Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Решение
Совета по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 26 декабря 2022 г. N 3.2-17/5038
О роли этнокультурных объединений в гармонизации межнациональных отношений
Всесторонне обсудив вопрос "О роли этнокультурных объединений в гармонизации межнациональных отношений", Совет по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет) отмечает следующее.
Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия) к субъектам ее реализации отнесены институты гражданского общества, в том числе межнациональные общественные объединения, национально-культурные автономии и иные этнокультурные объединения.
Гармонизация межнациональных отношений, включающая целенаправленную деятельность субъектов реализации государственной национальной политики Российской Федерации по обеспечению межнационального мира и согласия на основе равенства прав и свобод человека и гражданина, обеспечения равных условий для развития народов Российской Федерации, уважения национального достоинства граждан, идей патриотизма, единства и дружбы народов, сохранения и поддержки этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации, является необходимым условием обеспечения устойчивого социально-экономического развития, государственной и общественной безопасности Российской Федерации.
Гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений включена в Стратегии в число приоритетов, целей и задач государственной национальной политики Российской Федерации.
Создание организационно-правовых и экономических условий для более активного участия институтов гражданского общества, осуществляющих деятельность, направленную на гармонизацию межнациональных и межрелигиозных отношений, в решении задач государственной национальной политики Российской Федерации, определено в Стратегии как одно из основных направлений государственной национальной политики Российской Федерации.
Задача по гармонизации межнациональных отношений имеет комплексный межотраслевой характер, затрагивает, в том числе сферы просвещения, образования, культуры, массовой информации, и требует для ее результативного решения постоянного эффективного взаимодействия органов публичной власти всех уровней с институтами гражданского общества, поддержки их деятельности, направленной на решение задач государственной национальной политики. Весомую роль в развитии и совершенствовании указанного взаимодействия играет Совет при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям.
Федеральное агентство по делам национальностей, а также государственные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и учрежденные ими организации взаимодействуют с национально-культурными автономиями и другими институтами гражданского общества, участвующими в реализации государственной национальной политики. В реестре национально-культурных автономий содержатся сведения о 1242 национально-культурных автономиях, в том числе 21 - федеральной, 285 - региональных и 936 - местных национально-культурных автономиях*.
Функционирует система оказания поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления, социально ориентированным некоммерческим организациям, участвующим в реализации государственной национальной политики. В 2022 году по результатам конкурсного отбора субсидии из федерального бюджета на реализацию мероприятий в сфере реализации государственной национальной политики получили 27 некоммерческих организаций из шести субъектов Российской Федерации, в том числе 15 федеральных национально-культурных автономий. Общий объем средств указанных субсидий на 2022 год составляет 100 млн рублей.
По информации ФАДН России, на 1 октября 2022 года на средства указанных субсидий некоммерческими организациями проведено 120 мероприятий, в которых участвовали 1 535 072 человека.
Государственными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления накоплен значительный положительный опыт сотрудничества с этнокультурными объединениями и другими институтами гражданского общества в сфере реализации государственной национальной политики, однако потенциал и возможности институтов гражданского общества по участию в решении задач государственной национальной политики используется не в полной мере.
В современных условиях, учитывая целенаправленные попытки со стороны ряда недружественных государств по дестабилизации общественно-политической ситуации в Российской Федерации, в том числе путем разжигания межнациональных и межконфессиональных конфликтов, распространения деструктивных идей и ценностей**, приоритетное внимание необходимо уделять повышению результативности работы по гармонизации межнациональных отношений, укреплению гражданского единства, патриотическому воспитанию детей и молодежи, создавая при этом условия для широкого плодотворного участия в этой работе этнокультурных и других общественных объединений.
Анализ информации о реализации в субъектах Российской Федерации государственной национальной политики Российской Федерации в части обеспечения межнационального и межрелигиозного мира и согласия, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, показывает наличие ряда актуальных проблем и задач, требующих решения:
1) необходимость совершенствования механизмов взаимодействия органов публичной власти всех уровней с институтами гражданского общества, в том числе механизмов государственной поддержки, с учетом новых вызовов и угроз национальной безопасности Российской Федерации;
2) необходимость выявления и приоритетной поддержки наиболее эффективных форм мероприятий и организационных форм участия этнокультурных объединений и других институтов гражданского общества в деятельности по гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, укреплению единства многонационального народа Российской Федерации;
3) необходимость обеспечения приоритетности реализации мероприятий, направленных на патриотическое воспитание детей и молодежи, воспитание у них культуры межнационального общения, основанной на уважении чести, и национального достоинства граждан, идее единства и дружбы народов России, традиционных российских духовно-нравственных ценностях;
4) недостаточность методических рекомендаций и пособий, видеоматериалов по организации работы межнациональных общественных объединений, национально-культурных автономий и других общественных объединений по гармонизации межнациональных отношений, профилактике экстремизма и предупреждению конфликтов на национальной и религиозной почве среди молодёжи и иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории региона;
5) потребность в развитии научно-методического и экспертного обеспечения решения актуальных задач государственной национальной политики с учетом новых вызовов и угроз национальной безопасности Российской Федерации;
6) необходимость повышения эффективности информационного обеспечения реализации государственной национальной политики, в том числе путем увеличения объемов производства и распространения передач, программ, фильмов, социальной рекламы и иной информационной продукции, способствующей обеспечению межнационального мира и согласия, гармонизации межнациональных отношений, особенно, направленной на детскую и молодежную аудиторию;
7) необходимость совершенствования действующей системы социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграции в российское общество;
8) потребность в увеличении финансовой и другой поддержки деятельности этнокультурных объединений и других институтов гражданского общества, участвующих в решении наиболее важных и актуальных задач государственной национальной политики, а также в создании организационно-правовых механизмов, обеспечивающих возможность оказания указанной поддержки на долговременной плановой основе.
В целях совершенствования взаимодействия органов публичной власти с институтами гражданского общества и обеспечения их эффективного участия в решении задач государственной национальной политики, в том числе по обеспечению межнационального мира и согласия, гармонизации межнациональных отношений, укреплению единства многонационального народа Российской Федерации в условиях новых вызовов и угроз национальной безопасности Российской Федерации, Совет решил:
1. Рекомендовать профильным комитетам Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации уделять приоритетное внимание:
- законодательному обеспечению реализации государственной национальной политики Российской Федерации;
- участию в работе по корректировке документов стратегического планирования Российской Федерации в сфере государственной национальной политики Российской Федерации с учетом новых вызовов и угроз национальной безопасности.
2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации рассмотреть вопросы:
- о содействии органам государственной власти субъектов Российской Федерации в создании и организации деятельности домов дружбы народов в субъектах Российской Федерации, а также иных государственных и муниципальных учреждений, деятельность которых направлена на решение задач государственной национальной политики Российской Федерации, предусматривая возможность предоставления субъектам Российской Федерации субсидий из федерального бюджета на указанные цели;
- об увеличении государственной поддержки производства фильмов, теле- и радиопрограмм, теле- и радиопередач, информационных материалов (постоянных рубрик) в печатных периодических изданиях, социальной рекламы, а также творческих конкурсов в сферах кинематографии, телевидения и других средств массовой коммуникации, направленных на укрепление единства многонационального народа Российской Федерации, патриотическое воспитание граждан, гармонизацию межнациональных отношений и укрепление дружбы народов России, поддержку этнокультурного развития народов Российской Федерации, сохранение и продвижение традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
- о совершенствовании мер государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, участвующих в решении задач государственной национальной политики, в том числе по гармонизации межнациональных отношений и укреплению единства многонационального народа Российской Федерации, патриотическому воспитанию детей и молодежи, в части возможного установления налоговых льгот лицам, осуществляющим благотворительные пожертвования указанным организациям.
3. Рекомендовать Министерству просвещения Российской Федерации, Министерству науки и высшего образования Российской Федерации во взаимодействии с Федеральным агентством по делам национальностей, Федеральным агентством по делам молодежи и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с привлечением общероссийской общественно-государственной организации "Ассамблея народов России", федерального государственного бюджетного учреждения "Дом народов России" и других заинтересованных организаций рассмотреть вопрос о мерах по расширению сотрудничества образовательных организаций с этнокультурными объединениями и другими институтами гражданского общества по осуществлению просветительской деятельности среди обучающихся в образовательных организациях общего и высшего образования, направленной на гармонизацию межнациональных отношений и укрепление дружбы народов России, освещение актуальных вопросов общественно-политической жизни России, профилактику экстремизма, укрепление единства многонационального народа Российской Федерации, формирование у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма, сохранение исторической памяти и защиту исторической правды, сохранение и продвижение традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
4. Рекомендовать Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерству культуры Российской Федерации, Федеральному агентству по делам национальностей с привлечением общероссийских организаций телерадиовещания и других заинтересованных организаций рассмотреть вопросы:
- о создании еженедельной телепрограммы, освещающей историю и культуру народов Российской Федерации, направленной на гармонизацию межнациональных отношений, укрепление дружбы и духовной общности народов Российской Федерации, содействие их этнокультурному развитию, укрепление гражданского единства многонационального народа Российской Федерации, предусматривая участие в ней представителей этнокультурных объединений, а также трансляцию этой телепрограммы на одном из общероссийских общедоступных телеканалов во время суток, когда телепередачи собирают наибольшую аудиторию ("прайм-тайм");
- о дополнительных мерах правового характера по обеспечению информационной открытости деятельности некоммерческих организаций, принимающих участие в реализации государственной национальной политики Российской Федерации, получивших государственную и муниципальную поддержку, предусматривая, в том числе, открытость и доступность информации о результатах реализации проектов указанных организаций с использованием средств государственной или муниципальной поддержки;
- о мерах по производству и распространению социальной рекламы на телеканалах и в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", направленной на гармонизацию межнациональных отношений, с привлечением к ее производству представителей этнокультурных общественных объединений.
5. Рекомендовать Министерству культуры Российской Федерации совместно с Министерством просвещения Российской Федерации, Федеральным агентством по делам национальностей и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с привлечением этнокультурных объединений и других заинтересованных организаций рассмотреть вопросы:
- о масштабировании культурно-просветительских программ для школьников с включением этнокультурной составляющей, способствующих формированию и укреплению общероссийской гражданской идентичности среди подрастающего поколения, гармонизации межнациональных отношений;
- о формировании перспективного плана работы, включающего действенные и эффективные формы взаимодействия Минкультуры России с межнациональными общественными объединениями, федеральными национально-культурными автономиями и другими общественными организациями по решению задач государственной национальной политики Российской Федерации средствами культуры;
- об организации пилотного проекта по созданию системы показа для учащихся общеобразовательных организаций в организациях кинопроката отечественных художественных фильмов, способствующих формированию у них гражданского самосознания, патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за историю России, гармонизации межнациональных отношений, духовно-нравственному воспитанию на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
6. Рекомендовать Федеральному агентству по делам национальностей совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и привлечением научных и других заинтересованных организаций:
- проработать вопрос об организации централизованного учета этнокультурных объединений, в том числе межнациональных общественных объединений, предусматривая ведение на федеральном уровне реестра этнокультурных объединений в Российской Федерации;
- обеспечить при подготовке предложений по корректировке Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, а также предложений по корректировке Плана мероприятий по реализации в 2022-2025 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года соответственно включение задач и мероприятий по поддержке деятельности межнациональных общественных объединений и других социально ориентированных некоммерческих организаций, направленной на гармонизацию межнациональных отношений и укрепление единства многонационального народа Российской Федерации, укрепление общероссийской гражданской идентичности;
- рассмотреть вопрос об актуализации существующих и разработке новых методических рекомендаций и материалов для оказания содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при осуществлении ими полномочий в сфере реализации государственной национальной политики в части решения наиболее актуальных задач государственной национальной политики с учетом новых вызовов и угроз национальной безопасности страны, предусматривая расширение содержания методических рекомендаций за счет включения описания конкретных эффективных форм, способов и методов решения указанных задач;
- провести анализ практики участия этнокультурных объединений и других институтов гражданского общества в реализации государственной национальной политики Российской Федерации на региональном и муниципальном уровнях в целях выявления наиболее эффективных мероприятий и форм сотрудничества органов публичной власти и учрежденных ими организаций с институтами гражданского общества, для последующего распространения во всех регионах страны положительного опыта такого сотрудничества, а также для осуществления приоритетной государственной поддержки соответствующим мероприятиям в целях эффективного решения задач государственной национальной политики;
- продолжить мониторинг этнокультурных практик по взаимодействию региональных домов (центров) народного творчества, домов дружбы народов с этнокультурными объединениями и другими некоммерческими организациями в целях выявления наиболее перспективных и действенных методик по гармонизации межнациональных отношений, сохранению и развитию национальных культур народов России;
- об оказании поддержки этнокультурным и другим общественным объединениям Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, участвующим в реализации государственной национальной политики Российской Федерации;#
- обеспечить информирование этнокультурных организаций и иных институтов гражданского общества о мерах государственной поддержки проектов в сфере реализации государственной национальной политики через единый специализированный общедоступный ресурс или единый портал государственных и муниципальных услуг;
- рассмотреть вопрос о разработке единой блок-схемы (алгоритма) противодействия распространению ложной, деструктивной и провокационной информации о межнациональных отношениях в Российской Федерации, попыткам разжигания межнациональных конфликтов, а также фальсификации истории в сети Интернет, предусматривая участие в указанном противодействии органов публичной власти всех уровней и возможность участия институтов гражданского общества.
7. Рекомендовать Федеральному агентству по делам национальностей совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации и заинтересованными этнокультурными и другими организациями рассмотреть вопросы:
- о разработке на федеральном уровне нормативного правового обеспечения организации на региональном и муниципальном уровнях деятельности в сфере социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграции в российское общество, а также работы по профилактике экстремизма и предупреждению конфликтов на национальной и религиозной почве;
- о разработке методики анализа эффективности и результативности мероприятий по социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграции в российское общество, реализуемых за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
8. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть вопросы:
- о создании новых и (или) поддержке существующих региональных и межмуниципальных ресурсных центров поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, в том числе межнациональных общественных объединений, национально-культурных автономий и других организаций, участвующих в реализации государственной национальной политики;
- о создании на региональном уровне организационно-правового механизма поддержки муниципальных мероприятий, направленных на решение задач государственной национальной политики, в том числе по гармонизации межнациональных отношений, посредством включения указанных мероприятий в государственные программы субъекта Российской Федерации (планы мероприятий) с возможностью предоставления субсидий в целях софинансирования проведения муниципальными образованиями указанных мероприятий;
- о мерах по информационному обеспечению решения задач государственной национальной политики Российской Федерации по укреплению общероссийской гражданской идентичности и единства многонационального народа Российской Федерации, гармонизации межнациональных отношений, укреплению дружбы народов России, профилактике межнациональных конфликтов.
9. Рекомендовать Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления и органам местного самоуправления рассмотреть вопрос о содействии деятельности муниципальных общественных палат в сфере обеспечения межнационального мира и согласия, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, укрепления общероссийской гражданской идентичности и единства многонационального народа Российской Федерации, содействия этнокультурному и духовному развитию народов Российской Федерации.
10. Рекомендовать Научному совету Российской академии наук по комплексным проблемам этничности и межнациональных отношений во взаимодействии с Федеральным агентством по делам национальностей и привлечением научных организаций рассмотреть вопросы:
- о развитии научно-методического обеспечения реализации государственной национальной политики Российской Федерации с учетом новых вызовов и угроз национальной безопасности Российской Федерации в сфере межнациональных и межрелигиозных отношений;
- о подготовке предложений по актуализации и совершенствованию методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, утвержденных ФАДН России, по актуальным вопросам реализации государственной национальной политики, в том числе по гармонизации межнациональных отношений, профилактике экстремизма и предупреждению конфликтов на национальной и религиозной почве;
- о разработке методики анализа эффективности и результативности мероприятий по социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграции в российское общество, реализуемых за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, в целях совершенствования инструментов, механизмов, форм реализации, мероприятий по реализации государственной национальной политики.
11. Рекомендовать федеральному государственному бюджетному учреждению "Дом народов России" совместно с Общероссийской общественно-государственной организацией "Ассамблея народов России" во взаимодействии с другими заинтересованными организациями рассмотреть вопросы:
- об организации обучающих мероприятий по повышению уровня компетенции руководителей и членов национально-культурных общественных объединений в области управления организацией, развития проектной деятельности, формирования социального партнерства и углубления межнационального сотрудничества;
- о мерах, способствующих активному участию молодежи в деятельности национально-культурных и других общественных объединений, направленной на гармонизацию межнациональных отношений, осуществление межкультурного и межрелигиозного сотрудничества, а также мерах по содействию повышению информационной прозрачности деятельности указанных общественных объединений, повышению их социальной ответственности, авторитета у населения;
- об организации на базе федерального государственного бюджетного учреждения "Дом народов России" обучающих семинаров с ответственными представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по тематике формирования и практического применения коммуникативных навыков при работе с представителями религиозных организаций с учетом культурных и региональных факторов, а также практических семинаров-совещаний с ответственными представителями органов исполнительной власти регионов и представителями федеральных национально-культурных автономий по тематике социальной и культурной адаптации иностранных граждан.
Направить настоящее решение Президенту Российской Федерации, в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Министерство просвещения Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, Федеральное агентство по делам национальностей, Федеральное агентство по делам молодежи, исполнительные органы субъектов Российской Федерации, Российскую академию наук, Всероссийскую ассоциацию развития местного самоуправления, общероссийскую общественно-государственную организацию "Ассамблея народов России", федеральное государственное бюджетное учреждение "Дом народов России", федеральные национально-культурные автономии, централизованные религиозные организации.
______________________________
* По данным ФАДН России на 5 декабря 2022 года.
** Понятие "деструктивная идеология", означающее разрушительную для российского общества систему идей и ценностей, используется в Основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей (Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. N 809).
<< Назад |
||
Содержание Письмо Министерства просвещения РФ от 20 января 2023 г. N 03-93 "О направлении информации" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.