Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 4. Краткий анализ состояния законодательства Московской области по направлению деятельности Комитета за отчетный период
1. В развитие положений Конституции Российской Федерации о единой системе публичной власти, а также в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" был принят в новой редакции Устав Московской области.
В соответствии с конституционными основами единства публичной власти выстраивается обновленная модель организации и деятельности органов публичной власти на территории Московской области.
Закреплены положения, предусматривающие статус Московской области, ее административно-территориальное устройство, гарантии прав и свобод человека и гражданина в Московской области. Установлена система органов государственной власти Московской области, полномочия органов государственной власти Московской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения, статус законодательного органа Московской области, высшего должностного лица Московской области, установлена система исполнительных органов Московской области и иных государственных органов Московской области, вопросы местного самоуправления в Московской области и иные общие положения.
На основе принципа единства системы публичной власти определены основы участия органов, входящих в единую систему публичной власти в Московской области, в решении задач местного самоуправления.
Так систему органов государственной власти Московской области составляют: законодательный орган Московской области (Московская областная Дума), высшее должностное лицо Московской области (Губернатор Московской области), высший исполнительный орган Московской области (Правительство Московской области), центральные исполнительные органы Московской области.
Высшее должностное лицо признается обязательным органом публичной власти, который осуществляет руководство исполнительной властью в Московской области, определяет систему и структуру органов исполнительных органов Московской области.
В соответствии с принципом единства публичной власти высшее должностное лицо Московской области одновременно замещает государственную должность Российской Федерации и государственную должность Московской области.
Предусмотрены меры ответственности, применяемые к высшему должностному лицу. В частности, Губернатор Московской области может быть отрешен от должности Президентом Российской Федерации, в том числе в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации. При этом в течение 5 лет после отрешения указанного лица от должности Президентом Российской Федерации, такое лицо не может претендовать на эту должность ни в одном субъекте Российской Федерации.
Во избежание возможных кризисов установлен порядок временного исполнения обязанностей Губернатора Московской области.
Также определены основы деятельности иных государственных органов в Московской области (в частности, обеспечивающих деятельность Губернатора Московской области, Правительства Московской области, Уполномоченного по правам человека в Московской области, Уполномоченного по правам ребенка в Московской области). Установлено, что Контрольно-счетная палата Московской области является обязательным государственным органом Московской области, осуществляющим контроль за исполнением бюджета Московской области.
Введены нормы, направленные на повышение эффективности деятельности уровней публичной власти. Органы, входящие в единую систему публичной власти в Московской области, обеспечивают доступ населения к информации о своей деятельности, предусмотрена возможность их дистанционного взаимодействия, дистанционного участия в заседаниях законодательного органа Московской области.
2. Закон Московской области N 198/2022-ОЗ "О введении в действие Устава Московской области и признании утратившими силу некоторых законов Московской области".
Законом установлено, что Устав Московской области вводится в действие по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением отдельных норм, которые вводятся в действие с 1 января 2023 года.
Со дня вступления в силу Устава Московской области признается утратившими силу Устав Московской области N 55/96-ОЗ, Закон Московской области N 56/96-ОЗ "О введении в действие Устава Московской области", а также законы Московской области о поправках к Уставу Московской области и о введении их в действие.
3. Закон Московской области N 33/2022-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О защите населения и территории Московской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Законом на Правительство Московской области возложено обеспечение проведения эвакуационных мероприятий не только при возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, но при угрозе их возникновения.
Кроме того, уточнены полномочия Правительства Московской области в части оповещения населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации межмуниципального и регионального характера.
4. Закон Московской области N 24/2022-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О создании и упразднении судебных участков и должностей мировых судей в Московской области".
Законом внесены изменения в составы судебных участков Наро-Фоминского и Ногинского судебных районов Московской области в целях урегулирования служебной нагрузки мировых судей. Кроме того, внесены уточнения в описание состава некоторых судебных участков Балашихинского, Клинского, Люберецкого и Мытищинского судебных районов Московской области.
5. В целях увековечения памяти защитников Отечества разработаны и приняты следующие законы Московской области:
Закон Московской области N 54/2022-ОЗ "О присвоении поселку Зендиково, административно подчиненному городу Кашире Московской области, почетного звания Московской области "Населенный пункт воинской доблести";
Закон Московской области N 55/2022-ОЗ "О присвоении городу Кубинке, административно подчиненному городу Одинцово Московской области, почетного звания Московской области "Населенный пункт воинской доблести";
Закон Московской области N 56/2022-ОЗ "О присвоении городу Подольску Московской области почетного звания Московской области "Населенный пункт воинской доблести".
6. Закон Московской области N 68/2022-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О создании и упразднении судебных участков и должностей мировых судей в Московской области".
Законом внесены изменения в описание состава судебных участков Зарайского судебного района в связи с изменением категорий некоторых населенных пунктов, административно подчиненных городу Зарайску, уточнен перечень улиц города Зарайска, садовых некоммерческих товариществ и описание участков железной дороги.
Также, внесены изменения в описание состава судебных участков Ивантеевского судебного района в связи с изменениями в организации местного самоуправления и изменении категории города Ивантеевка и отнесении его в административное подчинение городу Пушкино Московской области, а также с целью более равномерного распределения служебной нагрузки мировых судей Ивантеевского судебного района Московской области, уточнения перечня улиц города Ивантеевки и описания участков железной дороги.
7. Закон Московской области N 73/2022-ОЗ "О внесении изменений в некоторые законы Московской области в сфере законодательства о выборах и референдумах".
Законодательно закреплено, что список избирателей может составляться в электронном виде, а серия и номер паспорта избирателя, участника референдума, могут быть внесены с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" при составлении списка избирателей на основании решения соответствующей избирательной комиссии.
Установлен порядок уточнения границ избирательных участков в случаях уменьшения численности избирателей, при этом признано утратившим силу ранее предусмотренное ограничение по уточнению границ избирательных участков один раз в 5 лет.
С 1 января 2023 года упразднен институт избирательных комиссий муниципальных образований, исключено нормативное регулирование в части назначения и осуществления полномочий членов территориальных, участковых комиссий с правом совещательного голоса.
Учтены требования Федерального закона от 1 апреля 2022 года N 90-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", устанавливающего обязанность для отдельных категорий лиц по декларированию сведений о цифровых финансовых активах и цифровой валюте.
8. Закон Московской области N 93/2022-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О символике в Московской области и муниципальных образованиях Московской области".
Законом уточнено понятие "знак отличия в Московской области", в него включены награды, благодарности и иные знаки отличия исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области.
9. Закон Московской области N 89/2022-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О создании и упразднении судебных участков и должностей мировых судей в Московской области".
Закон принят в целях приведения вышеуказанного Закона Московской области в соответствие с Федеральным законом от 30 декабря 2021 года N 455-ФЗ "Об упразднении Протвинского и Пущинского городских судов Московской области".
Законом упраздняются Протвинский и Пущинский судебные районы и, соответственно, судебные участки N 198, 199 Протвинского судебного района и судебный участок N 208 Пущинского судебного района, а также соответствующие должности мировых судей. Относящиеся к их ведению вопросы осуществления правосудия передаются в создаваемые в Серпуховском судебном районе судебные участки N 198, 199, 208 с соответствующими должностями мировых судей Московской области. В связи с этим сокращено количество судебных районов с 50 до 48.
Кроме того, описание судебных участков приведено в соответствие с действующим законодательством Московской области об административно-территориальном устройстве и в связи с изменением организации местного самоуправления на территории бывшего Серпуховского муниципального района, перераспределена служебная нагрузка мировых судей, уточнен состав судебных участков.
10. Закон Московской области N 67/2022-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности Московской области и должности государственной гражданской службы Московской области".
Законом уточняется порядок выплаты премий государственным гражданским служащим.
11. Закон Московской области N 113/2022-ОЗ "О внесении изменений в некоторые законы Московской области по вопросам противодействия коррупции".
Внесены изменения в Закон Московской области N 31/2009-ОЗ "О мерах по противодействию коррупции в Московской области" и Закон Московской области N 190/2017-ОЗ "О порядке проверки достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей в Московской области, и лицами, замещающими муниципальные должности в Московской области".
Перечень мер по противодействию коррупции в Московской области дополнен антикоррупционным просвещением, а также уточнен порядок обеспечения доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области.
В рамках контроля за законностью получения денежных средств, лицами замещавшими муниципальные должности, закреплена обязанность лица, осуществляющего проверку достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, направлять материалы проверки в органы прокуратуры Российской Федерации.
12. Закон Московской области N 128/2022-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О пожарной безопасности в Московской области".
Законом дополнены полномочия Правительства Московской области по утверждению порядка организации дублирования сигналов о возникновении пожара в подразделениях пожарной охраны.
13. Закон Московской области N 119/2022-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О Губернаторе Московской области".
Законом установлено полномочие Губернатора Московской области по утверждению порядка и принятию решения о присвоении имен государственных и общественных деятелей, представителей науки, культуры и других выдающихся лиц не только государственным предприятиям и учреждениям Московской области, муниципальным предприятиям и учреждениям в Московской области, но и их обособленным подразделениям.
14. Закон Московской области N 132/2022-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Об архивном деле в Московской области".
Закон устанавливает обязательные требования соблюдения законодательства об архивном деле на территории Московской области, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках регионального государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности и приложением, содержащим перечень обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства об архивном деле на территории Московской области.
15. Закон Московской области N 131/2022-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности Московской области и должности государственной гражданской службы Московской области".
Законопроектом увеличены коэффициенты, применяемые при исчислении должностных окладов государственных гражданских служащих аппарата Контрольно-счетной палаты Московской области, на 15 процентов.
16. Закон Московской области N 145/2022-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О пожарной безопасности в Московской области".
Законом изменен срок вступления в силу Закона Московской области N 77/2021-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О пожарной безопасности в Московской области" с 1 января 2023 года на 1 января 2025 года.
17. Закон Московской области N 142/2022-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О погребении и похоронном деле в Московской области".
Законом установлено, что контроль за постоянным хранением книг регистрации захоронений (захоронений урн с прахом) осуществляется в рамках регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства об архивном деле на территории Московской области.
18. Закон Московской области N 153/2022-ОЗ "О внесении изменений в некоторые законы Московской области".
Из перечня имущества, сведения о расходах по приобретению которого представляются представителю нанимателя, исключены акции, а также указанный перечень дополнен такими видами имущества, как цифровые финансовые активы и цифровая валюта в следующих законах Московской области:
N 16/97-ОЗ "О государственных должностях Московской области";
N 39/2005-ОЗ "О государственной гражданской службе Московской области";
N 137/2007-ОЗ "О муниципальной службе в Московской области";
N 191/2007-ОЗ "О статусе депутата Московской областной Думы".
19. Закон Московской области N 157/2022-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Об архивном деле в Московской области".
Полномочия исполнительных органов государственной власти Московской области в сфере архивного дела дополнены полномочием по организации архивного дела в Московской области.
Также, устанавливается порядок определения перечня материальных ресурсов, подлежащих передаче органам местного самоуправления городских округов Московской области, необходимых для осуществления переданных государственных полномочий и порядок отчетности органов местного самоуправления городских округов Московской области об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий.
20. Закон Московской области N 165/2022-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О созд
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.