Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Департамента культурного
наследия города Москвы
от 15 декабря 2022 г. N 513
Программа
профилактики рисков причинения вреда объектам культурного наследия на 2023 год
1. Анализ текущего состояния осуществления государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия, профилактической деятельности
1.1. Виды осуществляемого Департаментом культурного наследия города Москвы (далее - Департамент) государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (далее - государственный контроль (надзор) в области охраны объектов культурного наследия):
региональный государственный контроль (надзор) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия;
федеральный государственный контроль (надзор) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия.
1.2. Объекты государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия:
деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц по содержанию, сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия;
объекты культурного наследия федерального значения, объекты культурного наследия регионального значения, выявленные объекты культурного наследия и объекты, обладающие признаками объекта культурного наследия, зоны охраны объектов культурного наследия федерального значения, зоны охраны объектов культурного наследия регионального значения, защитные зоны объектов культурного наследия федерального значения, защитные зоны объектов культурного наследия регионального значения.
1.3. Предмет государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия.
Предметом государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия являются соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами (далее - организация; гражданин; контролируемые лица) установленных Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ), другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы и органов местного самоуправления обязательных требований в области охраны объектов культурного наследия (далее - обязательные требования).
На сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сайт Департамента) размещены Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия, утвержденный первым заместителем руководителя - главным инспектором в области государственной охраны объектов культурного наследия города Москвы, и Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия, утвержденный первым заместителем Министра культуры Российской Федерации.
Также на п. 6 ст. 47.6 Федерального закона N 73-ФЗ (приложение 3), об утверждении охранного обязательства собственника (пользователя) объекта культурного наследия, оформленного в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 9 апреля 2013 г. N 214-ПП (приложение 4).
1.4. Данные о проведенных мероприятиях по государственному контролю (надзору) в области охраны объектов культурного наследия.
В рамках осуществления государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия Департаментом за истекший период 2022 года проведено 792 инспекционных визита и 4 рейдовых осмотра.
Без взаимодействия с контролируемыми лицами проведено 1 236 контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе 864 мероприятия по контролю за сроками проведения работ, предусмотренные актами технического состояния объектов культурного наследия.
За истекший период 2022 года Департаментом возбуждено 131 дело об административных правонарушениях, проведено 46 административных расследований.
1.5. Данные о проведенных мероприятиях по профилактике нарушений обязательных требований.
Разработаны и размещены на сайте Департамента 15 руководств, разъяснений и методических рекомендаций по соблюдению обязательных требований.
Сотрудниками Департамента проведено 8 лекций-семинаров. Большая часть мероприятий проведена посредством видео-конференц-связи.
Проанализирована и обобщена практика осуществления Департаментом государственного надзора в области государственной охраны объектов культурного наследия за 2021 год, соответствующее обобщение размещено на сайте Департамента.
Сформирован и размещен на сайте Департамента перечень наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований.
За истекший период 2022 года Департаментом выдано 487 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований. Доля исполнения (предотвращения правонарушений) субъектами надзора предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований составила 65%.
Должностными лицами Департамента проведено 520 консультирований о порядке и сроках исполнения обязательных требований с контролируемыми лицами, которым по результатам контрольных (надзорных) мероприятий за исполнением требований предписаний о выполнении работ, указанных в актах технического состояния объектов культурного наследия, направлены предостережения либо предписания. В ходе таких мероприятий разъясняются обязательные требования в области охраны объектов культурного наследия, порядок и сроки их исполнения.
Проведено 12 профилактических визитов, в том числе 10 обязательных. Доля исполнения контролируемыми лицами рекомендаций по соблюдению обязательных требований, данных в ходе профилактических визитов, составила 75%.
Также проводится индивидуальная работа по разъяснению обязательных требований в области охраны объектов культурного наследия и порядка их исполнения с приглашенными участниками заседаний рабочей группы по координации работы по пресечению, предупреждению и профилактике нарушений федерального законодательства об охране объектов культурного наследия в отношении территорий музеев-заповедников, музеев-усадеб, достопримечательных мест, иных объектов культурного наследия и их зон охраны, расположенных на территории города Москвы.
Мероприятия, предусмотренные программой профилактики нарушений обязательных требований в области охраны объектов культурного наследия города Москвы за истекший период 2022 года, выполнены в полном объеме.
1.6. Основные нарушения, выявленные Департаментом в 2022 году. Исходя из анализа дел об административных правонарушениях за истекший период 2022 года, возбужденных Департаментом, основными нарушениями обязательных требований являются:
непроведение работ по сохранению объекта культурного наследия (разработка проектной документации, проведение ремонтно-реставрационных и консервационных работ, приведение планировки объекта культурного наследия в соответствие с документацией технической инвентаризации и т.д.);
проведение работ на объектах культурного наследия с отклонением от проектной документации и выданного Департаментом разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия;
отсутствие надписи и обозначения, содержащих информацию об объекте культурного наследия;
неисполнение обязанности по разработке и согласованию с Департаментом обязательных разделов об обеспечении сохранности объектов культурного наследия в проектах земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, проводимых в границах территории объекта культурного наследия, или проектов обеспечения сохранности объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на объекты культурного наследия, а также реализации указанных проектов;
проведение работ на объектах культурного наследия без разрешительной документации (в отсутствие разрешения на проведение работ, согласованной проектной документации).
1.7. Основными причинами вышеуказанных нарушений являются:
недостаток денежных средств либо отсутствие финансирования на проведение дорогостоящих работ по сохранению объекта культурного наследия;
сознательное нарушение обязательных требований в связи с недооценкой возможности применения Департаментом штрафных санкций и иных мер воздействия;
недостаточный уровень правовой грамотности собственников и иных законных владельцев объектов культурного наследия.
2. Цели и задачи реализации программы профилактики
2.1. Цели программы профилактики причинения вреда объектам культурного наследия на 2023 год (далее - программа профилактики):
предупреждение нарушений обязательных требований в области охраны объектов культурного наследия;
предотвращение рисков причинения вреда объектам культурного значения.
2.2. Задачи программы профилактики:
создание условий для доведения обязательных требований в области охраны объектов культурного наследия до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения (выполнения);
устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований в области охраны объектов культурного наследия и (или) причинению вреда (ущерба) объектам культурного наследия;
стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований в области охраны объектов культурного наследия всеми контролируемыми лицами.
3. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
3.1. Профилактические мероприятия, проводимые Департаментом в рамках государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия:
информирование;
обобщение правоприменительной практики;
объявление предостережения;
консультирование;
профилактический визит.
3.2. Информирование.
Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на сайте Департамента в сети Интернет по адресу: https://www.mos.ru/dkn/, в средствах массовой информации и в иных формах.
Департамент размещает и поддерживает в актуальном состоянии на сайте Департамента следующую информацию:
1. Тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия.
2. Перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции.
3. Руководства по соблюдению обязательных требований, разработанные и утвержденные в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".
4. Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований.
5. Программа профилактики рисков причинения вреда.
6. Исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться Департаментом у контролируемого лица.
7. Сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований.
8. Сведения о порядке досудебного обжалования решений Департамента, действий (бездействия) его должностных лиц.
9. Доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики Департамента.
10. Иные сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами города Москвы.
3.3. Обобщение правоприменительной практики.
Департамент готовит проект доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики (далее - доклад), и обеспечивает его публичное обсуждение.
Доклад утверждается правовым актом Департамента и размещается на его официальном сайте в сети Интернет в срок не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным.
3.4. Объявление предостережения.
В случае наличия у Департамента сведений о готовящихся нарушениях или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Департамент объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Контролируемое лицо вправе в течение 15 рабочих дней после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований подать в Департамент возражения в отношении указанного предостережения с обоснованием позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) организации, гражданина, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.
Департамент рассматривает возражения, по итогам направляет контролируемому лицу решение об отказе в удовлетворении возражений либо об удовлетворении возражений в форме отмены объявленного предостережения в течение 20 рабочих дней со дня получения возражений.
3.5. Консультирование.
Консультирование контролируемых лиц и их представителей осуществляется должностным лицом Департамента в формах, установленных ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", в том числе посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического визита, а также посредством размещения на сайте Департамента письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом Департамента, по однотипным обращениям контролируемых лиц и их представителей.
Консультирование осуществляется при условии, что контролируемому лицу ранее не предоставлялась информация по итогам консультирования и не направлялись ответы на обращения по вопросам, содержащимся в обращении о консультировании.
Консультирование посредством видео-конференц-связи либо на личном приеме осуществляется по предварительной записи по обращениям контролируемых лиц и их представителей, направленным в адрес Департамента.
В течение 5 рабочих дней с момента поступления обращения контролируемого лица или его представителя должностное лицо Департамента направляет уведомление о дате и времени консультации, способе (формате), месте ее проведения или информации, необходимой для подключения к видео-конференц-связи, либо о размещении на сайте Департамента письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом Департамента, по вопросам, аналогичным указанным в обращении о консультировании.
Должностные лица Департамента предоставляют консультирование по следующим вопросам:
о порядке исполнения обязательных требований, в том числе требований выданного Департаментом предписания, объявленного Департаментом предостережения;
о порядке исполнения судебных решений, вынесенных по искам Департамента;
по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия в отношении объекта контроля, собственником или иным законным владельцем которого является контролируемое лицо, обратившееся за консультированием.
Письменное консультирование осуществляется по вопросам порядка исполнения требований выданного Департаментом предписания.
3.6. Профилактический визит.
Профилактический визит проводится в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица, нахождения объекта контроля либо путем использования видео-конференц-связи. В ходе проведения профилактического визита может осуществляться консультирование контролируемых лиц.
Обязательные профилактические визиты проводятся при смене собственника объекта контроля (его части) либо иного законного владельца объекта контроля (его части).
Департамент обязан предложить проведение обязательного профилактического визита не позднее чем в течение одного года с момента поступления в Департамент информации о внесении записи о смене собственника объекта контроля (его части) либо иного законного владельца объекта контроля (его части) в Единый государственный реестр недвижимости.
Предложение о проведении профилактического визита направляется контролируемому лицу не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения и должно содержать указание о дате, времени, способе (формате), месте проведения профилактического визита или информации, необходимой для подключения к видео-конференц-связи, реквизиты для направления ответа на предложение о проведении профилактического визита (номер телефона, факса, адрес электронной почты).
Контролируемое лицо направляет согласие либо отказ от проведения обязательного профилактического визита не позднее чем за три рабочих дня до дня его проведения любым из способов, указанных в предложении о проведении профилактического визита.
Профилактический визит проводится только при наличии согласия контролируемого лица на проведение профилактического визита.
4. Ответственные лица и сроки реализации мероприятий программы профилактики
4.1. Организацию управления программой профилактики осуществляет Инспекция по надзору в области государственной охраны объектов культурного наследия Департамента (далее - Инспекция).
Ответственной за разработку программы профилактики, а также внесение изменений в программу профилактики на 2023 год и подготовку отчетности в ходе реализации программы профилактики является Инспекция.
Руководители Инспекции, Управления территориального контроля, Управления специальных городских объектов, Управления сохранения объектов археологического наследия, Управления выдачи разрешений, Управления рассмотрения документации Департамента являются ответственными за реализацию профилактических мероприятий по линии деятельности подчиненного подразделения.
4.2. Профилактические мероприятия подлежат выполнению в соответствии с планом-графиком профилактических мероприятий на 2023 год согласно приложению 1 к настоящей программе.
4.3. Оценка результативности и эффективности программы профилактики по итогам календарного года осуществляется по отчетным показателям результативности и эффективности программы профилактики согласно приложению 2 к настоящей программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.