Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июня 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Калашниковой М.Г., судей Гиданкиной А.В. и Илюшникова С.М., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Ростелеком" - Пилюшенко В.С. (доверенность от 06.12.2011) и Анисимова Е.И. (доверенность от 07.06.2011), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан, извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 12.12.2012 (судья Алиев А.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2013 (судьи Цигельников И.А., Афанасьева Л.В., Белов Д.А.) по делу А15-1790/2012, установил следующее.
ОАО "Ростелеком" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан (далее - управление) о признании недействительным приказа от 16.03.2012 N 47 "О внесении изменений в региональный раздел реестра хозяйствующих субъектов по Республике Дагестан, имеющих долю на рынке товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случае признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов" в части включения общества в приложение N 2 к названному приказу (уточненные требования).
Решением суда от 12.12.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.02.2013, требование общества удовлетворено, поскольку при принятии оспариваемого приказа управление нарушило Правила формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее - Реестр), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2007 N 896 (далее - Правила N 896).
В кассационной жалобе управление просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, внесение изменений в Реестр произведено на законных основаниях. После реорганизации ОАО "Дагсвязьинформ" выполняемые им функции не изменились и общество продолжает работать в том же сегменте товарного рынка. Управление не согласно с выводом судов об отсутствии законных оснований для включения общества в Реестр, полагая, что как такового включения не произошло, а были внесены изменения в связи с реорганизацией. Уменьшение доли хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке не произошло, границы товарного рынка, на котором действовало ОАО "Дагсвязьинформ", не расширены, общество находится в Реестре по тем же видам услуг, что и ОАО "Дагсвязьинформ".
В отзыве на жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители общества повторили доводы, изложенные в отзыве.
Изучив материалы дела и выслушав представителей общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 01.04.2011 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности ОАО "Дагсвязьинформ" путем реорганизации в форме присоединения к обществу, о чем выдано свидетельство серии 78 N 008200610.
Управление издало приказ от 16.03.2012 N 47 "О внесении изменений в региональный раздел реестра хозяйствующих субъектов по Республике Дагестан, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов". В соответствии с приложением N 2 Дагестанский филиал общества включен в Реестр.
Полагая, что приказ является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным в части включения в приложение N 2 Дагестанского филиала общества.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган ведет реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов. Порядок формирования и ведения Реестра устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 4 Правил N 896 включение в Реестр сведений о хозяйствующем субъекте независимо от места его государственной регистрации осуществляется по решению территориального органа Федеральной антимонопольной службы - если хозяйствующий субъект имеет долю в размере более чем 35% на соответствующем товарном рынке одного или нескольких субъектов Российской Федерации (территория, на которой осуществляет свою деятельность территориальный орган Федеральной антимонопольной службы). Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке определяется антимонопольным органом по результатам анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта. Результаты анализа отражаются в аналитическом отчете (пункт 8 Правил N 896).
В соответствии с пунктом 13 Правил N 896 основанием для принятия решения о включении сведений о хозяйствующем субъекте в Реестр является аналитический отчет, подготовленный по итогам анализа состояния конкуренции на товарном рынке, проведенного антимонопольным органом по собственной инициативе или решение суда о включении сведений о хозяйствующем субъекте в реестр.
Основаниями для принятия решения о внесении изменений в содержащиеся в реестре сведения о хозяйствующих субъектах являются аналитический отчет, содержащий сведения об изменении информации о товарном рынке, на котором действует хозяйствующий субъект; документы, подтверждающие изменение сведений о хозяйствующем субъекте (группе лиц); решение суда о внесении изменений в содержащиеся в реестре сведения (пункт 15 Правил N 896).
Проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке не требуется при установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта, когда хозяйствующий субъект осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии, а также при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденных по признакам нарушения частей 1, 1.2 и 3 статьи 11 и статей 14 - 18 Закона о защите конкуренции (пункт 1.4 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 N 220, далее - Порядок N 220).
Административные процедуры, осуществляемые в рамках исполнения государственной функции по ведению Реестра, а также последовательность действий, выполняемых в рамках каждой процедуры, определены в разделе 3 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по ведению реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 17.01.2007 N 6. Согласно пункту 3.4 Административного регламента основанием для начала исполнения административных процедур по включению хозяйствующего субъекта в Реестр, исключению хозяйствующего субъекта из Реестра, внесению изменений в Реестр (изменение информации о хозяйствующем субъекте, включенном в Реестр), является аналитический отчет, подготовленный в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства; при рассмотрении ходатайства, уведомления; по итогам рассмотрения заявления хозяйствующего субъекта; по итогам анализа состояния конкуренции на товарных рынках, проведенного антимонопольным органом в плановом или инициативном порядке. Выполнение соответствующих административных процедур может осуществляться в порядке исполнения судебного решения, а также в связи с ликвидацией юридического лица (прекращением деятельности индивидуального предпринимателя). Структурное подразделение антимонопольного органа, осуществляющее контроль и надзор на соответствующем товарном рынке, обеспечивает подготовку аналитического отчета, содержащего результаты анализа состояния конкуренции на товарном рынке, проведенного в соответствии с Порядком N 220.
Суд первой инстанции установил, что включение общества в соответствующий Реестр произведено на основании полученных управлением сведений о реорганизации юридических лиц в форме присоединения. Доказательства, подтверждающие проведение антимонопольным органом анализа товарного рынка и составления аналитического отчета, в суд первой инстанции не предоставлены. Общество включено в Реестр по виду товарного рынка, виду продукции (услуг) и доли на товарном рынке, по которым ранее в Реестре находилось ОАО "Дагсвязьинформ".
Довод управления о проведении анализа и оценки состояния конкурентной среды не является основанием для отмены судебных актов ввиду следующего. Указанный довод в суде первой инстанции антимонопольный орган не приводил. Аналитические отчеты предоставлены только в апелляционный суд, обоснование невозможности направить указанные документы в суд первой инстанции отсутствует. Два отчета составлены в отношении иных лиц, временной интервал исследования - 2009 год; третий отчет составлен в отношении общества, однако, как видно из временного интервала исследования товарного рынка, указанный отчет составлен после обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Довод управления о нецелесообразности проведения анализа товарного рынка и составления аналитического отчета опровергает предыдущий довод заявителя жалобы. Названный довод отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку указанными выше нормативными актами установлены требования о проведении анализа рынка при внесении изменений в Реестр.
С учетом приведенных правовых норм суды пришли к правильному выводу, что включение в Реестр не может быть произведено без учета фактического положения хозяйствующего субъекта на соответствующем рынке на момент включения. При этом основанием для принятия соответствующего решения является аналитический отчет или поступившее в установленном порядке судебное решение о включении в Реестр соответствующего хозяйствующего субъекта. Включение хозяйствующего субъекта в Реестр лишь на основании его правопреемства по отношению к содержащемуся в Реестре хозяйствующему субъекту названными нормативными актами не предусмотрено. При таких обстоятельствах суды обоснованно указали, что без соответствующего анализа и аналитического отчета у управления не имелось необходимых оснований для принятия решения о включении в Реестр сведений об обществе.
Суды первой и апелляционной инстанций на основании всестороннего, объективного и полного исследования представленных в материалы дела доказательств пришли к правильному выводу о том, что антимонопольный орган в нарушение названных норм права не провел соответствующий анализ в отношении общества, в связи с чем решение о внесении изменений в Реестр в части включения в него общества, правомерно признано судами недействительным.
Основания для отмены судебных актов по доводам, изложенным в кассационной жалобе, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 12.12.2012 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2013 по делу N А15-1790/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Г. Калашникова |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.