Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 3 июня 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Леоновой О.В., судей Рогальского С.В. и Савенко Л.И., в отсутствие в судебном заседании истца - общества с ограниченной ответственностью "Эко-Центр" (ИНН 1502044564, ОГРН 1021500578879), ответчиков: Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Северная Осетия - Алания, Республики Северная Осетия - Алания в лице Министерства финансов Республики Северная Осетия - Алания, муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Ардонская центральная районная больница", Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия - Алания, третьих лиц: Управления Республики Северная Осетия - Алания по размещению заказов для государственных нужд, администрации местного самоуправления Ардонского района Республики Северная Осетия - Алания, Правительства Республики Северная Осетия - Алания, закрытого акционерного общества "МАКС", извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы Министерства финансов Республики Северная Осетия - Алания и Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия - Алания на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2013 по делу N А61-1904/2011 (судьи Годило Н.Н., Белов Д.А., Цигельников И.А.), установил следующее.
ООО "Эко-Центр" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания с иском к муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения "Ардонская центральная районная больница" (далее - больница) о взыскании 587 555 рублей 18 копеек задолженности по государственным контрактам от 25.12.2009 N 786, 794, 787 и 38 105 рублей пеней.
Определениями от 12.10.2011, 27.10.2011 и 14.12.2011 суд привлек к участию в деле в качестве соответчиков: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Северная Осетия - Алания (далее - фонд), Министерство здравоохранения Республики Северная Осетия - Алания (далее - минздрав), Республику Северная Осетия - Алания в лице Министерства финансов Республики Северная Осетия - Алания (далее - минфин), в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Республики Северная Осетия - Алания по размещению заказов для государственных нужд (далее - управление), администрацию местного самоуправления Ардонского района Республики Северная Осетия - Алания (далее - администрация Ардонского района), Правительство Республики Северная Осетия - Алания.
Решением от 30.12.2011, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 12.03.2012, иск удовлетворен, требуемая истцом сумма взыскана с фонда. В иске к остальным соответчикам отказано. Суды пришли к выводу о том, что задолженность документально подтверждена и в соответствии с конкурсной документацией поставленный товар подлежит оплате за счет средств фонда.
Постановлением суда кассационной инстанции от 08.06.2012 решение от 30.12.2011 и постановление апелляционного суда от 12.03.2012 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания. Суду предложено с учетом условий государственных контрактов определить надлежащего ответчика по делу; выяснить, предоставлялись ли больнице средства обязательного медицинского страхования для оплаты товаров по спорным контрактам и в каком размере; установить возможность и правомерность расходования этих средств на иные цели, а также порядок поступления денежных средств в адрес больницы; обсудить вопрос о привлечении к участию в деле страховой организации, получавшей от фонда средства обязательного медицинского страхования, предназначавшиеся для оплаты государственных контрактов, и производившей перечисление денег больнице.
Определением суда первой инстанции от 24.07.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ЗАО "МАКС".
Решением от 27.08.2012 (судья Климатов Г.В.) с больницы в пользу общества взыскано 587 555 рублей 18 копеек основного долга и 38 105 рублей пеней с 01.09.2010 по 11.10.2011, в иске к остальным ответчикам отказано. Суд пришел к выводу о том, что в соответствии с дополнительными соглашениями к государственным контрактам поставленный товар оплачивает больница.
Постановлением апелляционного суда от 12.02.2013 решение отменено, с минздрава в пользу общества взыскано 587 555 рублей 18 копеек основного долга и 38 105 рублей пеней с 01.09.2010 по 11.10.2011, в иске к остальным ответчикам отказано. Судебный акт мотивирован тем, что задолженность возникла в связи с недостаточным целевым финансированием больницы. Минздрав как заказчик по государственным контрактам является гарантом оплаты по спорным обязательствам.
В кассационных жалобах минздрав и минфин просят постановление апелляционного суда отменить, решение - оставить в силе.
По мнению минздрава, задолженность больницы перед обществом образовалась в связи с недостаточным финансированием больницы фондом. Обязанность по оплате поставленного товара лежит на больнице и фонде. Минздрав не может отвечать по обязательствам муниципального учреждения здравоохранения, находящегося в ведении муниципального образования "Ардонский район".
По мнению минфина, задолженность больницы перед обществом образовалась в связи с недостаточным финансированием больницы, которая как сторона государственных контрактов должна оплатить поставленный товар. Органы государственной власти Республики Северная Осетия - Алания не вправе принимать на себя обязательства по оплате медицинских препаратов, поставляемых для муниципальных учреждений. Минфин не согласен с выводом судов о том, что, поскольку фонд не является стороной государственных контрактов, на него не может быть возложена обязанность по его исполнению в части оплаты поставленного товара, так как источником финансирования по спорным поставкам являются средства фонда.
В отзыве на кассационную жалобу фонд просит оставить судебные акты без изменения, указывая, что не является стороной спорных государственных контрактов, а выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Общество, больница, минздрав, администрация Ардонского района и фонд заявили ходатайства о рассмотрении кассационных жалоб в отсутствие своих представителей, которые в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует удовлетворить.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что постановление апелляционного суда следует изменить.
Из материалов дела видно и судами установлено, что в рамках реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Республики Северная Осетия - Алания, бесплатной медицинской помощи на 2009 год (далее - Программа) минздрав и фонд разместили заявку на поставку лекарственных средств для нужд лечебно-профилактических учреждений республики. Сумма заявки составила 148 538 447 рублей, источником финансирования указан бюджет фонда. Для проведения аукциона составлена и утверждена документация, опубликовано извещение N 05-02-187-09. В пункте 8 информационной карты аукционной документации источником финансирования указаны средства обязательного медицинского страхования, место поставки - лечебно-профилактические учреждения согласно перечню N 1.
По результатам проведенного аукциона минздрав (заказчик) и общество (поставщик) заключили государственные контракты от 25.12.2009 N 786, 787 и 794, по условиям которых общество обязалось поставить изделия медицинского назначения (далее - товар) учреждениям здравоохранения Республики Северная Осетия - Алания в соответствии с согласованными сторонами техническими заданиями, указанными в приложениях N 1 к контрактам. В приложениях N 2 к контрактам указаны наименование товара, сроки поставки, а также получатель товара - минздрав и адрес получателя - г. Владикавказ, ул. Бородинская, 9а. Срок действия контрактов установлен с 25.12.2009 по 31.12.2010.
Согласно пунктам 1 и 12 государственных контрактов за поставленный товар заказчик уплачивает цену в соответствии с утвержденным сторонами протоколом согласования цены (приложение N 3 к контрактам). Оплата товара производится после сдачи поставщиком и приемки заказчиком поставленного товара, оформленных актом сдачи-приемки. За просрочку оплаты поставленного товара заказчик уплачивает поставщику пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки платежа (пункт 19).
25 декабря 2009 года минздрав, общество и больница заключили дополнительные соглашения к государственным контрактам от 25.12.2009 N 786, 787 и 794, по условиям которых общество поставляет товар больнице по графикам поставки, согласованным ими. Оплата товара производится после получения его больницей и оформления акта сдачи-приемки. Больница оплачивает счета поставщика в установленном порядке при наличии средств обязательного медицинского страхования, направленных на предусмотренные государственными контрактами цели. Из условий дополнительных соглашений следует, что государственный заказчик передал больнице полномочия по приемке товара (изначально предназначенного для нее), оформлению первичных бухгалтерских документов по приемке и оплате.
Во исполнение государственных контрактов общество по товарным накладным поставило в больницу товары медицинского назначения на общую сумму 1 380 606 рублей 56 копеек (т. 1, л. д. 58 - 70).
Больница оплатила поставленный товар на сумму 721 051 рубль 38 копеек.
Задолженность по оплате поставленного в рамках государственных контрактов товара явилась основанием для обращения общества с иском в арбитражный суд.
В силу пункта 1 статьи 525 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530). К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной параграфом 4 главы 30 Кодекса, применяются иные законы (пункт 2).
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ) под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
В силу статьи 526 Кодекса по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
По смыслу абзаца 1 статьи 532 Кодекса при поставке товаров по договорам поставки товаров для государственных или муниципальных нужд оплата товаров производится покупателями по ценам, определяемым в соответствии с государственным или муниципальным контрактом, если иной порядок определения цен и расчетов не предусмотрен государственным или муниципальным контрактом.
Из материалов дела видно и судами установлено, что по условиям дополнительных соглашений от 25.12.2009 к государственным контрактам от 25.12.2009 N 786, 787 и 794 обязанности получателя и плательщика товара минздрав передал больнице, которая приняла товар на сумму 1 380 606 рублей 56 копеек, уплатив за него 721 051 рубль 38 копеек.
Таким образом, в силу прямого указания закона и по условиям заключенных сторонами сделок больница как покупатель является лицом, обязанным оплатить поставленный обществом товар. При этом отсутствие достаточного финансирования не освобождает покупателя от исполнения взятых на себя обязательств. Факт поставки и размер задолженности подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.
Выводы суда первой инстанции в данной части являются правильными.
Суд первой инстанции, взыскав задолженность и проценты с больницы и отказывая в иске к минздраву, и суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда в части взыскания задолженности и процентов с больницы и взыскивая их с минздрава, не учли следующего.
В соответствии с абзацем 2 статьи 532 Кодекса при оплате покупателем по договору поставки товаров для государственных нужд государственный заказчик признается поручителем по этому обязательству покупателя (статьи 361 - 367 Кодекса).
Из содержания государственных контрактов видно, что государственным заказчиком выступает минздрав. В дополнительных соглашениях к контрактам отсутствуют условия о замене государственного заказчика на больницу.
Таким образом, минздрав (государственный заказчик) в силу закона является поручителем больницы (покупателя) по обязательству оплатить поставленный обществом товар.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 363 Кодекса при неисполнении или ненадлежащем исполнении должником обеспеченного поручительством обязательства поручитель и должник отвечают перед кредитором солидарно, если законом или договором поручительства не предусмотрена субсидиарная ответственность поручителя. Поручитель отвечает перед кредитором в том же объеме, как и должник, включая уплату процентов, возмещение судебных издержек по взысканию долга и других убытков кредитора, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником, если иное не предусмотрено договором поручительства.
Довод минздрава и минфина о том, что минздрав не может отвечать по обязательствам муниципального учреждения здравоохранения, находящегося в ведении муниципального образования "Ардонский район", несостоятелен. Распоряжением Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 31.07.2009 N 153 "О централизации закупок для нужд лечебных учреждений" минздраву и фонду поручено осуществить мероприятия по централизованным закупкам медикаментов, изделий медицинского назначения и продуктов питания для нужд лечебных учреждений, участвующих в Программе. Закупка товаров производилась по государственным контрактам, в которых минздрав указан государственным заказчиком.
При таких обстоятельствах с больницы и минздрава в пользу общества солидарно следует взыскать 587 555 рублей 18 копеек основного долга и 38 105 рублей пеней с 01.09.2010 по 11.10.2011.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права, постановление следует изменить (пункт 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2013 по делу N А61-1904/2011 изменить, изложив резолютивную часть постановления в следующей редакции:
"Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 27.08.2012 в части отказа в иске к Министерству здравоохранения Республики Северная Осетия - Алания отменить.
Взыскать солидарно с муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Ардонская центральная районная больница" и Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия - Алания в пользу общества с ограниченной ответственностью "Эко-Центр" 587 555 рублей 18 копеек основного долга и 38 105 рублей пеней с 01.09.2010 по 11.10.2011, всего 625 660 рублей 18 копеек.
Взыскать солидарно с муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Ардонская центральная районная больница" и Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия - Алания в пользу общества с ограниченной ответственностью "Эко-Центр" 2 тыс. рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
В части отказа в иске к Республике Северная Осетия - Алания в лице Министерства финансов Республики Северная Осетия - Алания и Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Республики Северная Осетия - Алания и взыскания с муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Ардонская центральная районная больница" в доход федерального бюджета 15 513 рублей 20 копеек государственной пошлины за подачу иска решение оставить без изменения".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Леонова |
Судьи |
С.В. Рогальский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.