Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 июня 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Савенко Л.И., судей Леоновой О.В. и Рогальского С.В., в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью сельскохозяйственное предприятие "Сарапис" (ИНН 2604005140, ОГРН 1032601790649), ответчика - Министерства сельского хозяйства Ставропольского края (ИНН 2634053310, ОГРН 1022601955970), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью сельскохозяйственное предприятие "Сарапис" на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2013 (судьи Баканов А.П., Годило Н.Н., Джамбулатов С.И.) по делу N А63-12918/2012, установил следующее.
ООО сельскохозяйственное предприятие "Сарапис" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к Министерству сельского хозяйства Ставропольского края (далее - министерство) о взыскании 145 410 рублей 46 копеек невыплаченной части субсидии на компенсацию части затрат по страхованию озимых сельскохозяйственных культур посева 2011 года.
Решением суда от 07.12.2012 исковые требования удовлетворены, с министерства в пользу предприятия взыскано 145 410 рублей 46 копеек невыплаченной части субсидии на компенсацию части затрат по страхованию озимых сельскохозяйственных культур.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 26.02.2013 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении исковых требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что исчерпан лимит денежных средств выделяемых на компенсацию части затрат по страхованию озимых сельскохозяйственных культур посева 2011 года.
В кассационной жалобе предприятие просит отменить постановление апелляционного суда и оставить решение суда первой инстанции в силе. Жалоба обоснована следующими доводами:
- суды не учли, что исчерпание лимита денежных средств не может быть основанием для отказа в выдаче субсидии по компенсации части затрат по страхованию озимых сельскохозяйственных культур;
- суд апелляционной инстанции пришел к необоснованному выводу о том, что лимит денежных средств - это фактически имеющиеся в бюджете денежные средства.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений и постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено Кодексом.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что судебный акт надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 03.10.2011 предприятие (страхователь) и ОСАО "Россия" (страховщик) заключили договор страхования урожая сельскохозяйственных культур (озимой пшеницы посева 2011 года) с государственной поддержкой N 391/11/0000001/262.
Согласно пункту 5.1 договора размер страховой премии составляет 605 540 рублей 96 копеек, которую общество оплатило в полном объеме по платежному поручению от 15.11.2011 N 208.
Действовавшим законодательством на момент заключения договора страхования установлен размер субсидии не менее 50 процентов уплаченных получателями субсидий страховых премий (страховых взносов) по договору страхования.
В ноябре 2011 года предприятие как сельскохозяйственный производитель обратилось в министерство с заявлением и соответствующими документами, подтверждающими право на получение субсидии, о выплате 302 770 рублей 48 копеек в качестве субсидии.
По результатам рассмотрения заявления министерством принято решение о выплате субсидии истцу, однако сумма субсидии перечислена частично - в размере 157 360 рублей 02 копеек (платежные поручения от 15.12.2011 N 627 и от 21.12.2011 N 753), оставшаяся сумма субсидии 145 410 рублей 46 копеек истцу не перечислена.
Предприятие, полагая, что министерство обязано перечислить оставшуюся сумму субсидии в размере 145 410 рублей 46 копеек, обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением.
Суд апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" сельскохозяйственному страхованию, осуществляемому с государственной поддержкой, подлежат риски утраты (гибели) или частичной утраты сельскохозяйственной продукции, в том числе урожая сельскохозяйственных культур и урожая многолетних насаждений, посадок многолетних насаждений.
Сельскохозяйственным товаропроизводителям за счет бюджетных средств предоставляются субсидии в размере не менее пятидесяти процентов от уплаченной страховой премии (страховых взносов) по договору страхования.
Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации за счет федерального бюджета предоставляются на компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям части затрат на страхование по договорам страхования, заключенным со страховыми организациями, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Порядок, условия предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на компенсацию части затрат на страхование сельскохозяйственным товаропроизводителям по договорам страхования и размер компенсации по договорам страхования устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 3 названного Закона сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Пункт 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1199 (далее - Правила N 1199), предусматривает, что субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с компенсацией части страховой премии, уплаченной сельскохозяйственными товаропроизводителями по договорам страхования на случай утраты (гибели) или частичной утраты урожая сельскохозяйственных культур (зерновых, масличных, технических, кормовых, бахчевых культур, картофеля, овощей), урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений (виноградники, плодовые, ягодные, орехоплодные насаждения, плантации хмеля, чая) в результате воздействия опасных для производства сельскохозяйственной продукции природных явлений (засуха, заморозки, вымерзание, выпревание, градобитие, пыльные и песчаные бури, землетрясение, лавина, сель, половодье, переувлажнение почвы).
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Приказом министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 23.03.2011 N 75 "О субсидиях на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений" установлено, что в 2011 году субсидии на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений предоставляются за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Соглашением от 09.02.2011 N 48/17 о предоставлении субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства, заключенным между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Ставропольского края, и средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных Законом Ставропольского края "О бюджете Ставропольского края на 2011 год", в размере не менее 50 процентов уплаченной получателями субсидий страховой премии (страховых взносов) по договору страхования.
Пунктом 11 Правил N 1199 предусмотрено, что перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации для последующего перечисления в установленном порядке в соответствии с заявками, представляемыми уполномоченными органами по форме и в сроки, которые устанавливаются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12 Правил N 1199 средства, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, и средства бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям в размере не менее 50 процентов уплаченной ими страховой премии (страховых взносов) по договору страхования.
В приложении N 10 к Закону Ставропольского края от 07.12.2010 N 103-кз "О бюджете Ставропольского края на 2011 год" установлена компенсация части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур в размере 281 691 810 рублей.
Дополнительным соглашением от 30.11.2011 N 3 к соглашению о предоставлении субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства от 09.02.2011 N 48/17, заключенным между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Ставропольского края, объемы субсидий увеличены до 465 440 000 рублей. Получателями данного вида субсидий были представлены в министерство справки о размере субсидий на общую сумму 602 269 650 рублей, в связи с чем министерство письмом от 24.11.2011 N 05-17-41/5840 запросило увеличение лимита выделенного Ставропольскому краю из федерального бюджета на 135 400 000 рублей.
Поскольку увеличение лимита, выделенного Ставропольскому краю из федерального бюджета по компенсации части затрат по страхованию озимых сельскохозяйственных культур посева 2011 года, не произошло, министерство произвело пропорциональное разделение лимита денежных средств между лицами, имеющими права на получение субсидии, в связи с чем требования предприятия, как и остальных лиц, имеющих права на получение субсидии, были удовлетворены частично.
Суды установили, что исполнительным органом государственной власти Ставропольского края, уполномоченным на предоставление субсидий, является министерство. В соответствии с соглашением о предоставлении субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства от 09.02.2011 N 48/17 (с учетом дополнительных соглашений), заключенным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Ставропольского края, в 2011 году из федерального бюджета на выплату компенсации на возмещение части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений министерству выделено 465 440 000 рублей. Из краевого бюджета выделено 31 045 815 рублей (т. 1, л. д. 94 - 96). Общая сумма отведенных денежных средств составила 493 485 815 рублей.
С учетом того, что заявка на выделение дополнительных средств из федерального бюджета не была удовлетворена, а министерство выделенные средства на возмещение части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур освоило в полном объеме, осуществив пропорциональное распределение бюджетных лимитов, суд апелляционной инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований в связи с исчерпанием лимитов денежных средств.
Поскольку лимит выделенных на указанные цели бюджетных средств освоен, а в выделении дополнительных средств министерству отказано, оснований для признания недействительным решения министерства об отказе в выделении субсидии не имелось, поэтому суд апелляционной инстанции правильно отказал в удовлетворении заявления.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).
С учетом изложенного довод о том, что исчерпание лимита денежных средств не может быть основанием для отказа в выдаче субсидии на компенсацию части затрат по страхованию озимых сельскохозяйственных культур, подлежит отклонению, так как действующее законодательство предусматривает перечисление субсидий в пределах лимитов бюджетных обязательств, то есть в пределах денежных средств, выделенных на реализацию принятых обязательств по выдаче субсидий.
В кассационной жалобе предприятие не опровергло правильность выводов суда апелляционной инстанций, а лишь выразило несогласие с оценкой доказательств, данной судебной инстанцией.
Доводы кассационной жалобы получили надлежащую правовую оценку в обжалуемом судебном акте, не опровергают правильности выводов суда апелляционной инстанции и направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушения, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены. Основания для отмены или изменения судебного акта по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда 26.02.2013 по делу N А63-12918/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.И. Савенко |
Судьи |
О.В. Леонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.