного высшего образования по выбранному направлению, что в последующем определяет успешность самореализации выпускника и обеспечение экономики региона высококвалифицированными кадрами. Следует также учесть, что с 2022 года контрольно-измерительные материалы ЕГЭ составляются на основе ФГОС СОО, поскольку требования к образовательным результатам (личностным, метапредметным и предметным) обучающихся по образовательным программам среднего общего образования установлены ФГОС СОО.
Указанные факторы определяют необходимость организации качественного образовательного процесса по образовательным программам СОО и обеспечения достижения обучающимися на уровне среднего общего образования образовательных результатов, соответствующих требованиям ФГОС СОО и ориентированных на приоритетные направления социально-экономического развития Пермского края, такие как развитие инновационной и цифровой экономики.
2.5. Обоснование цели по достижению обучающимися метапредметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС.
Федеральными государственными образовательными стандартами установлены требования к трем группам результатов освоения основных образовательных программ: личностным, метапредметным и предметным.
Национальное исследование качества образования в 2020 году (https://fioco.ru/Media/Default/Documents/NIKO/Отчет%20НИКО%202020.pdf) показало недостаточную сформированность метапредметных умений, навыков и способов деятельности у большинства обучающихся 6 и 8 классов, в частности, недостаточную грамотность чтения, слабую способность интегрировать разные источники информации, недостаточно развитые аналитические навыки и навыки формулирования развернутых высказываний. Средние проценты выполнения шестиклассниками и восьмиклассниками отдельных заданий на вышеназванные умения находятся в диапазоне 24-46%, то есть более половины обучающихся демонстрируют несформированность универсальных учебных действий. Более того, задания, выявляющие развитие навыков смыслового чтения и анализа информации, выполнены восьмиклассниками хуже, чем обучающимися 6 классов.
Подобные проблемы характерны и для обучающихся Пермского края. Проявление данной проблемы можно проследить и к моменту завершения получения общего образования: данные Федерального института педагогических измерений показывают, что частой причиной учебной неуспешности обучающихся 11 классов (по итогам ЕГЭ) практически по всем учебным предметам является именно слабая сформированность метапредметных умений, что ежегодно фиксируется экспертами региональных предметных комиссий по проверке ЕГЭ как по гуманитарным, так и по естественно-научным дисциплинам, особую тревогу вызывает низкая компетентность при решении тестовых задач, умений интерпретировать тексты.
Таким образом, проблема недостаточной сформированности у обучающихся метапредметных результатов прослеживается на всех этапах обучения в школе. Компенсация указанных дефицитов возможна как результат усиления внимания к развитию универсальных учебных действий на уроках по всем учебным предметам, а также во внеурочной деятельности.
2.6. Обоснование цели по формированию, оценке и развитию функциональной грамотности у обучающихся.
Вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования является одной и национальных целей развития Российской Федерации. Одним из ключевых показателей национального проекта "Образование" является "Средневзвешенный результат Российской Федерации в группе международных исследований, средневзвешенное место Российской Федерации (не ниже)".
В соответствии с Методологией и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся, утвержденными приказом Рособрнадзора и Минпросвещения России от 06.05.2019 N 590/219, значение показателя рассчитывается на основе результатов (место в рейтинге стран) международных сравнительных исследований PISA, TIMSS, PIRLS и общероссийской оценки по модели PISA. Если по результатам последних двух циклов исследований TIMSS и PIRLS Россия занимает лидирующие позиции по всем направлениям (PIRLS - 2011 - 2 место, PIRLS-2016 - 1 место, TIMSS (математика) - 6-7 места в 4-ых и в 8-ых классах в 2015 и в 2019 годах, TIMSS (естествознание) в 4 классах - 4 место в 2015 году и 3 место в 2019 году, TIMSS (естествознание) в 8 классах - 7 место в 2015 году и 5 место в 2019 году), то по результатам PISA-2018 Россия уступает практически 30 государствам, занимая 30-ю позицию по математической грамотности, 31-ю - по читательской, 33-ю - по естественно-научной. При этом результаты по итогам PISA-2015 были на 1-7 позиций выше.
По итогам региональной оценки по модели PISA, проведенной в Пермском крае в 2021 году, средний балл по читательской грамотности составил 482 балла (29 место), математической - 488 баллов (30 место), естественно-научной - 467 баллов (41 место).
Динамика результатов 2020 и 2021 гг. показывает существенное расслоение между обучающимися в плане учебного продвижения. Наряду с увеличением доли школьников, продемонстрировавших высокий уровень формирования функциональной грамотности, растет группа учеников с низкими результатами.
Поэтому дальнейшее повышение методической компетентности педагогов по вопросам формирования функциональной грамотности обучающихся должно оставаться в постоянном фокусе внимания муниципальных органов управления образованием, региональных и муниципальных методических служб.
Все вышеизложенное обуславливает необходимость выдвижения региональной цели по формированию, оценке и развитию функциональной грамотности у обучающихся. При этом данная цель приобретает особую актуальность с учетом внедрения с 2022 - 2023 учебного года обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО, которые устанавливают требования к условиям, обеспечивающим возможность формирования функциональной грамотности у обучающихся.
2.7. Обоснование цели по обеспечению объективности процедур оценки качества образования (в том числе функционирование внутришкольных систем оценки качества образования и интеграция внутренних и внешних оценочных процедур, оптимизация графиков проверочных и диагностических работ в соответствии с рекомендациями Минпросвещения и Рособрнадзора).
Одной из ключевых целей национального проекта "Образование" является повышение качества общего образования и вхождение России в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования. В этой связи принципиальной задачей государственной политики в области образования является повышение управляемости системы образования на всех уровнях - федеральном, региональном, муниципальном и институциональном. В последние годы стало уделяться пристальное внимание развитию механизмов управления качеством образования на региональном уровне, Рособрнадзором и ФГБНУ "ФИОКО" ежегодно проводится мониторинг эффективности региональных механизмов управления образованием. В то же время не менее актуальной задачей является обеспечение полноценного функционирования систем оценки и управления качеством образования на уровне общеобразовательных организаций, что необходимо для выстраивания эффективной и адресной образовательной политики как на уровне школы, так и на последующих уровнях управления. В связи с вышесказанным особую актуальность приобретает обеспечение объективности при проведении контрольно-оценочных процедур как на федеральном, так и на региональном и институциональном уровнях. Прежде всего это касается эффективной системы общественного наблюдения, в том числе организация видеонаблюдения за ходом проведения ВПР, ГИА и проверкой работ, выполненных участниками указанных оценочных процедур. В Пермском крае доля общественных наблюдателей, осуществляющих наблюдение за объективностью проведения оценочных процедур, составляет от 95% (ВПР) до 98% (ЕГЭ), доля охвата экзаменационных аудиторий видеонаблюдением - от 70% (ОГЭ) до 100% (ЕГЭ). При проведении ВПР видеонаблюдение не производится.
Также в соответствии с Рекомендациями для системы общего образования по основным подходам к формированию графика оценочных процедур в общеобразовательных организациях в 2021 - 2022 учебном году, направленными письмами Минпросвещения России и Рособрнадзора от 6 августа 2021 г. N СК-228/03, N 01-169/08-01, при планировании оценочных процедур на уровне образовательной организации необходимо учитывать наличие информации, получаемой в ходе федеральных оценочных процедур, и избегать дублирования по содержанию различных оценочных процедур. Таким образом, оптимизация графиков оценочных процедур является актуальной задачей для выстраивания эффективной системы оценки качества образования на уровне общеобразовательной организации.
2.8. Обоснование цели по использованию анализа результатов НИКО (национальных исследований качества образования) и МСИ (международных сопоставимых исследований) для повышения уровня образовательных результатов в Пермском крае.
Наряду с федеральными оценочными процедурами (ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, ГВЭ) в качестве инструмента для совершенствования системы оценки качества образования выступают и Национальные исследования качества образования (далее - НИКО), а также международные сравнительные исследования.
Несмотря на то, что данные исследования являются выборочными, они позволяют делать выводы не только о качестве подготовки непосредственных участников исследований, но и об общем уровне качества подготовки обучающихся соответствующих классов в регионах со схожими условиями и в России в целом, а также определять тенденции и тренды в системе образования, которые необходимо учитывать также и при управлении системой образования на региональном уровне.
Так, например, анализ результатов исследования PISA 2015 и 2018 года и их сопоставление с результатами TIMSS и PIRLS позволил выявить дефициты российских обучающихся в области сформированности функциональной грамотности. Кроме того, при проведении НИКО выявлены дефициты по метапредметным результатам: в частности, недостаточная грамотность чтения, слабая способность интегрировать разные источники информации, недостаточно развитые аналитические навыки и навыки формулирования развернутых высказываний. Дефициты по этим же группам умений выявляются по данным анализа результатов ВПР, ОГЭ и ЕГЭ у обучающихся Пермского края.
Поэтому внимание региональной системы образования к материалам исследований качества образования, проводимых на национальном и международном уровнях, позволяет выявить общие тенденции, тренды и закономерности, которые могут быть характерны и для региональной системы образования, а также способствовать принятию своевременных мер и управленческих решений на региональном уровне.
2.9. Обозначенные выше цели функционирования РСОКПО имеют четко обозримые и реалистичные показатели их достижения, планируемые сроки достижения и прогнозные значения.
|
Наименование показателей достижения цели |
Обоснование показателей достижения цели |
Прогнозное значение показателей в % (индикатор достижения целей и задач) |
Сроки достижения прогнозного значения, год |
по обеспечению объективности процедур оценки качества образования |
доля общеобразовательных организаций Пермского края, вошедших в федеральный перечень школ с признаками необъективности по результатам проведения Всероссийских проверочных работ (далее - ВПР), от общего количества всех общеобразовательных организаций региона, % |
Объективность оценочных процедур является приоритетным направлением в Пермском крае, так как позволяет на основе полученных объективных результатов принимать эффективные решения по повышению качества образования. Планируемые значения показателей являются индикатором достижения цели в части получения объективной и достоверной информации и возможностью ее использования при принятии управленческих решений на всех уровнях системы образования Пермского края |
8 |
2024 |
доля общеобразовательных организаций Пермского края с признаками необъективности результатов ВПР, в которых осуществлена перекрестная проверка работ обучающихся, от общей численности общеобразовательных организаций региона, с признаками необъективности, % |
100 |
2024 |
||
доля подтвержденных результатов по итогам перепроверки итоговых сочинений, аудиозаписей итогового собеседования по русскому языку от общего количества перепроверенных работ, % |
97 |
2024 |
||
доля муниципальных образований Пермского края, в которых принят порядок/регламент проведения ВПР, предусматривающий организацию независимого/общественного наблюдения и/или видеонаблюдения, от общего количества всех муниципальных образований региона, % |
100 |
2024 |
||
доля образовательных организаций Пермского края, охваченных общественным/независимым наблюдением при проведении ВПР, от общей численности образовательных организаций региона, участвующих в ВПР, % |
100 |
2024 |
||
доля аудиторий, охваченных онлайн-видеонаблюдением при проведении ЕГЭ, от общего количества всех аудиторий, задействованных при проведении ЕГЭ, % |
96 |
2024 |
||
доля аудиторий, охваченных офлайн-видеонаблюдением при проведении ОГЭ, от общего количества всех аудиторий, задействованных при проведении ОГЭ, % |
98 |
2024 |
||
доля пунктов проведения экзаменов (далее - ППЭ), охваченных общественным наблюдением при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, от общего количества созданных ППЭ в регионе, % |
98 |
100 |
||
доля образовательных организаций (далее - ОО) Пермского края, сформировавших объективную внутреннюю систему оценки качества образования (далее - ВСОКО), от общего количества всех ОО региона, % |
|
|
||
по обеспечению оптимизации графиков проверочных и диагностических работ в соответствии с рекомендациями Минпросвещения России и Рособрнадзора |
доля общеобразовательных организаций, разместивших графики проверочных и диагностических работ на учебный год/период на своих официальных сайтах, от общего количества общеобразовательных организаций региона, % |
Оптимизация контрольно-оценочной деятельности на уровне образовательных организаций является актуальной, в соответствии с рекомендациями Минпросвещения и Рособрнадзора, является приоритетным направлением в связи с имеющимися на настоящий период перегрузками обучающихся и учителей контрольными работами и недостаточно эффективными внутренними системами оценки качества образования в образовательных организациях |
100 |
2024 |
доля общеобразовательных организаций Пермского края, обеспечивших оптимизацию графиков проверочных и диагностических работ в соответствии с рекомендациями Минпросвещения России и Рособрнадзора, от общего количества общеобразовательных организаций региона, % |
100 |
2024 |
||
по формированию объективной ВСОКО в каждой ОО региона |
доля общеобразовательных организаций Пермского края, разместивших положение о ВСОКО на своих официальных сайтах, от общего количества общеобразовательных организаций региона, % |
100 |
2024 |
|
доля общеобразовательных организаций Пермского края, сформировавших объективную ВСОКО, от общего количества общеобразовательных организаций региона, в % |
77 |
2024 |
||
по соответствию уровня подготовки обучающихся требованиям ФГОС начального общего образования |
доля обучающихся 4 классов общеобразовательных организаций Пермского края, достигших базового уровня предметной подготовки по результатам ВПР, от общего числа обучающихся 4 классов общеобразовательных организаций региона, принявших участие в ВПР, % |
Качество предметной и метапредметной подготовки обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС всегда являлось приоритетным направлением в образовательной сфере региона. В настоящее время благодаря выстраиванию системы объективности контрольно-оценочных процедур и получению объектной информации о результатах подготовки обучающихся актуальными становятся задачи по использованию данных при развитии сферы образования, повышению качества подготовки обучающихся по основным и адаптированным образовательным программам в соответствии с требованиями ФГОС начального, основного и среднего общего образования, повышению доступности образования, развитию талантов, одаренности обучающихся, расширению образовательных возможностей региона, повышению качества кадрового потенциала для приоритетных направлений развития Пермского края |
97,2 |
2024 |
доля обучающихся 4 классов общеобразовательных организаций Пермского края, достигших уровня предметной подготовки выше базового по результатам ВПР, от общего числа обучающихся 4 классов общеобразовательных организаций региона, принявших участие в ВПР, % |
71 |
2024 |
||
по соответствию уровня подготовки обучающихся требованиям ФГОС основного общего образования |
доля обучающихся 9 классов общеобразовательных организаций Пермского края, успешно завершивших обучение по образовательным программам основного общего образования, от общей численности всех обучающихся 9 классов общеобразовательных организаций региона, % |
99,2 |
2024 |
|
доля обучающихся 9 (10) классов общеобразовательных организаций Пермского края, успешно завершивших обучение по адаптированным образовательным программам основного общего образования, от общей численности всех обучающихся 9(10) классов общеобразовательных организаций региона, прошедших обучение по адаптированным образовательным программам основного общего образования, % |
99 |
2024 |
||
доля обучающихся 9 классов общеобразовательных организаций Пермского края, достигших уровня предметной подготовки выше базового по результатам ОГЭ, от общего числа обучающихся 9 классов общеобразовательных организаций региона, принявших участие в ОГЭ, % |
72 |
2024 |
||
по соответствию уровня подготовки обучающихся требованиям ФГОС среднего общего образования |
доля обучающихся 11 классов общеобразовательных организаций Пермского края, успешно завершивших обучение по образовательным программам среднего общего образования, от общей численности всех обучающихся 11 классов общеобразовательных организаций региона, % |
99,55 |
2024 |
|
доля выпускников 11 (12) классов общеобразовательных организаций Пермского края, получивших право на выплату стипендии губернатора Пермского края при поступлении в вузы региона, от общего количества выпускников 11 (12) классов общеобразовательных организаций региона, % |
25,6 |
2024 |
||
доля выпускников 11 (12) классов общеобразовательных организаций Пермского края, достигших высокого уровня подготовки по результатам ЕГЭ по математике (профильной), химии, биологии, информатики и ИКТ, приоритетным для региона учебным предметам, от общего количества всех выпускников 11 (12) классов общеобразовательных организаций региона, сдававших ЕГЭ по указанным предметам, % |
32 |
2024 |
||
по достижению метапредметных результатов ФГОС |
доля обучающихся 5-9 классов общеобразовательных организаций Пермского края, достигших высокого уровня метапредметной подготовки, от общего числа всех обучающихся 5-9 классов общеобразовательных организаций региона, осваивающих образовательные программы основного общего образования, % |
14,5 |
2024 |
|
доля обучающихся 4-8 классов общеобразовательных организаций Пермского края, в отношении которых проводилась оценка достижения метапредметных результатов, от общего количества всех обучающихся 4-8 классов общеобразовательных организаций региона, % |
100 |
2024 |
||
доля обучающихся 6-8 классов общеобразовательных организаций Пермского края, выполнивших не менее 60% заданий ВПР по обществознанию, направленных на оценку сформированности метапредметных результатов, от общей численности всех обучающихся 6-8 классов общеобразовательных организаций региона, принявших участие в ВПР по обществознанию, % |
Не менее 50 |
2024 |
||
доля обучающихся профессиональных образовательных организаций Пермского края (далее - ПОО), не достигших базового уровня метапредметной подготовки по результатам ВПР, от общей численности всех обучающихся ПОО региона, участвовавших в ВПР, % |
Не менее 30 |
2024 |
||
по оценке функциональной грамотности |
доля обучающихся общеобразовательных организаций Пермского края, показавших высокий уровень сформированности математической грамотности по результатам ВПР, от общей численности всех обучающихся общеобразовательных организаций региона, участвовавших в ВПР, % |
Развитие функциональной грамотности обучающихся особо актуально на современном этапе в силу особенностей и темпов социально-экономического развития и является неотъемлемым требованием ФГОС. На оценку функциональной грамотности направлены исследования качества образования, проводимые на национальном уровне (НИКО, МСИ и др.). Результаты оценки позволяют выявить дефициты в функциональной подготовке обучающихся и планировать действия по развитию данного важнейшего направления образовательной сферы региона |
100 |
2024 |
доля обучающихся общеобразовательных организаций Пермского края, показавших высокий уровень сформированности финансовой грамотности по результатам региональных диагностических работ, от общей численности всех обучающихся общеобразовательных организаций региона, участвовавших в региональной диагностической работе по выявлению уровня сформированности финансовой грамотности, % |
16 |
2024 |
||
доля общеобразовательных организаций Пермского края, в которых проведена оценка функциональной грамотности с использованием инструментария, разработанного на основе Банка заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы по математической, естественно-научной, читательской грамотности (созданного ФГБНУ "ИСРО РАО"), от общего количества всех общеобразовательных организаций региона, % |
15 |
2024 |
||
доля обучающихся общеобразовательных организаций Пермского края, показавших высокий уровень сформированности математической грамотности по результатам ВПР, от общей численности всех обучающихся общеобразовательных организаций региона, участвовавших в ВПР, % |
100 |
2024 |
2.10. Механизмы проведения мониторинга показателей, формулы расчета показателей, методика сбора и обработки информации, ответственные за сбор и обработку информации, сроки проведения мониторинга и предоставления анализа определяются соответствующими приказами Министерства образования и науки Пермского края и государственного автономного учреждения дополнительного образования "Институт развития образования Пермского края".
2.11. Задачи PCOКПO сформированы по направлениям:
направление "Обеспечение объективности оценки качества подготовки обучающихся в соответствии с уровнем образования (НОО, ООО и СОО) и видами (метапредметные и предметные) образовательных результатов":
обеспечить инструктивно-методическое, организационно-технологическое, кадровое и информационное сопровождение процедур оценки качества подготовки обучающихся, в том числе в части видеонаблюдения и общественного наблюдения за оценочными процедурами;
формирование у участников образовательных отношений позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов;
направление "Соблюдение сбалансированности системы оценки качества подготовки обучающихся":
развитие объективной системы диагностики и контроля состояния образования на уровне ОО посредством функционирования объективной ВСОКО, обеспечивающей определение факторов, влияющих на качество подготовки обучающихся;
обеспечить функционирование системы оценки качества подготовки обучающихся на основе сбалансированности контрольно-оценочных процедур федерального, регионального и институционального уровней;
обеспечить оптимизацию контрольно-оценочных процедур в соответствии с рекомендациями Минпросвещения России и Рособрнадзора;
обеспечить формирование объективных ВСОКО в образовательных организациях;
направление "Ориентация на оценку ключевых характеристик качества подготовки обучающихся":
обеспечить получение актуальной и объективной информации о качестве подготовки обучающихся на соответствие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего общего образования (достижения предметных и метапредметных результатов), для дальнейшего эффективного повышения качества начального, основного, среднего общего и среднего профессионального образования;
обеспечить популяризацию материалов исследований качества образования, проводимых на национальном уровне (НИКО, МСИ и др), с целью развития функциональной грамотности обучающихся. Исследования качества образования, проводимые на национальном уровне (НИКО, МСИ: PIZA, TIMSS, PIRLS и т.д.), позволяют выявить ключевые проблемы и основные треки развития образования на содержательном и технологическом уровнях. Данные исследований необходимо распространять и изучать в педагогических сообществах и широко использовать при разработке образовательных программ и принятии управленческих решений по повышению качества образования, таких как повышение профессионального мастерства педагогов, планирование программ дополнительного профессионального образования, разработка образовательных проектов и т.д.
2.12. В основу РСОКПО положены следующие принципы:
объективность, достоверность, полнота и системность информации о качестве образования;
реалистичность требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости;
открытость, прозрачность процедур оценки качества образования;
оптимальность использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования и экономической обоснованности);
минимизация системы показателей с учетом потребностей управления системой образования на разных уровнях.
III. Описание модели РСОКПО, организационно-содержательные механизмы реализации модели, функции участников по реализации модели
Организационно-функциональная структура РСОКПО предусматривает три уровня: региональный, муниципальный и институциональный.
Региональный уровень.
Министерство образования и науки Пермского края определяет и утверждает направления и приоритеты региональных мониторинговых обследований, сроки и формы их проведения.
Отдел оценки качества образования государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования "Институт развития образования Пермского края" (далее - ООКО) организует подготовку и проведение мероприятий (мониторинговых обследований и контрольно-оценочных процедур), анализирует и доводит результаты проводимых мониторингов до уровня региона, муниципальных образований, образовательных организаций и каждого обучающегося посредством формирования для каждого участника обследования индивидуальной карты прохождения мониторинга.
Показатели РСОКО на региональном уровне могут учитываться при:
планировании и осуществлении оценки эффективности реализации региональных программ развития образования;
планировании региональных исследований индивидуальных достижений обучающихся и региональных мониторингов;
оценке эффективности деятельности исполнительно-распорядительных органов муниципальных районов, муниципальных и городских округов Пермского края, осуществляющих муниципальное управление в сфере образования;
определении приоритетных направлений повышения квалификации педагогических и руководящих работников системы образования Пермского края;
проведении аттестации педагогических работников системы образования Пермского края;
аккредитации образовательной деятельности организаций Пермского края;
планировании методической работы с педагогическими работниками по повышению уровня профессиональных компетенций;
планировании и организации работы по развитию талантов;
планировании и организации работы со школами с низкими результатами;
организации взаимодействия с системами профессионального и дополнительного образования по повышению качества профориентационной работы;
информировании граждан о качестве образования в Пермском крае.
Основным поставщиком сведений о региональных показателях оценки качества подготовки обучающихся Пермского края является ООКО.
Муниципальный уровень.
Реализация РСОКПО на муниципальном уровне позволит:
формировать целевые муниципальные программы и осуществлять эффективное распределение ресурсов муниципальной образовательной системы для обеспечения управления качеством общего образования (в пределах полномочий);
совершенствовать муниципальные системы оценки качества общего образования, применять аналоговые модели управления качеством общего образования;
оценивать качество выполнения образовательными организациями муниципального задания по предоставлению образовательной услуги по реализации образовательных программ общего образования;
соотносить результаты оценки качества общего образования с показателями и критериями эффективности деятельности руководителей образовательных организаций;
рационально распределять дополнительные финансовые и материально-технические ресурсы между образовательными организациями;
планировать мероприятия научно-методического сопровождения обеспечения качества общего образования, формировать заказ на повышение квалификации педагогических и руководящих работников;
информировать граждан о качестве образования, предоставляемого муниципальной сетью образовательных организаций;
получать объективную информацию для проведения аттестации руководящих работников муниципальных образовательных организаций.
При проведении мониторинга показателей системы оценки качества подготовки обучающихся необходимо учитывать следующее:
недопустимо использовать результаты оценочных процедур для оценки деятельности руководителей образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, расположенные на территории Пермского края (далее - ОО) без учета имеющихся социально-экономических условий и условий обучения;
при оценке деятельности ОО необходимо опираться не только на результаты оценочных процедур, но и на другие достижения, использование которых в совокупности позволяет получать целостную и полную информацию о качестве обучения в ОО;
для получения объективной оценки деятельности ОО необходимо ориентироваться на их результаты с учетом динамики изменений на протяжении нескольких лет;
корректное сравнение ОО должно основываться не на линейном рейтинге, а на кластерном анализе данных и факторов, лежащих в основе низких результатов.
Институциональный уровень.
ОО обеспечивают сбор и своевременное внесение сведений в базы данных в соответствии с регламентами проведения оценочных мероприятий и ведут работу по информированию родительской общественности о качестве образования по результатам проведенного комплекса оценочных процедур, развития совместной детско-взрослой проектной деятельности по совершенствованию условий, способствующих достижению целей образования.
Реализация модели РСОКО на институциональном уровне позволит обеспечить ОО востребованной объективной информацией, позволяющей субъектам образовательных отношений анализировать данные, полученные в результате проведенных оценочных процедур и принимать эффективные управленческие решения в части построения, совершенствования и реализации внутренних систем оценки качества образования в соответствии с подходами, механизмами, содержанием и процедурами региональной модели с учетом специфики реализации образовательных программ в конкретной ОО;
оценки качества и эффективности деятельности педагогических работников и формирования по результатам оптимальных траекторий их профессионального воздействия на обучающихся, обеспечивающие достижение качества образования, а также выстраивания оптимальных траекторий профессионального развития педагогов, обеспечивающих выполнение требований к кадровым условиям реализации образовательных программ;
оценки качества реализуемых образовательных программ и принятия решений по их обновлению, доработке и корректировке;
оценки инфраструктуры ОО с точки зрения соответствия требований к условиям реализации образовательных программ и построения по результатам дорожных карт совершенствования таких условий, а также целенаправленного формирования содержания программ развития образовательных организаций и согласования их с учредителями;
информирования родительской общественности о качестве образования по результатам проведенного комплекса оценочных процедур, развития совместной детско-взрослой проектной деятельности по совершенствованию условий, способствующих достижению целей образования.
Эффективное использование результатов оценки на уровне ОО зависит от ряда условий, которые следует учитывать при организации и проведении процедуры оценки с целью достижения максимального влияния полученных результатов на повышение качества образования и формирования образовательной политики.
1. Необходимо проводить постоянный анализ результатов текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации, различных мониторинговых процедур.
2. Для объективной оценки результатов обучения школьников необходимо не только ориентироваться на результаты, показанные учениками в определенный момент времени, но и учитывать динамику их изменений.
3. При анализе результатов оценочных процедур рекомендуется избегать сравнения абсолютных показателей, используя относительные показатели, которые будут учитывать также и общий средний показатель по классу или по ОО, и опираться на различные данные, использование которых в совокупности позволяет получать целостную и полную информацию о результатах обучения школьников. Учет дополнительной к результатам оценочной процедуры информации позволяет лучше понимать и интерпретировать данные оценки, определять факторы, оказывающие значимое влияние на образовательные результаты, а также разрабатывать адресные меры по преодолению проблем в обучении для каждого обучающегося.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования и науки Пермского края от 10 ноября 2022 г. N 26-01-06-1101 "О внесении изменений в Концепцию... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.