В рамках реализации региональной программы поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных условиях в Республике Мордовия на 2020 - 2022 годы, утвержденной приказом Министерства образования РМ от 28.04.2020 г. N 414, приказываю:
1. Утвердить Положение о мониторинге образовательных результатов школ с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях в Республике Мордовия.
2. ГБУ ДПО РМ "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников "Педагог 13.ру" (ректор - Самсонова Т.В.) совместно с ГБУ РМ "Центр оценки качества образования - "Перспектива" (директор - Л.А. Грунюшкина) обеспечить проведение мониторинга образовательных результатов школ с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, в соответствии с Положением, утвержденным пунктом 1 настоящего приказа.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра И.К. Дугушкина.
И.о. Министра |
Е.П. Солдатова |
Утверждено
приказом Министерства образования
Республики Мордовия
от "23".06.2021 г. N 540
Положение
о мониторинге образовательных результатов школ с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях в Республике Мордовия
1. Общие положения.
1.1. Настоящее Положение определяет цели, задачи, показатели мониторинга образовательных результатов школ с низкими образовательными результатами и/или функционирующих в неблагоприятных социальных условиях (далее - ШНОР, ШНСУ), методику их расчета, методы сбора и анализа информации для принятия управленческих решений.
1.2. Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 18 декабря 2019 г. N 1684/694/1377 "Об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях"; приказом Министерства образования Республики Мордовия от 28.04.2020 г. N 414 "Об утверждении Региональной программы поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях в Республике Мордовия на 2020 - 2022 годы".
1.3. Мониторинг образовательных результатов ШНОР, ШНСУ основан на принципах объективности и достоверности информации, полученных результатов, открытости процедур, обеспечивающих принятие эффективных управленческих решений.
1.4. Глоссарий:
1) Школа с низкими образовательными результатами (ШНОР) - общеобразовательная организация, которая в течение не менее 2 учебных лет, предшествующих году проведения идентификации, по итогам федеральных и региональных оценочных процедур имеет значительную долю обучающихся, не достигших базового уровня подготовки (см. табл. 1).
2) Школа, функционирующая в неблагоприятных социальных условиях (ШНСУ) - общеобразовательная организация, обладающая высокими показателями социально-экономического неблагополучия и ресурсных дефицитов (см. табл. 2).
2. Цели и задачи мониторинга
2.1. Цель мониторинга - анализ образовательных результатов и их динамики в ШНОР, ШНСУ для подготовки методических рекомендаций и адресных программ повышения качества обучения.
2.2. Основные задачи:
1) выявить ШНОР, ШНСУ по результатам федеральных и региональных оценочных процедур;
2) проанализировать уровень сформированности профессиональных компетенций педагогических работников ШНОР, ШНСУ;
3) подготовить методические рекомендации и адресные программы повышения качества обучения для ШНОР, ШНСУ.
3. Показатели мониторинга, методика их расчета
3.1. Показатели выявления ШНОР
Формирование списка ШНОР осуществляется ежегодно по результатам федеральных и региональных оценочных процедур. К школам с низкими образовательными результатами относятся общеобразовательные организации, у которых из 9 возможных показателей выявлены 5 и более показателей. Показатели мониторинга представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Показатели
мониторинга для выявления ШНОР
N п/п |
Критерии |
Показатель |
1 |
Процентная доля обучающихся, получивших за ВПР по предмету "Русский язык. 4 класс" оценку "2" |
20% и более и/или отсутствуют обучающиеся, получившие оценку "5" |
2 |
Процентная доля обучающихся, получивших за ВПР по предмету "Математика. 4 класс" оценку "2" |
20% и более и/или отсутствуют обучающиеся, получившие оценку "5" |
3 |
Процентная доля обучающихся, получивших за ВПР по предмету "Окружающий мир. 4 класс" оценку "2" |
20% и более и/или отсутствуют обучающиеся, получившие оценку "5" |
4 |
Процентная доля обучающихся, получивших на ЕГЭ по предмету "Русский язык" результат ниже минимально установленного балла (не переступивших порог) |
30% и более и/или отсутствуют обучающиеся, получившие высокие результаты (81 балл и более) |
5 |
Процентная доля обучающихся, получивших на ЕГЭ по предмету "Математика" (базовый уровень) оценку "2" |
30% и более и/или отсутствуют обучающиеся, получившие высокие результаты (оценка "5") |
6 |
Процентная доля обучающихся, получивших на ОГЭ по предмету "Математика" оценку "2" |
30% и более и/или отсутствуют обучающиеся, получившие высокие результаты (оценка "5") |
7 |
Процентная доля обучающихся, получивших на ОГЭ по предмету "Русский язык" оценку "2" |
30% и более и/или отсутствуют обучающиеся, получившие высокие результаты (оценка "5") |
8 |
Процентная доля обучающихся основной школы, получивших по двум и более проверочным работам (ВПР) оценку "2" |
30% и более и/или отсутствуют обучающиеся, получившие оценку "5" |
9 |
Процентная доля обучающихся, продолживших обучение на уровне среднего общего образования |
менее 60% от общего количества выпускников основной школы |
3.2. Показатели выявления ШНСУ
Формирование списка ШНСУ осуществляется ежегодно по результатам регионального мониторинга. К школам, функционирующим в неблагоприятных социальных условиях, относятся общеобразовательные организации, у которых из 10 возможных показателей выявлены 6 и более показателей. Показатели мониторинга представлены в таблице 2.
Таблица 2
Показатели
мониторинга по выявлению ШНСУ
N п/п |
Критерий |
Показатель |
|
1 |
Процентная доля обучающихся, воспитывающихся в неполных семьях |
более 30% от обшей численности обучающихся |
|
2 |
Процентная доля обучающихся, воспитывающихся в семьях, где оба родителя являются безработными |
более 10% от общей численности обучающихся |
|
3 |
Процентная доля обучающихся, воспитывающихся в неполных семьях, где единственный родитель является безработным |
более 5% от общей численности обучающихся |
|
4 |
Процентная доля обучающихся, воспитывающихся в семьях, где оба родителя (единственный родитель) не имеют(ет) высшего образования |
более 70% от общей численности обучающихся |
|
5 |
Процентная доля обучающихся, проживающих в неудовлетворительных жилищных условиях |
более 20% от общей численности обучающихся |
|
6 |
Процентная доля обучающихся, для которых русский язык не является родным |
более 20% от общей численности обучающихся |
|
7 |
Процентная доля обучающихся из числа переселенцев |
более 10% от общей численности обучающихся |
|
8 |
Процентная доля обучающихся, охваченных внеурочной деятельностью |
менее 70% от общей численности обучающихся |
|
9 |
Количество правонарушений, совершенных обучающимися |
наличие |
|
10 |
Количество обучающихся, стоящих на профилактическом учете |
наличие |
3.3. Выявление динамики образовательных результатов ШНОР и ШНСУ, анализ уровня сформированности профессиональных компетенций педагогических работников ШНОР и ШНСУ осуществляется ежегодно по показателям, представленным в таблицах 3, 4, 5.
Таблица 3
Выявление динамики образовательных результатов
Показатель |
Единица измерения |
1. Динамика индекса низких результатов по процедурам оценки качества образования: |
|
- Доля неудовлетворительных оценок по результатам Всероссийских проверочных работ |
процент |
- Доля участников ОГЭ/ЕГЭ, не преодолевших минимальный порог по двум и более предметам |
процент |
- Доля учащихся, не получивших аттестат, от общего числа выпускников |
процент |
2. Доля результатов региональных диагностических работ, соответствующих результатам внутришкольного контроля |
процент |
Таблица 4
Учет педагогических работников ШНОР/ШНСУ, прошедших диагностику профессиональных дефицитов/предметных компетенций
Показатель |
Единица измерения |
1. Доля педагогических работников ШНОР/ШНСУ, прошедших диагностику профессиональных дефицитов/предметных компетенций |
процент |
- Доля педагогических работников, принявших участие в процедурах по оценке предметных и методических компетенций (регионального, федерального уровней) в отчетном периоде |
процент |
- Доля педагогических работников, участвовавших в оценочных процедурах, не достигших порога базового уровня сформированности компетенций (предметный блок) |
процент |
- Доля педагогических работников, участвовавших в оценочных процедурах, не достигших порога базового уровня сформированности компетенций (методический блок) |
процент |
2. Доля педагогических работников ШНОР/ШНСУ, показавших в результате независимой диагностики положительную динамику уровня профессиональных компетенций (предметных и методических) |
процент |
3. Доля педагогов школ, включенных в активные формы саморазвития: |
процент |
- Доля педагогических работников, своевременно прошедших повышение квалификации (1 раз в три года) |
процент |
- Доля педагогических работников, принимающих участие в конкурсах профессионального мастерства |
процент |
Таблица 5
Организация сетевого взаимодействия и обмена опытом между школами и учителями
Показатель |
Единица измерения |
|
Доля ШНОР/ШНСУ, вовлеченных в сетевое взаимодействие со школами-лидерами |
процент |
|
Обмен ресурсами: проведение консультаций, семинаров, стажировок и т.п. |
количество |
|
Доля педагогов ШНОР/ШНСУ, включенных в деятельность профессиональных сообществ |
процент |
4. Методы сбора и анализа информации
4.1 Информацией для анализа являются:
1) результаты федеральных (ОГЭ, ЕГЭ, ВПР) и региональных оценочных процедур;
2) опрос участников образовательных отношений (руководителей общеобразовательных организаций, педагогических работников, обучающихся и их родителей);
3) социологические исследования;
4) информативно-целевой анализ документов (включая официальные сайты общеобразовательных организаций).
4.2. По каждой ШНОР, ШНСУ проводится анализ внутренних и внешних причин результатов обучения.
4.3. На основе проведенного анализа совместно с педагогическими коллективами ШНОР, ШНСУ разрабатывается программа (дорожная карта) повышения качества обучения, адресные практические рекомендации, программы повышения квалификации педагогов, планируются активные формы работы с родительским сообществом и обучающимися для создания атмосферы заинтересованности в повышении результатов обучения.
4.4. Результаты мониторинга могут быть основой для принятия эффективных управленческих решений на уровне региона, муниципалитета, образовательной организации по повышению качества обучения в ШНОР, ШНСУ.
4.5. По результатам ежегодных мониторингов выявляется динамика показателей результатов обучения ШНОР, ШНСУ и эффективность принятых мер.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования Республики Мордовия от 23 июня 2021 г. N 540 "Об утверждении Положения о мониторинге образовательных результатов школ с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях"
Текст приказа опубликован не был