Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 3 апреля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Назаренко И.П., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от третьего лица - Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по лесному хозяйству (ИНН 0721019784, ОГРН 1070721000096) - Тленкопачева Аслана Владимировича (доверенность от 09.01.2013), в отсутствие заявителя - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике (ИНН 0725000304, ОГРН 1090725000266), заинтересованных лиц: федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала в Кабардино-Балкарской Республике (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757), местной администрации городского округа Нальчик (ИНН 0711037382, ОГРН 1020700751169), муниципального унитарного сельскохозяйственного предприятия "Белореченское" (ИНН 0711039005, ОГРН 1020700754910), открытого акционерного общества "Племенной совхоз "Кенже"" (ИНН 0711003337, ОГРН 1030700230417), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике, Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по лесному хозяйству на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2012 по делу N А20-2450/2012 (судьи Луговая Ю.Б., Сулейманов З.М., Фриев А.Л.), установил следующее.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о признании незаконными действий ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала в Кабардино-Балкарской Республике (далее - кадастровая палата) по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков лесного фонда как земель населенных пунктов и возложении на кадастровую палату обязанности устранить допущенные нарушения.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены местная администрация городского округа Нальчик (далее - администрация), МУСП "Белореченское" (далее - предприятие) и ОАО "Племенной совхоз "Кенже"" (далее - общество).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по лесному хозяйству (далее - комитет).
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 09.10.2012 признаны незаконными действия кадастровой палаты, выразившиеся в постановке на государственный кадастровый учет земельных участков с указанием категории - земли населенных пунктов, на кадастровую палату возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем внесения изменений в государственный кадастр недвижимости, указав в отношении спорных земельных участков категорию - земли лесного фонда. Судебный акт мотивирован тем, что земельные участки до постановки их на кадастровый учет относились к лесному фонду и находились в федеральной собственности. Доказательства перевода в установленном законом порядке спорных земель в категорию земель населенных пунктов в материалы дела не представлены.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2012 решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 09.10.2012 отменено, принят новый судебный акт. Суд отказал управлению в удовлетворении заявленных требований со ссылкой на избрание ненадлежащего способа защиты права, поскольку между предприятием и управлением имеется спор о праве, который необходимо разрешить в порядке искового производства.
В кассационных жалобах управление и комитет просят отменить постановление суда апелляционной инстанции, считая его незаконным, решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 09.10.2012 оставить в силе. Заявители не согласны с выводом суда апелляционной инстанции о наличии спора о праве, поскольку целью подачи заявления в суд является требование об исправлении допущенной кадастровой палатой технической ошибки при постановке на государственный кадастровый учет спорных участков. Земельные участки с момента их формирования (1983 год) относятся к землям лесного фонда (группа лесов первой категории защитности). Перевод земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов в установленном порядке с проведением обязательной публичной процедуры не произведен, следовательно, постановка на государственный кадастровый учет земельных участков лесного фонда с присвоением категории земли населенных пунктов произведена без учета установленного законом порядка перевода земель из одной категории в другую. Данные действия нарушают права и законные интересы Российской Федерации. Комитет и управление указывают на неправомерность вывода суда апелляционной инстанции о том, что на спорных земельных участках имеются объекты недвижимости, принадлежащие предприятию, поскольку спорные участки представляют собой земли лесного фонда, не обремененные строениями. В соответствии с письмом муниципального казенного учреждения "Департамент по управлению городским имуществом местной администрации городского округа города Нальчик" от 14.02.2013 N 303 участки переданы комитету для регистрации и постановки на государственный учет с указанием категории - земли лесного фонда.
В отзыве на кассационные жалобы предприятие просит обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения как законное и обоснованное.
В судебном заседании представитель комитета поддержал доводы кассационных жалоб, просил отменить постановление апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителя комитета, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационные жалобы надлежит удовлетворить, постановление апелляционной инстанции отменить, решение суда Кабардино-Балкарской Республики от 09.10.2012 оставить в силе по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что в целях государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки лесного фонда управление обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике (далее - Управление Росреестра) с заявлениями о государственной регистрации права федеральной собственности на 30 земельных участков лесного фонда (т. 1, л. д. 38 - 152; т. 2, л. д. 1- 60).
Сообщениями от 08.11.2011 Управление Росреестра отказало в государственной регистрации права собственности Российской Федерации, в частности, в связи с тем, что указанные земельные участки согласно данным кадастрового учета отнесены не к землям лесного фонда, а к землям населенных пунктов с разрешенным использованием - под лесом.
Полагая, что действия кадастровой палаты по постановке на государственный кадастровый учет спорных земельных участков с указанием категории земель - земли населенных пунктов, являются незаконными и нарушают права и законные интересы Российской Федерации, управление обратилось в суд.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также в соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный акт государственного органа может быть признан судом недействительным лишь при одновременном его несоответствии закону или иным правовым актам и нарушении гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Согласно частям 2, 3 статьи 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 N 221-ФЗ (далее - Закон N 221-ФЗ) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с данным Федеральным законом недвижимом имуществе, а также иных предусмотренных названным Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных указанным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых, указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 данного Федерального закона, сведений об объекте недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В 2009 году в связи с проведением государственного кадастрового учета лесных участков в составе земель лесного фонда, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, по заказу управления проведено межевание земельных участков (т. 2, л. д. 94 - 107).
В кадастровых паспортах спорных земельных участков (выписках из государственного кадастра недвижимости), выданных кадастровой палатой в 2010 году, указаны категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под лесом.
Согласно части 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий, границы которых определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 Кодекса).
Так, согласно статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии с пояснительной запиской к проекту организации и ведения лесного хозяйства по Нальчикскому межрайонному сельскому лесхозу Государственного учреждения "Кабардино-Балкарское управление сельскими лесами", подготовленному Федеральным государственным унитарным предприятием "Воронежлеспроект" в 2006 году, спорные земельные участки заняты лесами и относятся к лесному фонду.
Представленные в дело выписки из реестра федеральной собственности подтверждают отнесение спорных участков к собственности Российской Федерации. Доказательств перевода в установленном законом порядке спорных земель в категорию - земли населенных пунктов не представлено.
В связи с изложенным, действия кадастровой палаты по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков лесного фонда с указанием категории земель - земли населенных пунктов противоречат нормам статей 8 Лесного кодекса Российской Федерации и нарушают права и законные интересы Российской Федерации в сфере экономической деятельности, создают препятствия для осуществления такой деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции со ссылкой на пункт 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22) сделал вывод о том, что управлением избран неверный способ защиты права, поскольку между комитетом и управлением имеется спор о праве на земельные участки, который надлежит рассматривать в исковом производстве, а не в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Данный вывод суда апелляционной инстанции является неверным, поскольку управление оспаривает действие кадастрового органа, связанные с реализацией административной функции по постановке на кадастровый учет участков лесного фонда.
В соответствии с абзацем 2 пункта 56 постановления N 10/22, если лицо полагает, что государственным регистратором допущены нарушения при осуществлении государственной регистрации права или сделки, оно вправе обратиться в суд с заявлением по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации или главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом подведомственности дела.
Указание суда апелляционной инстанции на наличие в производстве арбитражного суда дела N А20-478/2012 не может служить достаточным основанием заявителя о наличии спора о праве. В рамках названного дела управление предъявило требования к регистрирующему органу в связи с отказом в осуществлении государственной регистрации права на участки лесного фонда.
Ссылка на то, что на спорных участках расположены объекты недвижимости, принадлежащие предприятию, и фактически земельные участка находятся в его владении, материалами дела не подтверждена. Представленный предприятием в суд кассационной инстанции вместе с отзывом фотоматериал не свидетельствует о принадлежности сооружений, строений предприятию, а также их нахождении на спорных участках.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о переводе в установленном порядке спорных лесных участков из земель лесного фонда в земли иных категорий.
В силу пункта 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационных жалоб суд кассационной инстанции вправе оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений.
Поскольку выводы суда апелляционной инстанции о наличии спора о праве не обоснованны, не соответствуют имеющимся в деле доказательствам, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2012 следует отменить.
Суд первой инстанции правильно разрешил спор по существу в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нарушения им норм материального и процессуального права, в том числе предусмотренные частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационной инстанцией не установлены. Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 09.10.2012 надлежит оставить в силе.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2012 по делу N А20-2450/2012 отменить.
Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 09.10.2012 по делу N А20-2450/2012 оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.П. Назаренко |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий, границы которых определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 Кодекса).
Так, согласно статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
...
Представленные в дело выписки из реестра федеральной собственности подтверждают отнесение спорных участков к собственности Российской Федерации. Доказательств перевода в установленном законом порядке спорных земель в категорию - земли населенных пунктов не представлено.
В связи с изложенным, действия кадастровой палаты по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков лесного фонда с указанием категории земель - земли населенных пунктов противоречат нормам статей 8 Лесного кодекса Российской Федерации и нарушают права и законные интересы Российской Федерации в сфере экономической деятельности, создают препятствия для осуществления такой деятельности."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 апреля 2013 г. N Ф08-1285/13 по делу N А20-2450/2012
Хронология рассмотрения дела:
19.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10440/13
26.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10440/13
03.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1285/13
17.12.2012 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3512/12
09.10.2012 Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-2450/12