Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к постановлению Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 15 февраля 2023 г. N 60
Подпрограмма
"Повышение мобильности трудовых ресурсов"
1. Паспорт подпрограммы
Наименование подпрограммы |
Повышение мобильности трудовых ресурсов |
Ответственный исполнитель подпрограммы (соисполнитель подпрограммы) |
Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения; государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Центр занятости населения Республики Саха (Якутия)" |
Участники подпрограммы |
1. Работодатели, испытывающие потребность в трудовых ресурсах. 2. Граждане, привлекаемые для трудоустройства на территории Республики Саха (Якутия) из других субъектов Российской Федерации (далее - привлекаемые граждане) |
Цель подпрограммы |
Содействие обеспечению потребности экономики Республики Саха (Якутия) в квалифицированных кадрах |
Задачи подпрограммы |
1. Создание организационных и информационных условий, способствующих переезду трудоспособного населения из других субъектов Российской Федерации в Республику Саха (Якутия) для работы в организациях, испытывающих потребность в квалифицированных работниках. 2. Содействие работодателям Республики Саха (Якутия) в привлечении квалифицированных кадров |
Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы |
1. Привлечено работников в рамках региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов. 2. Доля привлеченных в течение года работников, продолжающих осуществлять трудовую деятельность на конец года, в общей численности работников, привлеченных в течение года работодателями в рамках соглашения о предоставлении субсидии |
Сроки и этапы реализации подпрограммы |
2023 - 2024 годы |
Объем финансового обеспечения подпрограммы |
Объем финансового обеспечения подпрограммы: 80 000,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2023 год - 50 000,0 тыс. рублей; 2024 год - 30 000,0 тыс. рублей; а) за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - 4 800,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2023 год - 3 000,0 тыс. рублей; 2024 год - 1 800,0 тыс. рублей; б) за счет средств федерального бюджета - 131 520,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2023 год - 47 000,0 тыс. рублей; 2024 год - 28 200,0 тыс. рублей; в) за счет средств местного бюджета - 0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2023 год - 0 тыс. рублей; 2024 год - 0 тыс. рублей; г) за счет внебюджетных средств - 0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2023 год - 0 тыс. рублей; 2024 год - 0 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
1. Привлечено работников в рамках региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов по годам: 2023 год - 50 человек; 2024 год - 30 человек. 2. Доля привлеченных в течение года работников, продолжающих осуществлять трудовую деятельность на конец года, в общей численности работников, привлеченных в течение года работодателями в рамках соглашения о предоставлении субсидии, составит по годам: 2023 год - 81%; 2024 год - 83% |
2. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы
Республика Саха (Якутия) расположена в северо-восточной части Евразийского материка и является самым большим регионом Российской Федерации. Общая площадь континентальной и островной (Ляховские, Анжу и Де-Лонга, входящие в состав Новосибирских островов Северного Ледовитого океана) территории Якутии составляет 3,1 млн кв. км. Свыше 40 процентов территории республики находится за Полярным кругом.
Природно-климатические условия Якутии можно охарактеризовать как экстремальные. Это один из самых холодных регионов страны, большая часть территории которой расположена в зоне многолетней мерзлоты.
На начало 2021 года в республике проживало 982 тысячи человек. По численности населения Республика Саха (Якутия) занимает пятое место в Дальневосточном федеральном округе.
Средняя плотность населения - 0,31 человека на кв. км - является одной из самых низких в Российской Федерации.
В Якутии проживают представители 129 национальностей и 16 вероисповеданий, действуют более 70 национально-культурных объединений, 194 кочевые родовые общины коренных малочисленных народов Севера, 17 казачьих обществ и общественных организаций казаков, 158 религиозных организаций.
Республика относится к важнейшим минерально-сырьевым и горнодобывающим регионам, по рейтингу общих запасов всех видов природных ресурсов Якутия занимает первое место в Российской Федерации.
В январе-июне 2021 года индекс промышленного производства составил 126,1 процента в связи с увеличением производства продукции по следующим видам деятельности: "добыча алмазов" - в 2,1 раза, "добыча угля" - 124,1 процента, "добыча нефти и природного газа" - 108,9 процента.
За январь - июнь 2021 года отмечен рост производства важнейших видов промышленной продукции:
угля каменного и бурого на 67,5 процента (рост за счет АО ГОК ООО "Эльгауголь" согласно заключенным договорам на поставку продукции);
конденсата газового нестабильного на 55 процентов (ПАО "Газпром" в Республике Саха (Якутия);
газа горючего природного (газа естественного) в 2,2 раза (ПАО "Газпром" в Республике Саха (Якутия) за счет ввода в промышленную эксплуатацию Чаяндинского НГКМ и магистрального газопровода "Сила Сибири");
нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной на 6,6 процента;
алмазов природных (кроме технических) в 2,1 раза (АК "АЛРОСА" (ПАО).
Отмечается снижение добычи концентратов золотосодержащих на 5,1 процента.
В июне 2021 года ИПП увеличился на 44 процента к соответствующему месяцу прошлого года, что обусловлено ростом добычи алмазов в 28 раз, угля - на 13 процентов, нефти - на 6,5 процента.
Продукция сельского хозяйства за январь - июнь 2021 года по сравнению с январем - июнем 2020 года снизилась на 2,7 процента. Произведено на 17,6 процента меньше скота и птицы на убой (2 573 тонн), валовый надой молока меньше на 2,4 процента (56,7 тыс. тонн), на 20,1 процента больше произведено яиц (78,2 млн шт.).
Объем инвестиций в основной капитал за январь - июнь 2021 года (98,0 млрд рублей) незначительно превышает уровень аналогичного периода 2020 года и составил 100,2 процента.
Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", в январе - июне 2021 года составил 36,8 млрд рублей, или 76,7 процента к соответствующему периоду прошлого года.
Ввод жилья составил 55,6 процента относительно уровня января - июня 2020 года - 86 тыс. кв. метров.
Всеми видами транспорта в январе-июне 2021 года перевезено грузов (11,9 млн тонн) на 21,8 процента больше, чем в аналогичном периоде 2020 года, пассажиров (31,8 млн человек) на 21,1 процента больше. Рост грузооборота наблюдался в автомобильном и магистральном трубопроводном транспорте.
За январь - май 2021 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года индекс потребительских цен на товары и услуги по Республике Саха (Якутия) составил 105 процентов, в том числе на продовольственные товары - 105,4 процента, непродовольственные товары - 104,5 процента, услуги - 105,1 процента.
Сальдированный финансовый результат организаций за январь - май 2021 года (без субъектов малого предпринимательства) составил 113,9 млрд рублей, что на 60,5 процента больше, чем в аналогичном периоде прошлого года.
Уровень безработицы в среднем за январь - июнь 2021 года составил 7 процентов. Общая численность безработных составила 34,9 тыс. чел. (-5,4 процента к январю - июню 2020 года). Среднемесячная заработная плата в январе - июне 2021 года составила 81006,2 рублей с увеличением к соответствующему периоду прошлого года на 8,2 процента, в реальном выражении на 3 процента. Реальные располагаемые денежные доходы населения в 1 квартале текущего года снизились на 6,1 процента к 1 кварталу 2020 года.
Динамика экономического роста в основном определяется реализацией крупных инфраструктурных проектов и мероприятий национальных проектов.
В сентябре введены крупнейшие из построенных в постсоветской России объекты угледобычи - шахта и обогатительная фабрика "Инаглинская" в Нерюнгринском районе, терминал в порту Ванино в Хабаровском крае.
На этап практического осуществления, благодаря поддержке Президента Российской Федерации В.В. Путина, вышел проект строительства Ленского моста. Объект включен в национальную программу развития Дальнего Востока. Завершена разработка первого этапа проектно-сметной документации. В ближайшее время планируется выход на строительную площадку. 21 декабря межведомственная комиссия при Минтрансе России поддержала проект, как приоритетный, и направила на рассмотрение Правительственной комиссии по транспорту для определения объемов и сроков финансирования из федерального бюджета.
На федеральной автодороге "Вилюй" введены четыре мостовых перехода через реки Малая Ботуобуя в Мирнинском районе, Тюкян в Нюрбинском улусе, Улахан Мугур и Сасар-Юрях в Сунтарском улусе.
В 2020 году введено 534,9 км автомобильных дорог. Ярким событием года стало завершение строительства автодороги "Кобяй".
Несмотря на всю сложность ситуации удалось сохранить положительную динамику реализации национальных проектов. Объемы финансирования, выделяемые из федерального бюджета республике, ежегодно увеличиваются. В 2020 году общая сумма средств, направленных на реализацию национальных проектов, составила 28,5 млрд рублей, что на 28 процентов выше уровня 2019 года, в том числе из федерального бюджета 17,4 млрд рублей (в 1,3 раза больше прошлого года). Жилищный фонд Республики Саха (Якутия) по состоянию на 1 января 2018 года составляет 21,8 млн кв. м. В среднем на каждого жителя республики приходится 22,5 кв. м общей площади жилых помещений.
Широко реализуются меры по поддержке семей с детьми. В рамках регионального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей" нацпроекта "Демография" по итогам года более 20 тыс. семей получили выплаты в связи с рождением детей.
В 2020 году численность населения республики выросла на 1,3 процента до 984,7 тыс. человек. Впервые за 6 лет повысилась рождаемость детей, в 2020 году родилось 12 957 детей, что на 140 детей (1,1 процента) больше, чем в 2019 году (12 817).
В рамках нацпроекта "Жилье и городская среда" в 2020 году для республики выделено дополнительное финансирование на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в размере 10,1 млрд рублей, расселено 5,5 тыс. чел. (105 процентов - исполнение плана) из аварийного жилья площадью 103,5 тыс. кв. м (107 процентов - исполнение плана).
В рамках программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда расселено 5,5 тыс. чел. (105 процентов к плану) из аварийного жилья площадью 103,5 тыс. кв. м (107 процентов к плану). Наибольшее количество многоквартирных домов взамен аварийных введено в Чурапчинском улусе (4 дома) и Алданском районе (3 дома). ГО "Жатай" стал первым населенным пунктом России, в котором полностью ликвидировано аварийное жилье.
В 2020 году на приобретение жилья и улучшение жилищных условий 1 209 граждан (семей) льготных категорий направлено 1 684,0 млн рублей. Из них 620,2 млн рублей на жилье для 418 детей-сирот. 24,8 млн рублей направлено на социальные выплаты 7 ветеранам Великой Отечественной войны. 430 молодых семей улучшили жилищные условия на 127,1 млн рублей, обеспечены жильем 33 ветерана боевых действий на 89,7 млн рублей и 34 инвалида на 92,6 млн рублей.
По программе "Дальневосточная ипотека", в рамках которой государство субсидирует процентную ставку по ипотечным жилищным кредитам до 2 процентов, 3,3 тыс. молодых семей воспользовались кредитами на общую сумму 12,8 млрд рублей.
За 2020 год перевезено 22,3 млн тонн грузов (к уровню 2019 года - 85,8 процента), грузооборот составил 5 307 млн тонн км (95,5 процента), перевезено 44,3 млн пассажиров (47,3 процента), пассажирооборот - 2 673,5 млн пасс. км (65,4 процента).
По спецтарифам до центральных городов России перевезено 92,7 тыс. жителей республики, в города Сибири и Дальнего Востока - 3,7 тыс. человек.
По социально значимым направлениям перевезено 16,2 тыс. пассажиров с охватом 23 улусов, из районных центров арктических улусов до узлового аэропорта "Якутск" - 4,5 тыс. пассажиров по 14 маршрутам. Средняя цена за авиабилет с учетом 70 процентов субсидии составляет 4,5 тыс. рублей, по межулусным направлениям с учетом 50 процентов субсидии - 12,3 тыс. рублей.
Решается вопрос участия республики в создании Дальневосточной авиакомпании, задачами которой определены повышение транспортной доступности и снижение цен на авиабилеты.
На сегодня проект строительства Ленского моста активно реализуется в рамках подписанного в феврале 2020 года концессионного соглашения между регионом, консорциумом Госкорпорации "Ростех" и группой ВИС. Подписан кредитный договор между ПАО "Сбербанк России" и ООО "Восьмая концессионная компания".
В 2020 году введено 534,9 км автомобильных дорог. Завершено строительство автодороги "Кобяй", обеспечивающей круглогодичную связь с. Кобяй с центральными районами республики, с выходом на ФАД "Вилюй".
На автодороге "Умнас" в Хангаласском районе проасфальтирована дорога до с. Булгунняхтах. На автодороге "Амга" в Усть-Майском районе строится мост через р. Аллах-Юнь, в Томпонском районе - дорога к Джебарики-Хая, реконструирован мост через р. Бере на дороге "Бетюн", на автодороге "Оймякон" введен мост через р. Тирех-Юрях, мосты на дороге "Анабар".
Продолжается строительство II очереди республиканского онкологического диспансера и Кардиососудистого центра в г. Якутске.
Республика Саха (Якутия) подтвердила высокие позиции в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации и единственной среди субъектов Дальнего Востока вошла в ТОП-20.
Активное взаимодействие с федеральными органами власти и привлечение внебюджетных инвестиций в инфраструктуру республики позволили в 2020 году за счет всех источников ввести 43 социальных объекта, в том числе 9 школ на 1 878 мест, 6 детских садов на 1 159 мест, 14 фельдшерско-акушерских пунктов, 3 врачебные амбулатории, 1 терапевтическое отделение, 5 объектов культуры и 5 объектов физической культуры и спорта.
Введены 14 фельдшерско-акушерских пунктов и 3 врачебные амбулатории в 17 районах республики и пригороде г. Якутска, в том числе в 5 труднодоступных населенных пунктах: с. Баханай Жиганского, с. Урицкое Олекминского, с. Березовка Среднеколымского, с. Охотский-Перевоз Томпонского и с. Юкагир Усть-Янского районов. Построена больница с поликлиникой на 180 посещений в пос. Батагай Верхоянского улуса. Офис врача общей практики в с. Кердем Хангаласского улуса планируется открыть до 1 марта 2021 года.
Усиливается материально-техническая база здравоохранения в промышленных районах. В г. Ленске открыто сосудистое отделение, в г. Нерюнгри появился ангиографический комплекс и МРТ-оборудование для сосудистого отделения, открыта детская поликлиника. Приобретено 8 автомашин скорой медицинской помощи.
В 2020 году введено 6 детских садов на 1 159 мест в с. Ытык-Кюель Таттинского, г. Нюрбе Нюрбинского, с. Сунтар Сунтарского, с. Юнкюр Олекминского районов, в 203 микрорайоне и 68 квартале (мкр "Прометей") г. Якутска, в том числе 326 ясельных мест.
Открыт первый в республике центр цифрового образования детей "IТ-куб" в Нюрбинском районе, который посещают 410 детей.
В Национальной библиотеке Республики Саха (Якутия) внедрена система дистанционного обслуживания читателей с предоставлением услуг через интернет: организован call-центр, внедрена услуга "Персональный библиотекарь", книговыдача электронной библиотеки возросла с 438 тыс. в 2019 году до 2,9 млн электронных документов в 2020 году.
Открыты виртуальный концертный зал в г. Алдане, новый кинозал в г. Ленске, первый мультимедиа-гид с технологией дополненной реальности на основе цифровой платформы "Артефакт" в Национальном художественном музее. Созданы 10 библиотек нового формата со SMART-лабораториями.
Республика занимает лидирующие позиции по показателям естественного прироста:
по естественному приросту населения и по рождаемости 7 место среди регионов России и 1 место на Дальнем Востоке;
по смертности населения 6 место в порядке возрастания среди регионов России и самый низкий на Дальнем Востоке.
Впервые, начиная с 1990 года, миграционная убыль населения сменилась ее приростом.
Естественный прирост населения по сравнению с 2019 годом сократился на 25,9 процента и составил 4 на 1000 человек населения. Основными факторами снижения рождаемости остаются сокращение численности женщин репродуктивного возраста, а также тенденция откладывания рождения детей на более поздний срок.
В 2020 году сложившаяся экономическая ситуация, вызванная эпидемией коронавирусной инфекции, негативно отразилась на рынке труда республики. Своевременно принятые меры по поддержке экономики позволили сохранить рабочие места и не допустить массовых сокращений.
В настоящее время в республике, равно как в Российской Федерации в целом, вследствие снижения рождаемости в 90-е годы XX века, наблюдается сокращение населения трудоспособного возраста. Если на начало 2010 года доля численности населения республики трудоспособного возраста в общей численности населения составляла 63,9 процента, то на начало 2021 года соотношение сократилось до 58,2 процента. На 1 января 2021 года численность трудоспособного населения республики составила 571,4 тыс. человек.
В январе - декабре 2018 года численность рабочей силы составила 500,5 тыс. человек, или 51,8 процента от общей численности населения. Численность занятых в экономике увеличилась на 0,5 процента и составила 465,8 тыс. человек. Численность безработных в 2018 году уменьшилась на 2,6 процента и составила 34,7 тыс. человек.
Уровень общей безработицы в 2018 году снизился до 6,9 процента и по сравнению с соответствующим периодом 2017 года уменьшился на 0,2 п.п. Уровень безработицы в сельских поселениях составил 8,7 процента, городских - 6,2 процента, у мужчин - 8,9 процента, что на 4.1. п.п. выше, чем у женщин (4,8 процента). Наибольшую долю в общей численности безработных составляли лица в возрасте 20-29 лет (36,2 процента от их общей численности), 30-39 лет (22,9 процента), 40-49 лет и 50-59 лет (по 15,4 процента). Из общего числа безработных имели среднее общее образование 34,8 процента, среднее профессиональное образование по программе подготовки специалистов среднего звена - 26,6 процента, среднее профессиональное образование по программе подготовки квалифицированных рабочих (служащих) (включая начальное профессиональное образование) - 14,2 процента, высшее образование - 14,2 процента, основное общее образование - 10,4 процента.
При этом ситуация на регистрируемом рынке труда на протяжении ряда последних лет характеризуется тенденцией к снижению предложения рабочей силы при заметном повышении спроса.
В результате этих процессов рынок труда в Республике Саха (Якутия) сталкивается с дефицитом трудовых ресурсов.
По прогнозным оценкам доля населения в трудоспособном возрасте с 58,8 процента в 2017 году сократится к 2024 году до 58,6 процента, что окажет влияние на рост демографической нагрузки с 701 нетрудоспособного на 1000 лиц трудоспособного возраста в 2017 году до 721,5 в 2024 году.
С учетом снижения смертности населения в трудоспособном возрасте, повышения уровня экономической активности населения (в том числе в старших возрастах), благодаря увеличению продолжительности здоровой жизни, а также сокращению миграционного оттока населения, численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте в 2024 году увеличится на 0,4 процента до 563,9 тыс. человек.
Среднегодовая численность занятых в экономике будет увеличиваться и прогнозируется в 2024 году на уровне 505,5 тыс. человек. Ожидается снижение численности лиц в трудоспособном возрасте, не занятых трудовой деятельностью и учебой, за счет роста экономической активности неработающего населения трудоспособного возраста. Уровень безработицы в 2024 году снизится до 6,7 процента рабочей силы.
В целях создания условий, способствующих эффективному развитию рынка труда, и обеспечения реализации прав граждан на защиту от безработицы реализуется государственная программа Республики Саха (Якутия) "Содействие занятости населения Республики Саха (Якутия)".
В рамках государственной программы организована работа по трудоустройству местного населения в промышленные предприятия республики, профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию, стимулированию трудовой мобильности, безработных и незанятых граждан, проживающих на территории Республики Саха (Якутия).
В 2020 году на профобучение направлено 2559 безработных и незанятых граждан. В рамках госпрограммы реализованы планы профессионального обучения безработных, высвобождаемых работников, на замещение иностранной рабочей силы, малоимущих граждан, нуждающихся в социальной поддержке. Особое место занимает обучение по техническим профессиям и основам предпринимательской деятельности в целях создания собственного дела.
В рамках приоритетного проекта Республики Саха (Якутия) "Местные кадры - в промышленность" направлены на обучение 203 человека. В 2020 году в проекте участвовали 39 компаний, трудоустроено 8758 чел. из числа проживающих на территории республики, в том числе в возрасте до 30 лет - 3947 чел., в сельской местности - 1565 чел.
В соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2018 г. 2077-З N 45-VI "О Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года" к числу приоритетов социально-экономического развития республики относится кадровое обеспечение потребностей экономики.
Основными мерами реализации данного направления Стратегии являются проведение эффективной миграционной политики, создание рабочих мест, проведение активной политики поддержки занятости граждан, модернизация институтов рынка труда, переподготовка и повышение квалификации работников, получения новых компетенций, а также повышение мобильности трудовых ресурсов.
Ожидаемые результаты от реализации Стратегии: снижение уровня общей безработицы до 5,3 процента; доля занятого населения в возрасте 25-65 лет, прошедшего повышение квалификации (переподготовку), профессиональное обучение, в общей численности занятого в экономике населения данной возрастной группы до 50 процентов.
Реализация региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов будет способствовать улучшению качества рабочей силы в Республике Саха (Якутия), снижению дефицита квалифицированных кадров, сокращению дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы по профессионально-квалификационным параметрам.
В результате реализации на востребованные рабочие места будут привлечены 80 человек из других субъектов Российской Федерации.
В целях реализации региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 октября 2021 г. N 444 утверждены порядок и критерии отбора работодателей, подлежащих включению в региональную программу повышения мобильности трудовых ресурсов, порядок исключения работодателей из региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов, порядок и условия предоставления работодателям финансовой поддержки, предусмотренной сертификатом на привлечение трудовых ресурсов.
3. Цель, задачи и целевые показатели (индикаторы) подпрограммы
Целью подпрограммы является содействие обеспечению потребности экономики Республики Саха (Якутия) в квалифицированных кадрах.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
1) создание организационных и информационных условий, способствующих переезду трудоспособного населения из других субъектов Российской Федерации в Республику Саха (Якутия) для работы в организациях, испытывающих потребность в квалифицированных работниках;
2) содействие работодателям Республики Саха (Якутия) в привлечении квалифицированных кадров.
Реализация подпрограммы позволит обеспечить потребность экономики республики в квалифицированных трудовых ресурсах.
Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы:
1. Привлечено работников в рамках региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов - 80 человек, в том числе по годам:
2023 год - 50 человек;
2024 год - 30 человек.
2. Доля привлеченных в течение года работников, продолжающих осуществлять трудовую деятельность на конец года, в общей численности работников, привлеченных в течение года работодателями в рамках соглашения о предоставлении субсидии, составит по годам:
2023 год - 81 процент;
2024 год - 83 процента.
Показатели определяются на основе ведомственного статистического наблюдения.
4. Общая характеристика работодателей, а также работ, для выполнения которых работодатели планируют привлекать работников в рамках подпрограммы
4.1. Акционерная компания "АЛРОСА" (публичное акционерное общество)
АК "АЛРОСА" (ПАО) - лидер алмазодобывающей отрасли мира, российская горнорудная компания с государственным участием (далее - "АЛРОСА").
По итогам 2020 года группа "АЛРОСА" получила положительные финансовые результаты. EBITDA составила 87,6 млрд рублей, чистая прибыль - 32,2 млрд рублей, свободный денежный поток - 79,5 млрд рублей (на 67 процентов больше 2019 года). Восстановление продаж в конце года позволило досрочно выплатить два банковских кредита на общую сумму 275 млн долларов и погасить оставшуюся часть выпуска еврооблигаций 2010 года в сумме 494 млн долларов.
"АЛРОСА" придерживается принципов ответственного ведения бизнеса, стремясь соответствовать высоким мировым стандартам, в том числе в области устойчивого развития. Компания также вносит свой вклад в достижение целей устойчивого развития ООН. В 2021 году компания стала участником Глобального договора ООН (ГД ООН) (UN Global Compact) - добровольной инициативы лидеров для развития, внедрения и информирования о лучших бизнес-практиках в области устойчивого развития.
"АЛРОСА" сохраняет свою приверженность развитию регионов присутствия, создавая рабочие места и улучшая условия жизни людей. Компания является крупнейшим работодателем Республики Саха (Якутия). В рамках проекта "Местные кадры в промышленность" в 2020 году работу получили более 1 500 человек из Якутии, всего было трудоустроено более 1 700 человек из числа местных жителей в регионах присутствия.
Показатель текучести кадров "АЛРОСА" в 2020 году составил 13,6 процента, что на 6 п.п. выше 2019 года, что обусловлено как плановой реорганизацией, так и внеплановыми сокращениями в связи с приостановкой деятельности предприятий по причине пандемии COVID-19. Часть персонала была уволена из подразделений компании в связи с переводом к другому работодателю (пункт 5 статьи 77 ТК РФ) в созданные профильные учреждения дочерних обществ. Всего за 2020 год было переведено 224 человека, из них 86 процентов сотрудников - в дочерние и зависимые общества.
Профессиональное обучение и дополнительное образование работников компании осуществляется в соответствии с потребностью структурных подразделений и дочерних и зависимых обществ "АЛРОСА" на базе центра подготовки кадров.
АК "АЛРОСА" (ПАО) заботится о здоровье работников и их семей, предоставляя ДМС и заключая договоры с медицинскими учреждениями. В 2020 году на данное направление выделено более 360 млн рублей, помощь по ДМС получили более 2,2 тыс. сотрудников, детей и пенсионеров.
Общая численность работников по состоянию на 1 июля 2022 года - 20091 человек:
граждан, постоянно проживающих на территории республики, - 18663 человека;
граждан из других субъектов Российской Федерации -1428 человек;
иностранных граждан - 362 человека.
За 2021 год создано 777 новых рабочих мест, при этом принято на вновь созданные рабочие места 612 человек.
Средняя заработная плата за 2021 год по компании составила 155 255 рублей. На 15 июля 2022 года в "АЛРОСА" 1817 свободных рабочих мест.
"АЛРОСА" заявило о потребности в привлечении в 2023 году как рабочих, так и инженерного состава с опытом работы, всего 20 человек: старшего мастера по ремонту оборудования, электрогазосварщика, занятого на резке и ручной сварке, машиниста экскаватора (ЭКГ 10, ЭКГ 15), электромонтера по ремонту воздушных линий электропередачи, водителя автомобиля (автобуса), участкового маркшейдера, докера-механизатора, производителя работ, ведущего инженера-гидрогеолога, специалиста в области культуры (руководителя любительских объединений, руководителя самодеятельного коллектива, руководителя кружка, руководителя студии, аккомпаниатора), специалиста в области спорта (тренера, тренера-преподавателя по спорту по категориям, инструктора по спорту).
4.2. Акционерное общество "Жатайская судоверфь"
Акционерное общество "Жатайская судоверфь" (далее - АО "Жатайская судоверфь") создано путем реорганизации в форме преобразования в мае 2018 года, является правопреемником ООО "Жатайская судоверфь". Уставный капитал общества составляет 132,2 млн рублей. Основной вид деятельности - строительство кораблей, судов и плавучих конструкций.
В рамках государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2014 г. N 366, на территории Республики Саха (Якутия) реализуется комплексный инвестиционный проект "Модернизация и развитие российских мощностей по созданию современного речного флота для внутренних водных путей" (далее - проект). Работа по подготовке и реализации проекта проводится под эгидой Минпромторга России и Правительства Республики Саха (Якутия). Основным заказчиком (застройщиком) проекта выступает АО "Жатайская судоверфь".
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2019 г. N 775 АО "Жатайская судоверфь" предоставлены бюджетные инвестиции на общую сумму 4 106,2 млн рублей за счет средств федерального бюджета в виде взноса Российской Федерации в уставный капитал общества на осуществление обществом капитальных вложений в объект капитального строительства проекта. Средства будут направляться с 2019 по 2021 годы.
Строительство судоверфи начато со 2 квартала 2019 года. Ведутся работы по устройству фундаментов под судоверфь с температурной стабилизацией грунтов. С 2020 года начато строительство блока корпусных производств, а также приступили к работам по техприсоединению к сетям инженерной инфраструктуры.
В Ленском бассейне зарегистрировано более 45 судовладельцев. В период навигации в Ленском бассейне ежегодно эксплуатируется более 1,2 тыс. единиц. Флот имеет сверхнормативный срок эксплуатации, так средний возраст судов составляет 36 лет при нормативном сроке 25 лет. Реализация комплексного инвестиционного проекта позволит обеспечить бесперебойные грузоперевозки внутренним и водным транспортом в Ленском бассейне и Арктической зоне Российской Федерации (в т.ч. северный завоз) за счет обновления флота на современной высокотехнологичной Жатайской судверфи# в кооперации с другими судостроительными и машиностроительными предприятиями Российской Федерации. В рамках реализации проекта за период 2022 - 2036 годов общество планирует (проектная мощность объекта):
строительство до 10 речных судов в год различных типов и назначений с реализацией клиентоориентированного подхода. Поэтапный выход на создание 100 процентов судокомплекта российского производства;
утилизацию не менее 2 списанных судов в год (1 200 тонн металла).
С 1 апреля 2020 года АО "Жатайская судоверфь" присвоен статус резидента ТОР "Якутия", обществу необходимо к 2024 году создать 664 новых рабочих места.
Общая численность работников на 19 сентября 2022 года составила 31 человек:
граждан, постоянно проживающих на территории республики, - 28 человек;
граждан из других субъектов Российской Федерации - 3 человека;
иностранных граждан - 0 человек.
Размер среднемесячной заработной платы работников составлял 154 290 рублей. На 19 сентября 2022 года в АО "Жатайская судоверфь" 89 свободных рабочих мест.
Общество испытывает дефицит в высококвалифицированных специалистах по узким специальностям для выполнения работ в судостроительной отрасли при производстве судов.
В связи с отсутствием специалистов необходимой узконаправленной специализации и квалификации на территории РС (Я) АО "Жатайская судоверфь" требуется привлечь 8 работников из других субъектов РФ: технический директор, мастер контрольного участка, начальник отдела по качеству, инженер по оптимизации механосборочного производства в судостроении, инженер по стандартизации, специалист по проектированию и конструированию в области судостроения (конструктор, проектировщик), специалист программного обеспечения сварочного производства, главный сварщик.
4.3. Публичное акционерное общество "Якутская топливно-энергетическая компания"
Публичное акционерное общество "Якутская топливно-энергетическая компания" - основное газодобывающее предприятие в Республике Саха (Якутия), которое больше 50 лет занимается производством и добычей природного газа, газового конденсата и сжиженного углеводородного газа (далее - ПАО "ЯТЭК"). Компания была основана в 1967 году одновременно с первыми практическими шагами, направленными на газификацию Республики Саха (Якутия).
В течение последующих 50 лет специалисты ПАО "ЯТЭК" осваивали новые месторождения в непростых климатических условиях природы Якутии, обеспечивая теплом и энергией дома жителей республики и предприятия самого северного региона России.
ПАО "ЯТЭК" владеет лицензиями на 7 участков недр в Якутии, 2 участка недр в Республике Калмыкия. Промышленная разработка ведется на Средневилюйском и Мастахском месторождениях. Толонский лицензионный участок находится в стадии завершения геологоразведки, запуск промышленной разработки планируется осуществить до 2025 года. Тымтайдахское месторождение, Майский, Северный, Южный участки и участки в республике Калмыкия находятся в стадии изучения.
С 2019 года компания для реализации проекта по строительству магистрального газопровода (МГП) протяженностью более 1000 км, от действующих месторождений ЯТЭК до побережья Охотского моря с возведением прибрежного СПГ-завода на берегу Охотского моря в Хабаровском крае, развивает новые перспективные направления деятельности, увеличиваются объемы добываемого сырья, внедряются прогрессивные подходы в управлении производством. ПАО "ЯТЭК" имеет следующие дочерние компании: ООО "Экто-Ойл", ООО "ЯТЭК-моторное топливо", ООО "ЯТЭК-Логистика", ООО "ЯГПК", ООО "Межозерное", ООО "Восточно-Сибирская компания", ООО "ЯТЭК-Инвест", ООО "Сахагазсинтезнедра".
Общая численность работников в 2022 году составляла 701 человек:
граждан, постоянно проживающих на территории республики, - 553 человека;
граждан из других субъектов Российской Федерации - 144 человека;
иностранных граждан - 4 человека.
Размер среднемесячной заработной платы работников составлял 140 327 рублей. Всего в компании 26 вакантных рабочих мест.
Социальная эффективность осуществляемой экономической деятельности достигается за счет создания новых рабочих мест (в том числе высокопроизводительных), в результате приобретения лицензионных участков.
ПАО "Якутская топливно-энергетическая компания" планирует привлекать специалистов для выполнения следующих работ:
в рамках реализации стратегии геологоразведочных работ (ГРР), нацеленной на увеличение ресурсной базы:
проведение сейсморазведочных работ в период 2021 - 2025 гг.;
МОГТ-2D-23100 пог. км;
МОГТ-3D-975 кв. км;
бурение 23 поисково-разведочных скважин;
проведение ГИС, КРС-138 скважин.
Увеличение ресурсной базы по газу за счет доразведки на текущих лицензионных участках и приобретение новых лицензий для реализации новых крупномасштабных проектов требует от предприятия вовлечения в производственный процесс высококвалифицированных и опытных специалистов, отсутствующих на рынке труда республики: инженер-химик 1 кат./лаборатория химического анализа, механик/АУП цеха добычи, инженер-техник по АСУ ТП/Управление метрологии и автоматизации, главный специалист/отдел информационных технологий г. Якутск (инженер-программист 1С).
4.4. Публичное акционерное общество "Якутскэнерго"
Публичное акционерное общество "Якутскэнерго" (далее - ПАО "Якутскэнерго") занимает одно из первых мест в стране по площади обслуживания (территория республики составляет 1/5 часть России) и по протяженности ЛЭП различных классов напряжения, которая равна половине длины экватора (свыше 20 тыс. км).
Кроме того, энергосистема Якутии обладает самым большим в стране количеством дизельных электростанций - 152 шт., 136 из которых объединены в дочернюю компанию акционерного общества "Сахаэнерго".
Энергетики Якутии работают в сложнейших природно-климатических условиях: почти вся республика лежит в зоне вечной мерзлоты, толщина которой местами достигает 500 и более метров, а амплитуда колебаний температуры превышает 100 градусов - зимой воздух охлаждается до минус 60°С, а летом нагревается до плюс 40°С.
ПАО "Якутскэнерго" осуществляет деятельность во всех четырех энергорайонах республики: Центральном, Западном, Южно-Якутском, Северном.
На 1 февраля 2021 года установленная электрическая мощность объектов ПАО "Якутскэнерго" составляет 1 140,465 МВт, тепловая - 1 723,651 Гкал/ч.
В состав ПАО "Якутскэнерго" входят Каскад Вилюйских ГЭС им. Е.Н. Батенчука, снабжающий электроэнергией Западную Якутию; Якутская ТЭЦ - первая теплоэлектростанция энергосистемы, в 2017 году отметившая свое 80-летие. Якутская ГРЭС и введенная в эксплуатацию в ноябре 2017 года Якутская ГРЭС-2 являют собой электрическое "сердце" столицы республики и 10 прилегающих районов, где проживает более полумиллиона якутян, а также вместе с ЯТЭЦ и столичными теплоснабжающими предприятиями обеспечивают тепловой энергией более 300 тысяч жителей Якутска.
Два сетевых предприятия (Западные и Центральные электрические сети) гарантируют транспортировку электроэнергии до потребителей. В их ведении 9085,7 и 13709,7 тыс. км линий электропередачи в воздушном и кабельном исполнении всех классов напряжения соответственно.
Энергосбыт "Якутскэнерго" осуществляет реализацию электрической и тепловой энергии и услуг ЖКХ на территории 20 районов республики. В остальных муниципальных образованиях в зонах своей деятельности сбытовые функции выполняют службы дочерних обществ "Сахаэнерго" и "Теплоэнергосервис". Совокупно все они обслуживают порядка 328,5 тысячи абонентов.
Всего у компании четыре дочерних общества: АО "Сахаэнерго", лидер развития малой энергетики России; АО "Якутская энергоремонтная компания", специализирующееся на ремонтах оборудования, тепловых сетей и ВЛ, а также их строительстве; АО "Энерготрансснаб", главной задачей которого является обеспечение бесперебойного снабжения предприятий энергосистемы материально-техническими ресурсами и своевременная их доставка; АО "Теплоэнергосервис", отвечающее за бесперебойное теплоснабжение населения Оймяконского, Усть-Янского, Усть-Майского, Алданского, части Мирнинского районов, г. Ленска, и Охотского муниципального района Хабаровского края.
Общая численность работников на 1 августа 2022 года составляла 4421 человек:
граждан, постоянно проживающих на территории республики, - 4399 человек;
граждан из других субъектов Российской Федерации - 20 человек;
иностранных граждан - 2 человека.
Размер среднемесячной заработной платы работников составил 90,4 тыс. рублей. Всего в компании на 31 июля 2022 года 160 вакантных рабочих мест.
В ПАО "Якутскэнерго" в связи с дефицитом квалифицированных кадров на рынке труда, оттоком населения в центральные регионы РФ, сменой поколения возрастных работников и отсутствием возможности удовлетворения потребности в узкоспециализированных квалифицированных кадрах из числа граждан трудоспособного возраста, проживающих на территории республики, требуются:
диспетчер района сетей 2 группы ОДГ Томпонского РЭС, мастер участка 3 группы СУ Кюпцы Эльдиканского РЭС, электромонтер по эксплуатации распределительных сетей 3-4 разряда Чурапчинского РЭС, электромонтер по эксплуатации распределительных сетей 3 разряда Томпонского РЭС, электромонтер по эксплуатации распределительных сетей 5 разряда Эльдиканского РЭС, электромонтер по ремонту воздушных линий электропередачи 3-4 разряда Чурапчинского РЭС, электромонтер по ремонту воздушных линий электропередачи 3-4 разряда Томпонского РЭС, электромонтер по ремонту воздушных линий электропередачи 3-4 разряда Эльдиканского РЭС, электромонтер оперативно-выездной бригады 4-5 разряда СВПС Центрального РЭС, электромонтер по обслуживанию подстанций 4-5 разряда СВПС Центрального РЭС, электромонтер по обслуживанию подстанций 4 разряда СВПС Центрального РЭС.
4.5. Акционерное общество "РНГ"
Акционерное общество "РНГ" создано в 2003 году с целью освоения месторождений углеводородного сырья (далее - АО "РНГ"). Входит в группу компаний EASTSIB HOLDING ("Истсиб Холдинг"). С 2010 года АО "РНГ" владеет лицензией на разведку и добычу углеводородного сырья в пределах участка Восточные блоки Среднеботуобинского нефтегазоконденсатного месторождения (ВБ СБ НГКМ), расположенного в юго-западной части Республики Саха (Якутия). Предприятие включено в список системообразующих предприятий топливно-энергетического комплекса, составленный Минэнерго РФ.
Основной офис АО "РНГ" расположен в г. Москве, офисы обособленных подразделений находятся в Якутске, Мирном, Ленске, Усть-Куте, Самаре и Тюмени и на территории СбНГКМ.
Общая численность работников на 27 июля 2022 года на территории Республики Саха (Якутия) составляла 541 человек:
граждан, постоянно проживающих на территории республики, - 68 человек;
граждан из других субъектов Российской Федерации - 472 человека;
иностранных граждан - 1 человек.
Размер среднемесячной заработной платы работников составлял 135 000 рублей. Всего в компании 30 вакантных рабочих мест.
В АО "РНГ" для организационных мероприятий в области охраны труда и промышленной безопасности, геологического сопровождения бурения и нефтедобычи, транспортировки нефти и газа в связи с отсутствием в регионе персонала, удовлетворяющего необходимым требованиям к уровню опыта и профессиональной квалификации, требуются в 2023 году:
начальник управления безопасности труда и производственного контроля, заместитель начальника службы охраны труда, главный специалист службы охраны труда, начальник службы экологической безопасности, начальник отдела трубопроводного транспорта, инженер-геолог геологического отдела, ведущий специалист отдела по надзору за строительством.
4.6. Акционерное общество "Сахатранснефтегаз"
Акционерное общество "Сахатранснефтегаз" - современное, динамично развивающееся предприятие учреждено Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 17 декабря 2003 года (далее - АО "Сахатранснефтегаз").
Акционерами АО "Сахатранснефтегаз" являются Республика Саха (Якутия) в лице Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) (84,43 процента) и АО "РИК Плюс" (15,57 процента).
Предприятие снабжает природным газом 100 населенных пунктов Республики Саха (Якутия). Ежегодно конечным потребителям поставляет около 1700 млн куб. м переработанного природного газа. Акционерное общество эксплуатирует более 1000 производственных объектов, в том числе 61 газораспределительную станцию, 40 радиорелейных станций, 446 газорегуляторных пунктов.
Основные виды деятельности компании:
транспортировка газа по магистральным газопроводам общей протяженностью 2 741 км;
эксплуатация газораспределительных сетей в городах и населенных пунктах протяженностью 4 935 км;
сбыт природного газа конечным потребителям в Центральном энергорайоне;
производство и реализация продукции переработки природного газа;
добыча природного газа со Среднетюнгского газоконденсатного месторождения;
инвестиционная и генподрядная деятельность, услуги заказчика-застройщика;
иные виды деятельности: техническое обслуживание; услуги розничной торговли.
АО "Сахатранснефтегаз" имеет локальный участок на Среднетюнгском месторождении, откуда природный газ поставляется в три населенных пункта в Вилюйском улусе - это удаленные села Усун, Кюбяинде и Тербяс. Запасы участка не используется в полную мощь, в связи с этим сегодня ведется работа по увеличению объемов и расширению географии поставки газа.
Отраднинское ГКМ - еще одно газоконденсатное месторождение, где "Сахатранснефтегаз" добывает газ и снабжает природным газом город Ленск, который находится от месторождения в 65 километрах. На Отраднинском ГКМ "Сахатранснефтегазом" выполнены сейсморазведочные работы 2D и 3D, пробурены две поисковые скважины. Доказанные запасы газа увеличены с 6,3 млрд куб. м до 34,8 млрд куб. м.
Компания имеет лицензии на геологическое изучение, включающее поиски, оценку, разведку и добычу полезных ископаемых на Улугурском и Эргеджейском участках недр. Оба участка расположены в непосредственной близости к трассам магистрального газопровода "Сила Сибири" и нефтепровода "ВСТО". Прогнозные запасы газа по категории D2 составляют 217,3 млрд куб. м на Улугурском участке и 78,3 млрд куб. м на Эргеджейском участке, нефти - 7,3 млн тонн на Улугурском участке и 15 млн тонн на Эргеджейском участке.
Один из крупных пунктов инвестиционных проектов - модернизация Якутского газоперерабатывающего завода, которая осуществляется поэтапно. Назначением Якутского ГПЗ является дополнительная осушка природного газа для надежного газоснабжения применительно к экстремально низким зимним климатическим условиям.
Инвестиционный проект предусматривает модернизацию существующих установок завода с интеграцией турбодетандерного агрегата, который позволит увеличить степень подготовки природного газа. Расширение завода позволит наладить производство нового для Якутии продукта - сжиженного природного газа, который будет использоваться как для газификации населенных пунктов, удаленных от магистральных газопроводов, так и в качестве моторного топлива для различных видов транспорта. Завершен и введен в эксплуатацию пункт налива СУГ. Подходит к концу строительство новой головной газораспределительной станции г. Якутска (РУР). Также завершены строительно-монтажные работы газофракционной установки для производства СУГ. Ведутся проектно-изыскательные работы малотоннажного производства сжиженного природного газа.
Общая численность работников на территории Республики Саха (Якутия) по состоянию на дату составления заявления, в том числе:
граждан, постоянно проживающих на территории Республики Саха (Якутия), - 2285;
граждан из других субъектов Российской Федерации - 2 (московская область);
иностранных граждан - 1 (Украина).
Размер среднемесячной заработной платы работников - 81 319 рублей.
Социальная эффективность осуществляемой экономической деятельности:
создание новых рабочих мест (в том числе высокопроизводительных) - 8;
сохранение рабочих мест на достигнутом уровне, сокращение рабочих мест - нет.
В связи с отсутствием квалифицированного персонала необходимой квалификации на территории Республики Саха (Якутия) АО "Сахатранснефтегаз" требуется привлечь 20 работников из других субъектов РФ: электрогазосварщика 6 разряда (5 человек), слесаря строительного 5 разряда (5 человек), машиниста трубоукладчика 6 разряда (5 человек), дефектоскописта (5 человек).
4.7. ООО Старательская артель "Золото Ыныкчана"
Название "Золото Ыныкчана" предприятие получило от имени ручья Ыныкчан, в русле которого в 30-е годы ХХ века было найдено золото, и одноимённого посёлка - самого первого населённого пункта в районе.
Это успешное высокотехнологичное предприятие по добыче россыпного золота, занимающее первое место среди золотодобывающих компаний Усть-Майского района и второе в республике по добыче россыпного золота.
В структуре компании 13 участков:
6 горных участков;
участок ТЗТ (тяжелой землеройной техники), которая работает на всех горных участках;
участок АТЦ (автотранспортный цех), где техника работает и по посёлку, и по участкам, и по межгороду (доставляет грузы и топливо);
ОГЭМ (отдел главного электромеханика: строительство ЛЭП, подстанций, котельных установок, резервных источников питания (РИП), обслуживание и ремонт электросетей, электрооборудования);
участок ТВС (тепло-водоснабжение, строительство и ремонт квартир и общежитий, пилорама);
ШОУ (шлихообогатительный участок). Завершающий этап добычи золота. Его там промывают, продувают, отделяют, взвешивают чистый металл и пакуют для отправки на аффинажный завод;
лётный участок (пока самый небольшой). В распоряжении компании два воздушных судна Ан-2;
склад, управление.
Общая численность работников на 26 сентября 2022 года составляла 625 человек:
граждан, постоянно проживающих на территории республики, - 104 человека;
граждан из других субъектов Российской Федерации - 392 человека;
иностранных граждан - 210 человек.
Размер среднемесячной заработной платы работников составлял 171 тысячу рублей. Всего в компании 45 вакантных рабочих мест.
В связи с отсутствием квалифицированного персонала необходимой квалификации на территории Республики Саха (Якутия) ООО "Старательская артель "Золото Ыныкчана" требуется привлечь 58 работников из других субъектов РФ: машинистов бульдозеров "Catterpillar" (10 человек), машинистов бульдозера "Четра Т-11" (10 человек), водителей "БЕЛАЗ" (10 человек), инженеров-маркшейдеров (2 человека), геологов (2 человека), мастера-обогатителя, машинистов погрузчика марки "САТ992С", "САТ 992G" "Liebherr-550" (10 человек), машинистов экскаватора гидр. марки "Cat. 330, 336" V-ковша 1,8 куб. м, "Liebherr-9150" (10 человек), машинистов крана автомобильного грузоподъемностью не менее 25 тонн (2 человека), машиниста автогрейдера "Cat 160K".
4.8. Общество с ограниченной ответственностью "Эльгауголь"
Общество с ограниченной ответственностью "Эльгауголь" (далее - ООО "Эльгауголь") является операционной компанией, владеющей лицензией на право пользования недрами Эльгинского месторождения N ЯКУ 03730 ТЭ сроком 31 декабря 2033 года. Эльгинское месторождение - одно из крупнейших в мире месторождений высококачественного коксующегося угля с запасами более 2 млрд тонн и чрезвычайно низким содержанием серы, фосфора и азота. Обществом ведутся работы по проектированию 15 новых обогатительных фабрик, в том числе в настоящее время ведется строительство 5 обогатительных фабрик, завершение строительства и запуск которых планируется в 2022 - 2023 гг. Плановые показатели добычи угля на 2022 год составляли 22 тыс. тонн.
Общая численность работников на 28 сентября 2022 года составляла 1327 человек:
граждан, постоянно проживающих на территории республики, - 362 человека;
граждан из других субъектов Российской Федерации - 962 человека;
иностранных граждан - 3 человека.
Размер среднемесячной заработной платы работников по данным за 1 полугодие 2022 года составлял 136 900 рублей. Всего в компании 143 вакантных рабочих места.
В связи с отсутствием квалифицированного персонала необходимой квалификации на территории Республики Саха (Якутия) ООО "Эльгауголь" требуется привлечь 20 работников из других субъектов РФ: мастеров смены (4 человека), наладчиков КИПиА 6 разряда (2 человека), начальника цеха, аппаратчиков установок обогащения (9 человек), системных инженеров (2 человека), электромехаников (2 человека).
5. Сроки и этапы реализации подпрограммы
Срок реализации подпрограммы 2023 - 2024 годы. Этапы не предусмотрены.
Срок реализации подпрограммы может быть продлен на последующий трехлетний период с уточнением при необходимости механизмов реализации подпрограммы и с учетом оценки эффективности реализации подпрограммы.
6. Финансовое обеспечение реализации подпрограммы
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 июня 2019 г. N 1234-р "О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2015 г. N 696-р" Республика Саха (Якутия) вошла в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным.
Финансовое обеспечение мероприятий региональной программы осуществляется за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), включая предоставленную государственному бюджету Республики Саха (Якутия) субсидию из федерального бюджета.
Включение средств субсидии из федерального бюджета республиканскому бюджету осуществляется при условии заключения соглашения о предоставлении субсидии между Федеральной службой по труду и занятости и Правительством Республики Саха (Якутия), основанием для заключения которого является распределение субсидий федеральным законом о федеральном бюджете на софинансирование региональных программ, прошедших в установленном порядке отбор и согласование.
Главным распорядителем средств, направляемых на реализацию мероприятий региональной программы, является Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения.
Объемы финансирования региональной программы определены на основании Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Содействие занятости", входящего в состав национального проекта "Демография", и предусматривающих дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на повышение мобильности трудовых ресурсов, предусмотренные приложением N 25 к государственной программе Российской Федерации "Содействие занятости населения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 298 (далее - правила).
В состав затрат на реализацию мероприятий региональной программы предусмотрены расходы на предоставление финансовой поддержки работодателям, прошедшим отбор на право получения сертификата на привлечение трудовых ресурсов, подтверждающего участие в региональной программе. Порядок предоставления финансовой поддержки, предусмотренной сертификатом на привлечение трудовых ресурсов, утверждается Правительством Республики Саха (Якутия).
Потребность субъекта в субсидии из федерального бюджета определяется по формуле:
Sitm = (Nitm х С) х Kitm,
где:
Nitm - численность работников, которых планируется привлечь для реализации инвестиционных проектов в рамках региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов из субъектов Российской Федерации, не включенных в перечень (далее - работники), в i-м субъекте Российской Федерации;
С - размер финансовой поддержки, предоставляемой работодателю для привлечения одного работника, равный 1000,0 тыс. рублей;
Kitm - доля средств, предоставляемых из федерального бюджета бюджету i-го субъекта Российской Федерации, на реализацию региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов.
Общий объем бюджетных средств на оказание финансовой поддержки, предоставляемой работодателю, составит:
в 2023 году:
общий объем финансирования:
50 человек х 1 000,0 тыс. рублей = 50 000,0 тыс. рублей;
в том числе за счет средств федерального бюджета:
50 000,0 тыс. рублей х 94% = 47 000,0 тыс. рублей,
за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия):
50 000,0 тыс. рублей - 47 000,0 тыс. рублей = 3 000,0 тыс. рублей;
в 2024 году:
общий объем финансирования:
30 человек х 1 000,0 тыс. рублей = 30 000,0 тыс. рублей;
в том числе за счет средств федерального бюджета:
30 000,0 тыс. рублей х 94% = 28 200,0 тыс. рублей;
за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия):
30 000,0 тыс. рублей - 28 200,0 тыс. рублей = 1 800,0 тыс. рублей.
Таким образом, общий объем бюджетных расходов на реализацию мероприятий региональной программы в 2023 - 2024 годы составит 80 000,0 тыс. рублей, в том числе:
за счет средств федерального бюджета - 75 200,0 тыс. рублей;
за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - 4 800,0 тыс. рублей.
Региональной программой предусмотрено информирование работодателей и населения в средствах массовой информации по вопросам трудовой мобильности и привлечения трудовых ресурсов.
Ресурсное обеспечение региональной программы, осуществляемое за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), средств субсидии из федерального бюджета, носит прогнозный характер и подлежит ежегодному уточнению при формировании проектов соответствующих бюджетов на очередной финансовый год и плановый период.
7. Перечень программных мероприятий подпрограммы
Для достижения цели и решения задачи подпрограммы необходимо реализовать ряд основных мероприятий.
Создание организационных и информационных условий, способствующих переезду трудоспособного населения из других субъектов Российской Федерации в Республику Саха (Якутия) для работы в организациях, испытывающих потребность в квалифицированных работниках осуществляется путем информирования работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Саха (Якутия), и граждан, проживающих в других субъектах Российской Федерации о возможности трудоустройства на территории Республики Саха (Якутия) в рамках реализации подпрограммы, в том числе с использованием Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа России" (далее - ЕЦП).
В рамках данного мероприятия предусматриваются:
проведение информационной и разъяснительной работы с работодателями о возможности участия в подпрограмме;
подготовка совместно с работодателями информационных материалов, в том числе в электронном виде, для направления в другие субъекты Российской Федерации потребности работодателей - участников подпрограммы в квалифицированных кадрах;
размещение в СМИ и региональных интернет-ресурсах информационных материалов о работодателях, участвующих в подпрограмме;
организация работы горячей линии по вопросам трудоустройства граждан за пределами места постоянного проживания;
размещение информации о ходе реализации подпрограммы, вакансиях на ЕЦП.
Задача - содействие работодателям Республики Саха (Якутия) в привлечении квалифицированных кадров.
Основное мероприятие - организация предоставления финансовой поддержки работодателям для привлечения работников из других субъектов Российской Федерации.
Цель основного мероприятия - компенсация расходов работодателя на предоставление мер поддержки работнику, привлеченному в рамках реализации подпрограммы повышения мобильности трудовых ресурсов для трудоустройства из другого субъекта Российской Федерации.
В рамках указанного мероприятия предусматривается:
отбор работодателей, подлежащих включению в подпрограмму на 2024 год;
отбор работодателей, имеющих право на получение сертификата на привлечение трудовых ресурсов (далее - сертификат) участника подпрограммы;
предоставление сертификата работодателям на привлечение трудовых ресурсов;
оказание работодателю финансовой поддержки, предусмотренной сертификатом;
контроль за соблюдением работодателем условий предоставления финансовой поддержки, предусмотренной сертификатом и соглашением.
Правила отбора работодателей, подлежащих включению в подпрограмму, правила оказания финансовой поддержки, предусмотренной сертификатом, утверждаются нормативным правовым актом Правительства Республики Саха (Якутия).
8. Эффективность и результативность подпрограммы
Реализация подпрограммы будет способствовать улучшению качества и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда Республики Саха (Якутия), снижению дефицита квалифицированных кадров, сокращению дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы по профессионально-квалификационным параметрам.
Основные показатели эффективности и результативности подпрограммы предусматривают достижение следующих показателей:
привлечено работников в рамках региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов не менее 80 человек;
доля привлеченных в течение года работников, продолжающих осуществлять трудовую деятельность на конец года, в общей численности работников, привлеченных в течение года работодателями в рамках соглашения о предоставлении субсидии, не менее 83 процентов.
Расчет эффективности по каждому целевому показателю проводится путем сопоставления значений показателей, запланированных в региональной программе, с достигнутыми результатами.
Показатели эффективности подпрограммы оцениваются согласно следующим значениям:
высокий уровень эффективности, если достижение значений целевых показателей составляет более 90 процентов;
средний уровень эффективности, если достижение значений целевых показателей составляет от 85 процентов до 90 процентов;
низкий уровень эффективности, если достижение значений целевых показателей составляет от 80 процентов до 85 процентов.
При достижении значений целевых показателей подпрограммы менее 80 процентов реализация подпрограммы считается недостаточно эффективной.
К рискам реализации региональной программы, вследствие которых возможно недостижение целевых показателей (индикаторов) программы, относятся:
отсутствие достаточного количества квалифицированных специалистов из числа жителей субъектов Российской Федерации, не включенных в перечень, желающих трудоустроиться в рамках региональной программы в Республике Саха (Якутия);
расторжение трудовых договоров по инициативе работников в период реализации региональной программы;
невозможность выполнения работодателями условий участия в региональной программе в связи с изменением экономической ситуации на предприятиях.
В целях минимизации указанных рисков планируется применение следующих механизмов:
повышение информированности квалифицированных специалистов из числа жителей субъектов Российской Федерации, не включенных в перечень, о возможностях трудоустройства в Республике Саха (Якутия), в том числе через ЕЦП;
оперативная корректировка региональной программы.
9. Управление реализацией подпрограммы и контроль за ходом ее реализации
Управление реализацией региональной программы и контроль за ходом ее исполнения осуществляет Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения.
При реализации мероприятий региональной программы Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения:
координирует действия участников региональной программы;
разрабатывает план реализации региональной программы (при необходимости, с учетом сроков реализации мероприятий региональной программы);
организует выполнение мероприятий региональной программы;
проводит мониторинг реализации региональной программы;
осуществляет контроль за соблюдением работодателями условий предоставления финансовой поддержки, в том числе посредством анализа информации о поступивших страховых взносах в государственные внебюджетные фонды;
готовит предложения по корректировке региональной программы.
Контроль за выполнением целевых показателей программы, своевременным, эффективным и полным использованием средств, выделенных на реализацию подпрограммы, осуществляет Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения.
Внешний государственный финансовый контроль за использованием средств республиканского бюджета на реализацию региональной программы осуществляет Министерство финансов Республики Саха (Якутия).
При осуществлении контроля Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения взаимодействует с исполнительными органами государственной власти Республики Саха (Якутия), органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия), Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия), государственным учреждением - Региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия).
Приложение N 1
к подпрограмме "Повышение
мобильности трудовых ресурсов"
государственной программы
Республики Саха (Якутия)
"Содействие занятости населения
Республики Саха (Якутия)"
Ресурсное обеспечение
и прогнозная оценка расходов на реализацию подпрограммы "Повышение мобильности трудовых ресурсов" государственной программы Республики Саха (Якутия) "Содействие занятости населения Республики Саха (Якутия)"
(тыс. рублей)
|
Наименование подпрограммы |
Источник финансирования |
2023 год |
2024 год |
Всего на 2023 - 2024 годы |
Подпрограмма |
Повышение мобильности трудовых ресурсов |
всего: |
50 000,0 |
30 000,0 |
80 000,0 |
Государственный бюджет Республики Саха (Якутия) |
3 000,0 |
1 800,0 |
4800,0 |
||
Федеральный бюджет |
47 000,0 |
28 200,0 |
75 200,0 |
||
Местные бюджеты |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
||
Внебюджетные источники |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
||
Основное мероприятие |
Оказание информационного содействия потенциальным участникам подпрограммы |
всего: |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Государственный бюджет Республики Саха (Якутия) |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
||
Федеральный бюджет |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
||
Местные бюджеты |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
||
Внебюджетные источники |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
||
Основное мероприятие |
Организация предоставления финансовой поддержки работодателям для привлечения работников из других субъектов Российской Федерации |
всего: |
50 000,0 |
30 000,0 |
80 000,0 |
Государственный бюджет Республики Саха (Якутия) |
3 000,0 |
1 800,0 |
4 800,0 |
||
Федеральный бюджет |
47 000,0 |
28 200,0 |
75 200,0 |
||
Местные бюджеты |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
||
Внебюджетные источники |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Приложение N 2
к подпрограмме "Повышение
мобильности трудовых ресурсов"
государственной программы
Республики Саха (Якутия)
"Содействие занятости населения
Республики Саха (Якутия)"
Сведения
о показателях (индикаторах) подпрограммы "Повышение мобильности трудовых ресурсов" государственной программы Республики Саха (Якутия) "Содействие занятости населения Республики Саха (Якутия)"
N |
Наименование показателя (индикатора) |
Единица измерения |
Ответственный исполнитель государственной программы |
Значения показателей |
|
2023 |
2024 |
||||
Подпрограмма "Повышение мобильности трудовых ресурсов" | |||||
1. |
Привлечено работников в рамках региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов |
человек |
Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения |
50 |
30 |
|
Основное мероприятие. Организация предоставления финансовой поддержки работодателям для привлечения работников из других субъектов Российской Федерации |
||||
2. |
Доля привлеченных в течение года работников, продолжающих осуществлять трудовую деятельность на конец года, в общей численности работников, привлеченных в течение года работодателями в рамках соглашения о предоставлении субсидии |
процент |
Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения |
81 |
83 |
<< Приложение N 2 |
Приложение >> N 4 |
|
Содержание Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 февраля 2023 г. N 60 "О внесении изменений в государственную программу... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.