Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 16. Права органов государственной безопасности
1. Органы государственной безопасности имеют право:
1) устанавливать на конфиденциальной основе отношения сотрудничества с лицами, давшими на то согласие;
2) использовать специальные методы и средства при осуществлении контрразведывательной и разведывательной деятельности, а также при проведении мероприятий по борьбе с терроризмом и экстремизмом;
3) проводить оперативно-разыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды, представляющих угрозу безопасности Донецкой Народной Республики, и преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Донецкой Народной Республики к ведению органов государственной безопасности, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Донецкой Народной Республики, и в иных случаях, предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики;
4) осуществлять специальные операции по пресечению террористической, экстремистской деятельности (оперативно-боевую деятельность), а также создавать и использовать специальные методики и средства для их осуществления;
5) использовать подразделения специального назначения органов государственной безопасности и применять боевую технику, оружие, специальные средства, принятые на вооружение органов государственной безопасности, а также физическую силу против находящихся за пределами территории Донецкой Народной Республики террористов, экстремистов и (или) их баз для устранения угрозы безопасности Донецкой Народной Республики;
6) осуществлять проникновение в специальные службы и организации иностранных государств, проводящие разведывательную и иную деятельность, направленную на нанесение ущерба безопасности Донецкой Народной Республики, а также в преступные группы;
7) осуществлять внешнюю разведывательную деятельность в сферах, определенных настоящим Законом, самостоятельно, а также во взаимодействии с другими органами внешней разведки Донецкой Народной Республики и на основе межгосударственных договоров со специальными службами и с правоохранительными органами иностранных государств;
8) осуществлять дознание и предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных законодательством Донецкой Народной Республики к ведению органов государственной безопасности;
9) составлять протоколы об административных правонарушениях, выносить определения и постановления по делам об административных правонарушениях, назначать административные наказания по делам об административных правонарушениях, вносить представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, и осуществлять иные полномочия по делам об административных правонарушениях, отнесенным законодательством Донецкой Народной Республики к ведению органов государственной безопасности;
10) объявлять физическому лицу обязательное для исполнения официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством Донецкой Народной Республики к ведению органов государственной безопасности, при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности;
11) осуществлять шифровальные работы в органах государственной безопасности, а также контроль соблюдения режима секретности при обращении с шифрованной информацией в шифровальных подразделениях государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности (за исключением учреждений Донецкой Народной Республики, находящихся за ее пределами);
12) использовать в служебных целях средства связи, принадлежащие государственным предприятиям, учреждениям и организациям, а в неотложных случаях - предприятиям, учреждениям и организациям иной формы собственности, а также общественным объединениям и гражданам Донецкой Народной Республики;
13) использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности, общественным объединениям или гражданам (за исключением транспортных средств, которые законодательством Донецкой Народной Республики освобождены от такого использования), для предотвращения преступлений, преследования и задержания лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, доставления граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в учреждения здравоохранения, а также для проезда к месту происшествия. По требованию владельцев транспортных средств органы государственной безопасности в установленном законом порядке возмещают им расходы либо причиненный ущерб;
14) использовать на безвозмездной основе при выполнении служебных задач водное и воздушное пространство Донецкой Народной Республики, территории (акватории) аэропортов, аэродромов (посадочных площадок) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также получать на безвозмездной основе при выполнении служебных задач обеспечение полетов и судовождения;
15) беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в случае, если имеются достаточные данные полагать, что там готовится, совершается или совершено общественно опасное деяние, выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование которого отнесены законодательством Донецкой Народной Республики к ведению органов государственной безопасности, а также в случае преследования лиц, подозреваемых в совершении такого деяния, если промедление может поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан. Обо всех таких случаях вхождения в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения органы государственной безопасности уведомляют прокурора в течение 24 часов;
16) производить оцепление (блокирование) участков местности (объектов) при пресечении актов терроризма, экстремизма, массовых беспорядков, а также при розыске лиц, совершивших побег из-под стражи, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Донецкой Народной Республики к ведению органов государственной безопасности, осуществляя при необходимости досмотр транспортных средств. При этом органы государственной безопасности принимают меры по обеспечению нормальной жизнедеятельности населения и функционирования в этих целях соответствующих объектов в данной местности;
17) временно ограничивать или запрещать передвижение граждан и транспортных средств по отдельным участкам местности (на отдельных объектах), обязывать граждан оставаться там или покинуть эти участки (объекты) в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан, проведения неотложных следственных действий, оперативно-разыскных и антитеррористических мероприятий;
18) проверять у лиц документы, удостоверяющие их личность, осуществлять их личный досмотр и досмотр находящихся при них вещей, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении административных правонарушений или преступлений, производство либо дознание или предварительное следствие по которым отнесено законодательством Донецкой Народной Республики к ведению органов государственной безопасности, а также досмотр транспортных средств и находящихся в них грузов при подозрении, что они используются с целью совершения указанных административных правонарушений или преступлений. Перечень должностных лиц органов государственной безопасности, уполномоченных на осуществление личного досмотра, досмотра вещей, транспортных средств и находящихся в них грузов, определяется руководителем республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере государственной безопасности;
19) осуществлять административное задержание лиц, совершивших правонарушения, связанные с попытками проникновения и проникновением на специально охраняемые территории особорежимных объектов, закрытых административно-территориальных образований и иных охраняемых объектов, а также проверять у этих лиц документы, удостоверяющие их личность, получать от них объяснения, осуществлять их личный досмотр, досмотр и изъятие их вещей и документов;
20) вносить в государственные органы, администрации предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также в общественные объединения обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих возникновению и (или) реализации угроз безопасности Донецкой Народной Республики, совершению преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Донецкой Народной Республики к ведению органов государственной безопасности;
21) получать на безвозмездной основе от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности информацию и (или) документы (или их копии), в том числе, в установленном законодательством Донецкой Народной Республики порядке, информацию и (или) документы (их копии), содержащие государственную и иную охраняемую законом тайну, необходимые для выполнения возложенных на органы государственной безопасности обязанностей, задач и функций, предусмотренных настоящим Законом, за исключением случаев, когда законами установлен запрет на передачу такой информации органам государственной безопасности. Информация и (или) документы (или их копии) должны быть предоставлены незамедлительно, а в случаях, когда предоставление по объективным причинам невозможно - не позднее, чем в течение 10 суток. В случаях необоснованного отказа в предоставлении информации и (или) документов (или их копий) либо в случаях угрозы уничтожения, сокрытия или утраты документов, имеющих значение для выполнения возложенных на органы государственной безопасности обязанностей, задач и функций по обеспечению государственной безопасности, по мотивированному постановлению, утвержденному руководителем республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере государственной безопасности, или его заместителем и с санкции уполномоченного прокурора, а в неотложных случаях - с последующим уведомлением прокурора в течение 24 часов, на срок до 10 суток органы государственной безопасности имеют право опечатывать архивы, помещения (за исключением жилых) и иные хранилища, брать их под охрану, а также изымать документы и иные носители информации с составлением соответствующего протокола;
22) инициировать проведение ревизий и контроля финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, по вопросам, отнесенным законодательством к компетенции органов государственной безопасности, принимать участие в их проведении;
23) создавать в установленном законодательством Донецкой Народной Республики порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для выполнения обязанностей, возложенных на органы государственной безопасности, и обеспечения деятельности указанных органов;
24) создавать подразделения специального назначения для выполнения обязанностей, возложенных на органы государственной безопасности;
25) проводить криминалистические и другие экспертизы и исследования;
26) осуществлять внешние сношения со специальными службами и правоохранительными органами иностранных государств, обмениваться с ними на взаимной основе оперативной информацией, специальными техническими и иными средствами в пределах полномочий органов государственной безопасности и порядке, установленном нормативными правовыми актами республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере государственной безопасности; заключать в установленном порядке и пределах своих полномочий международные договоры Донецкой Народной Республики;
27) направлять в установленном порядке официальных представителей, советников и специалистов органов государственной безопасности в иностранные государства по согласованию со специальными службами или с правоохранительными органами этих государств в целях повышения эффективности борьбы с преступлениями международного характера;
28) осуществлять меры по обеспечению собственной безопасности, в том числе по предотвращению проникновения специальных служб и организаций иностранных государств, преступных групп и отдельных лиц с использованием технических средств к защищаемым органами государственной безопасности сведениям, составляющим государственную тайну;
29) самостоятельно осуществлять отбор (в том числе на конкурсной основе) кандидатов для поступления на военную службу по контракту в органы государственной безопасности из числа граждан в порядке, определяемом руководителем республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере государственной безопасности;
30) применять боевую технику, оружие, специальные средства, принятые на вооружение органов государственной безопасности, в установленном законодательством порядке, физическую силу, а также разрешать военнослужащим органов государственной безопасности хранение и ношение табельного оружия и специальных средств;
31) изготавливать и использовать в целях зашифровки личности сотрудников органов государственной безопасности, ведомственной принадлежности их подразделений, помещений и транспортных средств документы других республиканских органов исполнительной власти, ведомств, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности;
32) использовать для проведения неотложных действий по разминированию, пресечению террористических актов и нарушений режима Государственной границы Донецкой Народной Республики, принадлежащие им транспортные средства, оборудованные устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, при наличии на наружных поверхностях указанных транспортных средств специальных цветографических схем;
33) проводить научные исследования проблем безопасности Донецкой Народной Республики;
34) оказывать содействие предприятиям, учреждениям и организациям независимо от формы собственности в разработке мер по защите коммерческой тайны;
35) осуществлять на компенсационной или безвозмездной основе подготовку кадров для иных государственных органов, специальных служб иностранных государств, служб безопасности предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, если это не противоречит принципам деятельности органов государственной безопасности;
36) осуществлять в соответствии со своей компетенцией регулирование в сфере разработки, производства, реализации, эксплуатации шифровальных (криптографических) средств и защищенных с использованием шифровальных средств систем и комплексов телекоммуникаций, расположенных на территории Донецкой Народной Республики, а также в сфере предоставления услуг по шифрованию информации в Донецкой Народной Республике, выявления электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах;
37) осуществлять государственный контроль организации и функционирования криптографической и инженерно-технической безопасности информационно-телекоммуникационных систем, сетей связи специального назначения и иных сетей связи, обеспечивающих передачу информации с использованием шифров, контроль соблюдения режима секретности при обращении с шифрованной информацией в шифровальных подразделениях государственных органов и организаций на территории Донецкой Народной Республики и в ее учреждениях, находящихся за пределами Донецкой Народной Республики, а также в соответствии со своей компетенцией контроль обеспечения защиты особо важных объектов (помещений) и находящихся в них технических средств от утечки информации по техническим каналам;
38) участвовать в определении порядка разработки, производства, реализации, эксплуатации и обеспечения защиты технических средств обработки, хранения и передачи информации ограниченного доступа, предназначенных для использования в учреждениях Донецкой Народной Республики, находящихся за ее пределами;
39) обеспечивать выявление устройств перехвата информации на особо важных объектах (в помещениях) и технических средствах, предназначенных для использования в органах государственной власти;
40) получать биологический материал и осуществлять обработку геномной информации по преступлениям, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством Донецкой Народной Республики к ведению органов государственной безопасности;
41) осуществлять действия, предусмотренные пунктом 40 настоящей части, и получать, учитывать, хранить, классифицировать, использовать, выдавать и уничтожать биометрические персональные данные об особенностях строения папиллярных узоров пальцев и (или) ладоней рук человека, позволяющие установить его личность, в рамках осуществления пограничного контроля в отношении лиц, пересекающих Государственную границу Донецкой Народной Республики, при наличии у таких лиц признаков, указывающих на возможность их склонения к террористической или экстремистской деятельности, вербовки или вовлечения иным способом в террористическую или экстремистскую деятельность. Перечень указанных признаков и порядок получения, учета, хранения, классификации, использования, выдачи и уничтожения указанных биометрических персональных данных, получения биологического материала и осуществления обработки геномной информации в рамках пограничного контроля определяются руководителем республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере государственной безопасности;
42) в установленном законодательством порядке создавать и использовать изоляторы временного содержания, следственные изоляторы и (или) специальные помещения временного содержания, содержать задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, подозреваемых и обвиняемых, а также лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, охранять и конвоировать указанных лиц, конвоировать содержащихся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы осужденных и заключенных под стражу лиц для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве и охранять указанных лиц во время производства процессуальных действий;
43) использовать банки (базы) данных и информационные системы других государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, в том числе персональные данные граждан, на условиях и в порядке, предусмотренных законами и (или) нормативными правовыми актами Главы Донецкой Народной Республики;
44) реализовывать иные права, предоставляемые настоящим Законом, другими законами и нормативными правовыми актами Главы Донецкой Народной Республики.
2. Использование органами государственной безопасности предоставленных им прав для выполнения обязанностей, не предусмотренных настоящим Законом, не допускается.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.