Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 апреля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рогальского С.В., судей Кухаря В.Ф. и Рыжкова Ю.В., в отсутствие истца - Новолакского Районного Потребительского общества (Республика Дагестан, ИНН 0524004429, ОГРН 1020500910748), ответчика - Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и третьих лиц: Министерства внутренних дел Российской Федерации, Республики Дагестан в лице Министерства финансов Республики Дагестан и Министерства внутренних дел по Республике Дагестан, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Новолакского Районного Потребительского общества на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 31.07.2012 (судья Магомедов Т.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2012 (судьи Фриев А.Л., Казакова Г.В., Марченко О.В.) по делу N А15-675/2012, установил следующее.
Новолакское Районное Потребительское общество (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации 28 929 220 рублей, из которых 7 112 820 рублей - ущерб имуществу и 21 816 410 рублей - индексация суммы ущерба. В обоснование заявленных требований общество указало, что ущерб принадлежащим ему объектам недвижимости, расположенным в Новолакском районе Республики Дагестан, причинен в сентябре 1999 года в результате вторжения на территорию республики незаконных вооруженных формирований Басаева и Хаттаба и военных действий по ликвидации террористической акции. По мнению истца, ущерб от террористических действий третьих лиц подлежит возмещению государством, принявшим на себя такую обязанность в соответствии со статьей 17 действовавшего в момент причинения ущерба Федерального закона от 25.07.1998 N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" и статьей 18 принятого впоследствии Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму". До принятия судом решения общество отказалось от требований в части суммы индексации.
Решением от 31.07.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.12.2012, производство по делу в части отказа от иска прекращено, в остальной части в иске отказано в связи с отсутствием правовых оснований для его удовлетворения за счет Российской Федерации, отсутствием доказательств принадлежности имущества истцу и размера вреда, а также доказательств того, чьими действиями - противоправными действиями бандформирований или правомерными действиями правоохранительных органов - причинен ущерб. Кроме того, суды пришли к выводу о пропуске истцом срока исковой давности.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты в части отказа в иске и взыскать с ответчика 7 112 820 рублей. Заявитель указывает, что факт причинения ущерба имуществу в результате террористического акта и принадлежность имущества истцу подтверждены материалами уголовного дела, по которому общество признано потерпевшим. События, произошедшие в августе - сентябре 1999 года, являются общеизвестными. Размер ущерба доказан представленными суду актами обследования объектов, включенных в сводный реестр объектов, пострадавших от названных событий. По мнению общества, правовыми основаниями удовлетворения иска за счет государства являются статьи 1064, 1067 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и федеральные законы, а также иные нормативные акты, принятые в сфере борьбы с терроризмом, предусматривающие с одной стороны возможность возложения законом обязанности по возмещению вреда на лицо, не являющееся его причинителем, с другой стороны обязывающие возместить вред лицо, действовавшее в состоянии крайней необходимости.
В отзыве на кассационную жалобу Правительство Республики Дагестан просит оставить судебные акты без изменения, считая правильным отказ в иске, поскольку требование общества основано на правовых нормах, предусматривающих компенсацию вреда от террористического акта. Однако в силу статьи 3 Федерального закона "О противодействии терроризму" квалифицирующим признаком террористического акта является его совершение с целью понуждения органов власти к принятию определенных решений, в то время как в уголовном деле, возбужденном 05.09.1999 по факту вооруженного нападения, установлено, что оно совершено с целью захвата власти и создания единого исламского государства.
До рассмотрения жалобы от общества поступила телеграмма с ходатайством об отложении судебного заседания в связи с нахождением председателя общества и представителя на лечении. Суд кассационной инстанции считает данное ходатайство не подлежащим удовлетворению, поскольку в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание суда кассационной инстанции лица, подавшего кассационную жалобу, не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие, если это лицо извещено надлежащим образом.
Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Заявляя исковые требования, общество не утверждало, что убытки являются результатом незаконных действий (бездействия) государственных органов, за которые в силу статьи 16 ГК РФ отвечает Российская Федерация. Статьей 1064 ГК РФ обязанность по возмещению вреда имуществу юридического лица вменяется только лицу, причинившему вред, а на лицо, не являющееся причинителем вреда, либо причинившего вред правомерными действиями, такая обязанность может возлагаться исключительно в специальных случаях, предусмотренных законом.
Крайняя необходимость, при которой причиняется вред лицом, устраняющим адекватными средствами опасность, угрожающую самому причинителю вреда или третьим лицам, сама по себе согласно статье 1067 ГК РФ не освобождает это лицо от возмещения вреда. Освободить такое лицо от возмещения вреда в этих случаях может суд с учетом конкретных обстоятельств. Однако данная норма предполагает представление доказательств причинения вреда лицом, действовавшим в состоянии крайней необходимости. В рассматриваемом споре общество не опровергло вывод суда об отсутствии доказательств причинения ущерба его имуществу действиями государственных органов, а не террористов.
Правовые основания компенсационных выплат, производимых государством физическим и юридическим лицам, которым причинен ущерб в результате террористического акта, изложены в Федеральном законе от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", регулирующем данные отношения вместо утратившего силу с 01.01.2007 Федерального закона от 25.07.1998 N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом".
К числу основных принципов противодействия терроризму статья 2 Закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ относит, в частности, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; минимизацию и (или) ликвидацию последствий проявлений терроризма.
Разработку и осуществление мер по предупреждению терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма статья 5 названного Закона относит к компетенции Правительства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 18 Закона государство осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта. Возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
По смыслу приведенной нормы причинение вреда при пресечении террористического акта правомерными действиями является специальным случаем действий в состоянии крайней необходимости, при которых возмещение вреда производится также исключительно в порядке, устанавливаемом Правительством.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 N 750 "О порядке выделения бюджетных средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" предусмотрено, что прилагаемые к постановлению Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда утверждаются, в частности, в целях реализации статьи 18 Федерального закона "О противодействии терроризму".
Правила N 750 определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации, в том числе, на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее одного месяца с даты совершения террористического акта или завершения мероприятий по пресечению террористического акта правомерными действиями обращаются в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями (пункт 3 Правил).
По поручению Председателя Правительства Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС) совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями рассматривает в 3-месячный срок с даты подписания этого поручения вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда для осуществления компенсационных выплат и возмещения вреда (пункт 5).
Для осуществления компенсационных выплат в МЧС представляются не позднее одного месяца с даты подписания поручения, указанного в пункте 5 Правил, документы, обосновывающие размер запрашиваемых бюджетных ассигнований, в том числе при необходимости заключение Министерства регионального развития Российской Федерации (или его территориального органа) по объектам (зданиям и сооружениям), имеющим повреждения основных несущих конструкций, а также сведения о наличии решения о признании потерпевшими в результате террористического акта физических и юридических лиц и (или) при нанесении вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, и (либо) сведения о наличии решения о проведении мероприятий по пресечению террористического акта правомерными действиями (пункт 6).
В соответствии с пунктом 7 Правил в случае непредставления обосновывающих документов в установленный срок вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда для осуществления компенсационных выплат не рассматривается и по представлению МЧС прекращается в порядке, установленном Регламентом Правительства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260.
Таким образом, пунктами 3 - 7 Правил N 750 установлены предельные сроки рассмотрения вопросов о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда для осуществления компенсационных выплат, по истечении которых начинает течь срок исковой давности для заявления требований лицами, считающими себя вправе получить указанные выплаты.
Статьей 17 Федерального закона от 25.07.1998 N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом", действовавшего в период возникновения последствий террористической акции августа - сентября 1999 года, предусматривались более ограниченные возможности возмещения вреда, причиненного в результате террористической акции, в сравнении с Законом от 06.03.2006 N 35-ФЗ и Правилами N 750.
Во-первых, названной нормой устанавливалось, что возмещение вреда, причиненного в результате террористической акции, производится за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, на территории которого совершена эта террористическая акция, с последующим взысканием сумм этого возмещения с причинителя вреда. Только при совершении террористической акции на территориях нескольких субъектов Российской Федерации либо при превышении возможностей субъекта Российской Федерации, на территории которого совершена террористическая акция, по выплате компенсаций предусматривалось возмещение вреда за счет средств федерального бюджета. Во-вторых, возмещение вреда, причиненного в результате террористической акции организациям (т. е. не самому субъекту Российской Федерации (государственному или муниципальному имуществу) или гражданам, находящимся на его территории), должно было производиться исключительно в порядке, установленном Гражданским кодексом.
Таким образом, в силу ранее действовавшего законодательства общество могло требовать от государства возмещения вреда лишь при его причинении незаконными действиями государственных органов, либо при наличии закона, возлагающего обязанность возмещения вреда на лицо, не являющееся его причинителем, в частности, при причинении вреда в состоянии крайней необходимости (статьи 16, 1064, 1067 ГК РФ).
Из материалов дела следует, что общество непосредственно после террористического акта обращалось в республиканские и федеральные органы за возмещением ущерба. Принадлежащие обществу 18 объектов недвижимости внесены в сводный реестр объектов, пострадавших в результате военных действий в августе - сентябре 1999 года на территории Республики Дагестан, с указанием размера ущерба - 7 112 810 рублей. Реестр в 2000 году утвержден Правительством Республики Дагестан. Однако обществу со ссылкой на распоряжения Правительства Российской Федерации от 04.12.1999 N 2027-р, 14.01.2000 N 58-р, 14.12.2000 N 1760-р и 26.07.2001 N 1000-р (т. 2, л. д. 5 - 8) неоднократно сообщалось об отсутствии оснований для компенсации причиненного ущерба за счет федерального бюджета, поскольку принадлежащие ему объекты не относятся к муниципальному имуществу.
В названных распоряжениях Правительство Российской Федерации определило круг лиц, ставших жертвами террористических акций, для оказания помощи которым Правительству Республики Дагестан из резервного фонда Правительства Российской Федерации выделялись 123,2 млн рублей. Данная сумма была выделена на компенсационные выплаты населению за утраченное имущество, погибших членов семьи и утрату здоровья; финансирование аварийно-спасательных работ и восстановление особо значимых объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, энергетики и агропромышленного комплекса. 367 млн рублей, а затем еще 174,9 млн рублей выделены на восстановление жилых домов граждан. Впоследствии дополнительные суммы выделялись также на компенсационные выплаты гражданам и сельскохозяйственным предприятиям.
Общество и принадлежащие ему объекты не относились ни к одной из названных в распоряжениях Правительства Российской Федерации категорий. Истец при рассмотрении его требований не указал правовые основания, которые позволяли бы понудить государство компенсировать причиненный ему вред.
Пунктом 8 Правил N 750, на которые общество также ссылается как на правовые основания иска, предусмотрено, что для осуществления за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, Правительством Российской Федерации должно быть принято решение, в котором указываются общая сумма выделяемых бюджетных ассигнований и их распределение по проводимым мероприятиям.
В пункте 9 Правил указано, что бюджетные ассигнования выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации лишь для частичного покрытия соответствующих расходов.
Данному положению не соответствует требование истца о полном возмещении ущерба, что приемлемо только для случаев взыскания вреда с его причинителя.
В пунктах 9, 10 Правил приведен исчерпывающий перечень мероприятий, для финансового обеспечения которых бюджетные ассигнования из резервного фонда могут выделяться в целях осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями. К таким мероприятиям относятся: проведение аварийно-спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, промышленности, транспортной инфраструктуры, связи и сельского хозяйства; развертывание и содержание в течение не более одного месяца пунктов временного проживания и питания для эвакуируемых граждан; выплата единовременного пособия: членам семей граждан, погибших (умерших) в результате террористического акта; гражданам, получившим в результате террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями вред здоровью.
В соответствии с пунктами 13, 14 Правил использование бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, не предусмотренных пунктами 9, 10 и 12 Правил, запрещается. Исполнение решений Правительства Российской Федерации в части финансового обеспечения мероприятий, указанных в пунктах 9 - 11 Правил, осуществляется не позднее одного месяца с даты принятия соответствующего решения Правительства Российской Федерации.
Вывод судебных инстанций об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска общества за счет государства соответствует приведенным нормативным положениям. В связи с этим доводы общества о наличии доказательств принадлежности ему пострадавших объектов и доказательств размера ущерба не имеют существенного значения и не могут привести к отмене или изменению обжалуемых судебных актов.
С учетом даты предъявления иска - 09.04.2012 - суды обоснованно указали на пропуск истцом общего срока исковой давности как с момента причинения ущерба, так и с момента утверждения Правил от 13.10.2008 N 750, предоставивших лицам, пострадавшим от террористических актов, дополнительные права.
При указанных обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 31.07.2012 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2012 по делу N А15-675/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.В. Рогальский |
Судьи |
В.Ф. Кухарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.