Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утвержден
постановлением Правительства
Белгородской области
от 13 февраля 2023 г. N 76-пп
Бюджетный прогноз
Белгородской области на долгосрочный период до 2036 года
I. Основные положения
Бюджетный прогноз Белгородской области на долгосрочный период до 2036 года (далее - бюджетный прогноз) разработан в соответствии со статьей 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Белгородской области от 15 августа 2016 года N 277-пп "Об утверждении Порядка разработки и утверждения бюджетного прогноза Белгородской области на долгосрочный период".
Бюджетный прогноз разработан на 14 лет (2023 - 2036 годы) на основе прогноза социально-экономического развития Белгородской области на долгосрочный период.
Основные показатели прогноза социально-экономического развития Белгородской области на период до 2036 года приведены в приложении N 1 к настоящему бюджетному прогнозу.
Целью разработки бюджетного прогноза является оценка основных и наиболее вероятных тенденций развития бюджетной системы Белгородской области, позволяющая обеспечить необходимый уровень сбалансированности консолидированного и областного бюджетов Белгородской области и достижение стратегических целей социально-экономического развития Белгородской области.
II. Условия формирования бюджетного прогноза в текущем периоде
Основные показатели прогноза социально-экономического развития Белгородской области на период до 2036 года разработаны исполнительными органами Белгородской области на основе анализа тенденций развития, итогов социально-экономического развития области за 2021 год и оценки 2022 года, предусмотренных распоряжением Правительства Белгородской области от 26 декабря 2022 года N 1042-рп "Об утверждении прогноза социально-экономического развития Белгородской области на 2023 год и на период до 2025 года", с учетом базового варианта сценарных условий развития российской экономики, а также стратегических направлений развития региона и намерений хозяйствующих субъектов.
Социально-экономическая политика Правительства области в долгосрочной перспективе будет проводиться на основе целей, поставленных в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", положений Стратегии социально-экономического развития Белгородской области, региональных составляющих национальных проектов, государственных программ области, а также приоритетов, определенных Губернатором области.
Приоритеты развития региона сосредоточены на сохранении экономического потенциала области и дальнейшей адаптации экономики в условиях беспрецедентного внешнего давления.
В контексте новой политической и социально-экономической реальности стратегической целью развития региона является сохранение обеспечения устойчивого роста реального сектора экономики области, инвестиционной привлекательности, развитие малого и среднего бизнеса, стимулирование инновационной деятельности, развитие цифровой экономики, развитие инфраструктуры, повышение производительности труда, реализация конкурентных преимуществ экспортно ориентированных секторов экономики, формирование современной среды обитания и развития человеческого потенциала.
Реализация Правительством области антикризисных мер позволяет прогнозировать сохранение положительных тенденций развития области в долгосрочном периоде.
Объем валового регионального продукта области по оценке в 2021 году составит в текущих основных ценах 1300,4 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 3,3 процента выше уровня 2020 года, валовой региональный продукт на душу населения достигнет 846,3 тыс. рублей.
Реализация мероприятий по развитию промышленного производства позволяет оценивать индекс промышленного производства в области за 2022 год на уровне 101,9 процента. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по промышленным видам деятельности по оценке в 2022 году составит 1360,3 млрд рублей. Выпуск продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств за 2022 год достигнет по оценке 364,8 млрд рублей или 101,8 процента в сопоставимых ценах к уровню 2021 года. В результате реализации комплекса мер, направленных на повышение инвестиционной привлекательности области, объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2022 году оценивается в объеме 175 млрд рублей или 93,1 процента в сопоставимых ценах к уровню 2021 года.
По оперативным данным, представленным министерством строительства Белгородской области, в 2022 году сдано в эксплуатацию 840,6 тыс. кв. метров жилья. Оборот розничной торговли в 2022 году оценивается в объеме 433,8 млрд рублей и составит 94,6 процента в сопоставимых ценах к уровню 2021 года, объем платных услуг - 102,9 млрд рублей или 101,4 процента в сопоставимых ценах к уровню 2021 года. Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций по области за 2022 год превысит 46 тыс. рублей и увеличится по сравнению с 2021 годом на 10,9 процента. В 2022 году в результате естественного и миграционного движения среднегодовая численность населения области составит по оценке 1521,8 тыс. человек.
Индекс потребительских цен (среднегодовой) в долгосрочном периоде не превысит 104 процента.
Реализация Правительством области мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики, исполнение показателей национальных проектов, реализация комплексного плана мероприятий, направленных на увеличение объема валового регионального продукта Белгородской области в 2 раза, утвержденного постановлением Правительства Белгородской области от 26 июля 2021 года N 285-пп, осуществление мониторинга финансово-хозяйственной деятельности системообразующих организаций, осуществление мониторинга предоставления федеральных и региональных мер поддержки субъектам предпринимательства и населению позволяют прогнозировать валовой региональный продукт области в 2036 году в объеме 2865,2 млрд рублей с ростом к 2021 году в действующих ценах в 2,2 раза, в сопоставимых ценах - в 1,4 раза. Основной объем валового регионального продукта области в прогнозируемом периоде будут обеспечивать предприятия, осуществляющие деятельность в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, строительстве, транспортировке и хранении, социальной сфере.
В структуре экономики области промышленный комплекс занимает 36,9 процента. В долгосрочном периоде в промышленности деятельность Правительства области будет направлена на создание новых современных конкурентоспособных производств и инновационных производственных технологий, рост производительности труда, увеличение числа высокопроизводительных рабочих мест, подготовку квалифицированных рабочих кадров, сохранение и дальнейшее развитие достигнутых предприятиями позиций на внешнем и внутреннем рынках.
Развитие промышленного производства области в значительной мере зависит от устойчивого функционирования предприятий горно-металлургического комплекса, которые проводят модернизацию и техническое перевооружение производств, совершенствуют действующие и внедряют новые технологии добычи и обогащения железной руды. Ведущие предприятия данного направления: АО "Лебединский ГОК", АО "Стойленский ГОК" осуществляют добычу железных руд открытым способом; АО "Комбинат "КМАруда" и ООО "Яковлевский ГОК" - подземным способом; АО "ОЭМК им. А.А. Угарова" - производство сортового горячекатаного проката и катанки.
Развитию промышленного производства способствует реализация национального проекта "Производительность труда". По итогам 2022 года целевые показатели национального проекта превысили плановые значения. Белгородская область входит в 12 регионов-лидеров национального проекта.
Деятельность предприятий пищевой промышленности будет направлена на модернизацию, реконструкцию действующих и создание новых производств для обеспечения переработки возрастающих объемов сельскохозяйственной продукции, улучшение качества и расширение ассортимента продукции, что будет способствовать снижению зависимости от импортного производства.
Основной вклад в развитие агропромышленного комплекса региона вносят крупные агрохолдинговые структуры, занимающие ведущие позиции на рынке продовольствия в своих товарных сегментах. Среди них: группа компаний "ЭФКО", группа компаний "Мираторг", группа компаний "Агро-Белогорье", группа компаний "Приосколье", группа компаний "Славянка", группа компаний "Русагро", группа компаний "БВК", Агропромышленный холдинг "БЭЗРК-Белгранкорм", группа компаний "Авида", группа компаний "Зеленая Долина", ОАО "Белгородский молочный комбинат", ЗАО "Алексеевский молочно-консервный комбинат".
В области сформирован высокотехнологичный биофармацевтический кластер. Компаниями кластера созданы современные производства ряда жизненно важных и социально значимых лекарственных препаратов по стандартам GMP: филиал АО "Верофарм" в г. Белгороде, ООО "ПИК-ФАРМА ЛЕК", ООО "Эдвансд Фарма", ООО "Полисинтез", ООО "НПФ ВИК", а также производства инновационных импортозамещающих композитов для стоматологии АО "ОЭЗ ВладМиВа" и ООО "Технодент".
Для обеспечения надежности энергоснабжения предприятий области, удовлетворения растущей потребности в энергоносителях, обусловленной вводом промышленных и сельскохозяйственных производств, новых социальных объектов и индивидуального жилищного строительства, продолжается реализация инвестиционных программ предприятий топливно-энергетического комплекса. К наиболее крупным организациям, определяющим развитие топливно-энергетического комплекса региона, относятся: филиал ПАО "Квадра" - "Белгородская генерация", филиал ПАО "Россети Центр" - "Белгородэнерго", АО "Белгородская сбытовая компания", ОАО "Теплоэнерго" г. Старого Оскола, ООО "Газпром межрегионгаз Белгород", АО "Газпром газораспределение Белгород".
Применение цифровых технологий позволяет перейти на более качественный уровень управления объектами жизнеобеспечения, повысить эффективность работы предприятий топливно-энергетического комплекса, сформировать современную инфраструктурную среду и, как следствие, улучшить качество жизни белгородцев.
Принимаемые меры дают возможность прогнозировать в 2036 году объем отгруженной продукции по промышленным видам экономической деятельности на сумму 2919,1 млрд рублей, что в действующих ценах в 2 раза выше уровня 2021 года. Рост промышленного производства в 2036 году составит 159 процентов в сопоставимых ценах к уровню 2021 года. Наибольший удельный вес в структуре промышленного производства так же будут занимать предприятия обрабатывающих производств, в том числе по производству пищевых продуктов, металлургическому производству, производству готовых металлических изделий, производству прочей неметаллической минеральной продукции. В прогнозируемом периоде сохранится тенденция опережающего роста выпуска продукции предприятиями обрабатывающих производств.
В целях развития сельскохозяйственного производства в долгосрочном периоде особое внимание будет уделяться формированию цифровой технологической основы для устойчивого развития сельского хозяйства в регионе, увеличению объема экспорта продукции агропромышленного комплекса, а также реализации мероприятий государственной программы области "Развитие сельского хозяйства и рыбоводства в Белгородской области", направленных на насыщение внутреннего рынка качественными и доступными для населения продуктами питания, создание эффективного, конкурентоспособного сельскохозяйственного производства, повышение занятости и уровня жизни сельского населения.
Основной вклад в развитие экспортного потенциала агропромышленного комплекса Белгородской области вносят крупные организации, занимающие ведущие позиции в формировании областного рынка продовольствия в своих товарных сегментах и реализующие инвестиционные проекты во всех отраслях сельского хозяйства, а также предприятия пищевой промышленности.
Дальнейшее развитие агропромышленного комплекса региона будет направлено на производство продуктов питания, отвечающих самым высоким стандартам экологичности и безопасности, с улучшенными потребительскими свойствами, имеющих высокую конкурентоспособность на международных рынках. Планируется расширять наукоемкие, инновационные направления: совершенствовать семеноводство для увеличения отечественного производства и поставок семян, создавать отечественные кормовые добавки и ветпрепараты, востребованные не только в нашей стране. Выведение новых высокопродуктивных пород животных и кроссов птиц для наращивания объемов производства экспортной мясной продукции - еще одна важнейшая инновационная задача будущего.
В результате принимаемых мер по развитию агропромышленного комплекса области выпуск продукции сельского хозяйства прогнозируется в 2036 году в объеме 663,1 млрд рублей или 122,3 процента в сопоставимых ценах к уровню 2021 года.
Одной из первоочередных задач для повышения регионального экономического роста является улучшение делового климата и активное привлечение инвестиций.
Правительство области ежегодно уделяет особое внимание мероприятиям по созданию экономических и совершенствованию организационных условий для ведения бизнеса, формированию инфраструктуры эффективной коммуникации между бизнесом и властью, защите прав инвесторов, что способствует реализации крупных инвестиционных проектов на территории региона, созданию новых высокопроизводительных рабочих мест. В целях стимулирования привлечения инвестиций на территорию области и обеспечения стабильных условий реализации инвестиционных проектов в прогнозируемом периоде предусмотрено внедрение инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций и механизма заключения контрактов со встречными инвестиционными обязательствами (офсетные контракты), что позволит привлечь на территорию области инвесторов с долгосрочными проектами. Планируется реализация новых инструментов государственной поддержки.
Таким образом, реализация комплекса мероприятий позволит по прогнозным расчетам в 2036 году достичь объема инвестиций в основной капитал в сумме 557,4 млрд рублей, что в сопоставимых ценах выше уровня 2021 года в 1,5 раза.
Реализация национального проекта "Цифровая экономика" позволит вывести на новый конкурентный уровень и преобразовать приоритетные отрасли экономики и социальной сферы посредством внедрения сквозных цифровых технологий и платформенных решений.
В долгосрочной перспективе информационно-коммуникационные технологии будут выступать одним из ключевых драйверов перехода к управлению, основанному на комплексном моделировании событий и явлений. Их развитие будет способствовать повышению качества жизни населения, эффективности ведения бизнеса и государственного управления, возникновению новых форм получения образования, коммуникации и социализации людей.
В долгосрочной перспективе продолжится работа по созданию современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, трансформации государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронном виде, а также организации электронного межведомственного взаимодействия, что позволит региону к 2036 году достичь 100 процентов "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы.
Особое внимание по-прежнему будет уделяться жилищному строительству. В соответствии с национальным проектом "Жилье и городская среда" предполагается реализация комплексных проектов развития городской среды для создания достойных условий жизни граждан. Принципиальным условием остается максимальное вовлечение граждан в решение вопросов городского развития, в том числе с широким использованием цифровых технологий.
На территории области продолжится реализация мероприятий, направленных на развитие инфраструктуры, улучшение качества дорог и жилья, благоустройство населенных пунктов и общественных зон. Продолжится внедрение передовых цифровых и инженерных решений в городской, транспортной, коммунальной и социальной инфраструктурах, что позволит создать комфортную и безопасную среду, повысить качество управления городскими ресурсами.
В целях благоустройства населенных пунктов и микрорайонов массовой жилой застройки, развития дорожной сети, обеспечения качественного транспортного обслуживания населенных пунктов области продолжится реализация мероприятий национального проекта по созданию безопасных и качественных автомобильных дорог и государственной программы области "Совершенствование и развитие транспортной системы и дорожной сети Белгородской области", утвержденной постановлением Правительства Белгородской области от 28 октября 2013 года N 440-пп "Об утверждении государственной программы Белгородской области "Совершенствование и развитие транспортной системы и дорожной сети Белгородской области".
В результате объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", в 2036 году планируется в сумме 448,2 млрд рублей с ростом в 1,9 раза в сопоставимых ценах к уровню 2021 года.
Развитие современной торговой инфраструктуры, увеличение общего количества торговых площадей, повышение уровня доступности товаров для населения, в том числе в сельской местности, совершенствование традиционных форм торговли, стимулирование деловой активности торговых организаций и производителей товаров, выставочная деятельность, внедрение информационных технологий и в дальнейшем будут положительно воздействовать на функционирование потребительского рынка области и наиболее полное удовлетворение спроса покупателей. Продолжится реализация мероприятий по развитию потребительского рынка в соответствии с постановлением Правительства Белгородской области N 31-пп от 31 января 2022 года "Об утверждении программы "Развитие потребительского рынка Белгородской области до 2030 года".
В результате по прогнозным расчетам в 2036 году оборот розничной торговли достигнет 1444,4 млрд рублей, что в сопоставимых ценах выше уровня 2021 года в 1,6 раза.
Роль рынка услуг в социально-экономическом механизме общества возрастает. Продолжится расширение спектра и увеличение объема платных услуг, повышение их качества и доступности для всех групп населения. По прогнозу министерства экономического развития и промышленности Белгородской области объем платных услуг населению в 2036 году достигнет 279 млрд рублей, что выше уровня 2021 года в 1,6 раза в сопоставимых ценах.
Одним из приоритетных направлений является развитие малого и среднего предпринимательства.
В целях стимулирования предпринимательской деятельности в реальном секторе экономики, улучшения предпринимательского климата, повышения его конкурентоспособности и обеспечения занятости населения региона в долгосрочном периоде Правительством области будет продолжена государственная поддержка малого и среднего бизнеса. Реализация национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" и подпрограммы 3 "Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства" государственной программы "Развитие экономического потенциала и формирование благоприятного предпринимательского климата в Белгородской области", утвержденной постановлением Правительства Белгородской области от 16 декабря 2013 года N 522-пп, обеспечат рост числа занятых в данном секторе, сервисный и цифровой подход к получению государственных услуг и мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также широкий спектр услуг для экспортно ориентированных субъектов бизнеса.
В долгосрочном периоде экологическая повестка региона будет направлена на воспроизводство окружающей среды путем разработки и реализации комплекса экономических, экологических, технологических, организационных и других мероприятий по поддержанию среды жизнедеятельности человека, животного и растительного мира, благоприятных условий для существования человека и его социально-экономического развития.
В рамках национальной цели "Комфортная и безопасная среда для жизни" реализация мероприятий национального проекта "Экология" обеспечит достижение высоких стандартов экологической безопасности и благополучия региона, одной из основных задач которого является формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами и создание условий для вторичной переработки отходов производства и потребления.
Для сохранения природно-экологического каркаса региона в долгосрочном периоде запланировано проведение мероприятий по экологическому оздоровлению водных объектов, биологизации земледелия и расширению новых насаждений.
На территории г. Белгорода продолжится реализация проекта инжиниринга зеленой инфраструктуры города на основе урбобиоценоза.
Использование цифровых и новых технологических решений станет приоритетом в формировании комфортной среды проживания. Продолжится внедрение практики применения ресурсосберегающих и энергоэффективных технологий и материалов.
В целях снижения выбросов в окружающую среду в регионе продолжится реализация проектов по переводу автомобилей на использование компримированного природного газа и закупке городского электрического транспорта.
Развитие экономики направлено на достижение стратегической цели - сохранение и развитие человеческого капитала, повышение качества жизни и здоровьесбережение населения.
В рамках достижения национальной цели "Возможности для самореализации и развития талантов" продолжится реализация национального проекта "Образование", предусматривающего решение вопросов качества образования, воспитания личности ребенка, формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей, профессиональную ориентацию обучающихся.
Начиная с 2012 года значительная часть бюджетных расходов направляется на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных указами Президента Российской Федерации, среди результатов реализации которых - достижение индикативных показателей повышения средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы в полном объеме; выполнение обязательств по обеспечению 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 1,5 до 7 лет.
По итогам 2022 года сохранена 100-процентная доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 1,5 до 7 лет.
В рамках национального проекта "Демография" в 2022 году помимо строительства 2 новых муниципальных детских садов на 325 мест создано 70 мест для детей раннего возраста в частных дошкольных образовательных организациях. Дополнительно в рамках региональной и муниципальных программ создано 185 мест в муниципальных детских садах и 2 частных детских сада на 101 место.
Работа по развитию негосударственного сектора дошкольного образования, в том числе создание дошкольных групп в частных детских садах и повышение квалификации специалистов, работающих с детьми раннего возраста, за счет федеральной субсидии будет продолжена и в 2023 году.
По состоянию на 1 января 2023 года в Белгородской области 2589 детей получают услуги дошкольного образования и (или) по присмотру и уходу в 56 частных детских садах, из которых 41 (73,2 процента) имеют лицензию на реализацию образовательных программ дошкольного образования (2310 детей).
С 2019 года начата реализация федеральных проектов, входящих в состав национального проекта "Образование", в том числе:
- "Современная школа" - создано 177 сущностей "точка роста", для которых приобретено оборудование, оснащены учебным и наглядным оборудованием 7 школ для детей с ОВЗ;
- "Успех каждого ребенка" - приобретено оборудование для организаций дополнительного образования детей (создано 41 дополнительное место), открыт детский технопарк "Кванториум", оснащенный современным технологичным оборудованием;
- "Цифровая образовательная среда" - создано 249 центров цифровой образовательной среды и 3 центра цифрового образования детей "IT-куб", оснащенные современным компьютерным, интерактивным, мультимедийным оборудованием;
- "Молодые профессионалы (повышение конкурентоспособности профессионального образования)".
В 2023 году Белгородская область также принимает участие в реализации национального проекта "Образование" и "Демография" (объем средств по министерству образования Белгородской области 342,9 млн руб.). В рамках национального проекта "Образование" запланировано создание и обеспечение деятельности (приобретение оборудования) для 45 центров "точка роста" в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, детского технопарка "Кванториум", обеспечение образовательных организаций материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды - 40 школ, создание дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет любой направленности в частных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (90 мест).
Кроме того, будут продолжены и в текущем году единовременные компенсационные выплаты учителям, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, и выплаты советникам директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Реализация национальных проектов находится в министерстве образования области на особом контроле.
Федеральный проект "Современная школа" направлен на повышение качества преподавания общеобразовательных программ, вовлечения всех участников системы образования (обучающиеся, педагоги, родители (законные представители), работодатели и представители общественных объединений) в развитие системы общего образования, а также за счет обновления материально-технической базы.
В целях реализации данных мероприятий на территории Белгородской области планируется создание 303 центров образования цифрового, естественно-научного и гуманитарного профилей, способствующих формированию современных компетенций и навыков, в том числе по предметным областям "Технология", "Информатика", "Основы безопасности жизнедеятельности", а также внеурочной деятельности.
В 7 школах области, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным основным общеобразовательным программам, будет обновлена материально-техническая база, что позволит реализовать комплекс мер по внедрению современных программ трудового и профессионально-трудового обучения предметной области "Технология" в коррекционных школах по востребованным на рынке труда профессиям.
Также в рамках проекта сформирована и функционирует единая федеральная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров.
До конца 2024 года на базе общеобразовательных организаций Белгородской области будет создано 2 детских технопарка "Кванториум" для реализации программ основного общего образования естественнонаучной и технологической направленностей и программ дополнительного образования соответствующей направленности с целью развития современных компетенций и навыков у обучающихся, а также повышения качества образования.
В 2022 году министерство по делам молодёжи Белгородской области по итогам проведения Всероссийского конкурса программ комплексного развития молодёжной политики Российской Федерации "Регион для молодых" в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1642, выиграло субсидию в сумме 147754,8 тыс. рублей.
Реализация региональных мероприятий предусмотрена подпрограммой 3 "Молодость Белгородчины" государственной программы "Развитие молодежной политики на территории Белгородской области", утвержденной постановлением Правительства Белгородской области от 13 декабря 2021 года N 608-пп.
Целью программы является сохранение человеческого капитала и уменьшение оттока молодых людей из региона путём создания креативного и дополнительного рабочего пространства. Субсидия запланирована на 2023 год и направлена на реконструкцию и модернизацию площадки центра молодежных инициатив в городе Старом Осколе с созданием многофункциональных, общедоступных интерактивных зон. В будущем в нем планируется проведение образовательных форумов с ведущими российскими спикерами и специалистами, откроются студия звукозаписи и молодёжное кафе.
Продолжится реализация мероприятий по формированию солидарного общества, укреплению духовно-нравственных и культурных ценностей в рамках национального проекта "Культура", поддержке талантливых людей, модернизации объектов социальной инфраструктуры, обеспечению доступности сферы культуры и формированию информационного пространства в сфере культуры.
В 2022 году по региональному проекту "Культурная среда" национального проекта "Культура" в полном объеме достигнуты следующие результаты:
- переоснащены по модельному стандарту 2 муниципальные библиотеки: Центральная библиотека МКУК "Валуйская централизованная библиотечная система" (торжественная презентация объекта состоялась 10 сентября 2022 года) и Сахзаводская модельная библиотека-филиал N 10 А.И. Борисенко МУК "Централизованная библиотечная система Ракитянского района" (торжественная презентация - 16 сентября 2022 года);
- капитально отремонтировано здание ДШИ в г. Строителе. Торжественная презентация объекта состоялась 19 октября 2022 года;
- после капитального ремонта введены в эксплуатацию три Дома культуры в селах Грузское и Байцуры Борисовского района (торжественная презентация данных объектов состоялась 15 декабря 2022 года) и в п. Пятницкое Волоконовского района (торжественная презентация объекта состоялась 23 декабря 2022 года);
- продолжены работы по строительству культурно-просветительского центра, посвященного ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС, в п. Волоконовка (ввод в эксплуатацию объекта - 2023 год).
В рамках реализации федерального партийного проекта "Культура малой Родины" партии "Единая Россия" реализованы следующие мероприятия:
1) по направлению "Местный дом культуры" оснащено 7 учреждений культурно-досугового типа современным световым, звуковым, мультимедийным оборудованием и мебелью в следующих муниципальных образованиях: Алексеевский городской округ (Центр культурного развития с. Мухоудеровка), Грайворонский городской округ (Центр культурного развития с. Головчино), Красногвардейский (Никитовский сельский дом культуры), Краснояружский район (ГБУК "Историко-культурный комплекс "Новая Слобода"), Ровеньский район (Харьковский сельский дом культуры), Чернянский район (Ездоченский Дом ремесел), Яковлевский городской округ (Центр культурного развития п. Томаровка).
Полное кассовое исполнение выделенных средств осуществлено участниками до 1 сентября 2022 года. В сентябре - октябре 2022 года состоялась торжественная презентация объектов;
2) по направлению "Театры малых городов" всего поставлено 6 спектаклей.
В Губкинском театре для детей и молодежи 1 октября 2022 года состоялась премьера спектакля "Женитьба", а 3 декабря 2022 года презентована сказка "Стойкий оловянный солдатик".
Старооскольский театр оснастил сцену световым оборудованием, поставил 4 спектакля, в декабре текущего года презентован спектакль "Я - не заморыш!";
3) по направлению "Театры - детям" Белгородский государственный театр кукол приобрел систему для передачи сигналов на слуховой аппарат слабослышащего зрителя. В декабре текущего года состоялась премьера спектакля "Чайка".
В рамках реализации пообъектного перечня строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов социальной сферы и развития жилищно-коммунальной инфраструктуры Белгородской области на 2022 - 2024 годы, утвержденного постановлением Правительства Белгородской области от 13 декабря 2021 года N 605-пп, 13 объектов культуры введено в эксплуатацию после строительства и капитального ремонта: 1 объект построен и 12 капитально отремонтировано.
Профессиональными театрами области поставлено 13 новых и капитально возобновлённых театральных постановок.
В целях повышения доступности спектаклей малых форм Белгородский государственный театр кукол завершил проект по созданию уличного театра кукол, дальнейшее развитие и расширение форматов деятельности которого ведется в рамках постпроектной работы. Белгородский государственный академический драматический театр имени М.С. Щепкина завершил реализацию проекта по прокату спектаклей на площадке Белгородского государственного музея народной культуры. В рамках реализованного проекта "Студенческий театральный абонемент" создана абонементная система, направленная на привлечение 1440 студентов вузов города Белгорода к участию в творческих мероприятиях БГАДТ имени М.С. Щепкина, заключены договоры с вузами г. Белгорода.
Приоритетными направлениями развития здравоохранения региона в рамках реализации мероприятий национального проекта "Здравоохранение" остаются повышение доступности первичной медико-санитарной помощи, высокотехнологичной медицины, развитие детского здравоохранения, создание единого цифрового контура в здравоохранении, развитие телемедицины, экспорта медицинских услуг, поддержка семей при рождении детей, разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения, формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни. Запланированные мероприятия будут способствовать улучшению состояния здоровья жителей области.
В долгосрочном периоде траекторию демографического развития будут определять экономические и эпидемиологические факторы. Преодоление последствий сложившейся демографической ситуации потребует определенных решений и усилий по ее улучшению со стороны органов государственного управления. Государственная политика Белгородской области в сфере демографии будет направлена на повышение уровня жизни граждан, благополучия семьи в социальном, экономическом смыслах, доступа к качественной медицине, уверенности в завтрашнем дне.
Долгосрочная стратегическая цель развития системы здравоохранения региона - обеспечение условий активного и здорового долголетия жителей Белгородской области.
Стратегической задачей является приведение его ресурсной мощности к фактической потребности населения в медицинских услугах, улучшения качества предоставляемой медицинской помощи и дооснащения лечебных учреждений по онкологическому, травматологическому и офтальмологическому профилям заболеваний, в том числе высокотехнологичным оборудованием для применения современных методов лечения. Развитие клинической базы и увеличение объемов оказания медицинской помощи детскому населению. Совершенствование системы реабилитации на всех этапах ее оказания по всем профилям, включая новые решения для пациентов, перенесших коронавирусную инфекцию, имеющих острые, хронические осложнения.
С целью ликвидации кадрового дефицита в здравоохранении и кадрового обеспечения реализации стратегии в сфере здравоохранения предполагается актуализация действующего плана подготовки медицинских кадров, предусмотренного постановлениями Правительства Белгородской области от 27 декабря 2021 года N 685-пп "Об утверждении Региональной стратегии обеспечения системы здравоохранения Белгородской области медицинскими кадрами на 2021 - 2030 годы", от 19 декабря 2022 года N 759-пп "О целевом обучении по образовательным программам высшего образования медицинского профиля (специалитет и ординатура) в Белгородской области за счет средств областного бюджета", в том числе расширение целевой подготовки в организациях профессионального и высшего образования.
В Белгородской области с 2021 года запущена программа оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденная постановлением Правительства Белгородской области от 22 июня 2020 года N 273-пп "О предоставлении мер социальной защиты гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации", являющаяся продуктивным инструментом в борьбе с бедностью и эффективным механизмом формирования у граждан активной жизненной позиции.
Четыре направления социального контракта (поиск работы, ведение индивидуальной предпринимательской деятельности, ведение личного подсобного хозяйства, помощь в трудной жизненной ситуации) охватывают все спектры жизнедеятельности семьи и создают платформу для активных действий самого человека по выходу из трудной жизненной ситуации.
В соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2020 года N 189-ФЗ "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" Белгородской областью начиная с бюджетного цикла 2022 - 2024 годов сформирован социальный заказ по направлениям оказания услуг в сфере здравоохранения, социальной защиты населения, туризма, труда и занятости, физической культуры и спорта.
Основными задачами внедрения социального заказа являются повышение качества и доступности государственных (муниципальных) услуг, а также поэтапное привлечение некоммерческих организаций к исполнению социальных услуг.
В связи с приграничным положением большей части территорий Белгородской области граждане покидают регион и выезжают в другие субъекты Российской Федерации. Кроме того, наблюдается миграционная убыль в результате обмена населением с субъектами Российской Федерации. В условиях сформировавшихся тенденций естественного и миграционного движения в 2036 году численность населения области составит по прогнозу 1418,7 тыс. человек.
В долгосрочном периоде сохранится положительная динамика основных показателей уровня жизни населения. В 2036 году фонд начисленной заработной платы работников организаций в целом по области прогнозируется в сумме 711,8 млрд рублей с ростом к 2021 году в 3,1 раза, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций - в размере 128,2 тыс. рублей, что в 3,1 раза выше уровня 2021 года.
Реализация инвестиционных проектов, направленных на развитие предприятий, реконструкцию и технологическое обновление их производственных мощностей, выпуск конкурентоспособной продукции, создание новых рабочих мест, улучшение инвестиционного климата, активизация предпринимательства на селе позволят сохранить стабильной ситуацию на рынке труда. Продолжится реализация государственной программы области "Содействие занятости населения Белгородской области", утвержденной постановлением Правительства Белгородской области от 16 декабря 2013 года N 527-пп. Среднесписочная численность работников организаций в 2036 году составит по прогнозу 462,6 тыс. человек.
Реализация региональной программы снижения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в Белгородской области на 2020 - 2030 годы, утвержденной постановлением Правительства Белгородской области от 21 декабря 2020 года N 528-пп, предусматривает снижение уровня бедности, а также обеспечение устойчивого роста реальных денежных доходов граждан. Прогнозные значения по данному показателю в 2036 году составят 4,5 процента против 7 процентов в 2021 году. Величина прожиточного минимума в расчете на душу населения к 2036 году увеличится по сравнению с 2021 годом в 2,1 раза и составит 20,5 тыс. рублей.
Приоритеты социально-экономического развития региона в долгосрочном периоде сосредоточены на создании современной инновационной конкурентоспособной экономики, благоприятных и комфортных условий для жизни и самореализации белгородцев.
III. Основные подходы, цели и задачи к формированию бюджетной, налоговой и долговой политики Белгородской области на долгосрочный период
Основные подходы, заложенные в основу формирования налоговой, бюджетной и долговой политики Белгородской области на долгосрочный период, - это планирование основных характеристик областного бюджета и бюджетов муниципальных образований Белгородской области исходя из прогнозов собственных доходов, недопущения необоснованного роста расходов с одновременным поэтапным сокращением долговой нагрузки на областной бюджет и бюджеты муниципальных образований Белгородской области.
Основной целью налоговой политики Белгородской области на долгосрочный период является сохранение и увеличение доходного потенциала Белгородской области для обеспечения сбалансированности бюджетной системы Белгородской области в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Достижение поставленной цели будет обеспечено за счет проведения взвешенной налоговой политики, направленной на стимулирование экономического развития региона, рост объема налоговых и неналоговых доходов за счет улучшения качества налогового администрирования, сокращения теневой экономики, поддержки предпринимательской и инвестиционной активности.
В сложившихся условиях крайней неопределенности налоговая политика Белгородской области по-прежнему ориентирована на мобилизацию налоговых и неналоговых доходов, обеспечение устойчивого роста доходов бюджета в условиях восстановления предпринимательской активности и развития экономики. Главным критерием эффективности налоговой политики должно стать достижение заявленных приоритетов.
В связи с этим основными направлениями налоговой политики являются:
- реализация комплекса мер по обеспечению роста налогового потенциала области;
- продолжение практики согласованных действий органов государственной власти области с федеральными органами государственной власти по обеспечению полноты уплаты налогов;
- совершенствование налогового администрирования, повышение ответственности администраторов доходов за эффективное прогнозирование, своевременность, полноту поступления и сокращение задолженности администрируемых платежей;
- стимулирование предпринимательской активности, как фактора, способствующего выходу субъектов бизнеса на траекторию роста;
- поддержка инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории области, создание благоприятного инвестиционного климата;
- обеспечение комфортных налоговых условий для отдельных категорий населения, нуждающихся в государственной поддержке;
- оптимизация налоговых расходов и повышение эффективности применения налоговых льгот;
- проведение оценки эффективности налоговых расходов Белгородской области на предмет их соответствия целям государственных программ и (или) целям социально-экономической политики, не относящимся к государственным программам Белгородской области.
Бюджетная политика Белгородской области в сфере расходов в первую очередь ориентирована на обеспечение в рамках законодательно установленных полномочий:
1) концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях расходования бюджетных средств, определенных государственными программами Белгородской области;
2) совершенствования финансовых механизмов оказания государственных услуг (выполнения работ) бюджетными и автономными учреждениями;
3) достижения целевых показателей, утвержденных государственными программами Белгородской области.
Основными задачами долгосрочной бюджетной политики Белгородской области остаются:
- обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы;
- повышение эффективности бюджетных расходов, формирование бюджетных параметров исходя из четкой приоритизации и необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в том числе с учетом их оптимизации и повышения эффективности использования финансовых ресурсов;
- повышение эффективности оказания государственных и муниципальных услуг;
- ограничение темпа роста бюджетных расходов;
- обеспечение сбалансированного распределения имеющихся финансовых ресурсов между текущими социальными расходами и расходами на развитие;
- обеспечение открытости и прозрачности управления общественными финансами, в том числе за счет публикации брошюры "Бюджет для граждан" к проекту закона Белгородской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, а также к проекту закона об исполнении областного бюджета;
- минимизация дефицита.
Формирование объема и структуры расходов областного и консолидированного бюджетов Белгородской области на 2023 - 2036 годы осуществлялось на основании следующих подходов:
- оптимизация действующих расходных обязательств и перераспределение ресурсов на решение первоочередных задач;
- приведение исполнения расходных обязательств в соответствие со складывающимися бюджетными возможностями;
- развитие механизмов, направленных на повышение качества оказания муниципальных услуг;
- соблюдение программного принципа построения областного и местных бюджетов;
- исполнение в первую очередь обязательств социального характера.
Конечная цель бюджетной и налоговой политики состоит в повышении уровня и качества жизни населения Белгородской области при обеспечении устойчивости и сбалансированности бюджетной системы, достижении стратегических целей социально-экономического развития Белгородской области.
Долговая политика Белгородской области до 2036 года сохраняет преемственность уже реализуемых мер и преимущественно будет направлена на снижение уровня долговой нагрузки на бюджет области с учетом обеспечения финансирования дефицита областного бюджета и погашения долговых обязательств, но в случае необходимости не исключается обеспечение сбалансированности областного бюджета за счет заемных средств.
Привлечение заемного капитала на приемлемых условиях из-за волатильности финансового рынка будет зависеть от политики Банка России, ожиданий инвесторов по сроку размещения и ставке купона облигаций субъектов Российской Федерации, а также от крупных российских банков при установлении процентных ставок по кредитам и срокам их предоставления.
Стратегической целью управления государственным долгом Белгородской области является обеспечение сбалансированности бюджета Белгородской области при безусловном выполнении принятых обязательств перед Министерством финансов Российской Федерации и соблюдении норм и ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
IV. Основные параметры областного и консолидированного бюджетов Белгородской области на долгосрочный период
Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета до 2036 года определены на базе сложившейся динамики их поступлений с учетом прогнозных показателей социально-экономического развития области по налогооблагаемой прибыли, фонду оплаты труда и темпам его роста, по объемам реализации подакцизных товаров, объемам и стоимости добычи полезных ископаемых, кадастровой стоимости земли, заключенных договоров на передачу в аренду земельных участков и имущества, действующих изменений бюджетного и налогового законодательства с учетом нормативов распределения доходов и ставок по налоговым и неналоговым платежам.
Прогноз расходов консолидированного и областного бюджетов Белгородской области до 2036 года сформирован в соответствии с расходными обязательствами, отнесенными Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в соответствии с основными направлениями бюджетной политики на долгосрочный период, исходя из необходимости безусловного выполнения принятых социальных обязательств областного бюджета, осуществления расходов, носящих первоочередной характер, а также повышения эффективности бюджетных расходов за счет их оптимизации и перераспределения.
В долгосрочном периоде при формировании прогноза расходов областного бюджета приоритет будет отдаваться исполнению действующих расходных обязательств Белгородской области. Предложения по принятию новых расходных обязательств Белгородской области будут ограничиваться, их рассмотрение будет осуществляться с учетом соответствующей оценки эффективности, пересмотра объемов бюджетных ассигнований на исполнение действующих расходных обязательств и учитываться только при условии адекватной оптимизации расходов в заданных бюджетных ограничениях.
В целях обеспечения сбалансированности бюджета Белгородской области Правительством области принимаются меры по повышению эффективности бюджетных расходов, выявлению и использованию резервов для достижения установленных результатов.
Основные параметры областного и консолидированного бюджетов Белгородской области на долгосрочный период приведены в приложении N 2 к настоящему бюджетному прогнозу.
Расходы областного бюджета формируются в полном соответствии с принципами программно-целевого бюджетного планирования в рамках 18 государственных программ Белгородской области.
При формировании государственных программ Белгородской области обеспечена увязка их целей, задач и показателей с документами стратегического планирования федерального и регионального уровней, в том числе с указами Президента Российской Федерации, прогнозом социально-экономического развития Белгородской области.
Показатели финансового обеспечения государственных программ Белгородской области представлены в приложении N 3 к настоящему бюджетному прогнозу.
V. Государственный долг Белгородской области и муниципальный долг
Управление государственным долгом - одно из важнейших направлений бюджетной политики региона.
Долгосрочное бюджетное планирование по государственному долгу Белгородской области и муниципальному долгу учитывает, что, исходя из практики предшествующих периодов и в рамках бюджетного законодательства Российской Федерации, государственные заимствования осуществляются на сроки до 5 - 7 лет, то есть выходят за рамки трехлетнего бюджета, муниципальные заимствования осуществляются на кассовый разрыв или сроком на 1 - 3 года. Практика складывается следующим образом: субъекты Российской Федерации и муниципальные образования осуществляют рефинансирование заимствований, резкого снижения долга не происходит, поскольку для этого необходимы значительные объемы собственных доходных источников, которыми регионы и местные бюджеты не располагают. В этой связи при осуществлении долгосрочного бюджетного планирования по государственному и муниципальному долгу учитывался срок, на который осуществляются государственные и муниципальные заимствования.
Планирование объемов, выбор инструментов новых заимствований, формирование расходов на погашение и обслуживание долговых обязательств основано на анализе структуры государственного долга области с учетом обеспечения устойчивости и платежеспособности бюджета. Отбор инвестиционных проектов для предоставления государственных гарантий осуществляется Инвестиционным советом при Губернаторе области по областным программным направлениям и мероприятиям в соответствии с постановлением Правительства Белгородской области от 27 апреля 2005 года N 93-пп "Об утверждении Порядка рассмотрения и одобрения Инвестиционным советом при Губернаторе Белгородской области инвестиционных проектов".
VI. Оценка и минимизация бюджетных рисков
Значительное влияние на реализацию долговой политики Белгородской области оказывает отсутствие заемным средствам альтернативных источников финансирования дефицита бюджета.
Одним из факторов, влияющих на решение проблем сбалансированности бюджета, может являться отказ кредитных организаций при складывающейся негативной ситуации на финансовых рынках предоставлять государственному и муниципальному сектору банковские кредиты на неблагоприятных условиях по высоким процентным ставкам.
Также при управлении государственным и муниципальным долгом не исключаются следующие базовые риски:
а) процентный риск - вероятность увеличения суммы расходов бюджета на обслуживание государственного и муниципального долга вследствие увеличения процентных ставок при осуществлении новых заимствований;
б) операционный риск - вероятность возникновения потерь (убытков) для областного и местного бюджета при осуществлении и обслуживании заимствований вследствие технических ошибок, сбоев или отказа используемых учетно-расчетных, информационных и иных систем у агентов (исполнителей) по государственным и муниципальным контрактам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.