Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Оренбургской области
от 14.02.2023 N 136-пп
Государственная программа
"Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области"
I. Стратегические приоритеты развития государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области"
Агропромышленный комплекс (далее - АПК) и его базовая отрасль - сельское хозяйство - являются ведущими системообразующими сферами экономики Оренбургской области, формирующими агропродовольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий.
Государственная программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области" (далее - Программа) определяет цели, задачи и направления развития сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности.
Программа разработана в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717, Государственной программой эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2021 года N 731, стратегией развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 20 августа 2010 года N 551-пп, и постановлением Правительства Оренбургской области от 28 апреля 2011 года N 279-п "Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Оренбургской области".
Оренбургская область входит в лидеры среди субъектов Российской Федерации:
по количеству посевных земель (третье поле России);
по объему сбора:
твердой пшеницы (1-е место);
бахчевых культур (1-е место);
масличных культур (12-е место);
зерновых и зернобобовых культур (14-е место);
по производству молока (14-е место).
В структуре валовой продукции сельского хозяйства первостепенное значение имеет зерновое хозяйство: под зерновыми культурами занято 55 процентов посевной площади, используемой в сельскохозяйственном обороте.
Ведущей из технических культур является подсолнечник, площадь посевов которого в 2022 году составила 1247,0 тыс. гектаров.
Состояние отрасли растениеводства Оренбургской области в последние годы, несмотря на аномальные погодные условия, характеризуется постепенной стабилизацией производства. Увеличиваются посевные площади, проводятся сортосмена, сортовое обновление и совершенствуются технологии возделывания зерновых культур. В области все шире применяются энерго- и влагосберегающие технологии, которые позволяют снижать себестоимость производства, а также выращивание альтернативных культур.
В хозяйствах области вводятся в севооборот альтернативные засухоустойчивые культуры: нут, сорго, озимый рыжик, лен, сафлор, горчица, площадь которых в 2022 году составила 293 тыс. гектаров.
Расширение посевов указанных культур не только оказывает положительное воздействие на плодородие почв, фитосанитарное состояние сельскохозяйственных культур в севооборотах, их продуктивность, но и позволяет улучшить финансово-экономическое состояние хозяйств в связи с высокими ценами реализации.
Производимая в Оренбургской области растениеводческая продукция является основой для работы предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности.
Пищевую и перерабатывающую промышленность в Оренбургской области представляют более 100 крупных и средних предприятий, общая численность занятых на которых составляет более 20 тыс. человек. Пищевая промышленность занимает 4-е место по объему производства среди обрабатывающих отраслей региона. Предприятия, расположенные в области, производят продукцию, в большинстве своем потребляемую внутри региона.
Материально-техническая база организаций пищевой и перерабатывающей промышленности, несмотря на сложности с получением кредитных ресурсов, острой нехваткой оборотных средств, ежегодно обновляется.
Одним из значимых экспортоориентированных направлений является переработка маслосемян.
Производственные мощности по переработке маслосемян составляют более 500,0 тыс. тонн в год, что недостаточно для существующего валового производства маслосемян подсолнечника.
Общество с ограниченной ответственностью "Астон-Поволжье" (далее - предприятие) начало реализацию инвестиционного проекта "Строительство маслоэкстракционного завода по переработке масличных культур в Оренбургской области". Предлагаемый проект будет направлен на развитие новых производственных мощностей по переработке подсолнечника и выпуску продукции в Оренбургской области (г. Бузулуке). Мощность проекта по переработке подсолнечника - 2000 тонн в сутки.
Предприятие будет производить подсолнечное масло, подсолнечный шрот, топливные паллеты.
В 2023 году запланирована поставка основной технологической линии производства растительного масла из Китайской Народной Республики (далее - Китай). Предприятие ориентировано на экспорт продукции в Китай, Индию, Турцию, Египет.
Оренбургская область является аграрным регионом с развитыми отраслями животноводства (молочное и мясное скотоводство, овцеводство, козоводство, свиноводство и птицеводство).
Основой отрасли животноводства являются 279 крупных и средних предприятий, специализирующихся на производстве животноводческой продукции, в том числе 7 птицефабрик и 5 современных свиноводческих комплексов.
Оренбургская область по итогам 2021 года по производству молока занимает 14-е место в Российской Федерации, по производству скота и птицы на убой - 26-е место, по численности поголовья крупного рогатого скота - 7-е место, по поголовью коров - 6-е место, по численности свиней - 23-е место, овец и коз - 19-е место.
Доля Оренбургской области в Российской Федерации по производству скота и птицы на убой в живом весе составляет 1,31 процента, в Приволжском федеральном округе - 6,16 процента, молока - 1,92 и 6,20 процента соответственно, по численности поголовья крупного рогатого скота - 2,98 процента и 11,07 процента соответственно, по поголовью коров - 2,96 процента и 11,9 процента соответственно, свиней - 0,95 процента и 6,13 процента соответственно, овец и коз - 1,40 процента и 11,9 процента соответственно.
Оценивая состояние отрасли животноводства с 2017 по 2022 годы, следует констатировать значительные количественные и качественные изменения.
По состоянию на 1 января 2022 года в хозяйствах всех категорий отмечается уменьшение поголовья крупного рогатого скота, в том числе коров. По сравнению с данными на 1 января 2017 года уменьшение составляет 52,7 тыс. голов, в том числе коров - на 17,1 тыс. голов.
Значительное уменьшение поголовья крупного рогатого скота наблюдается в сельскохозяйственных организациях. По состоянию на 1 января 2022 года в хозяйствах этой категории имелось 175,7 тыс. голов крупного рогатого скота (74,4 процента к поголовью, имевшемуся на начало 2017 года), в том числе коров - 66,2 тыс. голов (75,2 процента).
Одной из главных причин уменьшения поголовья крупного рогатого скота в сельскохозяйственных организациях является закредитованность хозяйств.
В то же время значительное увеличение поголовья крупного рогатого скота наблюдается в крестьянских (фермерских) хозяйствах (далее - КФХ) и у индивидуальных предпринимателей (далее - ИП). По состоянию на 1 января 2022 года поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах этой категории составило 115,5 тыс. голов, или 151,6 процента к уровню 2017 года, в том числе 53,4 тыс. голов коров (162,8 процента).
За последние шесть лет значительные количественные изменения произошли в свиноводстве, овцеводстве и козоводстве. Так, поголовье свиней по состоянию на 1 января 2022 года составило 248,3 тыс. голов (85,7 процента к уровню 2017 года), овец и коз - 293,4 тыс. голов (88,5 процента), в том числе овец - 246,6 тыс. голов (87,1 процента) и коз - 46,7 тыс. голов (96,7 процента).
Предусмотренная Программой государственная поддержка позволила сохранить поголовье овцематок в сельскохозяйственных организациях, КФХ, включая ИП.
Традиционной отраслью животноводства в Оренбургской области является мясное скотоводство. Реализуемые мероприятия программы "Развитие мясного скотоводства Оренбургской области на 2021 - 2024 годы" по поддержке данной отрасли позволили достичь значительных успехов в ее развитии.
Поголовье специализированного мясного скота по состоянию на 1 января 2023 года доведено до 141,0 тыс. голов и составляет 111,9 процента к уровню 2017 года, в том числе коров - до 68,9 тыс. голов (112,6 процента), поголовье помесных животных, полученных от мясных быков и молочного скота, - до 27,3 тыс. голов (102,2 процента), в том числе коров - до 6,4 тыс. голов (139,1 процента). Производство говядины от мясного скота увеличилось на 1,2 тыс. тонн (107,1 процента).
В области осуществляют свою деятельность 37 организаций по племенному животноводству, в том числе в молочном скотоводстве - 13, в мясном скотоводстве - 6, в свиноводстве - 4, в птицеводстве - 3, козоводстве - 1, коневодстве - 1, а также 1 региональный информационно-селекционный центр, 1 ипподром, 1 селекционно-генетический центр по разведению свиней и 3 селекционных центра по калмыцкой, казахской белоголовой, герефордской породам, 1 лаборатория по иммуногенетической экспертизе, 1 лаборатория молекулярно-генетической экспертизы и 1 лаборатория селекционного контроля молока. Всего 4 племенных завода, в том числе в молочном скотоводстве - 1 и в свиноводстве - 3.
В сельскохозяйственных предприятиях области ведется активная работа по породообновлению крупного рогатого скота.
Для улучшения генетического потенциала молочного и мясного скотоводства сельскохозяйственные товаропроизводители области приобретают племенных нетелей, телок и быков из различных регионов Российской Федерации. В среднем с 2017 по 2022 годы ежегодное приобретение высокоценного молодняка крупного рогатого скота сельскохозяйственными товаропроизводителями региона составляет более 2000 голов.
Основными видами животноводческой продукции, производимой в Оренбургской области, являются скот и птица на убой в живом весе, молоко, шерсть и яйцо.
Производство скота и птицы на убой в живом весе и шерсти во всех категориях хозяйств за последние шесть лет увеличилось и по итогам 2021 года составило 207,3, или 91,4 процента к уровню 2016 года. В то же время производство молока снизилось и составило 621,7 тыс. тонн, или 82,2 процента к уровню 2016 года.
Следует отметить, что наибольшие темпы роста в производстве скота и птицы на убой достигнуты в птицеводстве.
Значительное снижение производства крупного рогатого скота на убой отмечается в сельскохозяйственных организациях. В первую очередь это связано с низкими среднесуточными привесами (в среднем 469 граммов), высокими затратами корма на 1 центнер прироста, а также невысокой живой массой (в среднем 327 килограммов) крупного рогатого скота при сдаче на убой.
Малые формы хозяйствования (далее - МФХ) области производят более половины общего объема валовой продукции сельского хозяйства. Здесь занята основная часть сельского населения области. В общем объеме производства сельскохозяйственной продукции доля КФХ в 2021 году составила 27 процентов, в 2020 году - 25,9 процента.
По состоянию на 1 января 2022 года в области зарегистрировано 6989 КФХ и ИП, ведущих деятельность в области сельского хозяйства, за ними закреплено более 1,6 млн. гектаров сельскохозяйственных угодий, из которых пашни 1154 тыс. гектаров. Средний размер площади сельскохозяйственных угодий в КФХ - 208,5 гектара.
Имеется потенциал для дальнейшего развития МФХ, что является важнейшим условием обеспечения устойчивости развития сельского хозяйства Оренбургской области. Этому способствует поддержка, оказываемая в рамках Программы, в том числе в виде грантов на развитие.
Всего за период 2012 - 2022 гг. предоставлено 718 грантов на общую сумму 2,7 млрд. рублей, в том числе 518 грантов начинающим фермерам на сумму 999,0 млн. рублей, 182 гранта на развитие семейных ферм на сумму 1 510,8 млн. рублей, 15 грантов кооперативам на 114,3 млн. рублей и 3 гранта "Агропрогресс" на сумму 42,5 млн. рублей.
Поддержка фермерства оказывает многостороннее положительное влияние на экономику области. Это не только прямой рост объемов сельскохозяйственного производства, но и значительный вклад в социальное развитие села.
За период действия государственной поддержки с участием средств грантов на поддержку начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм закуплено 19403 головы крупного рогатого скота, 3409 голов овец, 255 голов лошадей, 4020 голов птицы, техники: 375 тракторов, 41 комбайн, 51 единица грузовых и грузопассажирских автомобилей, сельскохозяйственная техника для обработки земель, сенозаготовительная техника, оборудование для ферм, обработки и фасовки овощей, для рыборазведения, комбикормовые установки, другая сельскохозяйственная техника общим числом 1162 единицы, различный сельскохозяйственный инвентарь. Реконструировано, построено и приобретено 126 зданий ферм, складских или производственных помещений, приобретены семена возделываемых культур, удобрения, земельные участки. Создано 1298 рабочих мест.
В рамках региональных проектов "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации" и "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" в части создания системы поддержки фермеров и развития сельской кооперации за 2019 - 2022 годы предоставлена государственная поддержка на общую сумму 415,2 млн. рублей, в том числе:
выдано 89 грантов "Агростартап" на сумму 344,3 млн. рублей;
предоставлено субсидий на возмещение части затрат на развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов - 61,3 млн. рублей;
субсидий на финансовое обеспечение затрат, связанных с обеспечением деятельности центра компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров, - 9,6 млн. рублей.
Это позволило дополнительно вовлечь в сельскохозяйственную кооперацию 293 членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов (далее - СПоК) из числа личных подсобных хозяйств (далее - ЛПХ), КФХ и сельскохозяйственных организаций (далее - СХО), а также создать 186 новых рабочих мест в фермерских хозяйствах.
С помощью грантов "Агростартап" приобретено поголовье крупного рогатого скота - 1324 головы, овец и коз - 120 голов, тракторов - 26 единиц, самоходных машин - 1 единица, автомобилей - 2 единицы, оборудования для заготовки кормов - 75 единиц, доильного оборудования - 3 единицы и прочий хозяйственный инвентарь.
С помощью субсидий сельскохозяйственными кооперативами приобретено поголовье крупного рогатого скота и лошадей - 87 голов, комбайнов - 3 единицы, тракторов - 4 единицы, другой сельскохозяйственной техники - 21 единица, специализированного автотранспорта - 5 единиц, оборудования для переработки и хранения сельскохозяйственной продукции - 20 единиц.
К приоритетам Программы относятся:
в сфере производства сельскохозяйственной продукции - зерновой подкомплекс, включающий семеноводство, молочный и мясной подкомплексы, обеспечивающие устойчивость в целом АПК;
в сфере развития производственного потенциала - мелиорация земель сельскохозяйственного назначения, введение в оборот неиспользуемой пашни и рациональное использование сельскохозяйственных угодий других категорий, вывод из оборота низкопродуктивной пашни (залужение многолетними травами) в соответствии с рекомендациями научных учреждений Оренбургской области, проведение комплексной модернизации отраслей животноводства и отраслей по переработке продукции животноводства, создание необходимой инфраструктуры рынка мяса и мясной продукции, молока и молочной продукции;
в экономической сфере - повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей как условие перехода к инновационной модели развития АПК, рациональное размещение и специализация сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности по зонам Оренбургской области с учетом климатических условий, минимизации логистических издержек и других факторов, определяющих конкурентоспособность продукции.
К 2030 году в АПК региона планируется достичь следующих результатов, заложенных в стратегии социально-экономического развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года.
Наименование |
2020 год |
2030 год |
Объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в фактически действующих ценах, млрд. рублей |
126 |
221 |
Средняя заработная плата в агропромышленном комплексе, тыс. рублей |
20,4 |
42 |
Объем отгруженных товаров пищевого производства в стоимостном выражении, млрд. рублей в год |
43 |
100 |
Объем экспорта продукции агропромышленного комплекса, млн. долларов США |
173 |
300 |
Посевные площади сельскохозяйственных культур (в хозяйствах всех категорий), млн. гектаров |
4,2 |
4,5 |
Посевные площади озимых зерновых культур, млн. гектаров |
0,9 |
1,1 |
Внесение минеральных удобрений под посевы в сельскохозяйственных организациях, килограммов на 1 гектар |
7 |
20 |
Обновление парка сельскохозяйственной техники, единиц |
650 |
750 |
Поголовье крупного рогатого скота, тыс. голов |
550 |
590,5 |
Поголовье мелкого рогатого скота, тыс. голов |
305,2 |
320,5 |
В результате реализации Программы индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий к уровню 2020 года (в сопоставимых ценах) достигнет 118,2 процента.
Индекс производства продукции растениеводства (в сопоставимых ценах) к уровню 2020 года составит 129 процентов. Этому будут способствовать меры по улучшению использования земель сельскохозяйственного назначения, развитию семеноводства сельскохозяйственных культур, увеличению внесения минеральных удобрений, расширению площадей используемых мелиорированных земель.
Индекс производства продукции животноводства (в сопоставимых ценах) к уровню 2020 года составит 102,7 процента. Основной прирост будет получен за счет роста продуктивности скота и птицы на основе улучшения породного состава.
Среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве предположительно увеличится к 2030 году до 42,3 тыс. рублей.
Для этих целей предполагается обеспечить ежегодный прирост инвестиций в сельское хозяйство в размере 2,0 процента, обеспечить меры налогового стимулирования сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций АПК, создать условия для достижения уровня рентабельности в сельскохозяйственных организациях не менее 17,8 процента (с учетом субсидий), что позволит существенно повысить конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции собственного производства на внутреннем и внешнем рынках, обеспечить осуществление импортозамещения, увеличить экспорт зерна и другой сельскохозяйственной продукции.
II. Паспорт государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области"
(далее - государственная программа)
III. Правила предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований
1. Правила предоставления и распределения субсидии из областного бюджета бюджетам муниципальных образований на подготовку проектов межевания земельных участков и на проведение кадастровых работ приведены в приложении N 1 к Программе.
2. Правила предоставления и распределения субсидии из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Оренбургской области на создание условий для развития сельскохозяйственного производства, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия приведены в приложении N 2 к Программе.
Приложение N 1
к государственной программе
"Развитие сельского хозяйства
и регулирование рынков
сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия
Оренбургской области"
Правила
предоставления и распределения субсидии из областного бюджета бюджетам муниципальных образований на подготовку проектов межевания земельных участков и на проведение кадастровых работ
1. Настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидии из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Оренбургской области в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств, возникающих при выполнении органами местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области (далее - муниципальные образования) полномочий, связанных с подготовкой проектов межевания земельных участков и проведением кадастровых работ в границах муниципального образования, в рамках реализации комплекса процессных мероприятий "Эффективное вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развитие мелиоративного комплекса" (далее - субсидия) государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области".
Источником финансового обеспечения субсидии являются в том числе средства федерального бюджета, поступающие в областной бюджет в рамках реализации Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2021 года N 731.
2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
муниципальное образование - сельские поселения, муниципальные районы, городские округа Оренбургской области;
экономическое обоснование вовлечения в оборот дополнительных площадей земель сельскохозяйственного назначения - документ, содержащий экономическое обоснование объема площадей земель сельскохозяйственного назначения, вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот, с указанием отрасли сельского хозяйства, в рамках которой предусмотрено производство продукции для достижения показателей, определенных отраслевыми документами планирования, и вида продукции.
3. Субсидия предоставляется муниципальным образованиям:
1) на подготовку проектов межевания земельных участков, выделяемых в счет невостребованных земельных долей, находящихся на день подготовки проектов межевания в собственности муниципальных образований;
2) на проведение кадастровых работ с последующим внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений в отношении:
земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена и в отношении которых органы местного самоуправления получают право распоряжения после постановки земельных участков на государственный кадастровый учет;
земельных участков, выделяемых в счет невостребованных земельных долей, находящихся на день проведения кадастровых работ в собственности муниципальных образований.
4. Субсидия предоставляется муниципальным образованиям, прошедшим отбор. Отбор муниципальных образований осуществляется на условиях, установленных Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на подготовку проектов межевания земельных участков и на проведение кадастровых работ, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2021 года N 731, и в соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 1 апреля 2022 года N 194 "Об утверждении Порядка и критериев отбора заявок субъектов Российской Федерации на подготовку проектов межевания земельных участков и на проведение кадастровых работ" (далее - отбор).
Информация о сроках проведения отбора (с соблюдением сроков, установленных Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Минсельхоз России) размещается на сайте министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области (далее - министерство) www.mcx.orb.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сайт министерства) с указанием:
сроков проведения отбора, даты и времени начала и окончания подачи (приема) заявок;
перечня прилагаемых к заявке документов (с соблюдением требований Минсельхоза России).
Информация о результатах отбора размещается на сайте министерства после прохождения отбора на федеральном уровне.
5. Субсидия предоставляется бюджетам муниципальных образований в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Оренбургской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период и лимитов бюджетных обязательств, доведенных до министерства как до получателя средств областного бюджета на цели, указанные в пункте 3 настоящих Правил.
6. Субсидия предоставляется муниципальным образованиям, прошедшим отбор, при соблюдении следующих условий:
1) наличие мероприятий, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил, включенных в заявку Оренбургской области, прошедшую отбор в соответствии с порядком, сроком и критериями, установленными Минсельхозом России;
2) наличие утвержденной муниципальной программы (подпрограммы), муниципальных правовых актов, устанавливающих расходные обязательства, а также утверждающих перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия;
3) наличие в бюджете муниципального образования бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства муниципального образования, софинансирование которого осуществляется из областного бюджета, в объеме, необходимом для его исполнения, включающем размер планируемой к предоставлению субсидии;
4) заключение между министерством и органом местного самоуправления (далее - ОМС) соглашения о предоставлении субсидии с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" по типовой форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации;
5) наличие экономического обоснования вовлечения в оборот дополнительных площадей земель сельскохозяйственного назначения.
7. Муниципальные образования, прошедшие отбор, до 10 декабря текущего года представляют в министерство следующие документы:
1) заявление о предоставлении субсидии;
2) справку-расчет размера субсидии из областного бюджета для предоставления местному бюджету на цели, указанные в пункте 3 настоящих Правил;
3) копии документов, подтверждающих факт предоставления уполномоченным ОМС земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в целях сельскохозяйственного производства, в отношении которых были реализованы мероприятия, предусмотренные пунктом 3 настоящих Правил, или обязательства ОМС обеспечить не позднее года, следующего за годом проведения мероприятий, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил, предоставление земельного участка, в отношении которого реализованы указанные мероприятия, для сельскохозяйственного производства;
4) копию утвержденного в установленном порядке проекта межевания земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, выделенных в счет невостребованных земельных долей, находящихся в собственности муниципальных образований, - при реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом 1 пункта 3 настоящих Правил;
5) документы, подтверждающие постановку на государственный кадастровый учет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена, образованных из состава земель сельскохозяйственного назначения, или документы, подтверждающие постановку на государственный кадастровый учет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, выделенных в счет невостребованных земельных долей, находящихся в собственности муниципальных образований, - при реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом 2 пункта 3 настоящих Правил;
6) расчет экономического обоснования вовлечения в оборот дополнительных площадей земель сельскохозяйственного назначения;
7) документы, подтверждающие фактически произведенные расходы при реализации мероприятий, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил (контракты, договоры, акты выполненных работ и платежные поручения).
8. Министерство в течение 10 рабочих дней со дня поступления документов, указанных в пункте 7 настоящих Правил, осуществляет их проверку и принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в предоставлении субсидии.
9. Основаниями для принятия решения об отказе в предоставлении субсидии являются:
1) несоответствие муниципального образования условиям предоставления субсидии, установленным пунктом 6 настоящих Правил;
2) представление документов (копий документов), указанных в пункте 7 настоящих Правил, не в полном объеме и (или) наличие в них неполных и (или) недостоверных сведений.
10. Решение министерства о предоставлении субсидии или об отказе в предоставлении субсидии оформляется приказом министерства, который размещается на сайте министерства в срок, указанный в пункте 8 настоящих Правил.
Отказ в предоставлении субсидии не является препятствием для повторного обращения муниципального образования за предоставлением субсидии в случае устранения причин, послуживших основанием для принятия решения об отказе в предоставлении субсидии, но не позднее срока, установленного пунктом 7 настоящих Правил.
11. Повторное предоставление субсидии местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при реализации одних и тех же мероприятий, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в отношении одних и тех же земельных участков не допускается, равно как не допускается предоставление субсидии местным бюджетам на указанные цели при реализации не прошедших отбор мероприятий.
12. Размер субсидии, предоставляемой муниципальному образованию (), определяется по формуле:
, где:
- фактически понесенные муниципальным образованием затраты, связанные с реализацией мероприятий, указанных в пункте 3 настоящих Правил;
- значение уровня софинансирования областного бюджета (процентов) от объема расходного обязательства муниципального образования, соответствующее значению предельного уровня софинансирования (процентов) объема расходного обязательства муниципального образования, определенного в пункте 13 настоящих Правил.
Объем субсидии не может превышать объема фактически понесенных муниципальным образованием затрат, связанных с реализацией мероприятий, указанных в пункте 3 настоящих Правил.
13. Предельный уровень софинансирования расходного обязательства муниципального образования из областного бюджета по муниципальным образованиям устанавливается правовым актом Правительства Оренбургской области в порядке, установленном постановлением Правительства Оренбургской области от 20.06.2016 N 430-п "Об утверждении правил формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Оренбургской области" (далее - постановление Правительства Оренбургской области N 430-п).
14. Распределение субсидии между бюджетами муниципальных образований на очередной финансовый год и плановый период утверждается законом Оренбургской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.
В случае если в течение текущего финансового года образуется остаток субсидии по мероприятиям, указанным в пункте 3 настоящих Правил, и увеличивается объем бюджетных ассигнований, министерство по результатам дополнительного отбора, проведенного Минсельхозом России, распределяет дополнительные средства между муниципальными образованиями в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил.
Распределение дополнительного объема (изменение распределения) субсидии между бюджетами муниципальных образований утверждается постановлением Правительства Оренбургской области с последующим внесением изменений в закон Оренбургской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.
15. Предоставление субсидии осуществляется не позднее 10 рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении субсидии на основании соглашения, которое должно содержать в том числе обязательство муниципального образования по достижению значения результата предоставления субсидии и ответственность ОМС за его недостижение.
В целях заключения соглашения ОМС в сроки, установленные министерством, представляются:
1) выписка из решения представительного органа местного самоуправления муниципального образования о бюджете муниципального образования на очередной год и плановый период, сводной бюджетной росписи, подтверждающая наличие бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий по проведению работ, указанных в пункте 3 настоящих Правил, на территории муниципального образования, в объеме, соответствующем установленному уровню софинансирования из областного бюджета;
2) копия правового акта муниципального образования, устанавливающего расходное обязательство, в целях софинансирования которого должна быть предоставлена субсидия.
Соглашением устанавливаются сроки, порядок и формы представления отчетности о выполнении условий соглашения, в том числе:
1) сведения, содержащие информацию об использовании средств, источником финансового обеспечения которых является субсидия, из областного бюджета в целях софинансирования расходных обязательств муниципального образования;
2) отчет о достижении результатов использования субсидии - по форме, установленной соглашением;
3) отчет муниципального образования по результатам текущего года, а также года, следующего за годом получения субсидии, о факте распоряжения ОМС земельными участками в целях их предоставления для сельскохозяйственного производства, в отношении которых были реализованы мероприятия, предусмотренные пунктом 3 настоящих Правил.
В случае если в бюджете муниципального образования предусмотрены бюджетные ассигнования в меньшем объеме, объем субсидии, предоставляемой из областного бюджета, подлежит сокращению до уровня софинансирования, предусмотренного пунктом 12 настоящих Правил.
Внесение в соглашение изменений, предусматривающих ухудшение показателей результативности использования субсидии, предусмотренных соглашением, не допускается в течение всего периода действия соглашения, за исключением следующих случаев:
наступление обстоятельств непреодолимой силы;
изменение значений результатов, определенных Программой, соглашением, нормативным правовым актом Оренбургской области;
сокращение размера субсидии.
В случае отказа муниципального образования, в отношении которого принято решение о предоставлении субсидии, от подписания (заключения) соглашения средства субсидии подлежат перераспределению в порядке, установленном настоящими Правилами, на основании решения министерства, которое в течение 3 рабочих дней со дня его принятия письменно доводится до муниципального образования.
16. Перечисление субсидии, источником финансового обеспечения которой в том числе являются средства федерального бюджета, осуществляется территориальным органом Федерального казначейства в соответствии с переданными ему полномочиями получателя средств федерального бюджета по перечислению субсидии в порядке, установленном Федеральным казначейством, после проведения санкционирования оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств местного бюджета, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия на основании:
муниципальных контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
документов, подтверждающих стоимость выполненных работ и затрат.
17. Не использованные на 1 января очередного финансового года остатки субсидии подлежат возврату в областной бюджет в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
При наличии потребности в неиспользованном остатке субсидии средства в размере, не превышающем остатка субсидии, по решению министерства могут быть использованы муниципальным образованием в очередном финансовом году при исполнении бюджета муниципального образования для финансового обеспечения расходов, соответствующих целям предоставления субсидии.
18. Результатами использования субсидии являются:
по мероприятию, указанному в подпункте 1 пункта 3 настоящих Правил, - "подготовлены проекты межевания земельных участков, выделяемых в счет невостребованных земельных долей, находящихся в собственности муниципальных образований (тыс. гектаров)";
по мероприятию, указанному в подпункте 2 пункта 3 настоящих Правил, - "осуществлен государственный кадастровый учет земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, из состава земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков, выделяемых в счет невостребованных земельных долей, находящихся в собственности муниципальных образований (тыс. гектаров)".
19. Оценка эффективности реализации Программы в части предоставления субсидии бюджетам муниципальных образований осуществляется министерством в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 28 апреля 2011 года N 279-п "Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Оренбургской области" до 15 марта года, следующего за отчетным финансовым годом.
Оценка эффективности использования субсидии осуществляется министерством посредством сравнения фактически достигнутых значений результатов использования субсидии за соответствующий год со значениями результатов использования субсидии, предусмотренными соглашениями.
В случае если по результатам оценки министерством выявлено нарушение исполнения обязательств, предусмотренных соглашением, к этому муниципальному образованию применяются меры финансовой ответственности в соответствии с пунктами 17, 18 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Оренбургской области, утвержденных постановлением Правительства Оренбургской области от 20 июня 2016 года N 430-п, за исключением освобождения муниципального образования от применения установленных мер ответственности на основании пункта 22 указанных Правил.
20. В случае нецелевого использования субсидии, несоблюдения условий, установленных при ее предоставлении, средства субсидии подлежат возврату в доход областного бюджета в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Оренбургской области.
Если муниципальным образованием обязанность по возврату средств в областной бюджет вследствие неисполнения обязательств по соглашению не исполнена и основание для освобождения от применения мер ответственности, предусмотренных пунктом 22 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Оренбургской области, утвержденных постановлением Правительства Оренбургской области от 20 июня 2016 года N 430-п, отсутствует, субсидия на те же цели в очередном финансовом году такому муниципальному образованию не предоставляется до момента исполнения муниципальным образованием обязанности по возврату указанных средств в областной бюджет.
21. Контроль за соблюдением муниципальными образованиями условий предоставления субсидии осуществляется министерством и органами государственного финансового контроля.
22. Уполномоченные органы местного самоуправления муниципальных образований несут ответственность за достоверность представляемых отчетных данных, целевое и эффективное использование субсидии, соблюдение условий ее предоставления.
Приложение N 2
к государственной программе
"Развитие сельского хозяйства
и регулирование рынков
сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия
Оренбургской области"
Правила
предоставления и распределения субсидии из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Оренбургской области на создание условий для развития сельскохозяйственного производства, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
1. Настоящие Правила устанавливают цели, порядок и условия предоставления и распределения субсидии из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Оренбургской области (далее - муниципальные образования) на создание условий для развития сельскохозяйственного производства, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (далее - субсидия) в рамках реализации комплекса процессных мероприятий "Реализация государственной политики в сфере регулирования и поддержки сельскохозяйственного производства" государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области".
Источником финансового обеспечения субсидии являются средства бюджета Оренбургской области, утвержденные законом Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
2. В настоящих Правилах используется следующее понятие:
муниципальные образования - муниципальные районы, городские округа Оренбургской области.
3. Главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных на предоставление субсидии, является министерство сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области (далее - министерство).
Субсидия предоставляется бюджетам муниципальных образований, имеющих обрабатываемую пашню, в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий на создание условий для развития сельскохозяйственного производства, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (далее - полномочия в сфере сельского хозяйства), включающих в себя:
оказание методической помощи сельскохозяйственным организациям и гражданам в вопросах приватизации земли и защите их прав землевладения, землепользования и собственности на землю;
организацию подготовки и переподготовки руководителей и специалистов агропромышленного комплекса;
определение объемов производства всех видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и их заготовок;
содействие освоению энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий, техническому и технологическому перевооружению организаций агропромышленного комплекса области;
содействие развитию сельскохозяйственной производственной и потребительской кооперации, малых форм хозяйствования (крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств), созданию ассоциаций и других интегрированных формирований в агропромышленном комплексе;
содействие развитию всех форм собственности и хозяйствования, формированию и деятельности рыночных инфраструктур в отраслях агропромышленного комплекса;
разработку и осуществление мероприятия по развитию прямых связей производителей и потребителей сельскохозяйственной продукции для обеспечения населения продуктами по доступным ценам, формированию системы аграрного маркетинга, консультационной деятельности;
осуществление взаимодействия с министерством и сельскохозяйственными товаропроизводителями в ходе реализации мероприятий Программы и мероприятий государственной программы "Комплексное развитие сельских территорий Оренбургской области", утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 18 декабря 2019 года N 940-пп;
осуществление согласования количественных значений результатов, указанных в документах, представляемых сельскохозяйственными товаропроизводителями в рамках государственной поддержки агропромышленного комплекса;
проведение анализа производственно-финансовой деятельности организаций агропромышленного комплекса;
содействие развитию отрасли животноводства, сохранению поголовья скота и роста продуктивности животных;
оказание содействия сельскохозяйственным товаропроизводителям в юридическом оформлении земель;
участие в пределах своей компетенции в осуществлении контроля за неиспользуемыми, неэффективно используемыми и используемыми не по целевому назначению землями сельскохозяйственного назначения;
обеспечение сохранения плодородия почв, проведение мероприятий по охране окружающей среды;
обеспечение представления отчетности о финансово-экономическом состоянии сельскохозяйственных товаропроизводителей и сводной отчетности муниципального образования за отчетный период согласно срокам и формам, установленным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
4. Субсидия предоставляется бюджетам муниципальных образований в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных до министерства как до получателя средств областного бюджета, на цели, указанные в пункте 3 настоящих Правил.
5. Субсидия предоставляется бюджетам муниципальных образований при соблюдении следующих условий:
1) наличие мероприятий утвержденной муниципальной программы, направленных на реализацию полномочий в сфере сельского хозяйства;
2) наличие ассигнований на финансовое обеспечение расходного обязательства, в целях которого предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для его исполнения, включающем размер планируемой к предоставлению субсидии, утвержденных решением о местном бюджете или сводной бюджетной росписью муниципального образования;
3) обязательство обеспечить достижение результата, установленного соглашением о предоставлении субсидии;
4) согласование штатного расписания управления (отдела) администрации муниципального образования, осуществляющего функции в области сельского хозяйства (далее - УСХ), на очередной финансовый год и плановый период с министерством до 1 сентября года, предшествующего году предоставления субсидии.
6. Размер субсидии, предоставляемой бюджету i-му муниципального образования, определяется по формуле:
, где:
- размер субсидии i-му муниципальному образованию (тыс. рублей);
- норматив численности специалистов i-го муниципального образования, осуществляющих функции в области сельского хозяйства, по группам муниципального образования, равный:
8 единиц - 1 группа; 6 единиц - 2 группа; 5 единиц - 3 группа;
3 единицы - 4 группа; 2 единицы - 5 группа; 1 единица - 6 группа;
- месячный фонд оплаты труда на одного специалиста i-го муниципального образования, осуществляющего функции в области сельского хозяйства, в размере 29,6597 тыс. рублей;
- поправочный коэффициент по группам муниципального образования, равный:
1 группа - 1,131183746;
2 группа - 1,174911661;
3 группа - 1,209893993;
4 группа - 1;
5 группа - 1;
6 группа - 1;
12 - количество месяцев в году;
1,302 - установленный коэффициент к оплате труда, учитывающий взносы по обязательному социальному страхованию;
- командировочные расходы на одного специалиста в год в размере 2,5 тыс. рублей.
7. Муниципальные образования подразделяются на группы исходя из следующих критериев:
7.1. При доле сельского населения свыше 15 процентов от общей численности населения i-го муниципального образования - в зависимости от доли площади обрабатываемой пашни и условного поголовья животных i-го муниципального образования (далее - условная площадь обрабатываемой пашни) в общем объеме площади обрабатываемой пашни и наличия условных голов животных в хозяйствах всех категорий всех муниципальных образований на 1 января года, предшествующего году предоставления субсидии:
1 группа - муниципальные образования с долей условной площади обрабатываемой пашни от 3,8 процента и выше;
2 группа - муниципальные образования с долей условной площади обрабатываемой пашни от 1,51 до 3,8 процента;
3 группа - муниципальные образования с долей условной площади обрабатываемой пашни до 1,5 процента.
Доля условной площади обрабатываемой пашни i-го муниципального образования (Дi) рассчитывается на 1 января года, предшествующего году предоставления субсидии, по формуле:
, где:
- площадь обрабатываемой пашни во всех категориях хозяйств i-го муниципального образования (гектаров);
- условное поголовье животных во всех категориях хозяйств i-го муниципального образования (условных голов);
- поправочный коэффициент, равный 3 гектарам на единицу условного поголовья животных;
- суммарный объем условной площади обрабатываемой пашни всех муниципальных образований.
7.2. При доле сельского населения менее 15 процентов от общей численности населения i-го муниципального образования - в зависимости от численности населения:
3 группа - муниципальные образования с численностью населения свыше 500 тыс. человек;
4 группа - муниципальные образования с численностью населения от 101 до 500 тыс. человек;
5 группа - муниципальные образования с численностью населения от 51 до 100 тыс. человек;
6 группа - муниципальные образования с численностью населения до 50 тыс. человек.
8. Распределение субсидии между бюджетами муниципальных образований на очередной финансовый год и на плановый период утверждается законом Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
9. Предельный уровень софинансирования расходного обязательства муниципального образования из областного бюджета устанавливается в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 30 августа 2022 года N 942-пп "О предельном уровне софинансирования расходного обязательства муниципального образования Оренбургской области".
10. Объемы финансовых средств, направляемых на реализацию мероприятий муниципальной программы, определяются муниципальными образованиями с учетом установленного уровня софинансирования из областного бюджета, потребностей в проведении мероприятий и сроков их выполнения.
11. Предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования на создание условий для развития сельскохозяйственного производства, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, заключаемого по типовой форме, утвержденной министерством финансов Оренбургской области, в срок, установленный постановлением Правительства Оренбургской области от 20 июня 2016 года N 430-п "Об утверждении правил предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Оренбургской области" (далее - соглашение, постановление Правительства Оренбургской области от 20 июня 2016 года N 430-п).
12. В целях заключения соглашения муниципальным образованием в сроки, установленные министерством, представляются:
1) информация о включении в муниципальную программу, мероприятия которой направлены на реализацию полномочий в сфере сельского хозяйства, целевых индикаторов (с приложением к информации расшифровки по сельскохозяйственным товаропроизводителям);
2) копия утвержденной муниципальной программы, мероприятия которой направлены на реализацию полномочий в сфере сельского хозяйства.
13. Внесение в соглашение изменений, предусматривающих снижение значений результатов предоставления субсидии, предусмотренных соглашением, не допускается в течение всего периода действия соглашения, за исключением случаев внесения изменений в закон Оренбургской области об областном бюджете (или сводную бюджетную роспись) на текущий финансовый год и на плановый период, предусматривающих уточнение в соответствующем финансовом году объемов бюджетных ассигнований на предоставление субсидии.
14. Средства субсидии используются муниципальными образованиями на оплату труда, взносы по обязательному социальному страхованию и командировочные расходы муниципальных служащих и специалистов управлений (отделов) администрации муниципального образования, осуществляющих исполнение функций в сфере сельского хозяйства.
15. Перечисление субсидии осуществляется в соответствии с соглашением в пределах суммы, необходимой для софинансирования оплаты денежных обязательств получателей средств местного бюджета, соответствующих целям предоставления субсидии.
В случае принятия решения о передаче полномочий по перечислению субсидий органам Федерального казначейства по Оренбургской области перечисление субсидии бюджетам муниципальных образований осуществляется в установленном порядке после представления платежных документов получателем средств местного бюджета и проведения санкционирования оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств местного бюджета в доле, соответствующей уровню софинансирования которых предоставляется субсидия.
В целях определения объема и сроков перечисления субсидии муниципальные образования представляют в министерство графики доведения предельных объемов финансирования на лицевые счета, открытые в территориальном органе Федерального казначейства бюджетам муниципальных образований, по форме и в сроки, установленные министерством.
16. Результатом предоставления субсидии является индекс роста выручки от реализации сельскохозяйственной продукции, работ и услуг в сельскохозяйственных организациях, КФХ, включая ИП, к предыдущему году.
17. Оценка эффективности использования муниципальным образованием субсидии осуществляется министерством в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 28 апреля 2011 года N 279-п "Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Оренбургской области".
18. В случае если муниципальным образованием не будут выполнены обязательства, предусмотренные соглашением, муниципальное образование обязано возвратить в областной бюджет средства в сроки и объеме в соответствии с пунктами 17 и 18 правил предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Оренбургской области, утвержденных постановлением Правительства Оренбургской области от 20 июня 2016 года N 430-п.
Если муниципальным образованием обязанность по возврату средств в областной бюджет вследствие неисполнения обязательств по соглашению не исполнена и основание для освобождения от применения мер ответственности, предусмотренных пунктом 18 правил предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Оренбургской области, утвержденных постановлением Правительства Оренбургской области от 20 июня 2016 года N 430-п, отсутствует, субсидия на те же цели в очередном финансовом году такому муниципальному образованию не предоставляется до момента исполнения муниципальным образованием обязанности по возврату указанных средств в областной бюджет.
19. Контроль за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидии бюджетам муниципальных образований осуществляется министерством, уполномоченными органами государственного финансового контроля.
20. Ответственность за целевое использование субсидии, а также достоверность представляемых отчетных данных несет администрация муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Оренбургской области от 14 февраля 2023 г. N 136-пп "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.