Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 мая 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Прокофьевой Т.В. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Дело" (ИНН 2315010574, ОГРН 1022302383674) - Абакумова А.Г. (доверенность от 19.04.2013) и заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края (ИНН 2315020237, ОГРН 1042309105750) - Персиковой И.С. (доверенность от 08.05.2013), Кучковской А.В. (доверенность от 08.05.2013, Селихова М.Ю. (доверенность от 01.03.2013), рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.10.2012 (судья Шкира Д.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2013 (судьи Герасименко А.Н., Винокур И.Г., Сулименко Н.В.) по делу N А32-43736/2011, установил следующее.
ООО "Дело" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края (далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительными решений инспекции: от 05.09.2011 N 51406 о начислении 3 335 448 рублей налога на добавленную стоимость (далее - НДС), 68 758 рублей пеней за его несвоевременную уплату, взыскании 517 308 рублей 70 копеек штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) за его неполную уплату, от 05.09.2011 N 166 - об отказе в возмещении НДС; обязании инспекции возместить обществу 322 209 рублей НДС путем возврата на расчетный счет; взыскании 50 тыс. рублей судебных расходов.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.10.2011, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2013, заявленные обществом требования удовлетворены в части признания недействительными решений инспекции: от 05.09.2011 N 51406 о привлечении общества к налоговой ответственности по статье 122 Кодекса в виде штрафа в размере 20 % от неуплаченных сумм налога в размере 517 308 рублей 70 копеек, начисления 3 335 448 рублей НДС и 68 758 рублей пеней за его несвоевременную уплату, от 05.09.2011 N 1669 об отказе в возмещении полностью суммы НДС, заявленной к возмещению, возложения обязанности возместить 322 209 рублей НДС, взыскания 4 тыс. рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины и 40 тыс. рублей за услуги представителя. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что представленные договоры (с учетом приложенных в материалы дела других документов) являются договорами транспортной экспедиции при организации международной перевозки, поэтому обществу неправомерно начислен НДС, пени и штраф, а также отказано в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению.
В кассационной жалобе и дополнениях к ней инспекция просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, отказать обществу в удовлетворении заявленных требований. Налоговый орган считает, что судебные акты вынесены с нарушением норм материального права, основаны на ошибочном толковании подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса. Налогоплательщик не является экспедитором, так как не осуществляет организацию перевозки и ему вверялся груз для доставки получателю. Соответственно право на применение ставки 0% в отношении реализованных услуг у налогоплательщика отсутствует.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали доводы и возражения, изложенные в жалобе и отзыве на нее.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной обществом налоговой декларации по НДС за I квартал 2011 года, по результатам которой составила акт от 03.08.2011 N 38174 и вынесла решения от 05.09.2011 N 51406, которым начислено к уплате 3 335 448 рублей НДС, 68 758 рублей пеней по нему, взыскан штраф по пункту 1 статьи 122 Кодекса в размере 517 308 рублей 70 копеек штрафа, от 05.09.2011 N 1669 об отказе в возмещении полностью 322 209 рублей НДС, заявленного к возмещению.
Не согласившись с решениями инспекции, общество обратилось с апелляционными жалобами в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю, которое решениями от 28.10.2011 N 20-12-1034, 20-12-1035 оставило решения налогового органа без изменения, а жалобы - без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решений инспекции.
При рассмотрении дела судебные инстанции обоснованно исходили из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 146 Кодекса объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом в силу пункта 1 статьи 39 Кодекса реализацией товаров признается передача на возмездной основе права собственности на товары одним лицом другому лицу.
До 01.01.2011 в подпункте 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса содержалось положение о применении ставки 0% в отношении работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны.
Положение данного подпункта распространялось на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.
С 01.01.2011 подпункт 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса утратил силу, вместо него установлен перечень работ (услуг), связанных с экспортом, облагаемых по ставке налога на добавленную стоимость 0%, разделенный на несколько подгрупп, для каждой из которых предусмотрен подробный перечень документов, обосновывающих право применение ставки 0%.
В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса налогообложение по нулевой ставке производится при реализации услуг по международной перевозке товаров.
Под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.
Действие указанного подпункта распространяется и на услуги по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга) железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок и транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые российскими организациями или индивидуальными предпринимателями на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.
В целях названной статьи законодатель отнес к транспортно-экспедиционным услугам такие виды услуг, как: участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств, услуги по разработке и согласованию технических условий погрузки и крепления грузов, розыску груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировке грузов, обслуживанию и ремонту универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживанию рефрижераторных контейнеров и хранению грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.
Основанием для доначисления сумм НДС послужил вывод налогового органа о том, что общество необоснованно применило при исчислении подлежащей к уплате суммы налога по операциям налоговую ставку 0 % по реализации транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки в сумме 20 320 314 рублей 49 копеек.
Суд проверил доводы инспекции о наличии права на применение ставки 0% при оказании транспортно-экспедиционных услуг только при непосредственной организации экспедитором международной перевозки, тогда как из представленных обществом документов нельзя сделать вывод об участии его в организации самой международной перевозки. В случае, если организация не организует перевозку груза, то она не может быть признана экспедитором и применять налоговую ставку 0%.
Применяя к установленным им фактическим обстоятельствам по делу, выводы о наличии которых соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствами, положения Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 N 554 (далее - Правила) и Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), судебные инстанции признали ошибочными эти аргументы налогового органа, сославшись на статью 801 Гражданского кодекса, в силу которой по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами (пункт 3 статьи 801 Гражданского кодекса).
Таким образом, пункт 1 статьи 801 Гражданского кодекса содержит открытый перечень услуг, которые могут являться предметом договора транспортной экспедиции.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что общество заключило договоры транспортно-экспедиционного обслуживания с фирмой "Малситранс ЛТД" (США), ООО "ФосАгро-Транс", ООО "Морские грузовые перевозки", ООО "ВИЗ-Сталь" и трехсторонний договор, заключённый между обществом, ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат" и ОАО "Новороссийский торговый порт", проанализировав положения которых, суд отметил следующее.
Из условий договоров, заключенных обществом с фирмой "Малситранс ЛТД" (США) (заказчик) от 31.12.2009 N ЮО/ТЭО/02-10, N ЮО/ТЭО/03-10, N ЮО/ТЭО/04-10 следует, что общество оказывает транспортно-экспедиционное сопровождение перевалки экспортных и транзитных грузов, информационные услуги по предоставлению информации о движении вагонов с грузами клиента, их розыск после истечения срока доставки, оформление экспортной документации, организует прием-выдачу грузов, организует перемаркировку груза, организует завоз и вывоз груза на территорию порта, организует погрузо-разгрузочные работы (в том числе при затарке груза в контейнера по просьбе клиента), своевременно выполняет все необходимые таможенные формальности в Новороссийской таможне.
Предметом договора от 31.12.2009 N 602-7473 Г, заключенного между ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат" (заказчик), обществом (экспедитор) и ОАО "Новороссийский морской торговый порт" (порт), являются обязанности порта оказывать заказчику услуги по перевалке металлопродукции, экспедитора - осуществление транспортно-экспедиторского сопровождения перевалки грузов заказчика, представление интересов заказчика в части услуг, порученных ему заказчиком и оказываемых портом заказчику, действуя за вознаграждение и от имени заказчика. Заказчик обязуется обеспечивать поставку грузов на перегрузочный комплекс порта, подачу судов для погрузки грузов, оплачивать услуги порта. Договор является комплексным и смешанным, в отношениях между портом и заказчиком (и выступающим на стороне заказчика экспедитором) применяются нормы, регламентирующие договоры возмездного оказания услуг, подряда, хранения, транспортной экспедиции, а между заказчиком и экспедитором - нормами возмездного оказания услуг, транспортной экспедиции, установленные Гражданским кодексом.
По договору от 01.02.2010 N ЮО/ТЭО/50-09 с ООО "ФосАгро-Транс" (заказчик) общество приняло обязательства выполнить или организовать выполнение работ по транспортно-экспедиторскому обслуживанию и перевалке на суда по прямому варианту "вагон-борт судна" и через "Технологический комплекс для перегрузки сыпучих минеральных удобрений" в Новороссийском морском торговом порту экспортных минеральных удобрений клиента.
По договору от 29.04.2010 N ЮО/ТЭО/24-10 с ООО "Морские грузовые перевозки" (заказчик) общество обязалось оказывать услуги по организации перевалки на территории порта металлопродукции открытого хранения, поставляемой на экспорт через порт; выполнять транспортно-экспедиционное обслуживание и документальное оформление указанных операций. Оплата осуществляется в течение пяти банковских дней с даты выставления счета-фактуры и акта выполненных работ.
По договору от 29.01.2009 N ЮО/ТЭО/08-09 с ООО "ВИЗ-Сталь" (заказчик) общество оказывает услуги по перевалке на территории порта металлопродукции крытого хранения. Исполнитель осуществляет выполнение всех необходимых таможенных формальностей в Новороссийской таможне, транспортно-экспедиторское обслуживание груза клиента, организует оформление выгружаемой из вагонов экспортной продукции приемными актами, осуществляет прием груза от железной дороги повагонно для складирования груза и обеспечивает его отгрузку на суда, изготавливает экспортное поручение на погрузку с отметкой "Погрузка разрешена" пограничной таможни Российской Федерации и обеспечивает подписание капитанами судов коносаментов, манифестов на погруженную продукцию. Передает представителю клиента или высылает за счет клиента в его адрес оригиналы судовых грузовых документов, оформленных и изготовленных в количестве согласно письменным погрузочным инструкциям. На основании сверки с пограничным таможенным органом обеспечивает проставление в грузовых таможенных декларациях пограничным таможенным органом отметки "товар вывезен" заверенной личной печатью сотрудника таможенного органа с обязательным указанием даты вывоза за пределы таможенной территории РФ.
Изучив вышеуказанные договоры, суд установил, что в рассматриваемом случае услуги по перевозке грузов общество осуществляло в режиме "непрямого международного сообщения", т. е. когда перевозки грузов в международном сообщении осуществляются через расположенные в пределах приграничной территории железнодорожные станции и порты по перевозочным документам, оформленным в государствах, участвующих в перевозках, а также перевозки несколькими видами транспорта по отдельным перевозочным документам на транспорте каждого вида.
Суд отметил, что названные услуги по транспортно-экспедиционному обслуживанию в порту Новороссийск относятся к услугам по оформлению документов, приему и выдаче грузов, информационным услугам, платежно-финансовым услугам, услугам по подготовке и дополнительному оборудованию транспортных средств, погрузочно-разгрузочным и складским услугам, перечисленным в пунктах 3.1.2, 3.1.5, 3.1.4., 3.1.6, 3.1.8 Национального стандарта России ГОСТа Р 52298-2004. По настоящему договору общество, исходя из представленных им в материалы дела доказательств, фактически при организации международной перевозки товаров оказало транспортно-экспедиционные услуги, отвечающие признакам, указанным в подпункте 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса.
Из представленных в материалы дела документов следует, что общество (экспедитор) осуществляло согласование с ОАО "Новороссийский морской торговый порт" порядка погрузки (выгрузки) и контроль за выполнением последним погрузочно-разгрузочных работ, организуя информационно-документальный обмен между заказчиками и непосредственным их исполнителем - ОАО "Новороссийский морской торговый порт".
Договор транспортной экспедиции может предусматривать оказание экспедитором как фактических, так и юридических значимых услуг. Содержание фактических услуг составляют, например, проверка количества и состояния груза, подготовка груза к перевозке, упаковка, пакетирование, нанесение транспортной маркировки на груз, погрузка и выгрузка груза, организация доставки груза на станцию или в порт либо со станции получателю. Наряду с фактическими экспедитору приходится выполнять также юридические действия. Таково согласование с перевозчиком условий перевозки, заключение договоров перевозки от своего имени или от имени клиента, организация перевалки груза на другие виды транспорта, оформление документов на отправление и прием груза от перевозчика, прохождение таможенных процедур, участие в составлении коммерческих актов и другое.
Таким образом, договоры транспортной экспедиции могут принципиально отличатся содержанием обязанностей экспедитора друг от друга. Так, выделяются договоры о транспортно-экспедиционном обеспечении доставки груза получателю, о транспортно-экспедиционном обеспечении завоза (вывоза) грузов со станций железных дорог, в порты (на пристани) и аэропорты, об отдельных транспортно-экспедиционных операциях и услугах. Общим для всех этих видов договоров является то, что действия экспедитора по выполнению или организации выполнения услуг во всех случаях связаны с перевозкой груза.
Число разновидностей договора об отдельных транспортно-экспедиционных операциях и услугах не имеет законченного перечня. Но во всех подобных случаях договоры, заключаемые между экспедиторскими организациями и клиентами, признаются договорами транспортной экспедиции, регулирующими оказание клиенту со стороны экспедитора услуг, связанных с перевозкой груза. Тем самым на них распространяются нормы главы 41 Гражданского кодекса о транспортной экспедиции, а не общие положения о договорах возмездного оказания услуг (глава 39 Гражданского кодекса) (определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2012 N ВАС-4665/12).
Все перечисленные услуги оказаны обществом в отношении товара, транспортировка которого осуществлялась между двумя пунктами, один из которых находится на территории Российской Федерации, другой - за ее пределами, что подтверждается представленными документами (в частности, коносаментами).
Суд также учел, что сам факт международной перевозки грузов, экспедируемых обществом, налоговый орган не оспаривает.
Отношения между экспедитором и клиентом регулируются Гражданским кодексом, Федеральным законом от 30.06.2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" и Правилами.
Пунктом 4 Правил к транспортно-экспедиционным услугам отнесены услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза. Положения, обязывающие осуществлять перевозку исключительно экспедитором, отсутствуют.
Подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса подлежащими налогообложению по ставке 0 % указаны транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые при организации международной перевозки, которые, как установили судебные инстанции, оценив в совокупности и взаимосвязи имеющиеся в материалах дела доказательства, и выполнило общество.
Подлежит отклонению довод инспекции о том, что для квалификации договора в качестве транспортной экспедиции необходимо, чтобы общество доказало наличие у него статуса грузоотправителя или грузополучателя. Договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено заключение договоров с перевозчиком экспедитором от своего имени, тогда статусом грузоотправителя будет обладать сам экспедитор. Подобный подход отражен в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.12.2010 N 11612/10.
Суд проанализировал представленные к договорам документы: реестры оказанных услуг, счета на оплату, выставленных покупателю, банковские выписки, подтверждающие фактическое поступление выручки от покупателя указанных услуг на счет общества, счета-фактуры и акты приемки-сдачи выполненных работ (услуг), поручения на отгрузку грузов, коносаменты и сделал обоснованный вывод о том, что представленные договоры применительно к установленным по делу фактическим обстоятельствам являются договорами транспортной экспедиции при организации международной перевозки.
В связи с этим вывод суда о наличии у налогоплательщика права на применение ставки 0 % по спорным транспортно-экспедиционным услугам, оказанным им при организации международной перевозки основан на правильном применении норм права к установленным им конкретным обстоятельствам, соответствует имеющимся в материалах дела доказательствам.
Доводы жалобы фактически сводятся к переоценке исследованных и оцененных судебными инстанциями обстоятельств, что в полномочий кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.10.2012 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2013 по делу N А32-43736/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.