См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 декабря 2010 г. по делу N А32-9840/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 апреля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Мещерина А.И. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае - Кеды Е.В. (доверенность от 17.04.2013), в отсутствие представителей заявителя - администрации города Сочи (ИНН 2320034940, ОГРН 1022302919374), лица, осуществляющего публичные полномочия, - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации города Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.09.2012 (судья Тарасенко А.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2012 (судьи Фахретдинов Т.Р., Глазунова И.Н., Ильина М.В.) по делу N А32-37844/2011, установил следующее.
Администрация города Сочи (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - регистрирующий орган) в государственной регистрации права собственности муниципального образования город-курорт Сочи на земельный участок площадью 10 650 кв. м с кадастровым номером 23:49:0109029:92, относящийся к категории земель населенных пунктов, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, в районе пляжа "Лазурный", участок N 2, с разрешенным использованием под площадкой для приема солнечных ванн, аэрарием и аэросолярием, (далее - земельный участок) и об обязании к осуществлению государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.01.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - территориальное управление).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.09.2012, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2012, в удовлетворении заявления отказано.
Судебные акты мотивированы принадлежностью земельного участка к собственности Российской Федерации ввиду его нахождения в границах водоохранной зоны водного объекта, являющейся неотъемлемой частью последнего.
Администрация обжаловала судебные акты в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (Кодекс).
Доводы кассационной жалобы сводятся к нахождению земельного участка в границах курорта федерального значения, его отнесению Федеральным законом от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 244-ФЗ) к муниципальной собственности. Кассатор настаивает на том, что земли водоохранной зоны не входят в состав земель водного фонда, в связи с чем отказ регистрирующего орган не является правомерным.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судами, распоряжением главы администрации Лазаревского внутригородского района города Сочи от 16.08.2011 N 497-р земельный участок предоставлен в аренду сроком на 3 года обществу с ограниченной ответственностью "Фундамент-Регион", департаменту имущественных отношений администрации предписано зарегистрировать право муниципальной собственности на земельный участок, заключить и зарегистрировать договор аренды.
В кадастровом паспорте от 09.08.2011 отражено нахождение земельного участка, кадастровый учет которого осуществлен 31.07.2010, в первой зоне округа горно-санитарной охраны курорта. Значительная часть участка (площадью 7085 кв. м) расположена в пределах береговой полосы водного объекта.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр) отсутствуют сведения о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0109029:92. Земельный участок также не включен в реестр федерального имущества.
22 июня 2011 года департамент имущественных отношений администрации обратился в регистрирующий орган с заявлением о регистрации права муниципальной собственности на земельный участок, обосновав возникновение такового ссылкой на Закон N 244-ФЗ.
Отказывая в государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок, регистрирующий орган в сообщении от 27.07.2011 в качестве основания своего решения указал на принадлежность земельного участка, являющегося частью водного объекта, относящегося к категории земель особо охраняемых территорий федерального значения и используемого в рекреационных целях, к собственности Российской Федерации в силу закона.
Считая указанное решение регистрирующего органа незаконным и нарушающим права муниципального образования, администрация обратилась в арбитражный суд.
Частью 11 статьи 1 Закона N 244-ФЗ установлено, что одним из исключений из общего правила об отнесении к собственности муниципальных районов или городских округов земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в реестре до дня вступления в силу названного закона, является отнесение земельных участков к федеральной собственности по основаниям, предусмотренным частью 8 настоящей статьи.
В силу пункта 4 части 8 статьи 1 Закона N 244-ФЗ, федеральным законом могут быть предусмотрены случаи отнесения земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в реестре до дня вступления в силу названного закона, к федеральной собственности.
Действие Закона N 244-ФЗ не распространено на земельные участки, относящиеся к землям природоохранного назначения, каковыми являются земли, выполняющие природоохранные функции.
Пунктами 1, 2 части 2 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) к землям особо охраняемых территорий отнесены как земли особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, так и земли природоохранного назначения, каковыми являются земли, выполняющие природоохранные функции (пункт 5 части 1 статьи 97 Земельного кодекса).
Земли природоохранного назначения по своей правовой природе являются неотъемлемой частью охраняемых объектов и составляют с ними единое целое как природный комплекс, обеспечивая их сохранность, путем использования природоохранной территории в особо установленном режиме.
Под водным объектом понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима (пункт 4 статьи 1 Водного кодекса).
Согласно пункту 17 статьи 1 Водного кодекса охрана водных объектов представляет собой систему мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов.
Одним из основных принципов водного законодательства является регулирование водных отношений в зависимости от особенностей режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностей (пункт 10 статьи 3 Водного кодекса). Режим водного объекта помимо водного режима включает в себя правовой режим (режим охраны), состоящий из ограничений и запретов на те или иные виды водопользования, обязательства осуществления специальных природоохранных мер и т.п.
Поверхностные водные объекты, к которым относятся моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие), состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии (статья 5 Водного кодекса).
Устанавливая основные требования к охране водных объектов, законодатель в статье 55 Водного кодекса возложил обязанность по осуществлению мероприятия по охране водных объектов на их собственников.
В целях охраны водных объектов на примыкающих к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ территориях, именуемых водоохранными зонами, устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (статья 65 Водного кодекса).
Таким образом, водоохранная зона является неотъемлемой частью охраняемого объекта, связана с ним территориально и функционально и составляет с ним единое целое как природный комплекс, обеспечивая сохранность водного объекта, путем использования водоохранной зоны в особо установленном режиме. Соответствующая позиция поддержана коллегией судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при отказе в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А32-9840/2010 Арбитражного суда Краснодарского края для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Краснодарского края от 17.06.2010, постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.12.2010 (определение от 28.04.2011 N ВАС-4930/2011).
Нахождение земельного участка в пределах водоохраной зоны водного объекта, находящегося в федеральной собственности, и отсутствие законодательно установленного основания отнесения к муниципальной собственности земельных участков, относящихся к землям природоохранного назначения, каковыми являются земли, выполняющие природоохранные функции, не позволяло регистрирующему органу осуществить государственную регистрацию права муниципальной собственности на названный объект на основании положений Закона N 244-ФЗ, что исключало возможность удовлетворения заявленного требования.
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.09.2012 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2012 по делу N А32-37844/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
А.И. Мещерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.