Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Мещерина А.И. и Назаренко И.П., при участии в судебном заседании от истца - закрытого акционерного общества "Кубаньстройпроект" (ИНН 2308071880, ОГРН 1022301196004) - Стойка Е.С. (доверенность от 01.04.2013), в отсутствие представителей ответчиков: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, третьих лиц - открытого акционерного общества "Краснодарское", Венгеренко Виктора Валентиновича, извещенных надлежащим образом, в том числе посредством размещения сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.11.2012 (судья Гречко О.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2013 (судьи Малыхина М.Н., Галов В.В., Мисник Н.Н.) по делу N А32-14085/2012, установил следующее.
ЗАО "Кубаньстройпроект" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - территориальное управление) с требованиями о признании незаконным бездействия территориального управления, выразившегося в уклонении от подготовки распоряжения о предоставлении обществу в собственность за плату в размере 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:43:0119002:2557, площадью 1887 кв. м, расположенного по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Кореновская, 5 (далее - земельный участок) и заключении договора купли-продажи земельного участка; обязании территориального управления в двухнедельный срок с момента вступления в законную силу судебного акта подготовить распоряжение о предоставлении обществу в собственность земельного участка за плату в размере 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка, указанной в кадастровом паспорте земельного участка от 20.01.2012 N 2343/12/12-13746; обязании территориального управления в двухнедельный срок с момента вступления в законную силу судебного акта подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ОАО "Краснодарское" и Венгеренко В.В.
Решением от 21.11.2012 заявленные требования удовлетворены в части. Суд первой инстанции признал не соответствующим статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) бездействие территориального управления и Росимущества, выразившееся в уклонении от принятия решения о предоставлении в собственность за плату обществу земельного участка путем непринятия мер по разделу земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:225 и регистрации прав на образованные земельные участки; возложив на заинтересованных лиц обязанность в месячный срок с момента вступления в законную силу судебного акта принять решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:225 и осуществить действия по регистрации прав на образованные в результате раздела земельные участки.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 20.03.2013 решение суда от 21.11.2012 изменено. Абзацы с первого по пятый резолютивной части решения изложены в следующей редакции: признать бездействие территориального управления, выразившееся в уклонении от подготовки распоряжения о предоставлении в собственность за плату в размере 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка и заключении договора купли-продажи земельного участка, незаконным как противоречащее статье 36 Земельного кодекса; обязать территориальное управление в двухнедельный срок с момента вступления в законную силу судебного акта подготовить распоряжение о разделе земельного участка с кадастровым номером 23:43:000000:225 площадью 312 603 кв. м, расположенного по адресу: г. Краснодар, Прикубанский округ, ул. Кореновская, путем формирования из указанного участка земельного участка, являющегося объектом временного кадастрового учета под номером 23:43:0119002:2557, и о предоставлении обществу в собственность земельного участка за плату в размере 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка; в месячный срок с момента принятия указанного распоряжения подготовить и направить обществу проект договора купли-продажи земельного участка. В удовлетворении требований к Росимуществу отказано, распределены судебные расходы.
Судебный акт апелляционного суда мотивирован тем, что на территории Краснодарского края полномочиями по распоряжению федеральным имуществом наделено территориальное управление. Отсутствие поручения Росимущества о приватизации федерального имущества не может служить препятствием для реализации обществом, являющимся собственником объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, права на выкуп этого участка. При отсутствии возражений заинтересованного лица по площади и местоположению границ земельного участка решение о разделе участка 23:43:000000:225 подлежит принятию территориальным управлением одновременно с решением о предоставлении земельного участка обществу. Отсутствие в решении о предоставлении участка указания на его формирование путем раздела повлечет невозможность для общества последующей постановки испрашиваемого участка на постоянный кадастровый учет.
В кассационной жалобе территориальное управление просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Податель жалобы указывает на то, что территориальное управление предприняло все меры, необходимые для рассмотрения вопроса по разделу земельного участка 23:43:000000:225, а также заключению договора купли-продажи земельного участка, в связи с чем бездействие с его стороны отсутствует. Приказом Росимущества от 27.02.2009 N 49 установлено, что территориальное управление осуществляет продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности только по поручению Росимущества. Данный приказ является ненормативным правовым актом, адресованным территориальному управлению, и обязателен для его исполнения. Все необходимые документы для раздела земельного участка 23:43:000000:225 и подготовки договора купли-продажи земельного участка направлены в адрес Росимущества.
Отзыв на кассационную жалобу общество не представило. В судебном заседании представитель общества просила отказать в удовлетворении кассационной жалобы, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными. Иные участники процесса в суд не явились, извещены надлежащим образом. Судебное заседание проведено в порядке статей 121 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав представителя общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество является собственником здания котельной отопительно-производственной, общей площадью 614 кв. м, расположенной по адресу: г. Краснодар, Прикубанский округ, ул. Кореновская, 3, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 01.02.2011 серии 23-АИ N 452060 (т. 1, л. д. 25).
Указанный объект недвижимости приобретен заявителем по договору купли-продажи от 24.11.2010 у ОАО "Краснодарское", которое, в свою очередь, получило названный объект в порядке приватизации имущественного комплекса ФГУП "Краснодарское", о чем свидетельствует передаточный акт от 28.12.2006 (т. 1, л. д. 17 - 24).
ОАО "Краснодарское" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:225 площадью 312 603 кв. м, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации, и расположенного по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Кореновская, на основании заключенного с территориальным управлением договора аренды от 23.06.2009 N 7700001303.
На земельном участке 23:43:0000000:225 находилось здание котельной. После оформления прав собственности на котельную общество обратилось за проведением кадастровых работ в целях формирования земельного участка, необходимого для эксплуатации данного объекта, путем раздела участка, арендуемого ОАО "Краснодарское".
По итогам кадастровых работ по заявлению общества на временный кадастровый учет поставлен земельный участок.
Общество 25.01.2012 (т. 1, л. д. 26 - 28) обратилось в Росимущество с заявлением о выделе из земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:225 земельного участка, изменении разрешенного вида использования земельного участка (с "для сельскохозяйственного использования" на "для эксплуатации отопительно-производственной котельной"), принятии распоряжения о передаче земельного участка обществу в собственность за плату в размере 2,5% от кадастровой стоимости, подготовке и заключении договора купли-продажи.
Территориальное управление письмом от 15.02.2012 (т. 1, л. д. 29) запросило у Росимущества поручение на раздел земельного участка 23:43:0000000:225 и последующее предоставление земельного участка обществу, направив также копию указанного письма в адрес заявителя по настоящему делу.
Отсутствие решения заинтересованных лиц по заявлению общества послужило основанием обращения заявителя в суд в порядке главы 24 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом, федеральными законами.
Порядок приобретения земельных участков юридическими лицами - собственниками зданий, строений, сооружений определен положениями пунктов 5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса, согласно которым для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
Согласно части 3 статьи 36 Земельного кодекса в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено Земельным кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Суды, установили, что общество представило все документы, предусмотренные перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370.
В связи с этим, поскольку в силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, суды обосновано признали бездействие территориального управления незаконным.
Довод территориального управления об отсутствии у него полномочий по распоряжению земельным участком, находящимся в федеральной собственности, не может быть принят во внимание. Указание на возможность принятия решения о предоставлении права на спорное имущество лишь при наличии решения Росимущества о его продаже опровергается правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 19.04.2011 N 15361/10.
Обязывая территориальное управление подготовить распоряжение о разделе земельного участка с кадастровым номером 23:43:000000:225 путем формирования из него земельного участка, истребуемого обществом, являющегося объектом временного кадастрового учета, суд апелляционной инстанции руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) в случаях, установленных данным Федеральным законом, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения, которые носят временный характер. Такие сведения до утраты ими в установленном Законом N 221-ФЗ порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.
Согласно пункту 4 статьи 24 Закона N 221-ФЗ внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости.
Как видно из материалов дела, заявитель до обращения к территориальному управлению самостоятельно обратился в органы местного самоуправления за утверждением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Схема утверждена и выдана заявителю 12.05.2011, после чего участок в определенных кадастровым инженером границах поставлен на временный кадастровый учет (временный кадастровый номер 23:43:0119002:2557. И лишь затем общество обратилось к территориальному управлению, испрашивая земельный участок с определенными индивидуальными характеристиками.
В силу пункта 1 статьи 11.2 Земельного кодекса земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 11.3 Земельного кодекса образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется (по общему правилу) на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 Земельного кодекса.
Пункт 2 статьи 11.3 Земельного кодекса устанавливает, что решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 рассматриваемой статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Согласно пункту 2 статьи 9 Земельного кодекса распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, осуществляет Российская Федерация в лице уполномоченных органов (статья 29 Земельного кодекса).
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - положение N 432), таким уполномоченным органом является Росимущество, которое организует в установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Согласно пункту 4 положения N 432 Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации.
На территории Краснодарского края полномочиями по распоряжению федеральным имуществом наделено территориальное управление. В соответствии с пунктом 4.1 положения, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49, территориальное управление осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам.
Согласно абзацу 2 пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Суд апелляционной инстанции определением от 01.01.2013 предложил лицам, участвующим в деле, представить пояснения относительно того, полагают ли указанные лица испрашиваемый заявителем земельный участок, имеющий статус временного в государственном кадастре недвижимости, несоразмерным целям эксплуатации принадлежащего обществу объекту недвижимости, сформированным с нарушением прав смежных землепользователей, либо имеют иные возражения против размера названного участка и его границ, координаты которых отражены в ГКН.
Территориальное управление, равно как и третьи лица, представили суду пояснения о том, что считают участок сформированным корректно в части определения площади и границ.
Следовательно, апелляционная инстанция пришла к правильному выводу о том, что отсутствие государственной регистрации права федеральной собственности на спорный земельный участок не является препятствием в предоставлении его в собственность общества.
Данный вывод согласуется с пунктом 2 статьи 11.4 Земельного кодекса и пунктом 2 приказа Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок".
Обращение с заявлением о приватизации участка в порядке статьи 36 Земельного кодекса не предполагает отказа в его удовлетворении со ссылкой на отсутствие испрашиваемого участка как объекта гражданских прав, а лишь предполагает обязанность заинтересованного лица совершить иные, чем предусмотренные пунктом 6 приведенной статьи, действия, а именно: предписывает заинтересованному лицу действовать в порядке пункта 7 данной статьи. Соответственно, устраняя допущенное территориальным управлением нарушение прав заявителя, необходимо обязать последнее к осуществлению установленных законом действий.
По итогам рассмотрения дела апелляционный суд, изменив в части решение суда первой инстанции, правомерно удовлетворил заявленные требования.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, исследованных судом с соблюдением норм главы 7 Кодекса.
В соответствии с требованиями статей 286 и 287 Кодекса переоценка доказательств не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку апелляционный суд изменил решение в части, подлежит оставлению без изменения постановление апелляционной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену постановления апелляционной инстанции (статья 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2013 по делу N А32-14085/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
А.И. Мещерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.