Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 апреля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Гиданкиной А.В., судей Денека И.М. и Калашниковой М.Г., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края - Уланова Р.А. (доверенность от 13.06.2012), Воропаевой М.Р. (доверенность от 15.04.2013), в отсутствие заявителя - закрытого акционерного общества фирмы "Агрокомплекс" (ИНН 2328000083, ОГРН 1022303554635), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.02.2013 (судьи Бутченко Ю.В., Погорелов И.А., Руденко Ф.Г.) по делу N А32-5578/2012, установил следующее.
ЗАО фирма "Агрокомплекс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к региональной энергетической комиссии - департаменту цен и тарифов Краснодарского края (далее - РЭК, департамент) о признании недействующим пункта 24 приложения N 2 к приказу от 28.11.2011 N 28/2011-окк в части установления тарифов на холодную воду и водоотведение на 2012 год для общества в отношении структурных подразделений: Дружба (Ревко), Газырское, Родина, Выселковское, Староминское (уточненные требования).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.02.2013 пункт 24 приложения N 2 к приказу региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 28.11.2011 N 28/2011-окк в части установления тарифов на холодную воду и водоотведение на 2012 год для ЗАО фирма "Агрокомплекс" в отношении структурных подразделений: Дружба (Ревко), Газырское, Родина, Выселковское, Староминское, признан недействующим как несоответствующий Федеральному закону от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ). Судебный акт мотивирован тем, что примененный РЭК подход к установлению тарифов не соответствует методу фиксированных тарифов, проведен без установления экономически обоснованного тарифа и противоречит принципам, установленным в статье 3 Закона N 210-ФЗ. Суд установил, что примененный метод к установлению тарифов фактически является методом индексации установленных тарифов, порядок применения которого установлен разделом 6 Основ ценообразования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520. РЭК не представил доказательства, подтверждающие экономическую обоснованность непринятия затрат общества на момент утвержденного тарифа и соответствие расчета тарифов в оспариваемой части заявленному методу. Суд установил, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает право общества на полное возмещение затрат, связанных с оказанием коммунальной услуги.
В кассационной жалобе департамент просит решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение. Податель жалобы указывает, что суд неправильно применил нормы материального и процессуального права. При принятии оспариваемых пунктов нормативного акта департаментом учтены утвержденные предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов, поскольку для заявителя в предшествующем периоде осуществлялось государственное регулирование тарифов, указанные тарифы установлены на максимально возможном уровне. Амортизационные отчисления в размере, предложенном обществом, при расчете на 20012 не могут быть учтены, поскольку не являются обоснованными. Судом неправомерно отказано в удовлетворении ходатайства департамента о назначении судебной экспертизы.
В отзыве на кассационную жалобу общество, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения, просит оставить его без изменения.
В судебном заседании представители департамента поддержали доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителей департамента, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что департаментом издан приказ от 28.11.2011 N 28/2011-окк "Об установлении тарифов на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод", согласно пункту 2 которого установлены тарифы на холодную воду и водоотведение на 2012 год с календарной разбивкой в соответствии с приложением N 2. Пунктом 24 приложения 2 к указанному приказу установлены тарифы на холодную воду и водоотведение на 2012 год с календарной разбивкой для общества в отношении его структурных подразделений: Дружба (Ревко) (на холодную воду с 01.01.2012 по 30.06.2012 - 8 рублей 41 копейка куб м.; с 01.07.2012 по 31.08.2012 - 8 рублей 91 копейка куб м.; с 01.09.2012 по 31.12.2012 - 9 рублей 39 копеек куб м.), Родина (на холодную воду с 01.01.2012 по 30.06.2012 - 6 рублей 98 копеек куб м.; с 01.07.2012 по 31.08.2012 - 7 рублей 40 копеек куб м.; с 01.09.2012 по 31.12.2012 - 7 рублей 79 копеек куб м.), Газырское (на холодную воду с 01.01.2012 по 30.06.2012 - 9 рублей 43 копейки куб м.; с 01.07.2012 по 31.08.2012 - 10 рублей куб м.; с 01.09.2012 по 31.12.2012 - 10 рублей 53 копейки куб м.), Выселковское (с 01.01.2012 по 30.06.2012 на холодную воду - 7 рублей 91 копейка куб м., на водоотведение - 8 рублей 34 копейки куб м.; с 01.07.2012 по 31.08.2012 на холодную воду - 8 рублей 38 копеек куб м., на водоотведение - 8 рублей 84 копейки куб м.; с 01.09.2012 по 31.12.2012 на холодную воду - 8 рублей 84 копейки куб м., на водоотведение - 9 рублей 32 копейки куб м.), Староминское (на водоотведение с 01.01.2012 по 30.06.2012 - 6 рублей 42 копейки куб.м.; с 01.07.2012 по 31.08.2012 - 6 рублей 81 копейка куб м.; с 01.09.2012 по 31.12.2012 - 7 рублей 16 копеек куб м.).
Приказ от 28.11.2011 N 28/2011-окк "Об установлении тарифов на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод" опубликован в газете "Кубанские Новости" от 05.12.2011 N 212.
Считая, что указанный нормативный акт в обжалуемой части не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, в порядке главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, сделав вывод о том, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, удовлетворил заявленные требования.
Выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют действующему законодательству и материалам дела.
Согласно части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. При этом арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
Общий порядок регулирования тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса установлен в статье 9 Закона N 210-ФЗ. Названный порядок детализирован, в частности, в "Основах ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (далее - Основы ценообразования) и "Правилах регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (далее - Правила регулирования тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520.
Согласно пункту 14 Основ ценообразования, установление тарифов и надбавок осуществляется органами регулирования в соответствии с общими принципами регулирования тарифов и надбавок, предусмотренными Законом N 210.
В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования и пунктом 11 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 N 47 (далее - Методические указания) при регулировании тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса применяются: 1) метод установления фиксированных тарифов; 2) метод установления предельных тарифов; 3) метод индексации установленных тарифов.
В соответствии с пунктом 12 Методических указаний для установления тарифов регулируемая организация вместе с заявлением об установлении тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса представляет предложение о выбранном методе регулирования и обоснованием целесообразности его применения, а также расчет тарифов в соответствии с предложенным методом. Решение о выборе метода регулирования принимает орган регулирования. В случае несогласия с предложенным регулируемой организацией методом регулирования орган регулирования может потребовать от регулируемой организации пересчет тарифов в соответствии с выбранным методом. Срок для пересчета тарифов не может составлять менее 30 дней.
О выборе регулирования методом установления предельных тарифов орган регулирования уведомляет регулируемую организацию за 60 дней до срока подачи документов на установление тарифов и предоставляет ей доступ к массиву данных мониторинга производственных программ в отношении организаций коммунального комплекса, отвечающих критериям сопоставимости для регулируемой организации, финансовые потребности которых являются основанием для установления предельных максимальных и предельных минимальных тарифов, определенных органом регулирования.
При издании приказа от 28.11.2011 N 28/2011-окк "Об установлении тарифов на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод" в отношении общества, по мнению департамента, применен метод фиксированных тарифов.
Согласно пункту 20 Основ ценообразования при использовании метода установления фиксированных тарифов тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса рассчитываются как отношение части объема финансовых потребностей для реализации организацией коммунального комплекса производственной программы, определенных применительно к отдельному виду деятельности этой организации, к расчетному объему соответствующего вида товаров и услуг, реализуемому за период действия тарифов.
В соответствии с пунктами 23 - 25 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в расчет финансовых потребностей для реализации организацией коммунального комплекса производственной программы, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета и налоговых отношений, и Методическими указаниями.
Для определения расходов, связанных с производством и реализацией товаров и услуг, включаемых в расчет финансовых потребностей для реализации производственной программы, расходы организации коммунального комплекса группируются по элементам и статьям затрат. К элементам затрат относятся: 1) материальные затраты; 2) затраты на оплату труда; 3) отчисления на социальные нужды; 4) амортизация; 5) прочие затраты.
Перечень статей затрат и правила учета затрат на производство и реализацию товаров и услуг применительно к элементам и статьям затрат устанавливаются Методическими указаниями.
Согласно пунктам 26 - 28 Основ ценообразования, для определения расходов, составляющих материальные затраты, используются следующие данные: 1) регулируемые государством тарифы (цены) и их прогнозные значения; 2) цены, установленные на основании договоров, заключенных по результатам проведения торгов или по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; 3) опубликованные в установленном порядке прогнозные рыночные цены, установленные на расчетный период; 4) индекс потребительских цен, определяемый Министерством экономического развития Российской Федерации, и другие индексы, утверждаемые уполномоченными органами и публикуемые в установленном порядке; 5) опубликованные в установленном порядке данные и данные, полученные по результатам экспертиз, проводимых органами регулирования.
Для определения расходов, составляющих затраты на оплату труда, органы регулирования руководствуются федеральными, региональными и территориальными отраслевыми тарифными соглашениями, а также фактическим объемом фонда оплаты труда организации коммунального комплекса, в отношении которой осуществляется регулирование тарифов и надбавок, в последнем периоде регулирования и показателями прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
В расходы, учитываемые при расчете финансовых потребностей для реализации организацией коммунального комплекса производственной программы, включаются дивиденды и другие расходы, осуществляемые за счет чистой прибыли организации коммунального комплекса.
Судом первой инстанции установлено, что при планировании затрат по статье "ремонт и техническое обслуживание" фактически сумма расходов на услуги автотранспортного цеха, услуги тракторов, услуги бригады трудоёмких процессов, покупку материалов определены департаментом с применением индекса дефлятора. В результате произведённых расчётов определена сумма расчётных значений по статье "ремонт и техническое обслуживание" (отзыв РЭК от 15.10.2012 N 57-8193/12-11, стр. 5).
Данный подход не соответствует методу установления фиксированных тарифов, а должен применяться при методе индексации установленных тарифов, определённом в пункте 38 раздела VI Основ ценообразования, согласно которому установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с использованием метода индексации установленных тарифов осуществляется путем умножения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, установленных в предшествующий период, на индексы, отражающие изменения условий деятельности организаций коммунального комплекса. Указанные индексы рассчитываются с использованием индексов, определяемых Министерством экономического развития Российской Федерации.
Таким образом, департаментом необоснованно скорректированы расчёты общества по статье затрат "ремонт и техническое обслуживание" по предприятию Родина, в результате чего не принято РЭК по данному структурному подразделению 919,5 тыс. рублей затрат.
Судом первой инстанции установлено, что с нарушением метода установления фиксированных тарифов департаментом рассчитаны затраты по статье "Ремонт и техническое обслуживание" на 2012 год по подразделению Газырское - РЭК установил затраты ниже рассчитанных на 2011 год. В тарифе на 2011 год для данного подразделения установлены затраты по данной статье в размере 237,8 тыс. рублей, а в тарифе на 2012 год - 211,11 тыс. рублей. При этом план реализации остался на прежнем уровне - 32,56 тыс. м3.
Суд первой инстанции установил, что при определении затрат по статьям "Заработная плата", "Начисления на заработную плату" РЭК не осуществила оценки фактически достигнутых величин затрат, представленных заявителем расчётов фонда заработной платы на 2012 год (дополнительный отзыв РЭК на заявление от 15.10.2012 N 57-8193/12-11, стр. 6). Способ расчётов данных затрат, осуществленный РЭК, также не соответствовал методу установления фиксированных тарифов.
Фактический уровень расходов 2011 года при расчёте тарифов на 2012 год не мог использоваться, потому что ещё не был сформирован. Таким образом, непринятие департаментом к рассмотрению документации, подтверждающей фактические затраты заработной платы, расчёт затрат по статье "Заработная плата" подразделениям "Староминское", "Родина" произведённый РЭК на основании уровня расходов данного вида 2011 года, является нарушением норм Основ ценообразования.
Суд первой инстанции установил, что обществу необоснованно отказано в учёте затрат на амортизацию основных средств структурных подразделений Дружба (Ревко), Газырское, Родина, Выселковское, Староминское. Причиной отказа департамент указал непредоставление заявителем плана расходования этих средств. Между тем, в нормативных актах отсутствуют условия о необходимости планирования организацией расхода средств, поступающих от амортизационных отчислений. Суд первой инстанции сделал вывод о том, что отказ РЭК включать в расходы статью затрат "Амортизационные отчисления" является нарушением подпункта 4 пункта 24 Основ ценообразования, и Методических указаний.
Суд первой инстанции установил, что департамент необоснованно отказал во включении в расчёт финансовых потребностей на 2012 год затраты по следующим структурным подразделениям общества: им. Ревко - 54,04 тыс. рублей, Родина - 1881 тыс. рублей, Газырское - 92,35 тыс. рублей, Выселковское - водоотведение 124 тыс. рублей, водоснабжение 199,63 тыс. рублей, Староминское - 469,62 тыс.рублей; всего 2820,64 тыс.рублей.
Суд первой инстанции исследовал в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации экспертное заключение РЭК N 24-28/2011-окк, выписку из протокола заседания правления РЭК от 28.11.2011 N 67, иные материалы дела, пояснения участвующих в деле лиц и сделал вывод о том, что РЭК фактически установил тарифы для общества на 2012 год по указанным подразделениям общества в размере, установленном на 2011 год приказом РЭК от 26.11.2010 N 16/2010-жкх, с применением предельного индекса максимально возможного изменения установленных тарифов в соответствии с приказом ФСТ от 18.10.2010 N 248-э/1.
Вместе с тем, такой подход к установлению тарифов не является методом фиксированных тарифов и противоречит принципам, установленным в статье 3 Закона N 210-ФЗ, а именно - полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ; достижения баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса; установления тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ; стимулирование снижения производственных затрат, повышение экономической эффективности производства товаров (оказания услуг) и применение энергосберегающих технологий организациями коммунального комплекса. Также указанный подход противоречит основному критерию при определении спорных тарифов - их экономической обоснованности (статья 9 Закона N 210-ФЗ).
Суд первой инстанции установил, что примененный РЭК метод фактически является методом индексации установленных тарифов, порядок применения которого установлен разделом 6 Основ ценообразования.
Согласно пунктам 37, 38 раздела 6 Основ ценообразования, метод индексации установленных тарифов применяется при установлении тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в случае объективного изменения условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющих на стоимость производимых ею товаров и услуг, в том числе при отклонении фактического роста потребительских цен и других показателей от потребительских цен и показателей, с учетом которых были установлены тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса в предшествующем периоде.
Установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с использованием метода индексации установленных тарифов осуществляется путем умножения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, установленных в предшествующий период, на индексы, отражающие изменения условий деятельности организаций коммунального комплекса.
Указанные индексы рассчитываются с использованием индексов, определяемых Министерством экономического развития Российской Федерации, и отражают изменение расходов организаций коммунального комплекса по отдельным статьям затрат с учетом долей соответствующих статей затрат в части объема финансовых потребностей для реализации организацией коммунального комплекса производственной программы, определенной применительно к отдельному виду деятельности этой организации.
Департамент не представил доказательства соответствия расчета тарифов, установленных приказом от 28.11.2011 N 28/2011-окк в оспариваемой части, указанному методу.
Суд первой инстанции отклонил довод департамента об отсутствии документального подтверждения затрат обществом по следующим основаниям.
В силу пункта 3 Правил регулирования тарифов, организация коммунального комплекса для установления тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса представляет до 1 мая текущего года в орган регулирования, уполномоченный на установление соответствующих тарифов, отдельно по видам деятельности, включающим в себя производство и реализацию товаров и услуг, тарифы и надбавки к тарифам на которые подлежат регулированию в соответствии с Основами ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными Постановлением N 520, следующие документы: 1) заявление об установлении тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса с предложением об избрании метода регулирования и обоснованием целесообразности его применения; 2) производственная программа; 3) расчет финансовых потребностей для реализации производственной программы с расшифровкой затрат по видам деятельности; 4) расчет тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса по видам деятельности; 5) бухгалтерская и налоговая отчетность по установленной форме за 2 предшествующих года или за период осуществления организацией регулируемой деятельности, если он составляет менее 2 лет; 6) отчет о доходах от реализации товаров и услуг по установленным тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса и расходах на реализацию производственной программы за 2 предшествующих года или за период осуществления организацией регулируемой деятельности, если он составляет менее 2 лет (по видам деятельности).
Согласно пункту 6 Правил регулирования тарифов в случае представления организацией коммунального комплекса всех документов, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящих Правил, орган регулирования регистрирует эти документы в день поступления и открывает соответственно дело об установлении тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса и (или) дело об установлении надбавок к тарифам и тарифов на подключение. Орган регулирования в течение 10 рабочих дней с даты регистрации поступивших документов направляет организации коммунального комплекса извещение о принятии указанных документов к рассмотрению и открытии соответствующего дела.
В силу пункта 7 Правил регулирования тарифов органы регулирования в течение 5 рабочих дней с даты получения документов, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящих Правил, вправе направить организации коммунального комплекса мотивированный запрос о представлении дополнительно документов с обоснованием расчетов, содержащихся в представленных документах, и (или) обоснованием необходимости реализации мероприятий производственной и (или) инвестиционной программ с указанием формы представления документов. Организация коммунального комплекса обязана представить указанные документы в течение 10 рабочих дней с даты поступления запроса.
Таким образом, в случае представления организацией коммунального хозяйства неполного комплекта документов, необходимых для установления тарифа, орган регулирования должен известить об этом заявителя. Кроме того, орган регулирования также вправе запросить у организации коммунального хозяйства дополнительные документы.
Согласно пунктам 15 и 16 Правил регулирования тарифов организация коммунального комплекса за 10 дней до рассмотрения дела об установлении тарифов и надбавок извещается органами регулирования способом, позволяющим подтвердить получение извещения, о дате, времени и месте проведения заседания, на котором будет рассматриваться дело об установлении тарифов и надбавок.
Ход заседания и принятое органом регулирования решение по результатам рассмотрения дела об установлении тарифов и надбавок отражаются в протоколе заседания органа регулирования.
В процессе рассмотрения дел об установлении тарифов и надбавок орган регулирования вправе осуществлять экспертизу, которая включает в себя анализ финансовых потребностей для реализации производственной и (или) инвестиционной программ, проверку правильности расчета предлагаемых тарифов и надбавок и оценку доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса. При проведении экспертизы с привлечением экспертных организаций размещение заказа на оказание услуг по проведению экспертизы осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В пункте 21 Методических указаний оценка экономической обоснованности расходов, включаемых в финансовые потребности, производится исходя из фактически достигнутых величин, плана мероприятий повышения эффективности деятельности регулируемой организации, с учетом положений законодательства Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета и налогообложения.
При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность. При необходимости, экспертиза осуществляется экспертной организацией, привлекаемой для этих целей регулирующим органом в порядке, установленном Правилами регулирования тарифов.
Из выписки из протокола заседания правления РЭК от 28.11.2011 N 67 (т. 1, л. д. 55) следует, что тарифы утверждены на максимальном возможном уровне в соответствии с приказом Федеральной службы по тарифам от 18.10.2010 N 248-э/1. В ходе рассмотрения вопроса об утверждении тарифов участвовал представитель общества, который указывал на несогласие с утверждением тарифов в соответствии с указанным приказом ФСТ, поскольку РЭК не учтены все потребности организации для выполнения производственного плана; величина фактических затрат отличается от учтенной при формировании тарифов, не учтен размер плановой прибыли.
Из указанного протокола заседания РЭК следует и заинтересованным лицом в обоснование возражений в ходе судебного разбирательства указывается, что обществом не представлены подтверждающие документы по вопросу плановой прибыли.
Судом установлено, что в экспертном заключении РЭК N 24-28/2011-окк (т. 1, л. д. 64) и выписке из протокола N 67 заседания правления РЭК от 28.11.2011 N 67 не указано в связи с чем и на основании каких документов РЭК сделан вывод о невозможности принятия заявленных обществом в производственной программе на 2012 год показателей по статьям затрат ремонт и техническое обслуживание (по Родина, Газырское), на оплату труда (по Родина, Староминское) и амортизацию (по Дружба (Ревко), Родина, Газырское, Выселковское, Староминское).
Вместе с тем, в названном протоколе РЭК указывает, что документы для установления тарифа обществом представлены в полном объеме в соответствии с действующим законодательством.
Доказательств того, что департамент при анализе документов общества пришел к выводу об отсутствии документального обоснования обществом заявленных затрат, в деле не имеется. РЭК в соответствии с пунктом 7 Правил регулирования тарифов запрос обществу о представлении дополнительно документов с обоснованием расчетов, содержащихся в представленных документах, и (или) обоснованием необходимости реализации мероприятий производственной и (или) инвестиционной программ с указанием формы представления документов, не направлял.
При установлении тарифов для общества экспертиза отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, в порядке пунктов 16 Правил N 520 пункте 21 Методических указаний РЭК не проводилась. Экспертное заключение РЭК N 24-28/2011-окк такой экспертизой не является, поскольку оценка проведена сотрудниками РЭК. Доказательств привлечения экспертной организации с размещением заказа на оказание услуг по проведению экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, материалы дела не содержат.
Утверждение тарифа на 2012 год без учета фактически сложившейся себестоимости услуги, оказываемой обществом в 2012 году, не соответствует статьям 3, 9 Закона N 210-ФЗ и нарушает право общества на полное возмещение затрат, связанных с оказанием коммунальной услуги.
В орган регулирования были обществом направлены необходимые расчетные документы для утверждения тарифов, производственная программа, которые оценивались комиссией, РЭК у общества не запрашивалась дополнительные расчетные материалы по формированию тарифов на водоснабжение и водоотведение на 2012 год.
Судом установлено, что расчет экономически обоснованного тарифа не произведен органом, поскольку установление тарифов осуществлялось методом индексации, то есть к тарифам 2011 года применен предельный индекс максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса, установленный Федеральной службой по тарифам.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что пункт 24 приложения N 2 к приказу от 28.11.2011 N 28/2011-окк в части установления тарифов на холодную воду и водоотведение на 2012 год для общества в отношении структурных подразделений: Дружба (Ревко), Газырское, Родина, Выселковское, Староминское не соответствует Закону N 210-ФЗ и постановлению Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 и нарушает права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности.
Таким образом, судом правомерно удовлетворены заявленные обществом требования.
Доводы департамента, изложенные в кассационной жалобе, выводов суда первой инстанции не опровергают, основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права.
Суд кассационной инстанции отклоняет доводы РЭК о необоснованном отказе в удовлетворении ходатайства о проведении судебной экспертизы, поскольку при рассмотрении данного дела у суда первой инстанции отсутствовала необходимость для разъяснения вопросов, требующих специальных познаний (статья 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
Таким образом, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.02.2013 по делу N А32-5578/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Гиданкина |
Судьи |
И.М. Денека |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.